Научная статья на тему 'Исследование взаимосвязи уровня субъективного контроля и силы воли у студентов - будущих педагогов'

Исследование взаимосвязи уровня субъективного контроля и силы воли у студентов - будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
349
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОКУС КОНТРОЛЯ / СИЛА ВОЛИ / СТУДЕНТЫ БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / LOCUS OF CONTROL / WILLPOWER / STUDENTS-FUTURE TEACHERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зобнина Татьяна Венеровна, Кислякова Любовь Петровна

Ответственное поведение человека в жизни предполагает преодоление трудностей, принятие на себя дополнительных обязанностей, что сопровождается немалыми волевыми усилиями. Однако на сегодняшний день взаимосвязь локуса контроля и способности к волевому усилию изучена не в полной мере. В данной статье представлены результаты проведенного авторами корреляционно-регрессионного анализа взаимосвязи локуса контроля и силы воли у студентов будущих педагогов. В эмпирическом исследовании приняли участие студенты университета, обучающиеся по педагогическим направлениям подготовки. В результате проведенного исследования была установлена положительная статистически значимая взаимосвязь между уровнем общей интернальности студентов и обобщенным показателем проявления силы воли. Выявлены статистически значимые взаимозависимости между уровнем силы воли и уровнем субъективного контроля в области достижений, неудач, семейных отношений. Определено, что сила воли является предиктором общего уровня интернальности студентов-педагогов, а также их интернальности в области достижений, неудач, семейных отношений. Показано, что студенты с высоким уровнем субъективного контроля статистически значимо превосходят студентов с низким уровнем субъективного контроля по обобщенному показателю проявления силы воли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зобнина Татьяна Венеровна, Кислякова Любовь Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of the relationship between the level of subjective control and willpower in students - future teachers

Responsible human behaviour in life involves overcoming difficulties, taking on additional responsibilities, which is accompanied by considerable willpower. However, to date, the relationship between the locus of control and the ability to volitional effort has not been fully studied. This article presents the results of the authors ' correlation and regression analysis of the relationship between the locus of control and willpower in students future teachers. The empirical study was attended by university students studying in pedagogic areas of training. As a result of the study, a positive statistically significant relationship was established between the level of general internality of students and the generalised indicator of willpower. Statistically significant correlations between the level of willpower and the level of subjective control in the field of achievements, failures, and family relationships are revealed. It is determined that willpower is a predictor of the general level of internality of students-teachers, as well as their internality in the field of achievements, failures, and family relationships. It is shown that students with a high level of subjective control statistically significantly outperform students with a low level of subjective control in the generalised indicator of willpower.

Текст научной работы на тему «Исследование взаимосвязи уровня субъективного контроля и силы воли у студентов - будущих педагогов»

DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-92-95 УДК 159.923

Зобнина Татьяна Венеровна

Шуйский филиал Ивановского государственного университета

Кислякова Любовь Петровна

Шуйский филиал Ивановского государственного университета

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ И СИЛЫ ВОЛИ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Ответственное поведение человека в жизни предполагает преодоление трудностей, принятие на себя дополнительных обязанностей, что сопровождается немалыми волевыми усилиями. Однако на сегодняшний день взаимосвязь локуса контроля и способности к волевому усилию изучена не в полной мере. В данной статье представлены результаты проведенного авторами корреляционно-регрессионного анализа взаимосвязи локуса контроля и силы воли у студентов - будущих педагогов. В эмпирическом исследовании приняли участие студенты университета, обучающиеся по педагогическим направлениям подготовки. В результате проведенного исследования была установлена положительная статистически значимая взаимосвязь между уровнем общей интернальности студентов и обобщенным показателем проявления силы воли. Выявлены статистически значимые взаимозависимости между уровнем силы воли и уровнем субъективного контроля в области достижений, неудач, семейных отношений. Определено, что сила воли является предиктором общего уровня интернальности студентов-педагогов, а также их интернальности в области достижений, неудач, семейных отношений. Показано, что студенты с высоким уровнем субъективного контроля статистически значимо превосходят студентов с низким уровнем субъективного контроля по обобщенному показателю проявления силы воли.

