Научная статья на тему 'МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА И ЮНОШИ'

МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА И ЮНОШИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
277
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР / МОТИВЫ / ЦЕННОСТИ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КОНТЕКСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вербицкий Андрей Александрович, Ферапонтова Мария Вячеславовна, Абрамишвили Раиса Николаевна

Представлена теоретическая модель мотивационно-ценностных детерминант нравственного выбора в подростковом и юношеском возрасте. Описаны результаты эмпирического исследования особенностей мотивационно-ценностных детерминант у представителей подросткового и юношеского возраста в условиях становления в России новой социокультурной среды. Подростки значимо отличаются от юношей в ценностных ориентациях, группоцентрической нравственной ориентацией и установками на альтруизм и труд. Испытуемые юношеского возраста отличаются наличием таких ценностей, как терпимость, принципиальность, ответственность, миросозидательная нравственная ориентация, а также установками на результат, свободу, власть и мотивацией достижения успеха. Установлено, что мотивационно-ценностные детерминанты подростков и представителей юношеского возраста имеют статистически значимые отличия. Подростки при осуществлении нравственного выбора опираются на такие ценностные ориентации, как собственный престиж, высокое материальное положение, креативность, активные социальные контакты, собственное развитие, достижения, духовное удовлетворение, сохранение собственной индивидуальности, обучение и образование, семейная жизнь, общественная жизнь, увлечения, поиск и наслаждение прекрасным, социальная активность, общение, группоцентрическая нравственная ориентация, и на такой мотив, как установка на труд. Респонденты юношеского возраста отличаются от подростков ценностными ориентациями (для них важны терпимость, принципиальность, ответственность, значимость морали для общества, представление о нравственности как о силе, природа нравственности, миросозидательная нравственная ориентация) и мотивами (мотивация достижения, установка на свободу). Эмпирически доказаны статистически значимые взаимосвязи между мотивационно-ценностными детерминантами и нравственным выбором подростков и юношей. У подростков выявлено лишь небольшое спектр взаимосвязей нравственного выбора личности с мотивационно-нравственными детерминантами, что требует дальнейших исследований. В юношеском возрасте нравственный выбор связан с ценностными ориентациями (духовное удовлетворение, социальная активность, увлечения, креативность, поиск и наслаждение прекрасным, развитие себя, сохранение собственной индивидуальности, достижение, активные социальные контакты) и с установкой на свободу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вербицкий Андрей Александрович, Ферапонтова Мария Вячеславовна, Абрамишвили Раиса Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONAL AND VALUE DETERMINANTS OF THE MORAL CHOICE OF A MODERN TEENAGER AND YOUTH

The article presents a theoretical model of motivational-value determinants of moral choice in adolescence and youth. The results of an empirical study of the peculiarities of motivational and value determinants among representatives of adolescence and youth in the conditions of the formation representatives of adolescence and youth in the conditions of the formation of a new sociocultural environment in Russia are described. Adolescents significantly differ from young people in value orientations, group-centric moral orientation, and attitudes toward altruism and work. The teenage subjects are distinguished by the presence of such values as tolerance, adherence to principles, responsibility, world-creative moral orientation, as well as attitudes towards results, freedom, power, and motivation to achieve success. It has been established that the motivational-value determinants of adolescents have statistically significant differences. When making a moral choice, adolescents rely on such value orientations as their own prestige, high financial position, creativity, active social contacts, their own development, achievements, spiritual satisfaction, the preservation of their own individuality, training and education, family life, social life, hobbies, search and the enjoyment of the beautiful, social activity, communication, group-centric moral orientation and such a motive as the orientation to work. Respondents of the youth group differ from teenagers in value orientations (tolerance, adherence to principles, responsibility, the importance of morality for society, the idea of morality as a force, the nature of morality, world-creative moral orientation) and motives (achievement motivation, installation on freedom) are important for them. Statistically significant relationships between motivational-value determinants and the moral choice of adolescents and young men have been empirically proven. Adolescents revealed only a small range of relationships between the moral choice of the individual and motivational and moral determinants, which requires further research. For young people, moral choice is associated with value orientations (spiritual satisfaction, social activity, hobbies, creativity, search for and enjoyment of the beautiful, self-development, preservation of one's own individuality, achievement, active social contacts) and with the orientation to freedom.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА И ЮНОШИ»

