Научная статья на тему 'Морфотипологический и психомоторный статус начинающих легкоатлетов'

Морфотипологический и психомоторный статус начинающих легкоатлетов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
231
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОМОТОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА / СОМАТОТИП / ОТБОР / РАННЯЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / PSYCHOMOTOR ABILITIES / ATHLETICS / SOMATOTYPE / SELECTION / EARLY SPECIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Белякова А. С.

В статье раскрываются актуальные вопросы изучения морфотипологических и психомоторных особенностей у начинающих легкоатлетов. Проблема оценки морфофункционального развития наследственно обусловлена и находится под контролем средовых факторов. Однако до настоящего времени разработка тренировочных программ и выбор специализации на начальных этапах спортивной подготовки основаны на среднегрупповых данных, без учета типологических особенностей организма. Целью исследования является выявление наиболее значимых видов психомоторных способностей для обоснования выбора дальнейшей специализации, успешности результата в разных видах легкой атлетики. Методы исследования соматотипирование; антропометрия; методы оценки функционального состояния; метод антропометрических индексов; психомоторное тестирование; педагогическое тестирование; методы математической статистики. Проведена оценка соматотипа начинающих легкоатлетов 12-13 лет, девочек и мальчиков. В процессе сравнительного анализа морфофункциональных показателей юных легкоатлетов с учетом типа телосложения выявлено, что по большинству параметров показатели представителей разных соматотипов имеют различия между собой. Выявлены достоверно значимые различия по показателям психомоторных способностей у представителей разных соматотипов. Выявлено значительное количество корреляционных связей психомоторных способностей с параметрами физической подготовленности и спортивным результатом. Определены наиболее значимые виды психомоторных способностей для успешности достижения спортивного результата, специфичные для каждого соматотипа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Белякова А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORPHOTYPOLOGICAL AND PSYCHOMOTOR STATE OF BEGINNING ATHLETES

The article deals with the topical issues of studying morphotypological and psychomotor characteristics of beginning athletes. The problem of assessing morphofunctional development is hereditarily conditioned and is controlled by of environmental factors. However, till now the development of training programs and the choice of primary sports specialization have been based on the averaged data, without taking into account the typological characteristics of an organism. The aim of the study is to identify the most significant types of psychomotor abilities in order to justify the choice of further specialization and to enhance successful results in different types of athletics. The following methods of research were used, i.e. somatotyping; anthropometry; methods of assessing functional state; method of anthropometric indices; psychomotor testing; pedagogical testing; methods of mathematical statistics. Somatotypes of 12-13 year old beginning athletes, both girls and boys, have been assessed. The comparative analysis of morphofunctional indicators of young athletes, considering their body type, revealed that most parameters vary from one somatotype to another. Significant differences in the indices of psychomotor abilities in representatives of different somatotypes have been revealed. It has been found that there is a strong correlation between psychomotor abilities and the parameters of physical fitness as well as sport achievements. The study has determined the most significant types of psychomotor abilities for better achievements in sport, specific for each somatotype.

Текст научной работы на тему «Морфотипологический и психомоторный статус начинающих легкоатлетов»

ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

УДК 574.24: 796.42 А. С. Белякова

Омск, Россия

МОРФОТИПОЛОГИЧЕСКИЙ И ПСИХОМОТОРНЫЙ СТАТУС НАЧИНАЮЩИХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ

Аннотация. В статье раскрываются актуальные вопросы изучения морфотипологических и психомоторных особенностей у начинающих легкоатлетов. Проблема оценки морфофункционального развития наследственно обусловлена и находится под контролем средовых факторов. Однако до настоящего времени разработка тренировочных программ и выбор специализации на начальных этапах спортивной подготовки основаны на среднегрупповых данных, без учета типологических особенностей организма. Целью исследования является выявление наиболее значимых видов психомоторных способностей для обоснования выбора дальнейшей специализации, успешности результата в разных видах легкой атлетики. Методы исследования -соматотипирование; антропометрия; методы оценки функционального состояния; метод антропометрических индексов; психомоторное тестирование; педагогическое тестирование; методы математической статистики. Проведена оценка соматотипа начинающих легкоатлетов 12-13 лет, девочек и мальчиков. В процессе сравнительного анализа морфофункциональных показателей юных легкоатлетов с учетом типа телосложения выявлено, что по большинству параметров показатели представителей разных соматотипов имеют различия между собой. Выявлены достоверно значимые различия по показателям психомоторных способностей у представителей разных соматотипов. Выявлено значительное количество корреляционных связей психомоторных способностей с параметрами физической подготовленности и спортивным результатом. Определены наиболее значимые виды психомоторных способностей для успешности достижения спортивного результата, специфичные для каждого соматотипа.

