Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ СПОСОБНОСТИ К ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ РИТМА ДВИЖЕНИЙ С РАЗВИТИЕМ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ СТУДЕНТОК'

ВЗАИМОСВЯЗЬ СПОСОБНОСТИ К ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ РИТМА ДВИЖЕНИЙ С РАЗВИТИЕМ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ СТУДЕНТОК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТМ ДВИЖЕНИЙ / ЧУВСТВО РИТМА / ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поздеева Е.А., Маркин Э.В., Коричко Ю.В., Давыдова С.А.

Цель исследования - выявление взаимосвязей между ритмической способностью и развитием высших психических функций студенток нефизкультурного вуза. Методика и организация исследования. В работе приняли участие 110 студенток аграрного вуза. Проведено тестирование ритмической способности по параметрам: воспроизведение заданного ритма в простой локомоции и в сложнокоординационном упражнении. Высшие психические функции диагностировались у девушек 18-19 лет по общепринятым методикам. Результаты исследования и выводы. Разработанная технология показала, что марш под ритм в 130 уд/мин выполняется с ошибками в сравнении с ритмом на 80 уд/мин и под индивидуальный ритм. В задании со сложной координацией движений - ритм 130 уд/мин воспроизводится легче студентками, чем 60 и 80 уд/мин. Выявлены тесные корреляционные связи между показателями воспроизведения ритма движений и показателями памяти (r=0,51); между воспроизведением ритма движений и показателями мышления (r=0,48). Авторы полагают, что специальные педагогические воздействия в ходе реализации разработанной технологии могут способствовать совершенствованию чувства ритма и повышать уровень психофизической подготовленности студенток к профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поздеева Е.А., Маркин Э.В., Коричко Ю.В., Давыдова С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION OF THE ABILITY TO REPRODUCING THE RHYTHM OF MOVEMENTS WITH THE DEVELOPMENT OF FEMALE STUDENTS' MENTAL FUNCTIONS

Objective of the study was to identify the relationship between the rhythmic ability and the development of higher mental functions of female students of a non-athletic university. Methods and structure of the study. The work was attended by 110 students of the agricultural university. Rhythmic ability was tested in terms of parameters: reproduction of a given rhythm in simple locomotion and in a complex coordination exercise. Higher mental functions were diagnosed in girls aged 18-19 according to generally accepted methods. Results and conclusions. The developed technology showed that the march to the rhythm of 130 beats/min is performed with errors in comparison with the rhythm of 80 beats/min and to the individual rhythm. In a task with complex coordination of movements, the rhythm of 130 beats/min is reproduced more easily by female students than 60 and 80 beats/min. Close correlations were found between the indices of movement rhythm reproduction and memory indices (r=0.51); between the reproduction of the rhythm of movements and indicators of thinking (r=0.48). The authors believe that special pedagogical influences during the implementation of the developed technology can help improve the sense of rhythm and increase the level of psychophysical preparedness of female students for the profession.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ СПОСОБНОСТИ К ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ РИТМА ДВИЖЕНИЙ С РАЗВИТИЕМ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ СТУДЕНТОК»

ВЗАИМОСВЯЗЬ СПОСОБНОСТИ К ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ РИТМА ДВИЖЕНИЙ С РАЗВИТИЕМ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ СТУДЕНТОК

УДК/UDC 796.012.2

Поступила в редакцию 21.04.2022 г.

Информация для связи с автором: lena.pozdeewa@mail.ru

Кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Поздеева1

Кандидат педагогических наук, доцент Э.В.Маркин1

Кандидат педагогических наук, доцент Ю.В. Коричко2

Кандидат педагогических наук, доцент С.А. Давыдова2

1Российский государственный аграрный университет -МСХА имени К. А. Тимирязева, Москва

2Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск

INTERRELATION OF THE ABILITY TO REPRODUCING THE RHYTHM

OF MOVEMENTS WITH THE DEVELOPMENT OF FEMALE STUDENTS' MENTAL

FUNCTIONS

PhD, Associate Professor E.A. Pozdeeva1 PhD, Associate Professor E.V. Markin1 PhD, Associate Professor Yu.V. Korichko2 PhD, Associate Professor S.A. Davydova2

1 Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Moscow

2 Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

Аннотация

Цель исследования - выявление взаимосвязей между ритмической способностью и развитием высших психических функций студенток нефизкультурного вуза.

