Научная статья на тему 'Влияние экспериментально-генетического метода на показатели психологических характеристик любовных отношений в юности'

Влияние экспериментально-генетического метода на показатели психологических характеристик любовных отношений в юности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
311
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛИ ЛЮБОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ С АКЦЕНТАМИ НА ДРУЖБЕ / УВЛЕЧЁННОСТИ / ЖЕРТВЕННОСТИ / ОДЕРЖИМОСТИ / РАЦИОНАЛЬНОСТИ / ПОВЕРХНОСТНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стрижова Елена Николаевна

Ситуация формирующего эксперимента положительно повлияла на психологические компоненты способности к любви и стилей любовных отношений её участников. У девушек значительно снизился компонент одержимости. У юношей увеличилось количество человек с высоким уровнем выраженности способности к любви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of the experimental-genetic method on the indices of the psychological features of love relations among the young

The situation of forming experiment influenced positively on the psychological components of the ability to love and styles of love relations of its participants. The component of obsession has reduced greatly within girls. More young men show high level of expression (intention) of the ability to love.

Текст научной работы на тему «Влияние экспериментально-генетического метода на показатели психологических характеристик любовных отношений в юности»

Х=5,03±2,33 балла, у представителей ситуативных видов спорта исследуемый показатель составил х=5,90±2,45 балла. Сравнение данных показателей с помощью t-критерия Сть-юдента, не выявило достоверность различий в применении ассертивного типа поведения между спортсменами ситуативных, циклических и ациклических видов спорта.

Таким образом, исследование типов поведения спортсменов в актуальных для них конфликтных ситуациях с помощью методики «Конфликтные ситуации в спорте» показало:

Во-первых, ассертивный тип поведения является доминирующим, по применению, среди спортсменов, в ходе конфликтов, возникающих в спортивной деятельности, при этом диапазон «нормального» использования данного типа поведения составляет от 3 до 8 баллов.

Во-вторых, спортсмены с доминирующим типом ассертивного поведения характеризуются как ответственные, с высокой нормативностью и контролем поведения, осознанным принятием решений, доверчивостью и открытостью. В структуре личности таких спортсменов отсутствуют внутренняя неудовлетворённость и конфликтность. В ходе конфликтного взаимодействия такие спортсмены склонны брать ответственность за разрешение актуального спортивного конфликта на себя. Кроме того, конфликт, в актуальной для них спортивной деятельности выполняет важную мотивирующую и стимулирующую функции, повышая желание тренироваться, вызывая ощущения прилива сил, и заполняя имеющийся вакуум в такой ценностной сфере как «интересная работа».

В-третьих, эксперимент показал, что ассертивный тип поведения в большей степени характерен для менее квалифицированных спортсменов, спортсменов мужского пола и спортсменов, представляющих ситуативные виды спорта, хотя достоверных различий между различными выборками испытуемых не выявлено.

ЛИТЕРАТУРА

1. Петров, С.И. Валидность и надёжность методики «Конфликтные ситуации в спорте» / С.И. Петров // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 5 (99). - С. 110-114.

REFERENCES

1. Petrov S.I. (2013), "Validity and reliability of the technique "Conflict situations in sports"", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 99, No. 5, pp. 110-114.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 15.11.2014.

УДК 151.7

ВЛИЯНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКОГО МЕТОДА НА ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛЮБОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЮНОСТИ

Елена Николаевна Стрижова, аспирант, Челябинский государственный педагогический университет

Аннотация

Ситуация формирующего эксперимента положительно повлияла на психологические компоненты способности к любви и стилей любовных отношений её участников. У девушек значительно снизился компонент одержимости. У юношей увеличилось количество человек с высоким уровнем выраженности способности к любви.