Ключевые слова: психомоторные способности; легкая атлетика; соматотип; отбор; ранняя специализация.

Сведения об авторе: Александра Сергеевна Белякова, аспирант кафедры естественнонаучных дисциплин; преподаватель кафедры теории и методики легкой атлетики и лыжного спорта.

Место работы: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта.

Контактная информация: 644005, Россия, г. Омск, ул. Гоголя, д. 69; тел. 8-904-585-73-55, e-mail: alexa.belyakova@mail.ru.

В современном мире спорт высших достижений находится на том уровне развития, на котором физическая, техническая и тактическая подготовка сильнейших спортсменов примерно одинакова. Поэтому исход спортивных соревнований определяется в значительной степени психофизиологическими факторами, возможностями и резервами психомоторных способностей спортсмена (Озеров 2002: 320). Немаловажное значение имеет осуществление отбора и ориентации в легкой атлетике сообразно природным задаткам, морфофункциональным и психофизическим особенностям детей (Медведева и др. 2014: 69-73). Сведения по отбору и спортивной ориентации легкоатлетов в специальной литературе крайне ограничены и зачастую научно не обоснованы. Основными методами отбора в практике является наблюдение за детьми в естественных условиях, реже - в процессе выполнения специальных контрольных и спортивных испытаний (Озеров 2002: 320). При

отборе почти не используются психофизиологические критерии, способности детей к самоконтролю и самоуправлению двигательной деятельностью, что, несомненно, сказывается на эффективности отбора перспективных легкоатлетов. Для представителей различных видов дисциплин в легкой атлетике характерны не только особенности телосложения, формы и размеров тела, но и психомоторные способности. Вместе с тем, до сих пор четких количественных критериев, определяющих психомоторный статус начинающих легкоатлетов, не обозначено. Эта проблема приобретает особую актуальность при оценке критериев психомоторного статуса начинающего легкоатлета с учетом типа телосложения, поскольку только знание индивидуальных возможностей человека и прогнозирование его успешности является необходимой чертой на этапе начальной подготовки спортивной ориентации и достижения высоких спортивных результатов. Следует учи-

тывать и тот факт, что проблема индивидуализации тренировочных режимов не может быть решена в полном объеме без учета соматотипо-логической принадлежности индивида (Петрова и др. 2012: 1-7). Изучение морфотипологи-чееких характеристик и психомоторных способностей начинающих легкоатлетов позволит более точно провести ориентацию по разным видам легкой атлетики, а также использовать полученные сведения для повышения эффективности медико-биологического и педагогического контроля. В плане сказанного представлялось актуальным определить особенности психомоторного статуса у спортсменов-легкоатлетов, выяснить, какие сочетания индивидуальных соматических признаков обеспечивают благоприятную адаптацию к спортивной деятельности (Белякова, Горская 2017).

Проблемой исследования является отсутствие четких теоретически и экспериментально обоснованных сведений о морфотипологиче-ских особенностях и психомоторном статусе начинающих легкоатлетов для более точного выбора дальнейшей специализации.

Целью исследования является выявление наиболее значимых видов психомоторных способностей для обоснования выбора дальнейшей специализации, успешности результата в разных видах легкой атлетики.

Задачи исследования: 1. Изучение морфологических и морфотипологических особенностей начинающих легкоатлетов. 2. Изучение уровня психомоторной подготовленности начинающих легкоатлетов с учетом типа телосложения и пола. 3. Выявление наиболее значимых видов психомоторных способностей для успешности результата в разных видах легкой атлетики на основе изучения взаимосвязи показателей психофизических способностей с параметрами физической подготовленности и спортивного результата.

Методы и объекты

Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы научного исследования: соматотипирование; антропометрия; методы оценки функционального состояния; метод антропометрических индексов; психомоторное тестирование; педагогическое тестирование; методы математической статистики.

Соматотипирование. Для получения сведений о типе телосложения юных легкоатлетов было проведено тестирование по методике В.Т. Штефко и А.Д. Островского (1929) в модифи-

кации С.С. Дарской (1975) (Дарская 1975: 45-53). На основании полученных данных определены соматотипы спортсменов.

