Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
43
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / ДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Поздеева Е.А., Власова О.П., Ахапкин В.Н., Коричко Ю.В.

Цель исследования - выявление взаимосвязи различных координационных способностей с высшими психическими функциями студентов нефизкультурного вуза. Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие 87 студенток первого-третьего курсов РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева. Испытуемые не имели длительного спортивного стажа (более пяти лет). Было проведено тестирование уровня развития координации движений студенток по семи видам специфических способностей. Также выполнена диагностика важных психических функций занимающихся по общепринятым методикам. Результаты исследования и выводы. Существует зависимость между уровнем координационных способностей и состоянием высших психических функций, которая подтверждена высокими и средними корреляционными связями. Наибольшее количество средних и высоких взаимосвязей координационных способностей выявлено с функцией внимания, таких как реагирующая способность, ритмическая способность, способность к сохранению статического равновесия, способность к согласованию отдельных действий в целую двигательную комбинацию. По функции памяти средняя взаимосвязь выявлена с кинестетической способностью; ритмической способностью и способностью к согласованию отдельных действий в целую двигательную комбинацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Поздеева Е.А., Власова О.П., Ахапкин В.Н., Коричко Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SUPPORT TO EXCEL COORDINATION SKILLS OF AGRICULTURAL UNIVERSITY STUDENTS

Objective of the study was to identify the relationship between various motor coordination abilities and higher mental functions of non-sports university students. Methods and structure of the study. Sampled for the experiment were the 1st-3rd-year female students of Moscow Timiryazev Agricultural Academy. The subjects did not have a long track record in sports (above 5 years). The level of development of their motor coordination abilities was tested in terms of 7 specific abilities. Their higher mental functions were rated using the generally accepted methods. Results and conclusions. The study found the relationship between the level of development of the subjects’ coordination skills and the state of higher mental functions, as evidenced by the high and average degrees of correlation. The greatest number of the average- and high-degree correlations of the coordination skills was found with such attention functions as reactivity, rhythmic ability, ability to maintain static equilibrium, and ability to coordinate individual actions into a single combination of movements. In terms of the memory function, an average-degree correlation was observed with the kinesthetic ability; rhythmic ability, and ability to coordinate individual actions into a single combination of movements.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ»

психология СПОРТА

совершенствование координационных способностей студентов аграрного вуза средствами психологической поддержки

УДК/UDC 796.012.2

Поступила в редакцию 15.06.2021 г.

Информация для связи с автором: lena.pozdeewa@mail.ru

Кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Поздеева1 Кандидат педагогических наук, доцент О.П. Власова2 Кандидат педагогических наук В.Н. Ахапкин1 Кандидат педагогических наук, доцент Ю.В. Коричко3

1 Российский государственный аграрный университет -МСХА им. К.А. Тимирязева, Москва

2 Российский государственный профессионально-педагогический университет, Нижний Тагил

3 Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск psychological support to excel coordination skills

of agricultural university students

PhD, Associate Professor E.A. Pozdeeva1 PhD, Associate Professor O.P. Vlasova2 PhD V.N. Akhapkin1

PhD, Associate Professor Yu.V. Korichko3

1 Russian State Agrarian University - Timiryazev Moscow Agricultural Academy, Moscow

2 Russian State Vocational Pedagogical University, Nizhny Tagil

3 Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - выявление взаимосвязи различных координационных способностей с высшими психическими функциями студентов нефизкультурного вуза.

Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие 87 студенток первого-третьего курсов РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева. Испытуемые не имели длительного спортивного стажа (более пяти лет). Было проведено тестирование уровня развития координации движений студенток по семи видам специфических способностей. Также выполнена диагностика важных психических функций занимающихся по общепринятым методикам. Результаты исследования и выводы. Существует зависимость между уровнем координационных способностей и состоянием высших психических функций, которая подтверждена высокими и средними корреляционными связями. Наибольшее количество средних и высоких взаимосвязей координационных способностей выявлено с функцией внимания, таких как реагирующая способность, ритмическая способность, способность к сохранению статического равновесия, способность к согласованию отдельных действий в целую двигательную комбинацию. По функции памяти средняя взаимосвязь выявлена с кинестетической способностью; ритмической способностью и способностью к согласованию отдельных действий в целую двигательную комбинацию.