Ключевые слова: стили любовных отношений с акцентами на дружбе, увлечённости, жертвенности, одержимости, рациональности, поверхностности.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.12.118.p277-283

INFLUENCE OF THE EXPERIMENTAL-GENETIC METHOD ON THE INDICES OF THE PSYCHOLOGICAL FEATURES OF LOVE RELATIONS AMONG THE YOUNG

Elena Nikolaevna Strizhova, the post-graduate student, Chelyabinsk State Pedagogical University

Annotation

The situation of forming experiment influenced positively on the psychological components of the ability to love and styles of love relations of its participants. The component of obsession has reduced greatly within girls. More young men show high level of expression (intention) of the ability to love.

Keywords: love relationship styles with accents on friendship, excitement, sacrifice, obsession, rationality, superficiality.

Юношеский период характеризуется тем, что одной из ведущих потребностей становится потребность в романтической любви. Любовные отношения дают субъекту опыт верности и ответственности за другого, создают возможности лучшего понимания людей и самого себя. Происходит осознание того, что отношения являются достаточно сложным феноменом и требуют вложения многих личных усилий. В некоторых случаях, начиная с более ранних возрастов, человек может полагать, что главной проблемой любви является нахождение «правильного» объекта любви, хотя проблема заключается, по замечанию Э. Фромма, в неумении любить самому. В целом же основные преобразования и коллизии личности взрослого человека происходят под влиянием любовных отношений и в них же находят своё выражение.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Цель исследования: изменение психологических характеристик способности к любви, опыта близких отношений и показателей стилей любовных отношений личности в ситуации формирующего эксперимента. В качестве объекта исследования выступили студенты I курса Челябинского колледжа информационно-промышленных технологий и художественных промыслов (16-17 лет). Общее количество испытуемых составило 72 человека, экспериментальная группа - 36 человек (18 юношей и 18 девушек) и контрольная группа - 36 человек (18 юношей и 18 девушек). Первый этап эксперимента (констатирующая часть) проходил в октябре 2013 года. Второй этап эксперимента (формирующая часть) проходил в марте 2014 года. Основная гипотеза: использование экспериментально-генетического метода положительно повлияет на показатели психологических характеристик способности к любви и опыта близких отношений, изменятся показатели стилей любовных отношений в экспериментальной выборке. Частные гипотезы:

1) в ходе формирующего эксперимента у студентов увеличится показатель способности к любви;

2) в ходе формирующего эксперимента у студентов снизятся показатели по стилям любовных отношений с акцентами на игре и одержимости;

3) в экспериментальной и контрольной группах показатели способности к любви в женской выборке будут выше, чем в мужской выборке на всех этапах формирующего эксперимента;

4) показатели по трём методикам в экспериментальной выборке будут значительно отличаться от показателей по аналогичным методикам в контрольной выборке. Задачи исследования: 1) проанализировать взаимосвязь между показателями авторского теста ТСЛ (тест стилей любовных отношений), показателями современных методик из смежных областей психологического научного знания в целом по всей выборке и в частности в женской выборке и в мужской выборке на разных этапах эксперимента; 2) выявить тенденции и закономерности, наблюдающиеся в показателях способности к любви, опыте

близких отношений, предпочтении стилей любовных отношений в целом по всей выборке и в частности в женской выборке и в мужской выборке на разных этапах эксперимента.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Мы обратились к широко известным апробированным методикам: «Способность к любви» М. И. Розеновой [6], «Опыт близких отношений» К. Бреннан и Р. К. Фрейли в адаптационном варианте, представленном Т.В. Казанцевой [4]. Данные методики призваны изучать психологические феномены, по своей проблематике сходные с нашими исследовательскими задачами. Мы решили сопоставить показатели двух классических методик с авторской методикой [5] и проанализировать данные по молодёжной выборке в целом и отдельно у девушек и юношей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Обратимся к показателям средних значений методики «Способность к любви» как по выборке в целом, так и в частности у юношей и девушек 16-17 лет (36 человек: 18 девушек, 18 юношей) в экспериментальной и контрольной группах (таблица 1)

