Научная статья на тему 'Особенности психоэмоциональных состояний у курсантов-членов «Школы Актива» Санкт-Петербургского университета МВД России'

Особенности психоэмоциональных состояний у курсантов-членов «Школы Актива» Санкт-Петербургского университета МВД России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
118
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психоэмоциональное состояние / физиологический компонент / активная деятельность / эмоциональная устойчивость / psycho-emotional state / physiological component / active life / emotional stability

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рузавин Владислав Владимирович, Нимировская Юзефа Казимировна

В статье обосновывается важность и необходимость вовлечения курсантов образовательных организаций системы МВД России в активную университетскую деятельность. Показывается, что создание «Школы Актива» выступает одним из основных факторов повышения эмоционально-благоприятной атмосферы университета, способствует развитию уверенных в себе и активных сотрудников полиции, позволяет курсантам реализовать их инициативы и творческие начинания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рузавин Владислав Владимирович, Нимировская Юзефа Казимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics of the psycho-emotional state of the cadets-members of «School of Activists» of Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

The article gives proof of the importance and necessity of involving cadets of the educational institutions within the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia actively in the life of universities. It is demonstrated, that the establishment of the “School of Activists” serves as one of the main factors for the improvement of the favorable emotional environment in the university, contributes to the development of active and self-confident police officers, and allows cadets to implement their initiatives and endeavors.

Текст научной работы на тему «Особенности психоэмоциональных состояний у курсантов-членов «Школы Актива» Санкт-Петербургского университета МВД России»

Рузавин В. В., Нимировская Ю. К. Особенности психоэмоциональных состояний у курсантов-членов «Школы Актива».. УДК 155.9

В. В. Рузавин, Ю. К. Нимировская

РУЗАВИН, Владислав Владимирович, врио начальника факультета подготовки сотрудников для подразделений по работе с личным составом, кандидат философских наук. Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. E-mail: rvv63@mail.ru.

RUZAVIN, Vladislav Vladimirovich, Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Interim Head of Staff Training Faculty for Personnel Departments, Candidate of Philosophical Sciences. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. E-mail: rvv63@mail.ru.

НИМИРОВСКАЯ. Юзефа Казимировна, доцент кафедры педагогики и психологии, кандидат педагогических наук. Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. E-mail: yuzefa_nimirovskaya@mail.ru.

NIMIROVSKAYA, Yuzefa Kazimirovna, Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Candidate of Pedagogical Sciences. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. E-mail: yuzefa_nimirovskaya@mail.ru.

Особенности психоэмоциональных состояний у курсантов-членов «Школы Актива» Санкт-Петербургского университета МВД России.

Characteristics of the psycho-emotional state of the cadets-members of «School of Activists» of Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

В статье обосновывается важность и необходимость вовлечения курсантов образовательных организаций системы МВД России в активную университетскую деятельность. Показывается, что создание «Школы Актива» выступает одним из основных факторов повышения эмоционально-благоприятной атмосферы университета, способствует развитию уверенных в себе и активных сотрудников полиции, позволяет курсантам реализовать их инициативы и творческие начинания.

Ключевые слова: психоэмоциональное состояние, физиологический компонент, активная деятельность, эмоциональная устойчивость.

The article gives proof of the importance and necessity of involving cadets of the educational institutions within the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia actively in the life of universities. It is demonstrated, that the establishment of the "School of Activists" serves as one of the main factors for the improvement of the favorable emotional environment in the university, contributes to the development of active and self-confident police officers, and allows cadets to implement their initiatives and endeavors.

Keywords: psycho-emotional state, physiological component, active life, emotional stability.

Сегодня проблема поддержки талантливой моло- готовы к совмещению общественной, учебной и слу-

дёжи, молодёжных инициатив становится актуальной. жебной деятельности? Оптимальным средством реше-

В соответствии со Стратегией развития молодежи Рос- ния данной задачи является приобщение, вовлечение

сийской Федерации на период до 2025 года, основными курсантов в общественную и учебную деятельность в

направлениями деятельности являются «обеспечение университете в рамках «Школы Актива» университета. культурной конкурентоспособной молодёжи: граждан- Естественно, встает вопрос о влиянии активной

ст^нн^ть развитие творческого ^тещ^а разви- деятельности курсантов в «Школе Актива» на психоэмо-

тие духовно-нравственной культуры, повышение каче- циональные показатели её участников. Изучение эмоци-

ства профессионального образования путём развития ональных состояний ведёт к правильному пониманию в

