Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОЦЕССА СЕПАРАЦИИ И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОЦЕССА СЕПАРАЦИИ И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
194
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕПАРАЦИЯ / СЕПАРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / МАТЬ / РЕБЕНОК / КОММУНИКАЦИЯ / ПОТРЕБНОСТЬ / ФРУСТРАЦИЯ / СЛИЯНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мелихова Виктория Игоревна, Слюсарева Елена Сергеевна

Данная статья является результатом теоретического анализа и эмпирического исследования речевого развития ребенка и сепарационного процесса как фактора, влияющего на развитие речи. Сепарация является процессом отделения ребенка от родителей и развития самостоятельной личности. Ощущение ребенком своей отдельности, желание заявить о себе, своих нуждах создает у ребенка потребность в овладении речью. Для своевременной сепарации ребенка необходимо благоприятное течение предыдущих этапов сепарационного процесса: аутистической и симбиотической стадии. Они создают фундамент для дальнейшего развития ребенка. В ходе исследования установлено, что сложности в сепарационном процессе оказывают влияние на развитие речи. Нарушения сепарационного процесса могут быть вызваны как ранней сепарацией, так и ее отсутствием или задержкой. Установив связь между сепарацией и речевым развитием, можно оказывать влияние на развитие речи ребенка, наблюдая за сепарационным процессом. В статье приводятся результаты исследования, в ходе которого получены данные о факторах, влияющих на сепарационный процесс: биологических и социальных. Полученные в исследовании данные будут способствовать улучшению детско-родительских отношений, течению сепарационного процесса и, как следствие - благоприятному развитию речи ребенка раннего возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN THE SEPARATION PROCESS AND THE SPEECH DEVELOPMENT OF AN EARLY CHILD

This article is the result of a theoretical analysis and empirical study of the child's speech development and the separation process as a factor influencing the development of speech. Separation is the process of separating a child from its parents and developing an independent personality. The child's feeling of his individuality, the desire to express himself, his needs creates in the child the need to master speech. For the timely separation of a child, a favorable course of the previous stages of the separation process is necessary: the autistic and symbiotic stages. They create the foundation for the further development of the child. The study found that the difficulties in the separation process affect the development of speech. Disturbances in the separation process can be caused by both early separation and its absence or delay. Having established a connection between separation and speech development, it is possible to influence the development of a child's speech by observing the separation process. The article presents the results of the study, during which data were obtained on the factors influencing the separation process: biological and social. The data obtained in the study will contribute to the improvement of parent-child relations, the course of the separation process and, as a result, the favorable development of the speech of a young child.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОЦЕССА СЕПАРАЦИИ И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Выводы. Реализация «сквозной» модели психолого-педагогического сопровождения будущих педагогов, начиная с учащихся педагогических классов и заканчивая молодыми специалистами позволит удовлетворить потребность образовательных организаций в профессионально мотивированных, компетентных педагогических кадрах.

Проведение профориентационной диагностики и индивидуального консультирования, обучение в педагогических классах, организация профессиональных «проб» позволит поступающим в педагогический вуз юношам и девушкам совершить осознанный выбор профессии «Педагог».

Преимущество второго этапа проекта будет заключаться в формировании высокой учебной и профессиональной мотивации студентов педагогического вуза, в приобретении опыта педагогической деятельности в рамках участия в различных профессиональных конкурсах, в формировании готовности к самостоятельной профессионально-педагогической деятельности.

Психолого-педагогическое сопровождение выпускников педагогического вуза на третьем этапе реализации «сквозной» модели направлено на успешную адаптацию, дальнейшую профессионализацию молодых педагогов, обеспечивающую их гармоничное вхождение в профессию и профессиональное саморазвитие.

Высокий уровень подготовки молодых педагогов возможен только в условиях целенаправленного «сквозного» психолого-педагогического сопровождения их профессионального становления в школах, вузах, учреждениях образования, выступающих в роли работодателей. В связи с тем, что в 2023 году в России будут отмечать 200-летие Константина Дмитриевича Ушинского, одного из основателей российской педагогики, 25 августа, в ходе онлайн-встречи с учителями и школьниками Президент Российской Федерации В.В. Путин предложил объявить 2023 год в России Годом педагога.

