Научная статья на тему 'Динамика уровня тревожности у школьников в 5-10 классов'

Динамика уровня тревожности у школьников в 5-10 классов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
432
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика уровня тревожности у школьников в 5-10 классов»

VI Державинские чтения, 2001

детей: установление эмоционального контакта взрослого с ребенком; организация доступной для каждого малыша игровой деятельности, где решающую роль и фал эмоционально-тактильный контакт.

Результаты эксперимента показали, что применение разработанного комплекса коррскцион-но-педагогических мероприятий по поддержке детей при переходе из одного интернатного учреждения в другое позволило предотвратить выраженную дезадаптацию.

Выводы:

1. Современная практика общественного воспитания детей-сирот, рассматриваемая нами на примере процесса адаптации, свидетельствует об отрыве процесса воспитания от обучения. о доминировании образовательных ценностей над социально-эмоциональным разви-

тием умственно отсталого рсбенка-сироты, что приводит к усугублению проблем его личностного развития.

2. Разработанный и внедренный комплекс коррекционно-педагогических мероприятий по предупреждению трудностей адаптации детей-сирот четвертого года жизни с интеллектуальной недостаточностью позволил нормализовать их эмоциональное состояние, поведение, социальную и познавательную активность в новых условиях воспитания.

3. Результаты исследования открывают путь к целому ряду педагогических экспериментов в области проектирования технологий психо-лого-педагогической помощи детям-сиротам раннего и дошкольного возраста с отклонениями в развитии.

ДИНАМИКА УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 5-10 КЛАССОВ

Л.В. Сорокина

Тревожное состояние знакомо каждому человеку. Оно не является изначально неблагоприятным психическим состоянием. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень - это гак называемая «полезная» тревожность, а вот отклонение ее в ту или иную сторону приводит к тому, что она становится фактором, дезорганизующим деятельность человека.

Изучение уровня тревожности и ее характера должно стать неотъемлемой частью психологического обследования школьников, так как они учатся строить свое поведение и деятельность. И в связи с этим психологам необходимо отслеживать уровень тревожности у детей и подростков с тем, чтобы нс допустить се переход из адаптивного в неблагоприятное психическое состояние.

Изучение уровня тревожности у средних школьников было осуществлено по тесту Филипса. В тестировании приняли участие учащиеся школы № 31 г. Тамбова с пятого по десятый классы включительно в количестве 230 человек. Тест включает 58 вопросов, на каждый их которых требовалась однозначно ответить «да» или «нет». Результаты проведенного обследования представлены в таблице № 1.

Из всего количества учащихся нормальный уровень тревожности имеют 74 %, соответственно, повышенный уровень у 26 % школьников. Факторы, вызывающие повышенное тревожное состояние, выглядят следующим образом в порядке убывания степени выраженности:

1. страх самовыражения - 27 человек;

2. страх ситуации перед проверкой знаний -27 человек;

3. страх несоответствовать ожиданиям окружающих - 17 человек;

4. низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - 7 человек; общая тревожность в школе - 3 человека.

5. Следует также отметить, что такие факторы тревожности, как развитие социальных контактов (прежде всего со сверстниками) и фрустрация потребности в достижении успеха среди опрошенных не выявились. Возможно, это объясняется:

- социальной однородностью учащихся;

- достаточной информированностью друг о друге;

- демократическим стилем общения между собой, свойственным данному учебному заведению.

Сюда же можно отнести и высокий профессиональный уровень педагогического коллектива.

Рис. 1. Динамика уровня состоят гия тревожности у школьников 5-10 классов

Из рис. 1 видно, что наибольшее количество учащихся с повышенным уровнем тревожности приходится на 7-8 классы (7 класс - 27 человек; 8 класс - 13 человек).

По нашим данным, пять учащихся (или 2 % от общего количества диагностированных) имеют высокий показатель личностной тревожности. Это дает основание предполагать у таких детей появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях и особенно, когда это касается оценки их компетентности и престижа. Поведение таких детей имеет следующие особенности:

- очень эмоционально реагируют на сообщение о неудаче;

- хуже работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи;

- высокий самоконтроль;

- высокая самокритичность;

Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с психосоматическими заболеваниями, о чем можно судить по большому количеству пропусков по болезни.

Психологи, находящиеся в тесном контакте с данной категорией детей, должны помочь им найти и развить сильные стороны личности.

Использование физической релаксации и создание эмоциональных образов позволит снять физическое и соматическое напряжение.

Использование списка тревог, составленного самим ребенком, позволит его убедить в том, что они были напрасны.

Таблица 1

Факторы и уровни тревожности у учащихся 5-10 классов

Результат тестирования

№ класса

5 6 7 8 9 10 суммарное значение

Количество учащихся 24 25 50 43 42 46 230

Число несовпадений более 50 % 7 5 25 10 11 5 63

Число несовпадений более 75 % 2 3 5

Общая тревожность 1 2 3

Переживания социального стресса -

Фрустрация потребности в достижении успеха -

Страх самовыражения 3 3 12 7 2 27

Страх ситуации перед проверкой знаний 3 4 5 9 4 2 27

Страх несоответствия ожиданиям окружающих 2 2 8 2 3 17

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 1 4 1 1 7

Проблемы и страхи в отношении с учителями 1 1

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОЦЕССА ВЫБОРА И СОСТОЯНИЯ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ В СУИЦИДОГЕНЕЗЕ

А.А. Комлев

Процесс выбора является важнейшим механизмом причинно-следственного развития психической активности человека, пронизывающим всю струк-турно-динамическую иерархию развития его поведения в качестве ключевого момента в реализации индивидуальной активности, пространственно-временного и энергетического функционирования.

Аутоагрессия понимается как специфическая форма поведения человека, носящая характер результирующей активности, обусловленная психологической, психической и социальной дезадаптацией. Она возникает, как правило, в реально существующей для индивида или же субъективно порожденной им вследствие ограниченной или искаженной апперцепции экстремальной ситуации или состоянии. Аутоагрессия направлена на изменение этих ситуации или состояния путем причинения человеком ущерба своему психическому и физическому здоровью. Радикальной формой аутоагрессии является суицид.

Дезадаптация проявляется в нарушении способности адекватного приспособления (познава-

ния и взаимодействия) с окружающим миром, конфликте и фрустрации внутриличностных потребностей, установок и условий, требований объективной действительности.

Социально-психологическая дезадаптация, являясь детерминантой суицидального поведения, возникает либо в результате неблагоприятного стечения жизненных обстоятельств, либо при субъективной интерпретации человеком жизненных проблем как неразрешимых. По всей видимости, дезадаптация как предиктор суицидоге-неза коррелирует более с индивидуальным психологическим порогом уязвимости личности, нежели со степенью тяжести психотравмирующих факторов.

При наличии в жизни человека кризисной, экстремальной ситуации и/или соответствующего состояния, складывающихся под влиянием психотравмирующих факторов, существуют три общих результирующих конативных способа позна-вательно-приспособительного взаимодействия с реальностью: (1) попытка изменить реальность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.