- Дата обращения 01.11.2014.
REFERENCES
1. Gavrilova, E.A. (2001), Stresscardiomyopathy in athletes: myocardial dystrophy physical overexertion, dissertation, St. Petersburg.
2. Zemtsovsky, E.V., Gavrilova, E.A. and Bondarev, S.A. (2002), "Arrhythmic variant of the clinical course of stress cardiomyopathy", Messenger of ' arrhythmology, No. 29, pp. 19-27.
3. Tajmazov, V.A., Vasilenko, V.S., Kositsky, L.S., Antonov, I.N., Afanasyeva, I.A. Safronov, B.N. and Levin, M.J. (2007), "The method of diagnosis of stress cardiomyopathy", Pat. 2292046 RF, available at: http://www.freepatent.ru/patents/2292046.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.11.2014.
УДК 796.412.2
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЧУВСТВА РИТМА И УМЕНИЯ ВЫПОЛНЯТЬ ДВИЖЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С МУЗЫКАЛЬНЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ У СТУДЕНТОК ВУЗОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ГИМНАСТИКОЙ
Татьяна Викторовна Сизова, старший преподаватель, Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Санкт-Петербург
Аннотация
Студенческий возраст характеризуется изменениями ценностных ориентиров, которые меняются под влиянием средовых факторов. Среди студенческой молодежи большой популярностью пользуются гимнастические дисциплины, которые отражены в современных программах по физическому воспитанию в вузах. Средства художественной гимнастики являются универсальными для занятий с девушками, поскольку дают возможность не только обеспечить адекватную физическую нагрузку, но и способствуют повышению эстетического воспитания студенток. В статье приводятся данные по исследованию чувства ритма и умений выполнять движения в соответствии с музыкальным сопровождением у студенток вуза не физкультурного профиля, начавших заниматься художественной гимнастикой в возрасте 17-19 лет. Показана динамика результатов за год занятий художественной гимнастикой. Выявлена связь между показателями чувства ритма и умением согласовывать движения с музыкальным сопровождением.
Ключевые слова: художественная гимнастика, физическое воспитание, чувство ритма, музыкальное сопровождение, музыкально-двигательная подготовка.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.11.117.p135-139
IMPROVEMENT OF FEELING OF THE RHYTHM AND ABILITY TO CARRY OUT THE MOVEMENTS ACCORDING TO MUSIC AMONG THE STUDENTS OF THE HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS DOING RHYTHMIC GYMNASTICS
Tatyana Viktorovna Sizova, the senior teacher, Petersburg State University of Means of Communication of the Emperor Alexander I,
St. Petersburg
Annotation
Student age is characterized by changes in values, which are influenced by the environmental factors. The gymnastic disciplines are very popular among the students, which are reflected in the modern physical education programs in higher schools. Rhythmic gymnastics is universal tool for training with the girls, because they do not only provide adequate physical activity, but also contribute to the aesthetic education of the students. The article provides data on the research of sense of rhythm and ability to perform the movements in accordance with the musical accompaniment among the university students of nonsports Profile University started the rhythmic gymnastics at the age of 17-19 years. Dynamics of the results within a year cycle of the rhythmic gymnastics practicing has been shown. The author identified a
link between a sense of rhythm and ability to coordinate movements with music.
Keywords: rhythmic gymnastics, physical education, sense of rhythm, music, musical and physical preparation.
Музыкально-двигательная подготовка является одним из компонентов технической подготовки в художественной гимнастике, который связан с развитием артистичности спортсменок [1, 6]. Основными ее задачами являются освоение элементов музыкальной грамоты, формирование умений слушать, понимать и сопереживать музыке, выполнять движения в соответствии с ее характером, темпом, ритмом, динамикой и находить наиболее соответствующие музыке движения. Музыкально-двигательная подготовка начинается с формирования у занимающихся простейших знаний и умений в этой области, заканчивается сложными творчески-поисковыми заданиями, связанными с составлением музыкально-двигательных этюдов и фрагментов произвольных комбинаций [2, 3]. Такой подход позволяет постепенно формировать эстетические качества и у студенток занимающихся художественной гимнастикой, осуществлять их эстетическое воспитание.
