Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИТНЕСОМ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОК'

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИТНЕСОМ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MUSICAL ACCOMPANIMENT / FEMALE STUDENTS / FITNESS AEROBICS / RHYTHMIC ABILITY / МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СТУДЕНТКИ / ФИТНЕС-АЭРОБИКА / РИТМИЧЕСКАЯ СПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ташманова Н. В.

Цель исследования - провести сравнительный анализ влияния музыкального сопровождения в различных направлениях фитнеса на развитие координационных способностей студенток. Методика и организация исследования. Экспериментальная работа была организована в 2018/2019 уч. году в Сургутском государственном университете на кафедре физической культуры в рамках элективных курсов. В исследовании приняли участие студентки 2-го курса неспортивных направлений подготовки бакалавриата и специалитета (всего 41 человек). Экспериментальная группа (ЭГ=19 чел.) занималась фитнес-аэробикой в рамках спортизированного физического воспитания, контрольная (КГ=22 чел.) - фитнес-тренингом.В качестве тестов, позволяющих оценить эффективность развития координационных способностей в процессе занятий, студенткам предлагалось повторить танцевальную комбинацию, состоящую из базовых шагов классической аэробики; воспроизвести предложенные ритмические рисунки после их прослушивания. Результаты исследования и выводы. В ходе эксперимента получено значительное достоверное улучшение восприятия воспроизведения ритмического рисунка повышенного уровня сложности в ЭГ по сравнению с КГ. Тестирование на умение повторить танцевальную комбинацию показало, что в начале учебного года из всех девушек КГ и ЭГ с первого раза точно повторить танцевальную комбинацию не смогла ни одна, со второй попытки в ЭГ с задачей справилось 37,2% студенток, в КГ - 41,6%. С третьего раза 36,7% девушек ЭГ и 35,2% КГ успешно выполнили задание. Авторы отмечают, что 26,1 % участниц ЭГ и 23,2% КГ не смогли справиться с задачей. Автором делается вывод о том, что музыкальное сопровождение на занятиях по фитнес-аэробике в большей степени по сравнению с занятиями фитнес-тренингом способствует развитию координации движений, воспитанию у занимающихся чувства и понимания ритма и воспроизведению ритмического рисунка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ташманова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF MUSIC ACCOMPANIMENT AT FITNESS CLASSES ON PROGRESS IN COORDINATION ABILITIES OF FEMALE STUDENTS

Objective of the study was to conduct a comparative analysis of the impact of musical accompaniment in various fitness practices on the progress in coordination abilities of female students. Methods and structure of the study. The experimental work was carried out at the Physical Education Department of Surgut State University as part of elective courses in the 2018/2019 academic year. The study involved 2-year students of non-sports areas of the Bachelor’s and specialist program (41 people in total). The Experimental Group (n=19) was engaged in fitness aerobics as part of sports training, while the Control Group (n = 22) practiced fitness training. As a coordination abilities rating test students were to repeat a dance combination made of basic steps of classical aerobics; repeat the proposed rhythmic patterns after listening to them. Research results and conclusions. The experiment resulted in a statistically significant improvement in the perception and reproduction of the rhythmic pattern of an increased complexity level in the Experimental Group compared to the Control one. The dance combination repeating ability testing showed that at the beginning of the school year none of the girls from the Control and Experimental Group were able to accurately repeat the dance combination from the first time, 37.2% of the Experimental Group students and 41,6% Control Group students completed the task from the second attempt, and 36.7% of the Experimental Group girls and 35.2% of the Control Group ones successfully completed the task from the third attempt. 26.1% of the Experimental Group subjects and 23.2% of the Control Group ones were unable to cope with the task. The author concludes that musical accompaniment at fitness aerobics classes to a greater extent than fitness training classes enhances motor coordination, sense and understanding of rhythm and helps the trainees reproduce rhythmic patterns.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИТНЕСОМ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОК»

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАНЯТИИ ФИТНЕСОМ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОК

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 22.06.2020 г.

Аспирант Н.В. Ташманова1

1 Сургутский государственный университет, Сургут

INFLUENCE OF MUSIC ACCOMPANIMENT AT FITNESS CLASSES ON PROGRESS IN COORDINATION ABILITIES OF FEMALE STUDENTS

Postgraduate student N.V. Tashmanova1

1 Surgut State University, Surgut

Информация для связи с автором: [email protected]

Аннотация

Цель исследования - провести сравнительный анализ влияния музыкального сопровождения в различных направлениях фитнеса на развитие координационных способностей студенток.

Методика и организация исследования. Экспериментальная работа была организована в 2018/2019 уч. году в Сургутском государственном университете на кафедре физической культуры в рамках элективных курсов. В исследовании приняли участие студентки 2-го курса неспортивных направлений подготовки бакалавриата и специалитета (всего 41 человек). Экспериментальная группа (ЭГ=19 чел.) занималась фитнес-аэробикой в рамках спортизированного физического воспитания, контрольная (КГ=22 чел.) - фитнес-тренингом.В качестве тестов, позволяющих оценить эффективность развития координационных способностей в процессе занятий, студенткам предлагалось повторить танцевальную комбинацию, состоящую из базовых шагов классической аэробики; воспроизвести предложенные ритмические рисунки после их прослушивания.

