УДК 159.923:316.6
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВЛИЯНИЯ УЧЕБНОЙ ГРУППЫ
НА НРАВСТВЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
© 2010 А. Н. Еремина
аспирант каф. психологии e-mail: anastasija_8585@mail. ru
Курский государственный университет
В статье рассматриваются социально-психологические механизмы влияния учебной группы как субъекта совместной деятельности на нравственное самоопределение старшеклассников по таким критериям как идеал, представления о нравственности, морали, нравственные стратегии, нравственные ориентации личности. Установлена роль взаимодействия индивидуального и группового сознания в нравственном самоопределении личности.
Ключевые слова: нравственное самоопределение, малая группа, социальнопсихологическая зрелость группы, организованность, направленность, психологический климат.
Проблема. В современных психологических исследованиях подчеркивается значимость нравственности молодого поколения для общества [Дубровина 2008; Фельдштейн 2005; Чернышев 2007; Юревич 2009]. Вместе с тем отмечается рост наркомании, проституции, увеличение количества беспризорных детей, появление молодежных субкультур негативной социальной направленности и т.п., что характеризует современное российское общество как проблемное в плане нравственности. Еще В. М. Бехтерев писал, что сведения о количестве и характере совершенных за известный период времени преступлений являются показателем поведения общества с точки зрения его нравственности [Бехтерев 1994: 75-76].
Указанные тенденции особенно обострились в конце XX - начале XXI в., когда преобразования в общественно-политической жизни страны привели к трансформации системы ценностей и норм в индивидуальном и групповом сознании. Среди значимых изменений отмечается усиление неоднородности социальных сред, вплоть до отношений рабства [Анцыферова 2006], распространение понимания свободы как вседозволенности, упразднение социальных институтов морального контроля [Юревич 2009].
Кроме того, усиливается негативное воздействие на процесс нравственного самоопределения личности средств массовой информации, транслирующих образцы поведения, противоречащие нормам морали. В связи с этим весьма важной является роль малой группы как связующего звена между личностью и обществом, выступающей в качестве буфера между макросоциальными факторами и позицией индивидов [Парыгин 1971]. Однако роль малых групп в формировании представлений и поступков молодых людей в последнее время недооценивается. Поэтому представляется важным выявление воспитательных возможностей учебной группы в нравственном самоопределении юношей.
Теоретические основания решения проблемы В настоящее время нравственное самоопределение рассматривается, с одной стороны, как неотъемлемая часть других
видов самоопределения: гражданского, религиозного, политического, экономического, профессионального и др., а с другой - как самостоятельное явление.
Самоопределение личности, в том числе и нравственное, особенно активно осуществляется в юношеском возрасте [Божович 1997; Сафин 1984; Хвостов 2005; Чернышев 2007]. В работах Л. И. Божович показано, что наибольшее значение для нравственного становления в этом возрасте приобретают идеалы, которые выбираются сознательно с точки зрения уже имеющейся системы моральных.
По утверждению А. Б. Купрейченко, структура нравственного самоопределения имеет уровневое строение, представленное в виде «ценностно-нравственного стержня» (идеалы, эталоны, нравственное мировоззрение и т.д.) и «оболочки» (нравственные принципы, этические стратегии, нормы и правила поведения в различных ситуациях и с различными категориями людей и т.д.) [Купрейченко 2008]. В достаточный минимум элементов самоопределения А. Е. Воробьева относит представления о нравственности, морали, нравственные ориентации, нравственные стратегии и оценку явлений окружающего мира [Воробьева 2010].
Исследователями выделяются внутренние и внешние детерминанты самоопределения субъекта. К внутренним детерминантам относятся такие субъектные свойства, как ответственность, активность, оптимизм, устойчивая положительная самооценка, стойкость и др. [Анцыферова 2006; Абульханова-Славская 1991; Журавлев 2007]. К внешним детерминантам относятся социально-экономические факторы, жизненные события, групповые факторы и прочее [Журавлев 2007; Чернышев 2007].
Важнейшей предпосылкой формирования нравственных качеств С. Л. Рубинштейн и К. А. Абульханова-Славская считают воздействие одного человека на другого. Не случайно С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что смысл человеческой жизни - быть источником света и тепла для других людей [Рубинштейн 1989].
