Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Психология». 2009. № 2 (6)
ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООТНОШЕНИЯ И ПОМЕХ В УСТАНОВЛЕНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОНТАКТОВ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
© А. Н. Чернобровина
Чернобровина Анна Николаевна
кандидат
психологических наук доцент кафедры обшей и социальной психологии Самарская
гуманитарная академия [email protected]
В статье проволится теоретический анализ полхо-лов к понятию «самоотношение» в современной психологии. Исслелуется взаимосвязь структурных составляющих самоотношения и помех в установлении эмоциональных контактов.
Ключевые слова: самоотношение, аутосимпатия, самоинтерес, глобальная самооценка, самопринятие, эмоционально-ценностное отношение к себе.
Юношеский возраст принято называть периодом активного личностного становления и самоопределения, на этом этапе не только закладываются основные направления жизненного пути личности, но и формируется индивидуальный стиль общения и взаимоотношений с окружающими.
Отношение человека к самому себе является одной из первопричин, определяющих особенности его поведения и общения на всех возрастных этапах, Однако именно в период юности самоотношение приобретает особенное значение.
Проблему самоотношения и его влияния на поведение и личностные характеристики нельзя отнести к новым направлениям исследования. Предметом пристального внимания психологической науки отношения человека к себе самому становятся еще в XIX в. Множество авторов, начиная с У. Джемса, раскрывают в своих трудах структуру и механизмы образования этого явления, рассматривают его феноменологию и предлагают различные методы исследования. Однако, не смотря на оби-
Взаимосвязь самоотношения и помех в установлении эмоциональных контактов...
лие теоретических и практических исследований в этой области, можно со смелостью утверждать, что в современной психологии отсутствует единый подход к определению этого феномена.
Первой же проблемой, с которой сталкивается исследователь при соприкосновении с этой темой, становится терминологическая путаница. Анализ работ, посвященных изучению отношения человека к себе, позволяет говорить о большом разнообразии используемых для описания его содержания психологических категорий, среди наиболее употребляемых можно выделить термины: глобальная самооценка, эмоционально-ценностное отношение к себе, самоуважение и собственно самоотношение. Причем, очень часто эти понятия употребляются как синонимические. Действительно, сравнительный анализ определений, скрывающихся за этими понятиями, позволяет трактовать их как рядоположенные, отражающие различные проявления отношения человека к себе самому.
Глобальная самооценка является психологическим понятием, определяющим модальность отношения человека к себе (К. Роджерс), отображающим чувство «за» или «против» себя (В. В. Столин). Это чувство является устойчивым психическим образованием и обнаруживает себя как личностная черта (свойство, смысловая диспозиция).
Эмоционально-ценностное отношение к себе — компонент структуры личности, проявляющийся в чувстве собственного достоинства, самоуважении или, наоборот, в порицании, осуждении себя, упреков мало-ценности, малодушия и т. п. (И. И. Чеснокова). Эмоционально-ценностное отношение к себе — результат осмысления в свете значимых этических оценок своего поведения, переживаний, решений.
Самоуважение — это личное ценностное суждение, выраженное в установках (одобрении или неодобрении) индивида по отношению к себе, которые указывают, в какой мере индивид считает себя способным, значительным, преуспевающим и достойным [3].
Отношение человека к себе определяется как установочное образование и представителями школы Д. Н. Узнадзе, а также рассматривается в рамках диспозиционной теории.
Содержательно близким ко всем вышеназванным психологическим категориям является понятие «самоотношение», введенное в научный обиход Н. И. Сарджвеладзе. Этот автор определял самоотношение как отношение субъекта потребности к ситуации ее удовлетворения, которое направлено на самого себя.
В рамках теории «отношений» А. Ф. Лазурского-В. Н. Мясищева самоотношение рассматривается как единство содержательных и динамических аспектов личности, мера осознания и качество эмоционально-ценностного принятия себя как инициативного и ответственного начала социальной активности.
Именно категория самоотношения является, на наш взгляд, наиболее интегрированным понятием.
