Научная статья на тему 'Психомоторная подготовка начинающих легкоатлетов'

Психомоторная подготовка начинающих легкоатлетов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОМОТОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / НАЧИНАЮЩИЕ ЛЕГКОАТЛЕТЫ / PSYCHOMOTOR ABILITIES / TECHNICAL TRAINING / BEGINNER ATHLETES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белякова Александра Сергеевна, Горская Инесса Юрьевна, Руденко Иван Владимирович

На начальном этапе подготовки в легкой атлетике на первое место ставятся задачи по освоению техники основных дисциплин легкой атлетики, решение которых может реализоваться через развитие психомоторных способностей начинающих легкоатлетов. Цель исследования -экспериментально доказать эффективность методики развития психомоторных способностей начинающих легкоатлетов 9-10 лет. Методика разработана на основе результатов исследований, которые позволили выявить наиболее значимые виды психомоторных способностей для успешности результата в разных видах легкой атлетики. В эксперименте приняли участие начинающие легкоатлеты-девочки 9-10 лет. Анализ прироста показателей психомоторной подготовленности начинающих легкоатлетов-девочек за время педагогического эксперимента подтвердил эффективность и положительное влияние используемых средств и их сочетаний, направленных на развитие различных видов психомоторных способностей. Целенаправленное развитие психомоторных способностей начинающих легкоатлетов позволяет сократить время и затраты на спортивную подготовку юных спортсменов, в частности на становление спортивной техники видов легкой атлетики, повысить ее эффективность, снизить бесконтрольный отсев юных спортсменов, поднять уровень и стабильность спортивных результатов, также разнообразить тренировочные занятия и повысить эмоциональный фон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белякова Александра Сергеевна, Горская Инесса Юрьевна, Руденко Иван Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychomotor preparation of beginner athletes

At the initial stage of training in athletics, the tasks of mastering the techniques of the main disciplines of athletics are of the prime importance, the solution of which can be realized through the development of the psychomotor abilities of beginner athletes. The purpose of the study is to experimentally prove the effectiveness of the methodology for the development of psychomotor abilities of beginner athletes aged 9-10 years old. The technique was developed based on research results, which allowed identifying the most significant types of psychomotor abilities for the success of the result in different types of athletics. Beginner girls attended the experiment and athletes aged 9-10 years old. The analysis of the increase in indicators of psychomotor preparedness of beginner girls and athletes during the pedagogical experiment confirmed the effectiveness and positive influence of the means used and their combinations aimed at developing various types of psychomotor abilities. The purposeful development of the psychomotor abilities of beginner athletes can reduce the time and cost of sports training for young athletes, in particular, the formation of the sports technique for athletics, increasing its effectiveness, reducing the uncontrolled dropout of young athletes, increasing the level and stability of sports results, and it also diversifies the training sessions and increases the emotional background.

Текст научной работы на тему «Психомоторная подготовка начинающих легкоатлетов»

REFERENCES

1. Aslakhanov, S.-A.M. (2019), The program ofphysical education for students of grades I-IV of the comprehensive school of the Chechen Republic, ALEF, Makhachkala.

2. Aslakhanov, S.-A.M. (2019), The work program for physical education of students in grades I-IV of the comprehensive school of the Chechen Republic, ALEF, Makhachkala.

3. Aslakhanov, S.-A.M. (2016), Organization and technology of ethnological physical education of the young generation of the Chechen Republic, monograph, Publishing House "Pero", Moscow.

4. Aslakhanov, S.-A.M. (2019), Fundamentals of the theory and methodology ofphysical education: textbook for teachers of general education institutions, ALEF, Makhachkala.

5. Compiled by Popkov, A.V. (comp) (2005), Anti-stress plastic gymnastics, Soviet Sport, Moscow.

6. Savinov, E.S. (comp), (2010), An approximate basic educational program of an educational institution. Primary school, Education, Moscow.

7. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 6, 2009 N 373 "On approval and enactment of the federal state educational standard of primary general education" (as amended), available at: https://base.garant.ru/197127/.

8. Lyakh, V.I. and Zdanevich, A.A. (ed) (2013), Physical education. Grades 1-11. A comprehensive program of physical education of students, Publisher Uchitel, Moscow.

