Научная статья на тему 'Взаимосвязь способности к любви и опыта близких отношений с доминирующим стилем любовных отношений у студентов'

Взаимосвязь способности к любви и опыта близких отношений с доминирующим стилем любовных отношений у студентов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
702
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛЬ ЛЮБОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ / СПОСОБНОСТЬ К ЛЮБВИ / ОПЫТ БЛИЗКИХ ОТНОШЕНИЙ / STYLE ROMANTIC RELATIONSHIPS / THE ABILITY TO LOVE / THE EXPERIENCE OF INTIMACY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Стрижкова Елена Николаевна

Юноши и девушки серьёзно относятся к любовным отношениям: большинство стремится к любовным отношениям с акцентами на дружбе и жертвенности, чувственность отодвигается на второй план. Юноши, предпочитающие стиль любовных отношений с акцентом на жертвенности, стремятся к глубоким отношениям и не признают легкомысленной игры. Девушки более рациональны в любовных отношениях, чем юноши.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Relationship and ability to love experience in close relationships with the dominant style of a love relationship among the students

Boys and girls are serious about love relationships: most of them committed to loving relationships with emphasis on friendship and sacrifice, sensuality pushed into the background. Young men who prefer style romantic relationships, with an emphasis on self-sacrifice, seek deeper relationship and do not recognize a frivolous game. Girls are more rational in romantic relationships than men.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь способности к любви и опыта близких отношений с доминирующим стилем любовных отношений у студентов»

УДК 151.7

ББК 88.835.21

Стрижова Елена Николаевна

аспирант

кафедра теоретической и прикладной психологии Челябинский государственный педагогический университет г.Челябиснк Strizhova Elena Nikolaevna Post-graduate Chair of theoretical and applied psychology Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Poplava61@mail.ru Взаимосвязь способности к любви и опыта близких отношений с доминирующим стилем любовных отношений у студентов Relationship and ability to love experience in close relationships with the dominant style of a love relationship among the students

Юноши и девушки серьёзно относятся к любовным отношениям: большинство стремится к любовным отношениям с акцентами на дружбе и жертвенности, чувственность отодвигается на второй план. Юноши, предпочитающие стиль любовных отношений с акцентом на жертвенности, стремятся к глубоким отношениям и не признают легкомысленной игры. Девушки более рациональны в любовных отношениях, чем юноши.

Boys and girls are serious about love relationships: most of them committed to loving relationships with emphasis on friendship and sacrifice, sensuality pushed into the background. Young men who prefer style romantic relationships , with an emphasis on self-sacrifice, seek deeper relationship and do not recognize a frivolous game. Girls are more rational in romantic relationships than men .

Ключевые слова: стиль любовных отношений, способность к любви, опыт близких отношений.

Key words: style romantic relationships , the ability to love , the experience of intimacy.

К концу юношеского периода завершаются процессы созревания.

Специфика и своеобразие любовных отношений взрослого субъекта определяется его личностной и эмоциональной зрелостью, уровнем развития сознания, качеством "базовых объектных отношений и моделей", которые и задают определённый стиль. Выделяют шесть стилей любви (Lee, Hendrick & Hendrick).

Постановка проблемы

Цель исследования: апробация авторской методики ТСЛ (тест стилей любовных отношений). В качестве объекта исследования выступили студенты III

- IV курсов ЮУрГУ (19-21 г.). Общее количество испытуемых составило 48 человек, их них 24 юноши и 24 девушки. Предметом исследования являются различные психологические феномены стилей любовных отношений. Основная гипотеза: авторский тест ТСЛ (тест стилей любовных отношений) достаточно валиден. Частная гипотеза: стили любовных отношений дают корреляции с определёнными характеристиками способности к любви и опыта близких отношений. Задачи исследования: 1) проанализировать взаимосвязь между показателями авторского теста ТСЛ (тест стилей любовных отношений) и показателями современных методик из смежных областей психологического научного знания в целом по всей выборке; 2) выявить тенденции и закономерности, наблюдающиеся в предпочтении стилей любовных отношений в целом по всей выборке.

