Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООТНОШЕНИЯ С САМОРЕГУЛЯЦИЕЙ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТА-МЕДИКА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА'

ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООТНОШЕНИЯ С САМОРЕГУЛЯЦИЕЙ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТА-МЕДИКА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самоотношение / саморегуляция / социально-психологическая адаптация / локус контроля / социальный интеллект / адаптация к образовательной среде / self-attitude / self-regulation / socio-psychological adaptation / locus of control / social intelligence / adaptation to the educational environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наталья Николаевна Крылова

В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного актуальной проблеме адаптации студента к образовательной среде высшего учебного заведения. В настоящее время проблема выявления личностных факторов, определяющих успешность адаптации студента к образовательной среде вуза, проработана недостаточно, несмотря на то, что привлекает все большее внимание исследователей в отечественной и зарубежной психологической науке. Поэтому целью исследования является изучение личностных факторов адаптации студента к образовательной среде вуза. В исследовании приняли участие 108 студентов обоих полов (женский – 66 чел.; мужской – 42 чел.) первого курса медицинских специальностей Пензенского государственного университета в возрасте 18,60 ± 1,16 лет. Использованы математические и статистические методы обработки эмпирических данных: описательная статистика, корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции r – Спирмена. Был применен следующий диагностический инструментарий: методика исследования самоотношения (С. Р. Пантилеев, 1989); опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В. И. Моросанова, 1988); тест социального интеллекта (Дж. Гилфорд, М. О'Салливан, 1976; адаптация – Е. С. Михайлова (Алешина), 1996); опросник социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд, 1954; адаптация – А. К. Осницкий, 2004); методика исследования локуса контроля (Дж. Роттер, 1966; адаптация – А. Г. Шмелев, 1988). Основные результаты исследования: 1. Была обнаружена взаимосвязь самоотношения с саморегуляцией, социально-психологической адаптацией, локусом контроля студента-медика на этапе адаптации к образовательной среде вуза, поскольку не являются изолированными друг от друга психологическими явлениями. 2. Гипотеза исследования находит частичное подтверждение, поскольку не была выявлена взаимосвязь самоотношения и интегральных показателей социального интеллекта. Это позволило сделать вывод об автономности социального интеллекта как социально-психологической личностной характеристики и его связи с самоотношением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP OF SELF-RELATIONSHIP WITH SELF-REGULATION AND SOCIO-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS AT THE STAGE OF MEDICAL STUDENT ADAPTATION TO THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

The article presents the results of an empirical study devoted to the current problem of student adaptation to the educational environment of a higher educational institution. Currently, the problem of identifying personal factors that determines the success of a student’s adaptation to the educational environment of a university has not been sufficiently studied, despite the fact that it is attracting increasing attention from researchers in domestic and foreign psychological science. The purpose of the study is to study the personal factors of a student’s transition to the educational environment of a university. The study involved 108 first-year students of both sexes (female – 66 people; male – 42 people) of the first year of medical specialties at Penza State University at the age of 18.60 ± 1.16 years. Mathematical and statistical methods for processing empirical data were used: descriptive statistics, correlation analysis using the correlation coefficient r – Spearman. The following diagnostic tools were used: methodology for studying self-attitude (S. R. Pantileev, 1989); questionnaire “Style of self-regulation of behavior” (V. I. Morosanova, 1988); social intelligence test (J. Guilford, M. O'Sullivan, 1976; adaptation – E. S. Mikhailova (Aleshina), 1996); socio-psychological adaptation questionnaire (K. Rogers, R. Diamond, 1954; adaptation – A. K. Osnitsky, 2004); methodology for studying locus of control (J. Rotter, 1966; adaptation – A. G. Shmelev, 1988). Main results of the study: 1. A relationship was discovered between self-attitude and self-regulation, socio-psychological adaptation, and locus of control of a medical student at the stage of progress to the educational environment of a university, since they are not isolated psychological phenomena from each other. 2. The research hypothesis is partially confirmed, since the relationship between self-attitude and integral indicators of social intelligence was not identified. This leads to the conclusion about the autonomy of biological intelligence as a socio-psychological personal characteristic and its connection with selfattitude.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООТНОШЕНИЯ С САМОРЕГУЛЯЦИЕЙ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТА-МЕДИКА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА»

ПСИХОЛОГИЯ

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2024. № 18. С. 109-117. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2024. No. 18. P. 109-117.