Ключевые слова: координационные способности, психические функции, диагностика.

Abstract

Objective of the study was to identify the relationship between various motor coordination abilities and higher mental functions of non-sports university students.

Methods and structure of the study. Sampled for the experiment were the 1st-3rd-year female students of Moscow Timiryazev Agricultural Academy. The subjects did not have a long track record in sports (above 5 years). The level of development of their motor coordination abilities was tested in terms of 7 specific abilities. Their higher mental functions were rated using the generally accepted methods.

Results and conclusions. The study found the relationship between the level of development of the subjects' coordination skills and the state of higher mental functions, as evidenced by the high and average degrees of correlation. The greatest number of the average- and high-degree correlations of the coordination skills was found with such attention functions as reactivity, rhythmic ability, ability to maintain static equilibrium, and ability to coordinate individual actions into a single combination of movements. In terms of the memory function, an average-degree correlation was observed with the kinesthetic ability; rhythmic ability, and ability to coordinate individual actions into a single combination of movements.

Keywords: coordination skills, mental functions, diagnostics.

Введение. В настоящее время изучение различных подходов в совершенствовании координационных способностей (КС) студенческой молодежи является актуальной проблемой [5], так как хорошая двигательная координация является значимой предпосылкой для эффективной подготовки к профессиональной деятельности.

Несмотря на высокую значимость КС [2] и требования к психической сфере будущего специалиста-инженера,

в программе физического воспитания студентов не уделено должного внимания сопряженному воспитанию КС и важным психическим функциям.

Цель исследования - выявление взаимосвязи различных координационных способностей с высшими психическими функциями у студенток нефизкультурного вуза.

Методика и организация исследования. Экспериментальной базой исследования явился ФГБОУ ВО «РГАУ-МСХА

62

http://www.teoriya.ru

№9^ 2021 Сентябрь | September

психология СПОРТА

им. К. А. Тимирязева», кафедра физической культуры. В выборку испытуемых вошли 87 девушек, студенток первого-третьего курсов (11 учебных групп). Эти студентки не имели спортивного стажа и ранее не занимались спортом более пяти лет. За период психолого-педагогического исследования было проведено более 875 измерений координационных проявлений и диагностики психических функций.

В тестировании КС использовались контрольные упражнения, которые выполнялись в естественных условиях и соответствуют требованиям, предъявляемым к степени валидности и воспроизводимости. Также проведена психодиагностика важных функций занимающихся. Для оценки основных психических функций использовались общепринятые методики: определение кратковременной зрительной памяти; продуктивности, устойчивости и переключения внимания (методика «Корректурная проба»); вербально-логическое мышление (методика «Исключения слов»).

Результаты исследования и их обсуждение. В процессе работы определен уровень координационной подготовленности студенток, посещающих учебные занятия, по семи показателям (см. таблицу). У испытуемых среднегрупповые значения по показателям быстроты реагирования, сохранение равновесия и чувства ритма ниже в сравнении с нормативными значениями для девушек, не занимающихся спортом, данного возраста (по данным исследования В. Н. Болобан [5]).

Диагностика психических функций предполагала групповое и индивидуальное проведение тестов. В группе девушки выполняли задания на специальных бланках по оценке состояния внимания и памяти. Индивидуально тестировалась функция мышления, где испытуемый вычеркивал «лишние слова» и экспериментатор фиксировал личное время.

В ходе исследования выявлены корреляционные связи координационных способностей с показателями состояний психических функций. Наибольшее количество средних и высоких взаимосвязей наблюдается по функции внимания: реагирующая способность, ритмическая способность, способность к сохранению статического равновесия, способность к согласованию отдельных действий в целую двигательную комби-

Результаты тестирования координационных способностей студенток аграрного вуза

№ Способность Контрольное упражнение, ед. изм. Х±а

1 Реагирующая способность Тест «ловля линейки», см 14,94±6,81

2 Кинестетическая способность Точность воспроизведения половины максимального прыжка в длину, ошибка, см 9,42±8,82

3 Точность воспроизведения амплитуды движения рук, ошибка, град 6,3±3,2

4 Способность к сохранению равновесия Усложненная проба Ромбер-га «Аист», с 16,72±12,2

5 Ходьба по гимнастической скамье, с 2,9±0,8

6 Способность к согласованию отдельных действий в целую двигательную комбинацию Комбинация разнонаправленных движение рук и ног, балл 3,92±0,91

7 Ритмическая способность Выполнение марша под заданный ритм метронома, балл 4,22±0,9

нацию (r=0,52-0,87). Это свидетельствует о значимости этой функции в координационных проявлениях. Видимо это можно объяснить сложностью координационных упражнений, так как одно из основных требований к ним - это новизна.