Педагогика и психология образования. 2022. № 3 DOI: 10.31862/2500-297X-2022-3-185-199

А.А. Вербицкий , М.В. Ферапонтова,

© Вербицкий, А.А. Ферапонтова М.В., Абрамишвили Р.Н., 2022

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 international License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 international License

Р.Н. Абрамишвили

Московский педагогический государственный университет, 119435 г. Москва, Российская Федерация

Мотивационно-ценностные детерминанты нравственного выбора современного подростка и юноши

Представлена теоретическая модель мотивационно-ценностных детерминант нравственного выбора в подростковом и юношеском возрасте. Описаны результаты эмпирического исследования особенностей мотива-ционно-ценностных детерминант у представителей подросткового и юношеского возраста в условиях становления в России новой социокультурной среды. Подростки значимо отличаются от юношей в ценностных ориен-тациях, группоцентрической нравственной ориентацией и установками на альтруизм и труд. Испытуемые юношеского возраста отличаются наличием таких ценностей, как терпимость, принципиальность, ответственность, миросозидательная нравственная ориентация, а также установками на результат, свободу, власть и мотивацией достижения успеха. Установлено, что мотивационно-ценностные детерминанты подростков и представителей юношеского возраста имеют статистически значимые отличия. Подростки при осуществлении нравственного выбора опираются на такие ценностные ориентации, как собственный престиж, высокое материальное положение, креативность, активные социальные контакты, собственное развитие, достижения, духовное удовлетворение, сохранение собственной индивидуальности, обучение и образование, семейная жизнь, общественная жизнь, увлечения, поиск и наслаждение прекрасным, социальная активность, общение, группоцентрическая нравственная ориентация, и на такой мотив, как установка на труд. Респонденты юношеского возраста отличаются от подростков ценностными ориентациями (для них важны _ терпимость, принципиальность, ответственность, значимость морали ¡5 §

ф ск

Т X

г-т X X

ш ¡5

С 1=

для общества, представление о нравственности как о силе, природа нравственности, миросозидательная нравственная ориентация) и мотивами (мотивация достижения, установка на свободу). Эмпирически доказаны статистически значимые взаимосвязи между мотивационно-ценностными детерминантами и нравственным выбором подростков и юношей. У подростков выявлено лишь небольшое спектр взаимосвязей нравственного выбора личности с мотивационно-нравственными детерминантами, что требует дальнейших исследований. В юношеском возрасте нравственный выбор связан с ценностными ориентациями (духовное удовлетворение, социальная активность, увлечения, креативность, поиск и наслаждение прекрасным, развитие себя, сохранение собственной индивидуальности, достижение, активные социальные контакты) и с установкой на свободу. Ключевые слова: нравственный выбор, мотивы, ценности, подростковый возраст, юношеский возраст, нравственность, психолого-педагогическая теория контекстного образования

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Вербицкий А.А., Ферапонтова М.В., Абрамишви-ли Р.Н. Мотивационно-ценностные детерминанты нравственного выбора современного подростка и юноши // Педагогика и психология образования. 2022. № 3. С. 185-199. DOI: 10.31862/2500-297Х-2022-3-185-199

DOI: 10.31862/2500-297X-2022-3-185-199

A.A. Verbitsky , M.V. Ferapontova, R.N. Abramishvili

Moscow Pedagogical State University, Moscow, 119435, Russian Federation

Motivational and value determinants of the moral choice « of a modern teenager and youth

u

(D CK T X

E o The article presents a theoretical model of motivational-value determinants o ^

feg of moral choice in adolescence and youth. The results of an empirical S1 S study of the peculiarities of motivational and value determinants among

