Научная статья на тему 'СОРЕВНОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ШКОЛЕ: НА ПРИМЕРЕ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ'

СОРЕВНОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ШКОЛЕ: НА ПРИМЕРЕ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ / АУТЕНТИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хотькина Марина Александровна

В статье проанализированы особенности содержания социокультурной компетенции на Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку, роль и актуальность олимпиады как компонента образовательного процесса в условиях школы, а также особенности подбора и использования материалов для формирования и развития социокультурной компетенции при подготовке участников олимпиады. Кроме того, определены составляющие компоненты компетенции, их характерные особенности и роль как части олимпиады, так и необходимой составляющей общего уровня владения языком. В статье даны практические рекомендации по подбору и использованию материалов для подготовки к олимпиаде, необходимых как для формирования социокультурного компонента в рамках ВсОШ, так и для развития общего уровня владения английским языком в рамках европейского стандарта CEFR в условиях школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хотькина Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIONS AS A TOOL FOR THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF SOCIO-CULTURAL COMPETENCIES AT SCHOOL: ON THE EXAMPLE OF THE ALL-RUSSIAN OLYMPIAD IN ENGLISH

The article analyzes the features of the content of socio-cultural competence at the All-Russian Olympiad of schoolchildren in English, the role and relevance of the Olympiad as a component of the educational process in school conditions, as well as the peculiarities of the selection and use of materials for the development of socio-cultural competence in the preparation for the Olympiad. Moreover, the components of competence, their characteristic features and role as part of the Olympiad, as well as a necessary component of the general level of language proficiency, are determined. The article also provides practical recommendations on the selection and use of materials necessary both for the formation of the socio-cultural competence within the framework of the Olympiad, and for the development of the general level of English language proficiency within the framework of the European standard CEFR in school conditions.

Текст научной работы на тему «СОРЕВНОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ШКОЛЕ: НА ПРИМЕРЕ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

Соревнования как инструмента формирования и развития социокультурных компетенций в школе: на примере Всероссийской олимпиады по английскому языку

Хотькина Марина Александровна,

ассистент кафедры иноязычного образования, Институт международного образования, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» E-mail: marinakhotkina@yandex.ru

В статье проанализированы особенности содержания социокультурной компетенции на Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку, роль и актуальность олимпиады как компонента образовательного процесса в условиях школы, а также особенности подбора и использования материалов для формирования и развития социокультурной компетенции при подготовке участников олимпиады. Кроме того, определены составляющие компоненты компетенции, их характерные особенности и роль как части олимпиады, так и необходимой составляющей общего уровня владения языком. В статье даны практические рекомендации по подбору и использованию материалов для подготовки к олимпиаде, необходимых как для формирования социокультурного компонента в рамках ВсОШ, так и для развития общего уровня владения английским языком в рамках европейского стандарта CEFR в условиях школы.

Ключевые слова: социокультурная компетенция, Всероссийская олимпиада школьников по английскому языку, аутентичные материалы, межкультурная коммуникация, коммуникативная компетенция.

Массовое распространение веб-технологий в повседневной и образовательной среде обусловило важность формирования нового мировоззрения образовательной системы, поиска обновленных методов и форм обучения. Сегодня можно наблюдать повышение важности формирования социокультурной компетенции учеников при изучении иностранного языка, ведь именно социальная и культурная осведомленность играет одну из решающих ролей в успешной реализации учеников в современном мультикультурном мире. Процесс формирования социокультурной компетенции при обучении иностранному открывает перед учеными широкий диапазон проблем, среди которых актуальным остается вопрос подготовки учеников к международной коммуникации как в реальной, так и в информационной среде.

Актуальность данного исследования заключается в определении роли всероссийской олимпиады школьников по английскому языку как реалии при обучении иностранному языку для формирования социокультурной компетенции учеников в условиях современности.

Цель работы проанализировать важность интеграции заданий всероссийской олимпиады для школьников по английскому языку в учебный процесс изучения иностранного языка, выделение главных аспектов использования таких заданий на занятиях с целью формирования социокультурной компетенции учеников, изучающих иностранный язык, обоснование необходимости акцентирования именно на формировании социокультурного компонента учениками с помощью аутентичных материалов.

