Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МАТЕРИНСТВЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ НРАВСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК'

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МАТЕРИНСТВЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ НРАВСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
212
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МАТЕРИНСТВЕ / ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОЙ МАМЫ / НРАВСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мерзлякова Светлана Васильевна, Голубева Марина Герасимовна, Бибарсова Надия Витальевна

Актуальность.Решение практических задач по преодолению семейно-демографического кризиса, по повышению авторитета родительства в современном обществе определяют актуальность исследований социально-психологических факторов, детерминирующих развитие брачно-семейных представлений молодежи в условиях информационной социализации. Цель. Анализ особенностей представлений о материнстве у юношей и девушек, различающихся по характеру нравственной ориентации личности.Описание хода исследования. Эмпирическое исследование, в котором приняли участие 490 студентов (126 юношей, 364 девушки), проводилось с помощью психодиагностических методик: «Нравственное самоопределение личности» А.Е. Воробьёвой, А.Б. Купрейченко, модифицированного варианта методики семантического дифференциала И.Л. Соломина, проективной методики «Незаконченные предложения», опросника «Ролевые ожидания и притязания в браке» А.Н. Волковой. На основе корреляционного анализа с последующим ранжированием была определена иерархия содержательных характеристик в представлениях о материнстве у юношей и девушек, различающихся по характеру нравственной ориентации личности.Результаты исследования. Показано, что нравственные ориентации личности являются существенным дифференцирующим фактором формирования представлений о материнстве у юношей и девушек. Образ идеальной мамы отличается наличием когнитивных искажений у девушек с эгоцентрической (негативное отношение к совместному семейному отдыху: r = -0,46, р = 0,009) и группоцентрической (установка на низкую активность при собственной реализации хозяйственно-бытовой функции в семье: r = -0,425, р = 0,012) ориента циями.Заключение. Материалы проведенного исследования указывают на необходимость коррекции брачно-семейных представлений и целенаправленного формирования позитивной нравственной позиции у студентов. Становление гуманистической и миросозидательной ориентации личности будет способствовать развитию полных, адекватных и гармоничных представлений о содержании родительской сферы у современных юношей и девушек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мерзлякова Светлана Васильевна, Голубева Марина Герасимовна, Бибарсова Надия Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF MOTHERHOOD AS DEPENDENT ON THE MORAL STRUCTURE OF PERSONALITY IN YOUNG MEN AND WOMEN

The urge to solve practical problems of overcoming family and demographic crisis, of increasing the authority of parenthood in modern society evokes the relevance of research on socio-psychological factors determining the development of marriage and family concepts in the framework of information socialization of young people.Objective. Current researchaims toanalyze the characteristics of the concept about motherhood among young men and women who dif er in the structure of moral orientation of personality.Design. An empirical study involved 490 students (126 young men, 364 young women). It was conducted with the use of a set of psychological assessment methods: “The Moral Self-Determination” by A.E. Vorobieva, A.B. Kupreychenko, a modif ed version of the semantic dif erential method by I.L. Solomin, projective techniques “Incomplete Sentences”, the questionnaire “Role Expectations and Claims in Marriage” by A.N. Volkova. On the basis of the correlational analysis with the subsequent ranking the hierarchy of content characteristics in the concept of motherhood among young men and women dif ering in the moral structure of the personality was determined.Results. It has been shown that moral structure of personality is a signif cant dif erentiating factor in the develop-ment of concepts about motherhood among young men and women. The image of the ideal mother is distinguished by cognitive distortions among young women with egocentric (negative attitude towards joint family recreation: r = -0.46 at p = 0.009) and group-centered (setting for low activity in taking up household responsibilities in the family: r = -0.425 at p = 0.012) orientations. Conclusion. The materials of the conducted research indicate the need for changes in the concepts of marriage and family and for promotion of a positive moral position among students. The development of a humanistic and world- creating orientation of the personality will contribute to the development of complete, adequate and harmonious ideas about the concepts of parenthood in modern young men and women.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МАТЕРИНСТВЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ НРАВСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК»

ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Национальный психологический журнал № 3 (43) 2021

http://npsyj.ru

Оригинальная статья УДК 159.9.075, 159.922.8

doi: 10.11621/npj .2021.0301

Представления о материнстве в зависимости от нравственной ориентации личности юношей и девушек

С.В. Мерзлякова*, Астраханский государственный университет, Астрахань, Россия ORCID: 0000-0003-4707-4886

М.Г. Голубева, Астраханский государственный университет, Астрахань, Россия ORCID: 0000-0002-5776-9369

Н.В. Бибарсова, Астраханский государственный университет, Астрахань, Россия ORCID: 0000-0001-9164-6824 *Для контактов: svetym@yandex.ru

Актуальность. Решение практических задач по преодолению семейно-демографического кризиса, по повышению авторитета родительства в современном обществе определяют актуальность исследований социально-психологических факторов, детерминирующих развитие брачно-семейных представлений молодежи в условиях информационной социализации.

Цель. Анализ особенностей представлений о материнстве у юношей и девушек, различающихся по характеру нравственной ориентации личности.

Описание хода исследования. Эмпирическое исследование, в котором приняли участие 490 студентов (126 юношей, 364 девушки), проводилось с помощью психодиагностических методик: «Нравственное самоопределение личности» А.Е. Воробьёвой, А.Б. Купрейченко, модифицированного варианта методики семантического дифференциала И.Л. Соломина, проективной методики «Незаконченные предложения», опросника «Ролевые ожидания и притязания в браке» А.Н. Волковой. На основе корреляционного анализа с последующим ранжированием была определена иерархия содержательных характеристик в представлениях о материнстве у юношей и девушек, различающихся по характеру нравственной ориентации личности.

Результаты исследования. Показано, что нравственные ориентации личности являются существенным дифференцирующим фактором формирования представлений о материнстве у юношей и девушек. Образ идеальной мамы отличается наличием когнитивных искажений у девушек с эгоцентрической (негативное отношение к совместному семейному отдыху: г = -0,46, р = 0,009) и группоцентрической (установка на низкую активность при собственной реализации хозяйственно-бытовой функции в семье: г = -0,425, р = 0,012) ориентациями.

Заключение. Материалы проведенного исследования указывают на необходимость коррекции брачно-семейных представлений и целенаправленного формирования позитивной нравственной позиции у студентов. Становление гуманистической и миросозидательной ориентации личности будет способствовать развитию полных, адекватных и гармоничных представлений о содержании родительской сферы у современных юношей и девушек.

Ключевые слова: представления о материнстве, образ идеальной мамы, нравственность, нравственные ориентации

Информация о грантах и благодарностях. Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ проекта «Личностные факторы развития семейного самоопределения в юношеском возрасте и ранней зрелости» № 20-013-00072.

Для цитирования: Мерзлякова С.В., Голубева М.Г., Бибарсова Н.В. Представления о материнстве в зависимости от нравственной ориентации личности юношей и девушек // Национальный психологический журнал. 2021. № 3 (43). С. 3-14. 10.11621/пр;.2021.0301

Поступила 2 июня 2021 / Принята к публикации 15 июля 2021

ISSN 2079-6617 Печать | 2309-9828 Онлайн

© Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2021 © Российское психологическое общество, 2021

National Psychological Journal 2021, 3 (43) http://npsyj.ru

DEVELOPMENTAL AND PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY

Original Article doi: 10.11621/npj.2021.0301

Concept of motherhood as dependent on the moral structure of personality in young men and women

Svetlana V. Merzlyakova*, Astrakhan State University, Astrakhan, Russia ORCID: 0000-0003-4707-4886

Marina G. Golubeva, Astrakhan State University, Astrakhan, Russia ORCID: 0000-0002-5776-9369

Nadia V. Bibarsova, Astrakhan State University, Astrakhan, Russia ORCID: 0000-0001-9164-6824 Corresponding author: svetym@yandex.ru

Background. The urge to solve practical problems of overcoming family and demographic crisis, of increasing the authority of parenthood in modern society evokes the relevance of research on socio-psychological factors determining the development of marriage and family concepts in the framework of information socialization of young people.