Научная статья УДК 159.9:378

doi: 10.24412/2712-827Х-2024-18-109-117

ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООТНОШЕНИЯ С САМОРЕГУЛЯЦИЕЙ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТА-МЕДИКА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Наталья Николаевна Крылова

Пензенский государственный университет, Пенза, Россия, krilovann76@mail.ru

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного актуальной проблеме адаптации студента к образовательной среде высшего учебного заведения. В настоящее время проблема выявления личностных факторов, определяющих успешность адаптации студента к образовательной среде вуза, проработана недостаточно, несмотря на то, что привлекает все большее внимание исследователей в отечественной и зарубежной психологической науке. Поэтому целью исследования является изучение личностных факторов адаптации студента к образовательной среде вуза. В исследовании приняли участие 108 студентов обоих полов (женский - 66 чел.; мужской - 42 чел.) первого курса медицинских специальностей Пензенского государственного университета в возрасте 18,60 ± 1,16 лет. Использованы математические и статистические методы обработки эмпирических данных: описательная статистика, корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции r - Спирмена. Был применен следующий диагностический инструментарий: методика исследования самоотношения (С. Р. Пантилеев, 1989); опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В. И. Моросанова, 1988); тест социального интеллекта (Дж. Гилфорд, М. О'Салливан, 1976; адаптация - Е. С. Михайлова (Алешина), 1996); опросник социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд, 1954; адаптация - А. К. Осницкий, 2004); методика исследования локуса контроля (Дж. Роттер, 1966; адаптация - А. Г. Шмелев, 1988). Основные результаты исследования: 1. Была обнаружена взаимосвязь самоотношения с саморегуляцией, социально-психологической адаптацией, локусом контроля студента-медика на этапе адаптации к образовательной среде вуза, поскольку не являются изолированными друг от друга психологическими явлениями. 2. Гипотеза исследования находит частичное подтверждение, поскольку не была выявлена взаимосвязь самоотношения и интегральных показателей социального интеллекта. Это позволило сделать вывод об автономности социального интеллекта как социально-психологической личностной характеристики и его связи с самоотношением.

Ключевые слова: самоотношение, саморегуляция, социально-психологическая адаптация, локус контроля, социальный интеллект, адаптация к образовательной среде.

Для цитирования: Крылова Н. Н. Взаимосвязь самоотношения с саморегуляцией и социально-психологическими характеристиками на этапе адаптации студента-медика к образовательной среде вуза // Гуманитарные исследования. Психология и педагогика. 2024. № 18. С. 109-117. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2024-18-109-117

Original article

RELATIONSHIP OF SELF-RELATIONSHIP WITH SELF-REGULATION AND SOCIO-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS AT THE STAGE OF MEDICAL STUDENT ADAPTATION TO THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

Natalya N. Krylova

Penza State University, Penza, Russia, krilovann76@mail.ru

Abstract. The article presents the results of an empirical study devoted to the current problem of student adaptation to the educational environment of a higher educational institution. Currently, the problem of identifying personal factors that determines the success of a student's adaptation to the educational environment of a university has not been sufficiently studied, despite the fact that it is attracting increasing

attention from researchers in domestic and foreign psychological science. The purpose of the study is to study the personal factors of a student's transition to the educational environment of a university. The study involved 108 first-year students of both sexes (female - 66 people; male - 42 people) of the first year of medical specialties at Penza State University at the age of 18.60 ± 1.16 years. Mathematical and statistical methods for processing empirical data were used: descriptive statistics, correlation analysis using the correlation coefficient r - Spearman. The following diagnostic tools were used: methodology for studying self-attitude (S. R. Pantileev, 1989); questionnaire "Style of self-regulation of behavior" (V. I. Morosanova, 1988); social intelligence test (J. Guilford, M. O'Sullivan, 1976; adaptation - E. S. Mikhailova (Aleshina), 1996); socio-psychological adaptation questionnaire (K. Rogers, R. Diamond, 1954; adaptation - A. K. Osnitsky, 2004); methodology for studying locus of control (J. Rotter, 1966; adaptation - A. G. Shmelev, 1988). Main results of the study: 1. A relationship was discovered between self-attitude and self-regulation, socio-psychological adaptation, and locus of control of a medical student at the stage of progress to the educational environment of a university, since they are not isolated psychological phenomena from each other. 2. The research hypothesis is partially confirmed, since the relationship between self-attitude and integral indicators of social intelligence was not identified. This leads to the conclusion about the autonomy of biological intelligence as a socio-psychological personal characteristic and its connection with self-attitude.

Keywords: self-attitude, self-regulation, socio-psychological adaptation, locus of control, social intelligence, adaptation to the educational environment.

For citation: Krylova N. N. Relationship of self-relationship with self-regulation and socio-psychological characteristics at the stage of medical student adaptation to the educational environment of the university. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2024;18:109-117. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827Х-2024-18-109-117

Введение

Актуальной проблеме адаптации студентов к образовательной среде высшего учебного заведения посвящено множество исследований в российской и зарубежной психологической науке. Так, в отечественных исследованиях феномен адаптации студента рассматривается как многосторонний и включающий в себя: приспособление к новым условиям деятельности, социального статуса, общения и межличностных взаимоотношений [Ходжаян, Гевандова, Маяцкая, Савченко 2016]; перестройку привычных контактов [Мещеряков, Соболев 2010]; выработку оптимального режима целенаправленного функционирования личности студента [Евдокимов, Губина, Попов и др. 2005]; ломку сложившегося стереотипа обучения, формирование новых форм в условиях повышенной эмоциональной и психической нагрузки [Скребнева, Васильева, Мелихова, Либина 2018]. Подчеркивается динамичность адаптации как процесса жизнедеятельности: на первом и втором курсах происходит приспособление к образовательной и социокультурной среде вуза, а на старших - к избранной профессии и специальности [Акименко, Михайлова 2017].

