мя у испытуемых с педофилией достоверно в меньшей степени выражена косвенная агрессия (3,38, в группе без сексуальных девиаций 5,50, и=28,50, при р = 0,001). Они не склонны проявлять свое раздражение, агрессию через какие-либо скрытые действия.
В ходе диагностики тревожности были получены результаты, представленные на рис. 7.
У испытуемых с педофилией достоверно более выражена личностная тревожность (46,43, в группе без сексуальных девиаций 30,91, и=0,10, при р = 0,001). Для них характерна тревожность как устойчивая личностная черта. Большинство ситуация и событий, происходящих с ними, они воспринимают как потенциально опасные, несущие угрозу. Они испытывают чувство тревоги практически постоянно, что обуславливает напряжение, неуверенность в окружающем. Наиболее сложными для них являются ситуации, которые могут угрожать их самооценке. Они нередко чувствуют себя уязвимыми и бессильными.
При этом не выявлено значимых различий по проявлению ситуативной тревожности. На момент тестирования как испытуемые с педофилией, так и испытуемые без сексуальных девиаций продемонстрировали умеренную тревожность (показатели равны 39,57 и 41,64 соответственно).
В целом проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. У испытуемых с педофилией наблюдается специфическое самоотношение в сравнении с личностями без сексуальных
Библиографический список
девиаций. Для них характерны закрытость, внутренняя конфликтность, недостаточная уверенность в себе, неверие в то, что другие люди могут относиться к ним с уважением, недостаточная самоценность и самопринятие, недостаток самоуважения и симпатии к самим себе.
2. Для испытуемых с педофилией характерна менее сформированная антиципационная состоятельность, что проявляется в затруднениях в прогнозировании жизненных событий и ситуаций, движения предметов в пространстве и собственных движений, прогнозировании течения и распределения времени.
3. У испытуемых с педофилией наблюдаются затруднения в социально-психологической адаптации. Для них характерна зависимость от окружающих людей, недостаток социальной активности и уверенности в себе, нерешительность, потребность в руководстве со стороны окружающих.
4. Поведение испытуемых с педофилией в межличностных отношениях характеризуется эгоизмом, подозрительностью, склонностью к подчинению.
5. Испытуемые с педофилией в большей степени склонны к проявлению физической и вербальной агрессии. В то же время для них характерна склонность к чувству вины как проявлению аутоагрессии.
6. У испытуемых наблюдается высокая личностная тревожность как устойчивая черта, обусловливающая их поведение и проявляющаяся в постоянном ожидании неясной угрозы, неуверенности в себе и окружающем мире.
1. Агафонов, A.B. Половые преступления. - М., 2009.
2. Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология: практич. руководство. - М., 2001.
3. Аномальное сексуальное поведение / под ред. A.A. Ткаченко, Г.Е. Веденского. - СПб., 2003.
Bibliography
1. Agafonov, A.B. Polovihe prestupleniya. - M., 2009.
2. Mendelevich, V.D. Klinicheskaya i medicinskaya psikhologiya: praktich. rukovodstvo. - M., 2001.
3. Anomaljnoe seksualjnoe povedenie / pod red. A.A. Tkachenko, G.E. Vedenskogo. - SPb., 2003.
Статья поступила в редакцию 18.09.13
УДК 616.89-008
Pletneva N. V,, Sobolnikov V. V. PSYCHOLOGICAL NATURE OF SUICIDE: THE CONTEXT OF TRANSFORMATION OF PERSONALITY AND DESTRUCTIVE BEHAVIOURMINOR.This article from the perspective of the theory of destructive nature of suicide is considered as the identity of the damaging effects. Analysis of existing approaches creates a conceptual understanding of the background and personality suicides of his behavior with the psychological characteristics of a minor, as well as possible areas of suicide prevention.
Key words: suicide, destructiveness, the transformation of personality, behavior, suicides, a minor.
Н.В. Плетнева, магистр юридической психологии ФГБОУ ВПО НГПУ, г, Новосибирск, E-mail: [email protected]; В.В, Собольников, д-р психол, наук, проф. ФГБОУ ВПО НГПУ, г, Новосибирск,
E-mail: vsobolnikovis@gmail. com
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА СУИЦИДА: КОНТЕКСТ ДЕСТРУКТИВНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО
В статье с позиции теории деструктивности рассматривается природа суицида как разрушающего личность явления. Анализ существующих подходов создает концептуальные предпосылки понимания личности суици-дента и его поведения с учетом психологических особенностей несовершеннолетнего, а также возможных направлений профилактики суицида.