Результаты исследования и выводы. В ходе эксперимента получено значительное достоверное улучшение восприятия воспроизведения ритмического рисунка повышенного уровня сложности в ЭГ по сравнению с КГ. Тестирование на умение повторить танцевальную комбинацию показало, что в начале учебного года из всех девушек КГ и ЭГ с первого раза точно повторить танцевальную комбинацию не смогла ни одна, со второй попытки в ЭГ с задачей справилось 37,2% студенток, в КГ - 41,6%. С третьего раза 36,7% девушек ЭГ и 35,2% КГ успешно выполнили задание. Авторы отмечают, что 26,1 % участниц ЭГ и 23,2% КГ не смогли справиться с задачей. Автором делается вывод о том, что музыкальное сопровождение на занятиях по фитнес-аэробике в большей степени по сравнению с занятиями фитнес-тренингом способствует развитию координации движений, воспитанию у занимающихся чувства и понимания ритма и воспроизведению ритмического рисунка.

Ключевые слова: музыкальное сопровождение, студентки, фитнес-аэробика, ритмическая способность.

Annotation

Objective of the study was to conduct a comparative analysis of the impact of musical accompaniment in various fitness practices on the progress in coordination abilities of female students.

Methods and structure of the study. The experimental work was carried out at the Physical Education Department of Surgut State University as part of elective courses in the 2018/2019 academic year. The study involved 2-year students of non-sports areas of the Bachelor's and specialist program (41 people in total). The Experimental Group (n=19) was engaged in fitness aerobics as part of sports training, while the Control Group (n = 22) practiced fitness training. As a coordination abilities rating test students were to repeat a dance combination made of basic steps of classical aerobics; repeat the proposed rhythmic patterns after listening to them.

Research results and conclusions. The experiment resulted in a statistically significant improvement in the perception and reproduction of the rhythmic pattern of an increased complexity level in the Experimental Group compared to the Control one.

The dance combination repeating ability testing showed that at the beginning of the school year none of the girls from the Control and Experimental Group were able to accurately repeat the dance combination from the first time, 37.2% of the Experimental Group students and 41,6% Control Group students completed the task from the second attempt, and 36.7% of the Experimental Group girls and 35.2% of the Control Group ones successfully completed the task from the third attempt. 26.1% of the Experimental Group subjects and 23.2% of the Control Group ones were unable to cope with the task.

The author concludes that musical accompaniment at fitness aerobics classes to a greater extent than fitness training classes enhances motor coordination, sense and understanding of rhythm and helps the trainees reproduce rhythmic patterns.

Keywords: musical accompaniment, female students, fitness aerobics, rhythmic ability.

Введение. Музыкальное сопровождение может иметь большое значение для решения задач физической активности, в том числе содействовать формированию ритмической способности занимающихся (К. В. Горбузова, 2011).

В различных направлениях фитнеса есть определенные особенности использования музыкального сопровожде-

ния. Так, в фитнес-тренинге музыка используется в основном как фон, для избегания монотонности и однотипности, а также как метод наращивания или уменьшения интенсивности нагрузок. В фитнес-аэробике музыка используется как лидер, т. е. задает ритм, характер и управляет темпом движений. Музыкальный ритм организует движе-

№ 9 • 2020 Сентябрь | Sentember

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

IS CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

ния, повышает настроение занимающихся. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствует повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху. Музыка может быть использована и как фактор обучения, так как движения легче запоминаются.

Метод музыкальной интерпретации широко используется при построении танцевальных композиций в фитнес-аэробике. В его реализации можно выделить два подхода: первый связан с конструированием конкретного упражнения, а второй - с вариациями движений в соответствии с изменениями в содержании музыки.

Важно отметить, что изменение темпа выполнения танцевальных комбинаций или других движений в фитнес-аэробике является важным методическим приемом. Можно замедлять или ускорять темп в зависимости от стадии усвоения элемента. Если в начале изучения нового материала темп будет слишком высокий, то, как правило, такая ситуация может привести к перенапряжению, скованной работе мышц, неспособности занимающихся понять задание и повторить его. Но и слишком затягивать выполнение движений в замедленном темпе также не следует, так как в этом случае снизится воздействие занятия на кардиореспираторную систему, а следовательно, и оздоровительный эффект на организм занимающихся.

Цель исследования - провести сравнительный анализ влияния музыкального сопровождения в различных направлениях фитнеса на развитие координационных способностей студенток

Методика и организация исследования. Опытно-экспериментальная работа была организована в 2018/2019 уч. году в Сургутском государственном университете на кафедре физической культуры в рамках элективных курсов. В исследовании приняли участие студентки 2-го курса неспортивных направлений подготовки бакалавриата и специалитета (всего 41 человек). Экспериментальная группа (ЭГ=19 чел.) занималась фитнес-аэробикой в рамках спортизированного физического воспитания, контрольная (КГ=22 чел.) - фитнес-тренингом.

