Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
44
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МАСКУЛИННОСТЬ / ФЕМИННОСТЬ / ТАЛЕРАНТНОСТЬ / ПОДРОСТОК / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ПЕРЕЖИВАНИЕ ОДИНОЧЕСТВА / САМОВОСПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мошкина Н.А.

Статья посвящена взаимосвязи толерантности и поведения в конфликте юношей и девушек с различным типом гендерной идентичности. Актуальность данной работы состоит в относительно небольшом количестве работ, посвященных данной теме в ее универсальной специфике. Подобная информация о взаимосвязи толерантности и поведения в конфликте юношей и девушек с различным типом гендерной идентичности необходима людям, работающим в системе образования, а также взаимодействующих с образовательными структурами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мошкина Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP OF TOLERANCE & BEHAVIOR IN CONFLICT BETWEEN BOYS & GIRLS WITH DIFFERENT TYPES OF GENDER IDENTITY

The article is devoted to the relationship of tolerance and behavior in conflict between boys and girls with different types of gender identity. The relevance of this work consists in a relatively small number of works devoted to this topic in its universal specificity. Such information about the relationship between tolerance and behavior in conflict between boys and girls with different types of gender identity is necessary for people working in the education system, as well as interacting with educational structures.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ»

УДК 159

Мошкина Н.А.

студентка 2 курса магистратуры Академия психологии и педагогики ЮФУ (г. Ростов-на-Дону, Россия)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ

В КОНФЛИКТЕ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Аннотация: статья посвящена взаимосвязи толерантности и поведения в конфликте юношей и девушек с различным типом гендерной идентичности.

Актуальность данной работы состоит в относительно небольшом количестве работ, посвященных данной теме в ее универсальной специфике.

Подобная информация о взаимосвязи толерантности и поведения в конфликте юношей и девушек с различным типом гендерной идентичности необходима людям, работающим в системе образования, а также взаимодействующих с образовательными структурами.

Ключевые слова: конфликтное поведение, маскулинность, феминность, талерантность, подросток, психологические особенности, переживание одиночества, самовосприятие.

Поскольку единой трактовки понятия "гендерные роли" не существует, можно сделать вывод, что гендерные роли можно рассматривать как социальные проявления гендерной идентичности и личности, т.е. внешние проявления моделей поведения и отношений, которые позволяют другим судить о принадлежности индивида к мужскому или женскому полу.

Понятие идентичности наиболее тесно связано с понятием Я-концепции. Идентичность является ключевой характеристикой Я-концепции, отражающей более или менее понятные и принятые когнитивные элементы (самовосприятие,

Я-образ) и обеспечивающей целостность и непрерывность личности на протяжении всей жизни. Идентичность формируется в межличностном взаимодействии, поэтому ее содержание зависит от качества этого взаимодействия.

Формирование гендерной идентичности и гендерных ролей имеет решающее значение в подростковом возрасте. Если поведение индивида соответствует ожиданиям окружающих относительно этой роли, он обычно признается другими. Если нет, то окружение может оттолкнуть человека, требуя от него изменений в поведении или вызывая конфликт.

Этот возраст характеризуется гормональными изменениями, формированием моральных ценностей, самосознанием, стремлением к общению со сверстниками и эмоциональной нестабильностью и в социальном плане занимает промежуточное положение между подростковым и взрослым возрастом. Растущий организм сложен и непоследователен, возникают ситуации, нарушающие нормальный ход развития личности, а агрессия и конфликты в этой возрастной группе усиливаются.

Подростковый возраст является наиболее стрессовым с точки зрения возникновения межличностных конфликтов. Повышение конфликтности в подростковом возрасте во многом определяется особенностями и значением подросткового возраста в развитии личности. Межличностные конфликты у мальчиков и девочек происходят по-разному из-за ряда особенностей, характерных для этой возрастной группы.

Анализ литературы показывает, что вопрос гендерной специфики конфликтов у юношей существенно не изучен. Поэтому целью исследования стало изучение взаимосвязи толерантности и поведения в конфликтах между юношами и девушками различной гендерной принадлежности.

Гипотеза исследования - для взаимосвязи толерантности и поведения в конфликтах между юношами и девушками с различными типами гендерной

идентичности характерна взаимосвязь толерантности и поведения в конфликтах между юношами и девушками с различными типами гендерной идентичности.