Методика исследования

Мы обратились к широко известным, апробированным методикам: "Способность к любви" М. И. Розеновой [6], "Опыт близких отношений" К. Бреннан и Р. К. Фрейли в адаптационном варианте, представленном Т. В. Казанцевой [2]. Эти методики призваны изучать психологические феномены, по своей проблематике сходные с нашими исследовательскими задачами. Авторский тест ТСЛ (тест стилей любовных отношений) состоит из 50 вопросов и утверждений, касающихся разных жизненных ситуаций как реальных, так и представляемых [5]. Ориентируясь на стили любви, можно говорить о шести стилях любовных отношений с разными акцентами, например, на 1) дружбе; 2) жертвенности, 3) увлечённости; 4) одержимости; 5) рациональности; 6) поверхностности. Предполагается, что испытуемый даёт ответ по бинарной системе: "+" (согласен) или "-" (не согласен). Тест включает в себя 6 отдельных субшкал, соответствующих стилям любовных отношений с различными акцентами (на дружбе, на жертвенности, на увлечённости; на одержимости; на рациональности; на поверхностности). Обработка результатов тестирования включает в себя стандартные статистические критерии: вычисление средних значений, а также использование критерия хи-квадрат Пирсона (х2). В исследо-

163 Вестник ЧГПУ 12.2'2013

вании приняли участие 48 студентов III - IV курсов в возрасте 19 - 21 года (24 девушки и 24 юноши). Мы сочли возможным сопоставить показатели трёх методик и проанализировать данные по выборке в целом.

Результаты исследования и их обсуждение Обратимся к показателям средних значений предпочтения (отвержения) того или иного стиля любовных отношений всей выборкой в целом (табл. 1).

Таблица 1 - Показатели среднего значения предпочтения-отвержения стилей любовных отношений с различными акцентами_____________________

Стиль любовных отношений с акцентом на дружбе Стиль любовных отношений с акцентом на жертвенности Стиль любовных отношений с акцентом на увлечённости Стиль любовных отношений с акцентом на одержимости Стиль любовных отношений с акцентом на рациональности Стиль любовных отношений с акцентом на поверхностности

выборка 5, 541 3,624 -1,833 1,0 -1,125 -5,958

По таблице видно, что наиболее предпочтителен среди юношей и девушек оказывается стиль любовных отношений с акцентом на дружбе (5,541). Иными словами, большинство юношей и девушек стремятся в любовных отношениях к глубокой заинтересованности, доверительности, интимности. Высоко оценивается всей выборкой стиль любовных отношений с акцентом на жертвенности (3,624). Иными словами, в любовных отношениях очень часто юноши и девушки стремятся к альтруизму. Положительно и юноши и девушки относятся к стилю любовных отношений с акцентом на одержимости (1,0). Иными словами, склонность к невротизации в любовных отношениях положительно оценивается молодёжью (сказывается, по-видимому, влияние литературы и телевидения). Отрицательное значение в общей выборке получает показатель стиля любовных отношений с акцентом на рациональности (-1,125). Иначе говоря, юноши и девушки склонны в любовных отношениях больше доверять чувствам и эмоциям, а не доводам рассудка. Стиль любовных отношений с акцентом на увлечённости отрицается всей выборкой (-1,833). Другими словами, большинство юношей и девушек чувственность в любовных отношениях ставят на второй план. Самые низкие показатели в выборке замечены по стилю лю-

бовных отношений с акцентом на поверхностности (-5,958). Это свидетельствует о том, что большинство юношей и девушек отвергают лёгкие, ни к чему не обязывающие любовные отношения. Иначе говоря, и юноши и девушки считают любовные отношения важной частью своей жизни, серьёзно относятся к любовным отношениям.

Для того чтобы продолжить дальнейшие исследования, мы сочли необходимым представить и проанализировать картину способности к любви в юношеской выборке в целом. Показатели среднего значения по всей выборке составляют 87,291. Это говорит о том, что уровень способности к любви у юношей и девушек достаточно высокий. Показатели среднего значения у девушек 88,583. Показатели среднего значения у юношей 86,0. Данные свидетельствуют о том, что способность к любви у девушек выше, чем у юношей. Несмотря на то, что разница в показателях средних значений незначительная, высокий уровень выраженности способности к любви наблюдается у 12 девушек (50 %) и у 7 юношей (29 %). Все остальные юноши и девушки продемонстрировали средний уровень выраженности способности к любви (1 девушка - ниже среднего). Специалисты отмечают, что "более высокая корреляционная связь обнаруживается между показателем способности к любви и полом респондентов. Данный показатель имеет тенденцию и даже закономерность быть более высоким у женщин в сравнении с мужчинами" (М. И. Розенова).