representatives of adolescence and youth in the conditions of the formation

of a new sociocuLturaL environment in Russia are described. Adolescents significantly differ from young people in value orientations, group-centric moral orientation, and attitudes toward altruism and work. The teenage subjects are distinguished by the presence of such values as tolerance, adherence to principles, responsibility, world-creative moral orientation, as well as attitudes towards results, freedom, power, and motivation to achieve success. It has been established that the motivational-value determinants of adolescents have statistically significant differences. When making a moral choice, adolescents rely on such value orientations as their own prestige, high financial position, creativity, active social contacts, their own development, achievements, spiritual satisfaction, the preservation of their own individuality, training and education, family life, social life, hobbies, search and the enjoyment of the beautiful, social activity, communication, group-centric moral orientation and such a motive as the orientation to work. Respondents of the youth group differ from teenagers in value orientations (tolerance, adherence to principles, responsibility, the importance of morality for society, the idea of morality as a force, the nature of morality, world-creative moral orientation) and motives (achievement motivation, installation on freedom) are important for them. Statistically significant relationships between motivational-value determinants and the moral choice of adolescents and young men have been empirically proven. Adolescents revealed only a small range of relationships between the moral choice of the individual and motivational and moral determinants, which requires further research. For young people, moral choice is associated with value orientations (spiritual satisfaction, social activity, hobbies, creativity, search for and enjoyment of the beautiful, self-development, preservation of one's own individuality, achievement, active social contacts) and with the orientation to freedom. Key words: moral choice, motives, values, adolescence, youth, adolescence morality, psycho-pedagogical theory of context education

CITATION: Verbitsky A.A., Ferapontova M.V., Abramishvili R.N. Motivational

and value determinants of the moral choice of a modern teenager and youth.

Pedagogy and Psychology of Education. 2022. No. 3. Pp. 185-199. (In Rus.).

DOI: 10.31862/2500-297X-2022-3-185-199

Нравственность представляет собой способ отражения человеком ^ ^ социальной действительности, а также критерий его поступков, явля- ^ 5 ясь одной из наиболее важных показателей взаимоотношений человека

Введение

и

ф с^

Т X

1- о

Р 5

и общества. В соответствии со стратегией развития воспитания в Российской Федерации на 2015-2025 гг., духовно-нравственное развитие личности является одной из приоритетных задач образования. В Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) общего среднего и высшего образования подчеркивается приоритетность формирования компетентности обучающихся в решении нравственных проблем на основе существующих в обществе моральных норм, личностного выбора, ответственного отношения к социальной и профессиональной деятельности, к своим поступкам.

В связи со сказанным особый интерес представляет проблема нравственного развития современной молодежи - подростков и юношей, которые воспитываются в условиях становления в России новой социокультурной среды. Современный этап развития российского общества характеризуется трансформацией общественного сознания, оказывающего влияние на формирование морально-нравственных ориентиров как всего общества, так и отдельной личности. Вектор и характер развития российского общества, будущее страны во многом зависят от того, как решаются проблемы нравственного развития личности.

Вопрос о том, какие психологические особенности каждого человека обусловливаютего моральное сознание и нравственный выбор, имеет важнейшее значение на современном этапе развития российского общества. Ответ на этот вопрос будет способствовать решению проблем формирования нравственного поведения современных подростков, юношей и взрослых.

В России и за рубежом проведено значительное число психологических исследований по проблемам морали и нравственности молодежи [6]. Зарубежная психологическая наука рассматривает нравственность как регулятор поведения в ситуации нравственного выбора с позиций нескольких подходов. В психоанализе при объяснении нравственности как основы нравственного выбора основное внимание уделяется внутри-психическим процессам (А. Адлер, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон). В исследованиях сторонников бихевиоризма проблемы формирования нравственного поведения рассматривались А. Бандурой, Дж. Роттером, Б.Ф. Скиннером. Взаимосвязи нравственной регуляции поведения со сформированностью нравственных убеждений изучалось в работах Л. Колберга и Ж. Пиаже; зависимость поведения от присво-ш к ения общечеловеческих ценностей рассматривалась в трудах А. Мас-Е о лоу и К. Роджерса. Российский психолог Л.С. Выготский рассматривал

J

Современные исследования в отечественной социальной философии затрагивают разные стороны нравственного выбора: осмысление его особенностей (С.Ф. Анисимов, В.Т. Ефимов, В.М. Кореньков, Н.Н. Мокроусов, Т.В. Холостова и др.); общественная детерминированность индивидуального сознания и поведения, нравственная сущность поступка (С.Ф. Анисимов, Л.М. Архангельский, В.А. Василенко, А.А. Гусейнов, Г.Л. Тульчинский и др.).

