Научная статья на тему 'Проблема формирования толерантности старшеклассников на основе гендерного подхода в образовании'

Проблема формирования толерантности старшеклассников на основе гендерного подхода в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
937
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ПОЛ / ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ГЕНДЕРНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шустова Любовь Порфирьевна

Автор обращает внимание на важность формирования гендерной толерантности у юношей и девушек на пороге вступления их во взрослую жизнь, предлагает модель и программу ее формирования у старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования толерантности старшеклассников на основе гендерного подхода в образовании»

Автор обращает внимание на важность формирования гендерной толерантности у юношей и девушек на пороге вступления их во взрослую жизнь, предлагает модель и программу ее формирования у старшеклассников.

Шустова Любовь Порфирьевна,

кандидат педагогических наук доцент кафедры педагогики и психологии Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

профессор РАЕ Ульяновск lp_shustova@mail.ru

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

Можно ли способствовать позитивному протеканию процессов гендерной социализации и индивидуализации юношей и девушек?

Ключевые слова: гендер, пол, гендерный подход в образовании, социализация, гендерная толе-

рантность, старшеклассники, гендерные стереотипы.

Стратегия модернизации российского образования предполагает реализацию такого важного на современном этапе подхода, как гендерный. На важность реформирования системы образования с учетом «включения в государственные образовательные стандарты гендерных знаний, введения сквозной системы гендерно - ориентированных программ» указывается в Гендерной стратегии Российской Федерации [1, с. 24].

Образование как важнейший социальный институт, выполняющий функцию трансляции основной системы ценностей, норм, ролей от одного поколения к другому, преподносит очень важные уроки гендерных отношений, которые характеризуются в настоящее время гендерной асимметрией. Образовательные учреждения в свою очередь отражают гендерную стратификацию общества и культуры в целом, демонстрируя на своем примере неравный статус мужчин и женщин. Деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола, создание условий для максимальной самореализации мальчиков и девочек, юношей и девушек в процессе педагогического взаимодействия является важнейшей целью гендерного подхода в образовании.

Составляющей частью целей гендерного подхода в образовании, направленных на социализацию учащихся, является, на наш взгляд, формирование гендерной толерантности как ценности и неотъемлемого свойства личности. Именно системе школьного образования отводится ведущая роль в решении задачи культивирования в обществе идей толерантности, поскольку школа обладает большим потенциалом для формирования всех ее видов (расовой, межклассо-

вой, религиозной, межнациональной, возрастной, физиологической, гендерной и др.), при этом для формирования гендерной толерантности наиболее важное значение имеет наличие в школе поло-возрастных групп.

Актуальность проблемы культивирования идей гендерной толерантности в современном мире отражена в Декларации принципов толерантности, принятой в 1995 году ЮНЕСКО, и в Стратегии мирового сообщества на текущее тысячелетие (2000), где проблема достижения гендерного равенства является одной из приоритетных.

Формирование у подрастающего поколения установки на гендерную толерантность становится возможным при условии применения в школьной практике гендерного подхода, возникшего как оппозиция традиционным представлениям о целесообразности дифференциации ролей и статусов мужчин и женщин в различных видах деятельности. Ценность его заключается в том, что он ориентирует школьников на партнерскую модель отношений, как отношений двух равноправных субъектов.

Свободному развитию личности, становлению индивидуальности мешают исторически сложившиеся гендерные стереотипы. Они, по мнению И.С. Клеци-ной, побуждают мужчин и женщин как субъектов меж-полового взаимодействия формировать такую модель поведения, при которой отношения характеризуются несимметричностью, проявляющейся в первую очередь в доминировании и зависимости [2]. Нормативные идеалы маскулинности/фемининности воспроизводятся как в обществе в целом, так и в образовательных учреждениях, и зачастую становятся препятстви-

ем на пути развития индивидуальности и личностного потенциала, вступая в противоречие с реальными изменениями в общественной жизни.

Гендерный подход в образовании дает возможность отойти от предопределенности мужских и женских характеристик и жесткой фиксированное™ полоролевых моделей поведения и показывает учащимся личностные пути развития и самореализации, не ограниченные гендерными стереотипами.

