Научная статья на тему 'Социально-психологические механизмы влияния учебной группы на нравственное самоопределение старшеклассников'

Социально-психологические механизмы влияния учебной группы на нравственное самоопределение старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
644
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / МАЛАЯ ГРУППА / СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ ГРУППЫ / ОРГАНИЗОВАННОСТЬ / НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / moral self-determination / small group / a socially-psychological maturity of group / organization / an orientation / a psychological climate

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Еремина А. Н.

В статье рассматриваются социально-психологические механизмы влияния учебной группы как субъекта совместной деятельности на нравственное самоопределение старшеклассников по таким критериям как идеал, представления о нравственности, морали, нравственные стратегии, нравственные ориентации личности. Установлена роль взаимодействия индивидуального и группового сознания в нравственном самоопределении личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Еремина А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALLY-PSYCHOLOGICAL MECHANISMS OF INFLUENCE OF EDUCATIONAL GROUP ON MORAL SELF-DETERMINATION OF SENIOR PUPILS

In article socially-psychological mechanisms of influence of educational group as subject of joint activity on moral self-determination of senior pupils by such criteria as an ideal, representations about morals, moral strategy, moral orientations of the person are considered. The role of interaction of individual and group consciousness in moral self-determination of the person is established.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические механизмы влияния учебной группы на нравственное самоопределение старшеклассников»

УДК 159.923:316.6

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВЛИЯНИЯ УЧЕБНОЙ ГРУППЫ

НА НРАВСТВЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

© 2010 А. Н. Еремина

аспирант каф. психологии e-mail: anastasija_8585@mail. ru

Курский государственный университет

В статье рассматриваются социально-психологические механизмы влияния учебной группы как субъекта совместной деятельности на нравственное самоопределение старшеклассников по таким критериям как идеал, представления о нравственности, морали, нравственные стратегии, нравственные ориентации личности. Установлена роль взаимодействия индивидуального и группового сознания в нравственном самоопределении личности.

Ключевые слова: нравственное самоопределение, малая группа, социальнопсихологическая зрелость группы, организованность, направленность, психологический климат.

Проблема. В современных психологических исследованиях подчеркивается значимость нравственности молодого поколения для общества [Дубровина 2008; Фельдштейн 2005; Чернышев 2007; Юревич 2009]. Вместе с тем отмечается рост наркомании, проституции, увеличение количества беспризорных детей, появление молодежных субкультур негативной социальной направленности и т.п., что характеризует современное российское общество как проблемное в плане нравственности. Еще В. М. Бехтерев писал, что сведения о количестве и характере совершенных за известный период времени преступлений являются показателем поведения общества с точки зрения его нравственности [Бехтерев 1994: 75-76].

Указанные тенденции особенно обострились в конце XX - начале XXI в., когда преобразования в общественно-политической жизни страны привели к трансформации системы ценностей и норм в индивидуальном и групповом сознании. Среди значимых изменений отмечается усиление неоднородности социальных сред, вплоть до отношений рабства [Анцыферова 2006], распространение понимания свободы как вседозволенности, упразднение социальных институтов морального контроля [Юревич 2009].

Кроме того, усиливается негативное воздействие на процесс нравственного самоопределения личности средств массовой информации, транслирующих образцы поведения, противоречащие нормам морали. В связи с этим весьма важной является роль малой группы как связующего звена между личностью и обществом, выступающей в качестве буфера между макросоциальными факторами и позицией индивидов [Парыгин 1971]. Однако роль малых групп в формировании представлений и поступков молодых людей в последнее время недооценивается. Поэтому представляется важным выявление воспитательных возможностей учебной группы в нравственном самоопределении юношей.

Теоретические основания решения проблемы В настоящее время нравственное самоопределение рассматривается, с одной стороны, как неотъемлемая часть других

видов самоопределения: гражданского, религиозного, политического, экономического, профессионального и др., а с другой - как самостоятельное явление.

