Научная статья на тему 'СЛУХОМОТОРНАЯ СИНХРОНИЗАЦИЯ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СЛУХОМОТОРНАЯ СИНХРОНИЗАЦИЯ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
122
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУХОМОТОРНАЯ СИНХРОНИЗАЦИЯ / РИТМ / ТЕМП / МУЗЫКА / СПОРТСМЕНЫ / КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ковалева А.В.

Целью настоящего обзора было изучение (на основе анализа литературы) взаимосвязей способности к слухомоторной синхронизации, внутреннего чувства ритма, способности к отсчитыванию временны`х интервалов со спортивной результативностью, а также оценка роли музыки и ритма в спортивной деятельности.Результаты исследования и их обсуждение. В большинстве исследований показано преимущество спортсменов по сравнению с нетренированными людьми в способности к слухомоторной синхронизации, способности к отсчитыванию временных интервалов и чувстве времени. Взаимосвязь этих способностей с видами спорта неочевидна, так как есть убедительные свидетельства тому, что чувство ритма важно не только для представителей циклических видов спорта и видов спорта с музыкальным сопровождением, но значительно повышает результативность и в других дисциплинах (в частности, в стрельбе из лука и единоборствах). Включение ритмических внешних стимулов или музыкального сопровождения, как правило, повышает устойчивость выполнения движения, позволяет быстрее его автоматизировать и более экономно расходовать как физиологические, так и когнитивные ресурсы.Заключение. Анализ современных исследований различных аспектов применения ритмического воздействия, в частности, музыкального сопровождения, в спортивной деятельности показал, что хорошее внутреннее чувство ритма и способность синхронизировать свои движения с внешними ритмическими стимулами связаны с более быстрым и качественным освоением движений, а также с большей помехоустойчивостью атлета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ковалева А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUDITORY-MOTOR SYNCHRONIZATION IN SPORTS ACTIVITIES

The purpose of the research is to study the interrelationships of the ability to auditory-motor synchronization, internal rhythm perception and the ability to count time intervals with sports performance, as well as to assess the role of music and rhythm in sports activities. The research is based on literature analysis.Results and discussion. Most studies have shown an advantage of athletes compared to untrained people in the auditory-motor synchronization ability and the ability to count time intervals. The relationship of these abilities with sports is not obvious, since there is convincing evidence that a sense of rhythm is important not only for cyclic sports and sports with musical accompaniment but significantly increases performance in other disciplines (particularly, in archery and martial arts). The inclusion of external rhythmic stimuli or musical accompaniment can increase the stability and automaticity of the movement. It allows to perform optimally and to save physiological and cognitive resources of athletes.Conclusion. The analysis of studies concerning various aspects of the rhythmic effects, in particular, musical accompaniment, in sports activities has shown that a good internal sense of rhythm and the ability to synchronize their movements with external rhythmic stimuli are associated with faster and better mastering of movements, as well as with greater noise immunity of the athlete.

Текст научной работы на тему «СЛУХОМОТОРНАЯ СИНХРОНИЗАЦИЯ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 159.94 DOI: 10.36028/2308-8826-2022-10-1-37-48

СЛУХОМОТОРНАЯ СИНХРОНИЗАЦИЯ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.В. Ковалева1, 2

1 ФГБНУ «НИИ нормальной физиологии им. П.К. Анохина», Москва, Россия

2 ГКУ «ЦСТиСК Москомспорта», Москва, Россия

Аннотация

Целью настоящего обзора было изучение (на основе анализа литературы) взаимосвязей способности к слухомоторной синхронизации, внутреннего чувства ритма, способности к отсчи-тыванию временных интервалов со спортивной результативностью, а также оценка роли музыки и ритма в спортивной деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение. В большинстве исследований показано преимущество спортсменов по сравнению с нетренированными людьми в способности к слухомоторной синхронизации, способности к отсчитыванию временных интервалов и чувстве времени. Взаимосвязь этих способностей с видами спорта неочевидна, так как есть убедительные свидетельства тому, что чувство ритма важно не только для представителей циклических видов спорта и видов спорта с музыкальным сопровождением, но значительно повышает результативность и в других дисциплинах (в частности, в стрельбе из лука и единоборствах). Включение ритмических внешних стимулов или музыкального сопровождения, как правило, повышает устойчивость выполнения движения, позволяет быстрее его автоматизировать и более экономно расходовать как физиологические, так и когнитивные ресурсы.

Заключение. Анализ современных исследований различных аспектов применения ритмического воздействия, в частности, музыкального сопровождения, в спортивной деятельности показал, что хорошее внутреннее чувство ритма и способность синхронизировать свои движения с внешними ритмическими стимулами связаны с более быстрым и качественным освоением движений, а также с большей помехоустойчивостью атлета.

Ключевые слова: слухомоторная синхронизация, ритм, темп, музыка, спортсмены, когнитивные функции.

AUDITORY-MOTOR SYNCHRONIZATION IN SPORTS ACTIVITIES

A.V. Kovaleva1, 2, a.kovaleva@nphys.ru, ORCID 0000-0001-7377-3408

'P.K. Anokhin Research Institute of Normal Physiology, Moscow, Russia

2Center of Sports Innovative Technologies and Teams Exercise Training, Moscow, Russia

Abstract

The purpose of the research is to study the interrelationships of the ability to auditory-motor synchronization, internal rhythm perception and the ability to count time intervals with sports performance, as well as to assess the role of music and rhythm in sports activities. The research is based on literature analysis.

Results and discussion. Most studies have shown an advantage of athletes compared to untrained people in the auditory-motor synchronization ability and the ability to count time intervals. The relationship of these abilities with sports is not obvious, since there is convincing evidence that a sense of rhythm is important not only for cyclic sports and sports with musical accompaniment but significantly increases performance in other disciplines (particularly, in archery and martial arts). The inclusion of external rhythmic stimuli or musical accompaniment can increase the stability and automaticity of the movement. It allows to perform optimally and to save physiological and cognitive resources of athletes.

Conclusion. The analysis of studies concerning various aspects of the rhythmic effects, in particular, musical accompaniment, in sports activities has shown that a good internal sense of rhythm and the ability to synchronize their movements with external rhythmic stimuli are associated with faster and better mastering of movements, as well as with greater noise immunity of the athlete. Keywords: auditory-motor synchronization, rhythm, tempo, music, athletes, cognitive functions.