Таблица 1

Показатели средних значений методики «Способность к любви»_

Контингент Экспериментальная группа Контрольная группа

сентябрь март сентябрь март

Выборка (в целом) 90,02 89,88 88,04 88,0

Девушки 92,27 91,77 89,65 89,35

Юноши 87,77 87,83 87,88 87,9

Из таблицы 1 следует, что показатель среднего значения способности к любви в экспериментальной группе снизился на 0,14, в контрольной группе показатель среднего значения способности к любви снизился на 0,04. Снижение показателя среднего значения способности к любви в экспериментальной и контрольной группах можно объяснить тем, что психологические структуры, составляющие феномен способности к любви, у студентов 16-17 лет формируются неоднозначно: в индивидуальных профилях наблюдается прогресс по отдельным критериям, в то время как по другим наблюдается регресс. Регресс объективно связан прежде всего с тем, что студенты, участвующие в эксперименте, обучаются на первом курсе колледжа и на них действуют факторы, связанные с учебной адаптации. В женской экспериментальной группе показатель среднего значения способности к любви снизился на 0,5. В женской контрольной группе показатель среднего значения способности к любви снизился на 0,3. В мужской экспериментальной группе показатель среднего значения способности к любви стал выше на 0,06. В мужской контрольной группе показатель среднего значения способности к любви повысился на 0,02. Иначе говоря, имеются некоторые половые отличия в формировании феномена способности к любви у 16-17-летних студентов: у девушек процесс формирования способности к любви проходит более драматично, чем у юношей.

Следует выяснить, повлияли ли условия формирующего эксперимента на уровень выраженности способности к любви у респондентов. Данные представлены в таблице 2 и в таблице 3.

В таблицах 2, 3 показано, что общее количество респондентов с высоким уровнем выраженности способности к любви в контрольной группе (КГ) возросло на одного человека, все остальные показатели остались прежними. В экспериментальной группе (ЭГ) количество человек с высокими показателями выраженности способности к любви в сентябре и в марте составило 17 чел. Но соотношение в женской и мужской выборках изменилось. В женской выборке количество человек с высоким показателем выраженности способности к любви снизилось на 25% (было 12 чел., стало 9 чел.). В мужской выборке

количество человек с высоким уровнем выраженности способности к любви наоборот повысилось на 38% (было 5 чел., стало 8 чел).

Таблица 2

Уровень выраженности способности к любви в экспериментальной и контрольной _группах (72 чел.) в сентябре 2013 года_

Контингент (сентябрь 2013 г.) Экспериментальная группа (36 чел.: 18 девушек, 18 юношей) Контрольная группа (36 чел.: 18 девушек, 18 юношей)

высокий уровень средний уровень ниже среднего уровня высокий уровень средний уровень ниже среднего уровня

выборка 17 19 0 14 21 1

девушки 12 6 0 8 10 0

юноши 5 13 0 6 11 1

Таблица 3

Уровень выраженности способности к любви в экспериментальной и контрольной __группах (72 чел.) в марте 2014 года_

Контингент (март 2014 г.) Экспериментальная группа (36 чел.: 18 девушек, 18 юношей) Контрольная группа (36 чел.: 18 девушек, 18 юношей)

высокий уровень средний уровень ниже среднего уровня высокий уровень средний уровень ниже среднего уровня

выборка 17 19 0 13 22 1

девушки 9 9 0 7 11 0

юноши 8 10 0 6 11 1

Можно сказать, что ситуация формирующего эксперимента оказала положительное влияние на способность к любви респондентов, так как в мужской выборке увеличилось количество человек с высоким уровнем выраженности способности к любви.

Следует проанализировать результат влияния ситуации формирующего эксперимента на стили любовных отношений студентов. Обратимся к показателям средних значений предпочтения (отвержения) того или иного стиля любовных отношений выборкой в целом, а также юношами и девушками в частности (таблица 4).

