УДК 796.412.2
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЧЕМПИОНАТА ЕВРОПЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ГИМНАСТИКЕ В МИНСКЕ Ирина Александровна Винер, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный тренер России, президент Федерации художественной гимнастики РФ,
Раиса Николаевна Терехина, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой,
Мария Шишковская, Президент технического комитета Международной федерации
художественной гимнастики,
Екатерина Александровна Пирожкова, аспирант,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Статья посвящена анализу компонентов исполнительского мастерства гимнасток международного уровня. Анализ результатов гимнасток, выступавших на чемпионате Европы в Минске (2011) показал, что существует устойчивая тенденция к совершенствованию всех компонентов исполнительского мастерства. Сложность соревновательных композиций развивается преимущественно за счет увеличения количества элементов «работой с предметами», за которые правилами соревнований предусмотрена дополнительная надбавка. Совершенствование артистичности идет по пути создания образности композиции согласно выбранному музыкальному сопровождению.
Ключевые слова: художественная гимнастика, компоненты исполнительского мастерства, композиция, артистичность.
ANALYSIS OF THE RESULTS OF EUROPEAN RHYTHMIC GYMNASTICS CHAMPIONSHIP IN MINSK Irina Aleksandrovna Wiener, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Deserved trainer of Russia, president of Federation of rhythmic gymnastics of the Russian Federation, Raisa Nikolaevna Terekhina, the doctor of pedagogical sciences, professor, Department Chairman,
Maria Shishkovsky, the President of technical committee of the International federation of
rhythmic gymnastics,
Ekaterina Aleksandrovna Pirozhkova, the post-graduate student,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,
St.-Petersburg
Annotation
Article is devoted to the analysis of components of mastery of international level gymnasts. The analysis of results of the gymnasts acting in the European championship in Minsk (2011) has shown that there is a steady tendency to perfection of all components of mastery. Complexity of competitive compositions is developed mainly by means of increase in quantity of elements «work with objects» for which the competitions rules provide the additional points. Artistry perfection goes by the way of creation of figurativeness of a composition according to the chosen background music.
Keywords: rhythmic gymnastics, mastery components, composition, artistry.
В 27-ом чемпионате Европы по художественной гимнастике в Минске (2011) приняли участие 225 спортсменок из 35 стран.
Первый комплект медалей был разыгран в групповых упражнениях среди юнио-рок. 23 команды продемонстрировали композиции с пятью скакалками. В многоборье самый высокий уровень исполнительского мастерства показали белорусские гимнастки. Сумма баллов за два упражнения составило 52,250 балла. Всего 0,5 балла им уступили
российские спортсменки, допустив потерю предмета в первом упражнении и заняв второе место, с результатом 52,200 балла. Достаточно высокую конкуренцию на международном уровне составили гимнастки сборной команды Израиля. Их экспертная оценка за уровень исполнительского мастерства составила 51,200 балла, что позволило им подняться на третью ступеньку пьедестала.
Анализ компонентов исполнительского мастерства всех спортсменок-юниорок в групповых упражнениях показал, что по сравнению с 26-ым чемпионатом Европы наблюдаются следующие тенденции:
- возросла сложность перебросок в групповых упражнениях;
- повысилась синхронность выполнения соревновательных программ;
- увеличилось количество упражнений с оригинальным композиционным построением;
- повысилось качество подбора музыкального сопровождения для соревновательных композиций;
- повысился уровень артистичности исполнения;
- повысился уровень технического исполнения элементов программы.
В индивидуальных упражнениях чемпионата Европы был проведен анализ результатов гимнасток в командной борьбе и в отдельных видах многоборья. Спортсменки 27 команд выполняли упражнения с обручем, мячом, булавами и лентой.
Итоговые показатели в командных соревнованиях свидетельствуют о явном преимуществе гимнасток сборной команды России над ближайшими соперниками. Так, например, спортсменок Белоруссии от лидеров отделяют 7,675 балла, а украинских -16,600 балла.
Анализ результатов позволяет заключить, что уровень исполнительского мастерства спортсменок в командах, занявших с 4-го по 13-е места - не имеют значительных расхождений. Плотность результатов свидетельствует о том, что даже небольшие ошибки, допущенные гимнастками, могут повлиять на ранжирование. Идентичная тенденция наблюдается в диапазоне с 16-го по 25-е место.
В отдельных видах многоборья высокая плотность результатов у спортсменок, занявших с 1-е по 3-е место (рис. 1-4).
Анализ компонентов исполнительского мастерства гимнасток показал, что самая высокая сложность соревновательной композиции составила:
- 9,850 балла в упражнении с обручем у Е. Канаевой (Россия);
- 9, 550 балла в упражнении с мячом у Е. Канаевой (Россия);
- 9,300 балла в упражнении с булавами у Л.Черкашиной (Белоруссия);
- 9,775 балла в упражнении с лентой у Е. Канаевой и Д. Кондаковой (обе Рос-
сия).
