Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 65-70. ISSN 2073-1426
Vestnik of Kostroma State University, 2021, vol. 27, № 1, pp. 65-70. ISSN 2073-1426 Научная статья УДК 159.923
https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-65-70
ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ У СТУДЕНТОВ С ИНТЕРНАЛЬНЫМ И ЭКСТЕРНАЛЬНЫМ ЛОКУСОМ КОНТРОЛЯ
Зобнина Татьяна Венеровна, доктор психологических наук, Шуйский филиал Ивановского государственного университета, Шуя, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-4280-7879
Кислякова Любовь Петровна, кандидат технических наук, Шуйский филиал Ивановского государственного университета, Шуя, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9286-0355
Аннотация. В проведенных к настоящему времени экспериментальных исследованиях выявлена связь локуса контроля человека с разнообразными формами его поведения и личностными свойствами. Вместе с тем вопрос об особенностях самоотношения студентов вузов с разным уровнем субъективного контроля требует своего дальнейшего изучения. В данной статье представлены результаты сравнительного анализа психологической структуры самоотношения у студентов университета с интернальным и экстернальным локусом контроля. В результате эмпирического исследования определено, что студенты с интернальным локусом контроля достоверно превосходят студентов с экстернальным локусом контроля по степени выраженности таких параметров самоотношения, как «Самоуверенность», «Отраженное самоотношение», «Самопринятие». Наибольшие различия между студентами с разным уровнем субъективного контроля установлены в степени выраженности такого параметра самоотношения, как «Самоуверенность». Сделан вывод о том, что студентам с интернальным типом контроля присуще более позитивное самоотношение, чем студентам с экстернальным типом контроля. Установлено, что у студентов с интернальным локусом контроля определяется большее количество положительных корреляционных связей между параметрами самоотношения и соответствующая этому большая интегрированность психологической структуры самоотношения по сравнению со студентами с экстернальным локусом контроля.
Ключевые слова: самоотношение, экстернальный и интернальный локус контроля, студенты университета
Для цитирования: Зобнина Т.В., Кислякова Л.П. Особенности самоотношения у студентов с интернальным и экстернальным локусом контроля // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 65-70. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-65-70
Research Article
FEATURES OF SELF-ATTITUDE IN STUDENTS WITH INTERNAL AND EXTERNAL
LOCUS OF CONTROL
Tatiana V. Zobnina, Doctor of Psychological Sciences, Shuya branch of Ivanovo State University, Shuya, Ivanovo Region, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-4280-7879
Lyubov P. Kislyakova, Candidate of Technical Sciences, Shuya branch of Ivanovo State University, Shuya, Ivanovo Region, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9286-0355
Abstract. In the experimental studies conducted to date, the connection of the locus of human control with various forms of its behaviour and personal properties has been revealed. At the same time, the question of the peculiarities of self-attitude of university students with different levels of subjective control requires further study. This article presents the results of a comparative analysis of the psychological structure of self-attitude among university students with an internal and external locus of control. As a result of empirical research, it was determined that students with an internal locus of control significantly outperform students with an external locus of control in terms of the degree of expression of such parameters of self-attitude as «Self-confidence», «Reflected self-attitude», «Self-acceptance». The greatest differences between students with different levels of subjective control are found in the degree of expression of such a parameter of self-attitude as "Self-confidence". It is concluded that students with an internal type of control have a more positive self-attitude than students with an external type of control. It is established that students with an internal locus of control have a greater number of positive correlations between the parameters of self-attitude and the corresponding greater integration of the psychological structure of self-attitude in comparison with students with an external locus of control.
Keywords: self-attitude, external and internal locus of control, university students
For citation: Zobnina T.V., Kislyakova L.P. Features of self-attitude in students with internal and external locus of control. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2021, vol. 27, № 1, pp. 65-70 (In Russ.). https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-65-70
© Зобнина Т.В., Кислякова Л.П., 2021
Педагогика. Психология. Социокинетика -Щ. № 1 65
Введение
С давних пор отмечается, что люди по-разному решают вопрос о том, в какой мере происходящие в их жизни события подвластны их воле. Однако предметом специального научного исследования это свойство психики стало лишь во 2-й половине ХХ века, когда американский психолог Дж. Роттер предложил обозначить его термином «локус контроля». Им были выделены два противоположных типа людей в зависимости от того, в какой мере они принимают на себя ответственность за течение своей жизни. Людей, полагающих, что наиболее важные в их жизни события являются следствием их собственных усилий, он отнес к типу личностей с интернальным локусом контроля. Людей, рассматривающих ход своей жизни как обусловленный воздействием внешних сил (других людей, стечением обстоятельств), он отнес к типу личностей с экс-тернальным локусом контроля. Каждый человек занимает некоторое промежуточное положение между этими полярными типами локализации контроля.