Самоопределение личности, в том числе и нравственное, особенно активно осуществляется в юношеском возрасте [Божович 1997; Сафин 1984; Хвостов 2005; Чернышев 2007]. В работах Л. И. Божович показано, что наибольшее значение для нравственного становления в этом возрасте приобретают идеалы, которые выбираются сознательно с точки зрения уже имеющейся системы моральных.

По утверждению А. Б. Купрейченко, структура нравственного самоопределения имеет уровневое строение, представленное в виде «ценностно-нравственного стержня» (идеалы, эталоны, нравственное мировоззрение и т.д.) и «оболочки» (нравственные принципы, этические стратегии, нормы и правила поведения в различных ситуациях и с различными категориями людей и т.д.) [Купрейченко 2008]. В достаточный минимум элементов самоопределения А. Е. Воробьева относит представления о нравственности, морали, нравственные ориентации, нравственные стратегии и оценку явлений окружающего мира [Воробьева 2010].

Исследователями выделяются внутренние и внешние детерминанты самоопределения субъекта. К внутренним детерминантам относятся такие субъектные свойства, как ответственность, активность, оптимизм, устойчивая положительная самооценка, стойкость и др. [Анцыферова 2006; Абульханова-Славская 1991; Журавлев 2007]. К внешним детерминантам относятся социально-экономические факторы, жизненные события, групповые факторы и прочее [Журавлев 2007; Чернышев 2007].

Важнейшей предпосылкой формирования нравственных качеств С. Л. Рубинштейн и К. А. Абульханова-Славская считают воздействие одного человека на другого. Не случайно С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что смысл человеческой жизни - быть источником света и тепла для других людей [Рубинштейн 1989].

А. В. Брушлинский отмечал, что нравственность возникает на уровне взаимодействия субъекта с другими людьми как с субъектами. В дальнейшем человек распространяет нравственные отношения на окружающую природу, объекты и явления [Брушлинский 2003]. К. К. Платонов считал, что нравственное сознание возникало и изменялось как нравственная групповая психология, обобщавшая социально полезный опыт общения людей в определенных группах и в соответствующих исторических условиях [Платонов 1975].

В юношеском возрасте требуется психологическая поддержка в умении сделать правильный выбор, что связано с рядом ограничений свободы выбора в самой социальной ситуации, особенно в связи с проникновением в жизнь современной молодежи рыночных отношений. Во внутреннем, собственно личностном плане еще не сложились механизмы «правильного выбора», и юноше кажется, что «ориентация на других» уводит его от собственной личности, возникает страх потери собственной состоятельности [Чернышев 2007].

Реализация психологической поддержки юношей представляется наиболее эффективной через малую группу. В ряду малых групп особое значение для самоопределения молодежи имеют учебные группы, в которых участники находятся в постоянном контактном взаимодействии друг с другом. Однако возможность воздействия группы на индивида определяется уровнем ее социально-психологической зрелости [Уманский 1980; Чернышев 1980; 2007].

В связи с этим в нашей работе особенно важным представляется выявление влияния уровня социально-психологической зрелости учебной группы на формирование нравственного самоопределения старшеклассников. Одним из первых в нашей стране о социально-психологической зрелости заявил А. С. Макаренко. Уровень

социально-психологической зрелости, единство во всех сферах жизнедеятельности и самосознание этой социально-психологической зрелости он считал

основополагающими характеристиками первичного коллектива [Макаренко 1958]. Следующим, кто исследовал это важнейшее свойство группы, был Л. И. Уманский и его ученики. По Л. И. Уманскому, самое существенное качество группы - уровень ее социально-психологической зрелости. Высокий уровень социально-психологической зрелости превращает группу в качественно новое социальное образование, новый социальный организм - в группу-коллектив. Согласно параметрической концепции, разработанной Л. И. Уманским, А. С. Чернышевым и развитой их учениками, уровень социально-психологической зрелости группы определяется по состоянию параметров, составляющих ее психологическую структуру, и группы в целом [Уманский 1980; Чернышев 1980; 2007].