ВВЕДЕНИЕ

В качестве эпиграфа к данному обзору можно привести следующую цитату: «Одним из механизмов повышения эффективности спортивно ориентированного физического воспитания является ритм, который объединяет в себе физическое и эстетическое» (Ротерс Т.Т., 2011). Известно, что способность к усвоению ритма является важным фактором в развитии, выполнении движения и в обучении двигательным навыкам (№отаН S. et а1., 2021; Tanir А., Егки О., 2018; 2асЬорои1ои et а1., 2000). Наличие этой способности улучшает понимание, запоминание и представление движения с точки зрения его временной структуры. Способность к усвоению ритма и организации ритмических действий рассматривается часто как составляющая часть общих координационных способностей (Лях, 2006). В свою очередь, известно, что есть тесная связь между развитием координационных способностей и спортивной результативностью. Еще в 80-е годы было показано, что в гимнастике, гандболе, плавании хорошо развитые координационные способности положительно влияют на параметры различения временных интервалов и пространства, сокращение мышц, релаксацию, быстроту и точность процесса обучения (2асЬорои1ои et а1., 2000; СаЬуаЛ К А., Ми'тип А., БиЛапа П, 2021). Отсутствие ритма в деятельности (присутствие временной нерегулярности в двигательных паттернах) характеризует неэффективную или неоптимальную результативность двигательных актов. Следовательно, понимание и развитие механизмов, связанных с ритмом и временным постоянством двигательных паттернов, становится важным аспектом спортивной психологии (МасРЬеюоп et а1., 2009). Несмотря на то что в некоторых работах рассматриваются характеристики или структуры, лежащие в основе высокопрофессионального двигательного поведения, значительное число исследований в области спортивной психологии фокусируется на уменьшении эффекта «нежелательных» когнитивных процессов и

эмоций и их истощении. При этом понимание аспектов генерации движений до сих пор мало исследуется спортивными психологами (МасРЬеюоп et а1., 2009). Тем не менее точное и воспроизводимое движение является фундаментальной основой оптимального исполнения двигательного задания. Таким образом, необходимо добавить к безусловно важному аспекту контроля за когнитивными процессами и эмоциями еще и аспект понимания ритма и временных характеристик движения, того, как они меняются в зависимости от успешности выполненного движения и как связаны с его результативностью. Исследование ритмических характеристик движения позволит найти баланс между собственно выполнением задания и регуляцией когнитивных и эмоциональных процессов (МасРЬегзоп, СоШш&ОЬЫ, 2009).

Целью настоящего обзора было изучение (на основе анализа литературы) взаимосвязей способности к слухомоторной синхронизации, внутреннего чувства ритма, способности к отсчитыванию временных интервалов со спортивной результативностью, а также оценка роли музыки и ритма в спортивной деятельности. Подходы к оценке слухомоторной синхронизации

Внутреннее чувство ритма как субъективное отражение объективного ритма с самого начала возникло и развивалось в процессе той или иной содержательной деятельности, являясь отражением одной из сторон протекания этой деятельности. Поскольку любая деятельность имеет свой, присущий только ей, ритм построения, то всякое его нарушение приводит либо к сбою этого процесса, либо к полному прекращению всей деятельности (Афтимичук О. Е., Кузнецова З. М., 2015). Восприятие и воспроизведение ритма, чувство ритма чаще всего оценивают по способности синхронизировать свои движения (чаще всего это ритмичные движения рук, ног, теппинг пальцем) со звуковыми или со зрительными ритмическими

стимулами, предъявляемыми с различной частотой (Repp&Su, 2012). Наличие внутреннего представления о ритме можно исследовать, давая задание выполнять ритмические движения в произвольном темпе или под темп метронома (Bobin-Begue, Droit-Volet&Provasi, 2014). Кроме того, часто оценивают способность воспроизводить ритм/темп по памяти (Konoike et al., 2015). Синхронизация движений с ритмом, или сенсомоторная синхронизация (СМС), — это сложное задание, содержащее в себе несколько составляющих, которые невозможно разделить, используя только задание на простой теппинг и оценку его вариабельности. Успешное воспроизведение ритма включает в себя вычленение последовательности межстимульных интервалов, внутреннюю репрезентацию ритма, двигательное выполнение (воспроизведение) ритма, коррекцию ошибок (Tierney A. T., Kraus, 2013).

Таким образом, нарушения чувства ритма могут быть связаны с дефицитарностью на каждом этапе этого процесса и могут отражать нарушения в работе как корковых, так и подкорковых структур головного мозга (Kotz S. A., Ravignani A., Fitch W T, 2018; Ковалева, 2018). В заданиях на слухомоторную синхронизацию чаще всего используют парадигму

теппинга пальцем либо ладонью по сенсорной поверхности (или по клавиатуре компьютера) под определенный темп, задаваемый, как правило, звуковыми стимулами, генерируемыми компьютерным метрономом (Яерр&Би, 2012). В различных работах используют различные частоты стимулов, но во всех случаях длительность интервалов между стимулами лежит в диапазоне от 200 до 2000 мс (см. обзор ОгаЬп, 2012) (таблица). Исследование слухомоторной синхронизации у спортсменов Как отмечалось выше, для спортивной деятельности способность запоминать ритмический паттерн, следовать ему, организовывать свои движения в определенные структуры является основополагающей. В целом можно предположить, что люди, регулярно занимающиеся спортом, будут более точно и устойчиво воспроизводить заданный темп. Вид спорта также может оказывать некоторое влияние на развитие данной способности. Например, 2асЬорои1ои е! а1. (2000) исследовали способность к восприятию и воспроизведению заданного темпа у спортсменов 9-10 лет из трех видов спорта: тенниса, волейбола и плавания. В исследовании также участвовали дети контрольной группы, не занимающиеся регулярно спортом. Выбор видов спорта не был

Таблица - Параметры стимулов, используемых в заданиях на слухомоторную синхронизацию Table- Stimuli parameters used in auditory-motor synchronization tasks

Длительности интервалов между стимулами, применяемые в исследованиях Inter-stimulus intervals (ISI) and frequencies used in the research Источник Reference

667 ms (1.5 Hz, 90 bpm) * 500 ms (2 Hz, 120 bpm) 250 ms (2.5 Hz, 240 bpm) Corriveau, Goswami, 2009

2000 ms (0.5 Hz, 30 bpm) 667 ms (1.5 Hz, 90 bpm) 500 ms (2 Hz, 120 bpm) 250 ms (2.5 Hz, 240 bpm) Cos et al., 2015

667 ms (1.5 Hz, 90 bpm) 500 ms (2 Hz, 120 bpm) Tierne, Kraus, 2013

600 ms 800 ms Janzen et al., 2014

1364ms (44 bpm) 1200 ms (50 bpm) Zachopoulou, 2000

* Обозначения: ms - миллисекунды, Hz - Герц, bpm - удары в минуту (beats per minute).