Культивирование идей гендерной толерантности в обществе связано с формированием у воспитанников ключевых компетентностей и социальных ролей: гражданина, семьянина, труженика и т.д. Поэтому, жизненно необходимой задачей на пороге вступления старшеклассников во взрослую жизнь становится формирование у них толерантности в отношениях между полами. Ее формирование в юношеском возрасте имеет важное значение для свободного развития личности, выбора индивидуальных путей самореализации, поскольку именно в школе формируются представления о жизненной стратегии юношей и девушек.

Обозначив актуальность проблемы формирования гендерной толерантности у воспитанников, переходим к анализу содержания данного понятия. Отметим, что ни в одном из словарей, включая словарь гендерных терминов, данного термина не содержится. Лишь в работе С.Д. Щеколдиной указывается на «гендерную толерантность» как один из видов толерантности, которая характеризуется как «непредвзятое отношение к представителям другого пола, недопустимость априорного приписывания человеку недостатков другого пола, отсутствие идей о превосходстве одного пола над другим» [6, с. 62].

Соглашаясь в целом со смыслом данной формулировки, отметим, что для педагога она не дает четкого представления о том, что нужно делать для того, чтобы сформировать гендерную толерантность у воспитанников. Поэтому, опираясь на определения толерантности Н.А. Асташовой, Л.В. Байбородовой, П.В. Степанова, мы приходим к необходимости введения педагогического контекста понятия «гендерная толерантность».

Под гендерной толерантностью нами понимается психолого-педагогическая готовность к пониманию, принятию и признанию различных типов гендерной идентичности, многообразия проявлений гендерного поведения, идей гендерного равноправия в социуме на основе активной нравственной позиции личности [5].

Первое, на что следует обратить внимание в формулировке, что гендерная толерантность выступает в качестве активной жизненной позиции, согласно которой человек находится в позиции субъекта взаимодействия, осознанно и самостоятельно определяющего свою судьбу. Она предполагает заинтересованное отношение к «другому», желание прочувствовать его мироощущение, которое не похоже на собственное восприятие действительности. Активность личности проявляется в различных процессах: а) познании и признании своего «я» и позиций «другого»; б) определении тактики поведения и диалога с другими; в) вза-

имодействии с другими; г) анализе результатов взаимодействия.

Гендерная толерантность - это позиция нравственная. Личность характеризуется нами как носитель нравственных ценностей, в качестве важнейших среди которых выступают такие ценности, как «ненасилие», «свобода», «равенство», «человек». Она не допускает любые формы насильственного поведения, ущемляющего как собственную свободу, так и свободу другого.

Гендерная толерантность - это личностная позиция, в которой проявляются установки, ценности, мотивы и смыслы личности, а на их основе осуществляется сознательный и ответственный выбор. Это мировоззренческая и нравственно-психологическая установка личности на то, в какой мере принимать ей различные, прежде всего, «иные» идеи, культуру и нормы поведения.

Гендерная толерантность рассматривается нами через призму двуединства психологической готовности как внутреннего состояния, мотивации и способности положительного отношения к другому человеку и психолого-педагогической подготовленности как практического умения коммуникации и понимания, умения разбираться в людях и поступках.

Понимание характеризуется нами как способность личности взглянуть на мир глазами другого человека, как особый познавательный акт, в котором преодолевается односторонность объективного знания. Одним из важных видов понимания является эмпатическое понимание, которое определяется как социальная чувствительность, способность давать верные суждения о других людях на основе чувствования эмоционального состояния партнера. Следовательно, гендерная толерантность опирается на модель «человека понимающего», заинтересованного в «другом», в его уникальности как в необходимом звене самопознания и становления собственного «я».

Принятие интерпретируется нами, вслед за П.В. Степановым, как положительное отношение к проявлениям «инаковости» [3]. Следовательно, принятие - это эмоциональная категория, сопровождающаяся переживанием ценности «другого» человека, его мнения, убеждения. Следуя идеям гуманистической психологии, принятие трактуется нами, в первую очередь, как безусловное принятие, т.е. уверенность в том, что любой человек, независимо от пола или типа гендера, имеет право на достойное существование.