Вторым проблемным вопросом, касающимся нашего исследования, можно назвать вопрос о структуре самоотношения. Большинство авторов
выделяют в структуре самоотношения две взаимосвязанные подсистемы: «оценочную» и «эмоционально-ценностную» (С. Р. Пантилеев). В случае оценки самоотношение определяется как «самоуважение», «чувство компетентности», «чувство эффективности». В качестве эмоции самоотношение обозначается как «аутосимпатия», «чувство собственного достоинства», «самоценность», «самопринятие». Обе подсистемы находятся в отношении взаимного превращения.
Одним из инструментов нашего исследования стал опросник В. В. Сто-лина, позволивший нам изучить такие компоненты самоотношения, как самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес и ожидаемое отношение от других к себе.
Третьим вопросом, заинтересовавшим нас, стал вопрос о влиянии отношения к себе на особенности поведения и общения личности. В настоящее время существует множество исследований, подтверждающих существование взаимосвязи между самоотношением и такими характеристиками, как активность, продуктивность, самостоятельность, оптимизм.
Позитивное самоотношение связано с самоуважением, уверенностью в себе, чувством превосходства и принятием себя, а поведенческие проявления описываются как независимая и уверенная манера держаться.
Люди с позитивным самоотношением менее поглощены своими внутренними проблемами, гораздо реже страдают психосоматическими расстройствами. Одним из мотивов, побуждающих человека соблюдать моральные нормы, является его стремление сохранить положительное самоотношение [7].
Негативное самоотношение может препятствовать самораскрытию субъекта, понижению его социальной активности. В то же время негативное самоотношение является источником различных трудностей в общении, поскольку человек с таким отношением к себе заранее уверен в том, что окружающие плохо к нему относятся [9]. Проблема достоинства, ценности своего «Я» почти полностью поглощает его внимание, в связи с чем уровень активности человека излишне повышается, затрудняя тем самым выбор адекватного способа взаимодействия, его поведение становится ригидным [6].
Отрицательное, конфликтное отношение личности к себе обусловливает ее отклоняющееся поведение: совершение правонарушений, наркоманию, алкоголизм, агрессивное и суицидальное поведение, связано с неадаптивными, асоциальными формами поведения, является одной из причин девиации [1, 3, 5, 6, 10], положительно коррелирует с депрессией [6, 8].
Объектомисследования являются самоотношение и помехи в эмоциональном общении.
Предметисследования — взаимосвязь самоотношения и помех в установлении эмоциональных контактов в юношеский период.
Гипотезой данного исследования служит предположение о том, что существует взаимосвязь между компонентами самоотношения и конкретными видами помех в установлении эмоциональных контактов.
Взаимосвязь самоотношения и помех в установлении эмоциональных контактов... Методика проведения исследования
В эмпирической части своей работы мы сосредоточились на анализе взаимосвязей компонентов самоотношения, выделенных В. В. Столиным, с такими видами помех в установлении эмоциональных контактов, как неумение управлять эмоциями, неадекватное проявление эмоций, негибкость эмоций, доминирование негативных эмоций и нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе.
В исследовании принимали участие 38 молодых людей юношеского возраста (от 16 до 18 лет), обучающихся на дневном отделении факультета гуманитарного сервиса филиала ФГОУ ВПО «РГУТиС» в г. Самара.
Для исследования самоотношения был использован тест-опросник В. В. Столина. Для изучения особенностей общения использовался тест диагностики эмоциональных помех в общении В. В. Бойко.
Полученные данные были подвергнуты обработке (корреляциооный анализ) с помощью пакета математической статистики БТАИБИСА 6.0.
Результаты исследования и их обсуждение
В результате корреляционного исследования были получены следующие данные, свидетельствующие о взаимосвязи самоотношения и помех в эмоциональном общении студентов факультета гуманитарного сервиса филиала РГУТиС в г. Самара.
Таблица 1
Взаимосвязь компонентов самоотношения и помех в установлении эмоциональных контактов (р < 0,05)
Неумение управлять эмоциями, дозировать их Неадекватное проявление эмоций Негибкость, невыразительность эмоций Доминирование негативных эмоций Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе
самоуважение - 0, 46
аутосимпатия 0,45
самоинтерес - 0,77
самоуверенность - 0,59
самопринятие - 0, 50
саморуководство, самопоследовательность - 0,47
самообвинение 0, 49
самопонимание - 0, 45
Как видно из таблицы 1, нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе имеет обратную взаимосвязь с самоуважением. Можно предположить, что люди, отличающиеся высоким уровнем самоуважения, будут легче вступать в эмоциональные контакты. В то время как низкий уровень самоуважения является одной из помех в установлении эмоциональных взаимоотношений с окружающими.