На успешность адаптации студента влияют как объективные, так и субъективные факторы. В частности, имеет значение как роль социальной поддержки, влияния складывающихся межличностных контактов на успеваемость, так и проявление личностных факторов: копинг-стратегий и индивидуальных особенностей студента; переживание ими стресса, депрессии и их преодоления [Dyson, Renk 2006; Ye Ki-Hun, Cho Seon-Ahr 2019] в период адаптации к обучению в вузе. Несомненно, влияние внешних и внутренних детерминант определяет успешность адаптации и учебные достижения первокурсника [Van Overwalle 1989]. Поэтому отдельный научный интерес представляет проблематика исследований, касающаяся выявления взаимосвязи между: проявлением личностных черт и академической успеваемостью, а также успешностью адаптации студента [Abood, Alharbi, Mhaidat, Gazo 2020]; индивидуально-психологическими особенностями личности и адаптивностью студента - первокурсника с целью выбора оптимальной тактики психолого-педагогического сопровождения к новой образовательной среде вуза [Молокова 2017]. Так, в качестве субъективных детерминант, способствующих адаптации студента-медика к условиям обучения в медицинском университете, в исследованиях выделяются такие личностные факторы, как эмоциональная зрелость, положительное отношение к себе и к жизни; готовность к изменению на основе оценки и принятия своего Я; ориентация на социальное одобрение, социальная активность и значимость общения, интеллект и умственные способности [Чижкова 2021]. Также утверждается, что показатели адаптации, отношение к себе и самооценка связаны с социальными условиями жизни студента.

В характеристиках самосознания студента-первокурсника в исследовании Г. С. Тайгуловой отмечаются дискомфорт в социальных контактах, интернальный локус контроля, внутренне недифференцированное чувство «за» и «против» самого себя, сверхсильная концентрация на личном опыте и недоверие опыту других людей, ожидание позитивного отношения и поддержки со стороны окружающих и др. [Тайгулова 2017]. В исследовании Н. А. Блиновой было обнаружено, что кардинальных отличий в уровне самоотношения у студентов -первокурсников с разным уровнем социальной адаптации не выявлено, хотя показано, что при среднем и высоком уровне социальной адаптации преобладает высокий уровень выраженности такого показателя самоотношения, как самопринятие [Блинова 2013]. Таким образом, успешность адаптации связана со спецификой проявления самоотношения, саморегуляции и отдельных социально-психологических личностных черт таких, как адаптивность, локус контроля, а также способностей, определяющих успешность социального взаимодействия, собственного поведения и способность действовать сообразно конкретным обстоятельствам жизнедеятельности как составляющих социального интеллекта.

Несомненно, необходимо учитывать, что успешность протекания адаптации студента предопределяется и спецификой юношеского возраста, связанного с развитием самосознания и стабильного образа «Я», рассматриваемого как центральное психологическое новообразование. «В этот период практически окончательно складывается система представлений человека о самом себе, сформировывается некое обобщённое представление о себе, которое, независимо от того, истинно оно или нет, представляет собой психологическую реальность, влияющую на поведение, порождающую те или иные переживания» [Донцов, Донцова 2013: 39]. Отмечается перестройка эмоциональной и волевой сферы, проявляется самостоятельность, решительность, критичность и самокритичность. «Внешний мир начинает восприниматься «через себя». Возрастает волевая регуляция (развивается внутренний локус контроля). Ярко проявляется стремление к самоутверждению» [там же: 41].

Основная часть

Проблема исследования особенностей и определения взаимосвязи самоотношения с саморегуляцией и социально-психологическими характеристиками как личностными факторами успешности адаптации студента-медика к образовательной среде вуза, безусловно, представляет как научный, так и прикладной интерес. Исследования на выборке студентов медицинских специальностей, которые затрагивали бы совокупно все эти психологические феномены, отсутствуют. Поэтому целью нашего исследования является изучение личностных факторов адаптации студента к образовательной среде вуза. Объект исследования - процесс адаптации к образовательной среде вуза. Предмет исследования - личностные факторы адаптации студента к образовательной среде вуза. Теоретико-методологическую базу исследования составили положения работ, посвященных проблеме изучения самоотношения и его связи с другими компонентами самосознания: в структуре самоотношения выделены когнитивная и эмоциональная составляющие отношения личности к себе [Столин 1983]; оценочная и эмоционально-ценностная подсистемы самоотношения взаимодействуют с личностными характеристиками и занимают особое место в системе саморегуляции личности [Пантилеев 2000]; интеграция результатовбокуть работы в сфере самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе связана с саморегуляцией [Чеснокова 1977]; когнитивный компонент самоотношения включен в саморегуляцию и самоконтроль поведения: «Лишь имея сложившиеся представления о себе и определенным образом, относясь к себе, личность способна регулировать и контролировать свою деятельность» [Сарджвеладзе 1989: 192].