случайным. Так, в плавании для спортсмена нет внешнего задателя ритма, его результативность отражает внутреннее чувство ритма. С другой стороны, реализация двигательных навыков в теннисе и баскетболе должна быть синхронизирована с внешними стимулами. В теннисе такими стимулами является траектория полета теннисного мяча, а в баскетболе спортсмен подстраивает свое движение как под движение баскетбольного мяча, так и под перемещение других игроков. Дети должны были выполнить несколько шагов под темп метронома в 44 и 50 уд/мин. Считается, что именно данные частоты наиболее подходят для выполнения локомоторных движений. Анализировалась точность воспроизведения темпа и устойчивость его удержания. Результаты данного исследования показали, что, во-первых, дети, занимающиеся любым из исследованных видов спорта, воспроизводили более быстрый темп точнее, чем дети из контрольной группы. Во-вторых, дети, занимающиеся теннисом, воспроизводили темп точнее детей, занимающихся плаванием. Однако дети из группы плавания могли удерживать темп на обеих частотах более устойчиво по сравнению с детьми других групп. Что касается влияния фактора пола на точность и устойчивость удержания темпа, то в данной группе спортсменов пол оказался не связан с этими параметрами (Zachopoulou et я1., 2000). Еще в одном исследовании, посвященном слухомоторной синхронизации в спорте, сравнивали влияние мотивирующей музыки и простого темпа метронома на эффективность бега на беговой дорожке (Boodetal., 2013). Участники бежали до отказа на беговой дорожке в трех ситуациях: без звуковых воздействий (контроль), под звуки метронома в соответствии с их движениями и под мотивирующую музыку (около 130 уд/мин). Оказалось, что под метроном и под музыку спортсмены выдерживали бег более продолжительное время, примерно на 2 минуты дольше. Сопоставление влияния музыки и метронома дало неоднозначные результаты. Оценка

задания по отдельным временным отрезкам показала, что мотивирующая музыка снижает ощущение утомления только при субмаксимальных нагрузках, но не при максимальных. При воздействии метронома ритм бега был более стабилен (устойчив). Увеличение устойчивости ритма бега может помочь сэкономить ресурсы, поскольку основные потери энергии происходят при ускорениях и замедлениях при неравномерном движении (беге).

В практике художественной гимнастики для оценки проявления чувства ритма традиционно применяется простое контрольное задание, связанное с повтором занимающимися предложенного тренером ритмического рисунка с помощью хлопков (Сизова Т.В., 2014). Однако оценка результата при таком подходе осуществляется «на слух», что предъявляет повышенные требования к эксперту, производящему оценку. В исследованиях Ю.В. Смирновой также используется данная методика и оценка результатов производится в баллах, выставляемых экспертом за каждый воспроизведенный испытуемым ритмический рисунок (Смирнова Ю.В., 2013). В рамках исследования процедура тестирования была модифицирована за счет использования современных технологий аудио- и видеозаписи, а также разработанной оригинальной компьютерной программы оценки показателей чувства ритма. Кроме того, предложена шкала градации ошибок при оценивании экспертами выполнения контрольного упражнения на согласование движений с музыкальным сопровождением. Однако ритмическая структура деятельности важна не только в таких видах спорта, где ритм и периодичность движений очевидны, но и, например, в стрельбе из лука, единоборствах. Так, Байдыченко с соавт. (2014) показали, что освоение навыка при обучении техническому приему «выход на конус» у лучников зависит от тренировки ритмичной структуры движений в индивидуально подобранном временном режиме выполнения прицельного выстрела. Со спортсменами проводилась вводная трени-

ровка, где происходило разъяснение условий выполнения выстрела в «собственном», «ускоренном» и «замедленном» временных режимах и апробация стрельбы под звуки метронома. С его помощью задавался ритм выстрела — в «ускоренном» режиме он составлял 60 уд/мин, а в «замедленном» — 30 уд/мин. Спортсмены выполняли выстрел на каждый четвертый удар метронома. Моделирование ритма стрельбы происходило за счет варьирования различных временных режимов прицельного выстрела, вычленяющих следующие фазы: фазу подготовки к выстрелу, фазу принятия основной изготовки и фазу завершения выстрела. Звуки метронома являлись сигналом к уточнению пространственных и временных характеристик движений стрелка (Байдыченко Т.В. и др., 2014).

В некоторых исследованиях показано, что в спортивных единоборствах «чувство времени» является определяющим количественным показателем успешности регуляции деятельности. В частности, информативным показателем внутреннего чувства времени и временных интервалов является индивидуальная (субъективная) минута. Так, на боксерах показано, что ускоренная субъективная минута дает боксеру преимущество, при прочих равных условиях, перед соперником в скорости реакции и, следовательно, большие шансы на победу (Бакулев С.Е. и др., 2013).

Влияние темпа, ритма и музыки на спортивную результативность

В ряде работ исследовались психологические, психофизические и эргоген-ные эффекты музыки в разных спортивных дисциплинах: беге на 400 м (Simpson&Karageorghis, 2006), гребле (Rendi, Szabo, &Szabo, 2008), ходьбе на беговой дорожке (Karageorghis et al., 2009), беге на длинные дистанции (Terry et al., 2012). Психологические эффекты, вызываемые музыкой, касаются настроения, аффекта, эмоций, когнитивных и поведенческих процессов. К психофизическим эффектам музыки относят снижение ощущения физического напряже-

ния и утомления. Эргогенные эффекты проявляются в повышении физической работоспособности путем как снижения утомляемости, так и повышения объема выполняемой работы, что приводит к более высокому уровню выносливости, мощности, продуктивности и силы (Terry&Karageorghis, 2011). Hutchinson et al. (2011) показали, что мотивирующая музыка во время выполнения анаэробного циклического теста на Wingate приводила к повышению пиковой и средней мощности по сравнению с контролем, а также положительно влияла на настроение и самоотчет относительно мотивационного состояния. Однако в недавнем систематическом обзоре, посвященном влиянию прослушивания музыки на выполнение анаэробного теста Wingate, авторы показали, что музыка может повышать относительную результативность при анаэробных нагрузках, но причины до сих пор неясны и рассуждения спекулятивны (Castaneda-Babarro A. et al., 2020). Исследование скорости плавания под музыку со специальным подводным МР3-плеером показали, что когда спортсмен сам выбирает себе музыкальное сопровождение, то его результат улучшается примерно на 1%, как на коротких (50 м), так и на длинных (800 м) дистанциях (Tate et al., 2012). В работе Классиной С.Я. и Фудина Н.А. (2013) было показано, что повышение ритмичности педалирования (при работе на велоэргометре) способствует минимизации энергозатрат. Кроме того, ритмические тепловые воздействия способствуют повышению результативности спортивной деятельности человека.

