Научная статья на тему 'Влияние гендерной толерантности на готовность к семейной жизни в юношеском возрасте'

Влияние гендерной толерантности на готовность к семейной жизни в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
90
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / GENDER TOLERANCE / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / INTOLERANCE / ГЕНДЕР / GENDER / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / YOUTH AGE / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / GENDER IDENTITY / ГОТОВНОСТЬ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ / READINESS TO FAMILY LIFE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лебедева Елена Анатольевна

В статье приводится анализ исследования гендерной толерантности и качеств личности непосредственно влияющих на ее уровень. Экспериментальным путём установлено, что проведение психолог-педагогической работы положительно скажется как на взаимодей-ствии юношей и девушек так и на их готовности к семейной жизни в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECTS OF GENDER ON TOLERANCE OF READINESS FOR FAMILY LIFE IN ADOLESCENCE

In article the analysis of the study of gender tolerance and personality traits directly influencing its level. It was established experimentally that the conduct of the psychologist-pedagogical work will have a positive effect on the interaction of boys and girls and their commitment to family life in General.

Текст научной работы на тему «Влияние гендерной толерантности на готовность к семейной жизни в юношеском возрасте»

социальной перцепции. Казахи, со следующими характеристиками: привлекательный, удачный, новый, яркий, оригинальный, статичный. Молдоване наделена следующими характеристиками: удачный, яркий, интересный, конкретный, вечный, повторяющий, выразительный при социальной перцепции. Армяне, получили такие характеристики как: яркий, новый, оригинальный, интересный этнос при социальной перцепции. Негативную эмоциональную оценку получили следующие этносы: украинцы, содержат следующие характеристики как: неудачный, отталкивающий, скучный этнос при социальной перцепции. Чеченцы получили следующие характеристики: абстрактный, новый, традиционный этнос при социальной перцепции. Литовцы наделены такими характеристиками как: отталкивающие, абстрактные, традиционные. Наше исследование позволяет расширить содержание геторостериатипов этносов, что необходимо для создания психологических фильтров в качестве критериев оценки векторов межэтнического взаимодействия.

Список литературы:

1. Агеев В.С. Механизмы социального восприятия// Психологический журнал. № 2, 1989.

2. Special features of the social perception of ethnoses by the contemporary young people//«The Fifth International Conference on Eurasian scientific development».Proceedings of the Conference (June 1, 2015). «Ea& We&» Associationfor Advanced Studies and Higher Education GmbH. Vienna. 2015. 216 P.

3. Кцоева Г.У Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов//Психологический журнал. № 2, 1986.

4. Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999.

5. Платонов Ю.П., Почебут Л.Г. Этническая социальная психология. Санкт-Петербург, 1993.

6. Старовойтова Г.В. Этнические особенности поведения и внешности в восприятии горожан//Этнические стереотипы поведения. Ленинград, 1985.

влияние тендерной толерантности на готовность к

U U

семейной жизни в юношеском возрасте

Лебедева Елена Анатольевна

Студент магистратуры ТИЭИ Г. Тула Российской Федерации

THE EFFECTS OF GENDER ON TOLERANCE OF READINESS FOR FAMILY

LIFE IN ADOLESCENCE

Lebedeva Elena

graduate student TIER Tula Russia

АННОТАЦИЯ

В статье приводится анализ исследования гендерной толерантности и качеств личности непосредственно влияющих на ее уровень. Экспериментальным путём установлено, что проведение психолог-педагогической работы положительно скажется как на взаимодей-ствии юношей и девушек так и на их готовности к семейной жизни в целом.

ABSTRACT

In article the analysis of the &udy of gender tolerance and personality traits directly influencing its level. It was e^ablished experimentally that the conduct of the psychologic-pedagogical work will have a positive effect on the interaction of boys and girls and their commitment to family life in General.

Ключевые слова: гендерная толерантность, интолерантность, гендер, юношеский возраст, гендерная иден-тичность, готовность к семейной жизни.

Keywords:gender tolerance, intolerance, gender, youth age, gender identity, readiness to family life.

Современное социально-экономическое состояние общества актуализирует проблемы семьи, брака и супружества. К данным социально-психологическим явлениям неизменно растет интерес как со стороны государства и общества, так и образования в целом. Это связано с наблюдающимся в современном обществе кризисом института семьи, который сопровождается различными процессами, в том числе увеличением количества так называемых гражданских браков. В настоящее время вопросы подготовки к семейной жизни в юношеском возрасте в науке рассматриваются в разных аспектах: социологическом (И.С. Кон, Ю.Г. Новиков, Р.Ш. Манадеева и др.); психолого-педагогическом (Л.А. Богданович, Л.Е. Грекова, А.Б. Залкинд, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, О.Р. Кунц, Х.К. Курм, Б.Б. Малахов, Н.Б. Сельверова, А.Н.