В качестве тестов, позволяющих оценить эффективность развития координационных способностей в процессе занятий, студенткам предлагалось:

• повторить танцевальную комбинацию, состоящую из базовых шагов классической аэробики, продемонстрированную преподавателем (фиксировалось количество использованных попыток, но не более трех), фиксировалось количество попыток, использованных студентками для повторения танцевальной комбинации без ошибок (не более трех попыток);

• воспроизвести предложенные ритмические рисунки после их прослушивания, при этом фиксировалось количество предъявлений (не более четырех), после которых ритмический рисунок был выполнен без ошибок. Воспроизведение с первой попытки оценивалось в 4 балла, со второй -в 3, с третьей - в 2, с четвертой - в 1 балл. Результаты исследования и их обсуждение. На основании полученных результатов можно сделать вывод о значительных достоверных (р<0,05) улучшениях восприятия воспроизведения ритмического рисунка повышенного уровня сложности по окончании исследования в ЭГ по сравнению с КГ, а также следует отметить достоверные различия (р <0,05), отражающие положительную динамику в ЭГ до эксперимента и после при восприятии и воспроизведении второго (РР 2), третьего (РР 3) и четвертого (РР 4) ритмических рисунков.

60,0 40,0 20,0 0,0

43 440,9 л i 37,2 36,7 41,6 38 о39.7

0,0 | 0

до после до после

ЭГ КГ

23,2

17,1

||

■ с первой ■ со второй с третьей ине выполнили

Процентное соотношение результатов воспроизведения танцевальной комбинации (кол-во попыток)

Второй параметр представлял собой воспроизведение танцевальной комбинации, состоящей из базовых шагов классической аэробики. Студенткам предлагалось повторить танцевальную комбинацию движений, продемонстрированную преподавателем. Предоставлялось три попытки для выполнения (см. рисунок).

Данное тестирование показало, что в начале учебного года из всех девушек КГ и ЭГ с первого раза точно повторить танцевальную комбинацию не смогла ни одна, со второй попытки в ЭГ с задачей справилось 37,2 % студенток, в КГ - 41,6 %. С третьего раза 36,7 0% девушек ЭГ и 35,2 0% КГ успешно выполнили задание. Необходимо отметить, что 26,1 % участниц ЭГ и 23,2 00 КГ не смогли справиться с задачей.

По окончании учебного года наблюдалась положительная динамика в обеих группах. Все девушки ЭГ справились с заданием, количество выполнивших с первой попытки повысилось с 0 00 до 15,7 00

Выводы. Музыкальное сопровождение на занятиях по фитнес-аэробике в большей степени по сравнению с занятиями фитнес-тренингом способствует развитию координации движений, воспитанию у занимающихся чувства и понимания ритма и воспроизведению ритмического рисунка.

Используемая литература

1. Афтимичук О.Е. Значимость ритма в системе профессиональной педагогической и спортивной подготовки / О.Е. Афтимичук, З.М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - Т. 10. - № 2. - С. 28-38.

2. Горбузова К.В. Значимость использования музыкального сопровождения на занятиях физической культурой / К.В. Горбузова // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2011. - Т. 6. - № 1. - С. 456-458.

3. Ильин Е.П. Двигательная память, точность воспроизведения амплитуды движений и свойства нервной системы / Е.П. Ильин // Психомоторика: сб. науч. трудов. - Л., 2006 - С. 36.

4. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / Под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2004. -464 с.

5. Назаренко Л.Д. Эстетика физических упражнений / Л.Д. Назарен-ко. - М.: Теория и практика физической культуры, 2004. - 249 с.

References

1. Aftimichuk O.E., Kuznetsova Z.M. Znachimost ritma v sisteme profes-sionalnoy pedagogicheskoy i sportivnoy podgotovki [Role of rhythm in professional pedagogical and sports training system]. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problem fizicheskoy kultu-ry i sporta. 2015. v. 10. No. 2. pp. 28-38.

2. Gorbuzova K.V. Znachimost ispolzovaniya muzykalnogo soprovozh-deniya na zanyatiyakh fizicheskoy kulturoy [Music at physical education classes]. Zdorove - osnova chelovecheskogo potentsiala: prob-lemy i puti ikh resheniya. 2011. v. 6. No. 1. pp. 456-458.

3. Ilyin E.P. Dvigatelnaya pamyat, tochnost vosproizvedeniya amplitudy dvizheniy i svoystva nervnoy sistemy [Motor memory, accuracy of reproducing the amplitude of movements and properties of nervous system]. Psikhomotorika [Psychomotor system]. Collected works. Leningrad, 2006. p. 36.

4. Kuramshin Yu.F. Teoriya i metodika fizicheskoy kultury [Theory and methods of physical education]. Textbook. M.: Sovetskiy sport publ., 2004. 464 p.

5. Nazarenko L.D. Estetika fizicheskikh uprazhneniy [Aesthetics of physical exercises]. M.: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury, 2004. 249 p.

94

http://www.teoriya.ru

№9 • 2020 Сентябрь | Sentember

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.