Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЕВЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ РЕШЕНИЙ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ЖАНРОВ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЯХ СИЛЬНЕЙШИХ ГИМНАСТОК РОССИИ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЕВЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ РЕШЕНИЙ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ЖАНРОВ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЯХ СИЛЬНЕЙШИХ ГИМНАСТОК РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
40
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖАНР / ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шевчук Наталья Александровна

Выбирая музыкальное произведение для соревновательной композиции конкретной гимнастке, тренер и хореограф должны быть уверены в том, что спортсменка будет в состоянии соответствовать своими двигательными действиями темпу, ритму, эмоциональной окраске и характеру музыки. При этом содержательная целесообразность проявляемых эмоций определяется, в первую очередь, музыкальным сопровождением, выбранным для конкретного вида многоборья. Статья посвящена изучению приоритетных стилевых направлений соревновательных композиций сильнейших гимнасток России, демонстрируемых в соответствии с музыкальным сопровождением. Автором проведён количественный анализ популярных музыкальных жанров, исполь зуемых в художественной гимнастике для соревновательных композиций в разных видах многоборья. Также изучена взаимосвязь стилевого исполнительского решения от жанра музыкального произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Шевчук Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION OF STYLISTIC PERFORMANCE DECISIONS AND MUSICAL GENRES IN COMPETITIVE COMPOSITIONS OF THE STRONGEST GYMNASTS OF RUSSIA

When choosing a piece of music for a particular gymnast's competitive composition, the coach and choreographer must be sure that the athlete will be able to match the tempo, rhythm, emotional coloring and character of the music with her motor actions. At the same time, the content expediency of the emotions displayed is determined, first of all, by the musical accompaniment chosen for a particular type of all-around. The article is devoted to the study of the priority style directions of competitive compositions of the strongest gymnasts of Russia, demonstrated in accordance with the musical accompaniment. The author conducted a quantitative analysis of popular musical genres used in rhythmic gymnastics for competitive compositions in different types of all-around. The relationship between the stylistic performance decision and the genre of a musical work is also studied.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЕВЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ РЕШЕНИЙ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ЖАНРОВ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЯХ СИЛЬНЕЙШИХ ГИМНАСТОК РОССИИ»

и спорт: воспитание, образование, тренировка. - 2018. - № 5. - С. 26-29.

2. Шалманов А.А. Основные требования к рациональной технике подъема штанги в классических тяжелоатлетических упражнениях / А.А. Шалманов // Материалы всероссийской научно-практической конференции по вопросам спортивной науки в детско-юношеском спорте и спорте высших достижений : сборник материалов конференции. - Москва, 2016. - С. 90-97.

3. Шалманов А.А. Обобщенные и частные критерии техники рывка и подъема штанги на грудь в толчке / А.А., Шалманов Е.А. Лукунина // Биомеханика двигательных действий и биомеханический контроль в спорте : материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 29-30 октября 2020 г. - Москва Анта Пресс, 2020. - С. 194-199.

4. Шалманов А.А. Биомеханический контроль технической и скоростно-силовой подготовленности спортсменов в тяжелой атлетике / А.А. Шалманов, В.Ф. Скотников // Теория и практика физической культуры. - 2013. - N 2. - С. 103- 106.

5. Индивидуальный подход к оценке технической и скоростно-силовой подготовленности тяжелоатлетов на основе оперативного биомеханического контроля / А.А. Шалманов, В.Ф Скотников., Е.А. Лукунина, А.А. Атлас // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. -№1 (179).- С. 336-343.

REFERENCES

1. Zakharov, A.A., Shalmanov A.A. and Lukunina E.A. (2018), "Organizational-methodical and scientific-pedagogical components of biomechanical control in sports", Physical culture and sport: upbringing, education, training, No. 5, pp. 26-29.

2. Shalmanov A.A. (2016), "Basic requirements for a rational technique of lifting the barbell in classical weightlifting exercises", Materials of the All-Russian scientific-practical conference on sports science in children and youth sports and sports of the highest achievements: collection of conference materials, Moscow, pp. 90-97.

3. Shalmanov A.A. and Lukunina, E.A. (2020), "Generalized and particular criteria for the technique of snatch and lifting the barbell to the chest in the clean and jerk", Biomechanics of motor actions and biomechanical control in sports: materials of the VIII All-Russian scientific-practical conference with international participation, October 29-30, 2020. - Moscow : Anta Press, 2020. - pp. 194-199.

