Научная статья на тему 'Гедонистическое мировоззрение в молодежной субкультуре как фактор, ведущий к потреблению наркотических веществ'

Гедонистическое мировоззрение в молодежной субкультуре как фактор, ведущий к потреблению наркотических веществ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1386
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гедонистическое мировоззрение в молодежной субкультуре как фактор, ведущий к потреблению наркотических веществ»

незе, а именно - ее сужение, ограничивает веер возможностей разрешения суицидогенной ситуации, что непосредственным образом влияет на выбор и характер итоговой конативной направленности. Резкий контраст между пространством

выбора и пространством возможностей в критической точке суицидогенеза одновременно лишает человека свободы выбора и свидетельствует о его несвободе, а также усиливает вероятность выбора суицидального поведения.

ГЕДОНИСТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ В МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЕ КАК ФАКТОР, ВЕДУЩИЙ К ПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

В.В. Смирнов

Стремление к удовольствию и одновременно к избеганию неудовольствия - основные движущие силы человеческого поведения. Здоровые «нормальные» люди стремятся максимизировать удовольствие. Удовольствие - основа всех чувств. Еще Ф. Ницше в книге «Человеческое, слишком человеческое» отмечал, что удовольствие от привычного, от взаимоотношений с другими людьми является источником нравственности.

Последние исследования выявили основные источники удовольствия для молодых людей, которыми являются: успех у представителей противоположного пола, секс, азартные игры, психоактивные вещества.

Главное для них - стремление получить максимальное удовольствие любым (или почти любым) доступным путем: прием психоактивных веществ, физическое насилие, достижение успеха. Оно стало вытеснять в молодежной среде традиционное российское мировоззрение с ценностями общественного блага, труда, учебы, семьи, интернационализма, патриотизма и т. д. Во многом оно оказалось противоположным религиозному сознанию, связанному с верой в Бога, и требованиями строгого соблюдения ряда этических и социальных норм.

Целью нашего исследования является формирование наркотической культуры в связи с ростом гедонистического мировоззрения в молодежной среде.

Такая цель подразумевает решение ряда задач:

1. Выяснение причин потребления наркотиков в местах, постоянно посещаемых людьми.

2. Выявление мест обычно посещаемых подростками, упогребляющими наркотические вещества.

3. Выяснение влияния гедонистического сознания на образование, культуру и духовную сферу подростка.

4. Подготовка рекомендаций педагогам, психологам, работникам комиссий по делам несовершеннолетних при работе с детьми из группы риска о вреде потребления психоактивных веществ.

Объектом исследования данной работы являются психолого-педагогические особенности подростков, рассматривавшихся за правонарушения в комиссиях по делам несовершеннолетних и

эпизодически употребляющих наркотические вещества.

Предметом исследования являются условия и процесс коррекции гедонистического мировоззрения молодежи, ведущего к потреблению наркотических веществ.

Теоретико-методологической основой исследования служат идеи 3. Фрейда, Э. Фромма,

С. Грофа, М. Аргайла, В.Н. Мясищева, Л.С. Выготского и других, которые рассматривали природу гедонизма с точки зрения принципа реальности и принципа удовольствия, считая что жизнь человека с детства и до самой старости подчинена борьбе между реальностью и достижением удовольствия.

Методы исследования: теоретический анализ научных источников, анализ документации, кон-тент-анализ, опросы, наблюдения.

База исследования - районные комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних.

В связи с проведенным целенаправленным исследованием в процессе деятельности районных комиссий по делам несовершеннолетних г. Тамбова, нами получен статистически достоверный материал, указывающий на значительный рост потребления подростками наркотиков, алкоголя, токсических веществ. Изучено свыше 1000 протоколов задержанных детей, связанных с гедонистическим мировоззрением в алкогольном и наркотическом опьянении. Большинство из них (62 %) от 14-17 лет были задержаны работниками милиции в местах наибольшей угрозы для спокойного потребления наркотика (подъезды, дворы жилых домов, детские сады, парки отдыха), т. е. в местах, постоянно посещаемых людьми. При выяснении причин потребления психоактивных и психотропных веществ выявлено, что у детей повышается чувство удовольствия от наркотиков. Часть подростков (30 %) была задержана в группах наркоманов в подвалах, притонах, на квартирах.

Девушек от общего числа задержанных подростков по сравнению с юношами всего 20 %.

Потребление алкоголя, наркотиков, сигарет, считают дети, особенно в компании приносит большее удовольствие, чем индивидуальное, по-

тому что происходит психическое «заражение» подростка общим настроем группы.