Антропометрия. Для оценки уровня физического развития юных легкоатлетов (12-13 лет) в исследовании были использованы следующие антропометрические показатели: длина тела, масса тела, ОГК на вдохе, ОГК на выдохе, экскурсия грудной клетки.

Методы оценки функционального состояния. Для получения сведений о функциональных показателях и резервах организма юных легкоатлетов (12-13 лет) были проведены измерения жизненной емкости легких (ЖЕЛ), мышечной силы кистей рук (КДМ), ги-поксические пробы Штанге и Генчи (Макарова 2003: 480).

Метод антропометрических индексов. Для оценки уровня физического развития юных легкоатлетов (12-13 лет) были использованы следующие методы антропометрических индексов: весоростовой индекс, силовой индекс, жизненный индекс, индекс Пинье, индекс Эрисмана, индекс Кетле, индекс пропорциональности телосложения, индекс Брока-Бругша (Макарова 2003: 480).

Психомоторное тестирование. Для оценки уровня развития психомоторных способностей юных легкоатлетов было проведено тестирование с применением компьютерной программы «Спортивный психофизиолог» (Коря-гина, Нопин 2004). Исследовались следующие показатели: определение времени простой сен-сомоторной реакции (ПЗМР и ПСМР); определение времени реакции на движущийся объект (РДО); определение времени реакции выбора (СЗМР); точность оценки величины предъявляемых углов с изменением их положения в пространстве; оценка точности воспроизведения длительности временного интервала; оценка величины предъявляемых отрезков; теппинг-тест.

Педагогическое тестирование. Для получения сведений о параметрах физической подготовленности и спортивного результата применялся метод контрольного тестирования. В качестве тестирующих упражнений использовались следующие тесты: бег на 60 м; прыжок в длину с разбега; бросок набивного мяча; прыжок в высоту; прыжок в длину с места; челночный бег 3x10 метров; прыжки через скакалку за 30 секунд, в соответствии с приказом Минс-порта России от 24 апреля 2013 г. № 220 (с изменениями на 16 февраля 2015г.) «Об утвер-

ждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика».

Методы математической статистики. Расчеты проведены с помощью компьютерной программы ЕХЕЬ версия 4. Все полученные результаты тестирования обработаны путем нахождения средних значений (х), средних квадратичных отклонений (о). Достоверность различий между одноименными показателями определялась по 1:-критерию Стьюдента. Предельно допустимым уровнем значимости считалось Ро<0,05. Также проводился корреляционный анализ показателей психофизических способностей с параметрами физической подготовленности и спортивного результата.

Результаты и обсуждение

В процессе исследования была проведена оценка типа телосложения начинающих легкоатлетов, девочек и мальчиков (см. рисунок). В представленной выборке преобладают девочки с дигестивным соматотипом - 36,8%, мышечным - 31,6%, торакальным - 21,1%, астеноид-ным - 10,5%. Среди мальчиков, как и среди девочек, также преобладает дигестивный сома-тотип - 43,8%, астеноидный составляет 37,5%, мышечный - 18,8%, торакальный соматотип в данной выборке отсутствует.

В процессе сравнительного анализа мор-фофункциональных показателей юных легкоатлетов с учетом типа телосложения выявлено, что по большинству параметров показатели представителей разных соматотипов имеют

Таблица 1

Показатели морфофуикциональиого статуса начинающих легкоатлетов-мальчиков 12-13 лет

с учетом типа телосложения (Х±о)