Исследования влияния музыки и других сенсорных воздействий на биоэлектрическую активность головного мозга показали, что мотивирующие аудиовизуальные стимулы могут оказывать модулирующее влияние на тета-колебания ЭЭГ в лобных областях коры и на бета-волны в центральных корковых зонах. Такое воздействие вызывает уменьшение чувства утомления (уменьшение медленных волн)

и повышение уровня активации (рост быстрых колебаний). Эффект мотивирующих стимулов на центральные области коры, по-видимому, связан с тем, что мотивация препятствует развитию негативных влияний процесса утомления как на психофизиологические показатели спортсменов, так и на их результативность (Fronso et al., 2017).

В недавней работе Terry et al. (2020) представлена концептуальная схема положительных эффектов от музыки на спортивную деятельность и выполнение физических упражнений (рисунок 1). Мета-анализ большого числа работ, посвященных оценке влияния музыки на спортивную результативность в целом, подтверждает тот факт, что музыка может оказывать значимый позитивный эффект на спортсменов (как профессионалов, так и любителей), в частности в том, что повышает эмоциональную реактивность и улучшает спортивный результат, а также снижает субъективное ощущение напряжения и способствует более эффективной утилизации кислорода. Однако необходимо иметь в виду, что все эти эффекты не гарантированы (Terry et al.,

2020). Кроме того, в ряде случаев музыка не только не способствует, но может и нарушать выполнение движения, например, в тех случаях, когда происходит обучение новым навыкам, или если она отвлекает от обработки важной информации (Karageorghis&Priest, 2012). Таким образом, критическое значение имеет этап формирования навыка, на котором используется музыкальное сопровождение. Тем не менее можно утверждать, что музыкальное сопровождение, которое создает комфортные условия для тренировок и восстановления спортсменов, не только играет серьезную роль в понижении нервно-психического напряжения спортсменов, но и сопровождает спортивную деятельность, улучшая характеристики движений, поддержание и удержание ритма, а также способствует повышению помехоустойчивости атлета. Слухомоторная синхронизация и когнитивные функции В многочисленных исследованиях последних лет убедительно показано, что чувство ритма, способность к слухо-моторной синхронизации, процессы тайминга тесно связаны с различными

Рисунок 1 -Концептуальная схема положительных влияний музыки на спортивную деятельность (по: Terry et al., 2020 с изм.)

Figure 1 - Conceptual scheme of positive influence of music on sports activity (modified from Terry et al., 2020)

Рисунок 2 -Слухомоторная синхронизация и когнитивные функции Figure 2 - Auditory-motor synchronization and cognitive functions

когнитивными (в том числе управляющими) и нейропсихологическими функциями (рисунок 2).

Чтобы запомнить какой-либо ритм или темп, необходимо воспринять его временной паттерн и организовать его в иерархически структурированную последовательность в соответствии с определенными принципами. Успешный теппинг также требует постоянного внимания к взаимным отношениям между слуховым входом и моторным выходом, а также соответствующей подстройки моторной команды, чтобы свести их воедино (см. обзор Vicario C.M., 2013). Многие виды спорта сегодня связаны со значительной нагрузкой на когнитивные функции,например, в области переработки зрительной информации (скорость, точность), и особенно зрительно-мотор-ной координации (Appelbaum&Erickson, 2016). Неудивительны в этом плане данные мета-исследований, показывающих, что профессионалы превосходят менее успешных спортсменов и неспортсменов в заданиях на обнаружение перцептивных стимулов. Кроме того, траектории движения глаз у профессионалов являются более эффективными, а переработка зри-

тельной информации — более быстрой и точной (Mann et al., 2007; Voss et al., 2010). К наиболее важным для спортсменов функциям, относящимся к когнитивным функциям высшего уровня, или управляющим функциям (executive functions), относятся антиципация, рабочая память, внимание, ингибирование. Большинство исследований антиципации рассматривают различия между спортсменами-экспертами и новичками. Эксперты лучше новичков способны предвосхищать разные аспекты движения, особенно в тех видах спорта, в которых антиципация является профессионально значимым качеством (Broadbent et al., 2015).

В командных видах спорта наряду с широким фокусом внимания особые требования предъявляются и к рабочей памяти, определяющей объем и точность оперирования единицами информации в момент выступления. Стресс, тревога, неуверенность и другие факторы, влияющие на уровень возбуждения, оказывают воздействие на функционирование рабочей памяти (Wilson, Wood&Vine, 2009). С процессами рабочей памяти связывается и спад возможностей реализации

спортивных навыков в ситуации давления, напряжения, нагрузки (Laborde et al., 2015). Способность спортсмена не реагировать на различные помехи, нерелевантные стимулы, называемая ингибированием, является ключевой в любом виде спорта. Будучи важной частью произвольного контроля внимания, навыки ингибиро-вания и механизмы их формирования являются объектом исследования многих ученых. Так, Moffitt et al. (2015) провели лонгитюдное исследование более 1000 детей в течение почти 40 лет, сравнивая детей с разным уровнем навыков ингиби-рования. В результате этого масштабного исследования было показано, что более развитые навыки ингибирования связаны с большей усидчивостью, лучшей концентрацией внимания и более низкой импульсивностью.