Литература:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 25.09.2021).

2. Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по открытию классов «психолого-педагогической направленности» в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования / Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций» от 30.03.2021 г. N ВБ-511/08. - Режим доступа: https://sowy.ru/rekomendacii-dlja-shkol-po-otkrytiju-klassov-psihologo-pedagogicheskoj-napravlennosti/ (дата обращения: 29.09.2021).

3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ от 04.02.2010 г. N Пр.-271). - Режим доступа: http://base.garant.ru/6744437/ (дата обращения: 25.09.2021).

4. Белогуров А.Ю. Модернизация процесса подготовки педагога в контексте инновационного развития общества: Монография. - М.: МАКС Пресс, 2016. - 116 с.

5. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М: Академия, 2006. - 240 с.

6. Рыльский О.Н. Дифференцированный подход в профессиональной подготовке будущих педагогов физической культуры // Известия Саратовского университета. - 2012. - № 3. - С. 109-112.

7. Шмелев А.Г., Серебряков А.Г., Кононова В.Н., Алтухов В.В., Иванова О.Н. Прогностическая валидность психодиагностической методики «Профориентатор» (по материалам отсроченного анкетирования) [Электронный ресурс] // Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии». - Режим доступа: https://proforientator.ru/publications/articles/kompyuternyy-diagnosticheskiy-kompleks-proforientator-rezultaty-issledovaniya-prognosticheskoy-valid.html (дата обращения: 21.09.2021).

Психология

УДК 370

аспирант Мелихова Виктория Игоревна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Старвополь); кандидат психологических наук, доцент Слюсарева Елена Сергеевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Старвополь)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОЦЕССА СЕПАРАЦИИ И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Данная статья является результатом теоретического анализа и эмпирического исследования речевого развития ребенка и сепарационного процесса как фактора, влияющего на развитие речи. Сепарация является процессом отделения ребенка от родителей и развития самостоятельной личности. Ощущение ребенком своей отдельности, желание заявить о себе, своих нуждах создает у ребенка потребность в овладении речью. Для своевременной сепарации ребенка необходимо благоприятное течение предыдущих этапов сепарационного процесса: аутистической и симбиотической стадии. Они создают фундамент для дальнейшего развития ребенка. В ходе исследования установлено, что сложности в сепарационном процессе оказывают влияние на развитие речи. Нарушения сепарационного процесса могут быть вызваны как ранней сепарацией, так и ее отсутствием или задержкой. Установив связь между сепарацией и речевым развитием, можно оказывать влияние на развитие речи ребенка, наблюдая за сепарационным процессом. В статье приводятся результаты исследования, в ходе которого получены данные о факторах, влияющих на сепарационный процесс: биологических и социальных. Полученные в исследовании данные будут способствовать улучшению детско-родительских отношений, течению сепарационного процесса и, как следствие - благоприятному развитию речи ребенка раннего возраста.

Ключевые слова: сепарация, сепарационный процесс, речевое развитие, детско-родительские отношения, мать, ребенок, коммуникация, потребность, фрустрация, слияние.

Annotation. This article is the result of a theoretical analysis and empirical study of the child's speech development and the separation process as a factor influencing the development of speech. Separation is the process of separating a child from its parents and developing an independent personality. The child's feeling of his individuality, the desire to express himself, his needs creates in the child the need to master speech. For the timely separation of a child, a favorable course of the previous stages of the separation process is necessary: the autistic and symbiotic stages. They create the foundation for the further development of the child. The study found that the difficulties in the separation process affect the development of speech. Disturbances in the separation process can be caused by both early separation and its absence or delay. Having established a connection between separation and speech development, it is possible to influence the development of a child's speech by observing the separation process. The article presents the results of the study, during which data were obtained on the factors influencing the separation process: biological and social. The

data obtained in the study will contribute to the improvement of parent-child relations, the course of the séparation process and, as a result, the favorable development of the speech of a young child.

