Научная статья на тему 'Взаимосвязь самооценки и социометрического статуса в старшем дошкольном возрасте'

Взаимосвязь самооценки и социометрического статуса в старшем дошкольном возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
273
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самооценка / дошкольник / социометрический статус / положение в группе сверстников / self-esteem / preschooler / sociometric status / position in a peer group

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Елена Анатольевна Быкова, Екатерина Алексеевна Глазырина

В статье приведены результаты изучения взаимосвязи самооценки и социометрического статуса в старшем дошкольном возрасте. В качестве гипотезы исследования выступила предположение о том, что между положением ребёнка в группе сверстников и оценкой ребёнком себя, которая оказывает влияет на его поведение и деятельность, существует взаимосвязь Для выявления особенностей самооценки и статуса ребёнка в группе сверстников были использованы методики: «Подарок» Т.А. Репиной, «Два Домика» Е.О. Смирновой, «Лесенка» В.Г. Щур, «Оцени свои качества» Е.О. Смирновой. В исследовании приняло участие 60 детей старшего дошкольного возраста. В ходе исследования было выявлено, что дети с адекватной самооценкой (их оказалось большинство в исследуемой выборке) имеют более выигрышное положение в группе и занимают статус предпочитаемых и среднестатусных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Елена Анатольевна Быкова, Екатерина Алексеевна Глазырина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relationship between self-esteem and sociometric status in older preschool age

The article presents the results of studying the relationship between self-esteem and sociometric status in older preschool age. The hypothesis of the study was the assumption that there is a relationship between the position of a child in a peer group and the child's self-assessment which affects his behavior and activity. To identify the features of self-esteem and the status of a child in a peer group, such methods as “Gift” by T.A. Repina, “Two Houses” by E.O. Smirnova, “Ladder” by V.G. Shchur, “Evaluate your qualities” by E.O. Smirnova were used. The study involved 60 children of senior preschool age. During the study, it was revealed that children with adequate self-esteem (they were the majority in the study sample) have a more advantageous position in the group and occupy the status of preferred and average.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь самооценки и социометрического статуса в старшем дошкольном возрасте»

ПСИХОЛОГИЯ PSYCHOLOGY

УДК 159.922.7 DOI: 10.52772/25420291_2022_2_201

Елена Анатольевна Быкова, Екатерина Алексеевна Глазырина

г. Шадринск

Взаимосвязь самооценки и социометрического статуса в старшем дошкольном возрасте

В статье приведены результаты изучения взаимосвязи самооценки и социометрического статуса в старшем дошкольном возрасте. В качестве гипотезы исследования выступила предположение о том, что между положением ребёнка в группе сверстников и оценкой ребёнком себя, которая оказывает влияет на его поведение и деятельность, существует взаимосвязь

Для выявления особенностей самооценки и статуса ребёнка в группе сверстников были использованы методики: «Подарок» Т.А. Репиной, «Два Домика» Е.О. Смирновой, «Лесенка» В.Г. Щур, «Оцени свои качества» Е.О. Смирновой. В исследовании приняло участие 60 детей старшего дошкольного возраста.

В ходе исследования было выявлено, что дети с адекватной самооценкой (их оказалось большинство в исследуемой выборке) имеют более выигрышное положение в группе и занимают статус предпочитаемых и среднестатусных.

Ключевые слова: самооценка, дошкольник, социометрический статус, положение в группе сверстников.

Elena Anatolyevna Bykova, Ekaterina Alekseevna Glazyrina

Shadrinsk

The relationship between self-esteem and sociometric status in older preschool age

The article presents the results of studying the relationship between self-esteem and sociometric status in older preschool age. The hypothesis of the study was the assumption that there is a relationship between the position of a child in a peer group and the child's self-assessment which affects his behavior and activity.

To identify the features of self-esteem and the status of a child in a peer group, such methods as "Gift" by T.A. Repina, "Two Houses" by E.O. Smirnova, "Ladder" by V.G. Shchur, "Evaluate your qualities" by E.O. Smirnova were used. The study involved 60 children of senior preschool age.