Контактная информация: m.a.08@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.03.2020

УДК 796.42

ПСИХОМОТОРНАЯ ПОДГОТОВКА НАЧИНАЮЩИХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ

Александра Сергеевна Белякова, аспирант, Инесса Юрьевна Горская, доктор педагогических наук, профессор, Иван Владимирович Руденко, кандидат педагогических наук, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск

Аннотация

На начальном этапе подготовки в легкой атлетике на первое место ставятся задачи по освоению техники основных дисциплин легкой атлетики, решение которых может реализоваться через развитие психомоторных способностей начинающих легкоатлетов. Цель исследования -экспериментально доказать эффективность методики развития психомоторных способностей начинающих легкоатлетов 9-10 лет. Методика разработана на основе результатов исследований, которые позволили выявить наиболее значимые виды психомоторных способностей для успешности результата в разных видах легкой атлетики. В эксперименте приняли участие начинающие легкоатлеты-девочки 9-10 лет. Анализ прироста показателей психомоторной подготовленности начинающих легкоатлетов-девочек за время педагогического эксперимента подтвердил эффективность и положительное влияние используемых средств и их сочетаний, направленных на развитие различных видов психомоторных способностей. Целенаправленное развитие психомоторных способностей начинающих легкоатлетов позволяет сократить время и затраты на спортивную подготовку юных спортсменов, в частности на становление спортивной техники видов легкой атлетики, повысить ее эффективность, снизить бесконтрольный отсев юных спортсменов, поднять уровень и стабильность спортивных результатов, также разнообразить тренировочные занятия и повысить эмоциональный фон.

Ключевые слова: психомоторные способности, техническая подготовка, начинающие легкоатлеты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p34-38

PSYCHOMOTOR PREPARATION OF BEGINNER ATHLETES

Aleksandra Sergeevna Belyakova, the post-graduate student, Inessa Yuryevna Gorskaya, the

doctor of pedagogical sciences, professor, Ivan Vladimirovich Rudenko, the candidate of pedagogical sciences, Siberian state university of physical culture and sports, Omsk

Abstract

At the initial stage of training in athletics, the tasks of mastering the techniques of the main disciplines of athletics are of the prime importance, the solution of which can be realized through the develop-

ment of the psychomotor abilities of beginner athletes. The purpose of the study is to experimentally prove the effectiveness of the methodology for the development of psychomotor abilities of beginner athletes aged 9-10 years old. The technique was developed based on research results, which allowed identifying the most significant types of psychomotor abilities for the success of the result in different types of athletics. Beginner girls attended the experiment and athletes aged 9-10 years old. The analysis of the increase in indicators of psychomotor preparedness of beginner girls and athletes during the pedagogical experiment confirmed the effectiveness and positive influence of the means used and their combinations aimed at developing various types of psychomotor abilities. The purposeful development of the psychomotor abilities of beginner athletes can reduce the time and cost of sports training for young athletes, in particular, the formation of the sports technique for athletics, increasing its effectiveness, reducing the uncontrolled dropout of young athletes, increasing the level and stability of sports results, and it also diversifies the training sessions and increases the emotional background.

Keywords: psychomotor abilities, technical training, beginner athletes.

ВВЕДЕНИЕ

На начальном этапе подготовки в легкой атлетике на первое место ставятся задачи по освоению основных двигательных умений и навыков, а также освоению основ техники вида спорта «легкая атлетика», решение которых может реализоваться через развитие психомоторных способностей начинающих легкоатлетов [4, 7]. По мнению исследователей, для эффективного обучения двигательным действиям психомоторные способности имеют большую значимость, как кардинально важный компонент в структуре физических качеств, физической подготовленности. Эти способности не только крайне необходимы для успешного обучения и совершенствования практически во всех видах спорта, но и в отдельных случаях выходят на первый план, доминируя среди факторов, определяющих успешность обучения и спортивного совершенствования [2]. Показатели психомоторного развития так же должны занимать определенное место в комплексной системе функциональной диагностики, особенно в тех видах спорта, где требуется тонкая мышечная чувствительность, двигательная память, высокая оперативность сенсомоторных функций [1]. Сенситивным периодом для развития психомоторных способностей является младший школьный возраст. Психомоторные функции развиваются и совершенствуются в процессе спортивной тренировки. Этот процесс происходит специализированно: становятся более точными и быстрыми процессы и реакции, необходимые для управления движениями и двигательными действиями, регуляции информационного обслуживания наиболее существенных параметров данного рода деятельности [3, 5]. Достигнув определенного уровня совершенства, эти процессы и реакции становятся базой, основой для дальнейшего роста спортивной техники, мастерства спортсмена. Если в ходе спортивной тренировки специально и целенаправленно развивать необходимые психомоторные качества, можно получить дополнительный эффект роста технического мастерства [6, 8].