Ключевые слова: локус контроля, сила воли, студенты - будущие педагоги.

Информация об авторах: Зобнина Татьяна Венеровна, ORCID 0000-0002-4280-7879, доктор психологических наук, доцент, Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», профессор кафедры психологии и социальной педагогики, г. Шуя, Россия.

E-mail: zobnina-tatjana@rambler.ru

Кислякова Любовь Петровна, ORCID 0000-0001-9286-0355, кандидат технических наук, доцент, Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», начальник отдела маркетинга и содействия трудоустройству выпускников, г. Шуя, Россия.

E-mail: popsfigu@mail.ru

Дата поступления статьи: 17.01.2020.

Для цитирования: Зобнина Т.В., Кислякова Л.П. Исследование взаимосвязи уровня субъективного контроля и силы воли у студентов - будущих педагогов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 92-95. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-92-95.

Tat'yana V. Zobnina

Shuya branch of Ivanovo State University

Lyubov' P. Kislyakova

Shuya branch of Ivanovo State University

STUDY OF THE RELATIONSHIP BETWEEN THE LEVEL OF SUBJECTIVE CONTROL AND WILLPOWER IN STUDENTS - FUTURE TEACHERS

Responsible human behaviour in life involves overcoming difficulties, taking on additional responsibilities, which is accompanied by considerable willpower. However, to date, the relationship between the locus of control and the ability to volitional effort has not been fully studied. This article presents the results of the authors' correlation and regression analysis of the relationship between the locus of control and willpower in students - future teachers. The empirical study was attended by university students studying in pedagogic areas of training. As a result of the study, a positive statistically significant relationship was established between the level of general internality of students and the generalised indicator of willpower. Statistically significant correlations between the level of willpower and the level of subjective control in the field of achievements, failures, and family relationships are revealed. It is determined that willpower is a predictor of the general level of internality of students-teachers, as well as their internality in the field of achievements, failures, and family relationships. It is shown that students with a high level of subjective control statistically significantly outperform students with a low level of subjective control in the generalised indicator of willpower.

Keywords: locus of control, willpower, students-future teachers.

Information about the authors: Tat'yana V. Zobnina, ORCID 0000-0002-4280-7879, Doctor of Psychology, Associate Professor, Shuya branch of Ivanovo State University, Professor of the Department of psychology and social pedagogy in Shuya, Ivanovo Region, Russia.

E-mail: zobnina-tatjana@rambler.ru

Lyubov' P. Kislyakova, ORCID 0000-0001-9286-0355, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Shuya branch of Ivanovo State University, Professor of the Department of psychology and social pedagogy in Shuya, Ivanovo Region, Russia.

E-mail: popsfigu@mail.ru

Article received: January 17, 2020.

For citation: Zobnina T.V., Kislyakova L.P. Study of the relationship between the level of subjective control and willpower in students - future teachers. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2020, vol. 26, № 1, pp. 92-95 (In Russ). DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-92-95.

92

Вестник КГУ 2020

© Зобнина Т.В., Кислякова Л.П., 2020

Значение локуса контроля в активности личности очень велико, большую роль данное качество играет в профессиональной деятельности человека. Уровень интер-нальности в значительной мере определяет ответственность человека в труде, результаты его профессиональной деятельности, удовлетворенность жизнью в целом. Немалую роль играет локус контроля в профессиях типа «человек - человек», в частности в педагогической профессии.

Принятие на себя ответственности за события, происходящие в жизни, и за свою жизнь в целом требует от человека немалых усилий воли. Такая жизненная позиция предполагает большую внутреннюю работу (а подчас и внутреннюю борьбу с собой) по осмыслению, переживанию происходящих событий, оценке собственных возможностей в плане решения возникающих задач. Это является основанием для утверждения о том, что повышение уровня субъективного контроля над складывающимися в жизни обстоятельствами связано с увеличением волевых усилий человека. Однако на сегодняшний день практически отсутствуют работы, непосредственно посвященные изучению взаимосвязи данных качеств личности.

