Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ'

АНАЛИЗ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
144
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОМОТОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ / МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / PSYCHOMOTOR ABILITIES / METHODS OF PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шевченко Денис Юрьевич

Период обучения у учащихся 16-18 лет характеризуется увеличением количества учебной нагрузки, которая вызывает психоэмоциональное напряжение, что отрицательно сказывается на уровне развития психомоторных способностей. Актуальность работы определяется необходимостью систематизировать информацию по возрастным особенностям психомоторного развития юношей 16-18 лет. Под психомоторным развитием рассматриваются координационные способности в совокупности с психическими функциями (внимание, память, мышление). Выявленные уровни развития психомоторных способностей и физической подготовленности у учащихся послужили основой для разработки методики совершенствования психомоторных способностей для ее применения на учебных занятиях по физической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF SCHOOLCHILDREN PSYCHOMOTOR DEVELOPMENT

The period of study for students aged 16-18 years is characterized by increase in the amount of academic load, which causes psychoemotional stress, which negatively affects the level of development of psychomotor abilities. The relevance of the work is determined by the need to systematize information on age-related features of psychomotor development of young men aged 16-18 years. Under psychomotor development, coordination abilities are considered in conjunction with the mental functions (attention, memory, thinking). The identified levels of development of psychomotor abilities and physical fitness of students served as the basis for the development of methods for improving psychomotor abilities for its application in physical education classes.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ»

7. Были разработаны положения о проведении региональных соревнований по баскетболу (памяти В.Е. Болгова), плаванию (памяти И.У Ефанова), легкой атлетике (памяти Г.Н. Филиппова), футболу (памяти А.Ф. Иванова и В.Т. Френцеля), волейболу (памяти Ю.Н. Полухина). Спортивная специализация каждого из героев предопределяла тот вид спорта, по которому планировались соревнования. В связи с тяжелой эпидемиологической обстановкой (распространение новой коронавирусной инфекции COVID-19) проведение соревнований пришлось сдвинуть на конец 2020 г.

ВЫВОДЫ

Частичная реализация рассматриваемого проекта показала его социальную значимость, заинтересованность общественности, эффективность в решении краеведческого, патриотического и физкультурно-спортивного воспитания подрастающего поколения. Не вызывает сомнений необходимость реализации проекта в полном объеме, а также целесообразность его функционирования в будущем. Проект - «Спортсмены - чемпионы, воины - победители!» легко масштабировать на другие населенные пункты Липецкой области и регионы России.

Контактная информация: shakhov-art@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 09.10.2020

УДК 372.879.6

АНАЛИЗ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

Денис Юрьевич Шевченко, кандидат педагогических наук, доцент, Сочинский филиал Всероссийского государственного университета юстиции, учитель физической культуры, Средняя общеобразовательная школа № 65, г. Сочи

Аннотация

Период обучения у учащихся 16-18 лет характеризуется увеличением количества учебной нагрузки, которая вызывает психоэмоциональное напряжение, что отрицательно сказывается на уровне развития психомоторных способностей. Актуальность работы определяется необходимостью систематизировать информацию по возрастным особенностям психомоторного развития юношей 16-18 лет. Под психомоторным развитием рассматриваются координационные способности в совокупности с психическими функциями (внимание, память, мышление). Выявленные уровни развития психомоторных способностей и физической подготовленности у учащихся послужили основой для разработки методики совершенствования психомоторных способностей для ее применения на учебных занятиях по физической культуре.

Ключевые слова: психомоторные способности, методика физического воспитания.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p438-443

ANALYSIS OF SCHOOLCHILDREN PSYCHOMOTOR DEVELOPMENT

Denis Yurievich Shevchenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Sochi branch of the all-Russian State University of Justice, physical education teacher, Secondary

school No. 65, Sochi

Abstract

The period of study for students aged 16-18 years is characterized by increase in the amount of academic load, which causes psychoemotional stress, which negatively affects the level of development of psychomotor abilities. The relevance of the work is determined by the need to systematize information on age-related features of psychomotor development of young men aged 16-18 years. Under psychomotor development, coordination abilities are considered in conjunction with the mental functions (attention, memory, thinking). The identified levels of development of psychomotor abilities and physical fitness of

students served as the basis for the development of methods for improving psychomotor abilities for its application in physical education classes.