Показатели Тип телосложения

Астеноидный Мышечный Дигестивный

Длина тела (см) 153,5±5,7 140,7±5,3 149 ±3,8

Масса тела (кг) 40,2±3,9 35,3±4,2 41,1 ±3,6

ОГК, пауза (см) 74,7 ±3,5 70,3 ±2,9 76,9 ±4,7

ОГК, вдох (см) 80,5±3,1 75,3 ±2 82,7±3,8

ОГК, выдох (см) 71,8 ±2,9 67,3 ±2,9 74,7 ±4,1

Экскурсия грудной клетки (см) 8,7±1,1 8,0±0,9 8,0±0,8

Проба Штанге (сек) 40,7±5,7 43,0±8,3 44,3±8,9

Проба Генчи (сек) 20,2±2,1 26,3±5,7 19,4±1,6

ЖЕЛ (л) 1,65±0,49 1,83±0,61 1,53±0,36

Динамометрия (кг) 13,8±3,4 13,00±5,5 15,4±3,4

Весо-ростовой индекс (г/см) 263,3±15,1 249,4±20,3 275±18,0

Силовой индекс (кг) 0,34±0,05 0,39±0,11 0,37±0,05

Жизненный индекс (мл/кг) 40,7±4,2 51,3±4,1 38,5±6,3

Индекс Пинье 41,0±2,6 38,0 ±2,8 33,1±5,5

Индекс Эрисмана (см) 4,1±1,9 2,0±0,8 5,9 ±2,6

Индекс Кетле (кг/м2) 17,2±0,6 17,8 ±0,9 18,5 ±1,0

Индекс пропорциональности (%) 48,7±1,7 50,0±0,8 51,5±2,7

Индекс Брока-Бругша (кг) 53,5±5,7 40,7±5,3 49,0±3,8

различия между собой. В выборке мальчиков значения астеноидного типа телосложения по длине тела преобладают над дигестивным и мышечным, в остальных показателях преобладает дигестивный тип телосложения (табл. 1).

Мальчики

1ДС <МС I АС

Девочки

■ АС и ТС ВМС ■ДС

Рис. Результаты оценки соматотииа (%) начинающих легкоатлетов 12-13 лет. АС - астеноидный тип; ТС- торакальный тип; МС - мышечный тип; ДС- дигестивный тип

У девочек дигестивного и мышечного типа телосложения показатели морфологических параметров преобладают над астеноид-ным и торакальным типом телосложения (табл. 2).

Кроме того, выявлены достоверно значимые различия по показателям психомоторных способностей у представителей разных сомато-типов. Результаты выше среднегрупповых значений данной выборки выявлены у легкоатлетов-мальчиков мышечного типа телосложения по реагирующим показателям. Данный показатель играет важную роль в такой дисциплине

Показатели морфофункционального статуса

с учетом типа те.

легкой атлетики, как спринтерский бег, где реагирующие способности стоят на первом месте среди психомоторных способностей. По показателям чувства времени и точности оценки и дифференцирования пространственных параметров движения результаты выше средне-групповых значений данной выборки выявлены у астеноидного типа телосложения. Данный показатель немаловажен в таких группах дисциплин легкой атлетики, как бег на средние дистанции или стайерский и марафонский бег, прыжковые виды легкой атлетики и метаний (табл. 3).

Таблица 2

начинающих легкоатлетов-девочек 12-13 лет (Х±о)

Показатели Тип телосложения

Астеноидный Торакальный Мышечный Дигестивный

Длина тела (см) 153,0 ±2,9 147,0 ±4,9 154,5 ±4,1 154,4 ±3,5

Масса тела (кг) 36,0 ±0,7 34,5 ±3,3 42,0 ±2,4 42,0 ±2,8

ОГК, пауза (см) 72,5 ±0,4 72,0 ±2,9 75,5 ±2,8 76,0 ±2,2

ОГК, вдох (см) 79,0 ±0,7 75,5 ±2,9 82,7 ±2,4 82,9 ±2,4

ОГК, выдох (см) 71,0 ±0,7 68,3 ±3,3 73,2±2,7 73,0 ±2,1

Экскурсия грудной клетки (см) 8,0 ±0,6 9,3±0,8 11,2±0,8 9,9 ±0,8

Проба Штанге (сек) 28±6,4 26,3±7,5 46,83±7 30,86±5,1

Проба Генчи (сек) 20,5±6,36 18,25±6,7 41,50±6,8 18,57±6,3

ЖЕЛ (л) 1,5±0,57 1,4±0,4 1,55±0,3 1,46±0,2

Динамометрия (кг) 12,0±0 9,3±1,5 12,33±3,2 13,29±1,5

Весо-ростовой индекс (г/см) 235,3 ±0,3 233,3±14,4 271,4±10,6 271,2±18,8

Силовой индекс (кг) 0,33±0,01 0,31±0,13 0,32±0,06 0,33±0,05

Жизненный индекс (мл/кг) 41,4±7,1 41,4±7,4 37±3,3 35,2±3,4

Индекс Пинье 46,0 ±1,4 44,3±1,7 39,3±3,3 39±2,4

Индекс Эрисмана (см) 4,0±1,1 2,2±0,5 4Д±1,1 3 Д ±0,9

Индекс Кетле (кг/м2) 15,3±0,4 15,9±0,5 17,6 ±0,7 17,6±0,6

Индекс пропорциональности (%) 47,4±0,7 48,9 ±0,7 48,9±1,5 49,2 ±1,2

Индекс Брока-Бругша (кг) 53,0±2,9 47±4,9 54,5±4,1 54,4±3,5

Таблица 3

Показатели психомоторного статуса начинающих легкоатлетов-мальчиков с учетом типа телосложения (Х±с)