Key words: separation, separation process, speech development, parent-child relationship, mother, child, communication, need, frustration, fusion.

Введение. Актуальность исследования речевого развития ребенка обусловлена возрастающими сложностями в данной области развития детей. Согласно статистике Службы ранней помощи ГБОУ «Краевой психологический центр» из 781 семьи, обратившейся за психолого-педагогической помощью с марта 2018 года по декабрь 2022 года, в 572 случаях запрос связан с проблемами речевого развития ребенка, что составляет 85% от числа всех обратившихся.

На речевое развитие ребенка влияют разнообразные факторы: биологические, социальные, психологические, педагогические. Сегодня большинство исследований посвящено влиянию органических изменений, неврологических диагнозов, уделяется большое внимание педагогическим и логопедическим аспектам работы с нарушениями в развитии речи. Психологическим факторам, которые, на наш взгляд, оказывают не меньшее, а в некоторых случаях решающее влияние на речевое развитие речи, уделяется недостаточно внимания.

В российской психологической науке (Разенкова Ю.А., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Лисина М.И., Смирнова Л.Н.) и психоаналитических теориях (Фрейд З., Фрейд А., Кляйн М., Боулби Дж., Винникотт Д., Бион У.), рассматривается влияние взрослого на благополучное развитие ребенка, но не поднимается вопрос о взаимосвязи психологических факторов и речевого развития. Вопрос сепарации раскрыт в психоаналитических концепциях (Малер М., Фонда П., Винникотт Д.). Однако зависимость между благополучным течением сепарационного процесса и речевым развитием ребенка не установлена и научно не доказана.

Цель данного исследования - теоретически обосновать и экспериментально выявить связь между сепарационным процессом и речевым развитием ребенка. Объект исследования - речевое развитие ребенка раннего возраста. Предмет исследования - взаимосвязь между сепарацией и речевым развитием ребенка.

Гипотеза исследования: сепарационный процесс оказывает влияние на речевое развитие ребенка. Это проявляется в том, что ранняя сепарация или ее отсутствие в возрасте, соответствующем стадии сепарации-индивидуации (М.Малер), а также нарушения детско-родительских отношений на предшествующих ей стадиях влекут за собой задержку речевого развития.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют исследования российских ученых (Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Ю.А. Разенковой, М.И. Лисиной) и концепции представителей психоаналитического направления (М. Малер, М. Кляйн, Д. Винникотта, У. Биона, П. Фонда, Ж-М. Кинодо). Эмпирическая база исследования - Служба ранней помощи ГБОУ «Краевой психологический центр» г.Ставрополь. В исследовании приняли участие 50 родителей детей раннего и младшего дошкольного возраста (от 1,5 до 4 лет); 11 пар «мама-ребенок».

Изложение основного материала статьи. Прежде чем устанавливать связь между сепарационным процессом и речевым развитием, рассмотрим точки зрения российских и зарубежных исследователей на речевое развитие ребенка, а также роль близкого взрослого в развитии ребенка. Анализ литературы по проблеме исследования показывает, что сепарационный процесс - это постепенное отделение ребенка от матери и становление самостоятельной личности, который начинается с момента рождения . В нем принимают участие и ребенок, и мать. Это неотделимая часть детско-родительских взаимоотношений.

Л.С. Выготский разрабатывает культурно-историческую концепцию развития речи, согласно которой участники трудового процесса обращались друг к другу с помощью особых звуковых символов, означающих действие, которое необходимо сделать. Человек, услышав эти сигналы, выполнял определенные действия. Затем он стал обращать эти команды на самого себя, в результате чего смог сам организовывать свою деятельность, в том числе и психическую, формировать внутреннее общение с самим собой. Этот процесс превращения межличностных отношений во внутриличностные Л.С. Выготский назвал интериоризацией. В онтогенезе происходит тот же процесс. Взрослый разговаривает с ребенком и с помощью своей речи воздействует на него. Ребенок в процессе развития перенимает манеру общения взрослого с ним, после чего ребенок начинает влиять словом, внутренней речью на себя самого, свои психические функции. Таким образом, внешняя речь переходит во внутреннюю, а элементы общения со взрослым становятся внутренним процессом самого ребенка. [3, С. 381].