Описанные выше многочисленные исследования посвящены изучению отдельно исполнительных функций у спортсменов и их роли в спортивной результативно -сти, и отдельно процессов, связанных с таймингом, сенсомоторной синхронизацией и чувством времени. Однако вопрос о степени вовлеченности исполнительных функций в отсчитывание временных интервалов, тайминг и формирование ритмического паттерна в движениях остается по-прежнему не до конца ясным (Holm L., Ullen F., Madison G., 2013). Исполнительные функции могут рассматриваться как взаимодействие между перцептивными процессами (процессами восприятия сенсорных сигналов) и ответными действиями, которые отслеживают поведение, расширяя таким образом возможный репертуар ответных реакций и давая возможность планировать и предсказывать будущие события (Fuster, 2000; Koechlin&Summerfield, 2007). Прогнозирование и контроль коротких и длинных временньгх интервалов очень тесно связаны с таймингом, и исполнительные функции, которые, как известно, вовлечены в планирование и контроль, также задействованы в процессах отсчета времени.

Прямое подтверждение участия исполнительных функций в процессах тайминга исследователи получают при выполнении так называемых двойных заданий (dual-task), при которых человек должен удерживать определенный темп(выполняя теппинг под звук метронома) и одновременно выполнять еще какое-либо когнитивное задание (математический счет, чтение и т.п.) (Holm L., Ullen F., Madison G., 2013; Wollesen B. et al., 2020; Wöllner C., Hammerschmidt D., 2021). В таких исследованиях было показано, что ситуация двойного задания вызывает рост вариабельности в интервалах между ударами при теппинге.

Более тесная связь с исполнительными функциями доказана для длинных интервалов (более 1 секунды, частота менее 60 уд/мин). Показано, что воспроизведение подобных длительных интервалов вовлекает такие области префронтальной коры, которые пересекаются с областями коры, участвующими в осуществлении исполнительных функций (Okuda et al., 2007; Yin H. Z., Cheng M., Li D., 2019; Lewis P. A., Miall R. C., 2009). Однако в некоторых исследованиях показано, что воспроизведение и более коротких интервалов (с периодом менее 1 сек) также требует когнитивного контроля.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Способность к сенсомоторной синхронизации (то есть способность синхронизировать свои движения с внешними стимулами), к отсчитыванию временных интервалов, внутреннее чувство ритма позволяют спортсменам организовывать свои движения и, таким образом, формировать и запоминать их быстрее, выполнять их наиболее оптимальным образом, с минимальными затратами (как физическими, так и когнитивными). Нерегулярность в движениях (отсутствие ритмичности) не только приводит к избыточному расходованию ресурсов организма, но и перегружает когнитивные процессы, требуя постоянного контроля внимания и удержания задачи в рабочей памяти.

Ритмически организованные движения быстро автоматизируются, контроль за их исполнением переходит к подкорковым структурам, а возможности высших корковых областей головного мозга могут быть задействованы в мониторинге и выполнении более сложных, меняющихся компонентов выступления спортсмена (например, артистизм и выразительность выступления в художественной гимнастике и фигурном катании, оценка

ЛИТЕРАТУРА

1. Афтимичук, О. Е., Кузнецова З. М. Значимость ритма в системе профессиональной педагогической и спортивной подготовки //Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015.

- № 2 (35).

2. Байдыченко, Т. В., Архипова Е. А., Шакиров Р. В. Совершенствование технической подготовленности спортсменов, стрелков из классического лука / Т. В.Байдыченко,Е. А. Архипова,Р. В. Шакиров //Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2014. - № 3 (109).

3. Бакулев, С. Е. и др. Прогнозирование успешности соревновательной деятельности боксеров на основе их «чувства времени» //Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2013. - № 9 (103). - С. 23-27.

4. Ковалева, А.В. Физиологические основы восприятия и воспроизведения ритма в неврологии // РМЖ. - 2018. - №12 (1). - С. 61-65.

5. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В. И. Лях. - Москва : ТВТ Дивизион, 2006 (М. : Принт Центр). - 287 с.

6. Ротерс, Т. Т. Ритм в контексте спортивно ориентированного физического воспитания //Духовнкть особистостк методологiя,теорiя i практика. -2011. - № 1. - С. 151-159.

7. Сизова, Т. В. Совершенствование чувства ритма и умения выполнять движения в соответствии с музыкальным сопровождением у студенток вузов, занимающихся художественной гимнастикой / Т. В. Сизова //Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11 (117).

8. Смирнова, Ю.В. Регулирование занятий физическими упражнениями посредством музыкального сопровождения :дис. ... канд. пед. наук / Смирнова Ю.В. - 2013. - 253 с

9. Appelbaum L. G., Erickson G. Sports vision training: A review of the state-of-the-art in digital training techniques //International Review of Sport and Exercise Psychology.

- 2018. - Vol. 11. - №. 1. - pp. 160-189, DOI: 10.1080/1750984X.2016.1266376

10. Bobin-Bègue A., Droit-Volet S., Provasi J. Young children's difficulties in switching from rhythm production to temporal interval production (> 1 s) // Frontiers in psychology. - 2014. - Vol. 5. - p. 1346.

текущих условий окружающей среды в стрельбе и пр.).

Музыкальное сопровождение является наиболее распространенным способом придать ритмичность движению, организовать его, однако, несмотря на многочисленные подтверждения эргогенных эффектов музыки, необходимо учитывать, на каком этапе формирования движения она применяется, поскольку в ряде случаев может привести и к негативным последствиям.

11. Bood R. J. et al. The power of auditory-motor synchronization in sports: enhancing running performance by coupling cadence with the right beats // PloS one. - 2013. - T. 8, № 8. - C. e70758.

12. Broadbent D. P. et al. Perceptual-cognitive skill training and its transfer to expert performance in the field: Future research directions //European journal of sport science. - 2015. - Vol. 15, № 4. - p. 322-331.

13. Cahyadi R. A., Mu'mun A., Budiana D. The Effect of Training Model and Tennis Skill Level on Concentration and Groundstroke Skills in Tennis Athletes //COMPETITOR: Jurnal Pendidikan Kepelatihan Olahraga. - 2021 - Vol. 13, № 3. - pp. 458-501. https://doi.org/10.26858/cjpko.v13i3.24775

14. Castaneda-Babarro A. et al. Effect of listening to music on Wingate anaerobic test performance. A systematic review and meta-analysis //Inter-national Journal of Environmental Research and Public Health. - 2020. - Vol. 17, №12. - p. 4564.