Objective. Current research aims to analyze the characteristics of the concept about motherhood among young men and women who differ in the structure of moral orientation of personality.

Design. An empirical study involved 490 students (126 young men, 364 young women). It was conducted with the use of a set of psychological assessment methods: "The Moral Self-Determination" by A.E. Vorobieva, A.B. Kupreychenko, a modified version of the semantic differential method by I.L. Solomin, projective techniques "Incomplete Sentences", the questionnaire "Role Expectations and Claims in Marriage" by A.N. Volkova. On the basis of the correlational analysis with the subsequent ranking the hierarchy of content characteristics in the concept of motherhood among young men and women differing in the moral structure of the personality was determined.

Results. It has been shown that moral structure of personality is a significant differentiating factor in the development of concepts about motherhood among young men and women. The image of the ideal mother is distinguished by cognitive distortions among young women with egocentric (negative attitude towards joint family recreation: r = -0.46 at p = 0.009) and group-centered (setting for low activity in taking up household responsibilities in the family: r = -0.425 at p = 0.012) orientations.

Conclusion. The materials of the conducted research indicate the need for changes in the concepts of marriage and family and for promotion of a positive moral position among students. The development of a humanistic and world-creating orientation of the personality will contribute to the development of complete, adequate and harmonious ideas about the concepts of parenthood in modern young men and women.

Keywords: concept of motherhood, the image of the ideal mother, morality, moral orientations

Information about grants and acknowledgments. The research was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Researches (RFBR) in the framework of scientific project № 20-013-00072 "Personal Factors of Family Self-determination Development in Adolescence and Early Adulthood".

For citation: Merzlyakova, S.V., Golubeva, M.G., Bibarsova, N.V. (2021) Concept of motherhood as dependent on the moral structure of personality in young men and women, [Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal], 3 (43), 3-14. doi: 10.11621/npj.2021.0301

Received June 2, 2021 / Accepted for publication July 15, 2021

ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2021 © Russian Psychological Society, 2021

Введение

В современной ситуации социально-экономического развития в условиях открытого и противоречивого информационного пространства вопрос о традиционных семейных ценностях приобретает особую актуальность. Масштабная пропаганда и легализация однополых браков, которые регистрируются уже в 20 странах мира, активное навязывание ценностей ЛГБТ-сообщества поставили перед государством необходимость усиления мер по сохранению и развитию института семьи и брака. В связи с этим в нашей стране сформировался социальный запрос на повышение авторитета брачно-семейных отношений в молодежной среде.

В психологической науке следует отметить интерес к изучению брачно-семейных представлений и семейных ценностей современной молодежи в условиях информационной социализации. Такие ученые как Н.Л. Москвичева, А.А. Реан, С.Н. Костромина,

Н.В. Гришина, Е.В. Зиновьева (Москвичева, Реан, Костромина и др., 2019) исследовали жизненные модели студенческой молодежи в сфере близких отношений, выявили их дифференциацию и обнаружили ориентацию респондентов на модель родительской семьи. В результате многолетнего мониторинга (1995-2016 гг.) изучена эволюция отношения к семье и семейным ценностям в студенческой среде (Вишневский, Ячме-нева, 2018). Эмпирическое исследование И.В. Анош-кина и О.А. Сычева (Аношкин, Сычев, 2019) опровергает распространенное мнение о противоречивости между гедонистическим мировоззрением и семейными ценностями молодежи. Е.Л. Горлова (Горлова, 2018) установила связь психологического возраста (уровня рефлексивного развития) и представлений о семье, отношения к матери, отцу, лицам противоположного пола у подростков. О.В. Усова и соавторы (Усова, Чевтаева, Никитина, 2020) провели анализ состояния современной российской семьи через призму понятия «социальная репрезентация» и определения ее благополучия / неблагополучия педагогами на основании

Светлана Васильевна Мерзлякова —

кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры общей и когнитивной психологии Астраханского государственного университета

ORCID: 0000-0003-4707-4886

https://asu.edu.ru/stafi773-1-merzliakova-svetlana-vasilevna.html Svetlana V. Merzlyakova —

PhD in Psychology, Associate Professor, Professor of the Department of General and Cognitive Psychology, Astrakhan State University

ORCID: 0000-0003-4707-4886

Марина Герасимовна Голубева —

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры английского языка для гуманитарных специальностей Астраханского государственного университета

ORCID: 0000-0002-5776-9369

https://asu.edu.ru/stafi7447-1-golubeva-marina-gerasimovna.html Marina G. Golubeva —

PhD in Psychology, Associate Professor, Department of English for Humanities, Astrakhan State University

ORCID: 0000-0002-5776-9369

Надия Витальевна Бибарсова —

ассистент кафедры общей и когнитивной психологии Астраханского государственного университета

ORCID: 0000-0001-9164-6824

https://asu.edu.ru/staff/1187-1-bibarsova-nadiia-vitalevna.html Nadia V. Bibarsova —

Assistant at the Department of General and Cognitive Psychology, Astrakhan State University ORCID: 0000-0001-9164-6824

демонстрируемого обучающимися поведения (про-социального или девиантного). Анализ результатов эмпирического исследования функциональной организации психосемантической системы семейной целенаправленности позволил установить динамику доминирующих ценностей, определяющих ценностно-смысловую регуляцию системы в зависимости от пола и возраста (Нозикова, 2018). Так, в юношеском возрасте для девушек доминирующим по показателю ценности является представление о своей будущей семье, для юношей — отношения с будущей супругой. В зрелости доминирующей системообразующей ценностью обладает событие рождения ребенка независимо от пола.

Исследователи фокусируют внимание на особенностях отношения к материнству девушек-студенток как особой социальной группы (Карабанова, Бурменская, Захарова и др., 2017). Важным условием, определяющим позицию девушек относительно материнства, выступает характер взаимоотношений с родителями (Бурменская, Алмазова, Карабанова и др., 2018). Позитивные эмоционально-смысловые установки в отношении материнства формируются при родительском принятии, сотрудничестве, близости. В результате исследования (Садовникова, Карабанова, Бурменская и др., 2018) установлено, что характер детско-родительских отношений (уровень и конфликтный / гармоничный стиль сепарации) обуславливает тип отношения к материнской роли на этапе вхождения во взрослость. Проблема формирования отношения к материнству затрагивается в контексте изучения влияния базисных представлений о мире и образа «Я» (КагаЬапоуа, А1тагоуа, Вигтешкауа, е1 а1., 2018), приоритетов в ценностной сфере девушек (Карабано-ва, Захарова, Бурменская, Алмазова, Долгих, Молчанов, Садовникова, 2018).

