Научная статья на тему 'Взаимосвязь процесса выбора и состояния когнитивной сферы в суицидогенезе'

Взаимосвязь процесса выбора и состояния когнитивной сферы в суицидогенезе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
180
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь процесса выбора и состояния когнитивной сферы в суицидогенезе»

детей: установление эмоционального контакта взрослого с ребенком; организация доступной для каждого малыша игровой деятельности, где решающую роль и фал эмоционально-тактильный контакт.

Результаты эксперимента показали, что применение разработанного комплекса коррекционно-педагогических мероприятий по поддержке детей при переходе из одного интернатного учреждения в другое позволило предотвратить выраженную дезадаптацию.

Выводы:

1. Современная практика общественного воспитания детей-сирот, рассматриваемая нами на примере процесса адаптации, свидетельствует об отрыве процесса воспитания от обучения, о доминировании образовательных ценностей над социально-эмоциональным разви-

тием умственно отсталого ребенка-сироты, что приводит к усугублению проблем его личностного развития.

2. Разработанный и внедренный комплекс коррекционно-педагогических мероприятий по предупреждению трудностей адаптации детей-сирот четвертого года жизни с интеллектуальной недостаточностью позволил нормализовать их эмоциональное состояние, поведение, социальную и познавательную активность в новых условиях воспитания.

3. Результаты исследования открывают путь к целому ряду педагогических экспериментов в области проектирования технологий псих о-лого-педагогической помощи детям-сиротам раннего и дошкольного возраста с отклонениями в развитии.

ДИНАМИКА УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 5-10 КЛАССОВ

Л.В. Сорокина

Тревожное состояние знакомо каждому человеку. Оно не является изначально неблагоприятным психическим состоянием. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень - это так называемая «полезная» тревожность, а вот отклонение ее в ту или иную сторону приводит к тому, что она становится фактором, дезорганизующим деятельность человека.

Изучение уровня тревожности и ее характера должно стать неотъемлемой частью психологического обследования школьников, так как они учатся строить свое поведение и деятельность. И в связи с этим психологам необходимо отслеживать уровень тревожности у детей и подростков с тем, чтобы не допустить ее переход из адаптивного в неблагоприятное психическое состояние.

Изучение уровня тревожности у средних школьников было осуществлено по тесту Филипса. В тестировании приняли участие учащиеся школы № 31 г. Тамбова с пятого по десятый классы включительно в количестве 230 человек. Тест включает 58 вопросов, на каждый их которых требовалась однозначно ответить «да» или «нет». Результаты проведенного обследования представлены в таблице № 1.

Из всего количества учащихся нормальный уровень тревожности имеют 74 %, соответственно, повышенный уровень у 26 % школьников. Факторы, вызывающие повышенное тревожное состояние, выглядят следующим образом в порядке убывания степени выраженности:

1. страх самовыражения - 27 человек;

2. страх ситуации перед проверкой знаний -27 человек;

3. страх несоответствовать ожиданиям окружающих - 17 человек;

4. низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - 7 человек; общая тревожность в школе - 3 человека.

5. Следует также отметить, что такие факторы тревожности, как развитие социальных контактов (прежде всего со сверстниками) и фрустрация потребности в достижении успеха среди опрошенных не выявились. Возможно, это объясняется:

- социальной однородностью учащихся; достаточной информированностью друг о друге;

- демократическим стилем общения между собой, свойственным данному учебному заведению.

Сюда же можно отнести и высокий профессиональный уровень педагогического коллектива.

Рис. 1. Динамика уровня состояния тревожности у школьников 5-10 классов

Из рис. 1 видно, что наибольшее количество учащихся с повышенным уровнем тревожности приходится на 7-8 классы (7 класс - 27 человек; 8 класс - 13 человек).

По нашим данным, пять учащихся (или 2 % от общего количества диагностированных) имеют высокий показатель личностной тревожности. Это дает основание предполагать у таких детей появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях и особенно, когда это касается оценки их компетентности и престижа. Поведение таких детей имеет следующие особенности:

- очень эмоционально реагируют на сообщение о неудаче;

- хуже работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи;

- высокий самоконтроль;

- высокая самокритичность;

Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с психосоматическими заболеваниями, о чем можно судить по большому количеству пропусков по болезни.

Психологи, находящиеся в тесном контакте с данной категорией детей, должны помочь им найти и развить сильные стороны личности.

Использование физической релаксации и создание эмоциональных образов позволит снять физическое и соматическое напряжение.

Использование списка тревог, составленного самим ребенком, позволит его убедить в том, что они были напрасны.

