Научная статья на тему 'Взаимосвязь психологических и лингвистических свойств личности старшеклассника: аспекты готовности к изучению иностранного языка в вузе'

Взаимосвязь психологических и лингвистических свойств личности старшеклассника: аспекты готовности к изучению иностранного языка в вузе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
19
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Лексический уровень / мотивация / низкий словарный запас / страх / профессиональная ориентация / иноязычное общение / коммуникативные умения / Lexical level / motivation / low vocabulary / fear / professional orientation / foreign language communication / communication skills

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гринева Ольга Александровна, Лефлер Наталья Олеговна

В статье рассматривается взаимосвязь психологических и лингвистических особенностей старшеклассников к изучению иностранного языка в вузе. Учеными в области психолингвистики, психологии, языкознания рекомендуется использовать междисциплинарный и компетентностный подходы для продуктивной психолингвистической подготовки старшеклассников к изучению английского языка. Установлено, что формирование психолингвистической готовности к изучению английского языка требует совокупности языковых, эмоционально-волевых, мотивационных и психологических аспектов для качественной и эффективной подготовки старшеклассников к изучению специального английского языка в вузе. В качестве основной обучающей разговорной деятельности предлагается вовлекать старшеклассников в непосредственное общение с иностранцами для закрепления общеупотребляемых лексических единиц и практиковать диалогическую речь между собой, развивая воображение, тренируя память и преодолевая языковой барьер. Выявлены проблемы адаптации выпускников школы к дальнейшему изучению английского языка в профессиональных целях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Гринева Ольга Александровна, Лефлер Наталья Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN PSYCHOLOGICAL AND LINGUISTIC PERSONALITY TRAITS OF A HIGH SCHOOL STUDENT: ASPECTS OF READINESS TO STUDY A FOREIGN LANGUAGE AT A UNIVERSITY

The article examines the relationship between the psychological and linguistic characteristics of high school students to learning a foreign language at a university. Scientists in the field of psycholinguistics, psychology, and linguistics recommend using interdisciplinary and competence-based approaches for productive psycholinguistic training of high school students to learn English. It has been established that the formation of psycholinguistic readiness to learn English requires a combination of linguistic, emotional-volitional, motivational and psychological aspects for high-quality and effective preparation of high school students to study special English at a university. As the main educational conversational activity, it is proposed to involve high school students in direct communication with foreigners in order to consolidate commonly used lexical units and practice dialogical speech among themselves, developing imagination, training memory and overcoming the language barrier. The problems of adaptation of school graduates to further study of the English language for professional purposes are revealed

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь психологических и лингвистических свойств личности старшеклассника: аспекты готовности к изучению иностранного языка в вузе»

Взаимосвязь психологических и лингвистических свойств личности старшеклассника: аспекты готовности к изучению иностранного языка в вузе

Гринева Ольга Александровна,

к.ф.н., доцент, Красноярский государственный педагогический университет им В.П. Астафьева E-mail: gold23@inbox.ru

Лефлер Наталья Олеговна,

к.ф.н., доцент, Красноярский государственный педагогический университет им В.П. Астафьева E-mail: natalefler@kspu.ru

В статье рассматривается взаимосвязь психологических и лингвистических особенностей старшеклассников к изучению иностранного языка в вузе. Учеными в области психолингвистики, психологии, языкознания рекомендуется использовать междисциплинарный и компетентностный подходы для продуктивной психолингвистической подготовки старшеклассников к изучению английского языка. Установлено, что формирование психолингвистической готовности к изучению английского языка требует совокупности языковых, эмоционально-волевых, мотивационных и психологических аспектов для качественной и эффективной подготовки старшеклассников к изучению специального английского языка в вузе. В качестве основной обучающей разговорной деятельности предлагается вовлекать старшеклассников в непосредственное общение с иностранцами для закрепления общеупотребляемых лексических единиц и практиковать диалогическую речь между собой, развивая воображение, тренируя память и преодолевая языковой барьер. Выявлены проблемы адаптации выпускников школы к дальнейшему изучению английского языка в профессиональных целях.

Ключевые слова: Лексический уровень, мотивация, низкий словарный запас, страх, профессиональная ориентация, иноязычное общение, коммуникативные умения.