А. В. Брушлинский отмечал, что нравственность возникает на уровне взаимодействия субъекта с другими людьми как с субъектами. В дальнейшем человек распространяет нравственные отношения на окружающую природу, объекты и явления [Брушлинский 2003]. К. К. Платонов считал, что нравственное сознание возникало и изменялось как нравственная групповая психология, обобщавшая социально полезный опыт общения людей в определенных группах и в соответствующих исторических условиях [Платонов 1975].
В юношеском возрасте требуется психологическая поддержка в умении сделать правильный выбор, что связано с рядом ограничений свободы выбора в самой социальной ситуации, особенно в связи с проникновением в жизнь современной молодежи рыночных отношений. Во внутреннем, собственно личностном плане еще не сложились механизмы «правильного выбора», и юноше кажется, что «ориентация на других» уводит его от собственной личности, возникает страх потери собственной состоятельности [Чернышев 2007].
Реализация психологической поддержки юношей представляется наиболее эффективной через малую группу. В ряду малых групп особое значение для самоопределения молодежи имеют учебные группы, в которых участники находятся в постоянном контактном взаимодействии друг с другом. Однако возможность воздействия группы на индивида определяется уровнем ее социально-психологической зрелости [Уманский 1980; Чернышев 1980; 2007].
В связи с этим в нашей работе особенно важным представляется выявление влияния уровня социально-психологической зрелости учебной группы на формирование нравственного самоопределения старшеклассников. Одним из первых в нашей стране о социально-психологической зрелости заявил А. С. Макаренко. Уровень
социально-психологической зрелости, единство во всех сферах жизнедеятельности и самосознание этой социально-психологической зрелости он считал
основополагающими характеристиками первичного коллектива [Макаренко 1958]. Следующим, кто исследовал это важнейшее свойство группы, был Л. И. Уманский и его ученики. По Л. И. Уманскому, самое существенное качество группы - уровень ее социально-психологической зрелости. Высокий уровень социально-психологической зрелости превращает группу в качественно новое социальное образование, новый социальный организм - в группу-коллектив. Согласно параметрической концепции, разработанной Л. И. Уманским, А. С. Чернышевым и развитой их учениками, уровень социально-психологической зрелости группы определяется по состоянию параметров, составляющих ее психологическую структуру, и группы в целом [Уманский 1980; Чернышев 1980; 2007].
Важным для нашей работы являются выделенные авторами три блока психологической структуры группы: 1) «общественный» блок с подструктурами социальной направленности, организованности и подготовленности, отражающими соответственно идеологическую, управленческую и профессионально-деловую сферы групповой жизнедеятельности; 2) «личностный» блок с подструктурами
интеллектуальной, эмоциональной и волевой коммуникативности, отражающими три стороны сознания входящих в группу личностей и соответствующих сфер жизнедеятельности группы; 3) блок общих качеств (интегративность, микроклимат, референтность, лидерство, интрагрупповая активность, интергрупповая активность).
Направленность группы - ее важнейшая психологическая подструктура, которая определяет идейную сплоченность группы, интегрирует направленность целей и мотивов деятельности личностей, образующих группу. В групповой направленности прослеживается морально-нравственная эталонность (референтность), когда эталоном для членов группы становятся социально-ценностные ориентации, общепринятые моральные нормы, нравственные установки. Отмечается влияние группы на направленность личности, то есть группа может активизировать своих членов в морально-нравственном отношении [Уманский 1980; Чернышев 2007]. Созвучную мысль мы находим в работах А. Л. Журавлева и А. Б. Купрейченко: испытывать состояние полного счастья может лишь личность, осознающая, что цели ее жизни не противоречат ценностям значимого для нее социального окружения и большинства людей, то есть нравственный человек [Журавлев 2007]. Однако имеется и обратное воздействие, при котором личность влияет на группу. Как отмечал С. Л. Рубинштейн, личность, определившаяся в отношении к основным явлениям жизни, заставляет и других самоопределиться [Рубинштейн 1989].
Значительную роль в нравственном самоопределении играет параметр
«организованность». Он предполагает сходство представлений членов группы о состоянии и нравственном аспекте взаимоотношений и взаимодействия в ней. Наличие дисциплины, ответственности и порядка в группе требует дисциплинированности членов группы и соблюдения субординации, которые связаны с принятием групповых ценностей, норм и санкций [Чернышев 1980]. Таким образом, в указанных работах подчеркивается особая роль параметров «направленность активности» и «организованность» в духовном развитии группы как субъекта совместной
деятельности, общения и отношений. Опираясь на вышесказанное, мы выдвинули гипотетическое положение о том, что ведущими социально-психологическими механизмами детерминации нравственного самоопределения старшеклассников
является высокое развитие таких параметров учебной группы, как «направленность активности» и «организованность», а также оптимальное сочетание группового и индивидуального сознания.