информального (самостоятельного) образования; под- целом и успешному решению задач её воспитания. держка молодежных стартов и инициатив» [9]. По мнению В.П. Зинченко и Б.Т. Мещерякова,

Исследователи все чаще склоняются к таиоду под психоэмоциональным состоянием понимается

что качество и результат обучения студентов опреде- особая форма психических состояний человека, при

ляются видами деятельности, которыми занят студент, которой отмечается преобладание эмоционального

тем, каким образом он был включен в университет, на- реагирования по типу доминанты [4]. Иными сло-

сколько заинтересованно он учился, как относился к вами, это состояние, которое определяется действу-

учебе и сколько времени уделял разным видам универ- ющим на данный момент, превалирующим эмоцио-

ситетской деятельности в процессе обучения. нальным реагированием на внешние раздражители.

Становление курсанта в университете МВД Рос- Разработкой подходов к изучению эмоцио-

сии - это прежде всего сложная и творческая деятель- нальных состояний занимались видные психологи

ность. Курсантские годы, как известно, самые интерес- прошлого века, такие как В. Вундт, В.К. Вилюнас, У

ные и насыщенные. Но все ли курсанты оказываются Джемс, У Макдауголл [2]. Интерес к этой проблеме

о <м

£

и и с с о

рц

сз н

Ё

с а

<и «

и

И

^

8 §

с г

а

&

а

<и н <и

и

и

и н

с

т

60%

— ■ 1 факультет ■ 2 факультет 3 факультет

_ ■ 4 факультет

I: бфа культет

2015 год

2016 год

2017 год

Рис. 1. Сводные показатели членов «Школы Актива».

и по сеи день не угасает и остается весьма актуальным для психологической науки нашего времени, т.к. психоэмоциональное состояние человека оказывает огромное влияние на различные виды его деятельности и на качество жизни в целом.

Одной из форм нарушения нормальной жизни человека является напряженность, вызванная эмоциональным состоянием человека. Часто повышенная напряженность сопровождается страхами, беспокойством, опасениями и перерастает в устойчивое состояние тревожности. Профессия сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации трудная, опасная и предусматривает наличие определенных качеств, которые необходимы для выполнения служебной деятельности, адаптации к нагрузкам разной модальности. Одним из таких качеств является высокая психоэмоциональная устойчивость и эффективность управления функциональным состоянием организма в условиях высоких эмоциональных нагрузок.

На связь эмоциональной устойчивости с надежностью профессиональной деятельности указывают В.А. Плахтиенко и Ю.М. Блудов. Они предлагают следующее определение: «Эмоциональная устойчивость - это свойство темперамента, позволяющее надежно выполнять целевые задачи деятельности за счет оптимального использования резервов нервно-психической эмоциональной энергии» [7, с. 78].

Эмоциональные состояния отражаются на многих аспектах деятельности человека, в т.ч. и на его

здоровье. Мы, в свою очередь, можем отметить влияние психоэмоциональных состояний на процесс личностного развития курсантов как сотрудников ОВД.

Психоэмоциональные состояния курсантов, занимающихся общественной деятельностью, учебной деятельностью, выполняющих служебные обязанности и решающих практические задачи в рамках «Школы Актива» университета, требуют от них большой активности и напряжения физических и духовных сил. В то же время они являются фактором положительных психических процессов, но могут вызывать, например, и неуверенность в себе, и агрессивность по отношению ко всему. Вот почему каждый, кто имеет конкретные цели в своей жизни и прикладывает вполне определенные усилия для их осуществления и воплощения задуманного в реальность, должен обладать качествами, проявляющимися в его способности сознательно управлять своей психикой и эмоциями.

В целях решения обозначенной проблемы проводилось исследование в два этапа с использованием анкеты, разработанной в марте 2015 г. курсантами Совета университета. Каждому первокурснику в 2015, 2016 и 2017 гг. было предложено поучаствовать в анкетировании. Помимо вопросов про участие в различных видах деятельности, которые одобряемы и желательны в университете, в блок индикаторов были включены вопросы о возможности и желании совмещать учебу, нести службу и заниматься актив-

Рис. 2. Показатели направлений деятельности членов «Школы Актива», поступивших в 2017 году

Рузавин В. В., Нимировская Ю. К. Особенности психоэмоциональных состояний у курсантов-членов «Школы Актива»...