Организация и методы исследования

Для реализации цели исследования был диагностический инструментарий: методика исследования самоотношения (С. Р. Пантилеев, 1989); опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова, 1988); тест социального интеллекта (Дж. Гилфорд, М. О'Салливан, 1976; адаптация - Е. С. Михайлова (Алешина), 1996); опросник социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд, 1954; адаптация - А. К. Осницкий, 2004); методика исследования локуса контроля (Дж. Роттер, 1966; адаптация - А. Г. Шмелев, 1988). Использованы математические и статистические методы обработки эмпирических данных: описательная статистика, корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции r - Спирмена. Обработка данных была проведена с применением статистического пакета программы Excel.

Участники исследования

В исследовании приняли участие 108 студентов обоих полов (женский - 66 чел.; мужской - 42 чел.) первого курса медицинских специальностей Пензенского государственного университета в возрасте 18,60 ± 1,16 лет. Все респонденты дали добровольное согласие на участие в исследовании.

Результаты и их обсуждение

1. Полученные результаты изучения самоотношения представлены в таблице 1. Наибольшие средние значения имеют показатели самоценность и саморуководство (6,99±1,60), наименьшие - самообвинение (5,02±2,14).

Таблица 1. Описательные статистики показателей самоотношения (N=108)

Показатель Меап Standard deviation

Закрытость 5,82 1,17

Самоуверенность 6,70 1,72

Саморуководство 6,99 1,60

Отраженное самоотношение 6,67 1,76

Самоценность 7,78 1,90

Самопринятие 6,68 1,61

Самопривязанность 6,26 1,96

Внутренняя конфликтоность 5,19 1,70

Самообвинение 5,02 2,14

Обобщение полученных данных позволило выявить характерные особенности самоотношения студента-медика на этапе адаптации к образовательной среде вуза. В целом, у большинства из них выражена избирательность отношения к себе, что во многом зависит от того, насколько сформирована степень адаптированности к ситуации. Позитивное отношение к себе проявляется только в прогнозируемых обстоятельствах, что позволяет сформироваться высокой оценке своих достоинств и достижений. Однако возникающие препятствия не позволяют увидеть и оценить собственные успехи, отсюда избирательность проявляется в отношении к своим личным качествам. Хотя большинством принимаются свои достоинства и недостатки, переживание собственных неудач переносится в адрес окружения. Определенный уровень уверенности и ориентация на успех в начинаниях позволяет сохранить работоспособность, хотя в ситуациях трудностей нарастает тревога и беспокойство. Степень адаптированности к конкретным ситуациям позволяет раскрыть особенное отношение к своему «Я», что зависит от привычности и прогнозируемости обстоятельств, хотя в новых условиях регуляционные возможности снижаются, отмечается подчиненность средовому воздействию. Анализ выраженности средних значений отдельных показателей самоотношения на высоком уровне по шкалам позволяет выявить специфические личностные черты в портрете современного студента на этапе адаптации к образовательной среде вуза (таблица 2).

Таблица 2. Средние значения и стандартные отклонения показателей самоотношения

Показатель Низкий уровень (М±8Б) Средний уровень (М±SD) Высокий уровень (М±SD)

Закрытость 0 5,56±0,85 8,4±0,52

Самоуверенность 2,66±0,58 5,81±0,94 8,61±0,68

Саморуководство 3,00±0 5,84±1,20 8,33±0,48

Отраженное самоотношение 3,00±0 5,89±0,86 8,88±0,87

Самоценность 2,50±0,71 6,26±1,03 9,32±0,74

Самопринятие 3,00±0 6,01±0,96 8,55±0,62

Самопривязанность 2,13±0,64 5,92±1,01 8,95±0,72

Внутренняя конфликтоность 2,58±0,51 5,50+0,97 8,71±0,95

Самообвинение 2,30±0,76 5,15±1,04 9,08±1,04

Примечание: М - среднее значение; SD - стандартное отклонение.

Так, высокие значения показателя «Самоценность» (9,32±0,74) свидетельствуют о склонности ценить свою индивидуальность. Это позволяет рационально воспринимать критику и уметь противостоять воздействиям среды. Выраженность значений показателя

самообвинения (9,08±1,04) говорит о наличии внутреннего напряжения, ощущения невозможности удовлетворения основных потребностей, преобладании реакции защиты собственного «Я» осужденим себя. Параллельно сопутствует самопривязанность (8,95±0,72), выражающаяся в стремлении сохранить в неизменном виде личностные качества, требование к себе и самооценку. Поскольку высокие значения отраженного самоотношения (8,88±0,87) говорят о восприятии себя как человека, которого любят и ценят за его личные качества и поступки, а также стремление соответствовать групповым нормам и правилам.

