Научная статья на тему 'Изучение влияния самоотношения на конфликтность личности студентов'

Изучение влияния самоотношения на конфликтность личности студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1678
418
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОПЕРНИЧЕСТВО / ИЗБЕГАНИЕ / МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ / САМОУВЕРЕННОСТЬ / САМОПРИВЯЗАННОСТЬ / САМООТНОШЕНИЕ / КУЛЬТУРА САМООТНОШЕНИЯ / КУЛЬТУРА РЕФЛЕКСИИ / RIVALRY / AVOIDANCE / PSYCHOLOGICAL DEFENSE MECHANISMS / SELF-CONFIDENCE / SELF-AFFECTION / SELF-ATTITUDE / SELF-ATTITUDE CULTURE / REFLECTION CULTURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гончаров Александр Валентинович

В статье рассматривается психолого-педагогическая проблема влияния самоотношения студентов на конфликтность. Обращается внимание на необходимость учета гендерных различий во влиянии подсистем самоотношения на стили поведения в конфликте в юношеском периоде развития личности. В результате корреляционного анализа выявлены значимые связи между стилем соперничества и «самоуверенностью», «самоценностью», «самопривязанностью».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гончаров Александр Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The psychopedagogical problem of influence of the students self-attitude on the conflictuality is considered in the article. The attention is paid on the necessity of taking into account the gender differences in influencing of the self-attitude subsystems on the behavior styles in the conflict in the juvenile period of the individual development. As the result of correlative analysis the significant relations between the rivalry style and Selfconfidence, Self-value, and Self-affection have been shown up.

Текст научной работы на тему «Изучение влияния самоотношения на конфликтность личности студентов»

сиональному самоопределению: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Киев: НИИ психологии УССР,

1988. - 17 с.

10. ПавловаА.М. Мотивационный фактор в актуализации профессионально-личностного потенциала субъекта труда // Мир психологии. -2005. - №>1. - С. 170-176.

11. Цветкова Н.А. Профессиональное самоопределение личности на разных этапах становления профессионала: Дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2005. - 196 с.

12. Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика. - 2005. - .№1. - С. 19-26.

УДК 159.923 Г 65

А.В.Гончаров

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ САМООТНОШЕНИЯ НА КОНФЛИКТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье рассматривается психолого-педагогическая проблема влияния самоотношения студентов на конфликтность. Обращается внимание на необходимость учета гендерных различий во влиянии подсистем самоотношения на стили поведения в конфликте в юношеском периоде развития личности. В результате корреляционного анализа выявлены значимые связи между стилем соперничества и «самоуверенностью», «самоценностью», «самопривязанностью».

Ключевые слова: соперничество, избегание, механизмы психологической защиты, самоуверенность, самопривязанность, самоотношение, культура самоотношения, культура рефлексии.

Условиями развития современного общества обусловлена необходимость в специалистах высокого класса, обладающих теоретическими, практическими знаниями, способных к постоянному самосовершенствованию, адекватно воспринимающих себя и окружающих, способных быстро адаптироваться в сложных, порой экстремальных условиях, принимать ответственные и в то же время творческие решения. Базисом эффективной поддержки личностного и профессионального роста выступают гуманистические принципы построения взаимодействия. Они являются своеобразным ориентиром в возможностях, отношениях и могут определять направление развития личности студента. Немаловажным фактором в гуманистической ориентации молодого специалиста является его направленность на конструктивное разрешение конфликтной ситуации.

Практически любая из существующих профессий предполагает взаимодействие между людьми, которое может сопровождаться многочисленными конфликтами. Особенно важным в понимании природы конфликта является проблема учета свойств личности, определяющих частоту вступления в конфликтные ситуации и способствующих определению ситуации как конфликтной.