Важным для нашей работы являются выделенные авторами три блока психологической структуры группы: 1) «общественный» блок с подструктурами социальной направленности, организованности и подготовленности, отражающими соответственно идеологическую, управленческую и профессионально-деловую сферы групповой жизнедеятельности; 2) «личностный» блок с подструктурами

интеллектуальной, эмоциональной и волевой коммуникативности, отражающими три стороны сознания входящих в группу личностей и соответствующих сфер жизнедеятельности группы; 3) блок общих качеств (интегративность, микроклимат, референтность, лидерство, интрагрупповая активность, интергрупповая активность).

Направленность группы - ее важнейшая психологическая подструктура, которая определяет идейную сплоченность группы, интегрирует направленность целей и мотивов деятельности личностей, образующих группу. В групповой направленности прослеживается морально-нравственная эталонность (референтность), когда эталоном для членов группы становятся социально-ценностные ориентации, общепринятые моральные нормы, нравственные установки. Отмечается влияние группы на направленность личности, то есть группа может активизировать своих членов в морально-нравственном отношении [Уманский 1980; Чернышев 2007]. Созвучную мысль мы находим в работах А. Л. Журавлева и А. Б. Купрейченко: испытывать состояние полного счастья может лишь личность, осознающая, что цели ее жизни не противоречат ценностям значимого для нее социального окружения и большинства людей, то есть нравственный человек [Журавлев 2007]. Однако имеется и обратное воздействие, при котором личность влияет на группу. Как отмечал С. Л. Рубинштейн, личность, определившаяся в отношении к основным явлениям жизни, заставляет и других самоопределиться [Рубинштейн 1989].

Значительную роль в нравственном самоопределении играет параметр

«организованность». Он предполагает сходство представлений членов группы о состоянии и нравственном аспекте взаимоотношений и взаимодействия в ней. Наличие дисциплины, ответственности и порядка в группе требует дисциплинированности членов группы и соблюдения субординации, которые связаны с принятием групповых ценностей, норм и санкций [Чернышев 1980]. Таким образом, в указанных работах подчеркивается особая роль параметров «направленность активности» и «организованность» в духовном развитии группы как субъекта совместной

деятельности, общения и отношений. Опираясь на вышесказанное, мы выдвинули гипотетическое положение о том, что ведущими социально-психологическими механизмами детерминации нравственного самоопределения старшеклассников

является высокое развитие таких параметров учебной группы, как «направленность активности» и «организованность», а также оптимальное сочетание группового и индивидуального сознания.

Организация исследования. Опираясь на изложенные ранее теоретические подходы, было организовано и проведено исследование, в котором приняли участие старшеклассники ряда школ г. Курска и г. Губкина; школьники, проходившие социальное обучение в молодежных центрах Курской области (ОШМЛ «Комсорг», УОДЦ «Магистр», ОДЦ «Орленок»); учащиеся средних специальных учебных заведений («ГОУ НПО ПЛ №1», «ОГОУ НПО КПЛ №27»). Всего обследовано 20 групп общим объемом выборки 399 человек.

В исследовании применялись опросники «Карта-схема психолого-педагогической характеристики группы школьников» [Уманский, Чернышев, Лутошкин 1971],

«Нравственное самоопределение личности» [Воробьева А. Е., Купрейченко А. Б. 2007], а также лабораторный эксперимент с использованием аппаратурной методики «Арка» [Чернышев А. С. 1980]. Кроме того, испытуемым предлагалось написать минисочинение на тему: «Каким я себя вижу через 10 лет». В исследуемых группах проводились диспуты на тему «Успех и нравственность», а также психологическая маршрутная игра.