Организация исследования. Опираясь на изложенные ранее теоретические подходы, было организовано и проведено исследование, в котором приняли участие старшеклассники ряда школ г. Курска и г. Губкина; школьники, проходившие социальное обучение в молодежных центрах Курской области (ОШМЛ «Комсорг», УОДЦ «Магистр», ОДЦ «Орленок»); учащиеся средних специальных учебных заведений («ГОУ НПО ПЛ №1», «ОГОУ НПО КПЛ №27»). Всего обследовано 20 групп общим объемом выборки 399 человек.
В исследовании применялись опросники «Карта-схема психолого-педагогической характеристики группы школьников» [Уманский, Чернышев, Лутошкин 1971],
«Нравственное самоопределение личности» [Воробьева А. Е., Купрейченко А. Б. 2007], а также лабораторный эксперимент с использованием аппаратурной методики «Арка» [Чернышев А. С. 1980]. Кроме того, испытуемым предлагалось написать минисочинение на тему: «Каким я себя вижу через 10 лет». В исследуемых группах проводились диспуты на тему «Успех и нравственность», а также психологическая маршрутная игра.
Обсуждение результатов. По итогам исследования выявлены группы разного уровня социально-психологической зрелости: ассоциации, кооперации и коллективы (по терминологии Л. И. Уманского), которые отличаются по проявлению в них направленности и организованности и их влиянию на нравственное самоопределение индивидов.
Кроме того, установлены две сферы сознания: индивидуальное и групповое. С одной стороны, групповое сознание представлено как внедрение образа группы в сознание индивида, оказывающее регулятивное влияние на индивидуальное сознание и поведение. Этот факт можно рассматривать как «внедрение психологии группы в индивида». С другой стороны, образ индивида представлен в сознании группы, то есть отмечается феномен «внедрения личности в сознание группы».
Нравственное самоопределение членов групп разного уровня социальнопсихологической зрелости характеризуется по следующим критериям: представление о нравственности (нравственный идеал, происхождение нравственности как явления; абсолютность/относительность нравственности; воздаяние за добро или зло; нравственность личности как проявлении ее силы или слабости; природа нравственности личности; значимость морали и нравственности для общества), нравственные стратегии (обязательность/необязательность соблюдения нравственных норм; активность/пассивность нравственного поведения; взаимность/невзаимность нравственного поведения), нравственные ориентации (эгоцентрическая, группоцентрическая, гуманистическая, миросозидательная).
По ряду критериев в группах разного уровня социально-психологической зрелости имеются достоверные количественные и качественные различия. Наибольшее влияние на их формирование оказывают группы, в которых высоко выражены параметры «организованность» (4,17), «направленность активности» (4,05),
«психологический климат» (4,17) и «интеллектуальная коммуникативность» (3,97), то есть группы, которые являются коллективами.
В таких группах в качестве идеала большинство испытуемых выбирают общественных, политических, государственных деятелей (маршал Г. К. Жуков,
В. В. Путин, Петр I, Александр Невский и др.), видных ученых (Д. И. Менделеев, Л. И. Уманский и др.), писателей и поэтов (А. С. Пушкин и др.). Часть юношей считает собственным идеалом родителей.
Представления о нравственности как общественном явлении у большей части членов коллективов (около 40%) характеризуются согласием с существованием воздаяния за добро и зло, признанием нравственности признаком силы личности и ее
ответственности за собственный нравственный облик. Вместе с тем ими не осознано, насколько абсолютными являются моральные нормы, необходимо ли пересматривать их в зависимости от ситуации. В этическом поведении эти юноши считают необходимым придерживаться стратегии обязательности соблюдения нравственных норм и проявления активности. Однако, они не определились по поводу необходимости взаимности в нравственном поведении. У них преобладает миросозидательная и гуманистическая ориентация личности, им не свойственна эгоцентрическая ориентация. В целом юноши признают значимость морали для общества как основы сосуществования и сотрудничества людей.