Соглашаясь с С.А. Ушакиным, мы полагаем, что гендерная идентичность является не столько результатом идентификации, сколько процессом, в результате которого могут возникать разные варианты «мужественностей» и «женственностей» [4]. Руководствуясь гендерным подходом в воспитании, мы акцентируем внимание на том, что гендерная идентичность не является единообразной для всех мужчин и женщин в рамках своего пола, и признаем индивидуальность и пластичность гендерных различий.

В соответствии с континуальной моделью гендерной социализации личности, мы признаем многообразие гендерного поведения и гендерных ролей, вариативность и гибкость в овладении полоролевым ре-

пертуаром, отвечающим индивидуальным особенностям и потребностям личности.

Гендерная толерантность выражается в стремлении достичь взаимного согласования разнородных интересов и точек зрений без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения. Она нацелена на развитие конструктивных партнерских отношений между полами, на гармонизацию поло-ролевого взаимодействия на основаниях эгалитаризма как принципа равных прав и возможностей личности независимо от пола.

И, наконец, гендерное равноправие рассматривается нами как равный правовой статус мужчин и женщин и равные возможности для его реализации, позволяющий лицам того и другого пола свободно развивать свои потенциальные способности в различных сферах жизнедеятельности.

Формирование гендерной толерантности, на наш взгляд, может быть осуществлено посредством выработки у учащихся позитивных установок и взглядов на себя как представителя определенного пола, носителя тех или иных гендерных свойств. Не менее важно обратить внимание учащихся на мир другого человека (лица противоположного пола, других типов гендера), показать его ценности, особенности поведения, а также создать условия, в которых возможно осуществлять конструктивное взаимодействие и свободный выбор.

В современных психолого-педагогических исследованиях признается, что толерантность имеет многомерную основу, вследствие чего выделяется различное количество компонентов толерантности. Взяв за основу трехкомпонентную структуру толерантности (Н.А. Асташова, С.Л. Братченко, И.В. Крутова,

О.Б. Скрябина и др.), мы выделяем три составляющих гендерной толерантности как психосоциальной характеристики личности:

1) когнитивную - знания и представления человека (понятие о гендерной толерантности, качествах толерантной личности, представление о гендерной идентичности, знание собственных гендерных установок и стереотипов в различных сферах человеческой жизнедеятельности);

2) эмоциональную - относительно устойчивые чувства человека к объектам, выражающиеся в эмоциональной оценке (эмоционально-ценностные отношения клицам своего и противоположного пола, чужому мнению и взглядам, гендерным различиям и особенностям гендерного поведения; способность к эмпатии и безусловному принятию собственной и чужой гендерной идентичности; принятие идей гендерного равноправия);

3) деятельностную - предрасположенность к тому или иному типу поведения и виду деятельности, основой которых является сотрудничество и бесконфликтное взаимодействие представителей различных полов и типов гендера, умение вести конструктивный диалог.

При формировании гендерной толерантности нами было рассмотрено, каким образом три перечисленных компонента толерантности проявляются в различных сферах жизнедеятельности, в которых протека-

ет процесс гендерной социализации личности. В качестве сфер, где формируется гендерная толерантность, нами выделяются следующие:

1) сфера межличностного общения юношей и девушек;

2) сфера индивидуальных интересов и увлечений;

3) сфера семейных отношений;

4) сфера профессиональной деятельности;

5) сфера общественно-политической деятельности.

Развитие гендерных отношений происходит во

всех перечисленных сферах. Однако, что касается периода ранней юности, то важно отметить тот факт, что разные аспекты гендерных отношений в этих сферах могут находиться как в зоне актуального развития юношей и девушек (межличностное общение, личностные интересы и увлечения, семейные отношения, профессиональное самоопределение), так и в зоне ближайшего развития старшеклассников (новые аспекты отношений в семье, профессиональной и общественно-политической деятельности).