Научная новизна темы заключается в том, что полученные в результате диагностики данные служат промежуточным этапом в углубленном изучении поведения в конфликтах, позволяют взглянуть на проблему под новым углом и усовершенствовать процесс разрешения конфликтов у юношей и девушек с различными типами гендерной идентичности.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что комплекс методик может быть использован в практике психологов образования.

Результаты исследования также могут быть использованы для психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса -учителей, сотрудников и родителей.

Исследование проводилось на базе ГБПОУ РО "РГМТ". Исследуемая совокупность состояла из 80 студентов первого курса в возрасте 16-17 лет (из них 41 девушка и 39 юношей).

В эмпирическом исследовании были использованы следующие методы: опросник С. Бем для оценки маскулинности - фемининности -андрогинии; Экспресс - опросник «Индекс толерантности» (авт. Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова), опросник К.Томаса для определения предпочитаемых стратегий разрешения конфликтных ситуаций.

Исследование проводилось в 4 этапа. На первом этапе эмпирического исследования нами был выявлен психологический пол юношей и девушек и определена степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности. На втором этапе нами была выявлена личностная предрасположенность к конфликтному поведению молодежи. На третьем этапе исследования нами был выявлен уровень сформированности толерантности у студентов. На последнем этапе методами математической статистики была проведена оценка взаимосвязи стратегий поведения и толерантности в группах с разной гендерной

идентичностью, а также различия между группами по всем исследуемым параметрам.

- Были выявлены слабые корреляции между избеганием и этнической толерантностью для маскулинного типа, для андрогинных девушек - между сотрудничеством и этнической толерантностью, сотрудничеством и социальной толерантностью, избеганием и этнической толерантностью, для группы андрогинных юношей - между соперничеством и коммуникативной толерантностью. Более сильная корреляция была выявлена для всей выборки: между сотрудничеством и социальной толерантностью.

- Также были выявлены статистически значимые различия распределения параметра «соперничество» в группах с различной гендерной идентичностью.

Было установлено, что различия между группами существуют, но они значительно меньше, чем можно было бы ожидать. Также можно выделить тот факт, что юноши демонстрируют в целом более ожидаемые корреляции между параметрами, чем девушки.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что на поведение, толерантность и их взаимосвязь в большей степени влияет не гендерная идентичность, а соотношение биологического пола, обуславливающего определённые социальные ожидания как окружения, так и самой личности по отношению к себе, с гендером.

В результате проведенного эмпирического исследования с использованием математико-статистических методов можно сказать, что первоначально выдвинутая гипотеза подтвердилась, вопрос исследования решен, цель достигнута. Полученные результаты могут быть использованы преподавателями образовательных учреждений, работающих с молодежью, для оптимизации своей педагогической и просветительской деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Александров А.А. Конфликт как социальное явление // Известия РГПУ им.А.И. Герцена.2009. № 113. - С.56-61.

2. Асмолов А.Г. О смыслах понятия «толерантность» / А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова // Век толерантности. Научнопублицистический вестник. - 2001. - Вып.1-2. - С. 8-18.

3. Багаева В.В. Стратегии поведения в конфликте // СТЭЖ. 2015.- .№2 (20). С.91-92.

4. Бендас Т.В. «Гендерная психология». СПб.: Питер,-2005.-431 с.

5. БемС. Линзыгендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. - М.,2004. -336 с.

Moshkina N.A.

2nd year student of the magistracy Academy of Psychology and Pedagogy of Southern Federal University

(Rostov-on-Don, Russia)

RELATIONSHIP OF TOLERANCE & BEHAVIOR IN CONFLICT BETWEEN BOYS & GIRLS WITH DIFFERENT TYPES OF GENDER IDENTITY

Abstract: the article is devoted to the relationship of tolerance and behavior in conflict between boys and girls with different types of gender identity.

The relevance of this work consists in a relatively small number of works devoted to this topic in its universal specificity.

Such information about the relationship between tolerance and behavior in conflict between boys and girls with different types of gender identity is necessary for people working in the education system, as well as interacting with educational structures.

Keywords: conflict behavior, masculinity, femininity, tolerance, teenager, psychological characteristics, loneliness experience, self-perception.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.