During the study, it was revealed that children with adequate self-esteem (they were the majority in the study sample) have a more advantageous position in the group and occupy the status of preferred and average.

Keywords: self-esteem, preschooler, sociometric status, position in a peer group.

Проблема влияния детского коллектива на развитие личности в дошкольном возрасте в настоящее время является достаточно актуальной, поскольку для дальнейшего развития ребёнка важен именно детский, первый, ранний опыт отношений дошкольников со сверстниками и взрослыми. На его основе будет строиться дальнейший ход развития личности.

Во взаимоотношениях со сверстниками формируются значимые для дальнейшей социальной успешности индивида качества личности: доброта, искренность, правдивость, отзывчивость, умение сопереживать, слушать другого, преодолевается детский эгоцентризм. Важная роль в этом процессе отводится общественным чувствам, привычкам. При совместной деятельности приходит понимание общности интересов, формируются основы взаимооценки и самооценки. В зависимости от характера самооценки у ребёнка складывается отношение к себе, влияющее на характер его поведения, активности и общего эмоционального состояния.

В то же время, трудности, возникающие в процессе общения со сверстниками, место, которое за-

нимает ребёнок в коллективе, непринятие его другими детьми, конфликтные отношения могут негативно сказываться на формировании личности и вызывать конфликтность, скрытность, грубость, вплоть до элементов агрессии в поведении ребёнка.

К проблеме исследования детского коллектива обращались многие отечественные классики детской психологии: Т.А. Репина, Я.Л. Коломин-ский и А.С. Залужный, Т.Н. Счастная, Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова, Г.С. Илюшины, Р.Т. Надеждина, С.Т. Якобсон, П.Г. Нежнова, B.C. Мухина, А.А. Рояк.

В своих исследованиях авторы показали, что к в детском коллективе достаточно быстро устанавливается устойчивая структура и появляется избирательное отношение детей друг к другу, появляются первые предпочтения во взаимодействии (Я.Л. Ко-ломинский и Т.А. Репина); кроме того, появляются первые попытки проявления лидерства среди детей и их влияния друг на друга (А.С. Залужный).

Т.А. Репиной и Л.Т. Бухтияровой показана значимость эмоционально-оценочного отношения детей

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 2 (54) 2022

при выборе партнёра по общению, игре. При этом появляются первые симпатии и антипатии, которые неизменно оказывают влияние на этот выбор [3].

Ряд учёных приходит к мнению о том, что положение ребёнка в группе сверстников связано с его личностными характеристиками и индивидуальными психологическими особенностями.

Требования общества и государства к коммуникативному развитию детей постоянно повышаются. Согласно ФГОС дошкольного образования «... условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально -культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников...» [5].

Достаточно актуальной остаётся в настоящее время и проблема формирования самооценки в онтогенезе. Данному вопросу посвятили свои исследования Н.Е. Анкудинова, О.А. Белобрыкина, В.А. Горбачева, И.И. Чеснокова. Авторы подчёркивают, что большую роль в формировании самооценки дошкольника играют оценки, которые демонстрируют взрослые в различных видах деятельности, особенно.

На развитие способности дошкольника адекватно оценивать свои возможности влияют ряд феноменов, которые были изучены в зарубежной и отечественной науке. В.В. Столин говорил о способности к самовыделению и принятию себя; с точки зрения К. Хекхаузена самооценка развивается по мере накопления представлений о своих возможностях; Л.И. Божо-вич описывала развитие у ребёнка этических инстанций, которые влияют на произвольность. Во всех случаях постепенно происходит перенос прямых оценок взрослых, их принятие посредством интериоризации в собственные знания о себе.

И.И. Чеснокова под глобальной самооценкой понимает «.особое аффективное образование личности, которое является результатом интеграции самопознания и эмоционально-ценностного самоотношения или общее чувство «за» или «против» себя как совокупность позитивных и негативных моментов самоотношения человека к себе...» [7, С. 87].