«Именно представление о будущей родительской роли становится отправной точкой для формирования внутренней позиции в отношении будущего материнства, отцовства... Мы рассматриваем родительские представления как ориентиры, с опорой на которые человек будет строить свое родительское поведение в будущем» (Захарова, Карабанова, Старостина и др., 2019, С. 107). В означенном контексте, представления о родительстве выступают в качестве ориентировочной основы осваиваемой деятельности (родительского поведения).

В контексте нашего исследования структура представлений о родительстве включает в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Когнитивный компонент — это конкретно созданный образ идеального и реального родителя (отец / мама) с набором личностных качеств, необходимых для выполнения родительских функций и освоения родительского поведения. Эмоциональный компонент включает в себя положительное отношение к семье как социальному институту и собственной семье, будущим детям, супружеским правам и обязанностям, необходимые для воспитания ребенка. Поведенческий компонент — осведомленность о способах реализации родительских функций, ролевые ожида-

ния (установка на активное выполнение семейных обязанностей брачным партнером) и ролевые притязания (готовность и умения выполнять семейные обязанности). Проблема развития представлений о материнстве у современной молодежи ставит вопрос о том, какие детерминанты способствуют формированию поведенческих установок для реализации материнской роли. В проведенных ранее исследованиях нами установлено, что пол, возраст, структура ценностных ориентаций определяют особенности представлений о материнстве у студенческой молодёжи (Merzlyakova, Golubeva, & Eremitskaya, 2019; Merzlya-kova & Bibarsova, 2020). Вместе с тем, нравственность как личностный фактор развития представлений о материнстве у современной молодежи мало исследован.

А.Б. Купрейченко, А.Е. Воробьева (Купрейченко, Воробьева, 2013) отмечают, что в настоящее время происходит оформление такой отрасли науки, как психология нравственности. Проводя анализ нравственно-психологической проблематики актуальных исследований, можно выделить следующие направления.

Исследования стадии нравственного развития, уровня развития моральных суждений и нравственного сознания являются наиболее разработанным направлением. Л.Т. Потанина и А.Н. Гусев (Потанина, Гусев, 2018) предлагают показателем нравственного развития рассматривать прагматическое / непрагматическое видение мира, то есть умение соотносить свойства объектов и явлений с позиции нравственных ценностей. С.В. Молчанов, О.В. Алмазова, Н.Н. Поскребышева (Молчанов, Алмазова, Поскребышева, 2019) установили различия в уровне моральных суждений подростков в зависимости от типа психологического благополучия. С.В. Молчанов с коллегами (Молчанов, Алмазова, Поскребышева и др., 2018) выявили взаимосвязь когнитивных способов переработки социальной информации интернет-сети и особенностей морального сознания и представлений о моральной регуляции, ответственности и моральной чувствительности.

В работах Т.И. Медведевой с соавторами (Медведева, Ениколопов, Воронцова, Казьмина, 2019) анализируются гендерные различия в принятии моральных решений. Crocetti E., Moscatelli S., Kaniusonyte G. (Crocetti, Moscatelli, Kaniusonyte, et al., 2019) обнаружили, что у девушек уровень нравственности и компетентности повышается, в то время как у юношей показатели снижаются по всем аспектам.

Ряд работ посвящен исследованиям основополагающих для нравственности свойств личности. Так, В.Д. Шадриков (Шадриков, 2018) разработал интра-индивидуальную структуру совести, которая определяет нравственное поведение человека. К высшим нравственным качествам относятся добродетельность (доброжелательность), свобода воли, любовь к другим, эмпатия и рефлексивность. Доброта как социально-психологическая категория выступала предметом анализа в исследовании зарубежных авторов (Cotney, Banerjee, 2017).

Существует ряд исследований нравственной детерминации профессиональной деятельности (Уезе1оуа & КоггЬоуа, 2020), экономической (Журавлев, Куп-рейченко, 2013) и социальной активности субъекта (Акимова, Галстян, 2019).

Отметим ряд работ, посвященных анализу методов воздействия на нравственное сознание и поведение современной молодежи. Т.А. Лопатухина, А.В. Рынке-вич (Лопатухина, Рынкевич, 2016) предлагают внести изменения в систему высшего образования за счет усиления и акцентирования в учебном процессе системы воспитания студентов, осуществляемого на основе национальных ценностей и традиций. Согласно результатам исследования П.А. Кислякова, Е.А. Шмелевой, М.О. Александрович (Кисляков, Шмелева, Александрович, 2020) доминирующими моральными основаниями и нормами просоциального поведения молодежи выступают нормы заботы, справедливости, социальной ответственности. Исследователи фокусируют внимание на целесообразности в рамках реализации дисциплин гуманитарного цикла использовать ситуативное моделирование, направленное на решение моральных дилемм (Шабалин, Первушина, 2018) и формирование установок на просоциальное поведение. Благотворительная деятельность способствует формированию у молодых людей нравственных норм и таких качеств, как бескорыстность, отзывчивость, гражданское самосознание (Попова, Попова, 2018).

Обзор публикаций по рассматриваемой тематике показывает, что связь нравственных ориентаций и представлений о материнстве у современной молодежи не выступала предметом анализа в психологических исследованиях. Представленное исследование направлено на восполнение этого пробела.

Цель и гипотеза исследования

Цель — провести анализ особенностей представлений о материнстве у юношей и девушек, различающихся по характеру нравственной ориентации личности. Нами была выдвинута гипотеза о том, что особенности представлений о материнстве определяются полом и нравственной ориентацией личности.

Задачи исследования:

1) определить характер нравственной ориентации личности у респондентов;

2) выявить содержательные характеристики представлений о материнстве в зависимости от нравственной ориентации юношей и девушек.

Методы и методики

С целью определения нравственной ориентации личности у юношей и девушек мы использовали методику «Нравственное самоопределение личности» А.Е. Воробьёвой, А.Б. Купрейченко. Испытуемым предлагалось оценить 87 утверждений по 5-балльной шкале. Методика содержит три смысловых блока: «Представления о нравственности, морали», «Нрав-

ственные стратегии» и «Нравственные ориентации личности». Блок «Нравственные ориентации личности» содержит такие шкалы, как «эгоцентрическая ориентация», «группоцентрическая ориентация», «гуманистическая ориентация», «миросозидательная ориентация». Для каждого испытуемого подсчитыва-ются баллы по каждой шкале в соответствии с ключом методики.

Для выявления особенностей представлений о материнстве мы применили следующие психодиагностические методики: метод семантического дифференциала, разработанный Ч. Осгудом, проективную методику «Незаконченные предложения», опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» А.Н. Волковой.

Исследование представлений об идеальной маме выполнено с помощью модифицированного варианта методики семантического дифференциала в пакете методик психосемантической диагностики скрытой мотивации, разработанного И.Л. Соломиным. Испытуемым предлагалось оценить с помощью набора из 18 шкал, полюса которых представлены прилагательными-антонимами, ряд понятий, характеризующих образ «идеальной мамы» и когнитивный компонент представлений о материнстве: «выполнение обязанностей», «заботливость», «личная независимость», «ответственность», «терпеливость», «трудолюбие», «уважение к другому человеку», «уравновешенность (самоконтроль)», «успешность», «эмпатия». Для определения предпочитаемой стратегии материнства мы использовали понятия «самоактуализация», «счастье». Для каждого из предложенных испытуемому понятию было рассчитано среднее арифметическое значение по факторам ценности, силы и активности.