Показатели Тип телосложения Результаты

Время реакции на свет (мс) Астеноидный 330,0±27,8

Мышечный 250,0±14,1

Дигестивный 311,4±19,4

Время реакции на звук (мс) Астеноидный 406,7±16,1

Мышечный 356,7±16,3

Дигестивный 388,6±10,9

Время реакции на движущийся объект РДО (мс) Астеноидный 295,0±12,5

Мышечный 216,7±32,1

Дигестивный 270,0±17,3

Время реакции выбора (мс) Астеноидный 493,3±102

Мышечный 395,7±15,1

Дигестивный 400,0±17,7

Точность узнавания величины углов при их движении в пространстве, величина ошибки (%) Астеноидный 15,7±3,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мышечный 14,0±6,1

Дигестивный 17,6±2,6

Показатели Тип телосложения Результаты

Точность воспроизведения временного интервала, заполненного световым стимулом, величина ошибки (% по модулю) Астеноидный 20,7±6,5

Мышечный 10,8±3,1

Дигестивный 13,1±5,8

Точность воспроизведения временного интервала, заполненного звуковым стимулом, величина ошибки (% по модулю) Астеноидный 11,3±4,5

Мышечный 11,0±2,1

Дигестивный 7,9±2,1

Точность оценки размера предъявляемых отрезков, величина ошибки (% по модулю) Астеноидный 8,2±2,1

Мышечный 9,7±4,8

Дигестивный 16,7±2,1

Теппинг-тест (максимальная частота движений за 10 с) Астеноидный 59,7±4,0

Мышечный 62,4±3,5

Дигестивный 57,0±3,1

В выборке легкоатлетов-девочек результаты выше среднегрупповых значений данной выборки выявлены у торакального типа телосложения по показателям реагирующих способностей. По показателям чувства времени, так же, как и у мальчиков, результаты выше среднегрупповых значений данной выборки выявлены у астеноидного типа телосложения.

Результаты выше среднегрупповых значений данной выборки выявлены у мышечного типа телосложения по показателям тепппнг-теста, это говорит о высоком уровне частоты движений, которая особенно важна для таких дисциплин, как спринтерский бег, что характерно для мышечного типа телосложения (табл. 4).

Таблица 4

Показатели психомоторного статуса начинающих легкоатлетов-девочек с учетом типа телосложения (Х±о)

Показатели Тип телосложения Результаты

Время реакции на свет (мс) Астеноидный 326,7±16,9

Торакальный 347,5±8,5

Мышечный 298,3±22,7

Дигестивный 307,1±11,4

Время реакции на звук (мс) Астеноидный 405,0±24,7

Торакальный 427,5±13,1

Мышечный 384,3±15,7

Дигестивный 396,7±23,6

Время реакции на движущийся объект РДО (мс) Астеноидный 285,0±88,4

Торакальный 290±25,5

Мышечный 250,0±57,8

Дигестивный 293,3±56,9

Время реакции выбора (мс) Астеноидный 446,7±39,6

Торакальный 435,0±39,2

Мышечный 405,0±74,2

Дигестивный 418,6±45,9

Точность узнавания величины углов при их движении в пространстве, величина ошибки (%) Астеноидный 12,0±2,1

Торакальный 14,0±5,8

Мышечный 17,3±7,1

Дигестивный 13,1±4,2

Точность воспроизведения временного интервала, заполненного световым стимулом, величина ошибки (% по модулю) Астеноидный 59,7±18,9

Торакальный 9,5±0,4

Мышечный 38,0±18,9

Дигестивный 39,4±16,5

Точность воспроизведения временного интервала, заполненного звуковым стимулом, величина ошибки (% по модулю) Астеноидный 15,0±0,1

Торакальный 11,0±1,5

Мышечный 14,8±2,1

Дигестивный 12,6±4,3

Точность оценки размера предъявляемых отрезков, величина ошибки (% по модулю) Астеноидный 10,0±4,9