Определив сущность и содержание понятия «гендерная толерантность», переходим к выяснению следующего вопроса: какой возраст является наиболее сензитивным, важным, решающим с точки зрения формирования данного личностного новообразования? Большинство ученых указывают на уникальность и важность подросткового и, особенно, юношеского этапов.

Обращенность на общение со сверстниками как своего, так и противоположного пола, способность к рефлексии, самоанализу и децентрации, возрастная переоценка жизненных ценностей, готовность к личностному и профессиональному самоопределению делают раннюю юность, на наш взгляд, чрезвычайно важным этапом гендерной социализации личности, решающим для формирования личности будущих мужчин и женщин и отношений между ними. В связи с вышесказанным, формирование установки на гендерную толерантность у юношей и девушек приобретает важное значение для свободного развития их личности и выбора индивидуальных путей самореализации.

Вслед за уточнением содержания понятия «гендерная толерантность» и выявлением сензитивного периода для ее формирования, встает следующая задача - разработка педагогической модели формирования гендерной толерантности у старшеклассников.

В качестве структурных элементов разработанной нами модели рассматриваются такие специфические характеристики, как: цель, задачи педагога по формированию гендерной толерантности у юношей и девушек, психолого-педагогические средства, критерии и показатели ее сформированное™, результат реализации педагогических задач, а также компоненты гендерной толерантности и сферы жизнедеятельности, в которых она проявляется.

Итак, первым структурным элементом модели является цель, определяемая как формирование гендерной толерантности старшеклассников как личностного новообразования.

Следующий элемент модели - психологопедагогические средства формирования гендерной толерантности. Поскольку деятельность

по формированию гендерной толерантности старшеклассников выстраивается в рамках личностно ориентированного подхода, то в качестве педагогических средств нами рассматриваются средства личностно ориентированного воспитания, такие, которые являются, во-первых, личностно ориентированными, во-вторых, рефлексивными и, в-третьих, диалогическими. Психолого-педагогические средства следует рассмотреть также исходя из основных компонентов толерантности: когнитивного (информационно-справочные и рефлексивные), эмоционального (эмпатические и эмоциональной саморегуляции) и деятельностного (диалогические и интерактивные).

Проблема личностных основ толерантности предполагает развитость рефлексии. Способность к рефлексии является важной составляющей для формирования когнитивного компонента гендерной толерантности. Чем более развиты рефлексивные процессы, тем более индивидуализированными становятся его взаимоотношения с другими людьми, тем менее стереотипно воспринимаются окружающие.

Примером саморефлексии индивидуального социального опыта может служить следующие приемы: составление гендерной автобиографии; осознание индивидом своего жизненного сценария, помогающего установить факт влияния установок родителей на убеждения старшеклассника.

В целях познания других целесообразно применять диалоговую рефлексию, под которой понимается диалог двух собеседников, способствующий формированию осознанного отношения к какой-либо значимой проблеме. Это может быть диалог как между старшеклассником и педагогом, так и между юношей и девушкой.

Групповая рефлексия также является необходимым средством формирования адекватного представления о себе и других.

В качестве информационно-справочных средств могут выступать мини-лекции, информационные справки, притчи, высказывания знаменитых людей, материалы средств массовой информации, анекдоты с целью исследования содержащихся в них гендерных стереотипов, а также тестирование и анкетирование старшеклассников с целью получения информации о себе как представителе того или иного пола /гендера.

Необходимым условием формирования эмоционального компонента гендерной толерантности является развитие и становление способности к эм-патическому пониманию. Она определяется как социальная чувствительность, способность давать верные суждения о других людях, не приписывая им свои установки, на основе чувствования эмоционального состояния.

Развитие эмпатии выступает ведущей задачей формирования толерантного человека и требует освоения техники эмпатического слушания. Этой же цели служат приемы на развитие умения перевоплощаться и концентрироваться на мыслях и чувствах другого. Например, умение встать на несвойственную для своей группы позицию и охарактеризовать преимущества и недостатки выполняемой гендерной роли.

Другой группой средств в рамках эмоционального компонента являются средства, направленные на знакомство и освоение способов и техник саморегуляции эмоциональных состояний (аутотренинговых, медитативных, дыхательных, телесноориентированных).