Проективная методика «Незаконченные предложения» позволила нам изучить элементы эмоционального компонента представлений о материнстве: отношение к семье как социальному институту, собственной семье, будущим детям, семейным конфликтам, разводу, главенству и ответственности в семье, правам и обязанностям супругов, семейному отдыху и досугу. Данная методика состоит из 64 предложений, которые разделены на 16 тематических групп. В начальной части предложения указывается сфера или объект отношения. Завершая предложение, испытуемый выражает свое отношение к данной сфере.

В результате использования опросника «Ролевые ожидания и притязания в браке» А.Н. Волковой нами выявлены установки студентов на активное выполнение будущим брачным партнером семейных ролей (ролевые ожидания) и собственную личную готовность выполнять семейные обязанности (ролевые притязания) в хозяйственно-бытовой, родительско-воспитательной, эмоционально-психотерапевтической сферах, социальной активности, внешней привлекательности, которые составили поведенческий компонент представлений о материнстве.

С помощью критерия Колмогорова-Смирнова для одной выборки, критерия Шапиро-Уилкса нами было установлено, что распределение переменной «идеальная мама» значимо отличается от нормального закона,

поэтому для выявления содержательных характеристик представлений о материнстве мы использовали ранговую корреляцию Спирмена (г).

В результате процедуры ранжирования по величине коэффициента корреляции была установлена иерархия содержательных характеристик в представлениях о материнстве от наиболее важных к менее значимым. На следующем этапе, в результате сравнительного анализа были выявлены общие и специфические содержательные характеристики представлений о материнстве в зависимости от нравственной ориентации и пола респондентов.

Выборка

В исследовании приняли участие 490 студентов Астраханского государственного университета, Астраханского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Из них 126 (25,7%) юношей и 364 (74,3%) девушки.

Результаты

С помощью методики «Нравственное самоопределение личности» А.Е. Воробьёвой, А.Б. Куп-рейченко установлено, что 50 (10,2%) респондентов имеют эгоцентрическую ориентацию, 50 чел. (10,2%) — группоцентрическую ориентацию, 91 чел. (18,6%) — гуманистическую ориентацию, 213 чел. (43,5%) — миросозидательную ориентацию, 86 чел. (17,5%) — смешанную ориентацию. Из рис. 1 видно, что в группе юношей у 19 чел. (15,1%) наблюдается эгоцентрическая ориентация, у 16 чел. (12,7%) — груп-поцентрическая ориентация, у 17 чел. (13,5%) — гуманистическая ориентация, у 53 чел. (42,1%) — миросозидательная ориентация, у 21 чел. (16,6%) — смешанная ориентация. В группе девушек выявлено 31 чел. (8,5%) с эгоцентрической ориентацией, 34 чел. (9,3%) с груп-поцентрической ориентацией, 74 чел. (20,3%) с гуманистической ориентацией, 160 чел. (44%) с миросозидательной ориентацией, 65 чел. (17,9%) со смешанной ориентацией.

Таблица. Значимые корреляции содержательных характеристик образа идеальной мамы в зависимости от нравственной ориентации личности юношей и девушек

Юноши

Девушки

Содержательные характеристики образа идеальной мамы

« <и «

т я у - У я У -

и р н е о = V 3 я г г V Я я я я г ^ г V Я Й

т и и я а л II я я н н я

н р о - Я ^ £ н ^ г ^

е о я V г г О о Я Я V О

я У V « ^ к Я

о ч я я Я II г я и Я II О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

т к с и я £ч ^ н ^ о £ а и - 3 2 я « ^ я о -О т а и - я

, я

X в 8

а " 5

о 5 н ^

я ^ а ^

| 8 «

" 8 3 1 1

^н Н О *—(

I Е

о я

г 13 " £ ¡3 §

Л ^ О е

Ч 8

я 3

н о я >с

V ^н

8 I I

— в

о -О

Когнитивный компонент

Выполнение обязанностей

Заботливость

Личная независимость

Ответственность

Терпеливость

Трудолюбие

Уважение к другим людям

Уравновешенность

Успешность

Эмпатия

Эмоциональный компонент

Отношение к семье как социальному институту

Отношение к собственной семье Отношение к будущим детям Отношение к разводу Главенство и ответственность в семье Права и обязанности супругов Отношение к семейному отдыху и досугу

Поведенческий компонент

Хозяйственно-бытовая сфера Родительско-воспитательная сфера Эмоционально-психотерапевтическая сфера

Внешняя привлекательность

0,604* 0,674"

0,78*'

0,47*

0,632*

0,695** 0,782**

0,651** 0,754**

0,553*

0,504*

0,601*

0,701** 0,538*

0,507* 0,616**

0,522*

0,484** 0,742** 0,580** 0,384** 0,476** 0,499** 0,648** 0,549** 0,47** 0,399**

0,303*

0,726** 0,625**

0,535** 0,377* 0,598** 0,599**

0,516**

-0,46*"

0,446* 0,593**

-0,425*

0,299** 0,599** 0,318** 0,294* 0,299**

0,377**

0,312** 0,321** 0,395**

0,385**

0,295* 0,318** 0,411**

0,38** 0,666** 0,506** 0,421** 0,431** 0,493** 0,616** 0,422** 0,505** 0,382**

0,166* -0,175* 0,188* 0,204**

0,191*

0,3**

Примечания: * — корреляция значима на уровне 0,05, ** — корреляция значима на уровне 0,01

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

10,2 10,2

13,5 12,7 15,1

Вся выборка

■ Смешанная ориентация Группоцентрическая ориентация Миросозидательная ориентация

9,3 8,5

■ Эгоцентрическая ориентация

■ Гуманистическая ориентация

Рис. Результаты диагностики нравственной ориентации личности юношей и девушек, %

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10%

12.7 15.1

10.2 9.3 8.5

10.2

17.5 16.6 17.9

■ Mixed orientation

■ Group-centric orientation World-creating orientation

I Egocentric orientation I Humanistic orientation

Fig. The results of the diagnosis of the moral orientation of the personality of young men and young women, %

В табл. представлены статистически значимые взаимосвязи образа идеальной мамы и содержательных характеристик в зависимости от нравственной ориентации юношей и девушек.

У юношей с эгоцентрической ориентацией личности в образе идеальной мамы представлены 5 эле-

ментов когнитивного и эмоционального компонент. Содержательные характеристики имеют следующую иерархию: 1) уважение к другим людям (г = 0,78 при р < 0,0001); 2) личная независимость (г = 0,674 при р = 0,002); 3) положительное отношение к будущим детям (г = 0,632 при р = 0,004); 4) заботливость

Table. Significant correlations of the content characteristics of the image of the ideal mother depending on the moral orientation of the personality of young men and young women

Young men

Young women

e

Meaningful characteristics of the image of the ideal mother

I J

v 'H ^

<j G ^н

<5I I

eg С a

« о о-

« .S

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И s

2-s £

о о-

О

■a a

« .2

S 2 ît a e £3

§ .2 I I

И IS s

a

_o

I W

a m

•S I I ^ с о О-

= j-= V y s =

a _0 _0 °Э Я _о

= V у IS L 13

13 СЛ s 13 СЛ S s И 13

0 M H 'Й 0 II J5 0 >- О « 'Й о II J5 « 'й о и 13

M =

" -2 ~ IS «5 43 -S vo

H ^H

о .2 I I

£ S £

Cognitive component

Performance of duties Caring

Personal independence

Responsibility

Patience

Industriousness

Respect for other people

Balance

Success

Empathy

Emotional component

Attitude towards family as a social institution

Attitude towards one's own family

Attitude towards future children

Attitude towards divorce

Primacy and responsibility in the family

Rights and obligations of spouses

Attitude towards family recreation and

leisure

Behavioral component

Economic and household sphere Parent-educational sphere Emotional and psychotherapeutic sphere External attractiveness