Как утверждают С.Г. Якобсон и Г.И. Морева «.самооценку принято понимать как оценку, которую человек дает себе сам. Однако такое понимание не учитывает некоторых специфических случаев, когда даваемая себе оценка, тем не менее, не совпадает с самооценкой.» [8, С. 57].

В качестве основных особенностей формирования самооценки в дошкольном возрасте выделя-

ются преимущественно развитие способности детей осознавать свои достоинства и недостатки верно, учитывая отношение к ним со стороны взрослых и сверстников. Благодаря этому происходит усвоение норм и образцов поведения, следование им и развитие личности в целом [2].

Как указывает М.И. Лисина, «.динамика формирования самооценки дошкольника в трёх направлениях: самооценка становится частной, т.е. дифференцированной; возрастает число качеств личности и видов деятельности, оцениваемых ребёнком; возникает оценка себя во времени.» [6, С. 100]. Ребёнок может уже адекватно оценивать собственные действия и соотносить их с предлагаемыми обществом образцами.

От конкретных оценок ребёнок переходит к обобщённым; от оценок родителей, педагогов и других значимых взрослых, а впоследствии сверстников, ребёнок переходит к пониманию и оценке качества результата своей деятельности при решении конкретных задач. При этом оценка родителей является преобладающей по отношению к другим видам оценок. Так разворачивается механизм формирования самооценки дошкольника, указывает Р. Днисова [6].

На ранних этапах развития личности оценка ребёнком себя преимущественно носит положительный характер, однако постепенно возникает критическое отношение к оценке себя взрослыми и сверстниками. На основе этого развивается самокритичность. Далее способность оценивать себя адекватно расширяется. Знания ребёнка о себе углубляются, становятся более осознанными обобщёнными. При этом их побудительно-мотивацион-ная роль усиливается. Кроме того, изменяется и эмоционально-ценностное отношение к себе, приобретается его стабильность, избирательность и дифференцированность.

По мнению М.И. Лисиной «самооценка является механизмом переработки знаний о себе на уровне аффективного процесса, то есть, механизмом «обрастания» знаний о себе, соответствующим отношением к самому себе.» [2, С. 57].

Именно в этом возрасте важно закладывать основы для развития адекватной самооценки. Это станет фундаментом для будущих возможностей ребёнка реально оценивать свои возможности, достигать поставленной цели и рассчитывать силы для их реализации. Завышенная, либо заниженная самооценка нарушает адекватность восприятия оценок окружающих, повышают чувствительность к ним у дошкольников.

Этот факт неизменно оказывает влияние на формирование взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. При этом, самооценка определённым образом влияет и на положение ребёнка в группе. Сравнивая себя с другими детьми, ребёнок расширяет представление о себе, учится оценивать свои успехи и неудачи. Неадекватное оценивание себя может приводить к конфликтам и непониманию реального положения вещей [3].

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 202_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (54) 2022

Проблеме становления и развития межличностных отношений посвящено значительное число экспериментальных и теоретических исследований, в том числе В.К. Котырло, Я.Л. Коломин-ский, Т.А. Репина и др.

В ряде исследований указывается на ведущую роль личностного фактора в регуляции взаимоотношений ребёнка с детьми и взрослыми в коллективе и влияющего на весь ход социального и культурного развития.

Группа детского сада рассматривается как целостное образование, имеющее единую функциональную систему со своей структурой и динамикой. Именно в ней устанавливается социометрический статус старшего дошкольника, который напрямую зависит от межличностных отношений внутри детской группы [4]. В старшем дошкольном возрасте дифференциация детей по положению в группе становится очевидной: часть детей являются более популярными, часть приобретают статус отвергаемых группой.