Таблица 1

Сравнительный анализ результатов эмоционального состояния курсантов-членов «Школы Актива» и курсантов, не являющихся членами «Школы Актива»

N5 Показатели эмоционального Курсанты члены Курсанты, не являющиеся

п/п состояния «Школы Актива» членами «Школы Актива»

Среднее значение (М)'

С тандартное откяоненпе((Л

1 Самочувствие 57 ±6.08 47 ± 7.25

2 Активность 57 ± 5.81 47 ± 7.23

3 Настроение 62 ± 5.47 52 ± 5.93

ной творческой и общественной деятельностью, являясь членом команды «Школа Актива».

В структуре этого опросника курсанту предоставляется возможность выбора интересующего его вида деятельности, в которых они могли бы реализовать свои потребности:

- волонтерская деятельность;

- нравственные ориентиры;

- развитие спортивных навыков

- ориентированность на здоровый образ жизни;

- культурное развитие;

- научно-исследовательская деятельность (создание проектов);

- патриотическая направленность и др.

Следует учитывать, что в приказе МВД России

от 10 августа 2012 г. № 777 «Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» отмечено, что сотрудник ОВД наряду с образованием должен быть здоровым и соблюдать нравственные нормы [1], поэтому нравственная ориентация является одним из видов ценностной ориентации и ведущим фактором успешной правоохранительной деятельности будущего сотрудника ОВД. При этом нравственность рассматривается нами как оплот здорового образа жизни. Активная жизненная позиция для курсантов и слушателей способствует реализации жизненных планов.

Для получения объективной информации об уровне развития нравственности курсантов нами был выделен комплекс критериев:

1) уровень сформированности нравственного отношения курсантов (показатель - адекватность эмоционального настроя и состояния);

2) уровень сформированности нравственного поведения курсантов (показатель - индивидуальные качества нравственного поведения: ответственность, справедливость, честность; гибкость; толерантность; контактность; эмоциональная устойчивость).

В ходе исследования методом анкетирования был посчитан процент курсантов, вовлеченных в деятельность «Школы Актива», который представлен на рис. 1.

Показатели, отражающие индивидуальную потребность в определенном направлении деятельности курсантов «Школы Актива» представлены на рисунке 2.

Уровень эмоциональной вовлеченности подразумевает связь курсантов с университетом в рамках «Школы Актива», его чувства по отношению к своему месту в университете. Это измерение основывается не на внешнем проявлении вовлеченности, а на во-

просах, касающихся уровня эмоциональной стабильности, жизненной удовлетворенности, настроения, самочувствия, желания совмещать учебную и служебную деятельность с участием в «Школе Актива».

Для измерения эмоциональных состояний членов «Школы Актива» Санкт-Петербургского университета МВД России использована методика САН «Самочувствие. Активность. Настроение»: экспресс-оценка самочувствия, активности и настроения. Разработана В.А. Доскиным, Н.А. Лаврентьевой, В.Б. Шарай и М.П. Мирошниковым (1973) и предназначена для оперативной оценки психоэмоционального состояния взрослого человека на момент обследования. Результаты сравнительного анализа по методике САН представлены в табл. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оказывается, самое плохое настроение в течение эксперимента было у курсантов, которые чаще расстраиваются в связи с трудностями или неудачами в учебе. Результаты диагностики психоэмоциональных состояний показали, что эти состояния: самочувствие (57 ± 6.07; р < 0.01), активность (57 ± 5.81; р < 0.01) и настроение (62 ± 5.47; р < 0.01). У членов «Школы Актива» выявлены значимые отличия от курсантов, не вовлеченных в активную деятельность: они более обидчивы, чаще бывают неожиданные смены настроений. При оценке психоэмоциональных состояний обращалось внимание на такие показатели, как пониженное и позитивное настроение, раздражительность и радость, тревожность и активность, хорошее самочувствие. Результаты методики «Оценка психической активности, эмоционального тонуса» не показали различий. Это можно объяснить тем, что обучение в системе образовательных организаций системы МВД России требует интенсивной включенности в служебную и учебную деятельность и не позволяет курсантам снижать психическую активность и эмоциональный тонус, что обеспечивает поддержание определенного уровня напряжения для выполнения учебных и служебных задач. По методике «Индекс жизненной удовлетворенности», которая предназначена для определения общего психологического состояния человека, степени его психологического комфорта, а также социально-психологической адаптации, выявлены различия, находящиеся в зоне неопределенности между группами по шкалам «положительная оценка себя и собственных поступков» (6 ± 1.97, р < 0.05) и «общий фон настроения» (7 ± 0.92, р < 0.05) находятся в зоне неопределенности, что позволяет не отвергать гипотезу об отсутствии