Наиболее эффективным условием для формирования деятельностного компонента гендерной толерантности является умение вести диалог. Мы полагаем, что именно диалог обеспечивает существование субъект-субъектных отношений между людьми. Основанный на равноправии, взаимном доверии, признании самоценности его участников, диалог создает условия для познания себя и окружающих, самореализации в различных видах деятельности, способствует поиску личностных смыслов. Стремление человека достичь взаимопонимания и реализовать это взаимопонимание через сотрудничество и диалог характеризует толерантную личность.

К диалоговым методам воспитания можно отнести следующие: беседы, дебаты, диспуты, дискуссии, толкование дилемм, «сократические беседы», «дискуссионные качели», этические диалоги и т.п.

Ведущей формой диалоговой работы в нашем исследовании является дискуссия. Дискуссия - это способ организации совместной деятельности, имеющий целью интенсивное и продуктивное решение проблемы. Это равноправное обсуждение юношами и девушками различных проблем гендерной тематики. Результатом ее может быть общее соглашение, совместное решение, новый взгляд на проблемы гендерных отношений.

Не менее важными в рамках работы с деятельностным компонентом гендерной толерантности являются разнообразные интерактивные методы, приемы и средства совместной деятельности педагога и старшеклассников: элементы тренинга, сюжетноролевые, деловые игры, моделирование ситуаций, психотехнические игры и упражнения. Данная группа средств направлена на развитие толерантного взаимодействия старшеклассников в различных ситуациях, отработку коммуникативных умений и навыков.

Обязательными элементами педагогической модели являются критерии и показатели сформированное™ изучаемого качества. В нашей модели в качестве основных критериев гендерной толерантности выступают:

1) сформированность когнитивного, эмоционального и деятельностного компонентов гендерной толерантности старшеклассников;

2) сформированность гендерной толерантности в различных сферах жизнедеятельности человека, таких, как межличностное общение, увлечения, семья, профессиональная и общественно-политическая деятельность.

В качестве дополнительных критериев рассматриваются:

3) сформированность аутотолерантности - принятия себя как представителя определенного пола и типа гендера;

4) сформированность толерантного отношения к проявлениям лидерства, эмоциональности и активно-

сти лиц того или иного пола в перечисленных выше сферах жизнедеятельности.

Поскольку феномен гендерной толерантности рассматривается в исследовании во взаимосвязи трех компонентов (когнитивного, эмоционального и деятельностного), то интегральным показателем выступает уровень сформированное™ всех компонентов гендерной толерантности, проявляющихся в обозначенных выше сферах жизнедеятельности личности.

Результатом педагогического процесса формирования гендерной толерантности выступает сформированность данного личностного новообразования у старшеклассников, юношей и девушек.

Таким образом, формирование гендерной толерантности у старшеклассников рассматривается нами как процесс поэтапного становления трех взаимосвязанных компонентов: когнитивного (осознание гендерных стереотипов и установок сознания), эмоционального (овладение способами эмоциональной саморегуляции и развитие эмпатического понимания) и деятельностного (освоение модели конструктивного взаимодействия между полами в различных видах деятельности) в специально созданных педагогических условиях.

В соответствии с вышеуказанной педагогической моделью нами была разработана программа спецкурса для старшеклассников «ГэрмониЯ», нацеленная на формирование гендерной толерантности, обретение системы гендерно ориентированных знаний, принятие мужской и женской социальной ролей, подготовку к профессиональной деятельности и семейной жизни [5].

Данная программа основывается на осознании и коррекции в сознании воспитанников на пороге выбора жизненного пути наиболее жестких гендерных стереотипов и установок, изучении потенциала партнерских взаимоотношений между юношами и девушками. Она призвана способствовать снятию противоречий между: провозглашением толерантности и гендерного равноправия в обществе и недостаточным культивированием этих идей в практике школьного образования; изменениями гендерных отношений в современном российском обществе и воспроизводимыми школой жесткими стандартами мужественности и женственности; возрастной переоценкой взглядов и установок в раннем юношеском возрасте, актуализацией потребности учащихся в жизненном самоопределении и недостаточной возможностью удовлетворения этой потребности в практике школьного воспитания.