Торакальный 19,0±3,8

Мышечный 18,2±5,8

Дигестивный 15,0±6,4

Показатели Тип телосложения Результаты

Теппинг-тест (максимальная частота движений за 10 с) Астеноидный 60,0±3,5

Торакальный 56,3±1,9

Мышечный 64,0±3,5

Дигестивный 58,1±4,1

В ходе исследования выявлено значительное количество корреляционных связей психомоторных способностей с параметрами физической подготовленности и спортивным результатом. Коэффициенты корреляции достаточно неоднозначны и варьируют в диапазоне от 0,3 до 0,8. У астеноидного типа телосложения наибольшее число связей (20) со способностями чувства времени, средний коэффициент корреляции 0,6, но наименьшее количество связей и более низкая теснота связей со способностями к реагированию. У торакального типа телосложения наибольшее количество связей (12) со способностями к точности движений, средний коэффициент корреляции 0,6, наименьшее количество связей и более низкой тесноты со способностями чувства времени. У мышечного типа телосложения наибольшее количество связей (44) с реагирующими способностями, средний коэффициент корреляции 0,7, но наименьшее количество связей и более низкая теснота связей со способностями к точности действий. У диге-стивного типа телосложения наибольшее количество связей (33) со способностями к точности движений, средний коэффициент корреляции 0,6, наименьшее количество связей со способностями чувства времени.

В процессе сравнительного анализа мор-фофункциональных показателей юных легкоатлетов с учетом типа телосложения выявлено, что по большинству параметров показатели представителей разных соматотипов отличаются от среднегрупповых значений данной выборки, что необходимо учитывать в дальнейшем при выборе специализации, ведь в легкой атлетике достаточно много видов специализаций, характеризующихся определенными мор-фофункциональными показателями. У астеноидного типа телосложения показатели массы тела и ОГК (пауза) ниже среднегрупповых значений, что характерно для данного типа телосложения, тонкокостное строение и уплощенная грудная клетка. У дигестивного типа телосложения показатели ОГК (пауза) выше среднегрупповых значений, что и отличает этот тип телосложения от других - коническая форма грудной клетки. Кроме того, выявлены достоверно значимые различия по показателям психомоторных способностей у представителей

разных соматотипов. Результаты выше среднегрупповых значений данной выборки выявлены у легкоатлетов-мальчиков мышечного типа телосложения по реагирующим показателям, данный показатель играет важную роль в такой дисциплине легкой атлетики, как спринтерский бег, где реагирующие способности стоят на первом месте среди психомоторных способностей. По показателям чувства времени, точности оценки и дифференцирования пространственных параметров движения результаты выше среднегрупповых значений данной выборки выявлены у астеноидного типа телосложения, данный показатель немаловажен в таких группах дисциплин легкой атлетики, как бег на средние дистанции или стайерский и марафонский бег, прыжковые виды легкой атлетики и метаний. В выборке легкоатлетов-девочек результаты выше среднегрупповых значений данной выборки выявлены у торакального типа телосложения по показателям реагирующих способностей. По показателям чувства времени, так же, как и у мальчиков, результаты выше среднегрупповых значений данной выборки выявлены у астеноидного типа телосложения. Результаты выше среднегрупповых значений данной выборки выявлены у мышечного типа телосложения по показателям теппинг-теста, это говорит о высоком уровне частоты движений, которая особенно важна для таких дисциплин, как спринтерский бег, что характерно для мышечного типа телосложения.

В ходе исследования выявлено значительное количество корреляционных связей психомоторных способностей с параметрами физической подготовленности и спортивным результатом. Коэффициенты корреляции достаточно неоднозначны и варьируют в диапазоне от 0,3 до 0,8. На основании изучения взаимосвязей определены наиболее значимые виды психомоторных способностей для успешности достижения спортивного результата, специфичные для каждого соматотипа: реагирующие способности наиболее характерны для мышечного соматотипа; способности чувства времени - для астеноидного; способности к точности оценки и дифференцированию пространственных и силовых параметров движения - для торакального и дигестивного соматотипов.

времени, могут быть ориентированы в бег на средние дистанции или стайерский и марафонский бег.

Спортсмены, для которых наиболее характерны торакальный, грациальный, относительно узко сложенный тип, с умеренно развитой мускулатурой, достаточно высоким тонусом мышц, проявившие способность к точности оценки и дифференцирования пространственных и силовых параметров движения, которая является значимым показателем при выборе прыжковых видов легкой атлетики, могут быть ориентированы в данный вид дисциплины.