Цель исследования. Экспериментально доказать эффективность методики развития психомоторных способностей начинающих легкоатлетов 9-10 лет.

МЕТОДИКА

Для оценки уровня развития психомоторных способностей начинающих легкоатлетов-девочек исследовались показатели статической и динамической координации движений, показатели точности оценки и воспроизведения силовых параметров движения, показатели точности оценки и воспроизведения пространственных параметров движения, показатели точности оценки и воспроизведения временных параметров движения, показатели быстроты реагирования, темпо-ритмовых характеристик движения. В эксперименте приняли участие начинающие легкоатлеты-девочки 9-10 лет. Были созданы две группы: контрольная (КГ) - (n=34) и экспериментальная (ЭГ) - (n=31).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Предложенная методика развития психомоторных способностей начинающих легкоатлетов 9-10 лет состояла из тестирующей и развивающей части. Методика разработана на основе результатов исследований, которые позволили выявить наиболее значимые виды психомоторных способностей для успешности результата в разных видах легкой атлетики на основе изучения взаимосвязи показателей психофизических способностей с параметрами физической подготовленности и спортивного результата, а также в процессе анализа модели психомоторного статуса легкоатлетов высокой квалификации.

Продолжительность занятий по методике составляла шесть месяцев, с сентября по февраль 2020 года. Занятия проводились три раза в неделю по двадцать минут в подготовительной части тренировочного занятия и по тридцать минут в основной. Число повторений варьировалось в зависимости от длительности, степени сложности упражнений и составляло 8-12 раз. Проводились эстафеты, подвижные игры, что способствовало интенсивности развития способностей и повышению эмоционального фона занятий.

Развивающая часть состояла из средств, объединенных в блоки, с учетом направленности развития различных видов психомоторных способностей: блок средств для развития способности к статической и динамической координации движений; для развития способности к точности оценки и воспроизведения силовых параметров движения; для развития способности к точности оценки и воспроизведения пространственных параметров движения; для развития способности к точности оценки и воспроизведения временных параметров движения; для развития способности быстроты реагирования и темпо-ритмовых характеристик движения. Данные блоки были включены в разделы общей и специальной физической подготовки.

Использовались такие методические приемы, как: использование зрительных ориентиров и звуковых сигналов; непосредственная физическая помощь; имитация движений; выполнение целостного упражнения только «на технику». Средства аудиомагнита-фонного сопровождения, методические приемы лидирования (например, «покажи, как правильно»). Создание непривычных условий выполнения упражнений, изменение скорости и темпа движений, усложнение упражнений добавлением движения.

Для выявления эффективности разработанной методики развития психомоторных способностей начинающих легкоатлетов 9-10 лет был организован педагогический эксперимент. КГ занималась по программе спортивной подготовки по легкой атлетике на этапе начальной подготовки. ЭГ занималась по разработанной нами методике в течение шести месяцев.

В ходе педагогического эксперимента в ЭГ статистически значимые изменения произошли по таким показателям, как: способность к статической и динамической координации движений, способность к точности оценки и воспроизведения пространственных параметров движения, способность к точности оценки и воспроизведения временных параметров движения, способность к быстроте реагирования и темпо-ритмовым характеристикам движения (таблицы 1, 2).