Автор теории контекстного образования А.А. Вербицкий разделяет понятия «мораль» и «нравственность» по критерию «внешнее-внутреннее». Мораль представляет собой внешние, объективно существующие в любой стране законы, производственные и экологические требования и стандарты, правила поведения человека в семье и обществе, национальные и религиозные традиции, нормы и т.п. А нравственность - внутреннее отношение человека к нормам морали, качество его личности. Нравственность - это мера приближения поведения личности к нормам морали [1]. Нравственный человек действует согласно нормам морали, в противном случае он совершает безнравственный поступок [2].

Нравственный выбор имеет мотивационно-ценностную детерминированность, при этом ценностные ориентации вбирают в себя систему личностных смыслов, являясь связующим звеном нравственного сознания и поведения человека, а мотивы определяют направленность деятельности субъектов [3].

Как известно, формирование нравственного опыта человека обусловлено внутренними и внешними условиями его жизни, поведения и деятельности. Внешними условиями в подростковом возрасте являются взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности и ситуациях, в которых необходимо сделать нравственный выбор. Внутренние условия - уровень развития нравственного сознания, произвольного поведения, их детерминированность и взаимосвязанность. В структуре нравственности на первое место выдвигается осознанное соблюдение моральных норм в соответствии с собственными ценностными ориентациями [4; 5].

Специфика развития личности в юношеском возрасте заключается в том, что юноша стремится проявиться перед обществом и самим собой как личность в различных жизненных ситуациях, в том числе в ситуациях выбора линии поведения и совершения поступка. В этом возрасте ^ к юноша обретает потенциал становления себя как полноценной лично- g ¡5 сти, освобождается от зависимости от референтной группы. Приобрете- ^ § ние данной независимости сопровождается сильными эмоциональными ^ 5 переживаниями

Одним из авторов статьи М.В. Ферапонтовой была разработана теоретическая модель мотивационно-ценностных детерминант нравственного выбора в подростковом и юношеском возрасте (рис. 1).

Рис. 1. Теоретическая модель мотивационно-ценностных детерминант нравственного выбора личности в подростковом и юношеском возрасте

1- о

Р ^

^ о

2- х

^ X

ш ¡5

С 1=

Выделены и описаны следующие этапы процесса нравственного выбора.

1. Осознание проблемы. Идентификация проблемы нравственного выбора (нравственной дилеммы). Осознание - начало осуществления выбора.

2. Влияние внутренних детерминант:

- мотивов (потребности, цели, намерения, побуждения и свойства личности, детерминирующие поведение человека);

- ценностных ориентаций (критерии, по которым оценивается правильность чего-либо, этические идеалы, высшие принципы человеческой жизни, особенности нравственного самоопределения личности);

- индивидуальных особенностей (пол, возраст, соответствие уровню нравственного развития в данный возрастной период); они рассматриваются как следствия влияния на развитие индивида генома и среды, учет которых необходим, т.к. они могут оказывать существенное влияние на весь процесс принятия решения и дифференцировать другие детерминанты нравственного выбора.

В совокупности эти детерминанты оказывают определяющую роль в структуре нравственного выбора и являются его ядром, обеспечивающим линию всего нравственного поведения.

3. Учет внешних факторов. В основе принимаемого решения лежит учет ряда внешних условий, способствующих или препятствующих совершению выбора. Например, человеку приходится действовать добровольно или по принуждению, есть у него физические возможности совершения поступка и т.д. Внешние факторы могут способствовать нравственному выбору, быть нейтральными или же препятствовать ему.

4. Анализ результатов нравственного выбора. В процессе принятия решения ведется анализ результатов того, что может произойти при совершении действия, каким будет итог, производится выбор из возможных альтернатив для принятия правильного решения.