15. Corriveau K. H., Goswami U. Rhythmic motor en-trainment in children with speech and language impairments: tapping to the beat // Cortex. - 2009. - Vol. 45. № 1. - pp. 119-130.

16. Cos I., Girard B., Guigon E. Balancing out dwelling and moving: optimal sensorimotor synchronization //Journal of neurophysiology. - 2015. - Vol. 114, № 1. - p. 146-158.

17. Fronso S. et al. Performance optimization in sport: a psychophysiological approach //Motriz: Revista de EducagaoFfsica. - 2017. - Vol. 23. - e1017138 htt-ps://doi.org/10.1590/S1980-6574201700040001

18. Fuster J. M. Executive frontal functions // Experimental brain research. - 2000. - Vol. 133, № 1. - P. 66-70.

19. Grahn J. A., Brett M. Rhythm and beat perception in motor areas of the brain // Journal of cognitive neuroscience. - 2007. - Vol. 19., № 5. - p. 893906.

20. Holm L., Ullen F., Madison G. Motor and executive control in repetitive timing of brief intervals // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. - 2013. - Vol. 39, № 2. - p. 365.

21. Hutchinson J. C. et al. The influence of asynchronous motivational music on a supramaximal exercise bout //International Journal of Sport Psychology. - 2011. - Vol. 42, №2. - p. 135-148.

22.Janzen T. B. et al. Timing skills and expertise: discrete and continuous timed movements among musicians and athletes //Frontiers in psychology.

- 2014. - Vol. 5. - p. 1482.

23.Karageorghis C. I. et al. Psychophysical and er-gogenic effects of synchronous music during treadmill walking //Journal of sport and exercise psychology. - 2009. - Vol. 31. - № 1. - pp. 18-36.

24. Karageorghis C. I. et al. The bases expert statement on the use of music in exercise //The Sport and Exercise Scientist. - 2011. - № 28. - pp. 1819.

25. Karageorghis C. I., Priest D. L. Music in the exercise domain: a review and synthesis (Part I) // International review of sport and exercise psychology. - 2012. - Vol. 5, № 1. - pp. 44-66.

26. Koechlin E., Summerfield C. An information theoretical approach to prefrontal executive function //Trends in cognitive sciences. - 2007. - Vol. 11, № 6. - pp. 229-235.

27. Konoike N. et al. Temporal and motor representation of rhythm in fronto-parietal cortical areas: an fMRI study // PloS one. 2015. - Vol. 10, № 6.

- p. e0130120.

28. Kotz S. A., Ravignani A., Fitch W. T. The evolution of rhythm processing //Trends in cognitive sciences. - 2018. - Vol. 22, № 10. - pp. 896-910.

29. Laborde S., Furley P., Schempp C. The relationship between working memory, reinvestment, and heart rate variability //Physiology & behavior. -2015. - Vol. 139. - pp. 430-436.

30. Lewis P. A., Miall R. C. The precision of temporal judgement: milliseconds, many minutes, and beyond //Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences. - 2009. - Vol. 364, № 1525. - pp. 1897-1905.

31. MacPherson A. C., Collins D., Obhi S. S. The importance of temporal structure and rhythm for the optimum performance of motor skills: A new focus for practitioners of sport psychology //Journal of Applied Sport Psychology. - 2009. - Vol. 21, № S1. - pp. S48-S61.

32. Mann D. T. Y. et al. Perceptual-cognitive expertise in sport: A meta-analysis //Journal of Sport and Exercise Psychology. - 2007. - Vol. 29, № 4. - pp. 457-478.

33. Moffitt T. E. et al. Is adult ADHD a childhood-onset neurodevelopmental disorder? Evidence from a four-decade longitudinal cohort study // American Journal of Psychiatry. - 2015. - Vol. 172, №10. - pp. 967-977.

34. Ntomali S. et al. Which factors are influencing artistic swimming performance? //European Journal of Physical Education and Sport Science.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 2021. - Vol. 6, №12. - pp.62-75.

35. Okuda J. et al. Differential involvement of regions of rostral prefrontal cortex (Brodmann area 10) in time-and event-based prospective memory // International Journal of Psychophysiology. - 2007.

- Vol. 64, № 3. - pp. 233-246.

36. Rendi M., Szabo A., Szabo T. Performance enhancement with music in rowing sprint //The Sport Psychologist. - 2008. - Vol. 22, № 2. - pp. 175-182.

37. Repp B. H., Su Y. H. Sensorimotor synchronization: a review of recent research (2006-2012) //Psy-chonomic bulletin & review. - 2013. - Vol. 20, №

3. - pp. 403-452.

38. Simons J. S. et al. Differential components of prospective memory?: Evidence from fMRI // Neu-ropsychologia. - 2006. - Vol. 44, № 8. - pp. 13881397.

39. Simpson S. D., Karageorghis C. I. The effects of synchronous music on 400-m sprint performance //Journal of sports sciences. - 2006. - Vol. 24, № 10. - pp. 1095-1102.

40. Tanir A., Erkut O. Effect of Rhythmic Basketball Lessons on Visual Attention Ability and Lay-Up Skill in School Children Aged 9-10 //Universal Journal of Educational Research. - 2018. - Vol. 6, № 9. - pp. 1857-1862.

41. Tate A. R. et al. Effects of bone-conducted music on swimming performance //Journal of strength and conditioning research. - 2012. - Vol. 26, №

4. - p. 982.

42. Terry P. C. et al. Effects of music in exercise and sport: A meta-analytic review //Psychological Bulletin. - 2020. - Vol. 146, №2. - p. 91.

43. Terry P. C. et al. Effects of synchronous music on treadmill running among elite triathletes //Journal of Science and Medicine in Sport. - 2012. -Vol. 15, №1. - pp. 52-57.

44. Tierney A. T., Kraus N. The ability to tap to a beat relates to cognitive, linguistic, and perceptual skills // Brain and language. - 2013. - Vol. 124, № 3. - pp. 225-231.

45. Vicario C. M. Cognitively controlled timing and executive functions develop in parallel? A glimpse on childhood research //Frontiers in behavioral neuroscience. - 2013. - Vol. 7. - pp. 146.

46.Voss M. W. et al. Are expert athletes 'expert' in the cognitive laboratory? A meta-analytic review of cognition and sport expertise //Applied cognitive psychology. - 2010. - Vol. 24, № 6. - pp. 812-826.