Закономерным образом встает вопрос о том, какие психические свойства в наибольшей мере присущи людям с интернальным и экстернальным типами контроля. Решение данного вопроса важно не только для пополнения научных сведений о психике человека, оно имеет и практическое значение: зная свойства психики людей с разным типом субъективного контроля, можно более эффективно проводить с ними консультативную, коррекцион-но-развивающую работу.
В выполненных к настоящему времени экспериментальных исследованиях выявлена связь экстернальности - интернальности личности с разнообразными формами поведения и личностными характеристиками (активностью в поиске информации, конформностью, тревожностью, склонностью к психическим заболеваниям и др.). Мы в своем исследовании сфокусировались на изучении особенностей самоотношения у студентов университета с разным уровнем субъективного контроля (УСК). Выбор предмета исследования был обусловлен рядом причин. Во-первых, опорой на положение о том, что степень глобального принятия человеком себя как личности находит свое отражение в уровне его субъективного контроля. Во-вторых, недостаточной изученностью к настоящему времени особенностей психологической структуры самоотношения у студентов университета с разным уровнем субъективного контроля.
В качестве гипотезы исследования мы выдвинули предположение о том, что психологическая структура самоотношения студентов университета с интернальным локусом контроля имеет существенные отличия от структуры самоотношения студентов университета с экстернальным локу-сом контроля.
Практическую значимость нашего исследования мы видим в том, что, зная особенности самоот-
ношения студентов с интернальным и экстерналь-ным локусом контроля, преподаватели, кураторы студенческих групп смогут содействовать изменению отдельных параметров самоотношения обучающихся с целью повышения их уверенности в себе, возрастания степени их влияния на результаты учебной деятельности и ход жизни в целом.
Эмпирическая база исследования. Исследование проведено на базе Шуйского филиала Ивановского государственного университета (г. Шуя Ивановской обл.). В исследовании приняли участие студенты 1-4 курсов в количестве 87 человек.
Методики исследования. Для изучения структуры самоотношения применялась методика исследования самоотношения (МИС), разработанная С.Р. Пантелеевым. В процессе изучения локуса контроля мы использовали «Метод исследования уровня субъективного контроля (УСК)» (модифицированный вариант опросника Дж. Роттера).
Результаты исследования и их обсуждение. Первым этапом нашей работы стало исследование локуса контроля у студентов университета. С учетом баллов, полученных по шкале общей интер-нальности, расчетным путем (М + 2/3с) из общей выборки студентов были выделены подгруппы студентов с высоким общим уровнем УСК (студенты-интерналы, п = 27 чел.) и с низким общим уровнем УСК (студенты-экстерналы, п = 24 чел.). Расчет значений и-критерия Манна - Уитни позволил установить, что средние арифметические значения у студентов с интернальным типом контроля достоверно выше по всем шкалам опросника УСК, кроме шкалы «Интернальность в области межличностных отношений».
Сравнительный анализ данных показал, что значения большинства показателей самоотношения в обеих подгруппах студентов находятся в пределах среднего уровня (4-7 ст.). Это говорит об избирательности отношения многих студентов к себе, их готовности к изменению лишь некоторых своих качеств при сохранении других.
Наибольшая вариация показателей у студентов с интернальным локусом контроля получена по шкале «Самоценность», отражающей субъективное мнение человека об уникальности, ценности его духовного мира, у студентов с экс-тернальным типом контроля - по шкале «Самопривязанность», диагностирующей желание изменяться в течение дальнейшей жизни.
Выше среднего уровня у студентов-интерналов оказались показатели по шкале «Самоуверенность», отражающей веру в собственные силы, а также по шкале «Самоценность». У студентов-эктерналов показателей выше среднего уровня не отмечено. Общей характеристикой студентов обеих подгрупп явилось то, что среднее значение по шкале «Самоценность» оказалось наиболее высоким по сравнению с другими шкалами опросника МИС (табл. 1).