Обсуждение результатов. По итогам исследования выявлены группы разного уровня социально-психологической зрелости: ассоциации, кооперации и коллективы (по терминологии Л. И. Уманского), которые отличаются по проявлению в них направленности и организованности и их влиянию на нравственное самоопределение индивидов.

Кроме того, установлены две сферы сознания: индивидуальное и групповое. С одной стороны, групповое сознание представлено как внедрение образа группы в сознание индивида, оказывающее регулятивное влияние на индивидуальное сознание и поведение. Этот факт можно рассматривать как «внедрение психологии группы в индивида». С другой стороны, образ индивида представлен в сознании группы, то есть отмечается феномен «внедрения личности в сознание группы».

Нравственное самоопределение членов групп разного уровня социальнопсихологической зрелости характеризуется по следующим критериям: представление о нравственности (нравственный идеал, происхождение нравственности как явления; абсолютность/относительность нравственности; воздаяние за добро или зло; нравственность личности как проявлении ее силы или слабости; природа нравственности личности; значимость морали и нравственности для общества), нравственные стратегии (обязательность/необязательность соблюдения нравственных норм; активность/пассивность нравственного поведения; взаимность/невзаимность нравственного поведения), нравственные ориентации (эгоцентрическая, группоцентрическая, гуманистическая, миросозидательная).

По ряду критериев в группах разного уровня социально-психологической зрелости имеются достоверные количественные и качественные различия. Наибольшее влияние на их формирование оказывают группы, в которых высоко выражены параметры «организованность» (4,17), «направленность активности» (4,05),

«психологический климат» (4,17) и «интеллектуальная коммуникативность» (3,97), то есть группы, которые являются коллективами.

В таких группах в качестве идеала большинство испытуемых выбирают общественных, политических, государственных деятелей (маршал Г. К. Жуков,

В. В. Путин, Петр I, Александр Невский и др.), видных ученых (Д. И. Менделеев, Л. И. Уманский и др.), писателей и поэтов (А. С. Пушкин и др.). Часть юношей считает собственным идеалом родителей.

Представления о нравственности как общественном явлении у большей части членов коллективов (около 40%) характеризуются согласием с существованием воздаяния за добро и зло, признанием нравственности признаком силы личности и ее

ответственности за собственный нравственный облик. Вместе с тем ими не осознано, насколько абсолютными являются моральные нормы, необходимо ли пересматривать их в зависимости от ситуации. В этическом поведении эти юноши считают необходимым придерживаться стратегии обязательности соблюдения нравственных норм и проявления активности. Однако, они не определились по поводу необходимости взаимности в нравственном поведении. У них преобладает миросозидательная и гуманистическая ориентация личности, им не свойственна эгоцентрическая ориентация. В целом юноши признают значимость морали для общества как основы сосуществования и сотрудничества людей.

В коллективах представления о нравственности реализуются на поведенческом уровне. В согласовании совместных действий и их нравственном аспекте важную роль выполняют лидеры. Кроме того, нравственность проявляется в доброжелательном и уважительном стиле взаимоотношения и взаимодействия членов группы. У них преобладает взаимозависимая форма совместной деятельности, что подтверждает преобладание гуманистической ориентации личности по сравнению с эгоистической. Признание обязательности соблюдения нравственных норм проявляется в соблюдении правил работы, а именно честности при выполнении процедур, в которых возможно улучшение результата за счет недобросовестного соблюдения условий. В целом в поведении, в том числе и этическом, испытуемые проявляют активность.

В группах среднего уровня социально-психологической зрелости - кооперациях -значения групповых параметров ниже: «организованность» - 3,65; «психологический климат» - 3,59; «направленность активности» - 3,57; «интеллектуальная

коммуникативность» - 3,54.

В кооперациях идеалом большинство опрошенных считают родственников: отца, дядю, мать, тетю, брата или сестру. Очевидно, что на формирование их идеалов большое влияние оказывает семья. Часть юношей проявляют негативное отношение к идеалу: «идеал мне не нужен», «я - сам идеал для себя», «идеал - это насилие над личностью».