Характер взаимоотношений со сверстниками не может не влиять на общее развитие личности, захватывая разные её составляющие: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую сферы. Низкий социометрический статус связан с такими нарушениями эмоциональной сферы детей, как неврозы, тревога, повышенный уровень страхов, а также может стать причиной аддитивного поведения (В.В. Лебединский) [1].

Согласно исследованиям автора, самооценка отвергнутых детей характеризуется противоречивость, нередко бывает завышенной или заниженной и часто конфликтной. Дети редко проявляют инициативу в общении, не уверены в себе. Боязливы, демонстрируют поведение преневротиче-ского характера, с явными признаками дезадаптации, не стремятся к самреализации [1].

Следовательно, изучение особенностей самооценки в дошкольном возрасте, а также её связи с социометрическим статусом является актуальным

Уровни развития самооценки у дет

направлением психолого-педагогических исследований, поскольку позволяет своевременно выявить нарушения отдельных звеньев процесса формирования личности и коммуникативной сферы ребёнка. Поскольку дошкольный возраст является начальным периодом образования личности, сенситивным для развития качеств, определяющих адекватное оценивание себя и положение ребёнка в группе, возникает возможность организации психолого-педагогического сопровождения этот процесса в данный возрастной период.

Однако, несмотря на достаточное количество исследований, посвящённых проблеме общения в дошкольном возрасте, такой аспект как связь социометрического статуса с самооценкой личности изучен недостаточно. Возникает противоречие между необходимостью оптимизации статуса ребёнка в группе сверстников, развитии его коммуникативных навыков с одной стороны, и недостаточным количеством экспериментальных данных о личностных характеристиках, обуславливающих положение ребёнка в группе с другой.

Таким образом, в качестве основной проблемы исследования можно обозначить проблему изучения взаимосвязи социометрического статуса и самооценки в старшем дошкольном возрасте.

Целью нашего исследования было изучение взаимосвязи самооценки и социометрического статуса в старшем дошкольном возрасте.

В качестве гипотезы выступило предположение о том, что между социометрическим статусом ребёнка дошкольного возраста и его самооценкой существует взаимосвязь. В исследовании приняло участие 70 детей в возрасте 6 лет.

Для выявления особенностей самооценки и статуса ребёнка в группе сверстников были использованы методики: «Подарок» Т.А. Репиной, «Два Домика» Е.О. Смирновой, «Лесенка» В.Г. Щур, «Оцени свои качества» Е.О. Смирновой.

Сводные результаты данных об уровнях самооценки дошкольников представлены в таблице 1.

Таблица 1

старшего дошкольного возраста, %

Методики

Уровни Методика «Лесенка» Методика «Оцени свои качества» Итого

самооценки

Завышенная 39 8 23,5

Адекватная 58 83 70,5

Заниженная 3 9 6

Данные, полученные нами при исследовании самооценки дошкольников, свидетельствуют о том, что у 23,5% испытуемых завышенная самооценка для них характерна переоценка себя и своих возможностей; у 6% - самооценка занижена. Большинство детей (70,5%) имеют адекватную самооценку и объективно воспринимают свои достоинства и недостатки.

Анализ результатов, полученных по методике «Два Домика» (Е.О. Смироновой) позволяет сделать вывод, что в группе 22% детей имеют статус «звезды», получившие наибольшее количество выборов; 61% детей являются предпочитаемыми; 16% игнорируемые (не получили ни одного выбора). Отвергаемых детей в группе нет. Анализ результатов по методике «Подарок» Т.А. Репиной показывает, что в группе 59% детей имеют средний

203

™ JOURNAL OF SHADRINSK STATE

2542-0291_PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 2 (54) 2022

статус в группе сверстников; 19% имеют высокий статус и 22% низко статусных детей.

Дети со средним статусом являются достаточно благополучной категорией детей. Они достаточно адекватно оценивают и воспринимают систему межличностных отношений группы, а также являются наиболее референтными личностями для всех без исключения статусных категорий. Их мнение учитывается остальными членами детского коллектива, они часто бывают в центре внимания, активно организуют деятельность группы, являясь инициаторами событий. В то время, как дети с вы-

соким статусом обладают высокими коммуникативными навыками, редко играют в одиночестве. Дети с низким статусов чаще бывают в роли наблюдающих, не бывают инициаторами игр, остаются незамеченными сверстниками.