Методика и организация исследования. В работе приняли участие 110 студенток аграрного вуза. Проведено тестирование ритмической способности по параметрам: воспроизведение заданного ритма в простой локомоции и в сложнокоординационном упражнении. Высшие психические функции диагностировались у девушек 18-19 лет по общепринятым методикам. Результаты исследования и выводы. Разработанная технология показала, что марш под ритм в 130 уд/мин выполняется с ошибками в сравнении с ритмом на 80 уд/мин и под индивидуальный ритм. В задании со сложной координацией движений - ритм 130 уд/мин воспроизводится легче студентками, чем 60 и 80 уд/мин. Выявлены тесные корреляционные связи между показателями воспроизведения ритма движений и показателями памяти (г=0,51); между воспроизведением ритма движений и показателями мышления (г=0,48). Авторы полагают, что специальные педагогические воздействия в ходе реализации разработанной технологии могут способствовать совершенствованию чувства ритма и повышать уровень психофизической подготовленности студенток к профессии.

Ключевые слова: ритм движений, чувство ритма, психофизическая подготовленность, психические функции.

Abstract

Objective of the study was to identify the relationship between the rhythmic ability and the development of higher mental functions of female students of a non-athletic university.

Methods and structure of the study. The work was attended by 110 students of the agricultural university. Rhythmic ability was tested in terms of parameters: reproduction of a given rhythm in simple locomotion and in a complex coordination exercise. Higher mental functions were diagnosed in girls aged 1819 according to generally accepted methods.

Results and conclusions. The developed technology showed that the march to the rhythm of 130 beats/min is performed with errors in comparison with the rhythm of 80 beats/min and to the individual rhythm. In a task with complex coordination of movements, the rhythm of 130 beats/min is reproduced more easily by female students than 60 and 80 beats/min. Close correlations were found between the indices of movement rhythm reproduction and memory indices (r=0.51); between the reproduction of the rhythm of movements and indicators of thinking (r=0.48). The authors believe that special pedagogical influences during the implementation of the developed technology can help improve the sense of rhythm and increase the level of psychophysical preparedness of female students for the profession.

Key words: rhythm of movements, sense of rhythm, psychophysical readiness, mental functions.

Введение. В технико-эстетических видах спорта и танцевальном искусстве чувство ритма (ритмическая способность) изучается как специфическое координационное качество, основанное на умелом сочетании телесных движений с музыкой. Чувство ритма характеризуется как способность исполнителя (спортсмена, танцовщика) воспринимать и активно воспроизводить через движения телом характер музы-

кального произведения и тонко чувствовать его эмоциональную выразительность [6].

Вопросу формирования чувства ритма всегда уделялось должное внимание ученых. Исследования ряда авторов посвящены проблеме совершенствования этой способности у студенческой молодежи [1, 4, 5, 7]. Вместе с тем, авторам не удалось в полном объеме осветить проблемы совершен-

ствования ритмической способности у студенток с целью повышения психофизической подготовленности к будущей профессии. Так, первоначально возникает необходимость определения особенностей воспроизведения двигательного ритма у девушек и выявления роли ритмической способности в психофизической подготовке студентов экономического профиля.

Цель исследования - выявление взаимосвязи между развитием чувства ритма и показателями внимания, мышления, памяти у студенток аграрного вуза.

Методика и организация исследования. Пилотажное исследование проводилось на базе кафедры физической культуры РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева в рамках учебных занятий по «Физической культуре». На первом этапе в тестировании приняли участие 110 девушек, студенток второго-третьего курса института экономики и АПК. В выборку вошли студентки, не имеющие спортивного/танцевального опыта и музыкального образования. Диагностика высших психических функций включала в себя определение кратковременной зрительной памяти (таблицы Шульте); продуктивности, устойчивости и переключения внимания (методика «Корректурная проба»); вербально-логического мышления (методика «Исключения слов»).