К интегральным свойствам личности, определяющим ее конфликтность, относят характер,

темперамент, уровень агрессивности и др. Исследователи-психологи О.Б. Дутчина, Г.М. Дубчак, А.А. Реан и др. подчеркивают значимость «Я-кон-цепции» в объяснении поведения людей. Р. Бернс полагает, что «Я-концепцию» можно рассматривать как совокупность установок индивида, направленных на самого себя [3]. Интересным представляется вопрос о влиянии самоотношения на конфликтность в юношеском периоде развития, так как именно юношеский возраст имеет особое значение для формирования самоотношения как элемента самосознания личности [8]. Актуальным здесь представляется мнение М.В. Кишко о необходимости изучения внутриличностных структур, определяющих стратегии поведения в конфликтной ситуации [6].

Отношение личности к себе оказывает влияние на проявление социальной активности личности, обусловливает ее адекватность и диффе-ренцированность. Оно выступает мотивом саморегуляции поведения и актуализируется на всех этапах осуществления поведенческого акта, участвует в механизмах регуляции поведения от уровня конкретной ситуации деятельности до уровня длительной реализации идейных замыслов [10].

Согласно структурному подходу в понимании самоотношения С.Р. Пантилеев включает в него несколько факторов: позитивное оценочное са-моотношение (самоуважение), позитивное эмо-

© А.В. Гончаров, 2010

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010

237

циональное самоотношение (аутосимпатия) и негативное самоотношение (самоуничижение). При этом в фактор самоуважения входит: «Закрытость», «Самоуверенность», «Саморуковод-ство» и «Отраженное самоотношение»; аутосимпатия представлена «Самоценностью», «Само-принятием» и «Самопривязанностью», а самоуничижение - «Самообвинением» и «Внутренней конфликтностью».

Разделённость в феноменологическом пространстве индивида самоотношения на позитивную и негативную составляющие связана с необходимостью защиты «Я» от отрицательных эмоций и поддержания общего самоотношения на высоком позитивном уровне [9]. При этом самоотноше-ние функционирует как целостная система.

Исследования, связанные с изучением влияния низкого или высокого самоотношения на самочувствие человека, его психическое здоровье, физическую привлекательность, успешность, работоспособность, образ жизни, показывают, что наличие позитивного отношения к себе более благотворно для личности, если оно не доходит до крайности (Hoare. Et al., 1993; Torres, Fernandez, 1995). Так, люди с высоким самоотно-шением более уверенны в себе, менее одиноки, меньше подвержены депрессии (Pillow, West, Reich, 1991), обладают достаточными социальными навыками (Olmstead et al, 1991), чем с низким отношением к себе [12]. Излишняя самоуверенность людей с высоким самоотношением может приводить к постановке неадекватных целей, которые в итоге не могут быть достигнуты [11].

Таким образом, появляется необходимость изучения влияния крайних проявлений самоот-ношения на конфликтность личности в юношеском периоде развития.

Существует устойчивая связь между защитой самоотношения личности и ее межличностным взаимодействием [2; 3]. Сами же механизмы защиты самоотношения имеют возрастные особенности. Для юношеского возраста наиболее характерно игнорирование информации, которая противоречит «образу Я» [7].

Высокая выраженность механизмов психологической защиты (далее МПЗ) свидетельствует о внутренней и внешней конфликтности [5]. В свою очередь, МПЗ взаимосвязаны с самоот-ношением (К. Роджерс, 1994; Т. Шибутани, 2002; А. Маслоу, 2004). Поэтому для определения особенности влияния самоотношения на напряжен-

ность МПЗ использовался личностный опросник Р. Плутчика, Г. Келлермана, Х.Р. Конте (Life Style Index). Для определения стиля поведения в конфликтном взаимодействии методика «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях» (К. Томаса). А также тест «Самооценка конфликтности». Исследование самоотношения осуществлялась с помощью МИС С.Р. Пантилеева.

В исследовании приняли участие студенты Волжского государственного инженерно-педагогического университета (г. Нижний Новгород) в количестве 105 человек, из них 69 девушек и 36 юношей. Средний возраст респондентов составил 18,5 лет.