Однако выраженные значения показателя внутренней конфликтности (8,71±0,95) характеризуют противоречивую картину самоотношения: преобладание негативного фона отношения к себе, постоянный контроль своего «Я», высокие требование к себе приводят к развитию внутреннего конфликта. Важно отметить значительную развитость значений признака по шкалам «Самоуверенность» (8,61±0,68) и «Самопринятие» (8,55±0,62), что соответствует таким характеристикам, как ощущение силы собственного «Я» при решении различных задач и неглубокое переживание трудностей. Это поддерживается гармоничным восприятием собственного «Я», аутосимпатией, полным принятием своих достоинств и недостатков, что нередко мешает саморазвитию, поскольку внешний мир воспринимается как угроза самооценке.

2. С помощью корреляционного анализа, проведенного с использованием коэффициента корреляции г - Спирмена, были определены взаимосвязи между параметрами самоотношения и саморегуляции. Результаты представлены в таблице 3. Так, были установлены положительные взаимосвязи таких показателей самоотношения, как закрытость, самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение, самоценность, самопривязанность с общим уровнем саморегуляции. С двумя параметрами «Внутренняя конфликтность» и «Самообвинение» были обнаружены обратные взаимосвязи, что позволяет сделать предположение о том, чем выше уровень внутренней конфликтности и самообвинения, тем ниже общий уровень саморегуляции.

Таблица 3. Значимые взаимосвязи самоотношения и саморегуляции

Показа- Показатели саморегуляции

тели

самоот- ОУС Пл М Пр ОР Г С

ношения

З 0,296** 0,340*** 0,208* 0,393***

Су 0,438*** 0,367*** 0,282** 0,198* 0,345***

Ср 0 411*** 0,268** 0,312** 0,236* 0,273** 0,238*

ОС 0,314*** 0,367*** 0,283** 0,251**

Сц 0,336*** 0,362*** 0,218* 0,270** 0,279**

Сп 0,191*

Спр 0,310** 0,210* 0,335*** 0,196*

ВК -0,359*** -0,460*** -0,282** -0,379*** -0,228*

Со -0,312** -0,339*** -0,204* -0,263** -0,296**

Примечание. 1. В таблице представлены только установленные значимые взаимосвязи самоотношения и саморегуляции. 2. Применены сокращения названия шкал самоотношения: З -закрытость, Су - самоуверенность, Ср - саморуководство, ОС - отраженное самоотношение, Сц -самоценность, Сп - самопринятие, Спр - самопривязанность, ВК - внутренняя конфликтность, Со -самообвинение. 3. Применены сокращения названия шкал саморегуляции: ОУС - общий уровень саморегуляции, Пл - планирование, М - моделирование, Пр - программирование, ОР - оценивание результатов, Г - гибкость, С - самостоятельность. 4. Корреляция значима на уровне: * - р — 0,05;

** -р < 0,01; *** _р < о,001

Положительные взаимосвязи планирования с показателями «Саморуководство» и «Самопривязанность» скорее говорят о том, что основным источником личностного развития, проявления активности, регулятором своего успеха, желания меняться в зависимости от наличного состояния студент рассматривает только самого себя. В свою очередь, отсутствие корреляционных связей между отраженным самоотношением и такими регуляторными характеристиками, как планирование и программирование позволяет сделать предположение о том, что индивидуальная особенность выдвижения и удержания цели, сформированность умений планирования и программирования деятельности не привносит существенного вклада в представление о своей способности

вызвать уважение и симпатию со стороны окружающих. Также можно отметить, что отраженное самоотношение связано с развитыми индивидуальными представлениями о внешних и внутренних значимых условиях в деятельности, с оценкой себя и полученных результатов, с проявлением регуляторной пластичности при изменении внешних и внутренних условий, о чем свидетельствуют факты обнаруженной взаимосвязи с регуляторными характеристиками «Моделирование» (г = 0,367, р — 0,001), «Оценивание результата» (г = 0,283, р ^ 0,01) и «Гибкость» (г = 0,251, р ^ 0,01). В тоже время отсутствие связи между показателями самопринятия и самопривязанности с программированием и оцениванием результата в деятельности возможно говорит о том, что эти составляющие самоотношения не имеют связи со способностью продумать способы действий и поведения для достижения намеченных целей и с адекватностью оценки себя.

На фоне выраженности обнаруженных взаимосвязей интерес также представляют факты их отсутствия между исследуемыми личностными характеристиками. Так, отсутствие взаимосвязи самопринятия со всеми регуляторными параметрами, за исключением гибкости (г = 0,191, р ^ 0,05), скорее свидетельствует о выраженной автономности чувства симпатии к себе, принятии своих личностных качеств и согласии с внутренними побуждениями, что позволяет гибко перестраиваться в зависимости от внешних и внутренних влияний среды. Этот факт позволяет сделать предположение о возможной связи самопринятия с проявлением гибкости как регуляторной характеристики. Акцентируем внимание также на факте неустановленных взаимозависимостей между всеми параметрами самоотношения и значениями по регуляторной шкале «Самостоятельность», что скорее свидетельствует: об автономности в организации личностной активности; способности независимо планировать деятельность и поведение; об отсутствии влияния данного регуляторного параметра на самоотношение личности.

