УДК 159.9
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ПЕРЕЖИВШИХ РАЗВОД РОДИТЕЛЕЙ
Н.В. Козлова, А.Р. Хайдарова (Томск)
Аннотация. Рассматривается вопрос о существовании различий в ценностно-смысловой сфере старшеклассников из полных семей и старшеклассников, переживших развод родителей. Исследование актуально для понимания механизмов формирования ценностносмысловой сферы личности в юношеском возрасте и влияния на этот процесс семейной ситуации (в частности, развода родителей). Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера личности; ценностные ориентации старшеклассников; сравнительный анализ ценностносмысловой сферы старшеклассников из полных семей и старшеклассников, родители которых в разводе.
Исследование системы ценностных ориентаций старшеклассников представляется особенно актуальной проблемой, так как, во-первых, отсутствует единый подход к трактовке понятия ценностных ориентацией, правильнее сказать, имеет место многоплановость подобных трактовок; во-вторых, изменения в политической, экономической, духовной сферах общества влекут радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, особенно ярко это выражено у учащихся старших классов [1]. Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения [1]. Б .С. Братусь говорит о сложной динамической системе, образующей особую смысловую сферу личности и определяющей всю жизнедеятельность человека [2].
Известный отечественный социолог Н.М. Рима-шевская считает, что проблема развода и судьбы семьи в переломный момент жизни общества приобретает необычайно серьезное значение [6]. В социальнопсихологических и психолого-педагогических исследованиях изучаются структура и динамика ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте, роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности, с профессиональной направленностью, но недостаточно изучены структура и формирование ценностных ориентаций у старшеклассников из полных и неполных семей [1]. Исследования семьи
в кризисные моменты ее существования, в частности в ситуации развода супругов, говорят о том, что дети, которые пережили развод родителей в раннем возрасте, легче выходят из этой ситуации [8]. Это опять может говорить о значимости влияния семейной обстановки на развитие личности в условиях формирования ее ценностно-смысловой сферы в юношеском возрасте.
Большой вклад в изучение ценностных ориентаций внесли И.С. Артюхова (1999), Е.К. Киприянова, Н.А. Кириллова, И.С. Кон (1985), В.М. Кузнецов, А.В. Мудрик,
А.С. Шаров (1987) и др. Однако можно констатировать недостаточность и фрагментарность исследований влияния семьи, отношений с родителями на формирование ценностных ориентаций молодых людей. В частности, проблематика развода родителей как одного из факторов, влияющего на формирование ценностных ориентаций старшеклассников, практически не рассматривалась; именно этот аспект формирования ценностных ориентаций представляется актуальным. Наше исследование было направлено на выяснение различий в ценностносмысловой сфере старшеклассников из полных семей и старшеклассников, родители которых в разводе.
Исследование проводилось на базе МОУ «Гимназии № 55 г. Томска», в нем приняли участие 24 респондента (14 девушек и 10 юношей от 16 до 18 лет). Респонденты делились на 2 группы по 12 человек по признаку состава семьи: 1-я группа - старшеклассники, родители которых в разводе; 2-я группа - старшеклассники из полных семей.
Цель исследования: представить данные о влиянии ситуации развода родителей на ценностно-смысловую сферу старшеклассников. Мы исходили из предположения о том, что ценностно-смысловая сфера старшеклассников, переживших развод родителей, качественно отличается от таковой старшеклассников из полных семей. В частности, можно говорить о доминирующей ориентации старшеклассников, родители которых в разводе, на получение удовольствия от жизни, на так называемую
83
№ 37
Сибирский психологический журнал
2010 г.
жизнь по максимуму, жизнь для себя, первостепенность своего Я (эгоцентризм восприятия). Предполагается, что старшеклассники из полных семей больше ориентированы на принятие традиционных норм поведения, на признание ценности зрелых отношений, которые не признают старшеклассники, родители которых в разводе, вследствие пережитых событий (имеется в виду именно развод родителей).
Теоретико-методологическим основанием нашего исследования явились положения Б.С. Круглова и В.А. Ядова о значении ценностных ориентаций в юношеском возрасте, а также взгляды Р.В. Плашко о наблюдающейся сегодня динамике ценностных ориентаций у учащихся старших классов. В качестве психодиагностических методик были использованы методика исследования системы жизненных смыслов
В.Ю. Котлякова, созданная на основе отчетов испытуемых, работавших с методикой предельных смыслов (МПС) Д.А. Леонтьева [3, 4]; методика «Ценностный опросник С. Шварца» в обработке А.Л. Лихтарникова
[5], которая представляется нам наиболее приемлемой для исследования динамики изменения ценностей. Проводились статистическая обработка результатов и сравнительный анализ данных.
Общие тенденции исследования показывают, что предпочтение современные старшеклассники отдают ценностям безопасности, экзистенциальным ценностям, а также ценностям самоопределения и самореализации. В качестве наименее значимых были отмечены альтруистические и когнитивные ценности и смыслы и ценности ограничительного конформизма. Выраженность ценности безопасности имеет высокие значения как у юношей, так и у девушек. Мы объясняем данный факт двумя взаимозависимыми обстоятельствами:
1) нестабильностью общества во всех сферах и сложностью прогнозирования хоть сколько-нибудь отдаленной перспективы;
2) невозможностью развернуться в многогранном творческом процессе, творить свободно, ответственно, понимая отдаленные последствия, осуществляя постоянное совершенствование всегда незавершенного, реализуя потенциал «целостности».