Таблица 1

Факторы и уровни тревожности у учащихся 5-10 классов

Результат тестирования

№ класса

5 6 7 8 9 10 суммарное значение

Количество учащихся 24 25 50 43 42 46 230

Число несовпадений более 50 % 7 5 25 10 11 5 63

Число несовпадений более 75 % 2 3 5

Общая тревожность 1 2 3

Переживания социального стресса -

Фрустрация потребности в достижении успеха -

Страх самовыражения 3 3 12 7 2 27

Страх ситуации перед проверкой знаний 3 4 5 9 4 2 27

Страх несоответствия ожиданиям окружающих 2 2 8 2 3 17

11изкая физиологическая сопротивляемость стрессу 1 4 1 1 7

I [роблемы и страхи в отношении с учителями 1 1

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОЦЕССА ВЫБОРА И СОСТОЯНИЯ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ В СУИЦИДОГЕНЕЗЕ

А.А. Комлев

Процесс выбора является важнейшим механизмом причинно-следственного развития психической активности человека, пронизывающим всю структурно-динамическую иерархию развития его поведения в качестве ключевого момента в реализации индивидуальной активности, пространственно-временного и энергетического функционирования.

Аутоагрессия понимается как специфическая форма поведения человека, носящая характер результирующей активности, обусловленная психологической, психической и социальной дезадаптацией. Она возникает, как правило, в реально существующей для индивида или же субъективно порожденной им вследствие ограниченной или искаженной апперцепции экстремальной ситуации или состоянии. Аутоагрессия направлена на изменение этих ситуации или состояния путем причинения человеком ущерба своему психическому и физическому здоровью. Радикальной формой аутоагрессии является суицид.

Дезадаптация проявляется в нарушении способности адекватного приспособления (познава-

ния и взаимодействия) с окружающим миром, конфликте и фрустрации внутриличностных потребностей, установок и условий, требований объективной действительности.

Социально-психологическая дезадаптация, являясь детерминантой суицидального поведения, возникает либо в результате неблагоприятного стечения жизненных обстоятельств, либо при субъективной интерпретации человеком жизненных проблем как неразрешимых. По всей видимости, дезадаптация как предиктор суицидоге-неза коррелирует более с индивидуальным психологическим порогом уязвимости личности, нежели со степенью тяжести психотравмирующих факторов.

При наличии в жизни человека кризисной, экстремальной ситуации и/или соответствующего состояния, складывающихся под влиянием психотравмирующих факторов, существуют три общих результирующих конативных способа познавательно-приспособительного взаимодействия с реальностью: (1) попытка изменить реальность

(ситуацию) - направленность вовне (агрессия), (2) попытка изменить себя в сложившейся реальности (ситуации) - направленность на себя (аутоагрессия) и (3) попытка изменить свое отношение (состояние) к сложившейся реальности (ситуации) -конструктивная направленность (компромисс).

Психологическое состояние, в котором выбирается суицид, характеризуясь как кризисное, по критерию испытываемых эмоций может протекать в двух, как минимум, формах:

1. чувства беспомощности, ущербности, отчаяния, непереносимой тоски, личностной катастрофы;

2. безразличие к жизни, утрата интереса к ней и желание из нее уйти.

Синтезирует обе формы, прежде всего, безысходность, субъективно мыслимое отсутствие возможности конструировать свое будущее.

Имея в виду, что суицидогенез, безусловно, включает в себя:

- ситуационный аспект (объективное существование конкретной психотравмирующей ситуации приводит к резкому усилению психофизических нагрузок, к астенизации индивида и, в конце концов, к формированию состояния дезадапта-ционной готовности);

- биологический аспект (необходимость сохранения психофизического гомеостаза и физиологические механизмы осуществления этого процесса на определенной стадии дезадаптации преобразуются из саногенных в патогенные);

- ценностный аспект (психологические ценностные установки, отражая уровень адаптационных возможностей личности, то есть готовность и способность к конструктивному поведению, обусловливают характер результирующей конатив-ной направленности на изменение себя);

- аффективный аспект (эмоциональная сфера, преломляя ситуационно обусловленную активизацию биологического и ценностного аспектов, через аффективную реакцию формирует и отражает субъективную оценку психотравмирующей ситуации, а также степень выраженности психической боли. Характер и знак реакции зависят от стадии развития дезадаптации и индивидуально-психологических особенностей индивида);

- когнитивный аспект (осознавание эмоциональной оценки психотравмирующей ситуации; сужение когнитивной сферы человека, выражающееся в субъективно видимом отсутствии путей разрешения проблемы, кроме единственного - суицида);

- конативный аспект (реализация аутоагрессивной направленности через суицидальное поведение), обратим особое

внимание на когнитивную сферу человека и соответствующий аспект суицидо-генеза.

Данный акцент обусловлен, в частности, тем, что происходящие с человеком на ситуационном, биологическом, ценностном и аффективном уровнях процессы имеют тенденцию быть неосознанными. На когнитивном же уровне процесс осуществляется осознанно, в том числе и процесс выбора итоговой конативной направленности. Однако он может быть осложнен и искажен упомянутой выше неосознанностью процессов на предшествующих уровнях.

Взаимосвязь когнитивной сферы и процесса выбора очевидна: с одной стороны, выбор является основополагающей особенностью способа познания человека, гносеологическим механизмом возникновения воли, с другой, - состояние когнитивной сферы в той или иной степени обусловливает выбор и его реализацию.