3. Обнаруженные положительные взаимосвязи ряда параметров самоотношения с интегральным показателем адаптации демонстрируют связь таких характеристик, как закрытость (г = 0,343, р ^ 0,001), самоуверенность (г = 0,553, р ^ 0,001), саморуководство (г = 0,384, р — 0,001), отраженное самоотношение (г = 0,436, р — 0,001), самоценность (г = 0,539, р ^ 0,001), самопривязанность (г = 0,350, р ^ 0,001) с осознанием необходимости овладения различными способами поведения и со становлением адаптационных механизмов, направленных на гармонизацию отношений личности с социальной средой, для чего необходимы реалистичная оценка себя и окружающей реальности, проявление личностной активности и гибкости.

4. Обратные взаимосвязи интегрального показателя адаптации и таких параметров самоотношения, как внутренняя конфликтность (г = - 0,561, р — 0,001) и самообвинение (г = - 0,588, р ^ 0,001) свидетельствуют, чем ниже уровень развитости каждого из этих параметров самоотношения, тем выше адаптированность личности к социальной среде. И, наоборот, отрицательные корреляционные связи скорее говорят о дезадаптации, характеризующей определенный уровень личностной незрелости. Отсутствие взаимосвязи параметра самопринятия и интегрального показателя адаптации скорее демонстрирует автономность восприятия всех сторон своего «Я», принятия своих поведенческих проявлений и степени адаптированности к социальной среде. Установление прямых корреляционных связей компонентов самоотношения «Самоуверенность» (г = 0,251, р ^ 0,01) и «Саморуководство» (г = 0,352, р ^ 0,001) с интернальным локусом контроля позволяет сделать предположение о том, что формирование уважения к себе, ощущение своей компетентности решать многие жизненные вопросы, прежде всего, связано с формированием интернальности, характеризуемой умением брать ответственность, противостоять внешнему влиянию, отслеживать причинно-следственные связи при объяснении полученных результатов поведения и деятельности. Выявленные обратные взаимосвязи внутренней конфликтности и интернального локуса контроля (г = - 0,240, р — 0,05) дополняют представление о том, что высокий уровень внутренней конфликтности свидетельствует о рассогласованности структуры отношения к себе и требований окружающей среды, что не позволяет объективно оценить влияние внешних факторов на результаты деятельности и поведения.

5. В ходе проведения корреляционного анализа не была установлена связь между компонентами самоотношения и структурными составляющими социального интеллекта, что скорее может свидетельствовать об автономности проявления данных психологических явлений. Полученные эмпирические данные согласуются с результатами современных отечественных исследований о взаимосвязи самоотношения с саморегуляцией [Черкевич 2022] и локусом контроля [Бокуть, Комарова, Рассказова, Решетникова 2020] студента.

Заключение

В результате исследования был сделан обобщенный вывод о существующей взаимосвязи самоотношения с саморегуляцией, социально-психологической адаптацией, локусом контроля студента на этапе адаптации к образовательной среде вуза, поскольку не являются изолированными друг от друга психологическими явлениями. Таким образом, гипотеза находит частичное подтверждение, поскольку не была выявлена связь самоотношения с интегральными показателями социального интеллекта, что позволяет сделать вывод об автономности последнего как социально-психологической личностной характеристики и его связи с самоотношением. В перспективе дальнейших исследований возможно рассмотреть выборки студентов технического и психолого-педагогического профилей для получения более полного представления о портрете студента на этапе адаптации к образовательной среде вуза.

Полученные результаты позволяют расширить представление о сопряженной картине проявления самоотношения, саморегуляции и социально-психологических характеристик студента. Эти взаимосвязи важно учитывать при выборе стратегии проектирования коррекционно-развивающих программ, направленных на совокупное формирование исследуемых личностных характеристик для успешной адаптации к образовательной среде вуза. В том числе описанная сопряженная картина проявления самоотношения, саморегуляции и социально-психологических личностных черт позволяет расширить представление о специфике юношеского возраста.

На наш взгляд, также важно учитывать автономность проявления отдельных личностных характеристик, с которыми не были установлены взаимосвязи компонентов самоотношения, что может дополнить понимание сложной картины самоотношения и исследуемых сопутствующих личностных характеристик, становящихся в юношеском возрасте.

В целом результаты исследования могут быть полезны для изучения проблематики становления самоотношения и сопутствующих личностных характеристик, механизмов их взаимосвязи в портрете современного студента на этапе адаптации к образовательной среде вуза.

Список литературы

1. Акименко Г. В., Михайлова Т. М. Адаптация студентов к условиям обучения в медицинском университете: психологические особенности и проблемы // Инновационное развитие науки и образования : монография. Пенза : «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г. Ю.), 2017. С. 143-151.

2. Блинова Н. А. Исследование взаимосвязи эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов Я-концепции у студентов 1 курса // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2013. № 2. С. 28-33.