Спортсмены дигестивного соматотипа, который характеризуется жироотложением, обильной мышечной массой с хорошим тонусом, проявившие способность к точности оценки и дифференцирования пространственных и силовых параметров движения, могут быть ориентированы в метания.

Сведения о морфотипологическом и психомоторном статусе можно использовать для обеспечения контроля состояния спортсменов в годичном цикле подготовки, коррекции тренировочного процесса, индивидуализации нагрузок, спортивной ориентации (уточнения специализации в легкой атлетике).

Заключение

На начальном этапе подготовки в легкой атлетике при выборе и уточнении специализации целесообразно учитывать морфотипологи-ческие и морфологические критерии, т. к. каждому соматотипу присущ определенный набор специальных признаков, которые дают ему преимущества. Уровень развития психомоторных способностей юных легкоатлетов 12-13 лет целесообразно выявлять уже на начальном этапе подготовки, что может являться основой для более точного выбора спортивной специализации. На основании изучения взаимосвязей определены наиболее значимые виды психомоторных способностей для успешности достижения спортивного результата, специфичные для каждого соматотипа.

Юные спортсмены с мышечным типом телосложения, который характеризуется хорошо развитой мускулатурой, значительным тонусом мышц, у которых на высоком уровне находятся реагирующие способности, в дальнейшем могут быть ориентированы в спринтерский бег.

Спортсмены астеноидного типа телосложения, имеющие тонкокостное строение, удлиненные конечности, продемонстрировавшие высокие показатели при тестировании чувства

ЛИТЕРАТУРА

Белякова А. С.. Горская И. Ю. 2017. Оценка психомоторных способностей юных легкоатлетов 12-13 лет с учетом типа телосложения // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии. Т. 15, Вып. 1, 72-76.

Царская С. С. 1975. Техника определения типов конституции у детей и подростков // Никитюк Б. А. (ред.). Оценка типов конституции у детей и подростков: Сб. научных трудов. Москва: НИИОП, 45-55.

Корягина Ю. В.. Нопин С. В. 2004. Исследователь временных и пространственных свойств человека № 2004610221 // Программы для ЭВМ (офиц. бюл.) 2, 51.

Макарова Г. А. 2003. Спортивная медицина. Москва: Советский спорт.

Медведева О. А., Алекеанянц Г. Д.. Манко О. В., Кнебель Я.. Хартманн 3. 2014. Особенности простой зрительно-моторной реакции юношей, специализирующихся в гребле на байдарках и каноэ, в зависимости от соматотипа // Физическая культура, спорт - наука и практика 4, 69-73.

Озеров В. П. 2002. Психомоторные способности человека. Изд. 2-е, стереотип. Дубна: Феникс.

Петрова Т. Г.. Шаханова А. В.. Хасанова И. И.. Коновалова Г. М. 2012. Нейрофизиологический статус и его связь с морфотипом у спортсменов-легкоатлетов // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Серия 4: Естественно-математические и технические науки 1, 116-122.

Приказ Минспорта России от 24 апреля 2013 № 220 (с изменениями на 16 февраля 2015 г.) «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика» // http://www.minsport.gov.ru/sport/podgotovka/82/27833/ (2018. 23 янв.)

REFERENCES

Belyakova A. S, Gorskaya I. Yu. In: Problemy razvitiya fizicheskoj kul'tury i sporta v novom tysyacheletii [Problems of the development of physical culture and sports in the new millennium], Vol.15, No.l (2017): 72-76. (In Russian).

Darskaya S. S. In: Ocenka tipov konstitucii u detej i podrostkov: sbomik nauchnyh trudov [Assessment of body types of children and adolescents: collection of scientific works/ ed. by B.A.Nikityuk], Moscow: NIIOP, 1975. P. 45-55. (In Russian).

Koryagina Yu. V.. Nopin S. V. Issledovatel' vremennyh i prostranstvennyh svojstv cheloveka № 2004610221// Program-my dlya EVM... (oftc. byul.) [Tests for studying human abilities to perceive time and space № 2004610221 // Computer programs ... (official bulletin)]. No. 2 (2004): 51. (In Russian).

Makarova G. A. Sportivnaya medicina [Sports medicine], Moscow: Sovetskij sport, 2003. (In Russian).

Medvedeva O. A, Aleksanyants G. D. Minko О. V. Knebel Ya., Hartmann Z. In: Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sports - Science and Practice], No.4 (2014): 69-73. (In Russian).