Примечание: * - принятие гипотезы о значимости различий на уровне р < 0,05.
Таблица 2
Показатели взаимосвязи компонентов самоотношения у студентов с интернальным локусом контроля
Таблица 1
Различия в степени выраженности параметров самоотношения у студентов с интернальным и экстернальным локусом контроля
Параметры самоотношения Средние значения степени выраженности параметров самоотношения Значения и-критерия Манна — Уитни
Студенты с интернальным локусом контроля М ± т (п = 27 чел.) Студенты с экстернальным локусом контроля М ± т (п = 24 чел.) и Р
Замкнутость 5,84 ± 0,70 4,56 ± 0,56 31,000 р > 0,05
Самоуверенность 7,31 ± 2,03 4,89 ± 0,59 20,000* р < 0,01
Саморуководство 6,69 ± 1,86 4,67 ± 0,76 31,000 р > 0,05
Отраженное самоотношение 6,00 ± 1,67 3,22 ± 0,74 18,500* р < 0,01
Самоценность 7,85 ± 2,18 6,56 ± 0,65 34,500 р > 0,05
Самопринятие 6,69 ± 1,86 5,22 ± 0,62 30,000* р < 0,05
Самопривязанность 6,23 ± 1,73 4,56 ± 1,03 38,000 р > 0,05
Внутренняя конфликтность 5,00 ± 1,39 6,33 ± 0,85 42,500 р > 0,05
Самообвинение 4,00 ± 1,11 6,33 ± 0,83 28,500* р < 0,05
Замкнутость Самоуверен. Самору-ков. Отраж. самоотн. Самоценн. Само-прин. Самопри-вяз. Внутр. конфл. Самооб-вин.
Замкнутость 1,000 0,348 0,114 0,592* -0,117 -0,252 -0,226 -0,360 -0,140
Самоуверен. 0,348 1,000 0,436 0,193 0,339 0,340 0,320 0,022 -0,216
Саморуков. 0,114 0,436 1,000 0,293 0,346 0,596* 0,432 0,026 -0,282
Отр. самоотн. 0,592* 0,193 0,293 1,000 0,238 -0,184 0,245 -0,499 -0,423
Самоценн. -0,117 0,339 0,346 0,238 1,000 0,559* 0,679* 0,153 -0,379
Самопринятие -0,252 0,340 0,596* -0,184 0,559* 1,000 0,581* 0,147 0,245
Самопривяз. -0,226 0,320 0,432 0,245 0,679* 0,147 1,000 -0,096 -0,830**
Внутр. конфл. -0,360 0,022 0,026 -0,499 0,153 0,581* -0,096 1,000 0,444
Самообвин. -0,140 -0,216 -0,282 -0,423 -0,379 0,245 -0,830** 0,444 1,000
Примечание: * - принятие гипотезы о значимости корреляционной связи на уровне р < 0,05; ** - принятие гипотезы о значимости корреляционной связи на уровне р < 0,01.
Наиболее низким (ниже среднего уровня) у студентов с экстернальным типом контроля оказался показатель по шкале «Отраженное самоотношение». Это явилось свидетельством того, что данные обучающиеся в большинстве своем видят себя как неспособных вызвать положительное отношение к себе со стороны других людей, не ожидают от них похвалы, поддержки.
У студентов с интернальным типом контроля степени выраженности параметров самоотношения в диапазоне значений «ниже среднего уровня» не установлено. Наиболее низким в этой подгруппе явился показатель по шкале «Самообвинение», отражающей недовольство человека собой, неприятие некоторых своих качеств и поступков.
Итак, по степени выраженности большинства параметров самоотношения студенты-интерналы имеют более высокие значения, чем студенты-экс-терналы. Студенты с высоким субъективным кон-
тролем достоверно превосходят студентов с низким субъективным контролем по степени выраженности таких параметров самоотношения, как «Самоуверенность» (р < 0,01), «Отраженное самоотношение» (р < 0,01), «Самопринятие» (р < 0,05). Наибольшие различия при этом установлены по параметру «Самоуверенность». Это позволило говорить о том, что студенты, склонные считать свои успехи и неудачи следствием собственной активности, более уверены в себе, в большей мере ощущают силу собственного «я». Для студентов с экстернальным типом контроля характерна высокая внутренняя конфликтность, у них достоверно выше показатель по шкале «Самообвинение» (р < 0,05).
