DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2018-44-2-65
УДК 159
ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООТНОШЕНИЯ И ВЫБОРА ПРОФЕССИИ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ
С.М. Колкова (Красноярск, Россия) Ю.О. Паршин (Красноярск, Россия)
Аннотация
Проблема и цель. В статье формулируются и анализируются проблемы самоотношения и профессионального самоопределения, а именно выбора профессии в юношеском возрасте. Среди них выделяется проблема исследования связи этих двух параметров, знания о которой можно использовать в планировании профориентационной работы среди старшеклассников.
Цель статьи: выявить и обосновать характеристики самоотношения личности, связанные с профессиональным выбором.
Методологию исследования составляют анализ и обобщение научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых, признанных научным сообществом.
Результаты. При помощи методов статистической обработки экспериментальных данных мы проверили гипотезу нашего исследования о существовании связи между профессиональным самоопределением и самоотношением личности в юношеском возрасте.
Произведен расчет непараметрического и-критерия Манна - Уитни по количеству ответов учащихся по шкалам самоотношения В.В. Столина, которые вошли в девять компонентов самоотношения:
закрытость, самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение, самоценность, самопринятие, самопривязанность, внутренняя конфликтность, самообвинение.
Значение и-критерия Манна - Уитни найдено отдельно по каждому компоненту самоотношения у старшеклассников с совпавшими способностями, интересами, склонностями с выбранной профессией и для группы юношей и девушек, выбравших профессию без учета этих особенностей.
Заключение. В процессе проведения исследования гипотеза подтвердилась: существует связь самоотношения личности юношей и девушек в двух исследуемых группах: 1) где профессиональный выбор состоялся в соответствии с интересами и склонностями; 2) где интересы не соответствуют будущей профессии. У первой группы в сравнении со второй более высокий уровень самоотношения, а именно «самоуверенности» и «самопринятия». При этом компоненты «самопривязанность» и «внутренняя конфликтность» у первой группы находятся на более низком уровне, чем у второй.
Ключевые слова: юношеский возраст, личность, самосознание, самоотношение, профессиональный выбор, профориентационная работа.
Постановка проблемы. Выбор профессии - первое звено в цепи последовательных жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижением, материальным благосостоянием и духовным развитием [Super, 1997]. Как пишет Д.А. Микаэлян, «выбор профессионального пути со всей остротой встает перед человеком в том возрасте, когда он, быть может, до конца не осознает всех отдаленных последствий, принятых в юности решений» [Микаэлян, 2013, с. 99]. Взгляд на выбор профессии не всегда учитывает то воздействие, которое оказывает данная проблема на весь жизненный путь человека [Климов,
2005; Пряжников, 1996; Рогов, 2003, Эфа, 2004; и др.]. Это первый в жизни большинства людей нормативный, т.е. обязательный, выбор. Поэтому, с точки зрения Л.М. Митиной, необходима психологическая поддержка личностной самостоятельности в профессиональном самоопределении [Личность..., 2005]. Важным аспектом развития в возрасте выбора профессии является становление самоотношения личности [Котина, 2016; Пантилеев, 1991; Приписнова, 2015; Сайко, 2005; Степанский, 2006; Столин, 1983]. Поэтому при подготовке юношей к выбору профессии необходимо рассматривать самоотношение как уникальную способность человека
и условие его человеческого самоосуществления [Сайко, 2005; Baumeister et al., 1993; 2003]. Таким образом, цель исследования - теоретическое и эмпирическое обоснование требований к самоотношению личности, связанных с ее профессиональным выбором.
Методологию исследования составляют анализ и обобщение научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых, признанных научным сообществом. Используя личностно-деятельностный подход, мы рассматриваем поведение не только как внешне наблюдаемое, но и как внутреннее поведение, куда включаются и мысли, и чувства, и эмоции.
Обзор научной литературы проведен на основе анализа работ Е.А. Климова, В.В. Сталина, Н.С. Пряжникова [Климов, 2005; Столин, 1983; Пряжников, 1996; и др.]. Структурными элементами самоопределения являются разные его виды. E.A. Климов выделяет три вида самоопределения: личностное, жизненное и профессиональное [Климов, 2005]. Эти виды самоопределения тесно связаны друг с другом и постоянно взаимодействуют.
Профессиональное и личностное самоопределение стало предметом глубокого исследования Н.С. Пряжникова. Профессиональное самоопределение - это определение в сфере труда, связанное с выбором и освоением какой-либо профессии или группы профессий [Пряжников, 1996].