4. Shalmanov A.A. and Skotnikov V.F. (2013), "Biomechanical control of technical and speedpower readiness of athletes in weightlifting", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 103-106.

5. Shalmanov A.A., Skotnikov V.F., Lukunina E.A., Atlas A.A. (2020), "Individual approach to evaluation of speed force and technical preparedness of weightlifters by means of operative biomechanical control", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 1 (179), pp. 336-343.

Контактная информация: shalmanov_bio@bk.ru

Статья поступила в редакцию 06.03.2021

УДК 796.412.22

ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЕВЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ РЕШЕНИЙ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ЖАНРОВ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЯХ СИЛЬНЕЙШИХ ГИМНАСТОК РОССИИ

Наталья Александровна Шевчук, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры

Аннотация

Выбирая музыкальное произведение для соревновательной композиции конкретной гимнастке, тренер и хореограф должны быть уверены в том, что спортсменка будет в состоянии соответствовать своими двигательными действиями темпу, ритму, эмоциональной окраске и характеру музыки. При этом содержательная целесообразность проявляемых эмоций определяется, в первую очередь, музыкальным сопровождением, выбранным для конкретного вида многоборья.

Статья посвящена изучению приоритетных стилевых направлений соревновательных композиций сильнейших гимнасток России, демонстрируемых в соответствии с музыкальным сопровождением. Автором проведён количественный анализ популярных музыкальных жанров, исполь-

зуемых в художественной гимнастике для соревновательных композиций в разных видах многоборья. Также изучена взаимосвязь стилевого исполнительского решения от жанра музыкального произведения.

Ключевые слова: музыкальный жанр, исполнительский стиль, двигательная выразительность, художественная гимнастика.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p489-493

INTERRELATION OF STYLISTIC PERFORMANCE DECISIONS AND MUSICAL GENRES IN COMPETITIVE COMPOSITIONS OF THE STRONGEST GYMNASTS

OF RUSSIA

Natalya Alexandrovna Shevchuk, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd state Academy of physical culture

Abstract

When choosing a piece of music for a particular gymnast's competitive composition, the coach and choreographer must be sure that the athlete will be able to match the tempo, rhythm, emotional coloring and character of the music with her motor actions. At the same time, the content expediency of the emotions displayed is determined, first of all, by the musical accompaniment chosen for a particular type of all-around. The article is devoted to the study of the priority style directions of competitive compositions of the strongest gymnasts of Russia, demonstrated in accordance with the musical accompaniment. The author conducted a quantitative analysis of popular musical genres used in rhythmic gymnastics for competitive compositions in different types of all-around. The relationship between the stylistic performance decision and the genre of a musical work is also studied.

Keywords: musical genre, performance style, motor expressiveness, rhythmic gymnastics.

ВВЕДЕНИЕ

Освоение различных по степени выражения эмоций и воспитание умения донести их до зрителей и судей в процессе исполнения соревновательных комбинаций является важным направлением для развития артистизма в художественной гимнастике [1].

Музыкальный жанр является одним из важнейших средств художественного отождествления замысла хореографа, работающего над постановкой соревновательной композиции. Наряду с выбранным стилем исполнения, посредством использования комплекса выразительных средств, он позволяет судить об объективном содержании композиций, выполняемых гимнастками.

Среди многообразия музыкальных жанров, направлений и стилей, а также множества их классификаций в научно-методической литературе по музыкальному образованию выделяются четыре больших группы: народная, духовная, академическая и популярная музыка. Каждая их них имеет свою классификацию [3]. В художественной гимнастике используется музыка из трёх перечисленных групп.

Из произведений народной музыки широкое применение находят как песенные, так и инструментальные произведения. В академическом жанре наиболее популярна традиционная классическая музыка: симфоническая, инструментальная, камерная (вокальная, хоровая).

Самым распространённым по использованию для сопровождения гимнастических композиций является жанр популярной музыки, который включает: фолк, блюз, романс, все разновидности электронной музыки, рок, хип-хоп, авторские песни.

Жанр - своего рода модель, с которой соотносится конкретная музыка. У него есть определённые условия исполнения, предназначение, форма и характер содержания. Поэтому для соревновательных программ в художественной гимнастике все музыкальные направления могут быть представлены в различных аранжировках. При этом большей популярностью пользуются композиции, где ритм является определяющим выразительным средством, а роль мелодии вторична.