Таблица 1 - Показатели развития психомоторных способностей начинающих легкоатлетов-девочек (статическая и динамическая координация движений), до и после педагогичен_

Показатели ЭГ (п=31) КГ (п=34) Р ЭГ (п=31) КГ (п=34) Прирост (Д%)

ДО ПОСЛЕ

Проба Ромберга (поза «Аиста») (с) 18,5±7,4 18,1±6,4 >0,05 29,6±4,1 22,6±4,7 6,7*

Балансирование на гимнастической скамейке (с) 8,9, ±0,4 9,0±0,4 >0,05 8,5±0,2 8,9±0,4 1,1*

Повороты на гимнастической скамейке (с) 9,2±0,6 9,2±0,7 >0,05 8,5±0,2 9,0±0,4 1,4*

Сравнительный анализ выявил достоверные различия между показателями психомоторных способностей у начинающих легкоатлетов ЭК и КГ после педагогического экс-

перимента (Р<0,05). Наибольший прирост показателей произошел по способности к точности оценки и воспроизведения временных и пространственных параметров движения.

Таблица 2 - Показатели развития психомоторных способностей начинающих легкоатлетов-девочек (точность воспроизведения, оценки, дифференцирования параметров движения), до и после педагогического эксперимента (Х±о)_

Показатели ЭГ (п=31) КГ (п=34) Р ЭГ (п=31) КГ (п=34) Прирост (Д%)

ДО ПОСЛЕ

Точность оценки и воспроизведения силовых параметров движения

Точность воспроизведения / от макс. результата в прыжке в длину с места (ошибка, см) 6,2±1,7 5,4±1,5 >0,05 4,5±0,1 5,0±1,8 2,6

Точность воспроизведения / от макс. результата динамометрии, правая / левая рука (ошибка, кг) 2,5±0,9 2,7±1 >0,05 1,9±0,5 2,5±0,7 6,8

2,2±0,8 2,1±0,9 >0,05 1,6±0,4 1,9±0,6 4,3

Точность оценки и воспроизведения пространственных параметров движения

Точность оценки размера предъявляемых отрезков (ошибка, %) 20,3±4,6 24,7±4,2 >0,05 18,0±3,4 23,4±3,5 6,5*

Точность оценки величины углов при их движении (ошибка, %) 36,7±5,9 35,6±5,7 >0,05 26,0±2,1 30,9±3,5 4,3

Точность отмеривания амплитуд движений 20° (ошибка0) 2,8±0,7 2,8±,6 >0,05 2,3±0,4 2,6±0,5 3,1

Точность отмеривания амплитуд движений 50° (ошибка0) 4,5±1 3,9±1,1 >0,05 2,9±0,4 3,5±0,8 4,7*

Точность оценки и воспроизведения временных параметров движения

Точность воспроизведения временного интервала, заполненного световым / звуковым стимулом (ошибка, %) 17,1±6,7 18,0±6,1 >0,05 12,8±3,9 17,1±4,9 7,2*

17,2±5,3 18,5±4,1 >0,05 12,7±3,1 17,9±3,8 8,5*

Быстрота реагирования, темпо-ритмовые характеристики движения

Время реакции на свет (мс) 362±35,7 350±28,2 >0,05 326±23,9 346±25,4 1,5*

Время реакции на звук (мс) 472±34,4 477±22,4 >0,05 445±20,1 472±21,1 1,5

Время реакции выбора (мс) 495±54,1 494±48,1 >0,05 445±37,3 483±43,3 2,0*

Теппинг-тест (максимальная частота движений за 10 с, кол-во нажатий) 60±3 60±2,5 >0,05 63±2,4 61±2,2 0,8

Макс. темп бега на месте за 10 с (кол-во раз) 44±1 44±1,2 >0,05 47±1,2 45±1,1 0,9*

Время десятикратного отмеривания амплитуд движений 20°, до и после нагрузки (мс) 507±57,3 517±57 >0,05 461±31 500±49,3 2,0

517±39,8 518±37,7 >0,05 450±30,2 481±37,4 1,7

Примечание: *отмечен достоверный прирост (при Р<0,05)

По показателям способности быстроты реагирования и темпо-ритмовых характеристик движения произошел достоверно значимый прирост, но с незначительными изменениями, что может быть связано со значительной генетической обусловленностью данной психомоторной способности и с малым сроком воздействия. Достоверно значимого прироста показателей по способности точности оценки и воспроизведения силовых параметров движения не выявлено. Возможно, это связано с тем, что развивающими точность дифференцирования мышечных усилий являются упражнения с отягощениями, а юный возраст занимающихся не позволяет в полной мере развивать данную способность.