Целью программы является формирование гендерной толерантности старшеклассников как условия осуществления успешной гендерной социализации и индивидуализации школьников.

Реализация цели достигается через решение следующих задач:

1) в рамках когнитивного компонента - ознакомление учащихся с системой понятий по гендерной толерантности, чертах толерантной и интолерант-ной личности, границах гендерной толерантности; информирование о гендерных стереотипах в различных сферах жизнедеятельности человека;

2) в рамках эмоционального компонента - развитие эмпатического понимания, безусловного принятия

множественности эмоциональных и поведенческих проявлений у лиц мужского и женского пола; развитие способов эмоциональной саморегуляции; педагогическая поддержка принятия собственной гендерной идентичности и идей гендерного равноправия учащимися;

3) в рамках деятельностного компонента - развитие умений и навыков ведения конструктивного диалога, дискуссии, ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций в общении юношей и девушек, использования тактики сотрудничества и компромисса; формирование модели партнерского взаимодействия полов.

Содержание программы размещено в шесть блоков соответственно основным сферам человеческой жизнедеятельности.

I.Феномен гендерной толерантности.

1. Знакомство. Цели программы. Правила работы в группе.

2. Толерантность - неотъемлемое качество личности. Толерантная и интолерантная личность.

3. Фемининность, маскулинность, андрогинность

4. Дискуссия: «Мужчины и женщины: различия и сходства».

II. Гендер и межличностное общение юношей и девушек.

1. Гендерные стереотипы в межличностном общении юношей и девушек.

2. Эмпатическое понимание и безусловное принятие - основа гендерной толерантности.

3. Способы саморегуляции эмоционального состояния.

4. Модель ненасильственной коммуникации при взаимодействии полов.

5. Конфликты в межличностном общении юношей и девушек.

6. Дискуссия: «Раздельное по полу обучение: за и против».

III. Гендер и увлечения.

1. Гендерные стереотипы в сфере увлечений. Мир моих увлечений.

2. Дискуссия: «Обосновано ли деление увлечений и хобби на «мужские» и «женские»?»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

IV. Гендер и семья.

1. Гендерные стереотипы в семье. Проблема функционально-ролевой совместимости в браке.

2. Лидерство в семье. Поведение в семейном конфликте.

3. Дискуссия: «Должны ли отличаться женское и мужское воспитание?»

V. Гендер и профессиональная деятельность.

1. Гендерные стереотипы в профессиональной деятельности. Мужские и женские профессии.

2. Дискуссия: «Существует ли мужской и женский типы профессионализма?»

VI. Гендер и общественно-политическая деятельность.

1. Гендерные стереотипы в политике и обществе. Проблемы социального статуса мужчин и женщин в России.

2. Дискуссия: « Нужно ли обществу гендерное равноправие?».

3. Заключительное занятие. Рефлексия участия в программе.

Содержание блоков

Блок 1. Феномен гендерной толерантности. Данный блок направлен на знакомство членов группы друг с другом, с правилами работы в группе, создание атмосферы доверия. Другой задачей этого блока является проблематизация понятий «пол», «гендер», «терпимость», «толерантность», знакомство с системой понятий по гендерной толерантности; выявление у участников качеств толерантной или интолерантной личности, исследование гендерной идентичности. Завершает раздел дискуссия, посвященная обсуждению сходств и различий между мужчинами и женщинами.

Все последующие блоки построены таким образом, что сначала происходит осознание учащимися гендерных стереотипов в той или иной сфере жизнедеятельности человека, далее следуют тесты, задания и упражнения на осознание свойств, необходимых для формирования толерантной личности, а также игры на отработку эмоциональных и поведенческих составляющих толерантности. Завершается раздел дискуссией на соответствующую тематику.

Блок 2. Гзндер и межличностное общение юношей и девушек. В нем представлены гендерные стереотипы в общении юношей и девушек, игры и упражнения на развитие эмпатического понимания и безусловного принятия, способов саморегуляции эмоциональных состояний. Рассматривается модель ненасильственной коммуникации при взаимодействии полов, происходит отработка умений ведения конструктивного диалога и приемов бесконфликтного взаимодействия. В конце раздела - дискуссия на тему о раздельном и совместном обучении мальчиков и девочек.