5. Осуществление нравственного выбора. На основе анализа совокупности всех факторов осуществляется нравственный выбор и совершается поступок (как действие или бездействие). Явный результат возникает сразу, в некоторых случаях результат может иметь отсроченное действие. Данный этап включает получение обратной связи и дальнейшего возможного изменения действий.

Методика исследования

На основании проведенного теоретического анализа нами было разработано и проведено исследование мотивационно-ценностных детерминант нравственного выбора личности в подростковом и юношеском возрасте. В нем приняли участие 306 человек, разделенных на две группы (164 подростка в возрасте от 11 до 15 лет, 142 испытуемых юношеского возраста от 18 до 23 лет). Эмпирическое исследование было проведено в Московском педагогическом государственном университете и в школах № 518, 1900, 1955 г. Москвы, в период с 2016 по 2018 г.

Применялись следующие психодиагностические методики исследования: терминальных ценностей (И.Г. Сенин); мотивации успеха и боязни неудачи (А.А. Реан); мотивации к достижению успеха (Т. Элерс); социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (О.Ф. Потемкина); реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова); уровня развития морального сознания (Л. Колберг); отношения к соблюдению нравственных норм (А.Б. Купрейченко); нравственного самоопределение личности (А.Е. Воробьева, А.Б. Купрейченко).

Результаты исследования

В результате проведенного исследования установлено, что современные подростки (п = 164) характеризуются нравственной инфантильностью, т.к. число подростков, находящихся на уровне ниже нормы, превышает тех, кто находится на уровне нормы. Это свидетельствует о том, | что нравственный выбор имеет небольшой спектр мотивационно-нрав- ш к ственных детерминант, что приводит к неправильному выбору с точки Е о зрения нравственного поведения. го ^

Для испытуемых юношеского возраста (п = 142) характерно такое же х

превышение числа юношей, находящихся ниже нормы нравственного

С 1=

191

развития, наднаходящимися на уровне нормы. В юношеском возрасте мотивационно-ценностные детерминанты находятся на уровне неопределенности и ситуативной изменчивости, что, как и в подростковом возрасте, может характеризоваться как проявление нравственной инфантильности.

С помощью U-критерия Манна-Уитни выявлены значительные отличия мотивационно-ценностных детерминант нравственного выбора в изучаемых выборках (табл. 1).

Таблица 1

Значимые различия мотивационно-ценностных детерминант нравственного выбора испытуемых подросткового и юношеского возраста

CK

го

^

и

Ol CK

^ X

X |_

о

о ^

|_ о

го X

ч X

Ol и

с с

Детерминанта Средний ранг, «подростковый возраст» (n = 164) Средний ранг, «юношеский возраст» (n = 142) U-критерий р-уровень

Ценности

Собственный престиж 175,54 128,05 8029,50 0,001

Креативность 167,94 136,83 9276,50 0,002

Активные социальные контакты 168,76 135,88 9142,00 0,001

Развитие себя 165,25 139,93 9717,50 0,011

Достижения 173,43 130,48 8375,50 0,001

Духовное удовлетворение 170,21 134,20 8903,00 0,001

Сохранение собственной индивидуальности 173,37 130,55 8385,00 0,001

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обучение и образование 181,36 121,33 7075,50 0,001

Общественная жизнь 179,82 123,11 7328,00 0,001

Увлечения 169,60 134,91 9004,00 0,001

Высокое материальное положение 162,82 142,74 10 115,50 0,043

Помощь милосердие к людям 164,24 141,10 9883,00 0,018

Окончание табл. 1

Детерминанта Средний ранг, «подростковый возраст» (п = 164) Средний ранг, «юношеский возраст» (п = 142) ^критерий р-уровень