В своей совокупности вышеизложенные результаты явились основанием для вывода о том, что студентам с интернальным локусом контроля свойственно более позитивное самоотношение,
Педагогика. Психология. Социокинетика -Щ. № 1 67
чем студентам с экстернальным локусом контроля.
С целью изучения взаимосвязи параметров самоотношения у студентов с разным УСК мы провели корреляционный анализ по методу Спирмена. У студентов с интернальным локусом контроля корреляционный анализ выявил ряд значимых взаимосвязей (табл. 2).
Значимая положительная взаимосвязь у студентов с интернальным типом контроля определилась между параметрами самоотношения «Замкнутость» и «Отраженное самоотношение» (р < 0,05). Это позволило говорить о том, что с усилением ориентации на социальное одобрение у данных обучающихся упрочивается представление о себе как о людях, способных вызвать у других людей уважение, симпатию.
В ходе корреляционного анализа у студентов-интерналов выявлена также значимая связь между параметрами самоотношения «Саморуководство» и «Самопринятие» (р < 0,05). Данный факт свидетельствует о том, что укрепление представления о себе как о человеке, являющемся регулятором своих достижений и неудач, сопровождается у студентов усилением принятия себя во всем многообразии поведенческих проявлений. Наряду с этим мы установили положительные значимые взаимосвязи параметра самоотношения «Самоценность» с такими компонентами, как «Самопринятие» (р < 0,05), «Самопривязанность» (р < 0,05); это говорит о согласованном их изменении в сторону роста или понижения. С возрастанием чувства самопринятия у студентов с высоким субъективным контролем усиливается желание сохранить свои личностные качества в неизменном виде, о чем свидетельствует положительная корреляция между параметрами «Самопринятие» и «Самопривязанность» (р < 0,05).
Сильная отрицательная взаимозависимость обнаружена у студентов-интерналов между па-
раметрами «Самопривязанность» и «Самообвинение» (р < 0,01). Эту взаимосвязь мы интерпретировали следующим образом: усиление чувства самодостаточности, стремление сохранить свою личностную структуру в неизменном виде сопровождается уменьшением числа отрицательных самооценок, ослаблением сложившихся психологических защит.
Проанализируем взаимосвязи в структуре самоотношения у студентов с экстернальным локусом контроля. Положительных взаимозависимостей между параметрами самоотношения выявлено здесь меньше (табл. 3). В частности, определены значимые взаимосвязи между параметром самоотношения «Саморуководство» и такими его характеристиками, как «Самоуверенность» (р < 0,05), «Самопривязанность» (р < 0,05). Поддается объяснению обнаруженная положительная взаимосвязь между степенью выраженности показателей «Внутренняя конфликтность» и «Самообвинение» (р < 0,05): с усилением внутренних противоречий, конфликтов у человека закрепляется установка на неприятие себя, возрастает неудовлетворенность собой и своим поведением.
У студентов с экстернальным локусом контроля определилось большее количество отрицательных значимых взаимосвязей в структуре самоотношения по сравнению со студентами-интерналами. Так, сильные отрицательные корреляции выявлены у студентов-экстерналов между параметром самоотношения «Самообвинение» и такими его характеристиками, как «Самоценность» (р < 0,01), «Самопривязанность» (р < 0,01). Это позволило утверждать, что с увеличением числа самообвинений у студентов снижается ощущение ценности своей личности, уменьшается желание оставаться таким, какой есть. Также установлена значимая отрицательная корреляция между параметрами самоотношения «Самообвинение» и «Саморуко-
Таблица 3
Показатели взаимосвязи компонентов самоотношения у студентов с экстернальным локусом контроля
Замкнутость Самоуверен. Самору-ков. Отраж. самоотн. Самоценн. Само-прин. Самопривяз. Внутр. конфл. Самооб-вин.