Д.В. Эльконин отмечает, что личностное развитие ребенка происходит через воспроизведение отношений со взрослыми в процессе игровой деятельности. Ребенок сталкивается с необходимостью совершать новые действия с предметами, овладевать новым «языком» для того, чтобы быть понятым другими. [11]. Ю.А. Разенкова уделяет большое внимание чувствительности матери к сигналам и потребностям ребенка, когда она видит различные проявления ребенка и реагирует не только на его коммуникативные действия, но и на некоммуникативные, продолжая диалог в ответ на любой сигнал ребенка. Эти действия «сообщают» ребенку о том, что любая его активность замечена и важна. [9, С. 91]. Ведущую роль в развитии активности и общения ребенка Ю.А.Разенкова видит в наличии взрослого, который готов понимать сигналы ребенка и реагировать на них адекватным образом. Взрослый сперва подстраивается под ребенка, под его ритм жизни, его потребности. Затем, постепенно, ребенок сам начинает откликаться на внимание взрослого, вступать с ним в диалог. В случае, если мать не проявляет чувствительность к желаниям ребенка, относится к нему авторитарно, без достаточного уважения, не способна распознать сигналы ребенка и адекватно на них отреагировать, ребенок замыкается, уходит от общения. [9, С. 93].

М.И. Лисина также ключевое значение в развитии ребенка придает общению со взрослым. Она выделяет следующие сменяющие друг друга формы общения ребенка со взрослым: ситуативно-личностное общение, ситуативно-деловое; внеситуативно-деловое общение. Очень важно, чтобы на каждом этапе развития общения ребенка удовлетворялись основные его потребности. Если на первом этапе не была удовлетворена потребность в эмоциональной близости со взрослым, то на последующих этапах ребенок не сможет проявить познавательный интерес. Он будет стараться вызвать у взрослого интерес, то есть восполнить потребность, которая не была реализована на первом этапе развития общения, что будет вызывать задержку развития потребности в общении, а значит и речевой функции ребенка. [7, С. 115].

Все вышеупомянутые исследователи сходятся в признании наличия чувствительного взрослого в качестве главного условия благоприятного речевого развития младенца.

Далее рассмотрим глубинные психические процессы, оказывающие влияние на развитие ребенка, которые подробно освещаются представителями психоаналитического направления (теория объектных отношений). Венский врач-психиатр, одна из наиболее значимых представителей психоаналитического направления и основоположник теории сепарации-индивидуации в развитии ребенка М. Малер говорит о том, что корни нарушений в развитии ребенка нужно искать во второй половине первого и на втором году жизни ребенка. Отделение ребенка от родителя она описывает как процесс, состоящий не только из фазы собственно сепарации-индивидуации, но и имеющий тесную связь с предыдущими стадиями:

нормальной аутической и нормальной симбиотической фазой, благополучное течение которых оказывает значительное влияние на фазу сепарации-индивидуации [8, С. 21]. О значимости периода «симбиоза» говорил и Д.Винникотт. По его мнению, невозможно говорить отдельно о младенце, и о его матери. Существует понятие диады «мать-ребенок», в которой осуществляется развитие младенца. Маленький ребенок не способен говорить о своих желаниях, потребностях, поэтому необходим взрослый, который будет улавливать его сигналы и своевременно реагировать на них [2, С. 46].

Ребенок общается помощью проективной идентификации (М. Кляйн). Это первый способ коммуникации, которым владеет младенец. Он «помещает» свои переживания в психику матери, как бы заставляя ее почувствовать то, с чем столкнулся он. Мать распознает это чувство, называет его и удовлетворяет потребность. Если интерпретация матери совпадает с потребностью ребенка, ребенок учится понимать свои переживания. Эмоция, потребность получает название. Название данному процессу дает У.Бион, введя термин «контейнирование» [4, С. 148].