Таблица 4

Показатели среднего значения предпочтения-отвержения стилей любовных

Контингент Стиль любовных отношений с акцентом на дружбе Стиль любовных отношений с акцентом на жертвенности Стиль любовных отношений с акцентом на увлечённости Стиль любовных отношений с акцентом на одержимости Стиль любовных отношений с акцентом на рациональности Стиль любовных отношений с акцентом на поверхностности

ЭГ 10.2013 6,28 6,77 -3,06 3,94 -0,17 -4,6

ЭГ 03.2014 6,72 4,88 -2,28 2,61 2,89 -5,05

КГ 10.2013 6,2 3,88 1,2 1,66 1,1 -3,9

КГ 03.2014 6,38 3,38 1,66 1,61 0,83 -3,83

В контрольной группе показатели средних значений по всем стилям любовных отношений с октября 2013 г. по март 2014 г. не изменились (таблица 4). В экспериментальной группе показатель средних значений по шкале стиля любовных отношений с акцентом на дружбе увеличился на 0,44; показатель средних значений по шкале стиля любовных отношений с акцентом на жертвенности снизился на 1,89; показатель средних значений по шкале стиля любовных отношений с акцентом на увлечённости возрос на 0,78; показатель средних значений по шкале стиля любовных отношений с акцентом на одержимости уменьшился на 1,33; показатель средних значений по шкале стиля любовных отношений с акцентом на рациональности увеличился на 3,06; показатель средних значений по шкале стиля любовных отношений с акцентом на поверхностности снизился на 0,45. Из этого следует, что ситуация формирующего эксперимента оказала определённое влияние на стили любовных отношений респондентов: возросла самооценка в любовных отношениях (снижение показателя по шкале стиля любовных отношений с акцентом на

жертвенности); уменьшилась доля необузданных страстей в любовных отношениях (снижение показателя по шкале стиля любовных отношений с акцентом на одержимости); значительно возросла степень осознанности и ответственности в любовных отношениях (увеличение показателя стиля любовных отношений с акцентом на рациональности). Возможно, этому способствовали также закономерности формирования инновационной культуры учащихся техникума, раскрытые в работах В. И. Долговой, О. А. Шумаковой [1, 2, 3].

Представим далее результаты влияния ситуации формирующего эксперимента на стили любовных отношений в женской и мужской выборке (таблица 5, таблица 6).

Таблица 5

Показатели среднего значения предпочтения-отвержения стилей любовных отношений в условиях формирующего эксперимента с различными акцентами у _девушек_

Контингент Стиль любовных отношений с акцентом на дружбе Стиль любовных отношений с акцентом на жертвенности Стиль любовных отношений с акцентом на увлечённости Стиль любовных отношений с акцентом на одержимости Стиль любовных отношений с акцентом на рациональности Стиль любовных отношений с акцентом на поверхностности

ЭГ 10.2013 9,22 2,55 -7,33 4,33 0,55 -7,88

ЭГ 03.2014 8,77 2,88 -6,44 0,44 1,22 -7,55

КГ 10.2013 8,2 3,6 1,3 2,2 1,2 -6,22

КГ 03.2014 7,44 3,33 1,55 2,33 0,33 -6,0

В контрольной группе у девушек показатели средних значений по всем стилям любовных отношений с октября 2013 г. по март 2014 г. не изменились (таблица 5). В экспериментальной группе показатель среднего значения по шкале стиля любовных отношений с акцентом на дружбе снизился на 0,45; показатель среднего значения по шкале стиля любовных отношений с акцентом на жертвенности увеличился на 0,33; показатель среднего значения по шкале стиля любовных отношений с акцентом на увлечённости возрос на 0,89; показатель среднего значения по шкале стиля любовных отношений с акцентом на одержимости снизился на 3,89; показатель среднего значения по шкале стиля любовных отношений с акцентом на рациональности возрос на 0,67; показатель среднего значения по шкале стиля любовных отношений с акцентом на поверхностности возрос на 0,33. Можно сделать вывод о том, что благодаря ситуации формирующего эксперимента у девушек значительно снизился компонент одержимости в любовных отношениях.