0.604* 0.674"

0.78*'

0.47*

0.632*

0.695** 0.782**

0.651** 0.754**

0.553*

0.504*

0.601*

0.701** 0.538*

0.507* 0.616**

0.522*

0.484**

0.742**

0.580** 0.384** 0.476** 0.499** 0.648** 0.549** 0.47** 0.399**

0.303*

0.726** 0.625**

0.535** 0.377* 0.598** 0.599**

0.516**

-0.46**

0.446** 0.593**

-0.425*

0.299** 0.599** 0.318** 0.294* 0.299** 0.377** 0.312** 0.321** 0.395**

0.385**

0.295* 0.318** 0.411**

0.38** 0.666** 0.506** 0.421** 0.431** 0.493** 0.616** 0.422** 0.505** 0.382**

0.166* -0.175* 0.188* 0.204**

0.191*

0.3**

Notes: * — correlation is significant at 0.05, ** — correlation is significant at 0.01

13.5

18,6

20,3

(г = 0,604 при р = 0,006); 5) положительное отношение к семье как социальному институту (г = 0,47 при р = 0,042).

В группе юношей с группоцентрической ориентацией личности образ идеальной мамы включает в себя 7 элементов когнитивного и эмоционального компонент, которые образуют следующую последовательность: 1) личная независимость (г = 0,782 при р < 0,0001); 2) трудолюбие (г = 0,754 при р = 0,001); 3) заботливость (г = 0,695 при р = 0,003); 4) терпеливость (г = 0,651 при р = 0,006); 5) положительное отношение к супружеским правам и обязанностям (г = 0,601 при р = 0,014); 6) уравновешенность (г = 0,553 при р = 0,026); 7) эмпатия (г = 0,504 при р = 0,046).

У юношей с гуманистической ориентацией личности в представлениях об идеальной маме сформирован только когнитивный компонент. В данной типологической группе респондентов 5 личностных качеств образуют следующую иерархическую структуру: 1) выполнение обязанностей (г = 0,701 при р = 0,002); 2) трудолюбие (г = 0,616 при р = 0,008); 3) заботливость (г = 0,538 при р = 0,026); 4) успешность (г = 0,522 при р = 0,032); 5) терпеливость (г = 0,507 при р = 0,038).

У юношей с миросозидательной ориентацией личности представления об идеальной маме отличаются наибольшим количеством содержательных характеристик. В образе идеальной мамы 11 элементов когнитивного и поведенческого компонентов имеют следующую иерархию: 1) заботливость (г = 0,742 при р < 0,0001); 2) уважение к другим людям (г = 0,648 при р < 0,0001); 3) личная независимость (г = 0,58 при р < 0,0001); 4) уравновешенность (г = 0,549 при р < 0,0001); 5) трудолюбие (г = 0,499 при р < 0,0001);

6) выполнение обязанностей (г = 0,484 при р < 0,0001);

7) терпеливость (г = 0,476 при р < 0,0001); 8) успешность (г = 0,47 при р < 0,0001); 9) эмпатия (г = 0,399 при р = 0,003); 10) ответственность (г = 0,384 при р = 0,005); 11) ролевые ожидания в эмоционально-психотерапевтической сфере (г = 0,303 при р = 0,029).

У девушек с эгоцентрической ориентацией личности представления об идеальной маме включают в себя 8 элементов когнитивного и эмоционального компонентов. Содержательные характеристики образа идеальной мамы образуют следующую иерархическую структуру: 1) заботливость (г= 0,726 при р < 0,0001); 2) личная независимость (г = 0,625 при р < 0,0001); 3) уравновешенность (г = 0,599 при р < 0,0001); 4) уважение к другим людям (г = 0,598 при р < 0,0001); 5) терпеливость (г = 0,535 при р = 0,002); 6) эмпатия (г = 0,516 при р = 0,003); 7) трудолюбие (г = 0,377 при р = 0,036); 8) негативное отношение к семейному отдыху и досугу (г = -0,46 при р = 0,009).

У девушек с группоцентрической ориентацией личности в представлениях об идеальной маме зафиксировано наименьшее количество содержательных характеристик. В образе идеальной мамы 3 элемента когнитивного и поведенческого компонентов имеют следующую иерархию: 1) личная независимость (г = 0,593 при р < 0,0001); 2) заботливость (г = 0,446 при р = 0,008); 3) установка на низкую активность

при собственной реализации хозяйственно-бытовой функции семьи (г = -0,425 при р = 0,012).

В группе девушек с гуманистической ориентацией личности представления об идеальной маме включают в себя 13 элементов когнитивного, эмоционального и поведенческого компонент. Наблюдается следующая иерархия содержательных характеристик:

I) заботливость (г = 0,599 при р < 0,0001); 2) ролевые притязания в эмоционально-психотерапевтической сфере (г = 0,411 при р < 0,0001); 3) успешность (г = 0,395 при р < 0,0001); 4) положительное отношение к собственной семье (г = 0,385 при р = 0,001); 5) трудолюбие (г = 0,377 при р = 0,001); 6) уравновешенность (г = 0,321 при р = 0,005); 7) личная независимость (г = 0,318 при р = 0,006); 8) ролевые притязания в родительско-вос-питательной сфере (г = 0,318 при р = 0,008); 9) уважение к другим людям (г = 0,312 при р = 0,007); 10) выполнение обязанностей (г = 0,299 при р = 0,01); 11) терпеливость (г = 0,299 при р = 0,01); 12) ролевые притязания в хозяйственно-бытовой сфере (г = 0,295 при р = 0,014); 13) ответственность (г = 0,294 при р = 0,011).

У девушек с миросозидательной ориентацией личности выявлено максимальное количество содержательных характеристик в образе идеальной мамы. 16 элементов когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов образуют следующую последовательность: 1) заботливость (г = 0,666 при р < 0,0001); 2) уважение к другим людям (г = 0,616 при р < 0,0001); 3) личная независимость (г = 0,506 при р < 0,0001); 4) успешность (г = 0,505 при р < 0,0001); 5) трудолюбие (г = 0,493 при р < 0,0001); 6) терпеливость (г = 0,431 при р < 0,0001); 7) уравновешенность (г = 0,422 при р < 0,0001); 8) ответственность (г = 0,421 при р < 0,0001); 9) эмпатия (г = 0,382 при р < 0,0001); 10) выполнение обязанностей (г = 0,38 при р < 0,0001);

II) внешняя привлекательность (г = 0,3 при р < 0,0001); 12) положительное отношение к супружеским правам и обязанностям (г = 0,204 при р = 0,01); 13) ролевые притязания в родительско-воспитательной сфере (г = 0,191 при р = 0,017); 14) положительное отношение к главенству и ответственности в семье (г = 0,188 при р = 0,018); 15) положительное отношение к будущим детям (г = 0,166 при р = 0,036); 16) негативное отношение к разводу (г = -0,175 при р = 0,027).

Итак, нравственные ориентации личности и пол респондентов обуславливают особенности представлений о материнстве у студенческой молодежи.