Ключевые слова: суицид, деструктивность, трансформация личности, поведение суицидента, несовершеннолетний.
Современное российское общество характеризуется значительным уровнем деструктивности, широкий спектр проявления которой приводит к разрушению психологического здоровья не только отдельных индивидов, но и определенных социальных групп. Одной из такого рода персональных деструкций является трансформация личности суицидента и его суицидное поведение [1, с. 111-140]. Так, по данным Росстата, если фактов суицида в России было зафиксировано в 2010 г. - 23,4; то в 2011 - 21,8; а в 2012 - 22,9 случая на 100 тысяч населения. Очевидно, Россия сохраняет свое положение в группе стран с высоким уровнем
самоубийств. При этом особенностью суицидального поведения является его проявление в подростковой среде. По данным Следственного комитета РФ, в 2010 году в России «зарегистрировано 798 случаев самоубийств несовершеннолетних, в 2011 - 896, в первом полугодии 2012 - уже 532 случая. Судя по темпам роста, к концу года цифра детских смертей перевалит за тысячу» [2]. Значительный рост суицида связан с неразработанностью ряда проблем теоретико-прикладного плана и отсутствием эффективной системы профилактики суицидального поведения, что обусловливает актуальность нашего исследования.
Результаты антропологических исследований в начале двадцатого века показывают, что первые самоубийства были совершены в древнейшие времена. Однако впервые термин «суицид» был введен в научный оборот в 17 веке, а суицидология как наука заявила о себе в начале 20 века. Изучение специальной литературы по суицидологи вскрывает различные походы к понятию суицида Однако, но не вдаваясь в их анализ в качестве рабочего возможно его понимание как «акта самоубийства, совершаемого в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания; осознанный акт самоустранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь как высшая ценность теряет смысл» [3, с. 641]. Но более важным для нашего анализа представляется система взглядов и понимание исследователей такого деструктивного явления как суицид. Известно, что течение ряда столетий ученые стремились дать теоретическое обоснование суицидальному поведению. Однако единой теории, объясняющей природу суицида, до настоящего времени нет.
В специальной литературе среди множества подходов выделяют три основных концепции суицида: психопатологическая, социологическая и психологическая [4]. Так, психопатологическая концепция исходит из положения о том, что все самоубийцы — душевнобольные люди, а суицидальные действия — результат проявления острых или хронических психических расстройств. Более того, суицидальные действия представляют собой одну из форм проявлений психических заболеваний. Социологическая концепция представляет суицид в контексте взаимоотношений индивида с социальной средой. Феномен самоубийства рассматривается односторонне и как зависимое от общественных процессов, явление. При этом не учитываются особенности личности суицидента, а также возможность наличия у него психопатологических проявлений. Последний подход представлен психологической концепцией. Строго говоря, существует определенный спектр психологических теорий, объясняющих суицидальное поведение (психоаналитическая, мотивационная, клинико-психологическая и когнитивно-поведенческая). В частности,
- психоаналитическая концепция объясняет суицид как результат трансформации деструктивных психологических сил на самого себя в силу присущего человеку инстинкта смерти;
- мотивационной концепции рассматривает суицид как порождение душевной болью, возникающей из-за фрустрации психологических потребностей;
- когнитивно-поведенческая концепция объясняет суицид как вариант общеповеденческих реакций, возникающих в ситуациях жизненного кризиса и характеризующийся осознанным желанием покончить с собой;
- клинико- психологическая концепция исследует суицид как результат социально-психологической дезадаптации, когда суицидогенный конфликт запускает механизм развития социально-психологической дезадаптации.