Методика тестирования и оценки чувства ритма проводилась следующим образом:

• Воспроизведение заданного ритма в простой локомо-ции. Занимающийся прослушивал заданный ритм (метроном 60, 80, 130 уд/мин) и выполнял ходьбу на месте (марш) под ритм метронома. Упражнение оценивалось по пятибалльной шкале: 5 баллов - полная согласованность движений с ударами метронома, задание выполняется четко, непринужденно; 4 балла - запаздывание движений с ритмом метронома, некоторая скованность в движениях; 3 балла - одна-две ошибки в ритме шагов, напряженность в движениях.

• Выполнение сложнокоординационной связки в индивидуальном ритме и под заданный ритм метронома (60, 80, 130 уд/мин.) Предварительно разучивалась сложнокоор-динационная связка шагов с движением рук, выполняемая на 16 счетов: 1-4 - приставной шаг вправо; 5-8 - «захлесты» правой/левой; 9-12 - скрестный шаг вправо; 13-16 - прыжок в выпад правой/левой. То же повторяем влево. Оценивается попадание в ритм, согласованность движений рук и ног, последовательность и четкость, осанка: 5 баллов - задание выполняется четко, координированно с точным воспроизведением ритма; 4 балла - задание выполняется напряженно, скованно, небольшое отставание в ритме; 3 балла - ошибки

в координации движений, одна-две ошибки в совпадении ритма движений с ритмом метронома.

Результаты исследования и их обсуждение. С точки зрения физиологии восприятие и воспроизведение ритма, чувство ритма оценивают по способности синхронизировать свои движения со звуковыми или зрительными ритмическими стимулами, выполняемые с различной частотой. Успешное воспроизведение ритма включает в себя: вычленение последовательности межстимульных интервалов, внутреннюю репрезентацию ритма, двигательное воспроизведение ритма и коррекцию ошибок [3]. В психологических исследованиях выявлено, что восприятие ритма всегда связано с непроизвольным движением частями тела [2, 8, 9]. Так, индивид не просто слушает, но и активно реагирует на музыку движениями своего тела. Если происходит подавление моторных реакций, это приводит к тому, что человек либо практически перестает воспринимать музыку (ритм), или же пульсация переходит у воспринимающего в скрытые формы (сокращение мышц гортани, дыхательной мускулатуры и т. д.).

Опираясь на результаты тестирования чувства ритма (табл. 1) и педагогические наблюдения за выполнением контрольных заданий, мы отметили, что некоторая часть студенток имела затруднения в исполнении марша (ходьбы на месте) под заданный ритм, несмотря на то, что марш является простой локомоцией. Есть студентки, для которых было сложно синхронизировать свои движения с ритмом на 80 ударов/мин в марше, в сравнении с ритмом на 60 ударов в минуту. Эта закономерность подтверждается фактами исследований в области неврологии: при изучении ритмического рисунка испытуемые добиваются хороших результатов там, где задаваемый ритм близок к их собственному, то есть к референтному ритму [4].

Сложнокоординационное упражнение под ритм в 130 уд/мин воспроизводится легче студентками, чем 60 и 80 уд/мин. При этом связка была выучена всеми испытуемыми и выполнялась под индивидуальный ритм. Также стоит отметить, что девушки, которые быстрее всех осваивали связку шагов, в момент обучения получали наивысшие баллы за ритмическую способность, то есть более координированные студентки не имеют проблем с воспроизведением любого заданного ритма.