Таблица 6

Показатели среднего значения предпочтения-отвержения стилей любовных отношений в условиях формирующего эксперимента с различными акцентами у

юношей

Контингент Стиль любовных отношений с акцентом на дружбе Стиль любовных отношений с акцентом на жертвенности Стиль любовных отношений с акцентом на увлечённости Стиль любовных отношений с акцентом на одержимости Стиль любовных отношений с акцентом на рациональности Стиль любовных отношений с акцентом на поверхностности

ЭГ 10.2013 3,33 4,22 1,22 3,55 -0,88 -1,33

ЭГ 03.2014 4,66 6,88 1,88 4,77 4,55 -2,55

КГ 10.2013 5,0 3,4 2,11 1,88 1,0 -0,7

КГ 03.2014 5,33 3,44 1,77 0,88 1,33 -1,66

В контрольной группе у юношей показатели по всем стилям любовных отношений с октября 2013 г. по март 2014 г. не изменились (таблица 6). В экспериментальной группе средний показатель по шкале стиля любовных отношений с акцентом на дружбе вырос на 1,33; средний показатель по шкале стиля любовных отношений с акцентом на жертвенности вырос на 2,66; средний показатель по шкале стиля любовных отношений с акцентом на увлечённости вырос на 0,66; средний показатель по шкале стиля любовных

отношений с акцентом на одержимости вырос на 1,22; средний показатель по шкале стиля любовных отношений с акцентом на рациональности вырос на 5,43; средний показатель по шкале стиля любовных отношений с акцентом на поверхностности снизился на 1,22. Можно сделать вывод о том, что благодаря ситуации формирующего эксперимента у юношей увеличились компоненты доверительности, самоотречения, романтичности в любовных отношениях. Значительно возросла доля компонента осознанности, ответственности в любовных отношениях.

Сравнение полученных результатов средних показателей стилей любовных отношений у юношей и девушек выявило тот факт, что показатели стилей любовных отношений в мужской выборке под влиянием ситуации формирующего эксперимента претерпели более ощутимые изменения. Иначе говоря, ситуация формирующего эксперимента оказала более плодотворное влияние на стили любовных отношений юношей. На стили любовных отношений девушек ситуация формирующего эксперимента повлияла незначительно.

Кроме того, нам не удалось выявить взаимосвязи между высоким уровнем выраженности способности к любви и каким-то определённым стилем любовных отношений у респондентов. Нельзя также сказать, что ситуация формирующего эксперимента повлияла на предпочтение (отвержение) какого-либо стиля любовных отношений в мужской и женской выборке.

Показатели шкал тревоги и избегания по методике «Опыт близких отношений» не позволяют нам сделать определённых выводов, потому что результаты анкетирования за октябрь 2013 г. и за март 2014 г. как в контрольной, так и в экспериментальной группе у большинства респондентов разнятся. По-видимому, психологические структуры, выявляемые методикой «Опыт близких отношений», находятся у юношей и девушек 16-17 лет в стадии активного формирования.

ВЫВОДЫ

1) Ситуация формирующего эксперимента оказала положительное влияние на способность к любви респондентов: в мужской выборке увеличилось количество человек с высоким уровнем выраженности способности к любви.

2) Использование экспериментально-генетического метода положительно повлияло на любовные отношения юношей и девушек: в экспериментальной группе по всей выборке увеличились показатели средних значений по шкалам стилей любовных отношений с акцентами на дружбе, увлечённости, рациональности, а показатели средних значений по шкалам стилей любовных отношений с акцентом на одержимости и поверхностности снизились.

3) В экспериментальной группе у девушек увеличились показатели среднего значения по шкалам стилей любовных отношений с акцентами на жертвенности, увлечённости, рациональности, поверхностности; снизился компонент одержимости.