В практике художественной гимнастики для оценки простейшего проявления чувства ритма традиционно применяется контрольное задание, связанное с повтором занимающимися предложенного тренером ритмического рисунка с помощью хлопков. Однако оценка результата осуществляется «на слух», что предъявляет повышенные требования к эксперту, производящему оценку. В исследованиях Ю.В. Смирновой также используется данная методика, и оценка результатов производится в баллах, выставляемых экспертом за каждый воспроизведенный испытуемым ритмический рисунок [5].
В рамках настоящего исследования процедура тестирования была модифицирована за счет использования современных технологий аудио и видеозаписи, разработанной оригинальной компьютерной программы оценки показателей чувства ритма. Кроме того предложена шкала градации ошибок при оценивании экспертами выполнения контрольного упражнения на согласование движений с музыкальным сопровождением. Индивидуальное тестирование каждой студентки осуществлялось до и после эксперимента таким образом, чтобы испытуемые не могли заранее ознакомиться с контрольными заданиями и не испытывали дискомфорта от присутствия экспертов. Для проверки чувства ритма предварительно готовились фонограммы (аудиофайлы) с записью трёх различных ритмических рисунков, производимых 10-ю хлопками. Запись осуществлялась через наружный микрофон, подключенный к компьютеру. Использовалась программа Adobe Audition 3.0. Студенткам предлагалось прослушать первую запись и воспроизвести ее хлопками, затем, то же сделать со второй и третьей записями. Воспроизводимые студентками ритмические рисунки записывались с использованием того же оборудования и программы. Для оценки результатов производилось сравнение образца фонограммы и варианта, воспроизведенного студентом (пробы), с использованием оригинальной компьютерной программы; высчитывалось соответствие интервалов (пауз) между хлопками, а также длительность пробы. Максимально точное воспроизведение ритмического рисунка оценивалось, как единица (100% совпадение образца и пробы). Чем меньше соответствия между образцом и пробой, тем ниже оценка относительно единицы. В предложенной программе также учитывался коэффициент личного времени, определяемый как отношение времени выполнения теста к времени звучания образца, что позволило вычислить показатель точности независимо от личного времени. Компьютерная обработка результатов проб позволила избежать субъективности и с высокой точностью (до тысячных долей) определить степень соответствия образца и пробы.
В условиях учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности должны отражаться умения гимнасток оценивать и воспроизводить движениями присущие каждому музыкальному сопровождению специфические характеристики. Согласование движений с музыкальным сопровождением в художественной гимнастике традиционно оценивается методом экспертной оценки. В практике работы со студентками не
физкультурных вузов, занимающихся на занятиях по физической культуре художественной гимнастикой, такая оценка не может быть применена, так как девушки не обладают достаточным уровнем подготовленности для разучивания композиций в первые месяцы занятий. Исходя из сказанного, нами был предложен метод оценивания умений согласовывать движения с музыкальным сопровождением. Студентки разучивали упражнение на 8 счетов, доступное в координационном отношении всем занимающимся, и выполняли его 4 раза под музыкальное сопровождение (например, под современную эстрадную музыку, размер 4/4, темп умеренный). Девушки самостоятельно выбирали момент для начала и окончания упражнения. Видеокамера, установленная в помещении, фиксировала все движения студентки. Оценка результатов полученных видеозаписей проводилась по 10-бальной шкале независимыми экспертами (квалифицированные тренеры по художественной гимнастике с 15-летним стажем работы).
Разработанная экспериментальная методика музыкально-двигательной подготовки студенток вузов не физкультурного профиля, была проверена на занятиях по физической культуре со студентками отделения художественной гимнастики, в течение педагогического эксперимента в 2011-2012 учебном году на кафедре «Физическая культура» Петербургского государственного университета путей сообщения. В эксперименте приняли участие 60 студенток 1-2 курса.
