Реализация и соблюдение всех социально-педагогических условий коррекции позволят добиться максимально продуктивных результатов по преодолению использования подростками с акцентуациями характера в качестве совладающего поведения непродуктивных копинг-стратегий.
Внедрение социально-педагогических условий коррекции возможно при использовании целенаправленной программы деятельности по коррекции непродуктивных копинг-стратегий у подростков с акцентуациями характера.
Программа сопровождения подростков с акцентуациями характера со сложившимися непродуктивными копинг-стратегиями является комплексной и реализуется в несколько этапов:
1) диагностический этап - изучение исходного уровня сформированности акцентуаций характера и копинг-стратегий, социометрического статуса обучающегося, особенностей межличностных взаимоотношений со сверстниками и родителями;
2) прогностический этап - анализ и прогнозирование мероприятий на основе полученных сведений в рамках диагностического этапа: формирование группы акцентуированных подростков со сформированными непродуктивными копинг-стратегиями для дальнейшей организации коррекционной работы с использованием выделенных социально-педагогических условий;
3) методический этап - подбор методической литературы для педагогов, родителей (законных представителей) и самих подростков по проблеме непродуктивных копинг-стратегий; разработка тематических памяток и буклетов;
4) консультативный этап - индивидуальное и групповое консультирование всех участников сопровождения ометода, а также способах решения помощи акцентуированным подросткам в выборе продуктивного стиля копинг-стратегий для преодоления трудностей;
5) реализационный этап - внедрение коррекционной программы в работу с акцентуированными подростками, педагогами и родителями (законными представителями);
6) аналитико-оценочный этап - анализ результативности проведенной коррекционной программы.
Выделение данных этапов реализации программы рекомендаций по работе с акцентуированными
подростками условно, так как в каждом отдельном случае необходим индивидуальный подход.
Выводы. Таким образом, социально-педагогические условия могут быть реализованы путем создания коррекционно-развивающей программы, направленной на преодоление непродуктивных и формирование продуктивных копинг-стратегий у подростков с акцентуациями характера.
Литература:
1. Грановская Р.М. Защита личности: психологические механизмы / Р.М. Грановская, И.М. Никольская. - СПб.: Знание, 1999. - 352 с.
2. Духновский С.В. Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях: [учебное пособие] / С.В. Духновский. - Курган: изд-во Курганского гос. ун-та, 2003. - 124 с.
3. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2004. - 701 с.
4. Крюкова Т.Л. Человек как субъект совладающего поведения / Т.Л. Крюкова // Психологический журнал. - 2008. - Т. 29. - № 2. - С. 88-95.
5. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. - Л.: Медицина, 2003. - 256 с.
6. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности / С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. - 1997. - Т. 18 - № 5. - С. 20-30.
7. Останина Н.В. Теоретические основы формирования копинг-стратегий учащихся / Н.В. Останина // Педагогика и психология. - 2009. - №1. - С. 109-120.
8. Фролова С.В. Исследование стратегий преодоления кризисных ситуаций в подростковом возрасте / С.В. Фролова // Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях. - 2005. - №8. - С. 10-18.
Психология
УДК 159.9
кандидат педагогических наук, соискатель ученой степени доктора наук Сорокина Екатерина Николаевна
Институт психологии творчества (г. Нижний Новгород)
ПЕРЕХОД ОТ ДИАДИЧЕСКОЙ К ТРИАДИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ КАК УСЛОВИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СЕПАРАЦИИ
Аннотация. Исходным этапом сепарации матери от ребенка, как и от собственной матери, является неизбежный процесс отождествления и слияния - диада. В статье рассматривается идея триады как итог сепарации и выхода из диадических отношений, характеризуются диадические и триадические отношения и их взаимосвязь, а также отмечается, что формирование триады влияет на способность человека устанавливать и развивать отношения, выходящие за рамки парной динамики. Сепарационный процесс рассматривается не только в контексте материнской сепарации, но как сепарация-индивидуация и как процесс, длящийся всю жизнь.
Ключевые слова: материнство, материнствование, психологическая сепарация, материнская сепарация, двойная симбиотическая поляризация, интегративная целостность личности матери, функциональная сепарация, диада, диадические отношения, триада, триадические отношения.
Annotation. The initial stage in the separation of the mother from the child, as well as from her own mother, is the inevitable process of identification and fusion - the dyad. The article considers the idea of a triad as a result of separation and exit from dyadic relationships, characterises dyadic and triadic relationships and their interconnection, and also indicates that the formation of a triad affects a person's ability to establish and develop relationships that go beyond the pair dynamics. The separation process is viewed not only in the context of maternal separation, but as separation-individuation and as a lifelong process.