При корреляционном анализе значимые связи обнаружились между стилем соперничества и «Самоуверенностью» (0,430, при а<0,01), выражающей самоуважение, отношение к себе как уверенному, самостоятельному, волевому и надежному человеку, который знает, что ему есть за что себя уважать. У человека с высоким самоуважением присутствует ощущение собственного «Я», высокая смелость в общении, доминирует мотив успеха. Проблемы затрагивают неглубоко и переживаются недолго. Уверенный в себе и своих силах человек наиболее склонен применять стиль соперничества, возможно, для того, чтобы отстоять свою позицию и достичь желаемой цели. Однако «Самоуверенность» положительно связана с конфликтностью (0,303, при а<0,01). По-видимому, излишняя уверенность в себе без необходимого уровня рефлексии приводит к постановке неадекватных целей, которые не могут быть достигнуты конструктивным путем. Уверенность в себе поддерживается за счет рационализации (0,285, при а<0,01). При рационализации личность создает логические (псевдо-разумные), но благовидные обоснования своего или чужого поведения, действий или переживаний, вызванных причинами, которые она (личность) не может признать из-за угрозы потери самоуважения. Так, оказавшись в ситуации конфликта, человек защищает себя от его негативного действия путем снижения значимости для себя и других причин, вызвавших этот конфликт или психотравмирующую ситуацию.

Также соперничество связано с «Самоценностью» (0,397, при а<0,01). Высокая самоценность принадлежит человеку, высоко оценивающему свой духовный потенциал, богатство своего внутреннего мира, склонному принимать себя как

индивидуальность. Уверенность в себе помогает противостоять средовым воздействиям. Стоит отметить, что такой стиль, как сотрудничество, предполагает способность человека отстоять свою точку зрения и имеет положительную связь с рационализацией (0,285, при а<0,01) и компенсацией (0,300, при а<0,01). Данные МПЗ предполагают конструктивное поведение, например, рациональный анализ конфликта, нахождение и исправление своих недостатков, серьезную работу над собой [1].

Положительная связь установлена между соперничеством и «Самопривязанностью» (0,318, при а<0,01). Высокие значения шкалы самопри-вязанность отражают ригидность «Я-концепции», стремление сохранить в неизменном виде свои качества, требования к себе, а главное, видение и оценку себя. При таком стиле поведения, как соперничество, который может проявляться в навязывании своей позиции другому, характерна тревожность и предрасположенность воспринимать окружающий мир как угрожающий самооценке. Что и подтверждает корреляция с конфликтностью (0,205, при а<0,05).

«Самообвинение» и соперничество связаны между собой отрицательно (-0,23 8, при а<0,01). Низкие значения шкалы самообвинения характерны для человека, который отрицает собственную вину в конфликтных ситуациях. Защита собственного «Я» осуществляется путем обвинения преимущественно других, перенесением ответственности на окружающих за устранение барьеров на пути к достижению цели. Ощущение удовлетворенности собой сочетается с порицанием других, поисками в них источников всех неприятностей и бед. Обвинение себя коррелирует положительно с избеганием (0,278 при а<0,01) и приводит к актуализации таких МПЗ, как регрессия (0,541, при а<0,01), проекция (0,372, при а<0,01), замещение (0,389, при а<0,01), гиперкомпенсация (0,258, при а<0,01). При этом если у юношей «Самообвинение» коррелирует с соперничеством (-0,380, при а<0,01) и избеганием (0,356, при а<0,05), то у девушек связи со стратегиями поведения в конфликте не обнаружились.

Что же касается избегания, то отрицательная связь обнаружена с «Самоуверенностью» (-0,398, при а<0,01). Неуверенный в своих возможностях человек сомневается в своих способностях, не доверяет своим решениям, часто сомневается в способности преодолеть трудности, препятствия,

достигнуть своей цели. При низкой самоуверенности возможно избегание контактов с людьми, глубокое погружение в собственные проблемы, внутренняя напряженность, что и объясняет выбираемый стиль поведения в конфликте. При этом нежелательная и/или травмирующая информация изгоняется из сознания (вытеснение и «Самоуверенность» (-0,262, при а<0,01)).