В некоторых исследованиях [2, 9] указывается наличие взаимосвязей координационных способностей с развитием высших психических функций. В этой связи были проведены психодиагностика функций студенток и корреляционный анализ, позволяющий проследить зависимость между раз-

Таблица 1. Результаты тестирования ритмической способности у студенток

Разновидность ритма/ задания Индивидуальный ритм Ритм 60 уд/мин Ритм 80 уд/мин Ритм 130 уд/мин р

x±a, балл

Марш 5,0±0 4,92±0,21 4,81±0,39 4,8±0,40 <0,05

Сложнокоординационное упражнение 4,81±0,20 4,22±0,92 4,27±0,96 4,6±0,96

Таблица 2. Взаимосвязи показателей ритмической способности с параметрами психических функций у студенток аграрного вуза (сложно-координационное упражнение)

Показатель/ функция Воспроизведение под индивидуальный ритм Воспроизведение под ритм 60 уд/мин Воспроизведение под ритм 80 уд/мин Воспроизведение под ритм 130 уд/мин

Внимание 0,34 0,22 0,15 0,13

Память 0,30 0,40 0,36 0,51

Мышление 0,37 0,48 0,39 0,35

№7 • 2022 Июль | Juli

http://www.teoriya.ru

75

личными параметрами чувства ритма и психической сферы студенток (табл. 2).

Выявленные средние корреляционные связи указывают, что функции памяти и мышления взаимосвязаны с проявлением ритма, его восприятием и воспроизведением в движениях со сложной координацией.

В процессе исследования было выдвинуто два предположения. Первое - способность к воспроизведению ритма движений является важным показателем, характеризующим не только освоенный объем и двигательный опыт занимающегося, но и когнитивные процессы. Второе - ритмическая способность является предпосылкой к высокому уровню психофизической подготовленности студентов.

Выводы. Существует прямая зависимость между способностью к воспроизведению ритма движений и сфор-мированностью психических функций. В соответствии с этим необходимо разрабатывать и внедрять методики с музыкально-двигательным содержанием, которые будут способствовать совершенствованию чувства ритма в рамках профессионально-прикладной физической подготовки студентов экономического профиля.

Литература

1. Афтимичук, О.Е. Значимость ритма в системе профессиональной педагогической и спортивной подготовки / О.Е. Афтимичук, З.М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. -Т. 10. - № 2. - С. 28-38.

2. Ефимова, В.Л. Связь способности к перцепции ритма с развитием высших психических функций у детей (обзор зарубежных источников) / В.Л. Ефимова // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2020. - № 1 (49). - С. 6-15.

3. Козлов, И.М. Взаимосвязь темпа и ритма биомеханической структуры спортивных движений / И.М. Козлов, А. В. Самсонова, В.Н. Томилов // Теория и практика физической культуры. - 2003.

- № 2. - С. 10-13.

4. Колумбет, А.Н. Методика совершенствования ритмичности студенток педагогических высших учебных заведений / А.Н. Колум-бет, Л.Ю. Дудорова // Физическое воспитание студентов. - 2016.

- № 3. - С. 4-12.

5. Коричко, Ю.В. Особенности музыкально-ритмического воспитания студентов вуза на занятиях гимнастикой / Ю.В. Коричко, А.Р. Галеев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - № 6. - С. 67-69.

6. Курысь, В.Н. Ритм в музыке и ритмической гимнастике / В.Н. Ку-рысь, Р.В. Гзирьян // Ученые записки университета им. П.Ф. Лес-гафта. - 2014. - № 5 (111). - С. 82-87.

7. Назаренко, Л.Д. Теоретическое обоснование и методика развития ритмичности / Л.Д. Назаренко, Ж.А. Игнатьева // Физическая

культура: воспитание, образование, тренировка. - 2000. - № 1. - С. 45-50.

8. Ротерс, Т.Т. Ритмопедагогика в контексте духовно-физического развития школьников / Т.Т Ротерс // Духовные особенности: методология, теория и практика - 2011. - № 1 - С. 151-159.

9. Совершенствование координационных способностей студентов аграрного вуза средствами психологической поддержки / Е.А. Поздеева, О.П. Власова, В.Н. Ахапкин и др. // Теория и практика физической культуры - 2021. - № 9 - С. 62-63.

References

1. Aftimichuk O.E., Kuznetsova Z.M. Znachimost ritma v sisteme profes-sionalnoy pedagogicheskoy i sportivnoy podgotovki [The significance of rhythm in the system of professional pedagogical and sports training]. Pedagogiko-psikhologicheskiye i mediko-biologicheskiye prob-lemy fizicheskoy kultury i sporta. 2015. Vol. 10. No. 2. pp. 28-38.