Также наблюдается прямая пропорциональная связь между неадекватным проявлением эмоций и аутосимпатией и обратно пропорциональная связь с самоуверенностью. Полученные данные свидетельствуют о том,
что при позитивном в целом отношении к себе студенты, недостаточно уверенные в своих силах, в напряженных ситуациях общения будут проявлять неадекватную обидчивость, вспыльчивость или тревожность.
Выявлена обратная взаимосвязь между доминированием негативных эмоций и такими структурными составляющими самоотношения, как самоинтерес и самопонимание. Таким образом, низкий уровень близости человека к самому себе, интереса к собственным мыслям и чувствам, готовности общаться с собой «на равных», уверенности в своей интересности для других, а также неумение адекватно понимать свои желания и потребности становятся причиной множества отрицательных переживаний.
Неумение управлять эмоциями и дозировать их обратно взаимосвязано с саморуководством и самопоследовательностью. Вероятно, неспособность к самодисциплине и неумение управлять своим поведением будут также затруднять контроль над эмоциональным поведением студентов, что будет проявляться как несдержанность.
Студенты, отличающиеся негибкими, невыразительными эмоциями, отличаются низким приятием себя. Высокое самопринятие основано на объективной оценке своей уникальности, своих возможностей. По-видимому, студенты, неудовлетворенные своими способностями и их ограничениями, недостаточно доверяют своей способности эмоционально-адекватно общаться с окружающими возникает. Так создается своего рода запрет на проявление ярких эмоциональных переживаний.
Выводы
1. Не смотря на значительное количество работ, посвященных исследованию феномена самоотношения, существует ряд теоретических и практических проблем в этой области: терминологические расхождения, недостаточно четкие представления о структурных элементах этого явления, не полностью исследована взаимосвязь самоотношения с другими компонентами личности.
2 Юношеский возраст — период активного самоотношения. В современной психологии существует множество исследований, доказывающих влияние самоотношения на особенности поведения и общения личности. Однако проблема взаимосвязи самоотношения и особенностей эмоционального поведения личности в общении изучена недостаточно.
3. Корреляционный анализ подтверждает наличие взаимосвязи между структурными компонентами самоотношения и проблемами в установлении эмоциональных отношений.
4 Студенты, отличающиеся низким уровнем самопринятия, самоинтереса, самопонимания и саморуководства, имеют выраженные помехи в установлении эмоциональных контактов с окружающими.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абулъханова К. А. Психология и сознание личности. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. 224 с.
Взаимосвязь самоотношения и помех в установлении эмоциональных контактов..
2. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М. : ИИД «Филинъ», 1996. 472 с.
3. Красцова Н. Ф. Феномен ценностого сомоотношения в психологических исследованиях // Вестник ПГЛУ. 2008. № 2. С. 36—49.
4. Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М. : Изд-во МГУ, 1991. 108 с.
5. Психология самоотношения : учеб. пособие / А. М. Колышко. Гродно : ГрГУ, 2004. 102 с.
6. Психология сознания / под ред. Л. В. Куликова. СПб. : Питер, 2001. 480 с.
7. Сарджвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. URL: http: psylib.org.ua/books/sarjv01/index.htm (дата обращения 29.11.09.)
8. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М. : Политиздат, 1972. 303 с.
9. Столин В. В. Самосознание личности. М. : Изд-во МГУ, 1983. 284 с.
10. Чайковская И. А. Исследование взаимосвязи самоотношения учителя и педагогического взаимодействия в системе «учитель-ученик» : дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2000. 182 с.
THE INTERRELATIONS BETWEEN THE RELATION TO ITSELF AND INTERFERENCES IN THE ESTABLISHMENT OF EMOTIONAL CONTACT
A. Chernobrovina
The article deals with the analysis of the approaches to the concept of "relation to itself in modern psychology. The interrelations between the structural components relation to itself and interferences in the establishment of emotional contact.
Key words: relation to itself, autosimapatiya, global self-evaluation, self -acception, emotional-valuable attitude to yourself.