Проверим, существует ли взаимосвязь между показателями способности к любви и предпочтением определённого стиля любовных отношений в целом по студенческой выборке. Для этого используется критерия хи-квадрат Пирсона (х2) (табл. 2)

Таблица 2 - Взаимосвязь показателей теста "Способность к любви" и предпочтения стилей любовных отношений по выборке в целом ________________

Шкалы теста "Способность к любви" Стиль любовных отношений с акцентом на дружбе Стиль любовных отношений с акцентом на жертвенности Стиль любовных отношений с акцентом на увлечённости Стиль любовных отношений с акцентом на одержимости Стиль любовных отношений с акцентом на рациональности Стиль любовных отношений с акцентом на поверхностности

эмпатия, 0 0,194 0,013 0,221 0,0571 -0,054

идентиф-я

зависимость / автономия 0 0,0612 0,119 0,160 0,124 0,107

агрессивность, враждебность 0 -0,128 0,148 0 -0,109 0,117

терпимость, самоконтроль 0 0,094 0,164 -0,117 -0,172 0,057

забота, долг 0 *0,465 -0,171 -0,176 -0,10 -0,138

альтруизм / эгоизм 0 0,260 -0,217 -0,179 -0,121 0,047

эмотивность, чувствительность 0 0,3471 -0,053 0,208 0,123 -0,082

стойкость эмоций 0 0,242 -0,208 0,135 0,278 -0,064

эмоциональное принятие других 0 0,264 0,276 -0,168 -0,148 -0,007

эмоциональное принятие себя 0 -0,036 0,214 *-0,422 -0,047 0,043

общая оценка (по шкале) 0 *0,476 -0,041 -0,015 -0,012 -0,063

Примечания: Примечания: *Гкр.= 0,4 на уровне р < 0,95;

Данные, представленные в таблице, показывают следующее.

В студенческой выборке не наблюдается значимых корреляций между отдельными показателями шкалы "Способность к любви" и стилями любовных отношений с акцентами на дружбе, увлечённости, рациональности и поверхностности. Это объясняется тем, что представленные методики "зацепляют" разные психологические свойства и направлены на исследование разных психологических феноменов. Другими словами, методика "Способность к любви" и тест стилей любовных отношений не дублируют друг друга.

Значимые положительные корреляции наблюдаются по показателям стиля любовных отношений с акцентом на жертвенности и общей шкалой "Способность к любви" (г = 0,476; Гкр = 0,4 на уровне р < 0,95), а также показателем стиля любовных отношений с акцентом на жертвенности и шкалой забота (долг) методики "Способность к любви" (г = 0,465; Гкр = 0,4 на уровне р < 0,95). То есть можно сказать, что у студентов, предпочитающих стиль любовных отношений с акцентом на жертвенности, вероятнее всего можно обнаружить высокую способность к любви . Иначе говоря, личности с ярко выраженной спо-

шениях. Также молодые люди, предпочитающие стиль любовных отношений с акцентом на жертвенности, стремятся проявлять заботу. Другими словами, юноши и девушки, предпочитающие стиль любовных отношений с акцентом на жертвенности, обладают обострённым чувством долга.

Значимая отрицательная корреляция замечена между показателем по стилю любовных отношений с акцентом на одержимости и показателем шкалы эмоционального принятия себя методики способности к любви (г = - 0,422; Гкр =

0,4 на уровне р < 0,95). Можно сказать, что у юношей и девушек, предпочитающих стиль любовных отношений с акцентом на одержимости, снижена самооценка. Другими словами, личности с низкой самооценкой часто предпочитают стиль любовных отношений с акцентом на одержимости.

Далее проверим, существует ли взаимосвязь между показателями шкал тревожности и избегания близости методики "Опыт близких отношений" и предпочтением определённого стиля любовных отношений в студенческой выборке. Для этого используется критерия хи-квадрат Пирсона (%2) (табл. 3).