Замкнутость 1,000 -0,027 0,159 -0,599 -0,175 -0,513 -0,236 -0,209 0,262
Самоуверен. -0,027 1,000 0,726* -0,084 0,250 0,431 0,610 -0,284 -0,610
Саморуков. 0,159 0,726* 1,000 -0,226 0,530 0,402 0,737* -0,541 -0,763*
Отр. самоотн. -0,599 -0,084 -0,226 1,000 0,362 -0,144 -0,099 0,292 -0,224
Самоценн. -0,175 0,250 0,530 0,362 1,000 0,385 0,453 -0,536 -0,799**
Самопринятие -0,513 0,431 0,402 -0,144 0,385 1,000 0,511 -0,177 -0,437
Самопривяз. -0,236 0,610 0,737* -0,099 0,453 0,511 1,000 -0,540 -0,825**
Внутр.конфл. -0,209 -0,284 -0,541 0,292 -0,536 -0,177 -0,540 1,000 0,689*
Самообвин. 0,262 -0,610 -0,763* -0,224 -0,799** -0,437 -0,825** 0,689* 1,000
Примечание: * - принятие гипотезы о значимости корреляционной связи на уровне р < 0,05; ** - принятие гипотезы о значимости корреляционной связи на уровне р < 0,01.
Таблица 4
Сводная таблица значений индексов когерентности, дивергентности, организованности психологической структуры самоотношения у студентов с интернальным и экстернальным локусом контроля
р ± 0,01 р ± 0,05 £ структурных весов Значения индексов
£ + - £ + - ИКС ИДС ИОС
Студенты с интернальным локусом контроля 1 0 1 5 5 0 6 15 4 11
Студенты с экстернальным локусом контроля 3 1 2 3 2 1 6 10 11 -1
водство» (р < 0,05). Данный факт свидетельствует о том, что обращение внимания в первую очередь на свои недостатки, а не на сильные стороны снижает веру обучающихся в подвластность жизненных обстоятельств воздействию своей личности.
В ходе дальнейшего исследования мы изучили структуры самоотношения студентов по следующим показателям: индексу когерентности связей (ИКС), индексу дивергентности связей (ИДС), индексу организованности связей (ИОС). В данном случае мы использовали методический прием, предложенный А.В. Карповым. Результаты представлены в таблице 4.
Как видно из данных таблицы 4, значение ИКС у студентов с интернальным локусом контроля составило 15, у студентов с экстернальным локусом контроля 10. Эти значения явились свидетельством невысокой в целом интегрированности структуры самоотношения обучающихся. Значения ИДС заметно различаются: у студентов с высоким локусом контроля это значение равно 4, у студентов с низким локусом контроля оно составило 11. Значение ИОС в подгруппе студентов-интерналов 11, в подгруппе студентов-экстерналов оно равно -1. Более высокое значение ИОС у студентов с интернальным локусом контроля позволило говорить о большей «плотности» структуры их самоотношения, доминировании в ней «организационных» тенденций по сравнению с «дезорганизационными».
Представляется, что психологическая структура самоотношения личности может включать и когерентность (интегрированность), и дивер-гентность (дифференцированность) ее параметров, поскольку выявляемые с помощью опросника МИС показатели самоотношения содержат и позитивные, и негативные эмоционально-оценочные аспекты. Например, наличие отрицательной взаимосвязи между параметрами «Самообвинение» и «Самоценность» свидетельствует о том, что с усилением у человека чувства вины в его глазах снижается оценка ценности его личности, и наоборот. Однако увеличение в структуре самоотношения количества и тесноты отрицательных корреляционных зависимостей в своей совокупности говорят о возрастании психического напряжения человека, вызываемого противоборством позитивных и негативных самооценок, следовательно, о росте его психологического неблагополучия. Психологическая структура самоотношения
студентов с экстернальным локусом контроля содержит большее число отрицательных корреляций, что свидетельствует скорее о дезорганизационных тенденциях в развитии их самоотношения.
Выводы.
1. Студенты с интернальным локусом контроля статистически значимо превосходят студентов с экстернальным локусом контроля по степени выраженности таких параметров самоотношения, как «Самоуверенность», «Отраженное самоотношение», «Самопринятие». Наибольшие различия между студентами с разным УСК установлены в степени выраженности такого параметра самоотношения, как «Самоуверенность».
2. Для студентов с интернальным локусом контроля характерно более позитивное самоотношение, чем для студентов с экстернальным локусом контроля. Это находит свое выражение в более высоком самоуважении, уверенности в своей способности вызвать у окружающих людей положительные чувства в свой адрес, в согласии с самими собой, в меньшей выраженности отрицательных эмоций в адрес собственного «Я».