Представления о нравственности как части общественного сознания у большинства членов таких групп, как и в коллективах, состоят в признании воздаяния за добро и зло. Нравственность рассматривается как признак силы личности. В этическом поведении необходимым признается обязательность соблюдения нравственных норм. Однако проявлять в нем активность считают необходимым немногие (около 20%). Юноши осознают важную роль миросозидательной ориентации личности для развития общества, но вместе с тем у них выражена группоцентрическая ориентация личности, что особенно характерно для групп средних специальных учебных заведений. В целом осознается значимость морали для общества, однако некоторыми членами таких групп (20-45 %) моральные требования оцениваются как относительные.

Как правило, стиль взаимодействия и взаимоотношений в кооперациях характеризуется сотрудничеством и доброжелательностью. Однако в напряженных ситуациях некоторые члены таких групп проявляют вербальную агрессию по отношению к «виновникам» происшествия. Стремясь показать лучший результат, представители групп-коопераций не всегда соблюдают правила работы. Лидеры групп в некоторых случаях занимают попустительскую позицию. Например, предвидя невысокий результат, лидер одной из групп, вместо внесения организационных изменений, предлагал: «не парьтесь, задание не на миллион долларов». В целом поведение участников эксперимента подтверждает признание ими относительности морали, нежели проявление стратегии обязательности соблюдения нравственных норм.

В группах низкого уровня социально-психологической зрелости - ассоциациях -групповые параметры выражены слабо: «организованность» - 3,17, «направленность активности» - 3,13, «психологический климат» - 3,09, «интеллектуальная

коммуникативность» - 3,06.

В ассоциациях идеалом большинства испытуемых являются родственники. Встречаются юноши, отвергающие для себя идеал, но таких меньше, чем в кооперациях. Также в качестве идеала для подражания выбираются звезды кино, шоу-бизнеса, спорта.

В ассоциациях отсутствует единство мнений по поводу нравственности. Только 610% членов имеют представления о нравственности, характерные для большинства членов коллективов, около 30% членов ассоциации плохо дифференцируют представления о нравственности, но в целом считают нравственные нормы обязательными для соблюдения.

Неуверенность в необходимости активности в этическом поведении подтверждается слабым проявлением взаимопомощи в совместной деятельности. При этом ошибки членов группы приводят к временному или даже полному прекращению деятельности, сопровождаются не только вербальной, но и физической агрессией (толчки, затрещины). Члены таких групп мало пользуются речевым общением в процессе совместной деятельности, практически отсутствуют слова и невербальные реакции, выражающие подбадривание и поддержку - взаимность в этическом поведении.

Близость индивидуального и группового сознания как самый оптимальный вариант решения проблемы обеспечивается достаточно высоким состоянием параметра «организованность». В группах проявляется способность членов группы к согласованным действиям в условиях многообразия мнений, то есть способность подчиняться требованиям групповых норм и при этом сохранять индивидуальность. Взаимная требовательность членов группы друг к другу проявляется в представлении ее членов о том, что соблюдение нравственных норм является обязательным. Наличие авторитетного актива, обеспечивающего организованность группы, стремление участников группы к сотрудничеству способствует укреплению их представлений о необходимости придерживаться стратегии активности в этическом поведении.

Кроме того, единство мнений, умение выработать и принять решение, информированность каждого участника группы о состоянии групповой жизни и деятельности обеспечивает интеллектуальная коммуникативность. Низкое значение этого параметра означает наличие различных мнений в группе, что не мешает ей сохранять единство действий, благодаря наличию высокой организованности.

Вместе с тем одной организованности и интеллектуальной коммуникативности недостаточно для обеспечения нравственных отношений и поступков в группе. Необходимо наличие социально и морально одобряемого содержания деятельности группы, которое выражается в параметре «направленность активности». Этот параметр отражает наиболее ценные для группы предметы и явления, основные групповые цели и значимость деятельности группы для общества (ориентацию на других).