47. Wilson M. R., Wood G., Vine S. J. Anxiety, atten-tional control, and performance impairment in penalty kicks //Journal of Sport and Exercise Psychology. - 2009. - Vol. 31, № 6. - pp. 761-775.

48.Wollesen B. et al. The effects of cognitive-motor training interventions on executive functions in older people: a systematic review and meta-anal-ysis //European Review of Aging and Physical Activity. - 2020. - Vol. 17, №1. - pp. 1-22.

49.Wollner C., Hammerschmidt D. Tapping to hiphop: Effects of cognitive load, arousal, and musical meter on time experiences //Attention, Perception, & Psychophysics. - 2021. - Vol. 83, № 4. - pp. 1552-1561.

50.Yin H. Z., Cheng M., Li D. The right dorsolateral prefrontal cortex is essential in seconds range timing, but not in milliseconds range timing: An investigation with transcranial direct current stimulation //Brain and cognition. - 2019. - Vol. 135. - p. 103568.

51. Zachopoulou E. et al. Differentiation of parameters for rhythmic ability among young tennis players, basketball players and swimmers // European Journal of Physical Education. - 2000. -Vol. 5, №2. - pp. 220-230.

REFERENCES

1. Aftimichuk, O. E., Kuznetsova Z. M. The importance of rhythm in the system of professional pedagogical and sports training //Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports. - 2015. - № 2 (35).

2. Baidychenko, T. V., Arkhipova E. A., Shakirov R. V. Improving the technical fitness of athletes and archers / T. V.Baidychenko,E. A. Arkhipova, R. V. Shakirov // Scientific notes of the P. F. Lesgaft University. - 2014.

- № 3 (109).

3. Bakulev, S. E. et al. Predicting the success of competitive activity of boxers based on their "sense of time" //Scientific notes of the P. F. Lesgaft University.

- 2013. - № 9 (103). - P. 23-27.

4. Kovaleva, A.V. Physiological basis of perception and the rhythm in neurology // RMJ. - 2018. - №12 (1). -p. 61-65.

5. Lyakh, V. I. Coordination ability: diagnostics and development / V. I. Lyakh. - Moscow: TVT Division, 2006 (Moscow: Print Center). - 287 p/

6. Roters, T. T. Rhythm in the context of sports-oriented physical education // Spirituality of personality: methodology, theory and practice. - 2011. - No. 1. - pp. 151-159.

7. Sizova, T. V. Improving the sense of rhythm and the ability to perform movements according to musical accompaniment in university students engaged in rhythmic gymnastics / T. V. Sizova //Scientific notes of the P. F. Lesgaft University. - 2014. - № 11 (117).

8. Smirnova, Yu.V. Regulation of physical exercises by means of musical accompaniment: dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences / Smirnova Yu.V. - 2013. - 253 p.

9. Appelbaum L. G., Erickson G. Sports vision training: A review of the state-of-the-art in digital training techniques //International Review of Sport and Exercise Psychology. - 2018. - Vol. 11. - №. 1. - pp. 160189, DOI: 10.1080/1750984X.2016.1266376

10. Bobin-Begue A., Droit-Volet S., Provasi J. Young children's difficulties in switching from rhythm production to temporal interval production (> 1 s) //Frontiers in psychology. - 2014. - Vol. 5. - p. 1346.

11. Bood R. J. et al. The power of auditory-motor synchronization in sports: enhancing running performance by coupling cadence with the right beats // PloS one. - 2013. - T. 8, № 8. - C. e70758

12. Broadbent D. P. et al. Perceptual-cognitive skill training and its transfer to expert performance in the field: Future research directions //European journal of sport science. - 2015. - Vol. 15, № 4. - p. 322-331.

13. Cahyadi R. A., Mu'mun A., Budiana D. The Effect of Training Model and Tennis Skill Level on Concentration and Groundstroke Skills in Tennis Athletes // COMPETITOR: Jurnal Pendidikan Kepelatihan Olah-raga.- 2021 - Vol.13, № 3. - pp. 458-501. https://doi. org/10.26858/cjpko.v13i3.24775

14. Castaneda-Babarro A. et al. Effect of listening to music on Wingate anaerobic test performance. A systematic review and meta-analysis //Internation-al Journal of Environmental Research and Public Health. - 2020. - Vol. 17, №12. - p. 4564.

15. Corriveau K. H., Goswami U. Rhythmic motor entrain-ment in children with speech and language impairments: tapping to the beat // Cortex. - 2009. - Vol. 45. № 1. - pp. 119-130.

16. Cos I., Girard B., Guigon E. Balancing out dwelling and moving: optimal sensorimotor synchronization //Journal of neurophysiology. - 2015. - Vol. 114, № 1. - p. 146-158.

17. Fronso S. et al. Performance optimization in sport: a psychophysiological approach //Motriz: Revista de EducaçâoFfsica. - 2017. - Vol. 23. - e1017138 https://doi.org/10.1590/S1980-6574201700040001

18. Fuster J. M. Executive frontal functions // Experimental brain research. - 2000. - Vol. 133, № 1. - P. 66-70.

19. Grahn J. A., Brett M. Rhythm and beat perception in motor areas of the brain // Journal of cognitive neuroscience. - 2007. - Vol. 19., № 5. - p. 893-906.

20. Holm L., Ullén F., Madison G. Motor and executive control in repetitive timing of brief intervals // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. - 2013. - Vol. 39, № 2. - p. 365.

21. Hutchinson J. C. et al. The influence of asynchronous motivational music on a supramaximal exercise bout //International Journal of Sport Psychology. -2011. - Vol. 42, №2. - p. 135-148.

22. Janzen T. B. et al. Timing skills and expertise: discrete and continuous timed movements among musicians and athletes //Frontiers in psychology. - 2014. - Vol. 5. - p. 1482.

23. Karageorghis C. I. et al. Psychophysical and ergo-genic effects of synchronous music during treadmill walking //Journal of sport and exercise psychology.

- 2009. - Vol. 31. - № 1. - pp. 18-36.

24. Karageorghis C. I. et al. The bases expert statement on the use of music in exercise //The Sport and Exercise Scientist. - 2011. - № 28. - pp. 18-19.

25. Karageorghis C. I., Priest D. L. Music in the exercise domain: a review and synthesis (Part I) //International review of sport and exercise psychology. - 2012.

- Vol. 5, № 1. - pp. 44-66.