Для определения взаимосвязи социометрического статуса и самооценки детей старшего дошкольного, был применен коэффициент корреляции К. Пирсона г. Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что зафиксирована прямая связь, между социометрическим статусом и самооценкой дошкольника: чем выше самооценка, тем выше социометрический статус ребёнка в группе.

Таблица 2

Результаты статистического анализа взаимосвязи самооценки и социометрического статуса у детей дошкольного возраста, г

Методики «Подарок» Т.А. Репина «Два Домика» Е.О. Смирнова

«Лесенка» В.Г. Щур 0,50 при р < 0,01 0,47 при р < 0,01

«Оцени свои качества» Е.О. Смирновой 0,65 при р < 0,01 0,54 при р < 0,01

При проведении исследования было выявлено, что в группе преобладают дети с адекватной самооценкой, они же в группе занимают социометрический статус «предпочитаемого» и «принимаемого». Они общительны, в коллективе ведут себя уверенно, активны и инициативны в деятельности, что делает их привлекательными в глазах сверстников и повышает их статус в группе и популярность.

Повышенная чувствительность детей с заниженной самооценкой, их малая контактность, застенчивость, молчаливость и скованность приводит к неспособности постоять за себя, отказу от сотрудничества. Они с трудном включаются в деятельность, не активны, не уверены в себе, и как следствие, занимают низкостатусное положение в группе.

Дети с завышенной самооценкой склонны переоценивать свои достоинства, недооценивая и не

признавая свои недостатки. Часто они конфликтны обидчивы, так как имеют искажённое представление о себе. Это служит затрудняющим фактором в общении со сверстниками, что приводит к ухудшению их положения в группе. Полученные нами данные подтверждают гипотезу о связи самооценки и социометрического статуса ребёнка дошкольника в группе сверстников.

Данное исследование не претендует на законченность, поскольку требует дальнейшего изучения причин нарушений социометрического статуса дошкольника в связи самооценкой, особенностей отношения воспитателя и ребёнка, детско-роди-тельских отношений, влияющих на самовосприятие и оценку себя у детей в дошкольном возрасте, приводящих к изменению положения ребёнка в группе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей : учеб. пособие / В.В. Лебединский. - Москва : Издательство Московского университета, 1985. - 104 с. - Текст : непосредственный.

2. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина ; под ред. А.Г. Рузской. - Москва : Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1997. - 384 с. - Текст : непосредственный.

3. Репина, Т.А. Межличностные отношения в группе детского сада / Т.А. Репина. - Текст : электронный // Актуальные проблемы образования и науки: традиции и перспективы : материалы междунар. науч. -практ. конф., посвящ. 55-летию Ин-та дошк. воспитания и 110-летию со дня рождения А.В. Запорожца, Москва, 15 дек. 2015 г. - Москва : Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, 2016. - С. 26-29. - URL: https://www.eHbrary.ru/item.asp?id=27561303 (дата обращения: 20.03.2022).

4. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - Москва : ВЛАДОС, 2005. - 120 с. - Текст : непосредственный.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 20.03.2022). - Текст : электронный.

6. Фризен, А.В. Особенности формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста / А.В. Фризен. -Текст : электронный // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - № 52. С. 99-100. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21047661 (дата обращения: 20.03.2022).

7. Чеснокова, И.И. Проблемы самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. - Москва : Наука, 1977. - 144 с. - Текст : непосредственный.

8. Якобсон, С.Г. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников / С.Г. Якобсон, Г.И. Морева // Вопросы психологии. - 1983. - № 8. - С. 55-61. - Текст : непосредственный.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (54) 2022

REFERENCES

1. Lebedinskij V.V. Narushenija psihicheskogo razvitija u detej: ucheb. posobie [Disorders of mental development in children]. Moscow: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 1985. 104 p.