Обсуждение

Зафиксирована дифференциация представлений о материнстве в зависимости от нравственной ориентации личности юношей и девушек. Если отдельные элементы когнитивного компонента являются общей, инвариантной характеристикой представлений о материнстве для представителей двух — трех типологических групп, то содержание эмоционального и поведенческого компонентов в основном определяется нравственной ориентацией личности. Представления о материнстве у юношей и девушек с одной и той же

нравственной ориентацией личности не совпадают. Гипотетическое предположение получило эмпирическую поддержку.

В группе юношей общим личностным качеством в образе идеальной мамы является заботливость. У юношей с эгоцентрической ориентацией образ идеальной мамы отличается наличием элементов когнитивного (уважение к другим людям, личная независимость) и эмоционального (положительное отношение к будущим детям и семье как социальному институту) компонентов. У юношей с группоцентрической ориентацией представления об идеальной маме дополняются такими элементами когнитивного компонента, как личная независимость, трудолюбие, терпеливость, уравновешенность, эмпатия. Наблюдается актуализация эмоционального компонента — положительное отношение к супружеским правам и обязанностям. Образ идеальной мамы у юношей с гуманистической ориентацией отличается присутствием дополнительных элементов когнитивного компонента (выполнение обязанностей, трудолюбие, успешность, терпеливость). Наибольшим своеобразием и наполненностью отличаются представления о материнстве у юношей с миросозидательной ориентацией личности. Когнитивный компонент включает в себя все рассматриваемые нами элементы. Кроме того, зафиксированы ролевые ожидания в эмоционально-психотерапевтической сфере, относящиеся к поведенческому компоненту представлений о материнстве.

Инвариантной характеристикой образа идеальной мамы у девушек является сформированность когнитивного компонента и наличие таких личностных качеств, как заботливость и личная независимость. У девушек с эгоцентрической, гуманистической и миросозидательной ориентациями в образе идеальной мамы присутствуют общие элементы когнитивного компонента: терпеливость, трудолюбие, уважение к другим людям, уравновешенность. У девушек с эгоцентрической ориентацией представления об идеальной маме дополняются элементами когнитивного (эмпатия) и эмоционального (негативное отношение к семейному отдыху) компонентов. У девушек с группоцентрической ориентацией личности представления об идеальном материнстве дополняются элементом поведенческого компонента: установка на низкую активность при собственной реализации хозяйственно-бытовой функции семьи. Следовательно, образ идеальной мамы у девушек с эгоцентрической и группоцентрической ориентациями отличается наличием когнитивных искажений. У девушек с гуманистической и миросозидательной ориентациями в представлениях об идеальном материнстве присутствуют общие элементы когнитивного (выполнение обязанностей, ответственность, успешность) и поведенческого (ролевые притязания в родительско-вос-питательной сфере) компонентов. Образ идеальной мамы у девушек с гуманистической ориентацией отличается присутствием таких содержательных характеристик, как положительное отношение к собственной семье (эмоциональный компонент), ролевые притязания в хозяйственно-бытовой и эмоциональ-

но-психотерапевтической сферах (поведенческий компонент). У девушек с миросозидательной ориентацией представления об идеальной маме дополняются элементами когнитивного (эмпатия), эмоционального (положительное отношение к будущим детям, главенству и ответственности в семье, супружеским правам и обязанностям, негативное отношение к разводу) и поведенческого (внешняя привлекательность) компонентов.

Итак, в проведенном эмпирическом исследовании нам удалось зафиксировать и проанализировать различия в содержательно-структурных характеристиках образа идеальной мамы в зависимости от нравственной ориентации юношей и девушек. Это согласуется с данными исследований о том, что в представлениях о родительстве существует гендерная специфика (Захарова, Карабанова, Старостина, Долгих, 2019). Несовпадение содержательно-структурных характеристик в представлениях о материнстве у юношей и девушек с соответствующей нравственной ориентацией личности впоследствии могут стать причиной возникновения супружеских конфликтов в родительско-вос-питательной сфере и неудовлетворенности браком.

Важным представляется тот факт, что в образе идеальной мамы у всех девушек и юношей с эгоцентрической, группоцентрической и миросозидательной ориентацией присутствует личная независимость. Мы полагаем, это свидетельствует о том, что в сознании молодежи современная женщина должна стремиться совмещать профессиональную и семейную карьеры. Это подтверждается результатами не только нашего, но и других эмпирических исследований (Захарова, Карабанова, Старостина, 2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Нравственные ориентации личности являются существенным дифференцирующим фактором развития представлений о материнстве у современной молодежи. У юношей с эгоцентрической, группоцен-трической и гуманистической ориентацией образ идеальной мамы характеризуется фрагментарностью сформированности когнитивного компонента, актуализацией единичных элементов эмоционального и поведенческого компонентов. Неполнота и дисгармоничность представлений о материнстве наблюдается у девушек с эгоцентрической и группоцентрической ориентацией личности. Образ «идеальной мамы» у девушек с миросозидательной ориентацией личности отличается полнотой, наполненностью когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. Восприятие материнства как возможной сферы самореализации и самоактуализации характерно для девушек с гуманистической (г = 0,552, р < 0,0001) и миросозидательной (г = 0,485, р < 0,0001) ориентациями.

Перспективы дальнейших исследований в данном направлении нам видятся в выявлении причинно-следственной связи представлений о материнстве в детерминации показателей нравственности, изучении представлений о родительстве (материнство, от-

цовство) в зависимости от нравственной ориентации личности на разных этапах возрастного развития: юношеский возраст (от 17 до 19 лет), ранняя зрелость (от 20 до 22 лет). Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в практико-ориентиро-ванной разработке для осуществления аргументированного формирующего психолого-педагогического

содействия становлению семейного самоопределения молодежи. Формирование позитивной нравственной позиции, а именно, гуманистической и миросозидательной ориентации личности, будет способствовать развитию полных, адекватных и гармоничных представлений о содержании родительской сферы у современных юношей и девушек.

Литература:

Акимова М.К., Галстян О.А. Типология социальной активности молодежи в зависимости от принятия нравственных нормативов // Вопросы психологии. 2019. № 3. С. 51-61.

Аношкин И.В., Сычев О.А. Связь семейных ценностей молодежи с гедонизмом и эвдемонией // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 8. С. 90-111. doi: 10.17853/1994-5639-2019-8-90-111

Бурменская Г.В., Алмазова О.В., Карабанова О.А., Захарова Е.И., Долгих А.Г., Молчанов С.В., Садовникова Т.Ю. Эмоционально-смысловое отношение девушек к материнству // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26, № 4. С. 46-64.

Вишневский Ю.Р., Ячменева М.В. Отношение студенческой молодежи к семейным ценностям (на примере Свердловской области) // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 5. С. 125-141. doi: 10.17853/1994-5639-2018-5-125-141 Горлова Е.Л. Представления о семье у подростков разного психологического возраста // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14, № 2. С. 24-32. doi: 10.17759/chp.2018140203

Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Экономическое самоопределение: Теория и эмпирические исследования. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2007.

Захарова Е.И., Карабанова О.А., Старостина Ю.А. Представленность семейной и профессиональной карьер в жизненных планах девушек в период вхождения во взрослость // Педагогическое образование в России. 2020. № 6. С. 203-209. doi: 10.26170/po20-06-23

Захарова Е.И., Карабанова О.А., Старостина Ю.А., Долгих А.Г. Представления о будущем родительстве в подростковом и юношеском возрасте // Российский психологический журнал. 2019. Т. 16, № 2. [Электронный ресурс] // URL: https://rpj. ru.com/index.php/rpj/article/view/829 (дата обращения: 27.05.2021).