Данные выводы мы делаем как на основании бесед со старшеклассниками, так и по предпочтению респондентами ценности самореализации, которая по степени максимальной выраженности представлена достаточно высоко. В этих же пределах выделена зрелость как основная ценность современных старшеклассников. Данный фактологический материал предоставляет возможность уловить тенденции, связанные со стремлением к новому по характеру ценностей сознанию, к активности, конструктивности мышления; образование старшеклассниками ценится как средство развития и успешной карьеры. Для таких молодых людей характерно стремление к новым условиям, выполнению определенной конструктивной роли в обществе. Успешная
карьера и связанное с этим благосостояние - естественный, но не единственный мотив социальной активности, характерный для этой группы [7].
Согласно дисперсионному анализу данных, полученных при использовании методики В.Ю. Котлякова, наблюдаются достоверные различия по определенным группам жизненных смыслов у испытуемых выделенных групп. Так, гедонистические ценности наиболее предпочтительны для респондентов группы 1 (респонденты, родители которых в разводе), где ранговый показатель составляет 113, тогда как для группы 2 (респонденты из полных семей) - 187 при уровне достоверных различий p<0,05. Данная методика предполагает соответствие наименьшему рангу наибольшей значимости признака, т.е. в данном случае мы говорим о том, что старшеклассники, родители которых в разводе, больше ориентированы на получение удовольствия от жизни, нежели старшеклассники из полных семей. Согласно дисперсионному анализу данных, полученных при использовании методики «Ценностный опросник
С. Шварца», можно также констатировать достоверные различия по ценностям «традиции», «самореализация» и «зрелость» между 1-й и 2-й группами. Уровень достоверных различий удовлетворяет условию p<0,05. Это значит, что старшеклассники из полных семей признают для себя большую значимость данных ценностей, нежели старшеклассники, родители которых в разводе. Речь идет и об отношении к традициям семьи и народа. Возможно, респонденты 1-й группы высказали пренебрежительное отношение к данной ценности вследствие потери ориентиров и веры в стабильность после такого события, как развод родителей.
Полученные данные во многом подтверждают высказанное нами предположение, что старшеклассники из полных семей больше ориентированы на понимание своего предназначения в жизни, на построение зрелых отношений, на терпимость к окружающим, нежели старшеклассники, родители которых в разводе; последним свойствен больший юношеский максимализм.
Согласно корреляционному анализу данных у старшеклассников 1-й группы наблюдается отрицательная корреляция между такими категориями жизненных смыслов, как гедонистические и альтруистические (p<0,05), т.е. они ориентированы на удовольствие от жизни, видят для себя помеху в заботе о других людях, в человеческой привязанности для осуществления жизненных принципов «жить по максимуму ». Отрицательная корреляция между когнитивными и семейными ценностями (p<0,05) позволяет предположить, что респонденты 1-й группы рассматривают познавательный интерес как отвлекающий от семейной жизни. Старшеклассники же из полных семей демонстрируют положительную связь между этими ценностями, а также ценностями достижения, социальной культуры, стимуляции и зрелости (p<0,05).
Таким образом, изучение ценностей, которые охватывают жизнь человека во всех проявлениях и сторонах,
84
Социальная психология
размышления над смыслом и целью своей жизне- развода родителей. Полагаем, что результаты данного деятельности в юношеском возрасте имеют значение исследования могут быть полезными для специалистов,
в кризисные периоды жизни, в том числе в ситуации занимающихся проблемами данного возраста.
Литература
1. ПлашкоР.В. Особенности ценностных ориентаций у старшеклассников из полных и неполных семей. Режим доступа: http://www.aUbest.ru
2. Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. № 2. С. 46-56.
3. Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (МПС). М.: Смысл, 1992. 36 с.
4. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 1992. 16 с.
5. Лихтарников А.Л. Ценностный опросник (ЦО) Соломона Шварца и духовное развитие личности: нормальное и патологическое. Режим
доступа: http://www.diagnostika.spb.ru/
6. Развод как социально-психологический феномен. Режим доступа: http://psylist.net
7. Современное профессиональное образование: психолого-акмеологический подход. Томск: Изд-во ТПУ, 2007. 197 с.
8. StinsonK.M. Adolescents, Family, and Friends: Social Support after Parents’ Divorce or Remarriage. Westport, CT: Praeger, 1991.
SPECIFICS OF VALUE-SEMANTIC DOMAIN OF PUPILS OF SENIOR CLASSES WHO EXPERIENCED A DIVORCE OF THEIR PARENTS Kozlova N.V., Haidarova A.R. (Tomsk)
Summary. Work is devoted to studying of specifics of value-semantic domain of the contemporary pupils of senior classes; that article is considered to question about existence of distinctions in a value-semantic domain of pupils of senior classes, who have a family with the two parents, and pupils of senior classes, who experienced a divorce of their parents. The urgency of the similar psychological researches for understanding of mechanism of formation value-semantic domain of young person and mechanism of influence of the family status (in particular divorce of parents of the pupils of senior classes) on this process is marked.
Key words: value-semantic domain of a person; valuable preference of pupils of senior classes; comparative analysis of value-semantic domain of pupils of senior classes, who have a family with the two parents, and pupils of senior classes, who experienced a divorce of their parents.
85