Научная статья на тему 'Какие стили любви выбирает новое поколение?'

Какие стили любви выбирает новое поколение? Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1362
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Любовь / стили любви / ценности

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стрижова Елена Николаевна, Лупандин Владимир Иванович

Статья посвящена психологическим аспектам возникновения и развития любовного чувства. Авторы проводят сравнение между выбором так называемого стиля любви представителей старшего и младшего поколений, приходят к выводу о сохранении любви в числе наиболее значимых ценностей нового поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Какие стили любви выбирает новое поколение?»

УДК 177.61

Елена Николаевна Стрижова

Челябинский колледж промышленной автоматики Владимир Иванович Лупандин

Уральский государственный университет им. А. М. Горького (Екатеринбург)

КАКИЕ СТИЛИ ЛЮБВИ ВЫБИРАЕТ НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ?

Статья посвящена психологическим аспектам возникновения и развития любовного чувства. Авторы проводят сравнение между выбором так называемого стиля любви представителей старшего и младшего поколений, приходят к выводу о сохранении любви в числе наиболее значимых ценностей нового поколения.

Ключевые слова: любовь, стили любви, ценности.

Наше время часто (и, по-видимому, не без оснований) называют эпохой «сексуальной революции». Действительно, в современном обществе существенно поколеблены многие устои и взгляды на любовные отношения, которые традиционно предполагались быть серьезными, устойчивыми, моногамными, характеризующимися верностью, не допускающими измен и направленными в первую очередь на сохранение семьи как первичной «ячейки» общества. В последние десятилетия интимные отношения стали более открытыми, менее запретными, по мнению многих, вседозволенными. Ни для кого не секрет, что в нашей стране неуклонно растет число разводов и так называемых «гражданских» браков, не предполагающих у супругов (с точки зрения гражданского законодательства -сожителей) каких-либо серьезных обязательств друг перед другом. Лет двадцать - тридцать назад все это могло бы повергнуть в шок большинство наших обывателей!

Представители старшего поколения, порой закрывая глаза на собственные прегрешения, склонны обвинять молодое поколение в распущенности, сексуальной неразборчивости, разврате и других смертных грехах. Обоснованно ли такое мнение? На самом ли деле в корне уничтожены традиционные моральные устои общества?

Можно, конечно, рассуждения подобного рода назвать неоправданным ханжеством и напомнить те исторические эпохи, когда разврат и распущенность превосходили все мыслимые и немыслимые пределы (вспомним хотя бы Древний Рим времен Калигулы). Может быть, в современном обществе человек, наконец, осознал себя полноценной, свободной личностью, не обязанной считаться с существующими в обществе стандартами, способной к самостоятельному выбору собственной жизненной стратегии?

Что же касается молодого поколения (это в первую очередь подростковый и юношеский возраст), то к нему вряд ли можно подходить с теми же мерками, что и к взрослым. Если у взрослых межличностные отношения строятся на соотнесении собственных взглядов и убеждений с существующей в обществе системой ценностей и идеалов, то подростки находятся в самом начале процесса социализации. Зачастую их поведение импульсивно и необдуманно, что вполне соответствует юношескому эгоцентризму, нетерпимости к мнению окружающих, если таковое не соответствует собственным взглядам, а также отсутствию жизненного опыта. В то же время реальное поведение подростка может совершенно не совпадать с его внутренними убеждениями. Влияние окружения, авторитет неформальных лидеров, стремление самоутвердиться в группе сверстников, доказать свою неординарность - все это иногда приводит к рассогласованию между внутренним миром подростка и реальной действительностью.

В нашем исследовании мы не ставим целью распутать весь этот сложнейший узел проблем (данному вопросу посвящено огромное количество психолого-педагогических © Стрижова Е. Н., Лупандин В. И., 2011.

исследований). Наша задача - на основании результатов психологического анализа подтвердить или опровергнуть версию о том, что представления о любви у современной молодежи радикальным образом отличаются от таковых у взрослых людей, прошедших этап юношеских увлечений и разочарований, нашедших свое место в общественной и семейной жизни. На наш взгляд, концепция Дж. Ли в интерпретации Ю. Б. Рюрикова в этом плане представляет собой вполне приемлемый психологический конструкт.