Шибаева и др.); физиологическом (Н.Г. Казанский, А.П. Краковский, Н.Н. Медведев, Е.И. Пряхин, Ж.Д. Рапопорт и др.); этическом (Н.С. Верещагина, Е.Б. Меерсон, Л.Г. Татар-никова, Н.М. Ходаков, В.К. Церах, В.И. Штильбанс и др.). Воспитание будущего семьянина выделяется как один из аспектов социального формирования личности (Н.В. Бестужев-Лада, В.В. Бойко, А.Г. Волков, С.И. Голод, И.С. Кон, А.С. Красовский, А.Г. Харчев, З.А.Янкова) [1,2,3].

Проблематикой семьи и семейных отношений, в том числе психологической готовности юношей и девушек к созданию семьи занимались такие авторы как Алешина Ю.В., Андреева Г.М., Антонов А.И., Гаврилова Т.П., Голод С.И., Гулыга А.В., Дымнова Т.И., Карабанова О.А., Ковалев С.В., Лисовский В.Т., Лосева В.К., Петюлевич О.Т., Разумихина

Г.П., Сапогова Е.Е., Сысенко В.А., Шевцова С.В., Эйдемил-лер Э.Г. и другие. Данные ученые так же указывают на взаимосвязь готовности к созданию семьи и тендерной толерантности. Подготовка молодых людей к семейной жизни приводит к необходимости изучения факторов влияющих на ее формирование в том числе и гендерной толерантности [2,3].

С.Д. Щеколдина с психологической точки зрения указывает на гендерную толерантность как один из видов толерантности, которая характеризуется как «непредвзятое отношение к представителям другого пола, недопустимость априорного приписывания человеку недостатков другого пола, отсутствие идей о превосходстве одного пола над другим» [5, с. 21].

Опираясь на определения толерантности С.Д. Щеколди-ной, Л.В. Байбородовой, П.В. Степанова, а также на необходимость разработки гендерных подходов в образовании, обозначенных А.В. Мудриком, Л.П. Шустовой приходим к необходимости обозначить новое содержание понятия ген-дерной толерантности.

Под гендерной толерантностью нами понимается психолого-педагогическая готовность к пониманию, принятию и признанию различных типов гендерной идентичности, многообразия проявлений гендерного поведения, идей ген-дерного равноправия в социуме на основе активной нравственной позиции личности. В данном случае гендерная толерантность рассматривается не как пассивное смирение, а выступает в качестве активной жизненной позиции, подразумевающей, что человек находится в позиции субъекта взаимодействия, осознанно и самостоятельно определяющего свою судьбу. Второе, что важно для понимания гендер-ной толерантности, это позиция нравственная, где личность характеризуется как носитель определенных нравственных ценностей, в качестве важнейших среди которых выступают такие ценности, как «ненасилие», «свобода», «равенство», «человек», «другой». Гудович И.С. указывает на наличии в современном обществе гендерного конфликта - взаимодействия, в основе которого лежит противоречивое восприятие гендерных ценностей, отношений, ролей, приводящее к столкновению интересов и целей, что, т.е. конфликтные противоречия возникают между традиционными и новыми ролями представителей разного пола [4; с. 71].

Таким образом, гендерная толерантность - это личностная позиция, в которой проявляются установки, ценности, мотивы и смыслы личности, а на их основе осуществляется сознательный, осмысленный и ответственный выбор.

Исследование взаимосвязи готовности к семейной жизни и уровня гендерной толерантности в юношеском возрасте проходило в два этапа. На 1 этапе изучались непосредственно уровень гендерной толерантности у юношей и девушек (опросник «Гендерная толерантность» Л.П. Шустовой) и качества личности, которые на нее влияют: общая толерантность (Экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой; методика «Интолерантность-толерантность» Л. Г. Почебут); принятие других людей (методика «Диагностика принятия других» (по шкале Фейя) Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова); коммуникативная толерантность (Методика «Диагностика общей коммуникативной толерантности» В.В. Бойко). На 2 этапе исследовалась готовность юношей и девушек к семейной жизни (тест-карта готовности к семейной жизни, И.Ф. Юнда), проводился ка-

чественный анализ результатов и возможности корреляции с показателями тендерной толерантности..

Анализ результатов исследования тендерной толерантности и качеств личности непосредственно влияющих на ее уровень показал следующее распределение юношей и девушек по уровням: У 5% испытуемых в итоге выявлен высокий уровень тендерной толерантности. Это свидетельствует о том, что у них в достаточной мере закреплены адекватные установки в отношениях с противоположным полом, нет затруднений в принятии своей собственной и чужой тендерной идентичности. Также они способны выстраивать своё поведение с позиции сотрудничества и бесконфликтного взаимодействия, так как внутренне мотивированы к положительному отношению к другому человеку, а также обладают соответствующими практическими умениями разбираться в людях, обстановке, умениями понимать динамическую социальную среду. В целом студенты данного уровня занимают активную жизненную позицию, являются сторонниками и «носителями» таких нравственных ценностей как «гендерная свобода», «гендерное равенство». 25% респондентов имеют средний уровень гендерной толерантности с тенденцией к высокому. Для этих людей характерны нарушения в эмоциональном компоненте гендерной толерантности, а именно в области эмоционально-ценностных отношений к лицам своего и противоположного пола и типа гендера, чужому мнению, позиции. Кроме того имеют место нарушения некоторых социальных установок, в частности - неверное неадекватное интолерантное отношение к определённым социальным группам (меньшинствам, нищим и др.). Причиной выше указанных особенностей может быть недостаточная содержательность когнитивного компонента гендерной толерантности, то есть отсутствие либо недостаточное количество знаний о понятиях «гендер», «толерантность», о качествах толерантной личности.