Keywords: psychomotor abilities, methods of physical education.

Разработанная методика совершенствования психомоторных способностей у учащихся, применяемая на занятиях по физической культуре, состоит из следующих частей:

1) тесты, позволяющие оценить координационные способности (реагирующую способность, различные виды кинестетической способности, способность к сохранению равновесия, ритмическую способность и способность к ориентации в пространстве);

2) тесты (методики), позволяющие оценить психические функции (внимание, память, мышление);

3) педагогические тесты определения уровня развития физической подготовленности.

В обследовании приняли участие юноши 16-18 лет, полученные результаты были обработаны математически и среднегрупповые значения сопоставлены, по отдельным тестам, с данными других авторов (в частности, с исследованиями, проведённых на 14-15-летних школьниках И.Ю. Горской и Л.А. Суянгуловой, 2000). Результаты среднегруппо-вых значений 14-15 и 16-18-летних школьников представлены в таблице 1. Сопоставление приведено для отслеживания динамики развития психомоторных способностей подрастающего поколения.

Таблица 1 - Показатели тестирования координационных способностей учащихся 14-15 лет и 16-18 лет (Х±5)_

Способности и тесты учащиеся 14-15 лет учащиеся 16-18 лет Достовер. различий

1) Реагирующая способность: тест «ловля линейки», см 14,0±1,2 20,4±3,4 Р<0,05

2) Кинестетическая способность:

а) тактильная способность рук: тест «перекладывание фишек», с; 11,0±1,0 12,8±2,6 Р>0,05

б) точность воспроизведения заданной амплитуды движения рук: тест «ки-нематомер Жуковского», град.; 4,0±0,9 3,8±0,8 Р>0,05

в) точность воспроизведения мышечных усилий рук:

тест «воспроизведение / максимальных усилий на динамометре», кг; г) дифференцирование по пространственным параметрам: 1,5±0,3 2,5±0,5 Р<0,05

тест «воспроизведение / прыжка в длину», см 6,5±0,5 8,7±0,9 Р<0,05

3) Способность к сохранению равновесия: а) статистическое равновесие: тест «пяточно-носочная проба», с 63,0±13,0 41,6±6,3 Р<0,05

б) тест «Аист», с; 18,0±7,0 20,0±4,0 Р>0,05

б) динамическое равновесие: тест «прохождение по скамейке», с 2,2±0,3 2,2±0,1 Р>0,05

4) Ритмическая способность: максимальный темп движений кистей рук:

а) «теппинг-тест», кол-во раз; 31,0±2,0 35,0±4,0 Р>0,05

б) тест «дриблинг», кол-во раз 27,0±3,0 28,0±3,0 Р>0,05

5) Способность к ориентации в пространстве: а) тест «слаломный бег», с; 3,2±1,1 3,2±0,2 Р>0,05

б) тест «метание в цель», кол-во раз; 7,0±2,0 7,0±1,0 Р>0,05

в) тест «лабиринт», с 12,5±2,5 15,0±2,8 Р>0,05

Для оценки реагирующей способности, которая отражает умение быстро отвечать соответствующим действием на различные сигналы (зрительные, слуховые, двигательные и т.д.) и быстро преобразовывать выработанные формы двигательных действий, нами были использованы разные тесты.

Анализ результатов исследования показал, что у учащихся 16-18 лет, по данному тесту, достоверно снижена реагирующая способность (14,0±1,2 см у 14-15-летних до 20,5±3,5 см у 16-18-летних учащихся, при Р<0,05). При этом выявлена среднегрупповая неоднородность полученных величинах, в частности, группа учащихся 16-18-летних оказалась более неоднородной (сигма ±3,4) по сравнению с учащимися 14-15 лет (сигма ±1,2). Среди учащихся 16-18 лет встречались лица с высоким, средним и более низким уровнем развития сенсомоторной зрительной реакции.