Учитывая данное обстоятельство, мы поставили перед собой цель изучить взаимосвязь уровня субъективного контроля и силы воли у студентов -будущих педагогов.

В организованном и проведенном нами эмпирическом исследовании приняли участие 58 студентов первых курсов, обучающихся по педагогическим направлениям подготовки в Шуйском филиале ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет». В ходе исследования применялся «Метод исследования уровня субъективного контроля (УСК)» (модифицированный вариант опросника Дж. Роттера), а также методика «Диагностика силы воли», разработанная Н.Н. Обо-зовым. Математико-статистическая обработка результатов исследования осуществлялась с помощью программного пакета «SPSS Statistics17.0».

В качестве гипотез исследования были выдвинуты следующие предположения:

1. Существует взаимосвязь между уровнем субъективного контроля и проявлением силы воли у студентов - будущих педагогов.

2. Студенты с интернальным локусом контроля характеризуются более сильной волей, чем студенты с экстернальным локусом контроля.

Основная задача нашего исследования - изучение взаимосвязи между уровнем субъективного контроля и силой воли студентов - решалась с помощью корреляционно-регрессионного анализа. Расчет значений коэффициента корреляции Пирсона показал (табл. 1), что между уровнем общей интернальности и силой воли студентов существует тесная взаимосвязь (г = 0,472; р < 0,01). Это подтвердило выдвинутую нами гипотезу о том, что возрастание ответственности за принятые решения и совершаемые в жизни поступки происходит у обучающихся на фоне возрастающих волевых усилий.

Также были установлены положительные статистически значимые взаимосвязи между интер-нальностью в области достижений и силой воли студентов (г = 0,409; р < 0,01), между интерналь-ностью в области неудач и показателем силы воли (г = 0,297; р < 0,05). Эти результаты явились основанием для утверждения о том, что возрастание у студентов уверенности в своей способности ставить цели и добиваться их достижения, несмотря на трудности и возможные неудачи, является следствием упорного и напряженного труда, а также немалой внутренней работы по осмыслению происходящего вокруг, оценке своих достоинств и недостатков. Способность к волевому усилию одинаково важна для принятия на себя ответственности за свои успехи и неудачи.

Вместе с тем была обнаружена положительная статистически значимая взаимосвязь между интер-нальностью в семейных отношениях и показателем проявления силы воли (г = 0,269; р < 0,05). Данный факт позволил говорить о том, что формирование у молодых людей отношения к себе как значимому

Таблица 1

Результаты корреляционного анализа взаимосвязи силы воли и уровня субъективного контроля у студентов - будущих педагогов

Локус контроля Сила воли

Общая выборка (n = 58) Студенты-юноши (n = 22) Студенты-девушки (n = 36)

Интернальность в области достижений 0,409** 0,815** 0,110

Интернальность в области неудач 0,297* 0,657** 0,054

Интернальность в области межличностных отношений 0,142 0,305 0,007

Интернальность в отношении здоровья и болезни 0,136 0,481 0,155

Интернальность в сфере семейных отношений 0,269* 0,688** 0,019

Интернальность в области производственных отношений 0,121 0,470 - 0,177

УСК (интернальность общая) 0,472** 0,852** 0,190

Примечание: уровень значимости коэффициента линейной корреляции Пирсона: * - р < 0,05, ** - р < 0,01.

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

93

лицу во внутрисемейных отношениях, как к причине происходящих с их семьях событий требует от них немалых волевых усилий.