Социальная активность 167,92 136,84 9278,50 0,002

Общение 165,36 139,8 9696,50 0,008

Группоцентрическая 163,75 141,67 9963,50 0,029

Поиск и наслаждение прекрасным 135,09 174,76 14 663,50 0,001

Степень развития морали 101,12 209,69 19 623,00 0,001

Терпимость 134,77 175,13 14 716,00 0,001

Принципиальность 138,67 170,62 14 075,50 0,001

Ответственность 143,54 165,00 13 277,00 0,032

Значимость морали для общества 104,22 210,42 19 726,50 0,001

Представление о нравственности как о силе слабости 130,56 180,00 15 406,50 0,001

Природа нравственности 133,84 176,21 14 869,00 0,001

Миросозидательная 131,30 179,14 15 284,50 0,001

Мотивы

Альтруизм 163,38 142,10 10 024,50 0,034

Труд 167,63 137,18 9327,000 0,002

Мотивация достижения успеха 141,84 166,96 135 555,50 0,013

Миросозидательный 131,30 179,14 15 284,50 0,001

Результат 139,86 169,25 13 881,00 0,003

Свобода 139,62 169,54 13 921,00 0,003

Власть 139,81 169,31 13 888,50 0,003

го

^

и

01

^ X

X |_

о

о ^

|_ о

го X

ч X

01 и

с с

В результате анализа было установлено, что выборки подростков и представителей юношеского возраста имеют отличия. Подростки опираются на такие ценностные ориентации, как собственный престиж, высокое материальное положение, креативность, активные социальные контакты, развитие себя, достижения, духовное удовлетворение, сохранение собственной индивидуальности, профессиональная жизнь, обучение и образование, семейная жизнь, общественная жизнь, увлечения, поиск и наслаждение прекрасным, социальная активность, общение, группоцентрическая нравственная ориентация, и на такой мотив, как установка на труд.

В отличие от подростков, респондентам юношеского возраста присущи такие ценностные ориентации, как терпимость, принципиальность, ответственность, значимость морали для общества, представление о нравственности как о силе, природа нравственности, миросозидательная нравственная ориентация, а также такие мотивы, как мотивация достижения, установка на свободу.

В результате статистического анализа нами были выявлены значимые взаимосвязи между мотивационно-ценностными детерминантами и нравственным выбором в группе подростков, разделенных относительно нормы нравственного развития, опираясь на когнитивно-генетическую теорию морального развития личности Л. Колберга [7].

У подростков, находящихся ниже уровня нормы (n = 76), обнаружена отрицательная корреляции нравственного выбора с ценностями «здоровье» и «приятное времяпрепровождение», что может являться показателем эгоистичной направленности при осуществление нравственного выбора. У подростков, находящихся на уровне нормы (n = 88), обнаружены корреляции нравственного выбора с ценностью «помощь и милосердие», а также с показателями нравственного самосознания: абсолютность морали, миросозидательная нравственная ориентация, что подтверждает вывод о том, что в основе нравственного выбора лежит более зрелое решение (рис. 2).

В выборке юношеского возраста (n = 142) было обнаружено, что нравственный выбор испытуемых с низким уровнем нравственного развития коррелирует с ценностями: «активные социальные контакты», ¡1 «развитие себя», «духовное удовлетворение», «признание и уважение», ш к а также с установкой на процесс.

iE ¡5 Полученные эмпирические результаты свидетельствуют о низкой Р ^

is ° степени развития у юношей мотивационно-ценностных детерминант, ^ и необходимых для совершения нравственного выбора, соответствующе-

го данному возрасту.

Здоровье

Приятное времяпрепровождение

Рис. 2. Корреляционная плеяда взаимосвязи мотивационно-ценностных детерминант и нравственного выбора подростков

Сплошная линия - положительная корреляция, значимая на уровне 0,05 (двухсторонняя); пунктирная линия - отрицательная корреляция, значимая на уровне 0,05 (двухсторонняя)

У представителей юношеского возраста, чей уровень нравственного развития находится на уровне нормы, обнаружены: корреляция нравственного выбора с ценностями «развитие себя», «достижение», «духовное удовлетворение», «сохранение собственной индивидуальности», «помощь и милосердие»; корреляция с особенностями нравственного самосознания: значимость морали для общества, природа нравственности, гуманистическая ориентация, отрицательная связь с ценностью «эгоизм» и установкой на деньги.