«Отраженное самоотношение» - это отношение к себе, как к неспособному вызвать уважение у окружающих, как вызывающему у других людей осуждение и порицание, что приводит к актуализации вытеснения (-0,280, при а<0,01) и замещения (-0,232, при а<0,05). Поддержка и положительное отношение со стороны других не ожидается. Это, в конечном счете, приводит к выбору в качестве оптимального стиля в конфликтном взаимодействии - избегания (-0,302, при а<0,01).

«Самоценность» (-0,328, при а<0,01), «Само-привязанность» (-0,326, при а<0,01) имеют обратные связи с избеганием. Одной из общих характеристик этих подссистем самоотношения является недостаточный волевой контроль, необходимый для преодоления внешних и внутренних обстоятельств на пути к достижению цели, а также неуверенность в себе, которая и ослабляет сопротивление средовым воздействиям, что и влияет на выбор стиля - избегание.

Обнаружились достоверные различия (у Манна-Уитни) между юношами и девушками по ряду показателей. Так, в среднем девушки выше оценивают у себя выраженность «Самопринятия», компенсации, гиперкомпенсации, на уровне статистической тенденции - проекции. Юноши выше оценивают у себя выраженность вытеснения и стиля соперничества.

«Закрытость» у девушек связана с сотрудничеством (0,242, при а<0,05) и соперничеством (-0,251, при а<0,05). Выраженное защитное поведение, желание соответствовать общепринятым нормам поведения и взаимоотношений с окружающими людьми отражает стремление девушек к сотрудничеству. Девушки, как отмечает Е.П. Ильин, выбирают ту стратегию, которая способствуют сохранению существующих взаимоотношений, а не достижению личных целей [4].

Таким образом, самоотношение оказывает влияние на стили поведения в конфликте. Существуют гендерные различия во влиянии подсистем самоотношения на стили поведения в конфликте.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010

239

Вероятно, чрезмерная уверенность в себе («Самоуверенность»), высокая ригидность «Я-концепции» («Самопривязанность»), стремление основной причиной происходящего видеть внешние обстоятельства («Самообвинение») и низкая культура рефлексии определяют конфликтность личности студентов. В то же время самоуверенность и самоценность в сочетании с развитой рефлексивной культурой могут выражаться в стремлении отстоять свою позицию и добиться желаемой цели, в направленности на сотрудничество в конфликтной ситуации. С другой стороны, самоотношение взаимосвязано с МПЗ, которые могут иметь как конструктивные (рациональный анализ конфликта, нахождение и исправление своих недостатков и др.), так и деструктивные последствия, проявляющиеся в отклоняющемся и конфликтном поведении студентов.

Поэтому при разработке тренинговых и программ спецкурсов, направленных на снижение конфликтности в юношеском периоде развития, необходимо обратить внимание на развитие у студентов культуры межличностных отношений и культуры самоотношения - системы духовных ценностей, чувств, правил, норм и ритуалов, регулирующих характер отношения к самому себе. Основой для развития культуры самоотношения может выступить самопринятие и развитая культура рефлексии - культура критического и объективного отношения обучаемого к самому себе.

Библиографический список

1. ГребенниковЛ.С., РомановаЕ.С. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. - Мытищи: Талант, 1996. - 144 с.

2. Балл Г.А. Нормы деятельности и творческая активность личности // Вопросы психологии. - 1990. - №6. - С. 25-36.

3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Общ. ред. В.Я. Пилиповского. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с.

4. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2003. - 544 с.

5. Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. - СПб.: «Детство-пресс», 1999. - 143 с.

6. Кишко М.В. Внутриличностные детерминанты выбора стратегии поведения в конфликте: Автореф. дис. ... канд. псих. наук. - Екатеринбург, 2003. - 20 с.

7. Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 254 с.

8. Прихожан А.М., ГуткинаН.И. Особенности самосознания // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1987. - С. 65-95.

9. Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1985. - 420 с.

10. Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. - М.: Наука, 1977. - 144 с.

11. Baumeister R.F., Heatherton D.Y., Tice D.M. Self-presentational motivations and personality differences in self-esteem // Journal of Personality. -

1989. - Vol. 54. - P 547-579.

12. BrewerM.B., Cerano W.D. Social psychology. - N.Y., 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.