Исследования специалистов по вопросам композиционной подготовки в гимнастике [2] позволили выделить три основных стиля соревновательных композиций: спортивный, этюдно-образный и танцевальный (музыкальный).

В связи с тем, что основная содержательная мысль композиции зависит, в первую очередь, от музыкального сопровождения, актуальным представляется сопоставление используемых музыкальных жанров и стилей исполнения.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Цель исследования: выявить приоритетные стилевые направления исполнения соревновательных композиций в художественной гимнастике в соответствии с используемым музыкальным сопровождением.

Методы исследования: Анализ данных научно-методической литературы, педагогические наблюдения на Всероссийских соревнованиях по художественной гимнастике 2019 года, экспертная оценка, методы математической статистики.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.

Материалом для работы послужили анализ видеозаписи выступления гимнасток -финалисток Чемпионата России 2019 года, а также обобщение литературных данных последних лет. Нами проанализированы композиции 27 сильнейших гимнасток России, выступавших в финалах по четырём видам многоборья. На первом этапе нами классифицировался жанр музыкальных произведений, выбранных для соревновательных композиций. Результаты в количественном и процентном соотношении представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Количественный анализ музыкальных направлений, используемых в соревновательных комбинациях гимнасток (по итогам чемпионата России 2019 года)_

Музыкальные направления Обруч Мяч Булавы Лента

Академическая музыка 12 44,44% 7 25,93% 6 22,22% 4 14,81%

Популярная музыка 13 48,15% 19 70,37% 15 55,56% 20 74,08%

Народная музыка 2 7,41% 1 3,70% 6 22,22% 3 11,11%

Из таблицы следует, что во всех четырёх видах многоборья лидирующее место при выборе музыкального жанра для соревновательных композиций занимает популярная музыка. Наибольшие показатели зафиксированы в упражнениях с мячом (70,37%) и лентой (74,08%). Далее по частоте выбора следует академическая музыка, наибольший процент которой обнаружен в упражнении с обручем (44,44%) и народная музыка, использование которой превалирует в упражнении с булавами (22,22%).

Каждый из музыкальных жанров, используемых для постановки соревновательной композиции, может трактоваться по-разному. Стилевое решение исполнения комбинации зависит от изначального замысла хореографа-постановщика, и реализуется на практике непосредственно гимнасткой. Поэтому композиции, выполняемые под музыку различного жанра, в равной степени могут быть как спортивного, танцевального, так и образного стиля. Таким образом, следующим этапом нашего исследования стало выявление приоритетных стилевых направлений исполнения соревновательных композиций в каждом виде многоборья. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Количественный анализ композиционно-исполнительских стилей соревновательных комбинаций гимнасток (по итогам чемпионата России 2019 года)_

Исполнительские стили Обруч Мяч Булавы Лента

Спортивный 15 55,56% 7 25,93% 7 25,93% 7 25,93%

Этюдно-образный 7 25,93% 13 62,96% 4 14,81% 5 18,51%

Танцевальный 5 18,51% 3 11,11% 16 59,26% 15 55,56%

Из таблицы следует, что особенности техники работы с каждым из гимнастических предметов оказывают влияние на стилевое решение исполнения соревновательных ком-

позиций. Так, в упражнении с обручем превалирует спортивный стиль (55,56%). Это объясняется универсальностью обруча как гимнастического предмета, предполагающего использование всех возможных форм движения им как физического тела и в руках гимнастки, и автономно. В композициях с мячом преобладает этюдно-образный стиль (62,96%). Данный показатель обусловлен тем, что наиболее типичными движениями для мяча являются плавные, связные и пластичные манипулятивные действия, отражающие специфику художественной гимнастики и создающие основу образности исполнения. В упражнениях с булавами и лентой лидирующее место занимает танцевальный стиль исполнения соревновательных композиций (59,26% и 55,56%). Булавы - парный гимнастический предмет, движения с которым предполагают чёткое отражение ритмического рисунка, который составляет основу любого танца. Возможность выполнять лентой различные по сложности и красоте рисунки позволяет гимнасткам использовать её как декоративное оформление танцевальных движений в композициях (имитация юбки в цыганском или испанском танце).

Таким, образом, выбор музыкального жанра для соревновательной композиции не предполагает жёстких рамок её стилевого исполнительского решения. Оно определяется, прежде всего, индивидуальными способностями каждой гимнастки, её технической подготовленностью и, в меньшей мере, видом гимнастического многоборья.

