сиональному самоопределению: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Киев: НИИ психологии УССР,
1988. - 17 с.
10. ПавловаА.М. Мотивационный фактор в актуализации профессионально-личностного потенциала субъекта труда // Мир психологии. -2005. - №>1. - С. 170-176.
11. Цветкова Н.А. Профессиональное самоопределение личности на разных этапах становления профессионала: Дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2005. - 196 с.
12. Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика. - 2005. - .№1. - С. 19-26.
УДК 159.923 Г 65
А.В.Гончаров
ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ САМООТНОШЕНИЯ НА КОНФЛИКТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
В статье рассматривается психолого-педагогическая проблема влияния самоотношения студентов на конфликтность. Обращается внимание на необходимость учета гендерных различий во влиянии подсистем самоотношения на стили поведения в конфликте в юношеском периоде развития личности. В результате корреляционного анализа выявлены значимые связи между стилем соперничества и «самоуверенностью», «самоценностью», «самопривязанностью».
Ключевые слова: соперничество, избегание, механизмы психологической защиты, самоуверенность, самопривязанность, самоотношение, культура самоотношения, культура рефлексии.
Условиями развития современного общества обусловлена необходимость в специалистах высокого класса, обладающих теоретическими, практическими знаниями, способных к постоянному самосовершенствованию, адекватно воспринимающих себя и окружающих, способных быстро адаптироваться в сложных, порой экстремальных условиях, принимать ответственные и в то же время творческие решения. Базисом эффективной поддержки личностного и профессионального роста выступают гуманистические принципы построения взаимодействия. Они являются своеобразным ориентиром в возможностях, отношениях и могут определять направление развития личности студента. Немаловажным фактором в гуманистической ориентации молодого специалиста является его направленность на конструктивное разрешение конфликтной ситуации.
Практически любая из существующих профессий предполагает взаимодействие между людьми, которое может сопровождаться многочисленными конфликтами. Особенно важным в понимании природы конфликта является проблема учета свойств личности, определяющих частоту вступления в конфликтные ситуации и способствующих определению ситуации как конфликтной.
К интегральным свойствам личности, определяющим ее конфликтность, относят характер,
темперамент, уровень агрессивности и др. Исследователи-психологи О.Б. Дутчина, Г.М. Дубчак, А.А. Реан и др. подчеркивают значимость «Я-кон-цепции» в объяснении поведения людей. Р. Бернс полагает, что «Я-концепцию» можно рассматривать как совокупность установок индивида, направленных на самого себя [3]. Интересным представляется вопрос о влиянии самоотношения на конфликтность в юношеском периоде развития, так как именно юношеский возраст имеет особое значение для формирования самоотношения как элемента самосознания личности [8]. Актуальным здесь представляется мнение М.В. Кишко о необходимости изучения внутриличностных структур, определяющих стратегии поведения в конфликтной ситуации [6].
Отношение личности к себе оказывает влияние на проявление социальной активности личности, обусловливает ее адекватность и диффе-ренцированность. Оно выступает мотивом саморегуляции поведения и актуализируется на всех этапах осуществления поведенческого акта, участвует в механизмах регуляции поведения от уровня конкретной ситуации деятельности до уровня длительной реализации идейных замыслов [10].
Согласно структурному подходу в понимании самоотношения С.Р. Пантилеев включает в него несколько факторов: позитивное оценочное са-моотношение (самоуважение), позитивное эмо-
© А.В. Гончаров, 2010
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010
237
циональное самоотношение (аутосимпатия) и негативное самоотношение (самоуничижение). При этом в фактор самоуважения входит: «Закрытость», «Самоуверенность», «Саморуковод-ство» и «Отраженное самоотношение»; аутосимпатия представлена «Самоценностью», «Само-принятием» и «Самопривязанностью», а самоуничижение - «Самообвинением» и «Внутренней конфликтностью».
Разделённость в феноменологическом пространстве индивида самоотношения на позитивную и негативную составляющие связана с необходимостью защиты «Я» от отрицательных эмоций и поддержания общего самоотношения на высоком позитивном уровне [9]. При этом самоотноше-ние функционирует как целостная система.
Исследования, связанные с изучением влияния низкого или высокого самоотношения на самочувствие человека, его психическое здоровье, физическую привлекательность, успешность, работоспособность, образ жизни, показывают, что наличие позитивного отношения к себе более благотворно для личности, если оно не доходит до крайности (Hoare. Et al., 1993; Torres, Fernandez, 1995). Так, люди с высоким самоотно-шением более уверенны в себе, менее одиноки, меньше подвержены депрессии (Pillow, West, Reich, 1991), обладают достаточными социальными навыками (Olmstead et al, 1991), чем с низким отношением к себе [12]. Излишняя самоуверенность людей с высоким самоотношением может приводить к постановке неадекватных целей, которые в итоге не могут быть достигнуты [11].