Рис. 1 Оценка компонентов исполнительского мастерства в упражнениях с обручем
1G,G 3 9,5
У 9,G
М 8,5
9,55G 9,55G 9,55G9,6GG
□ D
□ A
□ E
9"5GGn
8,G 7,5
СЬагкаэЬут
БЬЯ
8825
Kanaeva Dmitrieva Gara eva Rivkin Miteva Мйгоэг 81аПои1а
RUS RUS AZE ISR BUL РОЬ БЬЯ
Мяч
9,55G
9,45G
9,3GG
о.у
Рис. 2 Оценка компонентов исполнительского мастерства в упражнениях с мячом
Бутвы
9,5
9^
□ D
□ A
□ E
Я-КЮ 9,400 9.4GG 9,35G
9’150910C?’200 9,200
9 1т о і гг. 9.15G
9,1 GG ’ 9 GCG
,4GG
Ch aikashyna Rivkin Maksimenko Kondakova Miteva Kanaeva М^о$г Ье(1оих
BLR ISR UKR RUS BUL RUS РОЬ РЯД
9.6GG
9,15G
Рис. 3 Оценка компонентов исполнительского мастерства в упражнениях с булавами
9.5 1 9.° &
8.5
7.5
9,775 9,8GG 9,775
9,7G^ ’_____9’7Ш 9,65G
□ D
□ A
□ E
9,55G 9,5Ю 9,55G 9,5GG 9>4oo 9,45G
8, 775
8,375
8,900 8,900
9.300 9.3GG
Kanaeva Kon dakov a M it eva СЬагказИупа Rabtsava M itros z Rivkin Weber
RUS RUS BUL БЬЯ Б!Я POL ISR AUT
Рис. 4 Оценка компонентов исполнительского мастерства в упражнениях с лентой
Следует отметить, что высокий уровень технического мастерства показали гимнастки, которое заняли первое и второе ранговые места. Этот факт свидетельствует о том, что ценность соревновательных программ многих гимнасток может возрастать за счет увеличения как сложности элементов тела, так и за счет различных манипуляций предметами.
Анализируя оценки спортсменок за артистичность можно констатировать, что финалистки, чьи ранговые места распределились между 1-ым и 6-ым, имеют достаточно высокие результаты. Самая высокая оценка за артистическую ценность - 9,900 балла в упражнении с обручем у Е. Канаевой (Россия).
Изучая результаты экспертной оценки за исполнение финалисток во всех видах многоборья, можно отметить следующее:
- в упражнениях с обручем самый высокий уровень исполнительского мастерст-
ва у Е. Канаевой (9,700 балла). Оценка всех восьми финалисток выше 9,000 балла;
- в упражнениях с мячом высокий уровень исполнения у Л. Черкашиной (9,550 балла). Оценка выше 9,000 балла отмечается у гимнасток с 1-го по 7-е ранговые места;
- в упражнениях с булавами самый высокий уровень исполнительского мастерства у Л. Черкашиной (9,400 балла). Оценка всех финалисток не опускалась ниже 9,000 балла.
- в упражнениях с лентой лучшая оценка за исполнение у Е. Канаевой (9,700 балла). Оценка выше 9,000 балла отмечается у гимнасток с 1-го по 7-е ранговые места.
Таким образом, анализ результатов гимнасток, выступавших на чемпионате Европы в Минске (2011) показал, что существует устойчивая тенденция к совершенствованию всех компонентов исполнительского мастерства. Сложность соревновательных композиций развивается преимущественно за счет увеличения количества элементов «работой с предметами», за которые правилами соревнований предусмотрена дополнительная надбавка. Совершенствование артистичности идет по пути создания образности композиции согласно выбранному музыкальному сопровождению. Что касается исполнения соревновательных программ, то наблюдается повышение качества выполнения как технически сложных элементов, так и связующих.
ЛИТЕРАТУРА
1. Винер, И. А. Система, определяющая соотношение сил в художественной гимнастике на мировом уровне / И.А. Винер, Р.Н. Терёхина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 4 (62). - С. 15-18.
2. Эстетические показатели исполнительского мастерства в гимнастических видах спорта / Р.Н. Терехина, И.А. Винер, Л.И. Турищева, М.Э. Плеханова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 11 (45). - С. 98-101.
3. Плеханова, М. Э. Комплексная оценка эстетических компонентов исполнительского мастерства в гимнастических видах спорта / М.Э. Плеханова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6 (64). - С. 65-68.
4. Анализ результатов чемпионата мира по художественной гимнастике в Москве / Р.Н. Терехина, И.А. Винер, М. Шишковская, Е.А. Пирожкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 10 (68). - С. 92-94.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.8
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ОБЪЕКТИВНОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОМАНДНОГО ПЕРВЕНСТВА В ЛИЧНО-КОМАНДНЫХ СОРЕВНОВАНИЯХ ПО ГРЕКОРИМСКОЙ И ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ
Белчо Горанов, Генеральный секретарь Болгарского Олимпийского комитета,
Республика Болгария,
Роман Николаевич Апойко, кандидат педагогических наук, профессор,
Николай Юрьевич Неробеев, кандидат педагогических наук, доцент,
Борис Иванович Тараканов, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье представлен анализ оценки объективности существующей системы определения командного зачета в лично-командных соревнованиях по борьбе и выявлены пути её дальнейшего совершенствования.