Анализ прироста показателей психомоторной подготовленности начинающих легкоатлетов-девочек 9-10 лет за время педагогического эксперимента подтвердил эффективность и положительное влияние методики, направленной на развитие различных видов психомоторных способностей.

ВЫВОД

Улучшение показателей развития психомоторных способностей начинающих легкоатлетов-девочек 9-10 лет является критерием эффективности предложенной методики. Целенаправленное развитие психомоторных способностей начинающих легкоатлетов позволит: сократить время и затраты на спортивную подготовку юных спортсменов, в частности на становление спортивной техники видов легкой атлетики, повысить ее эф-

фективность; снизить бесконтрольный отсев юных спортсменов; сделать правильный выбор специализации, поднять уровень и стабильность спортивных результатов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бандаков, М.П. Методика дифференцированного развития специфических координационных способностей футболистов 11-12 лет с учетом типологических особенностей проявления свойств нервной системы / М.П. Бандаков, Г.Г. Полевой // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. - URL : https://science-education.ru/ru/article/view?id=14507 (дата обращения: 01.01.2020).

2. Воронов, Ю.С. Доминантные факторы специальной подготовленности спортсменов 914 лет, специализирующихся в беговых видах ориентирования / Ю.С. Воронов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 31-34.

3. Дубовова, А. А. Развитие психомоторики как компонент психологического сопровождения подготовки юных гимнастов / А. А. Дубовова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3 : Педагогика и психология. - 2009. - № 4. - С. 219-224.

4. Носенко, М.А. Анализ состояния психической готовности юных легкоатлетов на этапе начальной спортивной специализации / М.А. Носенко // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2012. - № 2 (138). - С. 187-191.

5. Озеров, В.П. Психомоторные способности человека / В.П. Озеров. - 2-е изд., стереотип.

- Дубна : Феникс+, 2002. - 316 с.

6. Effects of different aspects of coordination on the fighting methods and sport skill level in cadet judo contestants / G. Lech, H. Sertic, S. Sterkowicz [et al.] // Kinesiology. - 2014. - Vol. 46, No. 1. -P. 69-78.

7. Minu, T.A comparative study of psychomotor abilities subjunior, junior and senior levels of women boxers / T. Minu, Dr. S. Biswas // International Journal of Physical Education, Sports and Health.

- 2016. - Vol. 3, № 5. - P. 400-402.

8. Usefulness of the psychomotor tests for distinguishing the skill levels among older and younger judo athletes / J. Supinski, Z. Obminski, R. Kubacki [et al.] // Arch Budo. - 2014. - No. 10. - P. 315-322.

REFERENCES

1. Bandakov, M.P. and G.G. Polevoy, (2014) "The methodology for the differentiated development of the specific coordination abilities of 11-12-year-old football players, taking into account the typological features of the manifestation of the properties of the nervous system", Modern problems of science and education, No. 5, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14507.

2. Voronov, Yu.S. (2012), "Dominant factors of special preparedness for athletes 9-14 years old, specializing in running orienteering", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (86), pp. 31-34.

3. Dubovova, A.A. (2009), "The development of psychomotor as a component of psychological support for the training of young gymnasts", Bulletin of the Adygea State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, No. 4, pp. 219-224.

4. Nosenko, M.A. (2012), "Analysis of the state of mental readiness of young athletes at the stage of initial sports specialization", Bulletin of the Orenburg State University, No. 2 (138). pp.187-191.

5. Ozerov, V.P. (2002), Psychomotor abilities of a person, Phoenix+, Dubna.

6. Lech, G., Sertic, H. and Sterkowicz, S. et al. (2014), "Effects of different aspects of coordination on the fighting methods and sport skill level in cadet judo contestants", Kinesiology, Vol. 46, No. 1, pp. 69-78.

7. Minu, T. and Dr. Biswas S. (2016), "A comparative study of psychomotor abilities subjunior, junior and senior levels of women boxers", International Journal of Physical Education, Sports and Health, Vol. 3, No. 5, pp. 400-402.

8. Supinski, J., ObminskiZ., Kubacki R. et al. (2014),"Usefulness of the psychomotor tests for distinguishing the skill levels among older and younger judo athletes", Arch Budo, No. 10, pp. 315-322.

Контактная информация: alexa.belyakova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.03.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.