Многие задачи, возникающие в двигательной деятельности, постоянно требуют адекватного сенсорного отражения ситуации. Однако из всего диапазона раздражителей воспринимаются только те, величина которых находится в пределах «зоны ощущений». Прогрессивное значение для своего времени имело выдвинутое Г. Шеррингтоном (1906) положение-об однозначности связи рецептора и его функции. Учёный выделил три класса чувствительности: интероцепцию, экстероцепцию и проприоцепцию. По мнению В.П. Озерова (2002), наибольшее значение для психомоторной деятельности имеет подкласс проприоцепции - кинестезия, которая характеризует чувствительность организма к движениям.

В процессе исследований нами проведена сравнительная оценка уровня развития кинестетических способностей учащихся 8-9 классов (14-15 лет) с полученными данными у юношей 10-11 классов (16-18 лет).

Кинестетические способности - это способности к дифференцированию, отмериванию, точности воспроизведения пространственных, силовых и временных параметров движения. Чем выше уровень развития данной разновидности способности, тем ощущения и восприятия о параметрах-выполняемых движений становятся более точными, отчетливыми, ясными. При поступлении сигналов от рабочих органов движения в мозг поступают кинестетические, или мышечно-суставные ощущения. Эти ощущения отражают скорость перемещения-рабочих органов (рук, ног), самого тела в пространстве. С помощью кинестетических ощущений человек может совершать контроль над работой своих рабочих органов, оценивать расстояние, направление движения, усталость своего тела, многие механические свойства предметов - массу, упругость и твердость [4].

Анализ полученных результатов показал, что у учащихся двух групп отсутствуют достоверные различия (Р>0,05) в уровне развития тактильно-кинестетической способности и точности воспроизведения заданной амплитуды движения рук (таблица 1).

В процессе исследований были выявлены достоверные различия (Р<0,05) между группами по средним значениям в уровне точности воспроизведения заданных мышечных усилий рук и дифференцировании мышечных усилий в пространстве (тест «воспроизведение '/2 прыжка в длину»). Учащиеся 10-11 классов имели по перечисленным способностям более низкий уровень развития по сравнению с учащимися 8-9 классов.

Способность к равновесию, как вид координированности, рассматривается в виде способности к целенаправленному и быстрому решению двигательных задач на очень малой опорной площадке или в положении неустойчивого равновесия. Выделяют статическое и динамическое равновесие тела. Первое определяется при неподвижном положении тела, второе - в процессе движения (например, при ходьбе по бревну или скамейке) [2]. Тело человека само по себе не может находиться в устойчивом равновесии, так как центр его тяжести расположен высоко и несимметрично по отношению к опорной площади (подошвам обеих ног и участке между ними). Для поддержания равновесия требуется активное напряжение различных мышц ног, таза, спины, шеи. Известно, что для оценки статического равновесия тела используются пробы, применяемые в спортивной медицине, оздоровительной физической культуре, в частности, тест «Аист». Фиксируется время (с помощью ручного секундомера) в течение которого испытуемый должен стоять на одной ноге, другая, согнув в колене, при этом ступня одной ноги касается коленного сустава опорной ноги, руки вытянуты вперёд, глаза закрыты.

Однако, по мнению ряда учёных, такой способ изучения равновесия довольно приблизителен, так как в нём не учитываются частота и амплитуда колебаний тела, которая именно за счёт коррекции мышечных напряжений колебания тела нивелируется. Учёные считают, что в тестировании необходимо использовать аппаратуру или методики в виде стабилографии [3, 4]. Вместе с тем, до настоящего времени в практике физической культуры и спорта из-за отсутствия аппаратуры используются тесты, которые применяем и мы. Сравнительный анализ результатов уровня развития статического равновесия у ис-

пытуемых двух возрастных групп (таблица 1) показал, что в «пяточно-носочной пробе» данная способность достоверно ниже (Р<0,05) у учащихся 16-18 лет по сравнению с 1415-летними. Однако, в результатах удержания статического равновесия в тесте «Аист» и в тесте, отражающем динамическое равновесие (движение по скамейке) между учащимися 8-9-х и 10-11-х классов достоверных различий нет.

Способность к поддержанию максимального темпа движений кистей рук относится к ритмическим способностям. Под чувством ритма понимают способность воспроизводить заданный ритм двигательного действия, адекватно варьировать его в связи с изменившимися условиями или заданиями. Чувство ритма выражается в точном воспроизведении направления, скорости, ускорения, частоты и других характеристик движений. Ритм отражает степень точности прилагаемых усилий, чередования фаз напряжения и расслабления, темповые возможности [4, 5].