о с

U

см о см

Актуальность психолингвистической готовности к изучению английского языка старшеклассников, абитуриентов и первокурсников является значимой в области языкознания, психологии, педагогики. Современная научная картина мира ориентирована на модернизацию федеральных образовательных стандартов и внесение изменений в содержание преподаваемых учебных дисциплин. Специалисты в области высшего образования предпринимают попытки совершенствования и оптимального функционирования педагогической методологии, в том числе в сфере лингвистики и психологии. Целью данных преобразований является превосходство и конкурентоспособность на мировом кадровом рынке, установление международного взаимодействия в различных общественных направлениях, внедрение в школьную систему новых методов и способов преподавания и воспитания патриотического отношения к родине наравне с разработкой психологических компетенций, способствующих целостному развитию сильной, дисциплинированной и добросовестной личности.

Комплексное сочетание в человеке лингвистических навыков и психологических характеристик на протяжении многих лет является востребованным в сфере международных отношений. Однако, для овладения достаточным уровнем лексико-грамматической базы необходимо создать оптимальные условия в системе школьной программы по иностранному языку совместно с усердным развитием когнитивных компетенций учащихся. Изначально предполагая, что в домашних условиях учащийся также получает достаточно поддержки и мотивации от близких людей. [5]. Согласованное взаимодействие школьной и вузовской систем может улучшить качество преподавания и усвоения учебного материала, в том числе, подготовить старшеклассников к поступлению в вуз как в интеллектуальном, так и в психоэмоциональном контексте.

С 2012 года Министерство науки и высшего образования Российской Федерации приняло новый курс на привлечение большего количества иностранных студентов в отечественные вузы для повышения рейтинга университетов на мировом уровне. Однако, методологическая, педагогическая система в российских вузах оказалась несовершенной в соотношении количества зарубежных студентов и качества педагогического мастерства. Соответственно, как российские, так и зарубежные студенты имеют общие задачи для

адаптации, социализации и совершенствования языковых навыков при получении высшего образования [8].

Понятие психолингвистической готовности трактуется разными исследователями в вариативных значениях [1]. Данный механизм обеспечивает человеку достаточную возможность для выживания, оптимального совладания с собой в жизненных обстоятельствах, учитывая личностные качества, условия, состояния, индивидадля реализации определенной деятельности. В широком смысле под психолингвистической готовностью понимается «определенная совокупность базовых знаний английского языка, свойств и состояний личности, что обеспечивает ей оптимальный уровень достижения эффективности, определенной требованиями и условиями осуществления теоретической или практической деятельности» [6].

Эксперты в области когнитивной психологии и лингвистики в настоящее время связывают проблемные моменты изучения английского языка со многими аспектами, такими как личностная мотивация учащегося, профессиональная этика, понимание значимости изучения иностранного языка и применение знаний в дальнейшей жизни. Данный вопрос касается как старшеклассников городских, так и сельских школ, поскольку половина девятиклассников не нацелены получать высшее образование. В таком случае, преподавателям школ рекомендуется организовывать про-фориентационные мероприятия, в том числе приглашать сотрудников вузов для разъяснения процесса поступления в высшее учреждение, о перспективах и возможностях обучения [6].

В процессе изучения английского языка обучающиеся замечают за собой психологические препятствия, связанные не только с грамматическими недочетами, но и внутренними разрушительными установками. Психолингвистическая проблема перевода является одной из распространенных проблем среди учащихся. При переводе с одного языка на другой происходит активация процессов говорения, слушания, внимания, запоминания, делается акцент на языковые средства в коммуникативном процессе. Психологическое изучение аспектов коммуникации (язык, речь, мышление, поведенческие реакции) определяют правила общения и раскрывают природу языка. Психолингвистическая готовность к обучению иностранного (английского) языка, в данном случае, заключается в совокупности переводческой компетентности - знания грамматических структур и соответствующих лексических единиц и речемыслитель-ной деятельности собеседников.