Процесс профессионального самоопределения - это не одномоментный акт, а длительный процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта (Schneider, 1992); [Yumi, 1992]. Профессиональное самоопределение продолжается на протяжении всей профессиональной жизни и состоит в изменении отношения к себе, в изменении критериев этого отношения [Demo, 1992; Emler, 2001].
Пиком этого процесса, переломным моментом в жизни является акт принятия решения о выборе профессии. По времени он обычно совпадает с окончанием общеобразовательной школы. Этот
ответственный момент тесно связан с предшествующими этапами профессионального самоопределения, и на решение о выборе профессии влияет прошлый опыт личности. От этого решения зависит то, как будут протекать последующие этапы профессионального самоопределения.
Результаты исследования. В эмпирическом исследовании приняло участие 77 человек (учащихся 11-х классов школ г. Красноярска).
Перед основным исследованием участники письменно ответили на 2 вопроса:
1. Осуществили ли Вы выбор своей будущей профессии?
2. Если да, то какую профессию или круг профессий Вы выбрали?
Результаты ответов на данные вопросы следующие: выбор своей дальнейшей профессии осуществили 46 (59,74 %) респондентов, не осуществил выбор профессии на этапе исследования 31 (40,26 %) респондент. Далее мы работали только с группой юношей и девушек, осуществивших выбор профессии.
Используя методику «Карта интересов», мы установили, что у 25-ти человек наиболее выраженные интересы совпали с выбранной профессией, а у 21-го человека интересы находятся вне поля выбранной профессии. Таким образом, почти половина старшеклассников при выборе профессии не учитывали свои интересы.
Далее при помощи методики «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) у старшеклассников исследованы склонности (предрасположенности) к определенным типам профессий. При сопоставлении данных у 27-ми юношей и девушек склонности совпадают с выбранной профессией в зависимости от предмета труда.
По результатам двух методик из 46-ти старшеклассников, определившихся в выборе профессии, у 25-ти (54,35 %) юношей и девушек результаты диагностики совпадают с выбранной профессией, т.е. выбранная этими старшеклассниками профессия входит в перечень приемлемых сфер деятельности по их способностям, интересам, склонностям. А у 21-го (45,65 %) старшеклассника эти показатели не совпадают.
< и
а
4
с
PQ
5 к
EÜ Ш
н S
и ^
д и К
0
1
к
ш
PQ Н
и fc с
и
о
[-4
0
ё
и
Ин
3
1
и
>>
0
1
и
W V S
ь
[-4 <
э
с
S
к
н и
w
PQ
Рис. 1. Результаты исследования старшеклассников по методике «Карта интересов» и дифференциально-диагностическому опроснику
Fig. 1. The results of the study of high school students «map of interests» method and differential diagnostic questionnaire
Далее, применяя методику исследования са- старшеклассников с совпавшими способностями,
моотношения В.В. Столина, проведено диагности- интересами, склонностями с выбранной профес-
ческое исследование 9 компонентов самоотно- сией; 2) группа юношей и девушек, выбравших
шения в двух группах старшеклассников: 1) группа профессию без учета личностных особенностей.
8,00 7,00 6,00
п
■■■ ■ I
I Старшеклассники, осуществившие i
Старшеклассники, не осуществившие выбор профессии
Рис. 2. Результаты диагностики по методике исследования самоотношения В.В.Столина в двух группах Fig. 2. Results of diagnostics by a technique of self-relation research by V.V. Stolin in two groups
Значение и-критерия Манна - Уитни найдено отдельно по каждому компоненту самоотношения по шкалам опросника В.В. Столина у этих независимых групп [Столин, 1983].
Среднее значение «стена» по шкале «Закрытость» в первой группе составляет 4,36, а во второй группе - 4,14. Анализ выявил статистически недостоверные различия между этими группами. Предположение о существовании связи между профессиональным самоопределением и компонентом самоотношения - «Закрытость» на данной выборке респондентов не подтвердилось.
Среднее значение «стена» по шкале «Самоуверенность» в первой группе составляет 7,16, а во второй группе - 4,90. Анализ выявил статистически достоверные различия между этими группами. Мы подтверждаем предположение о наличии прямой связи между профессиональным самоопределением и компонентом самоотношения «Самоуверенность».