Карабанова О.А., Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Алмазова О.В., Долгих А.Г., Молчанов С.В., Садовникова Т.Ю. Типы отношения к материнству и родительской позиции у девушек в период вхождения во взрослость // Психологические исследования. 2017. Т. 10, № 56. С. 9.

Карабанова О.А., Захарова Е.И., Бурменская Г.В., Алмазова О.В., Долгих А.Г., Молчанов С.В., Садовникова Т.Ю. Особенности ценностной сферы девушек с различным отношением к родительской позиции матери на этапе вхождения во взрослость // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2018. № 4. С. 24-37.

Кисляков П.А., Шмелева Е.А., Александрович М.О. Моральные основания и социальные нормы безопасного просоци-ального поведения молодежи // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 10. С. 116-138. doi: 10.17853/1994-5639-2020-10-116-138 Купрейченко А.Б., Воробьева А.Е. Нравственное самоопределение молодежи. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2013.

Лопатухина Т.А., Рынкевич А.В. Педагогическая контентная трехфакторная модель подготовки студентов высших учебных заведений к профессиональной деятельности // Образование и наука. 2016. Т. 136, № 7. С. 56-72. doi: 10.17853/19945639-2016-7-56-72

Медведева Т.И., Ениколопов С.Н., Воронцова О.Ю., Казьмина О.Ю. Гендерные различия в принятии моральных решений // Вопросы психологии. 2019. № 1. С. 124-133.

Молчанов С.В., Алмазова О.В., Поскребышева Н.Н. Моральные суждения подростков с разным уровнем психологического благополучия // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 4. C. 22-35. doi: 10.17759/pse.2019240402 Молчанов С.В., Алмазова О.В., Поскребышева Н.Н., Кирсанов К.А. Когнитивные способы переработки социальной информации в сети интернет и особенности морального сознания подростков // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, № 5. C. 77-86. doi: 10.17759/ pse.2018230508

Москвичева Н.Л., Реан А.А., Костромина С.Н., Гришина Н.В., Зиновьева Е.В. Жизненные модели молодых людей: представления о будущей семье и модели, транслируемой родителями // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 3. C. 5-18. doi: 10.17759/pse.2019240301

Нозикова Н.В. Анализ функциональной организации психосемантической системы семейной целенаправленности // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14, № 1. С. 65-77. doi: 10.17759/chp.2018140108

Попова Н.В., Попова Е.В. Благотворительность как фактор формирования нравственных норм молодежи // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 10. С. 139-155. doi: 10.17853/1994-5639-2018-10-139-155

Потанина Л.Т., Гусев А.Н. Прагматическое / непрагматическое видение мира как показатель нравственного развития школьника // Вопросы психологии. 2018. № 5. С. 23-32.

Садовникова Т.Ю., Карабанова О.А., Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Алмазова О.В., Долгих А.Г., Молчанов С.В. Детско-родительские отношения как условие формирования отношения к родительской позиции матери у девушек в период вхождения во взрослость // Педагогическое образование в России. 2018. № 9. С. 52-61.

Усова О.В., Чевтаева Н.Г., Никитина А.С., Скаво К. Социальная репрезентация благополучия/неблагополучия современной российской семьи и поведение обучающегося: восприятие явления педагогами // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 6. С. 102-136. doi: 10.17853/1994-5639-2020-6-102-136

Шабалин А.П., Первушина О.Н. Использование метода дилемм в эмпирических исследованиях морали // Вопросы психологии. 2018. № 5. С. 78-87.

Шадриков В.Д. Совесть: психолого-философский анализ // Психологический журнал. 2018. Т. 39, № 1. С. 5-14. Cotney, J., Banerjee, R. (2017). Adolescents' Conceptualizations of Kindness and its Links with Well-being: A Focus Group Study. Journal of Social and Personal Relationships, 36 (2), 599-617. [Electronic resource] // URL: https://doi.org/10.1177/0265407517738584 (review date: 27.05.2021).

Crocetti, E., Moscatelli, S., Kaniusonyte, G. et al. (2019). Developing Morality, Competence, and Sociability in Adolescence: A Longitudinal Study of Gender Differences. Journal of Youth and Adolescence, 48, 1009-1021. (Retrieved from https://doi.org/10.1007/ s10964-019-00996-2 (review date: 27.05.2021).

Karabanova, O.A., Almazova, O.V., Burmenskaya, G.V., Molchanov, S.V., Sadovnikova, T.Yu., Zakharova, E.I., & Dolgikh A.G. (2018). Assumptions as a basis for attitude forming to mother's position in girls. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, 43, 634-642. doi: 10.15405/epsbs.2018.07.84

Merzlyakova, S.V., & Bibarsova N.V. (2020). Ideas of Motherhood Depending on Structure of Students' Valuable Orientations. European Proceedings of Educational Sciences, 1, 112-124. [Electronic resource] // URL: https://www.europeanproceedings.com/ article/10.15405/epes.20121.14 (review date: 27.05.2021) doi: 10.15405/epes.20121.14

Merzlyakova, S.V., Golubeva, M.G., & Eremitskaya, I.A. (2019). Features of a Cognitive Image of Motherhood among Student's Youth. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, 74, 199-206. [Electronic resource] // URL: https://doi. org/10.15405/epsbs.2019.12.02.24 (review date: 27.05.2021)

Veselova, E.K., & Korzhova, E.Yu. (2020). Ethical and Moral Levels in the Functioning of the Personality of the Educational Psychologist. Psychology in Russia: State of the Art, 13 (1), 22-32.

References:

Akimova, M.K., & Galstyan, O.A. (2019). Typology of Youth Social Activity Depending on the Adoption of Moral Standards. Voprosy psikhologii (Psychological Questions), 3, 51-61. (in Russ.).

Anoshkin, I.V., & Sychev, O.A. (2019). The Relationship of Youth Family Values with Hedonism and Eudemonia. Obrazovanie i nauka (Education and Science), 21 (8), 90-111. doi: 10.17853/1994-5639-2019-8-90-111 (in Russ.).

Burmenskaya, G.V., Almazova, O.V. Karabanova, O.A., Zakharova, E.I., Dolgikh, A.G., Molchanov, S.V., & Sadovnikova T.Yu. (2018). Girls' Emotional and Meaningful Attitude to Motherhood. Konsul'tativnaya psihologiya i psihoterapiya (Counseling Psychology and Psychotherapy), 26 (4), 46-64. (in Russ.).

Cotney, J., Banerjee, R. (2017). Adolescents' Conceptualizations of Kindness and its Links with Well-being: A Focus Group Study. Journal of Social and Personal Relationships, 36 (2), 599-617. [Electronic resource]. URL: https://doi.org/10.1177/0265407517738584 (review date: 27.05.2021).

Crocetti, E., Moscatelli, S., Kaniusonyte, G. et al. (2019). Developing Morality, Competence, and Sociability in Adolescence: A Longitudinal Study of Gender Differences. Journal of Youth and Adolescence, 48, 1009-1021. (Retrieved from https://doi.org/10.1007/ s10964-019-00996-2 (review date: 27.05.2021).

Gorlova, E.L. (2018). Family Representations in Adolescents of Different Psychological Age. Kul'turno-istoricheskaya psihologiya (Cultural and Historical Psychology), 14 (2), 24-32. doi: 10.17759/chp.2018140203 (in Russ.).