Древние греки различали четыре вида любви: эрос, филиа, агапэ, сторгэ. В 70-е годы XX века канадский психолог и социолог Джон Алан Ли описал шесть стилей любви; в их перечень вошли почти все греческие. Основой послужили исследования всевозможных вариантов развития любовных историй, отбиравшихся на базе проводимых автором интервью с последующей их сортировкой методикой «Карты сортировки любовных историй»1. Стиль любви - это интегральная характеристика, зависящая от множества факторов субъективно- психологического порядка (индивидуальные особенности человека, его личный опыт, отношения, воспринятые из семьи и т. п.) и факторов объективного уровня (идеологические установки и ценности общества, уровень культурного и экономического развития социума). Само понятие стиля любви у Дж. Ли проработано недостаточно. Можно сказать, что это понятие просто названо и описаны возможные его варианты, и уже другие исследователи трактуют и развивают данное понятие.

Особый интерес представляет интерпретация отечественного писателя, социолога Ю. Б. Рюрикова2. Именно эту типологию мы взяли в качестве основы нашего исследования. Эрос3 - любовь, которая возникает с первого взгляда, а сами взаимоотношения носят интенсивный характер; лудус - представляет собой стиль, в котором любовь осуществляется как игра (без привязанности и обязательств); сторгэ - любовь-дружба, которая характеризуется постепенным развитием; прагма - любовь по расчету; агапэ - альтруистическая, жертвенная любовь; маниа - это вариант собственнической любви, когда культивируется зависимость одного партнера от другого. Каждая личность имеет свой «любовный узор», состоящий из шести оттенков, где преобладающими являются 2-3 «цвета».

Одна из задач нашего исследования заключалась в обнаружении особенностей проявления любви в разных возрастных группах. Была выдвинуты гипотеза о том, что существуют определённые тенденции, связи между стилями любви и возрастом. Нами был разработан опросник (тест) для определения стиля любви личности (ТСЛ)4. Содержательная валидность ТСЛ оценивалась тремя экспертами-психологами, хорошо знакомыми с данной проблемой. К тесту как измерительному инструменту применялись математические методы. Психометрический анализ теста ТСЛ, проведенный на небольшой выборке, показал, что он удовлетворяет требованиям надежности и валидности. Всего в эксперименте участвовал 331 человек. Для проведения исследования мы воспользовались тестом темперамента Айзенка и тестом акцентуаций личности Шмишека-Леонгарда.

Усредненные данные предпочтения разных стилей любви по гендерным и возрастным группам представлены диаграммами на рис. 1.

Юноши и мужчины Юноши 16-17 лет Мужчины старше 30 лет

1—

1

Девушки и женщины Девушки 16-17 лет Женщины старше 30 лет

Рис 1. Усредненные значения показателей предпочтения стилей любви у представителей разных поколений. Столбцы в диаграмме соответствуют средним показателям по группе: 1 - сторгэ, 2 - агапэ, 3 - эрос, 4 - маниа, 5 - прагма, 6 - лудус.

Анализ представленных в работе диаграмм, которые можно оценить лишь визуально, явно недостаточен. Для того чтобы определить, насколько значимы возрастные изменения, необходим строгий статистический анализ. С этой целью был использован параметрический ^-критерий Стьюдента. Статистический анализ отражен в таблице 1. В определенной степени он подтверждает предварительные данные, полученные при визуальной оценке диаграмм:

1) общим для мужчин и женщин является отсутствие достоверных различий между возрастными группами по шкалам сторгэ, агапэ, прагма и лудус, а также статистически значимое снижение показателей с возрастом по шкале маниа;

2) отмечаются статистически значимые гендерные различия по шкале эрос: у женщин старшей возрастной группы показатель достоверно ниже, чем у младшей; у мужчин статистически значимых изменений не прослеживается.