Однако для дальнейшего благополучного развития ребенка в определенный период, матери необходимо начать не всегда понимать ребенка, ошибаться в распознавании его потребностей, делать паузы, периодически то исчезать, то появляться снова. Д.Винникотт утверждает, что у каждого ребенка есть определенное количество времени, на протяжении которого он может находиться в одиночестве, сохранять «внутреннюю мать» в своей психике. Помогает ему в этом «переходный объект», которым может быть край пеленки или одежды, который он может грызть, игрушка, - любой предмет, способный вызывать ассоциацию о матери. С помощью него ребенок сохраняет на переносимом уровне тревогу, связанную с отсутствием матери [1, С. 184-186]. Пока ребенок находится в одиночестве и пытается «воссоздать» образ матери, возникает и развивается «потенциальное пространство» - психическая область, оформляющаяся между младенцем и его матерью, в которой формируется символический образ матери, создающий на некоторое время ощущение ее присутствия. Развиваясь, ребенок учится наполнять его символами более высокого уровня, к которым принадлежит слово [10]. Кинодо Ж.-М. обобщает исследования, посвященные значению фрустрации в формировании психики ребенка: «Все аналитики со времен З.Фрейда согласны с тем, что субъект замечает, что объект существует в момент его отсутствия. Это открытие является фрустрирующим, поскольку субъект осознает, что он сам не является этим объектом, и что присутствие объекта не зависит от его воли» [5, С. 163-164]. Эти переживания являются болезненными для младенца, однако именно они структурируют его психику. Со временем во время отсутствия объекта ребенок научится наполнять его место внутренним образом, который в ходе дальнейшего развития и символизации приобретет форму слова. Символизация возникает именно в момент недоступности матери, как главного для ребенка объекта желания, пока ребенок может мечтать, фантазировать о ней, вспоминать и представлять ее образ.

Часто, несмотря на то, что приходит время матери и ребенку немного отдалиться друг от друга, образовать «потенциальное пространство», у ребенка возникает потребность ощутить и осознать свою отдельность, мать по каким-либо причинам не мыслит себя как отдельную от него личность. В таком случае речевое развитие младенца также оказывает под угрозой. «Отношения слияния характеризуются тем, что субъект воспринимает объект, с которым происходит слияние как часть самости», - считает П. Фонда. [10]. Ребенок может воспринимать мать как часть себя, свое продолжение. Функция речи, которой обладает мать, воспринимается ребенком как часть его собственной.

Исходя из проанализированных теоретических материалов можно утверждать, что взаимоотношения с матерью, общение с близкими взрослыми влияет на развитие ребенка, в том числе и речевое. В процессе сепарации участвуют как родитель, так и ребенок, а, следовательно, этот процесс - результат их взаимоотношений друг с другом. А значит можно предположить, что сепарационный процесс будет оказывать влияние на развитие ребенка. На основе исследований взаимоотношений ребенка и взрослого, с использованием видеонаблюдения за взаимодействием матери и ребенка, с учетом истории развития ребенка и его семейной ситуации проведен анализ течения сепарационного процесса у детей раннего и младшего дошкольного возраста и его влияние на их речевое развитие.

Первый этап исследования - беседа с родителями с опорой на ключевые вопросы, относящиеся к основным сепарационным этапам. На основании теоретического анализа литературы были выделены критерии, которые могут указывать на нарушение благополучного течения сепарационного процесса и затруднения перехода ребенка на стадию сепарации-индивидуации:

- сложности с грудным вскармливанием;

- отсутствие у ребенка личного пространства: комнаты, кровати, угла;

- отсутствие у ребенка агрессивных чувств, либо их подавление;

- активное непринятие ребенком границ, ограничений и запретов;

- отсутствие у ребенка «переходного объекта»;

- отсутствие у матери личного пространства, времени «для себя»;

- отсутствие у матери интересов, кроме ребенка, сосредоточение смысла жизни на нем;

- отсутствие у матери возможности думать, мечтать о будущем ребенка;

- наличие у матери проекций на ребенка, приписывание ему признаков, качеств, черт характера, желаний, которые не имеют к нему никакого отношения, либо наличие чрезмерно высоких ожиданий от ребенка, чрезмерное планирование будущего ребенка без учета его потребностей, способностей и желаний.

