Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ У ЮНОШЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА'

ХАРАКТЕРИСТИКА СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ У ЮНОШЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ / ПОТРЕБНОСТЬ / ДОСТИЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куликова Н.Ю., Кузенко С.С.

В статье описываются результаты исследования, целью которого явилось изучение процесса развития мотивационной сферы и ее связи с ценностно-смысловой сферой человека в юношеском возрасте, включая теоретическое обоснование и эксперимент вопроса на примере исследования развития мотива и мотивации достижения успехов в юношеском возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHARACTERISTIC OF THE SEMANTIC SPHERE AT YOUNG MEN WITH VARIOUS LEVEL OF MOTIVATION OF ACHIEVEMENT OF SUCCESS

In article results of a research which purpose was studying of development of the motivational sphere and its communication with the valuable and semantic sphere of the person at youthful age, including theoretical justification and an experiment of a question on the example of a research of development of motive and motivation of achievement of achievements in youthful age are described.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ У ЮНОШЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА»

социализация.- 2014. - Т № 2.- с 283-288.

2. Кузенко, Светлана Сергеевна. Деформации смысловой сферы подростков с коммуникативно-личностными нарушениями : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Кузенко Светлана Сергеевна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т]. - Ростов-на-Дону, 2008. - 24 с.

3. Кузенко С.С. Смысловая сфера подростков. Деформации и их влияние на процесс коммуникации. Монография. -Краснодар: Изд-во ООО «Экоинвест», 2016 г.-208 с

4. Мирошниченко С.С. (Кузенко С.С.) Возрастная и педагогическая психология. Механизмы и условия психического развития и формирования личности. Монография. - Новосибирск: Издательство: ООО « Центр развития научного сотрудничества., 2013 - 168 с.

УДК: 159.923.2

Куликова Н.Ю. студент магистрант Кузенко С.С., к.психол.н.

доцент

Академия психологии и педагогики

ЮФУ

Россия, г. Ростов-на-Дону ХАРАКТЕРИСТИКА СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ У ЮНОШЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА

В статье описываются результаты исследования, целью которого явилось изучение процесса развития мотивационной сферы и ее связи с ценностно-смысловой сферой человека в юношеском возрасте, включая теоретическое обоснование и эксперимент вопроса на примере исследования развития мотива и мотивации достижения успехов в юношеском возрасте.

Смысловая сфера, ценностная ориентация, мотивация, потребность, достижение.

Kulikova N. U., master of Academy ofpsychology and pedagogics of

Southern Federal University Kuzenko S.S., candidate of psychological sciences associate professor Akademy ofpsychology and pedagogics of SFU, Russia, Rostov-on-Don THE CHARACTERISTIC OF THE SEMANTIC SPHERE AT YOUNG MEN WITH VARIOUS LEVEL OF MOTIVATION OF

ACHIEVEMENT OF SUCCESS In article results of a research which purpose was studying of development of the motivational sphere and its communication with the valuable and semantic sphere of the person at youthful age, including theoretical justification and an experiment of a question on the example of a research of development of motive and motivation of achievement of achievements in youthful age are described.

Становление субъекта деятельности, способного осознанно ставить жизненные цели и добиваться их, способного брать на себя ответственность за принятие решения, обусловлено той стратегией поведения, которая формируется в процессе социализации. Такую стратегию поведения, на наш взгляд, обеспечивает мотивация достижения успеха, отражающая ценностное отношение индивида к себе как личности и субъекту деятельности.

Задачи исследования:

1. Изучить историю и теории мотивации под углом зрения интересующей нас проблемы.

2. Рассмотреть и проанализировать основные подходы к проблеме развития смысловой сферы личности юношей и факторы ее детерминации.

3. Определить пути развития мотивационной сферы человека в онтогенезе.

4. Уточнить направления и механизмы развития мотива и мотивации достижения успехов в юношеском возрасте.

Объект исследования: юноши 16-17 лет.

Предмет исследования: смысловые образования личности, влияющие на сферу мотива и мотивации достижения успехов в юношеском возрасте.

На предварительном этапе диагностического исследования была проведена проективная методика оценки потребности достижения успехов (модифицированная Р. С. Немовым методика Д. Макклелланда, Дж. Аткинсона и др.). Это было сделано с целью выявить тех экспериментальных групп, которые были обозначены в постановочной части: юноши с высоким уровнем мотивации к успеху, юноши с низким уровнем мотивации к успеху. В результате диагностики были выделены 3 экспериментальные группы. юноши с высоким уровнем мотивации к успеху; юноши с низким уровнем мотивации к успеху; юноши со средним показателем мотивации к успеху.