Отметим, что для более продуктивного и эффективного усвоения английского языка необходимо создать достаточную языковую среду на занятиях и по мере возможности в учебном заведении. Практическая деятельность на семинарах подразумевает обязательное обсуждение насущных проблем и задач в виде дискуссий и ответов на вопросы, которые интересны молодому поко-

лению, так что коммуникативная деятельность сводится не только к овладению грамматическими структурами и фразеологическими оборотами, но и средством для обмена опытом, выражения своих идей и мыслей.Погружение в языковую среду психически облегчает общение и в то же время способствует свободному обмену мыслей и применению терминологии английского языка. Развитие билингвальных навыков улучшает умственную деятельность старшеклассников, повышает уровень восприятия собеседника и запоминания повторяющихся иностранных слов, способствует увеличению диапазона творческих фантазий и воображения. Активное вовлечениестаршеклассников к дискуссионным заданиям позволяет им использовать свой потенциал в развитии мотивационных способностей, нахождению способов выражения поставленных задач, осознать важность базовых знаний и умений, применяемых в билингвальном общении для достижения положительного результата [8].

Особенностью психолингвистической готовности старшеклассников к изучению английского языка являются определенные качества, требующие проработки: логическое мышление, когнитивная гибкость, сосредоточенное внимание, инги-биция. Следовательно, образовательный процесс обучения английскому языку старшеклассниками наиболее эффективен при комбинации и интеграции психических особенностей старшеклассников, грамотного формирования социальных и общеобразовательных навыков обучающихся, мировоззренческих установок. Выпускаясь из школы, предполагается, что абитуриент профессионально ориентирован и готов к профессиональному обучению в выбранном вузе, обладает базовыми знаниями в данной сфере, наделен индивидуальными качествами личности либо настроен адаптироваться в желаемой профессиональной деятельности[5].

Стоит заметить, что большое значение в обучении иностранному языку приобретает фактор моральной готовности обучающегося к выступлениям, монологической речи, умению формировать и понимать цель и задачи высказывания. Соответственно, перед педагогами возникает задача сформировать коммуникативные компетенции старшеклассников, показывая на практике, что умелое решение коммуникативных задач помогает выгодно взаимодействовать с собеседниками, выстраивать диалог, спонтанно реагировать на определенную ситуацию в вежливой форме и выражать свое отношение к ней [7].

Необходимо принять во внимание часто возникающую особенность опережения не профилирующих дисциплин в ходе образовательного процесса в вузе. Например, дисциплина «Иностранный язык в профессиональной деятельности» преподается на первом курсе университета, в то время как специальные дисциплины по профессии читают на последующих курсах. Тем самым первокурсники оказываются не компетентными в специализированных темах на английском языке и сталки-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

U

ваются с трудностями обсуждения специфических вопросов. Следовательно, задачей школьного педагога является необходимость создавать старшеклассникам условно замысловатые и провокационные коммуникативные задания и помогать преодолевать возникающие психолингвистические препятствия [3].

Общепрофессиональная адаптация в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью погружения студентов первого курса в студенческую атмосферу. Общепрофессиональные и профессиональные компетенции, как языковые, так и специфические, приобретенные во время обучения в вузе позволят быстрее реализоваться на рынке труда и в общественной жизни. Кроме того, в процессе обучения в вузе обучающиеся имеют возможность участвовать в международных конференциях и проектах, устанавливать межнациональные контакты, используя навыки владения английским языком. К тому же, билингваль-ные студенты лучше ориентируются на трудовом рынке, становятся конкурентоспособными и востребованными кадрами. В противном случае, допустив неудачный выбор учебного заведения и направления специализации, изучение английского языка будет противоречить способностям, склонностям и убеждениям личности [4].

Психолингвистическую готовность старшеклассников к изучению английского языка в вузе идентифицируют в виде интеграции мотивацион-ных, когнитивных, поведенческих компонентов обучающегося, которые находятся в тесной взаимосвязи между собой [2].

Таким образом, сформированная психолингвистическая готовность старшеклассников к изучению английского языка в вузе считается успешной при условии культивированного эмоционального состояния учащегося, умения адаптироваться в соответствии с ситуацией, качественно взаимодействовать с собеседниками в спорных вопросах, быть наблюдательным, сосредоточенным, искренним, тактичным, настойчивым и решительным.

Литература

1. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Центр дистанционного образования «Эй-дос». - М. - 2005. - № 4. - С. 12-25.

2. Калмыкова Л.А. Психолингвистические аспекты речевой подготовки детей в школе // Ярославский педагогический вестник. - 2003. -№ 2. - С. 1-7.