Анализ взаимосвязей между уровнем интернальности и силой воли в подгруппах студентов-юношей (n = 22 чел.) и студентов-девушек (n = 36 чел.) показал, что наиболее многочисленные и тесные взаимозависимости между исследуемыми качествами личности характерны для студентов-юношей. В данной подгруппе мы обнаружили высокозначимые корреляции между обобщенным показателем силы воли и общей интернальностью студентов (r = 0,852; p < 0,01), а также между силой воли и интернальностью в области достижений (r = 0,815; p < 0,01), в области неудач (r = 0,657; p < 0,01), в сфере семейных отношений (r = 0,688; p < 0,01). В подгруппе студентов-девушек статистически значимых взаимосвязей между исследуемыми качествами личности выявлено не было.

Возможно, полученные результаты можно объяснить сложившимися в обществе взглядами на степень ответственности мужчин и женщин в принятии важных жизненных решений. Принято считать, что представители сильного пола являются главой семьи, что они способны подчинить судьбу, контролируя ход событий, не полагаясь на благоприятное стечение обстоятельств. Вместе с тем, как свидетельствуют результаты проведенного исследования, следование сложившимся стереотипам, проявляющееся в стремлении управлять течением жизни, сопровождается у молодых людей значительными волевыми усилиями.

Влияние силы воли на интернальность студентов было доказано и результатами регрессионного анализа, позволившего изучить специфику вклада способности к волевому усилию в уровень общей интернальности обучающихся, а также в уровень их интернальности в области достижений, неудач, семейных отношений. Перед проведением регрессионного анализа мы провели расчет значения одновыборочного критерия Колмогорова - Смирнова. Анализ полученных значений критерия показал, что эмпирическое распределение показателей интернальности и силы в нашем случае является нормальным.

С учетом установленных на общей выборке студентов закономерных взаимосвязей нами было построено четыре модели парной линейной регрессии. Все построенные модели регрессии оказались статистически значимыми. Это позволило говорить о том, что повышение уровня общей ин-тернальности студентов, а также интернальности в области достижений, неудач, семейных отношений обусловлено развитием их силы воли. Сравнение значений коэффициентов регрессии в построенных моделях показало, что наиболее сильное влияние оказывает сила воли на уровень общей ин-

тернальности студентов. Линейное уравнение регрессии в данном случае получилось следующим:

Уровень субъективного контроля = 0,590 х сила воли + 13,453

Таким образом, регрессионный анализ позволил установить, что сила воли является предиктором общего уровня интернальности студентов - будущих педагогов, а также их интернальности в области достижений, неудач, семейных отношений.

Для проверки второй выдвинутой гипотезы мы выделили подгруппы студентов с высоким уровнем субъективного контроля (интерналы) и низким уровнем субъективного контроля (экс-терналы). Эти подгруппы были сопоставлены друг с другом по обобщенному показателю проявления силы воли. Среднее арифметическое значение данного качества у студентов-интерналов составило 24,0 ± 1,19 балла; в подгруппе студентов-экстер-налов это значение было равно 17,77 ± 1,33 балла. Расчет значения U-критерия Манна - Уитни позволил установить, что эти подгруппы достоверно различаются между собой (p < 0,01). Тем самым мы определили, что студенты с интернальным ло-кусом контроля характеризуются более сильной волей, чем студенты с экстернальным локусом контроля.

Подводя итог проведенному исследованию, мы сделали следующие выводы:

1. Между обобщенным показателем индивидуального УСК, а также между уровнем субъективного контроля в области достижений, неудач, семейных отношений, с одной стороны, и обобщенным показателем проявления силы воли у студентов - будущих педагогов, с другой стороны, существует положительная статистически значимая взаимозависимость.

2. Сила воли является предиктором общего уровня интернальности студентов-педагогов, а также их интернальности в области достижений, неудач, семейных отношений.

3. Студенты с высоким уровнем общей интер-нальности статистически значимо превосходят студентов с низким уровнем общей интернально-сти по обобщенному показателю проявления силы воли.

Список литературы

Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. 1984. Т. 5, № 3. С. 152-163.