Сравнение групп, находящихся на уровне нравственного развития ниже нормы и на уровне нормы, показало, что испытуемые юношеского возраста обладают более широким спектром мотивационно-ценностных детерминант, чем подростки, что характеризует более зрелый и ориентированный на общечеловеческие ценности выбор (рис. 3).

Выявлены также половые отличия мотивационно-ценностных детерминант, обусловливающих нравственный выбор. В подростковом возрасте нравственный выбор мальчиков обусловлен эгоцентрической направленностью, у девочек связан с обязательностью соблюдения нравственных норм. В юношеском возрасте у девушек нравственный выбор детерминирован ценностями, особенностью которых является социальная значимость и социальная активность; у юношей нравственный выбор обусловлен мотивационно-ценностной направленностью на помощь людям и важностью морали. Полученные данные, касающи- ш к еся респондентов юношеского возраста, свидетельствую о тенденции Е о

мужской ценности, а у юношей - к увеличению значимости ценностей, ^ носящих эмоциональный характер.

появления у девушек приоритетности самореализации, т.е. традиционно й §

3 х и

Рис. 3. Корреляционная плеяда взаимосвязи мотивационно-ценностных детерминант и нравственного выбора в юношеском возрасте

Сплошная линия - положительная корреляция, значимая на уровне 0,05 (двухсторонняя); пунктирная линия - отрицательная корреляция, значимая на уровне 0,05 (двухсторонняя)

Выводы

На основе полученных данных можно сделать вывод, что современное поколение подростков и юношей характеризуются нравственной инфантильностью и, соответственно, осуществляет нравственный выбор на основе имеющегося уровня развития нравственности. Это говорит о том, что нравственный выбор имеет небольшой спектр моти-вационно-нравственных детерминант, что приводит к неправильному выбору с точки зрения нравственного поведения.

Установлено, что существуют отличия между мотивационно-цен-ностными детерминантами нравственного выбора подростков и юношей. Подростки значимо отличаются от юношей в ценностных ориен-тациях, группоцентрической нравственной ориентацией и установками на альтруизм и труд. Испытуемые юношеского возраста отличаются от подростков наличием таких ценностей, как терпимость, принципиальность, ответственность, миросозидательная нравственная ориента-я ция, а также установками на результат, свободу, власть и мотивацией ог достижения успеха.

лох У подростков выявлен лишь небольшой спектр взаимосвязей нрав-

^ 5 ственного выбора личности с мотивационно-нравственными детерминантами, что требует дальнейших исследований. В юношеском возрасте

нравственный выбор связан с ценностными ориентациями (духовное удовлетворение, социальная активность, увлечения, креативность, поиск и наслаждение прекрасным, развитие себя, сохранение собственной индивидуальности, достижение, активные социальные контакты) и с установкой на свободу.

В целом полученные данные свидетельствуют о различии мотива-ционно-ценностных детерминант в подростковом и юношеском возрасте. У испытуемых юношеского возраста более широкий спектр мотива-ционно-ценностных детерминант, чем у подростков. Это характеризует их выбор как более зрелый и ориентированный на общечеловеческие ценности.

Таким образом, выявление и изучение мотивационно-ценностных детерминант нравственного выбора в подростковом и юношеском возрасте является актуальным направлением исследований в общей психологии.

Однако, по мнению авторов статьи, несмотря на возрастающую необходимость нравственного развития молодого поколения в соответствии с принятыми в современном российском обществе моральными нормами, проблема нравственного выбора личности в подростковом и юношеском возрасте остается недостаточно изученной.

Библиографический список / References

1. Вербицкий А.А. Теория и технологии контекстного образования: Учебное пособие. М., 2017. [Verbitsky A.A. Teoriya i tekhnologii kontekstnogo obrazovaniya [Theory and technologies of contextual education]. Moscow, 2017.]

2. Вербицкий А.А. Воспитание в современной образовательной парадигме // Педагогика. 2016. № 3. С. 3-16. [Verbitsky A.A. Child rearing in the modern educational paradigm. Pedagogika. 2016. No. 3. Pp. 3-16. (In Rus.)]