4) В экспериментальной группе у юношей увеличились показатели среднего значения по шкалам стилей любовных отношений с акцентами на дружбе, жертвенности, увлечённости, одержимости; снизился компонент поверхностности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Долгова, В.И. Акмеологические проблемы развития инновационной культуры субъектов системы профессионального образования / В.И. Долгова // Научные исследования в образовании. - 2010. - № 11. - С. 16-23.

2. Долгова, В.И. Социально-психологические механизмы воспитательной деятельности вуза / В.И. Долгова // Проблемы социальной психологии личности. - 2008. - № 7. - С. 18-26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Долгова, В.И. Инновационные технологии деятельности педагога-психолога : учебник / В.И. Долгова, О .А. Шумакова. - Москва : КДУ, 2010. - 95 с.

4. Казанцева, Т.В. Адаптация модифицированной методики "Опыт близких отношений"

К. Бреннан и Р. К. Фрейли / Т.В. Казанцева // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2008. - № 34 (74). - С. 139-144.

5. Лупандин, В.И. Психометрический анализ теста ТСЛ / В.И. Лупандин, Е.Н. Стрижова // Психологический вестник Уральского университета. - 2009. - Вып. 8. - С. 183-194.

6. Розенова, М.И. Отношения любви в контексте образования и развития личности : дис. ... д-ра психол. наук / Розенова Марина Ивановна. - М., 2006. - 479 с.

REFERENCES

1. Dolgova, V. I. (2010), "Akmeological problems of development of innovative culture of subjects of system of professional education", Scientific researches in education, No. 11, pp. 16-23.

2. Dolgova, V. I. (2008), "Social and psychological mechanisms of educational activity of higher education institution", Problems of social psychology of the personality, No. 7, pp. 18-26.

3. Dolgova, V.I. and Shumakova, O.A. (2010), Innovative technologies of activity of the educational psychologist: textbook, KDU, Moscow.

4. Kazantseva, T.V. (2008), "Adaptation of the modified technique "Experience of close relations" K. Brennan and R. K. Freyli", News of Herzen University, No. 34 (74), pp. 139-144.

5. Lupangdin, V.I. and Strizhova, E.N. (2009), "Psychometric analysis of the TSL test" Psychological bulletin of the Ural University, Issue 8, pp. 183-194.

6. Rozenova, M.I. (2006), the Love relations in the context of education and development of the personality, dissertation, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.12.2014.

УДК 159.9 + 796.332

ФОРМИРОВАНИЕ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ФУТБОЛИСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ К СОРЕВНОВАНИЯМ

Рейма Гюльбалаевич Ханов, кандидат педагогических наук, доцент, Дагестанский государственный педагогический университет (ФГБОУ ВПО «ДГПУ»),

Махачкала,

Елена Игоревна Гришина, кандидат биологических наук, доцент, Дмитрий Игоревич Сурнин, кандидат педагогических наук, Поволжский государственный университет сервиса (ФГБОУ ВПО «ПВГУС»), Тольятти

Аннотация

Стремительное развитие спорта, особенно на этапе высших достижений, сопровождается постоянным ростом уровня демонстрируемых результатов, трудности соревновательных программ и мастерства исполнителей. При этом усиление его социальной значимости приводит к обострению конкурентной борьбы на крупнейших соревнованиях. В этих условиях повышение результативности соревновательной деятельности спортсменов обусловливает необходимость дальнейшего совершенствования научных основ теории и методики спорта, что связано, прежде всего, с обоснованием эффективной системы соревновательной деятельности спортсменов и её управления. В статье разработана комплексная методика предсоревновательной психологической подготовки для футболистов высокой квалификации, а также экспериментально подтверждено положительное влияние данной методики на психическое состояние спортсменов и результативность их выступления на соревнованиях.

Ключевые слова: футболисты высокой квалификации, психологические качества спортсменов, подготовка к соревнованиям, предсоревновательная психическая готовность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.