Karabanova, O.A., Almazova, O.V., Burmenskaya, G.V., Molchanov, S.V., Sadovnikova, T.Yu., Zakharova, E.I., & Dolgikh A.G. (2018). Assumptions as a Basis for Attitude Forming to Mother's Position in Girls. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, 43, 634-642. doi: 10.15405/epsbs.2018.07.84

Karabanova, O.A. Psihologicheskie issledovaniya (Psychological Researches), 10 (56), 9. (in Russ.). (Retrieved from Karabanova, O.A., Burmenskaya, G.V., Zakharova, E.I., Almazova, O.V., Dolgikh, A.G., Molchanov, S.V., & Sadovnikova, T.Yu. (2017). Types of Attitude to Motherhood and the Parental Attitude Among Young Woman in the Period of Entering into Adulthood (review date: 27.05.2021).

Karabanova, O.A., Zakharova, E.I., Burmenskaya, G.V., Almazova, O.V., Dolgikh, A.G., Molchanov, S.V., & Sadovnikova, T.Yu. (2018). Features of Valuable Sphere of Girls with Different Attitudes the Parental Attitude of the Mother at the Stage of Entering into Adulthood. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psihologicheskie nauki (Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Psychological Sciences), 4, 24-37. (in Russ.).

Kislyakov, P.A., Shmeleva, E.A., & Aleksandrovich, M.A. (2020). Moral Grounds and Social Norms of Safe Prosocial Behavior of Young People. Obrazovanie i nauka (Education and Science), 22 (10), 116-138. doi: 10.17853/1994-5639-2020-10-116-138 (in Russ.). Kupreichenko, A.B., & Vorobiova, A.E. (2013). Moral Self-determination of Youth. Moscow: Publishing House "Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences". (in Russ.).

Lopatukhina, T.A., & Rynkevich, A.V. (2016). Pedagogical Content Three-factor Model of Educating High-school Students for Professional Activities. Obrazovanie i nauka (Education and Science), 136 (7), 56-72. doi: 10.17853/1994-5639-2016-7-56-72 (in Russ.).

Medvedeva, T.I., Enikolopov, S.N., Vorontsova, O.Yu., & Kazmina, O.Yu. (2019). Gender Differences in Making Moral Decisions. Voprosy psikhologii (Psychological Questions), 1, 124-133. (in Russ.).

Merzlyakova, S.V, & Bibarsova, N.V. (2020). Ideas of Motherhood Depending on Structure of Students' Valuable Orientations. European Proceedings of Educational Sciences, 1, 112-124. (Retrieved from https://www.europeanproceedings.com/article/10.15405/ epes.20121.14 (review date: 27.05.2021). doi: 10.15405/epes.20121.14

Merzlyakova, S.V., Golubeva, M.G., & Eremitskaya, I.A. (2019). Features of a Cognitive Image of Motherhood among Student's Youth. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, 74, 199-206. (Retrieved from https://doi.org/10.15405/ epsbs.2019.12.02.24 (review date: 27.05.2021)

Molchanov, S.V., Almazova, O.V., & Poskrebysheva, N.N. (2019). Moral Judgments in Adolescents with Different Levels of Psychological Well-being. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie (Psychological Science and Education), 24 (4), 22-35. doi: 10.17759/ pse.2019240402 (in Russ.).

Molchanov, S.V., Almazova, O.V., Poskrebisheva, N.N., & Kirsanov, K.A., (2018). Cognitive Processing of Social Information in Internet and Features of Moral Consciousness in Adolescents. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie (Psychological Science and Education), 23 (5), 77-86. doi: 10.17759/ pse.2018230508 (in Russ.).

Moskvicheva, N.L., Rean, A.A., Kostromina, S.N., Grishina, N.V., & Zinovieva, E.V. (2019). Life Models in Young People: Ideas of Future Family and of Parental Model. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie (Psychological Science and Education), 24 (3), 5-18. doi: 10.17759/pse.2019240301 (in Russ.).

Nozikova, N.V. Analyzing the Functional Organization of Psychosemantic System of Purpusefulness in Families. (2018). Кul'turnoistoricheskaya psikhologiya (Cultural-historical Psychology), 14 (1), 65-77. doi: 10.17759/chp.2018140108 (in Russ.). Popova, N.V., & Popova, E.V. (2018). Volunteering as a Factor in the Formation of Moral Standards among Young People. Obra-zovanie i nauka (Education and Science), 20 (10), 139-155. doi: 10.17853/1994-5639-2018-10-139-155 (in Russ.). Potanina, L.T., & Gusev, A.N. (2018). Pragmatic/Non-pragmatic View of the World as an Indicator of Moral Development in School Students. Voprosy psikhologii (Psychological Questions), 5, 23-32. (in Russ.).

Sadovnikova, T.Yu., Karabanova, O.A., Burmenskaya, G.V., Zakharova, E.I., Almazova, O.V., Dolgikh, A.G., & Molchanov, S.V. (2018). Parent-child Relationships as a Condition of the Formation of the Girls' Attitude to Motherhood in the Period of their Moving into Adulthood. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii (TeachingEducation in Russia), 9, 52-61. (in Russ.). Shabalin, A.P., & Pervushina, O.N. (2018). Use of Dilemmas in Empirical Studies of Morality: Problems and Prospects. Voprosy psikhologii (Psychological Questions), 5, 78-87. (in Russ.).

Shadrikov, V.D. (2018). Conscience: Psychological and Philosophical Analysis. Psihologicheskij zhurnal (Psychological Journal), 39 (1), 5-14. (in Russ.).

Usova, O.V., Chevtaeva, N.G., Nikitina, A.S., & Scavo C. (2020). A Social Representation of Well-being / Ill-being of the Modern Russian Family and Student Behavior: the Phenomenon of Teachers' Reflection. Obrazovanie i nauka (Education and Science), 22 (6), 102-136. doi: 10.17853/1994-5639-2020-6-102-136 (in Russ.).

Veselova, E.K., & Korzhova, E.Yu. (2020). Ethical and Moral Levels in the Functioning of the Personality of the Educational Psychologist. Psychology in Russia: State of the Art, 13 (1), 22-32.

Vishnevsky, Yu.R., & Yachmeneva, M.V. (2018). The Attitude of Student Youth to Family Values (Case Study of the Sverdlovsk Region). Obrazovanie i nauka (Education and Science), 20 (5), 125-141. doi: 10.17853/1994-5639-2018-5-125-141 (in Russ.). Zakharova, E.I., Karabanova, O.A., & Starostina, Yu.A. (2020). Representation of Family and Professional Careers in the Life Plans of Young Women during Adult. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii (Teaching Education in Russia), 6, 203-209. doi: 10.26170/ po20-06-23 (in Russ.).

Zakharova, E.I., Karabanova, O.A., Starostina, Yu.A., & Dolgikh, A.G. (2019). Ideas on Future Parenthood in Adolescents and Young Adults. Rossijskij psihologicheskij zhurnal (Russian Psychological Journal), 16 (2). (Retrieved from: https://rpj.ru.com/index. php/rpj/article/view/829 (review date: 27.05.2021). (in Russ.).

Zhuravlev, A.L., & Kupreichenko, A.B. (2007). Economic Self-determination: Theory and Empirical Research. Moscow: Izda-tel'stvo "Institut psihologii RAN" (Publishing House "Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences"). (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.