Актуализация проблем исследования суицида в настоящее время связана с пониманием деструктивности [1] этого явления и попыткой определения дальнейших путей ее развития в новых условиях. Очевидно, негативные последствия современной цивилизации и, сопутствующих ей проявлений (алкоголизм, наркотики, наличие информации в Интернете о призывах к суициду, способах его совершения и т.д.) во многом определяют методологический инструментарий. В последние годы появились исследования, формирующие новые нейро-когнитивные и биохимические концепции суицидогенеза, где вводится понятие т.н. «суицидального мозга». Считается, что определенные мозговые структуры обусловливают формирование личностно-зависимых характеристик и развитие суицидальных действий. В последних нейропсихологических исследованиях выделяют социально-когнитивные процессы, связанные с суицидальным поведением. Данный компонент суицидальных действий локализуется во фронтальной и темпоральной зонах головного мозга и реализуется через 5НТ(1А) и норадреналовые нейротрансмиттеры. Некоторые исследования показывают связь суицидального поведения с недостаточностью 5-НТ(2А) рецепторов в префронталь-ной коре головного мозга, что положительно коррелирует с вы-
Библиографический список
соким уровнем безнадежности. Особый интерес представляют последние данные о состоянии когнитивных функций у лиц с суицидальными проявлениями и трех базовых отличительных признака депрессивных пациентов (чувствительность к событиям, которые сигнализируют о поражении или неудаче, чувство охваченности неспособностью разрешить проблемы и когнитивные нарушения обусловившие снятие защиты от безнадежности). Сохраняет свою актуальность и психопатологическая концепция развития суицида, в которой ведущую роль в формировании суицидальных проявлений отведена психопатологической симптоматике. Известно, что вероятность совершения самоубийства для всей популяции психически больных составляет 10-15%. Наиболее часто с суицидальным поведением ассоциируются депрессия, шизофрения, расстройство личности и злоупотребление психоактивными веществами.
Анализ существующих подходов подводит к выводу, что в настоящее время просматривается новый интегративно-эклектический подход в понимании личности суицидента и его поведения. Такой подход включает критическую рефлексию интегрированного, эклектику различных подходов, логик и средств при сохранении их автономности. В итоге, снимается потребность поиска единой концепции суицида в психологической науке, а понимание сущности суицида, трансформации личности суи-цидента и его поведения приобретает, на наш взгляд, «вероятностный» характер, поскольку ее элементами могут стать теоретические положения плюралистической психологии позволяющие провести эффективный многоплоскостной и разновекторный анализ.
В контексте изложенного, большинство психологов отграничивают причины суицидов взрослых и несовершеннолетних. Так, если у взрослых - это общественно-экономические факторы, социальные и бытовые стрессы, то у подростков - это процессы, связанные с отношениями в семье и школе, со сверстниками. Следовательно, коренной причиной суицида несовершеннолетних является непонимание их как взрослыми, так и сверстниками, а также жестокое, несправедливое, бездушное или бестактное к ним отношение. По данным Генеральной Прокуратуры РФ, 62% всех суицидов несовершеннолетних вызвано именно этими причинами [1]. Поэтому, неслучайно ряд исследователей [5] выделяет у подростков-суицидентов эмоциональную неустойчивость, повышенную внушаемость, некоторую несамостоятельность мышления, зависимость от мнения окружающих, стремление строить свое поведение по определенному образцу и т.д. На основании анализа характера поведения суициден-тов, выделяется типология личности несовершеннолетних (эмоциональный, депрессивный, агрессивный и истерический), имеющих повышенный суицидальный риск. В этом плане, необходим учет физиологических особенностей подросткового периода, что объясняет повышенную импульсивность, приводящую к эмоциональным стрессам и депрессии [6]. При этом, суицидальное влечение приводящее к «пубертатному» суициду (1415 лет) начинает формироваться с 11-летнего возраста. Большинство исследователей полагает, что подростки смерть воспринимают как реальное явление, но маловероятное для себя. По этой причине, «суицид» и «суицидальное поведение» является проявлением позиций их жизненной неустойчивости при отсутствии навыков социального совладания со стрессом и депрессией. Причины суицидов в подростковом возрасте (несфор-мированное понимание смерти, ощущение ненужности и депрессии, половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям, дисгармония в семье, саморазрушающее поведение в виде алкоголизма, наркомании, криминализации личности, реакция протеста и др.) по сути, приобретают статус одной из моделей девиантного поведения. Несовершеннолетний подобным образом отказывается от окружающего мира, и пытается привлечь к себе, пусть посмертно, пристальное внимание.
