УДК 159.9 ББК 88.8
@ A.C. АФАНАСЬЕВА, Ю.К. НИМИРОВСКАЯ. 2019
ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПОВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СОВМЕСТИМОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СЛУЖЕБНЫХ ЗАДАЧ КУРСАНТАМИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ
RELATIONSHIPS OF TYPES OF THE NERVOUS SYSTEM AND PSYCHOLOGICAL COMPATIBILITY IN THE PERFORMANCE OF SERVICE TASKS BY COURSANTS OF ST. PETERSBURG UNIVERSITY OF MIA OF RUSSIA
АЛЕНА СЕРГЕЕВНА АФАНАСЬЕВА,
курсант 2 курса факультета подготовки сотрудников для подразделений по работе с личным составом Санкт-Петербургского университета МВД России, рядовой полиции Email: [email protected]
ЮЗЕФА КАЗИМИРОВНА НИМИРОВСКАЯ,
доцент кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук Email: [email protected]
ALENA SERGEEVNA AFANASYEVA,
second-year cadet of the faculty of training staff for the units working with personnel of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, police officer Email: [email protected]
YUZEFA KAZIMIROVNA NIMIROVSKAYA,
Assistant Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences Email: [email protected]
Научная специальность: 19.00.03 — Психология труда, инженерная психология, эргономика Для цитирования: A.C. АФАНАСЬЕВА, Ю.К. НИМИРОВСКАЯ. Взаимосвязь типов нервной системы и психологической совместимости при выполнении служебных задач курсантами Санкт-Петербургского университета МВД России. Журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 2/2019. С. 26—28.
Аннотация. Успешность выполнения служебных задач в коллективе курсантов образовательных организаций МВД России во многом зависит от совместимости людей. К числу наиболее важных факторов, влияющих на совместимость людей в коллективе, относятся особенности типов нервной системы. Знание психофизиологических компонентов совместимости, темперамента, стиля деятельности курсантов, позволяет осуществлять коррекцию психологического климата в коллективе.
Ключевые слова: психологическая совместимость, тип нервной системы, темперамент, стиль деятельности, курсанты
Annotation. The success of the performance of official tasks in the team of cadets of educational organizations of the MIA of Russia depends on the compatibility of people. Among the most important factors affecting the compatibility of people in a team are features of the types of the nervous system. Knowledge of the psycho-physiological components of compatibility, temperament, style of cadet activities, allows for the correction of the psychological climate in the team.
Key words: psychological compatibility, type of nervous system, temperament, style of activity, cadets
Любой коллектив или малую группу можно охарактеризовать с точки зрения сплоченности, надежности совместной деятельности членов этого коллектива. Как справедливо замечает Т.Е. Еременко [1], «служебная дея-
тельность курсанта — деятельность коллективная», и успешность выполнения служебных задач как в коллективе сотрудников органов внутренних дел, так и курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России,
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
во многом зависит от совместимости людей. Под совместимостью понимают оптимальное сочетание качеств людей в процессе общения, способствующих успеху выполнения совместных акций [2].
Для определения уровня выраженности психофизиологического, профессионально-психологического и других компонентов совместимости в коллективах используются соответствующие методы и средства диагностики, что позволяет проводить мероприятия по комплектованию подразделений и целенаправленную коррекцию психологического климата в коллективе [3]. Курсантами образовательных организаций МВД России в ходе учебных и служебных задач осуществляется совместная деятельность, требующая согласованного и координированного выполнения распределенных и объединенных индивидуальных обязанностей. Совместная деятельность возникает и осуществляется для достижения единого конечного результата.
Исследователями выделяется несколько уровней психологической совместимости в коллективе, в том числе психофизиологический уровень, основанный на особенностях темперамента человека, его эмоциональности, реактивности. Свойства типов нервной системы — один из основополагающих факторов, влияющих на совместимость курсантов в процессе выполнения ими учебных и служебных задач в образовательном коллективе и эффективность совместной деятельности.
У каждого человека свой психомоторный темп. Существенные различия психомоторного темпа могут привести к разлаженности, недовольству друг другом, что проявляется и при выполнении служебных задач.
Темперамент относится к числу индивидуальных особенностей личности, наиболее ярко характеризующих поведение человека, его деятельность, способности к общению и взаимодействию с другими людьми. В литературе можно встретить несколько определений темперамента. К примеру, А.П. Шабля характеризует темперамент как динамическую характеристику протекания психических процессов и многогранность свойств личности [4].
Более 2000 лет назад знаменитый древнегреческий врач Гиппократ предложил классификацию темпераментов, обосновав ее соот-
ношением различных жидкостей в теле человека. Выдающийся русский физиолог И.П. Павлов пришел к выводу, что тот или иной тип темперамента определяется особенностями высшей нервной деятельности: силой, уравновешенностью и подвижностью нервных процессов.
В целях оценки совместимости курсантов с различными типами нервной деятельности при выполнении ими учебных и служебных задач в период с декабря 2018 года по февраль 2019 года проводилось исследование, в котором приняли участие курсанты первого и второго курса Санкт-Петербургского университета МВД России в возрасте от 18 до 22 лет, обучающиеся на факультете подготовки сотрудников для подразделений по работе с личным составом и факультете подготовки финансово-экономических кадров. Общее число респондентов составило 124 человека.