Изменения, происходящие с когнитивной сферой человека в суицидогенезе, ведут к ее сужению. Так, современная суицидология описывает исходное положение суицидента следующим образом:

- количество известных ему возможностей разрешения проблемы (возможностей выбора) ограничено или сведено к нулю;

- значимые возможности решений субъективно оцениваются как неэффективные или неприемлемые.

Таким образом, неспособность видеть веер возможностей выбора или расширить его характеризует состояние когнитивной сферы как суженное. В критической точке суицидогенеза выбор происходит, по сути, в плоскости дихотомии «жизнь-смерть».

Попробуем схематически представить процесс выбора в суицидогенезе с учетом состояния когнитивной сферы суицидента.

Итак, психологическая, психическая и социальная дезадаптация способна инициировать суицидальное состояние и выступает детерминантой суицидального поведения. Направленность изменения когнитивной сферы человека в суицидоге-

незе, а именно - ее сужение, ограничивает веер возможностей разрешения суицидогенной ситуации, что непосредственным образом влияет на выбор и характер итоговой конативной направленности. Резкий контраст между пространством

выбора и пространством возможностей в критической точке суицидогенеза одновременно лишает человека свободы выбора и свидетельствует о его несвободе, а также усиливает вероятность выбора суицидального поведения.

ГЕДОНИСТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ В МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЕ КАК ФАКТОР, ВЕДУЩИЙ К ПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

В.В. Смирнов

Стремление к удовольствию и одновременно к избеганию неудовольствия - основные движущие силы человеческого поведения. Здоровые «нормальные» люди стремятся максимизировать удовольствие. Удовольствие - основа всех чувств. Еще Ф. Ницше в книге «Человеческое, слишком человеческое» отмечал, что удовольствие от привычного, от взаимоотношений с другими людьми является источником нравственности.

Последние исследования выявили основные источники удовольствия для молодых людей, которыми являются: успех у представителей противоположного пола, секс, азартные игры, психоактивные вещества.

Главное для них - стремление получить максимальное удовольствие любым (или почти любым) доступным путем: прием психоактивных веществ, физическое насилие, достижение успеха. Оно стало вытеснять в молодежной среде традиционное российское мировоззрение с ценностями общественного блага, труда, учебы, семьи, интернационализма, патриотизма и т. д. Во многом оно оказалось противоположным религиозному сознанию, связанному с верой в Бога, и требованиями строгого соблюдения ряда этических и социальных норм.

Целью нашего исследования является формирование наркотической культуры в связи с ростом гедонистического мировоззрения в молодежной среде.

Такая цель подразумевает решение ряда задач:

1. Выяснение причин потребления наркотиков в местах, постоянно посещаемых людьми.

2. Выявление мест обычно посещаемых подростками, употребляющими наркотические вещества.

3. Выяснение влияния гедонистического сознания на образование, культуру и духовную сферу подростка.

4. Подготовка рекомендаций педагогам, психологам, работникам комиссий по делам несовершеннолетних при работе с детьми из группы риска о вреде потребления психоактивных веществ.

Объектом исследования данной работы являются психолого-педагогические особенности подростков, рассматривавшихся за правонарушения в комиссиях по делам несовершеннолетних и

эпизодически употребляющих наркотические вещества.

Предметом исследования являются условия и процесс коррекции гедонистического мировоззрения молодежи, ведущего к потреблению наркотических веществ.

Теоретико-методологической основой исследования служат идеи 3. Фрейда, Э. Фромма,

С. Грофа, М. Аргайла, В.Н. Мясищева, Л.С. Выготского и других, которые рассматривали природу гедонизма с точки зрения принципа реальности и принципа удовольствия, считая что жизнь человека с детства и до самой старости подчинена борьбе между реальностью и достижением удовольствия.

Методы исследования: теоретический анализ научных источников, анализ документации, кон-тент-анализ, опросы, наблюдения.

База исследования - районные комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних.

В связи с проведенным целенаправленным исследованием в процессе деятельности районных комиссий по делам несовершеннолетних г. Тамбова, нами получен статистически достоверный материал, указывающий на значительный рост потребления подростками наркотиков, алкоголя, токсических веществ. Изучено свыше 1000 протоколов задержанных детей, связанных с гедонистическим мировоззрением в алкогольном и наркотическом опьянении. Большинство из них (62 %) от 14-17 лет были задержаны работниками милиции в местах наибольшей угрозы для спокойного потребления наркотика (подъезды, дворы жилых домов, детские сады, парки отдыха), т. е. в местах, постоянно посещаемых людьми. При выяснении причин потребления психоактивных и психотропных веществ выявлено, что у детей повышается чувство удовольствия от наркотиков. Часть подростков (30 %) была задержана в группах наркоманов в подвалах, притонах, на квартирах.

Девушек от общего числа задержанных подростков по сравнению с юношами всего 20 %.

Потребление алкоголя, наркотиков, сигарет, считают дети, особенно в компании приносит большее удовольствие, чем индивидуальное, по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.