Позитивный психологический климат проявляется в доброжелательных взаимоотношениях членов группы друг с другом, взаимной поддержке, совместном переживании успеха и сопереживании при неудачах, что способствует взаимности нравственного поведения. Однако наиболее значимым является психологический настрой на деятельность.

Выводы.

1. Представления об идеале и нравственности, а также их проявление в поведении различаются в группах разного уровня социально-психологической зрелости.

2. Различные групповые параметры оказывают дифференцированное влияние на

нравственное самоопределение личности: приоритетное значение имеют

«организованность» и «направленность активности», в меньшей мере

«интеллектуальная коммуникативность» и «психологический климат».

3. Оптимальное соотношение индивидуального и группового сознания влияет на становление нравственных представлений и стратегий поведения личности.

Библиографический список

Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.

Анцыферова Л. И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. 2 изд., испр. и доп. М.: Ин-т психологии РАН, 2006. С. 355-381.

Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994, 400 с.

Божович Л. И. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна. 2 изд. М.: Институт практической психологии, 1997. 352 с.

Воробьева А. Е. Личностные и групповые факторы нравственного самоопределения молодежи : автореферат дис... канд. псих. наук. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2010. 26 с.

Брушлинский А. В. Психология субъекта. М. : Изд-во Ин-та психологии РАН, 2003. 272 с.

ВоловиковаМ. И. Представления русских о нравственном идеале. М.: Изд-во Инта психологии РАН, 2005. 332 с.

Дубровина И. В. Психолог в обществе, семье и школе // Вестник практической психологии образования. 2008. № 4 (17). С. 3-5.

Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Экономическое самоопределение: Теория и эмпирические исследования. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2007. 480 с.

Компьютерная экспресс психодиагностика личности и коллектива школьников / под ред. А. С. Чернышева. М.: Педагогическое общество России, 2003. С. 89-108.

Купрейченко А. Б. Концептуальные основы изучения нравственного самоопределения личности // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в период социально-экономической стабилизации России: материалы Второй всерос. науч.-практ. конф. Самара, 30 июня - 1 июля 2008 г. / отв. ред. А. В. Капцов. Самара: Самар. гуманит. акад., 2008. С. 10-15.

Макаренко А. С. Опыт методики работы детской трудовой колонии: соч.: в 7 т. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. Т. 5. 558 с.

Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. 348 с.

Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. 255 с.

Платонов К. К. Общие проблемы теории групп и коллективов // Коллектив и личность / под ред. К.К. Платонова и др. М.: Наука, 1975. С. 3-17.

Психология: Словарь / под. общ. ред. А. В. Петровского, М. Я. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. С. 375-377.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т.Т.11. М.: Педагогика, 1989. 328 с.

Сафин В. Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения личности // Психологический журнал. 1984. № 4. С. 65-73.

Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980. 160 с.

Уманский Л. И., Френкель И. А., Лутошкин А. Н., Чернышев А. С. и др. Карта-

схема психолого-педагогической группы школьников. Курск, 1971. 33 с.

Фельдштейн Д. И. Приоритетные направления развития психологопедагогических исследований // Бюллетень высшей аттестационной комиссии министерства образования Российской Федерации. 2005. №6. С. 1-11.

Хвостов А. А. Структура и детерминанты морального сознания личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2005. 48 с.

Чернышев А. С. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива (на материале исследования молодежных групп и коллективов): автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1980. 42 с.

Чернышев А. С., Лобков Ю. Л., Сарычев С. В., Скурятин В. И. Социальноодаренные дети: путь к лидерству. Воронеж: Кварта, 2007. 210 с.

Юревич А. В., Ушаков Д. В. Нравственность в современной России [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. № 1 (3). ЦКЬ: http://psvstudv.ru/index.php/num/2009n1-3/41-vurevich3.html (дата обращения:

15.04.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.