Для оценки типов нервной деятельности использовались следующие методики:
• личностный опросник Айзенка EPI (Eysenck Personality Inventory), позволяющий на основании шкал экстравер-сии-интроверсии и нейротизма установить темперамент личности по классификации И.П. Павлова;
• опросник стилей деятельности LSQ (Learning Styles Questionnaire), разработанный английскими психологами Питером Хони и Аланом Мэмфордом, русскоязычная адаптация А.Д. Ишкова и Н.Г. Милорадовой [5];
• методика диагностики межличностных отношений, созданная Т. Лири, Г. Ле-форжем и Р. Сазеком, позволяющая исследовать представления субъекта о себе и идеальном «Я», а также характер взаимоотношений в малых группах.
Результаты исследований показали, что 46 курсантов, или 37,1% от общего числа респондентов, имеют сангвинический тип темперамента. Курсанты-сангвиники подвижны, общительны, жизнерадостны и остроумны. Легко схватывают новые знания, переключаются между задачами, хорошо выполняют учебные и служебные задачи в случае их разнообразия. Но следует учитывать, что если решение задачи перестает интересовать и требует кропотливости, курсант-сангвиник может потерять интерес к ее выполнению.
№ 2/2019
27
Среди курсантов, принявших участие в исследовании, оказалось 39 флегматиков (31,5%) — спокойных, уравновешенных, настойчивых и упорных. Курсанты-флегматики хорошо выполняют функции, требующие усидчивости, методичности и терпения, доводят решение поставленных задач до конца, но могут быть инертными и медлительными при решении новых задач.
Курсантов с холерическим типом темперамента оказалось несколько меньше — 26 человек (21%). Курсант-холерик может быть вспыльчивым, агрессивным, энергичным и прямолинейным. Он с быстротой и легкостью разрешает сложные и нетипичные ситуации, но, слишком налегая на свои силы, он может истощаться больше, чем следует.
Наименее распространенным среди курсантов оказался меланхолический тип темперамента (13 человек, или 10,4%). Курсанты-меланхолики эмоционально чувствительны, ранимы и замкнуты. При благоприятной психологической обстановке в коллективе они «раскрываются», успешно справляются с поставленными задачами. В сложных и нетипичных ситуациях становятся неуверенными и медлительными исполнителями.
Результаты применения опросника стилей деятельности показали, что среди курсантов, участвовавших в исследовании, почти в равной степени распространены «деятели» (42 человека, или 33,9%) и «рефлексирующие» (40 человек, или 32,3%). Курсанты-деятели «легки на подъем», открыты, доброжелательны, полны энтузиазма, нетерпеливы и желают все сделать сами, не ожидая указаний. В коллективе они часто выходят в лидеры. Рефлексирующие, наоборот, обычно стремятся держаться в стороне от активности, тщательно обдумывать ситуацию. На учебных занятиях курсанты-рефлексирующие не дают первый ответ, который приходит в голову, они ищут больше информации и пытаются размышлять. 29 курсантов (23,4% от числа респондентов) проявили черты, характерные «теоретикам», и только 13 курсантов (10,4%) — «прагматикам». Курсанты-теоретики на основе наблюдений и рефлексии стараются все разрозненные факты классифицировать и вписать в рациональную схему. Они сильны в области системного мышления, но могут небрежно
относиться к чувствам других людей. Прагматики ищут возможности практического применения идей, теорий и методов. Обычно сразу пытаются использовать новые знания на практике.
По методике диагностики межличностных отношений Т. Лири удалось установить, что под влиянием особенностей типов нервной системы, находящих выражение в различных типах темперамента, стиле выполнения учебных и служебных задач, в некоторых случаях имеет место несоответствие между целями и достигаемыми в процессе деятельности результатами. Тем не менее, преобладание положительного результата по формуле «дружелюбие» свидетельствует о стремлении курсантов к установлению дружелюбных отношений и сотрудничеству с окружающими, что может являться залогом успешной совместной деятельности в дальнейшем.
Список литературы
1. Еременко Т.Е. Психологические факторы успешности служебной деятельности курсантов образовательных организаций МВД России: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.03 / Еременко Татьяна Евгеньевна. М.: Московский ун-т МВД РФ имени В.Я. Кикотя, 2016. С. 42.
2. Еременко Т.Е. , Кравченко А.В. Системно-ситуативный анализ учебной деятельности курсантов образовательной организации МВД России // В сборнике: Актуальные проблемы обеспечения надежности сотрудника в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Общая редакция: В.Л. Кубышко. 2015. С. 212—216.
3. Костина Л.Н., Перков А.А. Психолого-педагогические методы развития психологического потенциала курсантов // Вестник Московского областного филиала Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя. 2016. № 4. С. 164—166.
4. Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: монография. 2-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2013. 224 с.
5. Резепов И.Ш. Общая психология: учебное пособие / И.Ш. Резепов. 2-е изд. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. С. 34.
6. Шабля А.П. Личностно-ориентированный подход в бухгалтерском учете: монография. М.: Проспект, 2017. С. 33.