Таким образом, появляется необходимость изучения влияния крайних проявлений самоот-ношения на конфликтность личности в юношеском периоде развития.
Существует устойчивая связь между защитой самоотношения личности и ее межличностным взаимодействием [2; 3]. Сами же механизмы защиты самоотношения имеют возрастные особенности. Для юношеского возраста наиболее характерно игнорирование информации, которая противоречит «образу Я» [7].
Высокая выраженность механизмов психологической защиты (далее МПЗ) свидетельствует о внутренней и внешней конфликтности [5]. В свою очередь, МПЗ взаимосвязаны с самоот-ношением (К. Роджерс, 1994; Т. Шибутани, 2002; А. Маслоу, 2004). Поэтому для определения особенности влияния самоотношения на напряжен-
ность МПЗ использовался личностный опросник Р. Плутчика, Г. Келлермана, Х.Р. Конте (Life Style Index). Для определения стиля поведения в конфликтном взаимодействии методика «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях» (К. Томаса). А также тест «Самооценка конфликтности». Исследование самоотношения осуществлялась с помощью МИС С.Р. Пантилеева.
В исследовании приняли участие студенты Волжского государственного инженерно-педагогического университета (г. Нижний Новгород) в количестве 105 человек, из них 69 девушек и 36 юношей. Средний возраст респондентов составил 18,5 лет.
При корреляционном анализе значимые связи обнаружились между стилем соперничества и «Самоуверенностью» (0,430, при а<0,01), выражающей самоуважение, отношение к себе как уверенному, самостоятельному, волевому и надежному человеку, который знает, что ему есть за что себя уважать. У человека с высоким самоуважением присутствует ощущение собственного «Я», высокая смелость в общении, доминирует мотив успеха. Проблемы затрагивают неглубоко и переживаются недолго. Уверенный в себе и своих силах человек наиболее склонен применять стиль соперничества, возможно, для того, чтобы отстоять свою позицию и достичь желаемой цели. Однако «Самоуверенность» положительно связана с конфликтностью (0,303, при а<0,01). По-видимому, излишняя уверенность в себе без необходимого уровня рефлексии приводит к постановке неадекватных целей, которые не могут быть достигнуты конструктивным путем. Уверенность в себе поддерживается за счет рационализации (0,285, при а<0,01). При рационализации личность создает логические (псевдо-разумные), но благовидные обоснования своего или чужого поведения, действий или переживаний, вызванных причинами, которые она (личность) не может признать из-за угрозы потери самоуважения. Так, оказавшись в ситуации конфликта, человек защищает себя от его негативного действия путем снижения значимости для себя и других причин, вызвавших этот конфликт или психотравмирующую ситуацию.
Также соперничество связано с «Самоценностью» (0,397, при а<0,01). Высокая самоценность принадлежит человеку, высоко оценивающему свой духовный потенциал, богатство своего внутреннего мира, склонному принимать себя как
индивидуальность. Уверенность в себе помогает противостоять средовым воздействиям. Стоит отметить, что такой стиль, как сотрудничество, предполагает способность человека отстоять свою точку зрения и имеет положительную связь с рационализацией (0,285, при а<0,01) и компенсацией (0,300, при а<0,01). Данные МПЗ предполагают конструктивное поведение, например, рациональный анализ конфликта, нахождение и исправление своих недостатков, серьезную работу над собой [1].
Положительная связь установлена между соперничеством и «Самопривязанностью» (0,318, при а<0,01). Высокие значения шкалы самопри-вязанность отражают ригидность «Я-концепции», стремление сохранить в неизменном виде свои качества, требования к себе, а главное, видение и оценку себя. При таком стиле поведения, как соперничество, который может проявляться в навязывании своей позиции другому, характерна тревожность и предрасположенность воспринимать окружающий мир как угрожающий самооценке. Что и подтверждает корреляция с конфликтностью (0,205, при а<0,05).
«Самообвинение» и соперничество связаны между собой отрицательно (-0,23 8, при а<0,01). Низкие значения шкалы самообвинения характерны для человека, который отрицает собственную вину в конфликтных ситуациях. Защита собственного «Я» осуществляется путем обвинения преимущественно других, перенесением ответственности на окружающих за устранение барьеров на пути к достижению цели. Ощущение удовлетворенности собой сочетается с порицанием других, поисками в них источников всех неприятностей и бед. Обвинение себя коррелирует положительно с избеганием (0,278 при а<0,01) и приводит к актуализации таких МПЗ, как регрессия (0,541, при а<0,01), проекция (0,372, при а<0,01), замещение (0,389, при а<0,01), гиперкомпенсация (0,258, при а<0,01). При этом если у юношей «Самообвинение» коррелирует с соперничеством (-0,380, при а<0,01) и избеганием (0,356, при а<0,05), то у девушек связи со стратегиями поведения в конфликте не обнаружились.