Keywords: motherhood, mothering, psychological separation, maternal separation, double symbiotic polarisation, integrity of the mother's personality, functional separation, dyad, dyadic relationship, triad, triadic relationship.
Введение. В статьях, посвященных различным аспектам сепарационного процесса, мы писали о значимости материнской сепарации и ее взаимосвязанности с сепарацией ребенка от матери [2, 3, 4, 5]. Мы определяли сепарацию как процесс, длящийся в течение всей жизни (как для матери, так и для ребенка). Также мы писали о несводимости сепарации к отчуждению: по нашему мнению, сепарация - это пульсирующий процесс отдаления и сближения (связанный с авторским понятием сепарационного витка). Отдаление и сближение как полюса сепарационного процесса можно сопоставить с другими полюсами -отчуждение от другого и выстраивание системы отношений с другим. По нашему мнению, сепарация - это интегративный процесс индивидуации (обретения собственного "Я") и выстраивания актуальных отношений со значимым другим.
Двойную симбиотическую поляризацию в материнской сепарации мы определяем как двуполярно направленный процесс вовлеченности женщины-матери в новый виток эмоционально-психической зависимости - с собственной матерью (с одной стороны), и с собственным ребенком - с другой, - где ей предстоит обрести новый уровень самоидентификации и интегративной целостности своей личности.
Полюса двойной симбиотической поляризации, в случае материнской сепарации, - это собственная мать женщины-матери, а также - ее ребенок.
В процессе двойной симбиотической поляризации женщина создает собственный образ себя как матери (независимый от идентификации с образом собственной матери), а также собственную внутреннюю репрезентацию себя как матери конкретного этого ребенка, отделяя себя от него. Исходным этапом сепарации от ребенка, как и от собственной матери, является неизбежный процесс отождествления и слияния - диада.
В данной статье мы рассмотрим идею триады как необходимого условия сепарации и выхода из диадических отношений, где третий разрушает симбиотическую целостность. При этом, мы говорим не только и не столько о материнской сепарации, сколько о сепарации-индивидуации (фигура третьего, разрушающего диаду "мать-дитя", необходима для индивидуации ребенка) и сепарации как процессе, длящемся всю жизнь. Тем не менее, тема сепарации-индивидуации, как и тема диадических и триадических отношений, неразрывно связана с темой материнской сепарации, поэтому мы уделяем ей внимание в статье.
Актуальность темы триады для матерей "нашей части света" (термин А. Шадриной [8]) объясняется тем, что в опыте современных женщин-матерей (преимущественно выросших в девяностые) фигура отца (традиционная фигура третьего, разрушающего диаду) часто была маргинализирована (алкогольная зависимость, социальная дезадаптация) либо отсутствовала (развод или "рождение ребенка для себя"). В результате этого современная женщина-мать легко строит диадические отношения, существующие в ее внутренней системе привязанностей как рабочая модель отношений (внутренняя рабочая модель репрезентации привязанностей по К. Бришу, связанная с репрезентацией привязанностей значимых лиц, ухаживающих за ребенком) [1, с. 38-41].
Изложение основного материала статьи. Процесс перехода от диадических отношений к триадическим дает возможность для формирования различных сценариев вторичной социализации, с установлением устойчивого контакта не только в парных, но и в групповых взаимоотношениях. Триадические отношения как необходимое условие сепарации впервые должны проявиться в детском возрасте, когда диада "мать-дитя" разрушается внедрением отцовской фигуры, и формируются триадические отношения (триада).
Формирование триадических взаимоотношений в детском возрасте, как этап сепарационного процесса, оказывает влияние на сепарационные процессы взрослого человека. Н.Е. Харламенкова, Е.В. Кумыкова, А.К. Рубченко так пишут о преемственности этапов сепарационного процесса [6, с. 22]: "Преемственность между этапами можно обнаружить в сохранении общего профиля и общей цели психологической сепарации, которые устойчиво наблюдаются во всех возрастах. Если трудности в переживании своей автономности возникают в одной системе отношений, то они будут повторяться и в других типах социальных контактов, распознаваемых и как непосредственно данные, и как проявившие себя компенсаторно".