Социокультурная компетенция - это умение использовать одновременно совокупность общекультурных, лингвокраинознавчих, социолингвистических и культуроведческих компонентов для достижения межкультурного взаимопонимания между отдельными лицами или группами представителей различных обществ через языковые и неречевые средства в рамках социокультурной картины одной из сторон коммуникации. Стоит отметить, что именно социокультурная компетенция способствует осознанию общего и отличного между народами, помогает избегать предубеждений и неуместных стереотипов, развивает у студентов толерантное отношение к неизвестному, а также формирует личность, сознательно и с чувством ответственности действует как в собственном обществе, так и на международном пространстве. Согласно мнениям В.С. Кулиш и Я.М. Гришина, иноя-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

зычная компетенция является изменением состояний личности в многоуровневой образовательной системе [7, с. 27]. Для формирования социокультурной компетенции необходимо применять соответственно подобранные аутентичные тексты, аудио- и видеозаписи с известным словарным запасом, в котором обучающийся освоит распространенные лексические единицы, употребляемые в речевых ситуациях, активную лексику и разговорные клише для выражения собственного мнения, а также слова, содержащие национально-культурным ядро, то есть реалии страны в целом и реалии повседневной жизни.

Итак, социокультурная компетенция - это система знаний, умений и навыков в процессе обучения которой происходит формирование мировоззрения, морали и поведения, а также понимание ментальности и культуры страны изучаемого языка. Иноязычная социокультурная компетенция готовит к непосредственному диалогу в поликультурном мире современности.

В документах ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы отмечается ключевые компетентности (key competencies), позволяющие личности эффективно участвовать во многих социальных сферах, вносить вклад в развитие общества, профессионально расти. Среди ключевых компетентностей значительное место занимает социокультурная компетентность как сложное интегрированное образование в характеристике личности. Так, В. Сафонова определяет, что социокультурное образование является залогом успешного формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции при реализации принципа дидактического культуросоответствия, предусматривающего отбор и внедрение в учебный процесс культуровед-ческого материала, формирующего социокультурную основу учебно-методического языка. М. Мак-симец определяет социокультурную компетенцию способностью через адекватное понимание и уважение к другим языкам, культурам и религиям проявлять активную и ответственную жизнедеятельность в социуме на основе демократичности, гуманизма, толерантности и т.д. П. Сысоев трактует социокультурную компетенцию как уровень знаний контекста использования изучаемого языка, а также общение и использования изучаемого языка в межкультурных ситуациях [5]. Следовательно, проанализировав все вышесказанное, мы можем заключить, что ученые убеждены в положительном влиянии изучения иностранного языка на формирование социокультурной компетенции личности. Изучение иностранного языка является главным условием достижения адекватного взаимопонимания между собеседниками, принадлежащими к разным культурам. Следует отметить, что организацию процесса обучения необходимо ор-5 ганизовывать таким образом, чтобы иностранный § язык изучался как феномен национальной куль-й туры народа [2, с. 179]. Формирование у учеников ° социокультурной компетентности предполагает ¡в наличие знаний о национально-культурных осо-

бенностях страны изучаемого языка, нормах речевого и неречевого поведения ее носителей и умении определять свое поведение в соответствии с этими особенностями и нормами [6, с. 167].

Формирование социокультурной компетентности учеников должно происходить на основе изучения ими на занятиях по иностранному языку национальной культуры разных стран мира. Ученики должны осознать разницу между их родной культурой и другими культурами, а также приобрести умение преодолевать социокультурные различия. Как результат, основная цель преподавателя на занятиях по иностранному языку состоит в включении в содержание обучения элементов языковой культуры страны, язык которой изучается. Учитывая вышеизложенное, можно утверждать, что учебники и учебные пособия по иностранному языку должны включать учебный материал (тексты для чтения и аудирования, образцы диалогов, речевые образцы и формулы, учебно-коммуникативные ситуации, роли) для овладения моделями коммуникативного поведения, чтобы избежать культурного шока и недоразумений в общении с носителями соответствующего языка, поскольку, находясь за границей, специалисты должны быть способны устроиться без проблем в гостинице, обратиться к врачу, обменять валюту, воспользоваться общественным транспортом, совершить покупки в любом супермаркете, поесть в заведениях общественного питания. ориентироваться в международных аэропортах. Именно поэтому при изучении иностранного языка следует позаботиться о формировании у будущих специалистов социокультурной компетентности [2, с. 180].

Программу и организацию обучения коммуникативной компетенции необходимо обогащать страноведческой материалом; процесс овладения иностранным языком необходимо позиционировать как творческий процесс познания страны изучаемого языка; содержание обучения в полном объеме насыщено элементами социокультурным и социолингвистическим компонентами содержания социокультурной компетенции; данные компоненты раскрывают потенциал в достижении качественных результатов в совершенствовании уровня владения иностранным языком как реализации стратегической цели обучения иностранному языку как подготовке учеников к межкультурной коммуникации.