3. Бокуть Е. Л., Комарова О. Н., Рассказова А. Л., Решетникова О. В. Самоотношение и атрибутивные схемы локус-контроля как составляющие личностного потенциала // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2020. № 4(53). С. 6-16. DOI 10.26456Mpsyped720204.006.

4. Донцов Д. А., Донцова М. В. Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста // Образовательные технологии. 2013. № 2. С. 34-42.

5. Евдокимов В. И., Губина О. И., Попов В. И. [и др.] Методика оценки психического здоровья и показатели адаптации студентов ВГМА // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2005. Т. 4, № 4. С. 457-460.

6. Крылова Н. Н. Самоотношение и саморегуляция студента: феноменология и плоскости пересечения понятий // Вестник Пензенского государственного университета. 2014. № 1(5). С. 25-30.

7. Мещеряков Б. Г., Соболев Г. И. Операционализация социально-психологической адаптации студентов через понятие переживания // Культурно-историческая психология. 2010. № 1. С. 56-64.

8. Молокова О. А. Прогностическая модель адаптированности студентов в новой образовательной среде с позиций личностно-центрированного подхода // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2017. Т. 22. С. 55-65.

9. Пантилеев С. Р. Самоотношение // Психология самосознания : хрестоматия. Самара : БАХРАМ-М, 2000. С. 208-242.

10. Сарджвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси : Мецнисреба, 1989. 206 с.

11. Скребнева А. В., Васильева М. В., Мелихова Е. П., Либина И. И. Адаптация к обучению в вузе и возможности ее ускорения // Новой школе - здоровые дети : материалы V Всеросс. Научно-практ. конф., Воронеж, 26-27 октября 2018 года. Воронеж : Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2018. С. 157-159.

12. Столин В. В. Самосознание личности. М. : Изд-во «Московский университет», 1983. 288 с.

13. Тайгулова Г. С. Особенности самосознания студентов-психологов // Развитие человека в современном мире. 2017. № 2. С. 157-165.

14. Ходжаян А. Б., Гевандова М. Г., Маяцкая Н. К., Савченко В. В. Проблемы адаптации первокурсников к обучению в медицинском университете // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 2-2. С. 389-392.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Черкевич Е. А. Взаимосвязь самоотношения и саморегуляции личности студентов вуза с разным уровнем копинг-стратегий поведения // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2022. № 1(58). С. 38-51. DOI 10.26456/vtpsyped/2022.1.038.

16. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М. : Наука, 1977. 144 с.

17. Чижкова М. Б. Личностные факторы адаптации студентов-первокурсников к образовательной среде медицинского вуза // Вестник Кемеровского государственного университета. 2021. Т. 23, № 4(88). С. 1005-1015.

18. Abood M. H., Alharbi B. H., Mhaidat F. A., Gazo A. M. The Relationship between Personality Traits, Academic Self-Efficacy and Academic Adaptation among University Students in Jordan // The International Journal of Higher Education. 2020. 9. Р. 120-128.

19. Dyson R., Renk K. Freshmen adaptation to university life: Depressive symptoms, stress, and coping // Journal of clinical psychology. 2006. Т. 62. №. 10. P. 1231-1244 .

20. Van Overwalle F. Success and Failure of Freshmen at University: A Search for Determinants // Higher Education. 1989. 18(3). Р. 287-308. URL : http://www.jstor.org/stable/3447259 (access date: 12.03.2023).

21. Ye Ki-Hun, Cho, Seon-Ahr. A Study on the Adaptation to University Life by Depression and Stress of Students in Dept. of Optometry. Journal of Korean Ophthalmic Optics Society. 2019. 24. P. 197-203.

References

1. Akimenko G. V., Mikhaylova T. M. Adaptatsiya studentov k usloviyam obucheniya v meditsinskom universitete: psikhologicheskie osobennosti i problemy [Adaptation of students to the conditions of study at a medical university: psychological characteristics and problems]. Innovatsionnoe razvitie nauki i obrazovaniya [Innovative development of science and education]. Penza, «Nauka i Prosveshchenie» (IP Gulyaev G. Yu.), 2017, pp. 143-151. (In Russ.).

2. Blinova N. A. Issledovanie vzaimosvyazi emotsional'no-otsenochnogo i povedencheskogo komponentov Ya-kontseptsii u studentov 1 kursa [Study of the relationship between the emotional-evaluative and behavioral components of self-concept among 1st year students]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskie nauki [Bulletin of Moscow State Regional University. Series: Psychological Sciences]. 2013, no 2, pp. 28-33. (In Russ.).

3. Bokut' E. L., Komarova O. N., Rasskazova A. L., Reshetnikova O. V. Samootnoshenie i atributivnye skhemy lokus-kontrolya kak sostavlyayushchie lichnostnogo potentsiala [Self-attitude and attributive schemes of locus control as components of personal potential]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya [Bulletin of Tver State University. Series: Pedagogy and psychology]. 2020, no 4(53), pp. 6-16. DOI 10.26456/vtpsyped/2020.4.006. (In Russ.).