Следующим этапом исследования являлось наблюдение за взаимодействием в паре «мама-ребенок». Исследование проводилось в игровой комнате, маме было предложено поиграть вместе с ребенком в течение 20 минут. На основе беседы с матерью, анализа результатов наблюдения за взаимодействием матери и ребенка, сделаны выводы о том, у всех детей, имеющих нарушения речевого развития встречаются в анамнезе не менее 3 критериев, указанных выше. Чем больше данных фактов в истории семьи ребенка, тем больше риск возникновения нарушения сепарационного процесса. Однако делать окончательный вывод можно только после наблюдения за ребенком, взаимодействия с ним, глубокого и качественного анализа всех данных, включая историю развития ребенка.

Каждый отдельно взятый критерий, наблюдаемый в поведении, истории ребенка или взаимодействии в паре «мама-ребенок» еще не говорит о том, что сепарационный процесс нарушен. Делать вывод можно только после анализа всех признаков, с учетом контекста, жизненной ситуации, игровой ситуации, настроения ребенка и матери и других факторов. Только комплексный анализ позволяет сделать вывод о нарушении сепарационного процесса. Однако указанные выше факты можно использовать для того, чтобы обратить внимание, получить основание исследовать данный вопрос глубже, сделать предположение, что ребенок может сталкиваться с определенными трудностями в процессе сепарации.

Анализируя результаты исследования, делаем вывод о том, что дети, которые имеют сложности в речевом развитии сталкиваются со сложностями при прохождении процесса сепарации-индивидуации. Наблюдается две тенденции. Первая -дети не прожили благополучный период симбиотической стадии, где удовлетворяются все желания, распознаются потребности. Часто дети принимают родительские проекции, вынуждены подстраиваться под предписываемый им сценарий. В таком случае родители находятся в контакте с другим, придуманным ребенком, образ которого есть в их голове. Реальный ребенок в это время остается одиноким и незамеченным.

Вторая категория детей - это дети, у которых симбиотическая фаза протекала слишком хорошо, в следствие чего, она затягивается. Мама продолжает понимать ребенка без слов, ему просто нет необходимости развивать свою активность, символизировать образ матери - она присутствует всегда. Ребенок остается частью матери, ему не нужно отделяться, не нужно развивать речь, ведь его и так понимают. Сепарация не происходит, и речевое развитие ребенка задерживается.

Выводы. На данном этапе исследования, опираясь на теоретический обзор российских исследователей, на психоаналитические теории, на результаты беседы и видеонаблюдения за ребенком, последующие консультации с родителями, на которых были проверены выдвинутые в исследовательской части гипотезы, можно подтвердить описанными теориями и практическими примерами гипотезу о том, что между сепарационным процессом и речевым развитием ребенка имеется тесная взаимосвязь. Если по каким-либо причинам сепарация ребенка от матери не происходит, либо происходит слишком рано, это оказывает влияние на речевое развитие ребенка, вызывая нарушения речи. Решение сепарационных задач, переход на новую стадию в этом процессе стимулирует потребность в общении и речевое развитие ребенка. Для благополучного развития ребенка, в том числе и речевого, ему необходимо прожить период слияния с матерью, получить опыт безусловного принятия угадывания своих потребностей и желаний и их удовлетворения. Однако в какой-то момент мать немного отдаляется. Она продолжает заботиться о ребенке, но иногда исчезает, а потом появляется снова, перестает понимать ребенка без слов, немного задерживает удовлетворение его потребностей. Так ребенок начинает замечать мать, признавать ее и своею отдельность, осознавать свои потребности, желания, которые сперва становятся репрезентациями во внутреннем мире ребенка, а затем принимают форму слова.