Далее нами изучалась зависимость стилевого решения исполнения соревновательных композиций от выбора музыкального сопровождения. Результаты представлены на рисунке 1.

□ спортивный стиль □ танцевальный стиль □ образный стиль

100% 80% 60% 40% 20% 0%

79,17%

52,38%

37,20% 42,42% 31,52%

10,42% 26,06% 12,50%

8,33%

1

Академическая музыка Популярная музыка Народная музыка

Рисунок 1 - Взаимосвязь музыкальных жанров и стилей исполнения соревновательных композиций (%)

По рисунку видно, что ведущим стилем исполнения соревновательных композиций гимнасток под академическую музыку является спортивный (52,38%). Содержание академической музыки определяется более крупными по длительности звучания формами: сюитной, сонатной и их вариациями, которые более сложны для восприятия спортсменками. Создание образной композиции осложняется также необходимостью более глубоко -го проникновения в лексический материал произведений.

По этой же причине при использовании популярной музыки у гимнасток превалирует танцевальный исполнительский стиль (42,42%). Музыка популярного жанра изобилует различными формами, дополненными ремиксами и альтернативными версиями. Вокальное сопровождение более близко гимнасткам по восприятию и располагает их к выражению эмоций через танцевальные движения.

Однако фундаментальной основой для танцевального исполнительского стиля в качестве сопровождения соревновательных гимнастических композиций является народная музыка (79,17%). Музыкальное сопровождение усиливается сочетанием движений гимнастки с предметом и выразительностью танцевальной пластики народного танца, даёт ей эмоциональную и ритмическую основу.

Следует отметить, что во всех музыкальных жанрах этюдно-образный исполнительский стиль не является ведущим. Образная гимнастическая композиция должна быть

содержательна, эмоциональна, наполнена внутренним смыслом. Создать образ для гимнастки означает обрисовать в композиции действие или характер, что под силу не каждой спортсменке, даже высокой квалификации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно заключить, что процесс совершенствования исполнительского мастерства соревновательных композиций в художественной гимнастике является синтезом технической, хореографической и музыкально - двигательной подготовки спортсменок, отправным пунктом которой является выбор музыкального произведения для каждого из видов многоборья.

Музыкальный жанр выбранного произведения для соревновательной композиции не предполагает жёстких рамок её стилевого исполнительского решения, которое определяется, прежде всего, индивидуальными способностями каждой гимнастки, её технической подготовленностью и видом гимнастического многоборья. При этом для упражнения с обручем характерен спортивный стиль (55, 5б%), в композициях с мячом превалирует этюдно-образный стиль (б2,9б%), а в упражнениях с булавами и лентой обнаружено преимущество танцевального стиля (59,2б% и 55,5б%).

Зависимость стилевого решения исполнения соревновательных композиций от выбора музыкального сопровождения обусловлена формами произведений, присущими тому или иному жанру. В связи с этим, наиболее сложной для восприятия гимнасток является академическая музыка, а для раскрытия и воплощения сути композиции - этюдно-образный стиль исполнения.

Полученные сведения должны быть учтены тренерами и хореографами в процессе постановочной работы над соревновательными композициями, в частности, при выборе их музыкального сопровождения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Карпенко Л. А. О выразительности, артистизме, эмоциональности в гимнастике / Л. А. Карпенко, О.Г. Румба // Вестник спортивной науки. - 2013. - № 3. - С. 7-14.

2. Новокщёнова О.И. Анализ композиционной подготовки в эстетической гимнастике на начальном этапе тренировки / О.И. Новокщёнова // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2019. - № 3(29). - С. 145-150.

3. Тихомирова Н.Ф. Музыкальный стиль как сложноорганизованная система / Н.Ф. Тихомирова // Культура и цивилизация. - 2019. - № 2 (10). - С. 51-57.

REFERENCES

1. Karpenko, L.A. and Rumba, O.G. (2013), "On expressiveness, artistry, emotionality in gymnastics", Bulletin of Sports Science, No. 3, pp. 7-14.

2. Novokshchenova, O.I. (2019), "Analysis of compositional training in aesthetic gymnastics at the initial stage of training", Physical education and sports training, No. 3 (29), pp. 145-150.

3. Tikhomirova, N.F. (2019), "Musical style as a complexly organized system", Culture and Civilization, No. 2 (10), pp. 51-57.

Контактная информация: arabeska_mystery@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.03.2021

УДК 378.147

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

Татьяна Николаевна Шутова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва; Андрей Александрович Стеб-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.