И, наконец, 70% участников нашего исследования отнесены к среднему уровню гендерной толерантности с тенденцией к низкому. Это означает, что юноши и девушки могут проявлять предвзятое отношение к представителям другого пола и гендерной идентичности, что может привести к авторитарности в отношениях с ними. Отмечаются сбои в деятельностном компоненте гендерной толерантности. Конкретнее это выражено в следующих проявлениях:

1) использование себя в качестве эталона при оценке людей;

2) чрезмерная категоричность и консервативность в оценке других; 3) интолерантность в стремлении перевоспитания окружающих; 4) затруднение в процессе приспособления к привычкам и характеру другого человека; 5) чрезмерное стремление подогнать партнёра «под себя». Неблагоприятные изменения в деятельностном компоненте гендерной толерантности могут в зависимости от ситуации дополняться нарушениями и в эмоциональном её компоненте. В основе же выше перечисленных отрицательных проявлений вполне вероятно лежит недостаточная содержательность когнитивного компонента гендерной толерантности, отсутствие определённых знаний и личностных установок, касающихся гендерного равенства и принятия отличной от своей гендерной идентичности. Что же касается области низкого уровня гендерной толерантности, то студентов с подобным показателем, выявлено не было.

На втором этапе диагностического исследования анализ результатов теста-карты готовности к семейной жизни 15 % исследуемых респондентов демонстрируют удовлетво-

рительный уровень готовности к семейной жизни, у 85 % испытуемых готовность к семейной жизни недостаточная. Рассматривая гендерное распределение, то все 15% исследуемых респондентов готовых к семейной жизни - девушки. Тогда как юноши в распределении готовности остаются на низком уровне, что говорит о более позднем гендерном созревании.

Для определения взаимосвязи гендерной толерантности и готовности к семейной жизни был проведен корреляционный анализ, который наглядно показал, что данные показатели находятся в прямой взаимозависимости (r = +0,736), юноши и девушки с низким и тенденцией к низкому уровню гендерной толерантности также имеют низкую готовность к семейной жизни и наоборот девушки с высоким уровнем гендерной толерантности демонстрируют готовность к будущей семейной жизни. Однако качественный анализ выявил некоторые противоречия. Определенный процент юношей с низкой готовностью к семейной жизни - 12% - имеют высокий (2%) и средний (10%) уровни гендерной толерантности, они принимают представительниц противоположного пола, проявляя как коммуникативную толерантность так и симпатию к ним. Данное противоречие не влияет на взаимозависимость изучаемых показателей.

Таким образом, экспериментальным путем была определенна взаимосвязь готовности к семейной жизни у юношей и девушек и уровня гендерной толерантности, что указывает на необходимость проведения специальной работы по осуществлению гендерной социализации юношей и девушек; определению жизненной стратегии личности и профессионального самоопределения; внедрению норм толерантного поведения в практику взаимодействия полов. Данная психолого-педагогическая работа положительно скажется как на

взаимодействии юношей и девушек так и на готовности к семейной жизни в целом.

Литература:

1. Аккерман Н. Семья как социальная и эмоциональная единица / Н. Аккерман. - СПб.: Питер, 2008. - 184 с

2. Алешина Ю.В. Социально - психологические методы исследования супружеских отношений / Ю.В. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская. - М.: ЭКСМО, 2005. - 120 с.

3. Андреева И.С. Семья: Книга для чтения. Кн. 2 / И.С. Андреева, А.В. Гулыга. - М.: Мысль, 2008. - 592 с.

4. Гудович, И.С. Специфика тендерного подхода в анализе современных российских реалий [Текст] / И.С. Гудович, Е.Ю. Красова // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер. 1. Гуманит. науки. - 2006. - № 1. - С. 65-89.

5. Щеколдина, С. Д. Тренинг толерантности [Текст] / С.Д. Щеколдина. - М.: «Ось-89», 2004. - 80 с. Literature:

Ackerman N. The family as a social and emotional unit / N. Ackerman. - SPb.: Peter, 2008. - 184

1. Aleshin Y. V. Socio - psychological research methods of marital relations / Yu. Aleshina, L. Y. 2. Gozman, E. M. Dubovskaya. - M.: EKSMO, 2005. - 120 p.

3. Andreeva I. S. Family: a Book to read. KN. 2 / I. S. Andreeva, A.V. Guliga. - M.: Thought, 2008. - 592 p.

4. Gudovich, Ivan S. the Specificity of the gender approach in the analysis of contemporary Russian realities [Text] / I. S. Gudovich, Krasova E. Yu., Ve&n. Voronezh. Sate University. Ser. 5. 1. Gumanit. science. - 2006. - No. 1. - S. 65-89.

Skaldina, S. D. tolerance Training [Text] / S. D. Secondine. -M.: "OS ' -89", 2004. - 80 p

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.