В коллективах представления о нравственности реализуются на поведенческом уровне. В согласовании совместных действий и их нравственном аспекте важную роль выполняют лидеры. Кроме того, нравственность проявляется в доброжелательном и уважительном стиле взаимоотношения и взаимодействия членов группы. У них преобладает взаимозависимая форма совместной деятельности, что подтверждает преобладание гуманистической ориентации личности по сравнению с эгоистической. Признание обязательности соблюдения нравственных норм проявляется в соблюдении правил работы, а именно честности при выполнении процедур, в которых возможно улучшение результата за счет недобросовестного соблюдения условий. В целом в поведении, в том числе и этическом, испытуемые проявляют активность.
В группах среднего уровня социально-психологической зрелости - кооперациях -значения групповых параметров ниже: «организованность» - 3,65; «психологический климат» - 3,59; «направленность активности» - 3,57; «интеллектуальная
коммуникативность» - 3,54.
В кооперациях идеалом большинство опрошенных считают родственников: отца, дядю, мать, тетю, брата или сестру. Очевидно, что на формирование их идеалов большое влияние оказывает семья. Часть юношей проявляют негативное отношение к идеалу: «идеал мне не нужен», «я - сам идеал для себя», «идеал - это насилие над личностью».
Представления о нравственности как части общественного сознания у большинства членов таких групп, как и в коллективах, состоят в признании воздаяния за добро и зло. Нравственность рассматривается как признак силы личности. В этическом поведении необходимым признается обязательность соблюдения нравственных норм. Однако проявлять в нем активность считают необходимым немногие (около 20%). Юноши осознают важную роль миросозидательной ориентации личности для развития общества, но вместе с тем у них выражена группоцентрическая ориентация личности, что особенно характерно для групп средних специальных учебных заведений. В целом осознается значимость морали для общества, однако некоторыми членами таких групп (20-45 %) моральные требования оцениваются как относительные.
Как правило, стиль взаимодействия и взаимоотношений в кооперациях характеризуется сотрудничеством и доброжелательностью. Однако в напряженных ситуациях некоторые члены таких групп проявляют вербальную агрессию по отношению к «виновникам» происшествия. Стремясь показать лучший результат, представители групп-коопераций не всегда соблюдают правила работы. Лидеры групп в некоторых случаях занимают попустительскую позицию. Например, предвидя невысокий результат, лидер одной из групп, вместо внесения организационных изменений, предлагал: «не парьтесь, задание не на миллион долларов». В целом поведение участников эксперимента подтверждает признание ими относительности морали, нежели проявление стратегии обязательности соблюдения нравственных норм.
В группах низкого уровня социально-психологической зрелости - ассоциациях -групповые параметры выражены слабо: «организованность» - 3,17, «направленность активности» - 3,13, «психологический климат» - 3,09, «интеллектуальная
коммуникативность» - 3,06.
В ассоциациях идеалом большинства испытуемых являются родственники. Встречаются юноши, отвергающие для себя идеал, но таких меньше, чем в кооперациях. Также в качестве идеала для подражания выбираются звезды кино, шоу-бизнеса, спорта.
В ассоциациях отсутствует единство мнений по поводу нравственности. Только 610% членов имеют представления о нравственности, характерные для большинства членов коллективов, около 30% членов ассоциации плохо дифференцируют представления о нравственности, но в целом считают нравственные нормы обязательными для соблюдения.
Неуверенность в необходимости активности в этическом поведении подтверждается слабым проявлением взаимопомощи в совместной деятельности. При этом ошибки членов группы приводят к временному или даже полному прекращению деятельности, сопровождаются не только вербальной, но и физической агрессией (толчки, затрещины). Члены таких групп мало пользуются речевым общением в процессе совместной деятельности, практически отсутствуют слова и невербальные реакции, выражающие подбадривание и поддержку - взаимность в этическом поведении.
Близость индивидуального и группового сознания как самый оптимальный вариант решения проблемы обеспечивается достаточно высоким состоянием параметра «организованность». В группах проявляется способность членов группы к согласованным действиям в условиях многообразия мнений, то есть способность подчиняться требованиям групповых норм и при этом сохранять индивидуальность. Взаимная требовательность членов группы друг к другу проявляется в представлении ее членов о том, что соблюдение нравственных норм является обязательным. Наличие авторитетного актива, обеспечивающего организованность группы, стремление участников группы к сотрудничеству способствует укреплению их представлений о необходимости придерживаться стратегии активности в этическом поведении.