3. Клюева М.И. Психологическая готовность к изучению двух и более языков в условиях поликультурного иноязычного образования / М.И. Клюева, О.Р. Жерновая, М.В. Архипова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. -Т 8. - № 2. - С 74-80.

4. Мильруд Р.П. Личностный смысл изучения иностранного языка будущими педагогами // Вопросы психологии. - 1984. - № 5. - С. 87-94.

5. Сахарова Н.С. Мачнева Л.Ф. Активное овладение иностранным языком как средство гуманизации высшего профессионального образования // Вестник ОГУ. 2000. № 3. С. 27-32.

6. Трофимова Л.Г. Психолого-педагогическое воздействие на личность студента на занятиях по иностранному языку / Л.Г. Трофимова // Фундаментальные исследования. - 2009. -№ 3 - С.118-120.

7. Шмелева Ж.Н. Защита дипломного проекта на английском языке в неязыковом вузе как показатель качества подготовки специалиста в рамках Болонского процесса / Ж.Н. Шмелева, Н.В. Антонова // Современные тенденции в преподавании иностранных языков в неязыковом вузе. - 2017. - № 11. - С. 161-168.

8. Shmeleva, Zh.N. Improvingstudentandpostgrad-uatestudentmotivationforlearningtheEnglishlan-guage / Zh.N. Shmeleva // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития. -Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2013. - P. 178-180.

THE RELATIONSHIP BETWEEN PSYCHOLOGICAL AND LINGUISTIC PERSONALITY TRAITS OF A HIGH SCHOOL STUDENT: ASPECTS OF READINESS TO STUDY A FOREIGN LANGUAGE AT A UNIVERSITY

Grineva O.A., Lefler N.O.

Krasnoyarsk StatePedagogical University named after V.P. Astaf'ev

The article examines the relationship between the psychological and linguistic characteristics of high school students to learning a foreign language at a university. Scientists in the field of psycholinguis-tics, psychology, and linguistics recommend using interdisciplinary and competence-based approaches for productive psycholinguistic training of high school students to learn English. It has been established that the formation of psycholinguistic readiness to learn English requires a combination of linguistic, emotional-volitional, motivational and psychological aspects for high-quality and effective preparation of high school students to study special English at a university. As the main educational conversational activity, it is proposed to involve high school students in direct communication with foreigners in order to consolidate commonly used lexical units and practice dialogical speech among themselves, developing imagination, training memory and overcoming the language barrier. The problems of adaptation of school graduates to further study of the English language for professional purposes are revealed.

Keywords: Lexical level, motivation, low vocabulary, fear, professional orientation, foreign language communication, communication skills.

Referents

1. Bermus A.G. Problems and prospects for implementing the competency-based approach in education // Center for Distance Education "Eidos". - M. - 2005. - No. 4. - P. 12-25.

2. Kalmykova L.A. Psycholinguistic aspects of speech training of children at school // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. - 2003. -No. 2. - P. 1-7.

3. Klyueva M.I. Psychological readiness to study two or more languages in the conditions of multicultural foreign language education / M.I. Klyueva, O.R. Zhernovaya, M.V. Arkhipova // World of Science. Pedagogy and psychology. - 2020. - T 8. - No. 2. -From 74-80.

4. Milrud R.P. Personal meaning of learning a foreign language by future teachers // Questions of psychology. - 1984. - No. 5. -P. 87-94.

5. Sakharova N.S. Machneva L.F. Active mastery of a foreign language as a means of humanizing higher professional education // Bulletin of OSU. 2000. No. 3. pp. 27-32.

6. Trofimova L.G. Psychological and pedagogical influence on the student's personality in foreign language classes / L.G. Trofimova // Fundamental Research. - 2009. - No. 3 - P. 118-120.

7. ShmelevaZh. N. Defense of a diploma project in English at a non-linguistic university as an indicator of the quality of specialist training within the framework of the Bologna process / Zh.N. Shmeleva, N.V. Antonova // Modern trends in teaching

foreign languages at a non-linguistic university. - 2017. - No. 11. - P. 161-168.

8. Shmeleva, Zh.N. Improving student and post graduate student motivation for learning the English language / Zh.N. Shmeleva // Science and education: experience, problems, development prospects. - Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Agrarian University, 2013. - P. 178-180.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.