Психологический анализ личности суицидента [7] позволяет выявить травмированные ее части, обнаружить т.н. антисуи-цидные механизмы и включить технологию их запуска. Глубокое психолого-педагогической воздействие с опорой на чувство собственного достоинства, гордость, совесть, стыдливость, ответственность и др. может позволить несовершеннолетнему возродить жизненный смысл или сконструировать новый.
1. Собольников, В.В. Деструктивная трансформация личности и поведения мигрантов // Антропология деструктивности: монография. -Екатеринбург, 2012.
2. Козлова, Н. Я ухожу от вас. В России резко возросло число детских самоубийств // Российская газета. - 2013 [Э/р]. - Р/д: http:// www.rg.ru/2012/10/24/deti.html
3. Шапарь, В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ.ред. В.Б. Шапаря. - Ростов-на-Дону, 2005.
4. Алиев, И.А. Актуальные проблемы суицидологии. - Баку, 1987; Дюркгейм, Э. Самоубийство. Социологический этюд. - М., 1994;
Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983; Coccaro. E.F., Siever L.J., Klar H.M etal. Serotoninergic studies inpacients with affective and personality disorders // Arch.Gen. Psychiatry, 1989; Gerra G., Zaimovic P. еt al. Neototransmitter-neuroendocrine responses to experimentally induced aggression in humans: influence of personality variable // Psychiatry Research, 1997 и др.
5. Амбрумова, А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика // Психологический журнал. -1985. - № 6; Вроно, Е.М.
Суицидология в России - немного истории // Журнал профилактической психологии и психоанализа. - М. - 2001. - № 1-2; Вроно, Е.М. О возрастном своеобразии аутоагрессивного поведения у психически здоровых подростков / Е.М. Вроно, Н.А. Ратинова // Сравнительно-возрастные исследования в суицидологии: сб. научн. трудов. - М., - 1989 и др.
6. Ульмер, Г. Физиология человека / Г. Ульмер, К. Брюк, Ф. Вальдек [и др.]. - М., 2005. - Т. 4.
7. Собольников, В.В. Когнитивные деструкции студентов в современном образовательном пространстве // Профессиональное образование в современном мире. - 2013. - № 1(8); Sobolnikov, V.V. Destructive behavior and psycho-correction problems // Psycological and pedagodical technologies in the contex of innovative processes in medicine and education: materials from International Multidiscipinary theoretical and practical Conference (29 April-7 maj 2013, Kemer, Turkey / Edited by Chukhrova M.G. - Njvjsibirsk, 2013.
Bibliography
1. Soboljnikov, V.V. Destruktivnaya transformaciya lichnosti i povedeniya migrantov // Antropologiya destruktivnosti: monografiya. - Ekaterinburg, 2012.
2. Kozlova, N. Ya ukhozhu ot vas. V Rossii rezko vozroslo chislo detskikh samoubiyjstv // Rossiyjskaya gazeta. - 2013 [Eh/r]. - R/d: http:// www.rg.ru/2012/10/24/deti.html
3. Shaparj, V.B. Noveyjshiyj psikhologicheskiyj slovarj / V.B. Shaparj, V.E. Rossokha, O.V. Shaparj; pod obth.red. V.B. Shaparya. - Rostov-na-
Donu, 2005.
4. Aliev, I.A. Aktualjnihe problemih suicidologii. - Baku, 1987; Dyurkgeyjm, Eh. Samoubiyjstvo. Sociologicheskiyj ehtyud. - M., 1994; Lichko,
A.E. Psikhopatii i akcentuacii kharaktera u podrostkov. - L., 1983; Coccaro. E.F., Siever L.J., Klar H.M etal. Serotoninergic studies inpacients with affective and personality disorders // Arch.Gen. Psychiatry, 1989; Gerra G., Zaimovic P. et al. Neototransmitter-neuroendocrine responses to experimentally induced aggression in humans: influence of personality variable // Psychiatry Research, 1997 i dr.
5. Ambrumova, A.G. Analiz sostoyaniyj psikhologicheskogo krizisa i ikh dinamika // Psikhologicheskiyj zhurnal. -1985. - № 6; Vrono, E.M.