Блок 3. Гендер и увлечения. В нем рассматриваются гендерные стереотипы относительно различных видов увлечений: художественных, спортивных, интеллектуальных, домашних; обсуждаются любимые занятия и хобби старшеклассников, мотивы их выбора, изучаются и анализируются субкультуры юношей и девушек и, наконец, завершается блок дискуссией на тему об условности деления увлечений на «мужские» и «женские».

Блок 4. Гзндер и семья. В данном блоке обсуждаются гендерные стереотипы в семейной жизни, мужские и женские семейные роли; рассматриваются проблемы функционально-ролевой совместимости в браке, лидерства в семье; разыгрываются ролевые игры на взаимопонимание и отработку поведения в семейном конфликте. Завершается блок дискуссией о «женском» и «мужском» типах воспитания.

Блок 5. Гзндер и профессиональная деятельность. Он посвящен осознанию гендерных стереотипов в профессиональной сфере, изучению «мужских» и «женских» профессий. Далее следует подборка ролевых игр на профессиональное самоопределение, осознание мотивов выбора будущей профессии и дискуссия на тему о мужском и женском типах профессионализма.

Блок 6. Гзндер и общественно-политическая деятельность. В нем раскрываются гендерные стереотипы в сфере общественной жизни и политике, поднимаются вопросы социального статуса мужчин и женщин

в нашей стране. В конце блока - дискуссия о значимости гендерного равноправия в обществе. Завершает курс заключительное занятие, посвященное рефлексии полученного опыта и итоговому тестированию.

Таким образом, содержанием занятий охвачены все сферы жизнедеятельности человека, в которых проявляются отношения между представителями различных полов, рассматриваемые нами как базовые человеческие отношения.

Реализации экспериментальной программы, направленной на формирование гендерной толерантности у юношей и девушек, ее использование классными руководителями, учителями, педагогами-психологами образовательных учреждений Ульяновской области подтвердило предположение об актуальности и практической значимости использования спецкурса для формирования толерантности в отношениях юношей и девушек. Он позволяет оказывать влияние на мировоззренческие позиции старшеклассников, внутрилич-ностное и социальное самоопределение; решать проблемы в межличностном общении друг с другом, педагогами, родителями, гармонизируя тем самым психологический климат классного коллектива; способствовать профессиональному и гражданскому самоопределению старшеклассников.

Выбранные педагогические средства оказались адекватными для самоопределения старшеклассников в сфере гендерных отношений. Применение широкого арсенала психолого-педагогических средств, включая информационно-справочные, рефлексивные, эмпатические, эмоциональной саморегуляции, диалогические и интерактивные, способствует развитию компонентов гендерной толерантности старшеклассников и создает условия для эффективного взаимодействия между юношами и девушками.

При целенаправленной педагогической работе происходит изменение гендерных стереотипов старшеклассников относительно возможностей полов в различных сферах жизнедеятельности; стремление к пониманию и безусловному принятию многообразия гендерных проявлений и поведения юношей и девушек, формирование умений и навыков конструктивного диалога, стремление использовать тактику сотрудничества и компромисса в проблемных ситуациях.

Литература

1. Гендерная стратегия Российской Федерации (Проект).-М., 2004. - 25 с.

2. Практикум по гендерной психологии /Под ред. И.С. Кле-циной. - СПб.: Питер, 2003. - 480 с.

3. Степанов П.В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика /П.В. Степанов. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 84 с.

4. Ушакин С.А. Поле пола: в центре и по краям / С.А. Уша-кин // Вопросы философии. - 1990. - № 5. - С. 71 - 85.

5. Шустова Л.П. Гендерная толерантность школьника: теория и практика воспитания: практико-ориентированная монография /Л.П. Шустова. - Ульяновск: УИПКПРО, 2009. - 276 с.

6. Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности /С.Д. Щеколди-на. - М.: «Ось-89», 2004. - 80 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.