Среднее значение «стена» по шкале «Саморуководство» в первой группе составляет 5,44, а во второй группе - 4,58. Анализ выявил статистически недостоверные различия между этими группами. Предположение о существовании связи между профессиональным самоопределением и компонентом самоотношения «Саморуководство» на данной выборке респондентов не подтвердилось.
Среднее значение «стена» по шкале «Самоуверенность» в первой группе составляет 6,28, а во второй группе - 5,86. Анализ выявил статистически недостоверные различия между этими группами. Предположение о существовании связи между профессиональным самоопределением и одним из компонентов самоотношения -«Отраженное самоотношение» на данной выборке респондентов не подтвердилось.
Среднее значение «стена» по шкале «Самоценность» в первой группе составляет 6,96, а во второй группе - 6,90. Анализ данных выявил статистически недостоверные различия между группами. Предположение о существовании связи между профессиональным самоопределением и одним из компонентов самоотношения -
«Самоценность» на данной выборке респондентов не подтвердилось.
Среднее значение «стена» по шкале «Самопринятие» в первой группе составляет 7,16, а во второй группе - 4,90. Анализ данных выявил статистически достоверные различия между группами. Мы подтверждаем предположение о наличии прямой связи между профессиональным самоопределением и компонентом самоотношения «Самопринятие».
Среднее значение «стена» по шкале «Самопривязанность» в первой группе составляет 4,46, а во второй группе - 7,45. Анализ данных выявил статистически достоверные различия между группами. Мы подтверждаем предположение о наличии обратной связи между профессиональным самоопределением и компонентом самоотношения «Самопривязанность».
Среднее значение «стена» по шкале «Внутренняя конфликтность» в первой группе составляет 4,44, а во второй группе - 7,57. Анализ данных выявил статистически достоверные различия между группами. Мы подтверждаем предположение о наличии обратной связи между профессиональным самоопределением и компонентом самоотношения «Внутренняя конфликтность».
Среднее значение «стена» по шкале «Самообвинение» в первой группе старшеклассников составляет 5,56, а во второй группе - 5,81. Анализ данных выявил статистически недостоверные различия между группами. Предположение о существовании связи между профессиональным самоопределением и одним из компонентов самоотношения - «Самообвинение» на данной выборке респондентов не подтвердилось.
Итак, исследованы две группы юношей и девушек: 1) где профессиональное самоопределение состоялось в соответствии с интересами и склонностями; 2) где интересы не соответствуют будущей профессии. У первой группы старшеклассников более высокий уровень самоотношения, а именно компонентов «самоуверенности» и «самопринятия». Компоненты «самопривязанность» и «внутренняя конфликтность» у этой же группы находятся на более низком уровне.
< И
а
с
и'
О |
О 6
и ^
д и 8
(-Н Ь
§
и м
« н
« с «
к
н и
И
Интерпретировать данные можно следующим образом: уверенность в себе и способность к безусловному самопринятию делают юношу более свободным и независимым от мнения окружающих и тем самым более самостоятельным в выборе профессионального будущего. Внутренняя конфликтность делает человека менее уверенным в себе и своих выборах, а самопривязанность мешает видеть свои недостатки, поэтому делает выбор профессии менее адекватным.
Выводы. На основании теоретического обоснования и эмпирической работы нами подтверждена гипотеза о том, что существует связь между профессиональным самоопределением и самоотношением личности в юношеском возрасте. У группы старшеклассников с более высоким уровнем «самоуверенности» и «самопринятия» профессиональное самоопределение состоялось в соответствии с интересами и склонностями. А компоненты «самопривязанность» и «внутренняя конфликтность», у этой же группы находятся на более низком уровне.
Данные, полученные в ходе нашего эмпирического исследования, можно использовать учителям и психологам образовательных учреждений в планировании профориента-ционных мероприятий. Учитывая связь определенных компонентов самоотношения личности с ее профессиональным самоопределением, необходимо психологически сопровождать развитие юношей и девушек влияя тем самым на успешность их профессионального самоопределения.
Библиографический список
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.: Просвещение, 2013. 288 с.
2. Верниенко Л.В., Кузьменко Е.С. Межпредметная интеграция как основа развития полипрофессионализма будущих специалистов // Современные проблемы развития образования и воспитания молодежи: сб. матер. 7-й Междунар. науч.-практ. конф. Махачкала, 2014. С. 72-74.
3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб.: Речь, 2013. 655 с.
4. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М.: Тривола, 2014. 304 с.
5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., 2005. 301 с.