По функции памяти средняя взаимосвязь выявлена с кинестетической способностью; ритмической способностью и способностью согласовывать отдельные действия в целую двигательную комбинацию (r=0,52-0,61). Это свидетельствует о взаимосвязи процессов запоминания зрительных образов и памяти на движения. Данный факт подтверждается с точки зрения психологической науки. Так, Гончаров В. И. «память на движения» трактует как специальный комплексный вид памяти, который позволяет фиксировать и отдельные элементы, и целостный образ движения. Автор подчеркивает, что в «память на движения», кроме образной (проприоцептивной, зрительной), включены словесно-логическая и эмоциональная виды памяти [1].

Взаимосвязь функции памяти и чувства ритма объясняется с позиций нейрофизиологии и называется сенсо-моторной синхронизацией. То есть происходит слуховое восприятие, запоминание ритмического рисунка и воспроизведение его по памяти через движения. Специалисты-нейрофизиологи подчеркивают, что успешное воспроизведение ритма включает в себя вычленение последовательности межстимульных интервалов, внутреннюю репрезентацию ритма, двигательное воспроизведение ритма и коррекцию ошибок [3, 4].

Выводы. Таким образом, в процессе исследования определены значимые психические функции для КС, что целесообразно учитывать в процессе разработки специальной координационной подготовки студентов, в профессиональной деятельности которых необходимы высокие показатели функции внимания и памяти.

Литература

1. Гончаров В. И. «Память на движения» как специальный вид памяти / В. И. Гончаров//Ученые записки университета им. П. Ф. Лес-гафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 35-39.

2. Горская И. Ю. Оценка и совершенствование координационных способностей у студентов / И. Ю. Горская, И. В. Афанасьева, Е. M. Ревенко. - Омск: Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), 2014. - 212 с.

3. Ковалева А. В. Физиологические основы восприятия и воспроизведения ритма в неврологии/А. В. Ковалева//РМЖ. - 2018. -Т. 26. - № 12-1. - С. 61-65.

4. Никифорова О. Н. Исследование координационных способностей студенток, занимающихся черлидингом/О. Н. Никифорова, О. А. Батанова//Современные здоровьесберегающие технологии. - 2016. - № 2 (3). - С. 102-107.

5. Передельский А. А. Эстетическая гимнастика - вектор развития искусства в спорте/А. А. Передельский, Я. В. Захарова//Физиче-ская культура: воспитание, образование, тренировка. - 2019. -№ 4. - С. 75.

References

1. Goncharov V.I. «Pamyat na dvizheniya» kak spetsialny vid pamyati ["Motion memory" as special kind of memory]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2014. No. 1 (107). pp. 35-39.

2. Gorskaya I.Yu., Afanaseva I.V., Revenko E.M. Otsenka i sovershenstvovanie koordinatsionnykh sposobnostey u studentov [Rating and improvement of students' coordination abilities]. Omsk: Siberian State Automobile and Highway University (SibADI), 2014. 212 p.

3. Kovaleva A.V. Fiziologicheskie osnovy vospriyatiya i vosproizvedeniya ritma v nevrologii [Physiological basics of perception and reproduction of rhythm in neurology]. RMZh. 2018. V. 26. No. 12-1. pp. 61-65.

4. Nikiforova O.N., Batanova O.A. Issledovanie koordinatsionnykh sposobnostey studentok, zanimayushchikhsya cherlidingom [Study of coordination abilities of female student cheerleaders]. Sovremennye zdorovyesberegayushchie tekhnologii. 2016. No. 2 (3). pp. 102-107.

5. Peredelskiy A.A., Zakharova Ya.V. Esteticheskaya gimnastika -vektor razvitiya iskusstva v sporte [Aesthetic gymnastics - vector for development of art in sports]. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2019. No. 4. P. 75.

№9 • 2021 Сентябрь | September

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.