Волков Б.С. Психология юности и молодости: учеб. пособие. М.: Академический проект, 2006. 256 с.

Зобнина Т.В., Кислякова Л.П. Исследование взаимосвязи осознанной саморегуляции произвольной активности и уровня субъективного контроля у студентов-будущих педагогов // Современные ис-

94

Вестник КГУ 2020

следования социальных проблем. 2018. Т. 9, № 4. С. 88-102.

Зобнина Т.В., Кислякова Л.П. Исследование ло-куса контроля у студентов - будущих педагогов // Педагогика, психология и образование: вызовы и перспективы. Стерлитамак: АМИ, 2018. С. 36-38.

Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2009. 368 с.

Ксенофонтова Е.Г. Исследование локализации контроля личности // Психологический журнал. 1999. Т. 20, № 2. С. 103-114.

Локус контроля // Социология: энциклопедия / сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г.М. Евель-кин и др. Минск: Книжный Дом, 2003. 312 с.

Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / отв. ред. А.Ф. Кудряшов. Петрозаводск: Петроком, 1992, 318 с.

Муздыбаев К.М. Психология ответственности. Л.: Наука, 1983. 242 с.

Helkama K. Toward a cognitive-developmental theory of attribution of responsibility. Helsinky, 1981, 203 p.

Rotter J.B., Mulry R.C. Internal versus external control of reinforcement and decision time. Journal of Personality and Social Psychology, 1965, № 2, pp. 598-604.

References

Bazhin E.F., Golynkina E.A., Etkind A.M. Metod issledovaniya urovnya sub "ektivnogo kontrolya [Method for investigating the level of subjective control]. Psihologicheskij zhurnal [Psychological journal], 1984, vol. 5, № 3, pp. 152-163. (In Russ.)

Volkov B.S. Psihologiya yunosti i molodosti: uchebnoe posobie [Psychology of youth and youth: a textbook]. Moscow, Academic project Publ., 2006, 256 p. (In Russ.)

Zobnina T.V., Kislyakova L.P. Issledovanie vzaimosvyazi osoznannoj samoregulyacii proizvol'noj aktivnosti i urovnya sub "ektivnogo kontrolya u studentov - budushchih pedagogov [Study of the relationship between conscious self-regulation of voluntary activity and the level of subjective control among students-future teachers]. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem [Modern studies of social problems], 2018, vol. 9, № 4, pp. 88-102. (In Russ.)

Zobnina T.V., Kislyakova L.P. Issledovanie lokusa kontrolya u studentov - budushchih pedagogov [Study of the locus of control in students-future teachers]. Pedagogika, psihologiya i obrazovanie: vyzovy i perspektivy [Pedagogy, psychology and education: challenges and prospects]. Sterlitamak, AMI Publ., 2018, pp. 36-38. (In Russ.)

Il'in E.P. Psihologiya voli [Psychology of will]. Saint Petersburg, Peter Publ., 2009, 368 p. (In Russ.)

Ksenofontova E.G. Issledovanie lokalizacii kontrolya lichnosti [The Study of localization of control of the personality]. Psihologicheskij zhurnal [Psychological journal], 1999, vol. 20, № 2, pp. 103114. (In Russ.)

Lokus kontrolya. Sociologiya: Enciklopediya [Locus of control. Sociology: Encyclopedia], comp. A.A. Gritsanov, V.L. Abushenko, G.M. Evelkin, G.N. Sokolova, O.V Tereshchenko. Minsk, Book House Publ., 2003, 312 p. (In Russ.)

Luchshie psihologicheskie testy dlya profotbora i proforientacii [Best psychological tests for professional selection and career guidance], ed. by A.F. Kudryashov. Petrozavodsk, Petrokom Publ., 1992, 318 p. (In Russ.)

Muzdybaev K.M. Psihologiya otvetstvennosti [Psychology of responsibility]. Leningrad, Nauka Publ., 1983, 242 p. (In Russ.)

Педагогика. Психология. Социокинетика J № 1

95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.