Ozerov V. P. Psihomotomye sposobnosti cheloveka [Psychomotor abilities of a person], Dubna: Feniks 2002. (In Russian).

Petrova T. G., Shakhanova A. V.. Khasanova N. N.. Konovalova G. M. In: Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo un-iversiteta. Seriya 4: Estestvenno-matematicheskie i tekhnicheskie nauki [Bulletin of Adyghe State University. Series 4: Natural, Mathematical and Technical Sciences], No.l (2012): 116-122. (In Russian).

Prikaz Minsporta Rossii ot 24 aprelya 2013 №220 (s izmeneniyami na 16 fevralya 2015g.) «Ob utverzhdenii Federal'no-go standarta sportivnoj podgotovki po vidu sporta legkaya atletika» [Order of the Ministiy of Sport of Russia №220 from April 24, 2013 "On Approval of the Federal Standard of Sports Training in Track and Field Athletics." Available at: http://www.minsport.gov.ru/sport/podgotovka/82/27833/ Accessed on 2018. 23 Jan.

A. S. Belyakova

Omsk, Russia

MORPHOTYPOLOGICAL AND PSYCHOMOTOR STATE OF BEGINNING ATHLETES

Abstract. The article deals with the topical issues of studying morphotypological and psychomotor characteristics of beginning athletes. The problem of assessing morphofunctional development is hereditarily conditioned and is controlled by of environmental factors. However, till now the development of training programs and the choice of primary sports specialization have been based on the averaged data, without taking into account the typological characteristics of an organism. The aim of the study is to identify the most significant types of psychomotor abilities in order to justify the choice of further specialization and to enhance successful results in different types of athletics. The following methods of research were used, i.e. somatotyping; anthropometry; methods of assessing functional state; method of anthropometric indices; psychomotor testing; pedagogical testing; methods of mathematical statistics. Somatotypes of 12-13 year old beginning athletes, both girls and boys, have been assessed. The comparative analysis of morphofunctional indicators of young athletes, considering their body type, revealed that most parameters vary from one somatotype to another. Significant differences in the indices of psychomotor abilities in representatives of different somatotypes have been revealed. It has been found that there is a strong correlation between psychomotor abilities and the parameters of physical fitness as well as sport achievements. The study has determined the most significant types of psychomotor abilities for better achievements in sport, specific for each somatotype.

Key words: psychomotor abilities; athletics; somatotype; selection; early specialization.

About the author: Alexandra Sergeevna Belyakova, post-graduate student at the Department of Natural Sciences, Lecturer at the Department of Theory and Methods of Athletics and Skiing.

Place of employment: Siberian State University of Physical Education and Sport.

Белякова А. С. Морфотипологический и психомоторный статус начинающих легкоатлетов // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2018. №3. С. 110-117.

Belyakova A.S. Morphotypological and psychomotor state of beginning athletes // Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2018. No. 3. P. 110-117.

УДК 612.017.2 И. А. Погонышееа, Д. А. Погонышее, И. И. Луняк

Нижневартовск, Россия

СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ КРОВООБРАЩЕНИЯ У СТУДЕНТОВ СЕВЕРНОГО ВУЗА

Аннотация. Проведено исследование сезонных изменений параметров сердечно-сосудистой системы у студентов, родившихся и постоянно проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Регистрация показателей проводилась на базе лаборатории экологии человека Нижневартовского государственного университета. Были обследованы студенты факультета экологии и инжиниринга в количестве 160 человек, из них 90 девушек и 70 юношей в возрасте от 18 до 21 года. Показатели системы органов кровообращения регистрировали четыре раза за год: зимой (февраль), весной (апрель), летом (июнь) и осенью (октябрь). Определялись показатели гемодинамики и адаптационные возможности системы органов кровообращения. В холодные периоды сердечно-сосудистая система студентов северного вуза находилась в состоянии функционального напряжения, у юношей и девушек повышались показатели систолического артериального давления, пульсового давления, минутного объема крови, о нарастании напряжения в системе регуляции говорит увеличение значений индекса Робинсона. Возрастание частоты сердечных сокращений в покое в переходный сезон года свидетельствует о меньшей эффективности работы сердечной мышцы, расходовании хронотропного резерва сердца. Осенью у студентов отмечается повышение симпатической активности, что демонстрируют положительные значения вегетативного индекса Кердо.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.