Нас интересовал вопрос: «Какая успеваемость таких подростков в учебной деятельности в школе?» В результате анализа дневников и журналов успеваемости установлено, что у подростков, употребляющих наркотические вещества, наблюдаются значительные отставания в учебе. В комиссиях по делам несовершеннолетних эта тенденция хорошо прослеживается. Подросток, начавший употреблять психоактивные вещества, постепенно начинает деградировать и из успевающего в учебе становится неуспевающим, так как начинает пропускать много занятий. Задержанные подростки на вопрос: «Как ты учишься?» отвечают на «3» и «2» - 60 %; а на «3» и «4» - 40 %.

Изучение материалов протоколов задержанных подростков дало следующие данные: 45,5 % подростков обучаются в профессионально-технических училищах, 40,2 % - в общеобразовательных школах, 14,3 % - в высших и средних специальных учебных заведениях. Отмечается разница задержанных подростков и по годам обучения. Учащиеся профессионально-технических училищ задерживались за употребление алкоголя и наркотиков во время обучения на старших, 2-3 курсах - 30 %, студенты высших и средних специальных учебных заведений на 1-2 курсах - 14,2 %.

Как видно из данных, в комиссии по делам несовершеннолетних попадают в основном учащиеся профтехучилищ и школ. Возрастные особенности среди данной категории подростков следующие: учащимся профтехучилищ 2-3 курса, как правило 16-17 лет и студентам 1-го курса института также 16-17 лет, т. е. начало проб наркотиков студентов и учащихся ПТУ совпадает по возрасту и не совсем зависит от учебного заведения.

В момент потребления подростками наркотических веществ нарушается процесс социализации, ухудшаются еще не сформировавшиеся коммуникативные навыки. Все эти изменения, происходящие с подростками, затрагивают не только их мировоззрение, поведение, но и духов-но-культурную сферу. Как правило, данная категория молодежи заполняет свой досуг общением в дворовых компаниях, в группах наркоманов, на «кислотных» дискотеках, где танцы под светомузыку и в полумраке сопровождаются потреблением психоактивных веществ.

Культивируемый рядом молодежных движений гедонистический принцип: «Удовлетворение потребностей здесь и теперь», - носит инфантильно регрессивный характер, он препятствует социализации, взрослению, сближению подростков с родителями, а в ряде случаев способствует приобщению к злоупотреблению психоактивными веществами.

Духовная сфера наркомана очень ограничена, основным мотивом деятельности для него является поиск наркотика на каждый день. Ценностью, как отмечают подростки, для них является «доза». Если говорить об эмоционально-ду-

ховной стороне подростка, употребляющего психоактивные вещества, то она сводится к приему наркотика и переживаниям кайфа. Это ощущение эйфории, тепла, полета сознания, ухода от повседневных проблем, обретения на время «смысла жизни» и многое другое. Для таких подростков значимыми ценностями являются:

1. Люди, у которых можно купить наркотик.

2. Люди, у которых можно употребить наркотик.

3. Компания, в которой можно сопереживать наслаждение от наркотика.

4. Сленг наркотической субкультуры.

Подросток, попадая в неформальную группу,

погружается в мир субкультурных историй, повествующих о тюрьмах, психиатрических больницах, самоубийствах. Это сдвигает в его сознании шкалу значимостей, и то, что раньше пугало, удерживало его в границах норм, побуждало учиться, считаться с мнением родителей, на фоне «новой жизни» с ее ужасами, отходит на второй план и теряет значимость. Субкультурный мир криминальной молодежи все больше затягивает подростка от нормальных социальных институтов.

На основании результатов проведенного исследования нами была составлена для родителей и педагогов школ и ПТУ карта-памятка психологического портрета подростков, употребляющих наркотические вещества. В памятке даны рекомендации по определению внешних признаков, критериев, а также симптомов употребляющих наркотики. Внимание родителей по отношению к детям должно сосредотачиваться на их поведении и психологических особенностях. Если у ребенка замечено неадекватное поведение, не характерное для него, то это может свидетельствовать о начале проб наркотиков и токсических веществ. Во время проведения профилактических мероприятий (беседы, лекции, показ видеофильмов) в школах, ПТУ, техникумах «памятки» были распространены между родителями и педагогами средних учебных заведений.

Результаты не заставили сказаться. Так, в течение года проведения профилактических работ в школах, на родительских собраниях о вреде потребления наркотиков среди подростков число детей, задержанных в алкогольном и наркотическом опьянении, сократилось на 10 % от 1000 подростков. Тем не менее, данная негативная тенденция, к сожалению, имеет место, и поэтому профилактическая деятельность в работе с подростками нужна с подлинно научных позиций, со знанием психофизиологических особенностей и закономерностей формирования их жизненного мировоззрения.

1. Лргайл М. Психология счастья. М., 1990.

2. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. Л.Л. Бодалева. М.; Воронеж, 1995.

3. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия // Психология бессознательного. М., 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.