6. Котина Н.Н. Самоотношение подростка в условиях совместно-распределенной учебной деятельности // Вестник МГПУ. 2016. № 3(37). (Педагогика и психология). С. 109-116.
7. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение / под ред. Л.М. Митиной. М., 2005. 204 с.
8. Масионис Дж. Социология. СПб.: Питер,
2014. 752 с.
9. Микаэлян Д.А. К вопросу о разработке модели психологического сопровождения формирования готовности учащихся к осознанному выбору будущей профессии // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. 2013. № 3 (40). С. 99-101.
10. Микаэлян Д.А. Профессиональная ориентация как социально-экономическая потребность общества // Педагогическая наука и профессиональное образование на современном этапе: опыт, традиции и новации: сб. матер. VII Регион. науч.-практ. конф. Буденновск, 2014. С. 45-48.
11. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М., 1991. 184 с.
12. Приписнова В.В. К вопросу о развитии самосознания подростков // Молодой ученый.
2015. № 19. С. 336-338.
13. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 1996. 202 с.
14. Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. М., 2003. 209 с.
15. Сайко Э.В. Самоотношение как уникальная способность человека и условие его человеческого самоосуществления // Мир психологии. 2005. № 3. С. 246-252.
16. Степанский В.И. Психологические факторы выбора профессии. Теория, эксперимент. М., 2006. 309 с.
17. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. 288 с.
18. Эфа С.Г. Профессиональное самоопределение как выбор профессии // Школа и личность / гл.ред. О.М. Миллер. Красноярск, 2004. С. 22-25.
19. Baumeister R.F., Campbell J.D., Krue' ger J.I., Vohs K.D. Does high self-esteem cause better performance, interpersonal success, happiness, or healthier lifestyles? // Psychological science in the public interest. 2003. 1. RL: http http:// www.csom.umn.edu/ Assets/ 53495.pdf
20. Baumeister R.F. (ed.). Selfesteem: The puzzle of low selfregard. N.Y.; London, 1993. 256 p.
21. Demo D.H. The self-concept over time: Research issues and directions // Annual Review of Sociology. 1992. 18. P. 303-326.
22. Emler N. Self-esteem: The costs and consequences of low self-worth. York, England: York Publishing Services, 2001. P. 110-138.
23. Madsen K.B. Modern theories of motivation. Copenhagen, 1974. 91 p.
24. Super D.E. The psychology of careers. N.Y., 1997. 136 p.
25. Yumi E. Self - esteem and negative ideal selves in adults // Japan Psychological Research. 1992. 1. P. 39-43.
<
PQ £ a
4
с
PQ
¡5 к
EÜ W H К
и ^
д
PQ
к
о
ü к
w
PQ H
и
ft <
и
о
l-ч
0
ё и ft
s
1
и
>>
0
1
и w V
к
ь
l-ч <
э
с
S
к
н
U
w
PQ
DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2018-44-2-65
THE CONNECTION BETWEEN PERSONAL SELF-CONCEPTION AND THE CHOICE OF PROFESSION AMONG HIGH SCHOOL STUDENTS
S.M. Kolkova (Krasnoyarsk, Russia) Yu.O. Parshin (Krasnoyarsk, Russia)
Abstract
Problem and purpose. The problems of personal self-conception and professional identity, meaning the choice of profession at the age of adolescence, are formulated and analyzed in the article. Among all the problems of the set the problem of studying the interconnection between the personal self- conception and the choice of profession is of particular importance. The knowledge obtained as the result of the research can be used in planning occupational guidance work for high school seniors.
The purpose of the article is to identify and substantiate the characteristic features of personal self-conception connected with the choice of profession
The methodology of the research is based on the analysis and generalization of scientific works by foreign and domestic scholars recognized by scientific community.
Results. Making use of statistical processing the authors of the article verified the hypothesis of their research about the existence of a connection between professional self-identification and personal self-conception at the age of adolescence. An estimation of non-parametric U criterion of Mann - Whitney based on the number of school-leavers' answers in accordance with the scales of self-conception by V.V. Stolin, which
included nine components of self-conception: closeness, self-confidence, self-guidance, reflected self-conception, self-evaluation, self-acceptance, self-attachment, inner proneness to conflict, self-acusation.
The meaning of the U-criterion of Mann-Whitney was determined for each component of self-conception in senior high school students with matching abilities, interests, inclinations to the chosen profession as well as for a group of boys and girls who chose their professions without taking into account these features.