В процессе исследований нами было использовано два теста: «теппинг-тест», который позволил изучить ритмическую способность рук через каждые 5 секунд; а также «дриблинг» с использованием крупного предмета (набивание в определённом ритме баскетбольного мяча) (таблица 1).

По среднегрупповым значениям тестирования уровня развития ритмической способности незначительное преимущество имели учащиеся 16-18 лет, но уровень различия статистически недостоверен (Р>0,05).

Подобная зависимость прослеживалась у учащихся двух групп в развитии ориентации в пространстве (таблица 1).

Под способностью к ориентированию в пространстве понимают умение точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движение в нужном направлении, то есть умение оптимально действовать в пространственно-временном поле. Ее проявление и развитие в значительной мере зависит от быстроты восприятия и оценки пространственных условий действия, которая достигается на основе комплексного взаимодействия анализаторов, среди которых ведущая роль принадлежит зрительному анализатору [2].

Для оценки уровня развития способности к ориентации в пространстве было использовано три теста с определённой специфической направленностью. Различия между среднегрупповыми значениями недостоверны (Р>0,05). Анализируя и сопоставляя индивидуальные значения со среднегрупповыми данными, была выявлена неоднородность проявления различных видов координации у учащихся 14-15 лет и, особенно, 16-18 лет.

В частности, у отдельных испытуемых уровень развития различных координационных способностей был достоверно ниже или выше среднегрупповых значений, у других соответствовал среднему уровню.

Полученные среднегрупповые величины проявления различных психомоторных способностей были использованы нами для разработки дифференцированных шкал оценки изучаемых способностей у учащихся. В основу оценки положен традиционный приём В.М. Зациорского.

Анализ уровня развития психомоторных способностей, с использованием дифференцированных шкал, позволил выявить неоднородность их развития у учащихся 16-18 лет, в частности:

- реагирующая способность у 11% учащихся имела высокий уровень развития, у 70 % - был средний уровень развития, у 19% - низкий;

- кинестетическая способность у 91% учащихся соответствовала среднему уровню развития, у 9% - низкому;

- способность к сохранению статистического равновесия у 10% старшеклассников имела высокий уровень развития, у 55 % был средний уровень, у 35% - низкий уровень; в динамическом равновесии 76% учащихся имели средний уровень развития, 24% -низкий;

- ритмическая способность у 30% учащихся имела высокий уровень развития, у 70% - средний уровень;

- способность к ориентации в пространстве у 90% учащихся соответствовала среднему уровню развития, у 10% - низкому уровню.

При изучении внимания по методике «Корректурная проба» тестировались два основных его свойства - продуктивность и устойчивость. Анализ продуктивности внимания учащихся показал, что из выборки в 160 человек - 29% имели высокий уровень развития, 49% - средний уровень, а у 22% наблюдался низкий уровень развития.

Средний уровень развития устойчивости внимания выявлен практически у 100% учащихся.

Анализ кратковременной зрительной памяти выявил, что практически все учащиеся имели средний уровень развития.

Вербально-логическое мышление учащихся исследовалось с помощью теста «Исключение слов». 25% испытуемых показали высокий уровень, 42% - средний уровень, 35%- низкий уровень развития мышления. Наибольшие изменения, в возрастном диапазоне 16-18 лет, происходят в мыслительной деятельности, в характере психомоторной деятельности. У юношей повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и дифференцировать отдельные (силовые, временные и пространственные) движения, осуществлять двигательные действия в целом. Осмысленное восприятие, возможность выполнять упражнения на основе только словесных указаний педагога, умение самостоятельно разделить сложное движение на фазы и элементы, более высокая способность к сосредоточению - эти и другие психические процессы позволяют учащимся 16-18 лет глубоко анализировать технику изучаемых действий, определять ошибки, допущенные при выполнении движений, как собственные, так и своих одноклассников. В силу высокого уровня развития мыслительных процессов у юношей ярко выражено стремление к самосовершенствованию и самопознанию, сознательному обучению и тренировке. В отличие от подростков, мотивы удержания внимания у них более длительны. Старшеклассники более внимательны не только при показе, но и при объяснении, а также при изложении теоретических вопросов [3, 4].