о

<N

£

и и с с о

рц

сз H <D

S

с а

(D «

и

И

^

S

5

с г

а

6

а

(D H <D

различий. Есть основания сделать предположение о том, что курсанты, не участвующие в «Школе Актива», оценивают свои поступки ниже (4 ± 1.98). Это может быть связано с тем, что постоянная занятость, которая присутствует у курсантов «Школы Актива», обеспечивает им более высокую оценку себя и общий фон настроения, т.к. человек деятельный должен иметь возможность осуществлять эту деятельность и получать от этого удовлетворение.

Очевидным становится то, что чем больше времени курсант посвящает университетской деятельности и чем больше он погружен в эту деятельность, тем выше его психоэмоциональное состояние.

В целом анализ результатов проведённого исследования показал, что мы можем с полным основанием утверждать, что «Школа Актива» университета - это возможность не только проявить себя в учебной деятельности, но и стать лучшим, стать активным участником и организатором всевозможных мероприятий, что позволяет курсантам реализовать их инициативы и творческие начинания. При этом достигается значительный социальный эффект, вы-

ражающийся в повышении привлекательности деятельности курсантов, сохранении психоэмоционального состояния, здоровья и поддержании высокой работоспособности. В связи с этим предлагается новый подход к проблеме организации образовательного пространства в университете - сетевое взаимодействие образовательных организаций системы МВД России между собой в целях повышения эффективности использования их совокупного потенциала, оптимизации используемых ресурсов и достижения высокого качества подготовки сотрудников ОВД.

Курсанты показывают, что способны решать проблемы разных направлений деятельности, и ориентированы на создание межвузовской молодежной сети через изучение лучших практик деятельности молодёжных объединений других университетов МВД России.

Таким образом, изучение психофизиологических показателей курсантов позволяет отметить, что «Школа Актива» - это шаг для подготовки уверенных в себе и активных сотрудников полиции. Она позволяет курсантам реализовать их инициативы и творческие начинания.

W

и

и н

с

<D

m

Список литературы

1. Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 10 августа 2012 г. № 777 [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД России. - URL: http://www.dko-mvd.ru/docs-101-page-2.html. (дата обращения: 14.12.2015).

2. Анохин, П. К. Теория функциональной системы // Успехи физиол. наук. - 1970. - Т. 1. - № 1. - С. 19-54.

3. Большая энциклопедия психологических тестов / сост. А. Карелин. - М.: Эксмо, 2006. - 416 с.

4. Большой психологический словарь / Г. Мещеряков и др. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2005. - 672 с.

5. Ильин, Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. - СПб.: Питер, 2011. - 416 с.

6. Немов, Р. С. Психология. - Кн. 1. - М.: Просвещение: Владос, 2004. - 576 с.

7. Плахтиенко, В. А., Блудов, Ю. М. Надежность в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.

8. Психология эмоций. / под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 288 с.

9. Стратегия развития молодёжи Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федерального агентства по делам молодёжи «Росмолодёжь». - Режим доступа: fadm.gov. ru>documents/download/450 (дата обращения: 05.12.2017).

© Рузавин В. В., Нимировская Ю. К., 2018

УДК 159.99

О. А. Ульянина

УЛЬЯНИНА, Ольга Александровна, доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России, кандидат социологических наук. Адрес: Россия, 125993, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8, +7(925)6492899, e-mail: lelia34@mail.ru.

ULYANINA, Olga Alexandrovna, Associate Professor of Psychology, Education and HR Department, MIA Academy of Management Russian Federation, Candidate of Sociological Sciences. Address: Russia, 125993, Moscow, Zoe and Alexander Kosmodemyanskikh St., Building 8. Ph.: +7(925)6492899. E-mail: lelia34@mail.ru.

Современные подходы к пониманию компетентности специалиста.

Личностная компетентности сотрудников полиции

Modern approaches to understanding the competence of a specialist. Personal competence of police officers

В статье рассматриваются ключевые понятия в компетентностной модели специалиста: компетентность и компетенция. Анализируются имеющиеся подходы к классификации компетентности и компетенций. Выделяется проблематика исследований в компетентностном подходе соотносимая с современными условиями труда и процессами, происходящими в обществе. Обосновывается необходимость выделения новой инте-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.