Conclusion. In the course of the research, the hypothesis stated at the beginning of our research was confirmed: there is a connection between personal self-conception of boys and girls in the two groups under investigation: 1) where the choice of the profession corresponded to the interests and inclinations of the respondents. 2) where the interests did not correspond to the future profession. The members of the first group had a higher level of self-conception, namely, of" self-confidence" and "self-acceptance". While the components of "self-attachment" and "inner proneness to conflict" were on a lower level with them in comparison with the second group.
Key words: age of adolescence, personality, self-identification, professional choice, career guidance.
References
1. Anan'ev B.G. Man as a subject of knowledge. M.: Education, 2013. 288 p.
2. Verniana L.V., Kuzmenko E.S. Interdisciplinary integration as a basis for the development of polyprofessionalism of future specialists // Modern problems of education development and education of youth: proceedings of the 7th international scientific-practical conference. Makhachkala, 2014. P. 72-74.
3. Granovskaya R.M. Elements of applied psychology. SPb.: Speech, 2013. 655 p.
4. Zinchenko V.P., Morgunov E.B. Homo developing. M.: Trivola, 2014. 304 p.
5. Klimov E.A. Psychology of professional self-determination. M., 2005. 301 p.
6. Kotina N.N. Self-attitude of teenagers in conditions of jointly-distributed educational activity // Vestnik of Moscow state pedagogical University. 2016. No3 (37). - (Pedagogy and psychology). P. 109-116.
7. Personality and occupation: psychological support and maintenance. Ed. by L.M. Mitina. M., 2005. 204 p.
8. Masionis J. Sociology / J. Math. Masionis. SPb.: Peter, 2014. 452 p.
9. Mikaelyan D.A. On the issue of developing a model of psychological support for the formation of readiness of students for a conscious choice of future profession // Bulletin of the Altai state pedagogical Academy. M.: RMNCA, 2013. 3 (40). P. 99-101.
10. Mikaelian D.A. Professional orientation as a socio - economic need of the society // Pedagogical science and vocational education at the present stage: experience, traditions and innovations: collection of materials of the VII regional, scient.-practic. conf. Budennovsk, 2014. P. 45-48.
11. Pantileyev S.R. Self-conception as emotionalgrade system. M., 1991. 184 p.
12. Pripisnov V.V. On the development of consciousness of the adolescent // Young scientist. 2015, 19. P. 336-338.
13. Pryazhnikov N.S. Professional and personal self-determination. Moscow, Voronezh, 1996. 202 p.
14. Rogov E.I. The Choice of profession: becoming a professional. M., 2003. 209 p.
15. Sayko E.V. Self-evaluation as unique ability of the person and the condition of his human self-realization. // The world of psychology, 2005, 3. P. 246-252.
16. Stepansky V.I. The psychological factors in choosing a profession. Theory, experiment. M., 2006. 309 p.
17. Stolin V.V. Self-consciousness of personality. Moscow State University, 1983. 288 p.
18. Efa S.G. Professional self-determination as a choice of profession // School and personality / GL. ed. O.M. Miller. Krasnoyarsk, 2004. C. 22-25.
19. Baumeister R.F. (ed.). Selfe-steem: The puzzle of low self-regard. N.Y.; London, 1993, 256 p.
20. Baumeister R.F., Campbell J.D., Krue' ger J.I., Vohs,K.D. Does high self-esteem cause better performance, interpersonal success, happiness, or healthier lifestyles? // Psychological science in the public interest. 2003, 1. URL: http http:// www.csom.umn.edu/ Assets/53495.pdf Demo D.H. The self-concept over time: Research issues and directions // Annual Review of Sociology. 1992. Vol. 18. P. 303-326. Emler N. Self-esteem: The costs and consequences of low self-worth. York, England: York Publishing Services, 2001. P. 110-138.
23. Madsen, K.B. Modern theories of motivation. Copenhagen, 1974. 91 p.
24. Super D.E. The psychology of careers. N.Y., 1997. 136 p.
25. Yumi E. Self - esteem and negative ideal selves in adults // Japan Psychological Research. 1992. Vol. 34. No 1. P. 39-43.
21
22
<
PQ £ a
4
с
PQ
¡5 к
EÜ W H К
и ^
д
PQ
к
о
ü к
w
PQ H
и
ft <
и
о
l-ч
0
ё и ft
s
1
и
>>
0
1
и w V
к
ь
l-ч <
э
с
S К
н и
w
PQ