2. Efimova V.L. Svyaz sposobnosti k pertseptsii ritma s razvitiyem vysshi-kh psikhicheskikh funktsiy u detey (obzor zarubezhnykh istochnikov) [Connection of the ability to perceive rhythm with the development of higher mental functions in children (a review of foreign sources)]. Psikhologiya obrazovaniya v polikulturnom prostranstve. 2020. No. 1 (49). pp. 6-15.

3. Kozlov I.M., Samsonova A.V., Tomilov V.N. Vzaimosvyaz tempa i ritma biomekhanicheskoy struktury sportivnykh dvizheniy [Relationship between tempo and rhythm of the biomechanical structure of sports movements]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2003. No. 2. pp. 10-13.

4. Columbet A.N., Dudorova L.Yu. Metodika sovershenstvovaniya ritmi-chnosti studentok pedagogicheskikh vysshikh uchebnykh zavedeniy [Methodology for improving the rhythmicity of students of pedagogical higher educational institutions]. Fizicheskoye vospitaniye studen-tov. 2016. No. 3. pp. 4-12.

5. Korichko Yu.V., Galeev A.R. Osobennosti muzykalno-ritmicheskogo vospitaniya studentov vuza na zanyatiyakh gimnastikoy [Features of musical and rhythmic education of university students in gymnastics]. Fizicheskaya kultura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka. 2017. No. 6. pp. 67-69.

6. Kurys V.N., Gziryan R.V. Ritm v muzyke i ritmicheskoy gimnastike [Rhythm in music and rhythmic gymnastics]. Uchenye zapiski univer-siteta im. P.F. Lesgafta. 2014. No. 5 (111). pp. 82-87.

7. Nazarenko L.D., Ignatieva Zh.A. Teoreticheskoye obosnovaniye i metodika razvitiya ritmichnosti [Theoretical substantiation and methods of development of rhythm]. Fizicheskaya kultura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka. 2000. No. 1. pp. 45-50.

8. Rothers T.T. Ritmopedagogika v kontekste dukhovno-fizicheskogo razvitiya shkolnikov [Rhythm pedagogy in the context of the spiritual and physical development of schoolchildren]. Dukhovnyye osobennosti: metodologiya, teoriya i praktika. 2011. No.1. pp. 151-159.

9. Pozdeeva E.A., Vlasova O.P., Akhapkin V.N. et al. Sovershenstvo-vaniye koordinatsionnykh sposobnostey studentov agrarnogo vuza sredstvami psikhologicheskoy podderzhki [Improving the coordination abilities of students of an agrarian university by means of psychological support]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2021. No. 9. pp. 62-63.

НОВЫЕ КНИГИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

СЕМЕНОВ Л.А. ВВЕДЕНИЕ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОМ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ. 4-Е ИЗД., СТЕР. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: ЛАНЬ, 2022. 200 С. ISBN 978-5-8114-9696-9. ТЕКСТ: ЭЛЕКТРОННЫЙ // ЛАНЬ: ЭЛЕКТРОННО-БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА. URL: HTTPS://E.LANBOOK.COM/BOOK/197736 (ДАТА ОБРАЩЕНИЯ: 02.02.2022). РЕЖИМ ДОСТУПА:

ДЛЯ АВТОРИЗ. ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ.

В учебном пособии рассматриваются понятийный аппарат, методология, эмпирические и теоретические методы проведения научно-исследовательской работы в сфере физической культуры и спорта, а также требования к обработке результатов и оформлению итогов научного исследования. Приводится обширная информация по вопросам подготовки и защиты выпускных квалификационной и курсовых работ. Предназначено для слушателей институтов и факультетов повышения квалификации, преподавателей, аспирантов. Большое внимание в пособии уделяется подготовке к научно-исследовательской деятельности студентов - будущих специалистов по физической культуре и спорту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.