Студентки контрольной группы занимались по традиционной методике обучения, по программе, которая предусматривала вербальную коррекцию нарушений, связанных с сочетанием движений и музыкального сопровождения. В экспериментальной группе к традиционной методике был добавлен блок специальных заданий на согласование музыкального сопровождения и движений. Например, при совершенствовании чувства ритма занимающимся предлагалось воспроизводить хлопками прозвучавший музыкальный фрагмент в парах, поочередно выполняя по одному хлопку и стремясь выдерживать соответствующие данному образцу паузы, обеспечивающие гармоничное звучание ритма, как если бы его воспроизводил один человек. Общая моторная плотность занятий в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах не имела существенных различий.
Описанные выше контрольные задания, наряду с другими тестами и пробами выполнялись девушками обеих групп до и после окончания эксперимента. Результаты, показанные испытуемыми в двух контрольных заданиях, представлены в таблице 1.
Таблица1
Статистические показатели проверки чувства ритма и умения выполнять движе-
ния в соответствии с музыкальным сопровождением до и после эксперимента
№ Контрольное задание Этап Контрольная группа (п=30) Экспериментальная группа (п=30)
X ±а Р X ±а Р
1 Чувство ритма До После 0,70±0,05 0,76±0,04 р>0,05 0,73±0,04 0,95±0,01 р<0,001
2 Выполнение движений в соответствии с муз. сопровождением До После 4,22±0,60 4,98±0,66 р>0,05 4,72±0,64 8,57±0,28 р<0,001
Как следует из таблицы 1, статистически достоверные различия (р<0,001) в результатах выполнения задания на чувство ритма продемонстрировали студентки экспериментальной группы. Для определения достоверности различий использовался 1-критерий Стьюдента. В контрольной группе также зафиксирован прирост результатов, однако различия статистически не достоверны (р>0,05). Установлено, что выполнение контрольного задания на согласование движений в соответствии с музыкальным сопровождением у девушек экспериментальной группы возросло на 81,57%, различия статистически достоверны (р<0,001). Студентки контрольной группы улучшили результат на 18%, однако различия статистически не достоверны (р>0,05). Таким образом, прирост результатов в экспериментальной группе превысил прирост показателей контрольной группы в 4,5 раза, что свидетельствует о существенном влиянии экспериментальной ме-
тодики на музыкально-двигательную подготовленность студенток.
Для выявления зависимости между результатами выполнения двух вышеописанных контрольных заданий применяли корреляционный анализ, используя коэффициенты корреляции Браве-Пирсона и Спирмена. Нами были получены следующие результаты.
В контрольной группе до эксперимента коэффициент корреляции Браве-Пирсона составил 0,86, коэффициент Спирмена - 0,99. После эксперимента значения составили r=0,89 и rs=0,96 соответственно. В экспериментальной группе до эксперимента коэффициент корреляции Браве-Пирсона составил 0,9, коэффициента Спирмена - 0,98. После эксперимента - r=0,95 и rs=0,98 соответственно. Все коэффициенты значительно превосходят критические значения для выборки n=30 (гкр=0,055) и являются достоверными (p<0,001), что свидетельствует о сильной корреляционной зависимости между исследуемыми величинами. Это позволяет сделать заключение о том, что чувство ритма и умение выполнять движения в соответствии с музыкальным сопровождением являются взаимосвязанными показателями, динамика которых определяется эффективностью методики музыкально-двигательной подготовки, применяемой на занятиях по художественной гимнастике со студентками. Полученные данные позволяют предположить возможность применения предложенной методики при подготовке спортсменов и в других видах спорта, связанных с «искусством движений», таких как спортивная гимнастика, акробатика, спортивная аэробика, бальные танцы, фигурное катание и синхронное плавание для совершенствования музыкально двигательной подготовки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Взаимосвязь эстетических ценностей и зрительских впечатлений при исполнении соревновательных упражнений в гимнастических видах спорта / И.А. Винер, Р.Н. Терехина, М.А. Плеханова, А.М. Кабаева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 10 (56). - С. 102-105.
2. Винер, И.А. Уровень артистичности гимнасток на этапе начальной и специализированной подготовки / И. А. Винер // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 3 (85). - С. 49-53.
3. Карпенко, Л.А. Методика составления произвольных комбинаций, формирования творческих умений и музыкально-двигательной подготовки в художественной гимнастике : метод. рекомендации / Л.А. Карпенко. - СПб. : [б. и.], 1994. - 30 с.