2. Lisina M.I. Obshhenie, lichnost' i psihika rebenka [Communication, personality and psyche of the child]. In A.G. Ruzskoj (ed.). Moscow: Institut prakticheskoj psihologii; Voronezh: MODJeK, 1997. 384 p.

3. Repina T.A. Mezhlichnostnye otnoshenija v gruppe detskogo sada [Interpersonal relationships in a kindergarten group]. Aktual'nye problemy obrazovanija i nauki: tradicii i perspektivy: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvjashh. 55-letiju In-ta doshk. vospitanija i 110-letiju so dnja rozhdenija A.V. Zaporozhca, Moskva, 15 dek. 2015 g. [Urgentproblems of education and science: traditions and prospects]. Moscow: Institut izuchenija detstva, sem'i i vospitanija Rossijskoj akademii obrazovanija, 2016, pp. 26-29. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27561303 (Accessed 20.03.2022).

4. Smirnova E.O., Holmogorova V.M. Mezhlichnostnye otnoshenija doshkol'nikov: diagnostika, problemy, korrekcija [Interpersonal relationships of preschoolers: diagnosis, problems, correction]. Moscow: VLADOS, 2005. 120 p.

5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovanija [Federal State Educational Standard of Preschool Education]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (Accessed 20.03.2022).

6. Frizen, A.V. Osobennosti formirovanija samoocenki u detej starshego doshkol'nogo vozrasta [Features of the formation of self-esteem in older preschool children]. Sborniki konferencij NIC Sociosfera [Collections of conferences of Research Scientific Centre Sociosphere], 2013, no. 52, pp. 99-100. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21047661 (Accessed 20.03.2022).

7. Chesnokova I.I. Problemy samosoznanija v psihologii [Problems of self-consciousness in psychology]. Moscow: Nauka, 1977. 144 p.

8. Jakobson S.G., Moreva G.I. Adekvatnaja samoocenka kak uslovie nravstvennogo vospitanija doshkol'nikov [Adequate self-esteem as a condition for moral education of preschoolers]. Voprosypsihologii [Questions of psychology], 1983, no. 8, pp. 55-61.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е.А. Быкова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: elbykova80@mail.ru, ORCID: 0000-0003-2700-2762.

Е.А. Глазырина. студент 4 курса направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» Института психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: melina.ganziy@gmail.com.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

E.A. Bykova, Ph. D. in Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Development Psychology and Educational Psychology, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: elbykova80@mail.ru, ORCID: 0000-0003-2700-2762.

E.A. Glazyrina. 4th year student, field of training "Psychological and pedagogical education", Institute of Psychology and Pedagogy, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: melina.ganziy@gmail.com.

УДК 159.922 DOI: 10.52772/25420291_2022_2_205

Юлия Мансуровна Едиханова г. Шадринск

Развитие мотивации достижения успеха у старшеклассников

Статья посвящена исследованию феномена мотивации достижения успеха в целом, а также выделении его структурных компонентов у обучающихся образовательной организации. Были выделены мотивационный, личностный и регуляторно-волевой компоненты, описаны их уровневые характеристики, представлен качественный и количественный анализ экспериментальных данных. Рассмотрены возможности специально разработанной психолого-педагогической программы в формировании различных компонентов мотивации достижения у обучающихся образовательной организации на основе внедрения комплексной психолого-педагогической программы. В работе представлены основные методы, механизмы развития мотивации достижения успеха, выделены факторы, затрудняющие психокоррекци-онный процесс в условиях образовательной организации. Доказана возможность применения в практической деятельности разработанной системы развития мотивации достижения обучающихся с помощью специально созданной для этого психологической программы на основе психологического тренинга.

Ключевые слова: мотивация достижения успеха, развитие, школьники, тренинг, механизмы, условия, факторы.

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 2 (54) 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.