Таблица 3 - Взаимосвязь показателей теста "Опыт близких отношений" и предпочтения стилей любовных отношений ______________________________________

Шкалы теста "Опыт близких отношений" Стиль любовных отношений с акцентом на дружбе Стиль любовных отношений с акцентом на жертвенности Стиль любовных отношений с акцентом на увлечённости Стиль любовных отношений с акцентом на одержимости Стиль любовных отношений с акцентом на рациональности Стиль любовных отношений с акцентом на поверхностности

тревожность 0 0,039 0,020 **0,526 0,086 -0,130

избегание близости 0 *- 0,439 0,167 0,076 0,058 0,040

Примечания: *Гкр.= 0,4 на уровне р < 0,95; **Гкр.= 0,52 на уровне р < 0,99.

Данные, представленные в таблице, показывают следующее.

Обнаружена одна положительная корреляционная связь на уровне закономерности между показателем шакалы тревожности и показателем стиля любовных отношений с акцентом на одержимости (г = 0,526; Гкр = 0,52 на уровнер < 0,99). Тревожные личности всегда стремятся к стилю любовных отношений с акцентом на одержимости. Другими словами, восторженно-возбуждённое состояние переживают в любовных отношениях личности с высоким уровнем

тревожности. Наблюдается одна отрицательная корреляционная связь между показателем шкалы избегания близости и показателем стиля любовных отношений с акцентом на жертвенности (г = - 0,439; Гкр = 0,4 на уровне р < 0,95). Личности с высокими оценками избегания близости менее всего стремятся к стилю любовных отношений с акцентом на жертвенности. Иначе говоря, личности, предпочитающие стиль любовных отношений с акцентом на жертвенности, не будут избегать близости.

Выводы

1) Высокий уровень выраженности способности к любви наблюдается в студенческой выборке со всеми типами привязанности и стилями любовных отношений.

2) Большинство юношей и девушек стремятся к любовным отношениям с акцентами на дружбе и жертвенности. Меньшее количество юношей и девушек отдают предпочтение стилям любовных отношений с акцентом на поверхностности и увлечённости.

Представленные нами результаты в какой-то мере отражают определённые тенденции взглядов и убеждений современного общества. Мы не исключаем того, что степень предпочтения или отвержения разных стилей любовных отношений в значительной мере обусловлена социальными стереотипами.

Библиографический список

1. Казанцева, Т. В. Адаптация модифицированной методики "Опыт близких отношений" К. Бреннан и Р. К. Фрейли [Текст] / Т. В. Казанцева // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. № 34 (74): Аспирантские тетради. Ч. II - СПб., 2008. -С.139 - 144.

2. Казанцева, Т. В. Социально-психологические детерминанты межличностной привязанности: Дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.05. - СПб. - 2011.

3. Куницына, В. Н., Казанцева, Т. В. Воспроизведение типов привязанности в отношениях с близкими людьми [Текст] / В. Н. Куницына, Т. В. Казанцева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. 2009. Вып. 1. Ч. II. - С. 3-7.

4. Лупандин, В. И., Стрижова, Е. Н. Психометрический анализ теста ТСЛ [Текст] / В. И. Лупандин, Е. Н. Стрижова // Психол. вестн. Урал. ун-та. Вып. 8.

- Екатеринбург, 2009. - С. 183-194.

5. Розенова, М. И. Отношения любви в контексте образования и развития личности: Дисс. ... док-ра психол. наук: 19.00.07. - М., 2006.

Bibliography

1. Kazantseva, T. V. Adaptation of the modified technique. Experience of intimate relationships [Text]/ K. Brennan and P. K. Frehley / / News RSPU of Herzen. №34 (74): Postgraduate notebooks. Part II, - St. Petersburg, 2008. - Pp. 139 - 144.

2. Kazantseva, T. V. Socio-psychological determinants of interpersonal attachment: Diss. ... Candidate of Psychol.: 19.00.05. - St. Petersburg, 2011.

3 . Kunitsyna, V. N. , Kazantseva T.V. Playback of attachment in relationships with loved ones [Text] / V. N. Kunitsyna, T.V. Kazantseva / / Vestnik of St. Petersburg University. Ser. 12. 2009 . Edition 1. Part II. - Pp. 3-7.

4. Lupandin, V. I., Strizhova, E. N. Psychometric analysis of TSL test [Text]

/ V. I. Lupandin, E. N. Strizhova // Psychol . vestn . Ural Univ. Edit.8. - Ekaterinburg, 2009 - Pp. 183-194.

5. Rozenova, M. I. Love relationship in the context of education and personal development: Diss. ... Doctor of psychol. 19.00.07. - M., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.