4. Ковшура, Т.Е. Особенности учебно-тренировочного процесса по спортивной аэробике студентов непрофильных вузов / Т.Е. Ковшура, Е.С. Крючек // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 9 (79). - С. 90-93.
5. Смирнова, Ю.В. Регулирование занятий физическими упражнениями посредством музыкального сопровождения : дис. ... канд. пед. наук / Смирнова Ю.В. - 2013. - 253 с.
6. Эстетические показатели исполнительского мастерства в гимнастических видах спорта / И.А. Винер, Р.Н. Терехина, Л.И. Турищева, М.Э. Плеханова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 11 (45). - С. 98-101.
REFERENCES
1. Viner, I.A., Terekhina, R.N., Plekhanova, M.A. and Kabayeva, A.M. (2009), "Interrelation of esthetic values and spectator impressions at execution of competitive exercises in gymnastic sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 56, No. 10, pp. 102-105.
2. Vner, I.A. (2012), "Level of artistry of gymnasts at a stage of initial and specialized preparation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 85, No. 3, pp. 49-53.
3. Karpenko L.A. (1994), the Technique of drawing up any combinations, formations of creative abilities and musical and motive preparation in rhythmic gymnastics, publishing house Lesgaft University, St. Petersburg.
4. Kovshura, T.E. and Kryuchek E.S. (2011), "Features of educational and training process on sports aerobics of students of non-core higher education institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 79, No. 9, pp. 90-93.
5. Smirnova, Yu.V. (2013), Regulation of occupations by physical exercises by means of music, dissertation, St. Petersburg.
6. Viner I.A., Terekhina, R.N., Turishcheva, L.I. and Plekhanova, M.E. (2008), "Esthetic indicators of mastery in gymnastic sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 45, No. 11, pp. 98-101.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.11.2014.
УДК 378
УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ ПРИ ПОМОЩИ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ БЕГЛОСТИ
АНГЛИЙСКОЙ РЕЧИ
Ирина Владимировна Смотрова, кандидат филологических наук, доцент, Елена Дмитриевна Вяльцева, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической культуры, Анжелика Камильевна Панкратова, аспирант, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва
Аннотация
В статье рассматриваются различные аспекты отработки навыков беглости речи. Автоматизм употребления речевых клише неизбежно ведет к повышению скорости речи. Грамматически и лексически правильная речь должна быть прагматичной, отмеченной дискурсивными маркерами. Применение данной методики на занятиях по иностранному языку не только сделает занятие эффективным, но также будет способствовать реализации метапредметных связей.
Ключевые слова: беглость, прагматика речи, автоматизм и скорость речи, дискурсивные маркеры, мотивация.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.11.117.p139-142
IMPROVEMENT OF QUALITY OF TRAINING OF SPORTS MANAGERS BY MEANS OF INTRODUCTION OF NEW TECHNOLOGIES OF TRAINING OF
FLUENCY OF THE ENGLISH SPEECH Irina Vladimirovna Smotrova, the candidate of philological sciences, senior lecturer, Elena Dmitriyevna Vyaltseva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh State Institute of Physical Culture, Anjelica Kamilyevna Pankratova, the post-graduate student, Plekhanov Russian Academy of Economics, Moscow
Annotation
The article discusses various aspects of the practicing fluency. The automaticity of the use of speech clichés inevitably leads to the increase in the speed of speech. Grammatically and lexically correct, we must be pragmatic; moreover, our speech should be marked by discourse markers. The use of this technique in the classroom for foreign language will not only make the lesson effective, but will also contribute to the implementation of interdisciplinary relations.
Keywords: fluency, pragmatic speech, automaticity and speed of speech, discourse markers and motivation.
На данном этапе профессия спортивного менеджера требует изысканного искусства управления людьми и общения с ними. Объективно и закономерно, что возникает потребность выхода менеджеров на международный уровень. Международный уровень предполагает общение не только на русском, но и на других языках. Английский язык в спортивном мире высоко востребован и практикуем. Возникает необходимость в быстром и качественном обучении топ-менеджеров английскому языку. Принципы руковод-