Suicidologiya v Rossii - nemnogo istorii // Zhurnal profilakticheskoyj psikhologii i psikhoanaliza. - M. - 2001. - № 1-2; Vrono, E.M.
O vozrastnom svoeobrazii autoagressivnogo povedeniya u psikhicheski zdorovihkh podrostkov / E.M. Vrono, N.A. Ratinova // Sravniteljno-
vozrastnihe issledovaniya v suicidologii: sb. nauchn. trudov. - M., - 1989 i dr.
6. Uljmer, G. Fiziologiya cheloveka / G. Uljmer, K. Bryuk, F. Valjdek [i dr.]. - M., 2005. - T. 4.
7. Soboljnikov, V.V. Kognitivnihe destrukcii studentov v sovremennom obrazovateljnom prostranstve // Professionaljnoe obrazovanie
v sovremennom mire. - 2013. - № 1(8); Sobolnikov, V.V. Destructive behavior and psycho-correction problems // Psycological and pedagodical
technologies in the contex of innovative processes in medicine and education: materials from International Multidiscipinary theoretical and
practical Conference (29 April-7 maj 2013, Kemer, Turkey / Edited by Chukhrova M.G. - Njvjsibirsk, 2013.
Статья поступила в редакцию 18.09.13
УДК 87.347
Sobolnikov V. V, Yurchenko Y.B. ROBBERY AS A DESTRUCTIV: THE SOCIAL-PSYHOLOGICAL ANALISIS. The
article reveals the approaches to the analysis of robbery as a destructive phenomenon. The author's approach to the study of the personality of the juvenile delinquent, and the results of experimental work. Identified some of the premises of the psycho-correction.
Key words: robbery, a destructive phenomenon, destructive personality, destructive behavior.
В.В. Ссбсльниксв, д-р психол. наук, проф. ФГБОУ ВПО НГПУ, г. Новосибирск,
E-mail: [email protected]; Ю.Б. Юрченко, магистр юридической психологии ФГБОУ ВПО НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
РАЗБОЙ КАК ДЕСТРУКТИВНЫЙ ФЕНОМЕН: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Статья раскрывает подходы к анализу разбоя как деструктивного феномена. Предложен авторский подход к изучению личности несовершеннолетнего преступника, а также результаты экспериментальных работ. Определены некоторые предпосылки проведения психокоррекции.
Ключевые слова: разбой, деструктивный феномен, деструктивная личность, деструктивное поведение.
Значительный рост насильственной преступности в целях хищения чужого имущества, совершаемого с применением насилия, опасного для жизни и здоровья граждан, либо с угрозой применения такого насилия свидетельствует о криминальной активности населения России. Так, если в 1985 году было совершено 8264 преступлений связанных с разбоем, то в 1999 - 41135. В последующие годы наблюдается некоторое снижение (2000 г.
- 39337; 2010 г. - 30085; 2011 г. - 23994) их уровня. Однако опрос экспертов показал не только высоколатентность данного вида преступлений, но и слабую эффективность деятельности полиции. Общество озабочено складывающейся ситуацией и особенно ростом несовершеннолетней преступности. Недостаточная эффективность принимаемых социально-педагогических и правовых мер превенции лиц склонных к разбойному поведению актуализирует данную проблему, с одной стороны и повышает значимость исследования разбоя как деструктивного феномена, с другой.
Разбой как правовая категория раскрывается через такие психологические термины как нападение, насилие опасное для жизни, угроза и т.д. и поглощается общим термином - деструктивность. При этом под деструктивностью понимается действия связанные с разрушением, уничтожением и т.д. [1, с. 177]. Деструктивность, по З. Фрейду, свойственна всем людям [2]. Ф. Ницше воспринимает ее как самостоятельную и абсолютную ценность, что в приложении к правовой реальности становится основой для формирования преступности [3]. Законченный вид концепция деструктивности приобретает у представителей Франкфуртской школы, которыми социальная деструкция понимается как процесс подавления свободы индивида. Однако наибольший интерес представляют воззрения И.А. Ильина, который рассматривает государство в качестве фактора противостоящего деструкции [4, с. 376-277]. Носителем деструкции является, по его мнению, человек, его душевная организация, в рамках которой живет «склонность и страстное тяготение к разнузданию