Что же касается избегания, то отрицательная связь обнаружена с «Самоуверенностью» (-0,398, при а<0,01). Неуверенный в своих возможностях человек сомневается в своих способностях, не доверяет своим решениям, часто сомневается в способности преодолеть трудности, препятствия,
достигнуть своей цели. При низкой самоуверенности возможно избегание контактов с людьми, глубокое погружение в собственные проблемы, внутренняя напряженность, что и объясняет выбираемый стиль поведения в конфликте. При этом нежелательная и/или травмирующая информация изгоняется из сознания (вытеснение и «Самоуверенность» (-0,262, при а<0,01)).
«Отраженное самоотношение» - это отношение к себе, как к неспособному вызвать уважение у окружающих, как вызывающему у других людей осуждение и порицание, что приводит к актуализации вытеснения (-0,280, при а<0,01) и замещения (-0,232, при а<0,05). Поддержка и положительное отношение со стороны других не ожидается. Это, в конечном счете, приводит к выбору в качестве оптимального стиля в конфликтном взаимодействии - избегания (-0,302, при а<0,01).
«Самоценность» (-0,328, при а<0,01), «Само-привязанность» (-0,326, при а<0,01) имеют обратные связи с избеганием. Одной из общих характеристик этих подссистем самоотношения является недостаточный волевой контроль, необходимый для преодоления внешних и внутренних обстоятельств на пути к достижению цели, а также неуверенность в себе, которая и ослабляет сопротивление средовым воздействиям, что и влияет на выбор стиля - избегание.
Обнаружились достоверные различия (у Манна-Уитни) между юношами и девушками по ряду показателей. Так, в среднем девушки выше оценивают у себя выраженность «Самопринятия», компенсации, гиперкомпенсации, на уровне статистической тенденции - проекции. Юноши выше оценивают у себя выраженность вытеснения и стиля соперничества.
«Закрытость» у девушек связана с сотрудничеством (0,242, при а<0,05) и соперничеством (-0,251, при а<0,05). Выраженное защитное поведение, желание соответствовать общепринятым нормам поведения и взаимоотношений с окружающими людьми отражает стремление девушек к сотрудничеству. Девушки, как отмечает Е.П. Ильин, выбирают ту стратегию, которая способствуют сохранению существующих взаимоотношений, а не достижению личных целей [4].
Таким образом, самоотношение оказывает влияние на стили поведения в конфликте. Существуют гендерные различия во влиянии подсистем самоотношения на стили поведения в конфликте.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010
239
Вероятно, чрезмерная уверенность в себе («Самоуверенность»), высокая ригидность «Я-концепции» («Самопривязанность»), стремление основной причиной происходящего видеть внешние обстоятельства («Самообвинение») и низкая культура рефлексии определяют конфликтность личности студентов. В то же время самоуверенность и самоценность в сочетании с развитой рефлексивной культурой могут выражаться в стремлении отстоять свою позицию и добиться желаемой цели, в направленности на сотрудничество в конфликтной ситуации. С другой стороны, самоотношение взаимосвязано с МПЗ, которые могут иметь как конструктивные (рациональный анализ конфликта, нахождение и исправление своих недостатков и др.), так и деструктивные последствия, проявляющиеся в отклоняющемся и конфликтном поведении студентов.
Поэтому при разработке тренинговых и программ спецкурсов, направленных на снижение конфликтности в юношеском периоде развития, необходимо обратить внимание на развитие у студентов культуры межличностных отношений и культуры самоотношения - системы духовных ценностей, чувств, правил, норм и ритуалов, регулирующих характер отношения к самому себе. Основой для развития культуры самоотношения может выступить самопринятие и развитая культура рефлексии - культура критического и объективного отношения обучаемого к самому себе.
Библиографический список
1. ГребенниковЛ.С., РомановаЕ.С. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. - Мытищи: Талант, 1996. - 144 с.
2. Балл Г.А. Нормы деятельности и творческая активность личности // Вопросы психологии. - 1990. - №6. - С. 25-36.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Общ. ред. В.Я. Пилиповского. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с.
4. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2003. - 544 с.
5. Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. - СПб.: «Детство-пресс», 1999. - 143 с.
6. Кишко М.В. Внутриличностные детерминанты выбора стратегии поведения в конфликте: Автореф. дис. ... канд. псих. наук. - Екатеринбург, 2003. - 20 с.
7. Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 254 с.
8. Прихожан А.М., ГуткинаН.И. Особенности самосознания // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1987. - С. 65-95.
9. Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1985. - 420 с.
10. Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. - М.: Наука, 1977. - 144 с.
11. Baumeister R.F., Heatherton D.Y., Tice D.M. Self-presentational motivations and personality differences in self-esteem // Journal of Personality. -
1989. - Vol. 54. - P 547-579.
12. BrewerM.B., Cerano W.D. Social psychology. - N.Y., 1994.