26. Koechlin E., Summerfield C. An information theoretical approach to prefrontal executive function // Trends in cognitive sciences. - 2007. - Vol. 11, № 6.

- pp. 229-235.

27. Konoike N. et al. Temporal and motor representation of rhythm in fronto-parietal cortical areas: an fMRI study // PloS one. 2015. - Vol. 10, № 6. - p. e0130120.

28. Kotz S. A., Ravignani A., Fitch W. T. The evolution of rhythm processing //Trends in cognitive sciences. -2018. - Vol. 22, № 10. - pp. 896-910.

29. Laborde S., Furley P., Schempp C. The relationship between working memory, reinvestment, and heart rate variability //Physiology & behavior. - 2015. -Vol. 139. - pp. 430-436.

30. Lewis P. A., Miall R. C. The precision of temporal judgement: milliseconds, many minutes, and beyond //Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences. - 2009. - Vol.364, № 1525. - pp. 1897-1905.

31. MacPherson A. C., Collins D., Obhi S. S. The importance of temporal structure and rhythm for the optimum performance of motor skills: A new focus for practitioners of sport psychology //Journal of Applied Sport Psychology. - 2009. - Vol. 21, № S1. - pp. S48-S61.

32. Mann D. T. Y. et al. Perceptual-cognitive expertise in sport: A meta-analysis //Journal of Sport and Exercise Psychology. - 2007. - Vol. 29, № 4. - pp. 457-478.

33. Moffitt T. E. et al. Is adult ADHD a childhood-onset

neurodevelopmental disorder? Evidence from a four-decade longitudinal cohort study //American Journal of Psychiatry. - 2015. - Vol. 172, №10. - pp. 967-977.

34. Ntomali S. et al. Which factors are influencing artistic swimming performance? //European Journal of Physical Education and Sport Science. - 2021. - Vol. 6, №12. - pp.62-75.

35. Okuda J. et al. Differential involvement of regions of rostral prefrontal cortex (Brodmann area 10) in time-and event-based prospective memory // International Journal of Psychophysiology. - 2007. - Vol. 64, № 3. - pp. 233-246.

36. Rendi M., Szabo A., Szabo T. Performance enhancement with music in rowing sprint //The Sport Psychologist. - 2008. - Vol. 22, № 2. - pp. 175-182.

37. Repp B. H., Su Y. H. Sensorimotor synchronization: a review of recent research (2006-2012) //Psycho-nomic bulletin & review. - 2013. - Vol. 20, № 3. - pp. 403-452.

38. Simons J. S. et al. Differential components of prospective memory?: Evidence from fMRI // Neuropsy-chologia. - 2006. - Vol. 44, № 8. - pp. 1388-1397.

39. Simpson S. D., Karageorghis C. I. The effects of synchronous music on 400-m sprint performance // Journal of sports sciences. - 2006. - Vol. 24, № 10. - pp. 1095-1102.

40. Tanir A., Erkut O. Effect of Rhythmic Basketball Lessons on Visual Attention Ability and Lay-Up Skill in School Children Aged 9-10 //Universal Journal of Educational Research. - 2018. - Vol. 6, № 9. - pp. 1857-1862.

41. Tate A. R. et al. Effects of bone-conducted music on swimming performance //Journal of strength and conditioning research. - 2012. - Vol. 26, № 4. - p. 982.

42. Terry P. C. et al. Effects of music in exercise and sport: A meta-analytic review //Psychological Bulletin. -2020. - Vol. 146, №2. - p. 91.

43. Terry P. C. et al. Effects of synchronous music on treadmill running among elite triathletes //Journal of Science and Medicine in Sport. - 2012. - Vol. 15, №1. - pp. 52-57.

44. Tierney A. T., Kraus N. The ability to tap to a beat relates to cognitive, linguistic, and perceptual skills // Brain and language. - 2013. - Vol. 124, № 3. - pp. 225-231.

45. Vicario C. M. Cognitively controlled timing and executive functions develop in parallel? A glimpse on childhood research //Frontiers in behavioral neuroscience. - 2013. - Vol. 7. - pp. 146.

46. Voss M. W. et al. Are expert athletes 'expert' in the cognitive laboratory? A meta-analytic review of cognition and sport expertise //Applied cognitive psychology. - 2010. - Vol. 24, № 6. - pp. 812-826.

47. Wilson M. R., Wood G., Vine S. J. Anxiety, attentional control, and performance impairment in penalty kicks //Journal of Sport and Exercise Psychology. -2009. - Vol. 31, № 6. - pp. 761-775.

48. Wollesen B. et al. The effects of cognitive-motor training interventions on executive functions in older people: a systematic review and meta-analysis //European Review of Aging and Physical Activity. -2020. - Vol. 17, №1. - pp. 1-22.

49. Wollner C., Hammerschmidt D. Tapping to hip-hop: Effects of cognitive load, arousal, and musical meter on time experiences //Attention, Perception, & Psy-chophysics. - 2021. - Vol. 83, № 4. - pp. 1552-1561.

50. Yin H. Z., Cheng M., Li D. The right dorsolateral prefrontal cortex is essential in seconds range timing, but not in milliseconds range timing: An investigation with transcranial direct current stimulation // Brain and cognition. - 2019. - Vol. 135. - p. 103568.

51. Zachopoulou E. et al. Differentiation of parameters for rhythmic ability among young tennis players, basketball players and swimmers // European Journal of Physical Education. - 2000. - Vol. 5, №2. - pp. 220-230.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Ковалева Анастасия Владимировна (Kovaleva Anastasia Vladimirovna) - кандидат биологических наук; ФГБНУ «НИИ нормальной физиологии им. П.К. Анохина»; 125315, г. Москва, ул. Балтийская, д. 8; email: a.kovaleva@nphys.ru; ORCID 0000-0001-7377-3408.

Поступила в редакцию 20 декабря 2021 г. Принята к публикации 24 января 2022 г.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Ковалева, А.В. Слухомоторная синхронизация в спортивной деятельности / А.В. Ковалева / Наука и спорт: современные тенденции. - 2022. - Т. 10, № 1. - С. 37-48. 001: 10.36028/2308-8826-2022-10-1-37-48

FOR CITATION

Kovaleva A.V. Auditory-motor synchronization in sports activities. Science and sport: current trends, 2022, vol. 10, no. 1, pp. 37-48 (in Russ.) DOI: 10.36028/2308-8826-2022-10-1-37-48

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.