Приведенные утверждения не исчерпывают педагогическую проблему формирования социокультурной компетенции учеников в процессе изучения английского языка как иностранного в условиях высшего учебного заведения. Перспективным направлением для дальнейших научных изысканий в этой области является подбор и структурирование содержания социокультурной компетенции, а также методическая разработка необходимых педагогических средств для его освоения в процессе преподавания английского языка в высшем учебном заведении.

Исходя из вышеизложенного, программу и организацию обучения коммуникативной компетенции необходимо обогащать страноведческим материалом; при насыщении программы социокультурным и социолингвистическими компонентами реализуется качественное овладение и развитие уровня изучаемого языка; данные компоненты раскрывают потенциал в достижении качественных результатов в овладении иноязычной речью как реализации стратегической цели обучения иностранному языку как развитию способности учащихся к межкультурной коммуникации.

Литература

1. Биболетова М.З. Концепция предметной области «Иностранные языки» как стратегия развития иноязычного образования в российской школе // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. Вып. 40. Межкультурная коммуникация и обучение иностранным языкам. Актуальные проблемы образования. Нижний Новгород: НГЛУ, 2017. С. 195-204.

2. Борисова Е.А. Формирование готовности учащихся к самообразованию в процессе обучения иностранному языку: дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2013. 247 с.

3. Грекова В.А. Особенности формирования познавательной мотивации старшеклассников в условиях соревновательной деятельности: дис. ... канд. псих. наук. Ростов-на-Дону, 2009. 234 с.

4. Леонтьев А.А. Психолингвистические проблемы общения и обучения языку. - М., 1976. -С.8-29.

5. Пассов Е.И Коммуникативное иноязычное образование. - Липецк: Липецк. Г чел. пед. ин-т, 1998. 159 с.

6. Программы для общеобразовательных учебных заведений. Английский язык 2-12 классы. - М., 2001.

7. Щербатых Л.Н. Методология, теория и технология формирования гуманитарной культуры лингвистически одаренных школьников в современной системе дополнительного иноязычного образования: дис. . д-ра пед. наук. Елец, 2017. 588 с.

COMPETITIONS AS A TOOL FOR THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF SOCIO-CULTURAL COMPETENCIES AT SCHOOL: ON THE EXAMPLE OF THE ALL-RUSSIAN OLYMPIAD IN ENGLISH

Khotkina M.A.

Moscow Pedagogical State University

The article analyzes the features of the content of socio-cultural competence at the All-Russian Olympiad of schoolchildren in English, the role and relevance of the Olympiad as a component of the educational process in school conditions, as well as the peculiarities of the selection and use of materials for the development of socio-cultural competence in the preparation for the Olympiad. Moreover, the components of competence, their characteristic features and role as part of the Olympiad, as well as a necessary component of the general level of language proficiency, are determined. The article also provides practical recommendations on the selection and use of materials necessary both for the formation of the socio-cultural competence within the framework of the Olympiad, and for the development of the general level of English language proficiency within the framework of the European standard CEFR in school conditions.

Keywords: socio-cultural competence, All-Russian Olympiad of schoolchildren in English, authentic materials, intercultural communication, communicative competence.

References

1. Biboletova M.Z. The concept of the subject area "Foreign languages" as a strategy for the development of foreign language education in the Russian school // Bulletin of the Nizhny Novgorod State Linguistic University named after N.A. Dobrolyubov. Issue 40. Intercultural communication and foreign language teaching. Actual problems of education. Nizhny Novgorod: NG-LU, 2017. pp. 195-204.

2. Borisova E.A. Formation of students' readiness for self-education in the process of teaching a foreign language: dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences. Samara, 2013. 247 p.

3. Grekova V.A. Features of the formation of cognitive motivation of high school students in conditions of competitive activity: dis. ... cand. psycho. sciences'. Rostov-on-Don, 2009. 234 p.

4. Leontiev A.A. Psycholinguistic problems of communication and language learning. - M., 1976. - pp. 8-29.

5. Passov E.I. Communicative foreign language education. - Lipetsk: Lipetsk. G pel. ped. in-t, 1998. 159 p.

6. Programs for general educational institutions. English language grades 2-12. - M., 2001.

7. Shcherbatykh L.N. Methodology, theory and technology of formation of humanitarian culture of linguistically gifted schoolchildren in the modern system of additional foreign language education: dis. ... Doctor of pedagogical sciences. Yelets, 2017. 588 p.

8. Kulmaganbetova, A.S. Sociocultural component in the content of teaching foreign languages / A.S. Kulmaganbetova, S.K. Medieva. - Text: direct // Young scientist. - 2017. - № 13 (147). -PP. 565-567. - URL: https://moluch.ru/archive/147/41316 / (accessed: 20/04/2022).

c o

CO "O m

о m

П m 1=1

m

C3

m О от

■s

Ы

о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.