Кроме того, единство мнений, умение выработать и принять решение, информированность каждого участника группы о состоянии групповой жизни и деятельности обеспечивает интеллектуальная коммуникативность. Низкое значение этого параметра означает наличие различных мнений в группе, что не мешает ей сохранять единство действий, благодаря наличию высокой организованности.
Вместе с тем одной организованности и интеллектуальной коммуникативности недостаточно для обеспечения нравственных отношений и поступков в группе. Необходимо наличие социально и морально одобряемого содержания деятельности группы, которое выражается в параметре «направленность активности». Этот параметр отражает наиболее ценные для группы предметы и явления, основные групповые цели и значимость деятельности группы для общества (ориентацию на других).
Позитивный психологический климат проявляется в доброжелательных взаимоотношениях членов группы друг с другом, взаимной поддержке, совместном переживании успеха и сопереживании при неудачах, что способствует взаимности нравственного поведения. Однако наиболее значимым является психологический настрой на деятельность.
Выводы.
1. Представления об идеале и нравственности, а также их проявление в поведении различаются в группах разного уровня социально-психологической зрелости.
2. Различные групповые параметры оказывают дифференцированное влияние на
нравственное самоопределение личности: приоритетное значение имеют
«организованность» и «направленность активности», в меньшей мере
«интеллектуальная коммуникативность» и «психологический климат».
3. Оптимальное соотношение индивидуального и группового сознания влияет на становление нравственных представлений и стратегий поведения личности.
Библиографический список
Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
Анцыферова Л. И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. 2 изд., испр. и доп. М.: Ин-т психологии РАН, 2006. С. 355-381.
Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994, 400 с.
Божович Л. И. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна. 2 изд. М.: Институт практической психологии, 1997. 352 с.
Воробьева А. Е. Личностные и групповые факторы нравственного самоопределения молодежи : автореферат дис... канд. псих. наук. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2010. 26 с.
Брушлинский А. В. Психология субъекта. М. : Изд-во Ин-та психологии РАН, 2003. 272 с.
ВоловиковаМ. И. Представления русских о нравственном идеале. М.: Изд-во Инта психологии РАН, 2005. 332 с.
Дубровина И. В. Психолог в обществе, семье и школе // Вестник практической психологии образования. 2008. № 4 (17). С. 3-5.
Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Экономическое самоопределение: Теория и эмпирические исследования. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2007. 480 с.
Компьютерная экспресс психодиагностика личности и коллектива школьников / под ред. А. С. Чернышева. М.: Педагогическое общество России, 2003. С. 89-108.
Купрейченко А. Б. Концептуальные основы изучения нравственного самоопределения личности // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в период социально-экономической стабилизации России: материалы Второй всерос. науч.-практ. конф. Самара, 30 июня - 1 июля 2008 г. / отв. ред. А. В. Капцов. Самара: Самар. гуманит. акад., 2008. С. 10-15.
Макаренко А. С. Опыт методики работы детской трудовой колонии: соч.: в 7 т. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. Т. 5. 558 с.
Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. 348 с.
Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. 255 с.
Платонов К. К. Общие проблемы теории групп и коллективов // Коллектив и личность / под ред. К.К. Платонова и др. М.: Наука, 1975. С. 3-17.
Психология: Словарь / под. общ. ред. А. В. Петровского, М. Я. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. С. 375-377.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т.Т.11. М.: Педагогика, 1989. 328 с.
Сафин В. Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения личности // Психологический журнал. 1984. № 4. С. 65-73.
Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980. 160 с.
Уманский Л. И., Френкель И. А., Лутошкин А. Н., Чернышев А. С. и др. Карта-
схема психолого-педагогической группы школьников. Курск, 1971. 33 с.
Фельдштейн Д. И. Приоритетные направления развития психологопедагогических исследований // Бюллетень высшей аттестационной комиссии министерства образования Российской Федерации. 2005. №6. С. 1-11.
Хвостов А. А. Структура и детерминанты морального сознания личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2005. 48 с.
Чернышев А. С. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива (на материале исследования молодежных групп и коллективов): автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1980. 42 с.
Чернышев А. С., Лобков Ю. Л., Сарычев С. В., Скурятин В. И. Социальноодаренные дети: путь к лидерству. Воронеж: Кварта, 2007. 210 с.
Юревич А. В., Ушаков Д. В. Нравственность в современной России [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. № 1 (3). ЦКЬ: http://psvstudv.ru/index.php/num/2009n1-3/41-vurevich3.html (дата обращения:
15.04.2010).