Полученные данные послужили основой для разработки или построения индивидуального профиля развития психомоторных способностей учащихся, которые, в дальнейшем, послужили основой для обоснования комплексной методики, направленной на совершенствование психомоторных способностей у учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горская, И.Ю. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья / И.Ю. Горская, Л.А. Суянгулова. - Омск : [б. и.], 2000. - 212 с.

2. Ильин, Е.П. Психомоторная организация человека / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2003. - 382 с.

3. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. - Москва : ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.

4. Озеров, В.П. Психомоторные способности человека / В.П. Озеров. - Дубна : Феникс, 2002 - 320 с.

5. Сеченов, И.М. Рефлексы головного мозга / И.М. Сеченов. - Москва : АСТ, 2014. - 352 с.

6. Шевченко, Д.Ю. Совершенствование координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Шевченко Денис Юрьевич. - Набережные Челны, 2012. - 24 с.

REFERENCES

1. Gorskaya, I.Yu. and Suyangulova, L.A. (2000), Basic coordination abilities of schoolchildren with different levels of health, Omsk.

2. Ilyin, E.P. (2003), Psychomotor organization of a person, Peter, St. Petersburg.

3. Lyakh, VI. (2006), Coordination abilities: diagnostics and development, TVT Division, Moscow.

4. Ozerov, V.P. (2002), Psychomotor abilities of a person, Phoenix, Dubna.

5. Sechenov, I.M. (2014), Reflexes of the brain, publishing house AST, Moscow.

6. Shevchenko, D.Yu. (2012), Improvement of coordination abilities of senior schoolchildren with different motor asymmetry, dissertation, Naberezhnye Chelny.

Контактная информация: shevden@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 01.10.2020

УДК 796.894

ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПАУЭРЛИФТИНГОМ НА РАЗЛИЧНЫХ

ЭТАПАХ ПОДГОТОВКИ

Александр Сергеевич Шилихин, старший преподаватель, Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации

Аннотация

Работа посвящена изучению проблемного вопроса изменения динамики специальной работоспособности спортсменов, занимающихся пауэрлифтингом на различных этапах подготовки. Установлена динамика изменения специальной работоспособности в пауэрлифтинге у спортсменов различной квалификации за годичный цикл тренировочного процесса. Автором установлена высокая корреляционная зависимость между одноименными признаками физического развития, полученных у одних и тех же спортсменов с интервалом в два года. Определены оптимальные объемы и интенсивность основных тренировочных средств, способствующих повышению уровня специальной силовой выносливости. Установлено, что степень прироста результатов в различных группах спортивного мастерства не одинакова. С ростом спортивного мастерства прирост спортивных результатов снижается. Установлено, что антропометрические данные являются ведущими в пауэр-лифтинге для прогнозирования спортивных результатов.

Ключевые слова: спортсмены, специальная силовая выносливость, тренировочные средства, антропометрические данные.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p443-447

DYNAMICS OF CHANGES OF SPECIAL PERFORMANCE OF ATHLETES INVOLVED IN POWERLIFTING AT VARIOUS STAGES OF PREPARATION

Aleksandr Sergeevich Shilikin, the senior teacher, Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation

Abstract

Research is devoted to the studying the problematic issue of the changing dynamics of special performance of athletes involved in powerlifting at various stages of preparation. It set the dynamic changes for special performance in powerlifting among the athletes of different qualifications in the annual cycle of the training process. The author found high correlation between the eponymous signs of physical development obtained in the same athletes every two years. It is found that the optimal amount and intensity of the main training tools to increase the level of special endurance. The degree of growth of the results in different groups of sportsmanship is not the same. With the growth of sports mastery, the growth of sports results is reduced. It is found that the anthropometric data are leading in powerlifting to predict the sports results.

Keywords: athletes, special strength endurance, training tools, anthropometric data.

ВВЕДЕНИЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время упражнения со штангой и тяжестями как эффективное средство развития силовых возможностей привлекают многих молодых людей (мужского и женского пола), а также людей среднего и старшего возраста. Они позволяют быстро увели-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.