Своеобразие смысловой сферы у экспериментальных групп также были выявлены по характеристике «телеологичность-каузуальность» смысловой регуляции. Данная характеристика явно подтвердила индивидуальные различия в деформации смысловой регуляции: для юношей с высоким уровнем мотивации характерна выраженная телеологическая ориентация, которая выражается в независимости от ситуации социального давления, выраженной ориентацией на будущем, но в то же время присутствуют такие показатели как слабое, неуверенное Эго, плохой контроль над потребностями и эмоциями, слабо выраженная ориентация на будущем. Последние показатели не адекватно коррелируют именно с показателями социальной независимости юношей с высоким уровнем мотивации. Юношам с низкой мотивацией свойственна каузальная ориентированность смысловой регуляции, выражающаяся в фиксации на прошлом и настоящем, с фаталистическим предвидением будущих событий с их поленезаивисимостью. Сам коммуникативный процесс у них имеет

качественно-специфические особенности, что проявляется в неполноценном контактировании с окружающими, низкой значимостью их мнения, непониманием и непризнанием коллективного целого, несформированностью «коллективного Я», непризнанием себя как части определенной группы, нонконформизмом в отношении групповых норм, неподчинением старшим в группе, неустойчивостью и непоследовательностью поведения в разное время и в различных ситуациях

[3].

Было выявлено, что у юношей с высоким уровнем мотивации основная психологическая защита в общении - это агрессия как психологическая стратегия защиты субъектной реальности личности, действующая на основе импульсивно-эмоциональной поведенческой реакции. Основная защита в общении у юношей с низким уровнем мотивации- избегание.

Любой жизненный смысл, мотивационно-потребностная сфера (вплоть до смыла жизни) образуется определённым единством или соотношением ценности взаимности (энергетический аспект) и значимости избирательности (информационный аспект) в коммуникативном процессе. Двойное противоречие (избирательности и взаимности) делает коммуникацию саморазвивающимся процессом только при правильной «дозированности» и адекватности. В жизни у юношей с высоким уровнем мотивации, в поведении, в человеческих отношениях можно видеть, что неизбирательная (неразборчивая, безразличная) взаимность (контакт) имеет или малую ценность, или большую опасность. Аналогично сомнительной становится значимость высокой избирательности (принципиальности, привередливости, брезгливости), если на её основе не достигается желательная (ценная) взаимность в контактах, связях, отношениях с людьми, с миром, что характерно для юношей с низким уровнем мотивации [2].

Нарушения в коммуникативном процессе выступают в качестве фактора, влияющего на сбалансированность и структурированность смысловой сферы. Если для юношей с низким уровнем мотивации характерны неадекватно завышенные показатели представления о себе как о сильной личности (а следовательно, верят в силу полного контроля и желания контролировать полностью свою жизнь) в сочетании с низкими показателями по шкале Локус контроля (фатализм), то для юношей с высоким показателем мотивации характерны нормативные показатели по данным шкалам. Если юноши с низким показателем мотивации более агрессивно доминируют во взаимоотношениях, взаимодействии с окружающими, то юноши с высоким показателем мотивации практически не дифференцируют полярные показатели и не вычленяют основную направленность в общении (доминирование, подчинение). Это как раз и является показателем нарушений дифференцированности и сбалансированности смысловой сферы, который оказывает влияние на динамику проявления мотивации к успеху.

Использованные источники:

1. Денисова Е.Г., Гомонова Е.Н., Мирошниченко С.С. Профессиональное самоопределение на этапе вузовской подготовки: ценностно-смысловой аспект // Всероссийская научно- практическая конференция: Личность в культуре и образовании. Психологическое сопровождение, развитие, социализация.- 2014. - Т № 2.- с 283-288.

2. Кузенко, Светлана Сергеевна. Деформации смысловой сферы подростков с коммуникативно-личностными нарушениями : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Кузенко Светлана Сергеевна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т]. - Ростов-на-Дону, 2008. - 24 с.

3. Кузенко С.С. Смысловая сфера подростков. Деформации и их влияние на процесс коммуникации. Монография. -Краснодар: Изд-во ООО «Экоинвест», 2016 г.-208 с

4. Мирошниченко С.С. (Кузенко С.С.) Возрастная и педагогическая психология. Механизмы и условия психического развития и формирования личности. Монография. - Новосибирск: Издательство: ООО « Центр развития научного сотрудничества., 2013 - 168 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.