Таблица 1

Статистическая оценка различий между показателями стилей любви у представителей разных возрастных групп

Стиль любви Юноши и мужчины Т Девушки и женщины Т

16-17 лет (п = 48) Старше 30 (п = 38) 16-17 лет (п = 31) Старше 30 (п = 45)

Сторгэ 3,13 ± 0,48 3,37 ± 0,67 0,292 3,48 ± 0,69 4,22 ± 0,42 0,914

Агапэ 1,92 ± 0,55 1,13 ± 0,99 0,698 2,32 ± 0,76 0,84 ± 0,54 1,52

Эрос -0,13 ± 0,55 -1,47 ± 0,59 1,661 -2,19 ± 0,55 -3,69 ± 0,40 2,200

Маниа 0,75 ± 0,43 -1,24 ± 0,63 2,600 1,16 ± 0,55 -0,84 ± 0,61 2,438

Прагма 0,50 ± 0,39 0,82 ± 0,45 0,539 -0,13 ± 0,53 0,44 ± 0,49 0,787

Лудус -2,38 ± 0,54 -1,79 ± 0,91 0,557 -1,87 ± 0,67 -2,89 ± 0,56 1,164

Примечания: 1) значения в таблице соответствуют средним значениям по группе ± среднеквадратичная ошибка; 2) жирным шрифтом отмечены статистически значимые различия между возрастными группами (р < 0,05)

Таким образом, статистически значимые изменения у представителей обоего пола касаются лишь одного из шести стилей любви (маниа) - с возрастом предпочтение этого стиля любви закономерно снижается как у мужчин, так и у женщин. Постепенно любовь как пылкое увлечение уступает место более спокойному чувству. Обращает на себя внимание также то, что у женщин старшего поколения (в отличие от мужчин) снижается предпочтение к шкале эрос. В определённой мере это опровергает мнение о том, что женщины после тридцати лет более сексуальны по сравнению с мужчинами. Несмотря на то, что у представителей того и другого пола эрос пребывает в минусе (что свидетельствует о его неприятии), мужчины оказываются более стабильными в его неприятии: в разных возрастных группах различия не являются статистически значимыми.

Подростковая любовь в значительной степени отличается от взрослой. Индивидуальные поиски и принятые в обществе традиции «перерабатываются» каждым возрастом в соответствии с имеющимися возможностями развития. Культурная среда корректирует принципы и идеалы, особое влияние оказывают СМИ, Интернет. Очень нестабильные и противоречивые психологические показатели в подростковом возрасте у юношей свидетельствуют о сложных психических процессах (например, сверхидеализации интимных отношений, гиперсексуальности), которые происходят с ними и проецируются в такую значимую сферу жизни как любовь.

По данным нашего исследования, из восемнадцати ценностных категорий любовь в молодёжной выборке занимает 5-е место (среднее арифметическое значение у юношей 4,618, у девушек - 5,113). Эти статистические данные совпадают с официальными исследованиями.

Мы не согласны с теми, кто обвиняет нашу молодёжь в безнравственности и легкомыслии. Просто это другое поколение, которое более свободно в своём выборе, выборе целей, предпочтений, симпатий и антипатий. Сегодня многое меняется в нашей жизни, но любовь была и остается одной из главных ценностей.

Примечания

1 Поскольку работ Дж. А. Ли нет в отечественных библиотеках, доступ по Интернету к ним закрыт, данные взяты нами: Розенова М. И. Отношения любви в контексте обыденного сознания, развития, обучения, воспитания и социализации личности. Теоретическое и экспериментальное исследование проблемы. М., 2006. С. 59.

2 Рюриков Ю. Б. Мёд и яд любви. М., 1989. С. 324-331.

3 В дальнейшем названия стилей будут обозначаться курсивом (без кавычек).

4 Подробно можно ознакомиться: Лупандин В. И., Стрижова Е. Н. Психометрический анализ теста ТСЛ // Психологический вестник Уральского государственного университета. Екатеринбург, 2009. Вып. 8. С. 183-194.

Список литературы

1. Большой психологический словарь [Текст] / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - СПб. ; М., 2004.

2. Кон, И. С. Сексология [Текст] / И. С. Кон. - М., 2004.

3. Лупандин, В. И. Психометрический анализ теста ТСЛ [Текст] / В. И. Лупандин, Е. Н. Стрижова // Психологический вестник Уральского государственного университета. -Екатеринбург : Изд-во Урал. Ун-та, 2009. - Вып. 8. - С. 183-194.

4. Розенова, М. И. Отношения любви в контексте обыденного сознания, развития, обучения, воспитания и социализации личности. Теоретическое и экспериментальное исследование проблемы [Текст] / М. И. Розенова. - М., 2006.

5. Рюриков, Ю. Б. Мёд и яд любви [Текст] / Ю. Б. Рюриков. - М., 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.