4. Dontsov D. A., Dontsova M. V. Psikhologicheskie osobennosti yunosheskogo (studencheskogo) vozrasta [Psychological characteristics of adolescence (student) age]. Obrazovatel'nye tekhnologii [Educational technology]. 2013, no 2, pp. 34-42. (In Russ.).

5. Evdokimov V. I., Gubina O. I., Popov V. I. [i dr.] Metodika otsenki psikhicheskogo zdorov'ya i pokazateli adaptatsii studentov VGMA [Methodology for assessing mental health and adaptation indicators of VSMA students]. Sistemnyy analiz i upravlenie v biomeditsinskikh sistemakh [System analysis and control in biomedical systems]. 2005, vol. 4, no. 4, pp. 457-460. (In Russ.).

6. Krylova N. N. Samootnoshenie i samoregulyatsiya studenta: fenomenologiya i ploskosti peresecheniya ponyatiy [Self-attitude and self-regulation of a student: phenomenology and planes of intersection of concepts]. Vestnik Penzenskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Penza State University]. 2014, no 1(5), pp. 25-30. (In Russ.).

7. Meshcheryakov B. G., Sobolev G. I. Operatsionalizatsiya sotsial'no-psikhologicheskoy adaptatsii studentov cherez ponyatie perezhivaniya [Операционализация социально-психологической адаптации студентов через понятие переживания]. Kul'turno-istoricheskayapsikhologiya [Cultural-historical psychology]. 2010, no 1, pp. 56-64. (In Russ.).

8. Molokova O. A. Prognosticheskaya model' adaptirovannosti studentov v novoy obrazovatel'noy srede s pozitsiy lichnostno-tsentrirovannogo podkhoda [Predictive model of student adaptation in a new educational environment from the perspective of a person-centered approach]. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya [News of Irkutsk State University. Series: Psychology]. 2017, vol. 22, pp. 55-65. (In Russ.).

9. Pantileev S. R. Samootnoshenie [Self-attitude]. Psikhologiya samosoznaniya [Psychology of self-awareness]. Samara, BAKhRAM-M, 2000, pp. 208-242. (In Russ.).

10. Sardzhveladze N. I. Lichnost' i ee vzaimodeystvie s sotsial'noy sredoy [Personality and its interaction with the social environment]. Tbilisi, Metsnisreba, 1989, 206 p. (In Russ.).

11. Skrebneva A. V., Vasil'eva M. V., Melikhova E. P., Libina I. I. Adaptatsiya k obucheniyu v vuze i vozmozhnosti ee uskoreniya [Adaptation to studying at a university and the possibility of accelerating it]. Novoy shkole

- zdorovye deti [New school - healthy children]. Voronezh, Izdatel'sko-poligraficheskiy tsentr «Nauchnaya kniga», 2018, pp. 157-159. (In Russ.).

12. Stolin V. V. Samosoznanie lichnosti [Personal self-awareness]. Moscow, Izd-vo «Moskovskiy universitet», 1983, 288 p. (In Russ.).

13. Taygulova G. S. Osobennosti samosoznaniya studentov-psikhologov [Peculiarities of self-awareness of psychology students]. Razvitie cheloveka v sovremennom mire [Human development in the modern world]. 2017, no 2, pp. 157-165. (In Russ.).

14. Khodzhayan A. B., Gevandova M. G., Mayatskaya N. K., Savchenko V. V. Problemy adaptatsii pervokursnikov k obucheniyu v meditsinskom universitete [Problems of adaptation of first-year students to study at a medical university]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern high technology]. 2016, no 2-2, pp. 389-392. (In Russ.).

15. Cherkevich E. A. Vzaimosvyaz' samootnosheniya i samoregulyatsii lichnosti studentov vuza s raznym urovnem koping-strategiy povedeniya [The relationship between self-attitude and self-regulation of the personality of university students with different levels of coping strategies of behavior]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya [Bulletin of Tver State University. Series: Pedagogy and psychology]. 2022, no 1(58), pp. 38-51. DOI 10.26456/vtpsyped/2022.1.038. (In Russ.).

16. Chesnokova I. I. Problema samosoznaniya v psikhologii [The problem of self-awareness in psychology]. Moscow, Nauka, 1977, 144 p. (In Russ.).

17. Chizhkova M. B. Lichnostnye faktory adaptatsii studentov-pervokursnikov k obrazovatel'noy srede meditsinskogo vuza [Personal factors of adaptation of first-year students to the educational environment of a medical university]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Kemerovo State University]. 2021, vol. 23, no. 4(88), pp. 1005-1015. (In Russ.).

Информация об авторе Н. Н. Крылова - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и

психологии, педагогический институт им.

В.Г. Белинского, Пензенский государственный университет.

Information about author N. N. Krylova - Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Pedagogical Institute named after V.G. Belinsky, Penza State University.

Статья поступила в редакцию 10.12.2023; одобрена после рецензирования 30.01.2024; принята к публикации 20.04.2024.

The article was submitted 10.12.2023; approved after reviewing 30.01.2024; accepted for publication 20.04.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.