3. У студентов с интернальным локусом контроля определяется большее количество положительных корреляционных взаимосвязей между параметрами самоотношения и соответствующая этому большая интегрированность психологической структуры самоотношения по сравнению со студентами с экстернальным локусом контроля.
Список литературы
Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. 1984. Т. 5, № 3. С. 152-163.
Зобнина Т.В., КисляковаЛ.П. Исследование взаимосвязи уровня субъективного контроля и силы воли у студентов - будущих педагогов // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. № 1. 228 с. С. 92-95.
Карпов А.В. Психология принятия решений в профессиональной деятельности. М., 1992. 217 с.
Ксенофонтова Е.Г. Исследование локализации контроля личности // Психологический журнал. 1999. Т. 20, № 2. С. 103-114.
Локус контроля // Социология: энциклопедия / сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евель-
Педагогика. Психология. Социокинетика -Щ. № 1 69
кин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Минск: Книжный Дом, 2003. 312 с.
Симановский А.Э. Функционально-генетический анализ представлений человека о самом себе // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 2, № 2. С. 249-253.
Столин В.В. Исследование эмоционально-ценностного отношения к себе с помощью методики управляемой проекции // Психологический журнал. 1981. Т. 2. № 3. С. 104-116.
Demo D.H. The self-concept over time: Research issues and directions. Annual Review of Sociology, 1992, vol. 18, pp. 303-326.
Emler N. Self-esteem: The costs and consequences of low self-worth. York, England, York Publishing Services, 2001, pp. 110-138.
Mruk C. Self-esteem: Research, theory, and practice. N. Y., Springer, 1999, pp. 165-171.
Robins R.W., Trzesniewski K.H., Tracy J. L., Gosling S.D., Potter J. Global Self-esteem Across the Life Span. Psychology and Aging, 2002, vol. 17, № 3, pp. 423-434.
Rotter J.B., Mulry R.C. Internal versus external control of reinforcement and decision time. Journal of Personality and Social Psychology, 1965, № 2, pp. 598-604.
References
Bazhin E.F., Golynkina E.A., Etkind A.M. Me-
tod issledovaniya urovnya sub"ektivnogo kontro-lya [Method for investigating the level of subjective control]. Psihologicheskij zhurnal [Psychological journal], 1984, vol. 5, № 3, pp. 152-163. (In Russ.)
Zobnina T.V., Kislyakova L.P. Issledovanie vzai-mosvyazi urovnya sub"ektivnogo kontrolya i sily voli u studentov - budushchih pedagogov [Investigation of the relationship between the level of subjective control and willpower in students-future teachers]. Vest-
nik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika [Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogy series. Psychology. Sotsiogenetiki], 2020, № 1, pp. 92-95. (In Russ.)
Karpov A.V Psihologiya prinyatiya reshenij v professional'noj deyatel'nosti [Psychology of decision-making in professional activity]. Moscow, 1992, 217 p. (In Russ.)
Ksenofontova E.G. Issledovanie lokalizacii kon-trolya lichnosti [The Study of localization of control of the personality]. Psihologicheskij zhurnal [Psychological journal], 1999, vol. 20, № 2, pp. 103114. (In Russ.)
Lokus kontrolya. Sociologiya: Enciklope-diya [Locus of control. Sociology: Encyclopedia], comp. A.A. Gritsanov, V.L. Abushenko, G.M. Evel-kin, G.N. Sokolova, O.V. Tereshchenko. Minsk, Book House Publ., 2003, 312 p. (In Russ.)
Simanovskij A.E. Funkcional'no-geneticheskij analiz predstavlenij cheloveka o samom sebe [Functional-genetic analysis of human representations about himself]. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2012, vol. 2, № 2, pp. 249-253. (In Russ.)
Stolin VV. Issledovanie emocional'no-cennost-nogo otnosheniya k sebe s pomoshch'yu metodiki upravlyaemoj proekcii [Study of emotional-value attitude to yourself by using the method of controlled projection]. Psihologicheskij zhurnal [Psychological journal], 1981, vol. 2, № 3, pp. 104-116. (In Russ.)
Статья поступила в редакцию 02.12.2020; одобрена после рецензирования 28.12.2020; принята к публикации 26.02.2021.
The article was submitted 02.12.2020; approved after reviewing 28.12.2020; accepted for publication 26.02.2021.