Литература:

1. Винникотт Д.В. Переходные объекты и переходные явления: исследование первого «не-я» - предмета [Текст]. / Пер. с англ. / Антология современного психоанализа. - Т. 1 / Под ред. А.В. Россохина. - М.: ИПРАН, 2000. - 488 с.

2. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. - М.: Класс, 2007. - 80 с.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

4. Гринберг Л. Введение в работы Биона: Группы, познание, психозы, мышление, трансформация, психоаналитическая практика / Л. Гринберг, С. Дарио, Т. д. Б. Элизабет. / пер. с англ. - М.:"Когито-Центр", 2018. - 158 с.

5. Кинодо Ж.-М. Приручение одиночества. Сепарационная тревога в психоанализе - М.: "Когито-Центр", 2008. - 253 с.

6. Кляйн М. Развитие в психоанализе / Кляйн М., Айзекс С., Райвери Дж. - М.: Академический Проект, 2001. - 512 с.

7. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 1986. - 136 с.

8. Малер М. Психологическое рождение человеческого младенца. Симбиоз и индивидуация. / Пер. с англ. Малер М., Пайн, Ф., Бергман. А. - М.: "Когито-Центр", 2011. - 413 с.

9. Разенкова Ю.А. Трудности развития общения у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья: выявление, предупреждение и коррекция: Монография. - М.: Полиграф сервис, 2017. - 198 с.

10. СКПА: сайт. - Ставрополь, 2022. - URL: http://www.srpa.ru/biblioteka/biblioteka-on-line/261-paolo-fonda-qsindrom-czeplyaniyaq.html (Дата обращения: 03.02.2022).

11. Электронная библиотека: сайт. - Москва, 2022. - URL: http://psychlib.ru/mgppu/eit/EIT-001-.HTM#$p1. (Дата обращения: 23.01.2022).

Психология

УДК 159.9

студент Моторина Полина Алексеевна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск); студент Джембек Юлия Игоревна Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск); студент Ефремова Анастасия Владимировна Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск)

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ МОЛОДЁЖИ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация. Статья посвящена проблеме этнической идентичности современной молодёжи. Также рассматривается процесс этнической идентичности как отнесение себя к определённой этнической общности, так и как формирование представления о своей группе, «образ мы». Авторы отмечают, что многообразие определений этнической идентичности свидетельствует о сложной природе изучаемого феномена. Кроме того, подчёркивается, что этническое самосознание молодежи подвержено трансформации в зависимости от социально-политических, экономических и культурных условий жизнедеятельности этноса. Также в статье представлено исследование, целью которого было выявить особенности этнической идентичности молодежи, проживающей в г. Лесосибирске (Россия) и г. Шардара (Казахстан). В нем при помощи различных методик проводится анализ полученных результатов. В результате исследования авторы пришли к выводу, что большинство испытуемых идентифицируют себя со своей этнической группой и обладают средним уровнем толерантности.

Ключевые слова: идентичность, этническая идентичность, самоидентификация, толерантность, интолерантность, этноидентичность.

Anmtation. The article is devoted to the problem of ethnic identity of modern youth. The process of ethnic identity is also considered as the attribution of oneself to a certain ethnic community, and as the formation of an idea of one's group, the "image of us". The authors note that the diversity of definitions of ethnic identity indicates the complex nature of the phenomenon under study. In addition, it is emphasized that the ethnic identity of young people is subject to transformation depending on the socio-political, economic and cultural conditions of the ethnos. The article also presents a study aimed at identifying the peculiarities of the ethnic identity of young people living in Lesosibirsk (Russia) and Shardara (Kazakhstan). It analyzes the results obtained using various techniques. As a result of the study, the authors concluded that most of the subjects identify themselves with their ethnic group and have an average level of tolerance.

Key words: identity, ethnic identity, self-identification, tolerance, intolerance, ethno-identity.

Введение. «Этническая идентичность - составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности» [7, С. 7].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.