3. Вербицкий А.А., Ферапонтова М.В., Бутовская Е.В. Личностные качества подростков и юношей в контексте нравственного выбора // Педагогика и психология образования. 2018. № 2. С. 89-102. [Verbitsky A.A., Ferapontova M.V., Butovskaya E.V. Personal qualities of adolescents and young men in the context of moral choice. Pedagogy and Psychology of Education. 2018. No. 2. Pp. 89-102. (In Rus.)]

4. Ермолаев В.В., Николаева Е.С., Ферапонтова М.В. Особенности формирования нравственности в когнитивных картах поколения Z в современ- го ном образовательном процессе // Когнитивная психология в контексте " к проблем современного образования: Монография. М., 2017. С. 34-50. g Е [Ermolaev V.V., Nikolaeva E.S., Ferapontova M.V. Features of the formation о ° of morality in the cognitive maps of generation Z in the modern educational ¡J g process. Kognitivnaya psikhologiya v kontekste problem sovremennogo ^ ¡^ obrazovaniya. Moscow, 2017. Pp. 34-50. (In Rus.)]

5. Ферапонтова М.В., Ермолаев В.В. Отношение поколения Z к нравственным нормам // Социальный компьютинг: основы, технологии развития, социально-гуманитарные эффекты: Материалы Четвертой Международной научно-практической конференции, Москва, 22-24 октября 2015 года. М., 2015. С. 202-206. [Ferapontova M.V., Ermolaev V.V. Generation Z attitude towards moral standards. Socialnyj kompyuting: osnovy, tekhnologii razvitiya, socialno-gumanitarnye effekty. Moscow, 2015. Pp. 202-206. (In Rus.)]

6. Юревич А.В. Эмпирические оценки нравственного состояния современного российского общества // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 4. С. 168-179. [Yurevich A.V. Empirical assessments of the moral state of modern Russian society. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2018. No. 4. Pp. 168-179. (In Rus.)]

7. Kohlberg L. Essays on moral development: The philosophy of moral development. ^l. 1, 2. N.Y., 1981.

Статья поступила в редакцию 22.04.2022, принята к публикации 20.05.2022 The article was received on 22.04.2022, accepted for publication 20.05.2022

Сведения об авторах / About the authors

i_ о

P ^

^ о

2- x

s

ш ¡5

с 1=

Вербицкий Андрей Александрович - академик РАО, доктор педагогиче-

ских наук, кандидат психологических наук

Andrey A. Verbitsky - Academician, Russian Academy of Education, Dr.

Pedagogy Hab., PhD in Psychology

Ферапонтова Мария Вячеславовна - кандидат психологических наук; доцент кафедры психологии труда и психологического консультирования Института педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет

Maria V. Ferapontova - PhD in Psychology; Assistant Professor at the Department of Labor Psychology and Psychological Counseling of the Institute of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University E-mail: ferapontovam@yandex.ru

Абрамишвили Раиса Николаевна - старший преподаватель кафедры психологии труда и психологического консультирования Института педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет

Raisa N. Abramishvili - senior lecturer at the Department of Labor Psychology and Psychological Counseling of the Institute of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University E-mail: rai1955@yandex.ru

Заявленный вклад авторов

А.А. Вербицкий - общее руководство направлением исследований, планирование исследования, участие в подготовке текста статьи

М.В. Ферапонтова - организация и участие в проведении полевых сборов и лабораторных исследований, анализ первичных данных, участие в подготовке текста статьи

Р.Н. Абрамишвили - организация и участие в проведении полевых сборов и лабораторных исследований, анализ первичных данных, участие в подготовке текста статьи

Contribution of the authors

A.A. Verbitsky - General management direction of research, planning, research, participated in drafting the article

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

M.V. Ferapontov - organization and participation in the field of fees and laboratory studies, analysis of primary data, participated in drafting the article

R.N. Abramishvili - organization and participation in the field of fees and laboratory studies, analysis of primary data, participated in drafting the article

i_ о

P ^

is о 2- x

s

ш ¡5

с ¡z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.