Итак, ключевой фигурой любого сепарационного процесса оказывается фигура «третьего», разрушающая диадическую общность, вовлечение человека в единую среду, общность себя и объекта отождествления, который воспринимается как продолжение некоего внутреннего «мы» (диада с матерью здесь оказывается некоторым прообразом отношений, как и процесс выхода из неё, который далее может переноситься как шаблон сепарационного процесса на другие типы отношений).
В том случае, если сепарационный процесс и завершение диадических отношений с матерью прошли с нарушением, не в полной мере состоялись (с фиксацией на созависимой или контрзависимой стадии), диада не трансформировалась в триаду под влиянием фигуры отца или иного «третьего» (значимого для матери) лица, смещающего ее тотальный вектор внимания с ребёнка, а также имеющего с ребёнком свои особые отношения, отличные от отношений с его матерью, то диадическая модель отношений может оставаться единственной рабочей моделью, переносимой личностью на все дальнейшие типы отношений.
Описанная ситуация ярко заметна в детских сообществах, когда дети с диадической моделью отношений могут строить дружбу только с одним другом. И, если возникает дружба нескольких детей, то такой ребёнок выбирает в этой ситуации всегда одного партнера по игре, одного друга, возможно, меняя его ситуативно на другого, но всегда придерживаясь парных отношений (сегодня я дружу с Наташей, но не хочу играть с Машей, а если сегодня я играю с Машей, то не хочу играть с Наташей, игра втроём неприемлема).
Так, эта же модель переносится и во взрослые отношения. Когда диадическая связь с матерью (отцом у «папиной дочки») переносится далее на супруга, отношения с ним удовлетворяют ее и строятся позитивно только до момента появления ребёнка. Рождение ребёнка ставит перед матерью дилемму - оставаться в близкой связи с мужем или "сменить объект отношений" на ребёнка. Чаще выбор происходит в пользу ребёнка, и тогда муж оказывается "на периферии отношений" как добытчик, обеспечивает семью, но теряет глубину эмоциональной близости с женщиной, часто под эгидой потребности ухода за ребёнком, мать вытесняет его из супружеской спальни. Второй вариант развития событий, - когда женщина-мать делает выбор в пользу отношений с супругом, тогда ребёнок «мешает» и передаётся бабушкам, либо няням, детским учреждениям.
Интересно, что появление второго ребёнка опять приводит мать к выбору с кем она будет строить диадические отношения. Если она была включена в диадические отношения с ребёнком, то появление второго малыша заставляет ее, в первом варианте развития событий, образовывать с ним новую диаду, а
старший ребёнок начинает ее раздражать своими апелляциями к ней, требованиями внимания, его эмоции вызывают негодование, и мать считает, что он уже должен сам справляться со своей жизнью, учитывать интересы ее диады с малышом (часто без учёта возрастных возможностей старшего ребёнка, нередко вовсе ещё не взрослого). Во втором варианте развития событий, она остаётся в диаде со старшим ребёнком, а младший «создаёт им проблемы» своими потребностями, требованием внимания, что также вызывает раздражение у матери.
Рабочая модель триады должна быть нормативно сформирована и прожита ребёнком в районе 3 лет, когда он начинает осознавать, что у родителей есть значимые, отличные от отношений с ним, недоступные для него отношения, но при этом он так же может успешно строить с каждым из них свои уникальные отношения, наблюдать их отношения из позиции «извне» и быть наблюдаем вторым родителем внутри отношений общения с первым родителем (мамой или папой). Отношения ребенка с матерью и отцом всегда разные, связанные с уникальными характеристиками личностей матери и отца, с особенностями социальных ролей, отыгрываемых ими по отношению к ребенку, с особенностями уникальных личностных взаимоотношений между каждым из родителей и ребенком.
Если триадическая модель становится освоенной, успешно формируется, то в дальнейшем человек может строить сложные конфигурации отношений с другими людьми: дружить группой, удерживать в своём внутреннем пространстве отношения разного порядка, легко, без, расщепления переживая их различия ("я мать этих детей и жена этого мужчины, я могу быть с ним в отношениях и это не наносит ущерба моим отношениям с каждым из детей"). В случае успешного освоения триадической модели женщиной-матерью, отношения воспринимаются дифференцировано - это разные отношения: с одним ребёнком, с другим ребёнком, с мужем, с собственной матерью. Это, на практике, может выражаться в следующих ситуациях: "если мы пошли в кино с мужем, то я могу быть погружена в здесь-и-сейчас-процесс, проживаю роль жены, подруги, но не матери, тревожащейся о детях"; "играя с ребёнком, я не прокручиваю в голове разговор с мужем, а могу быть аутентична проживаемому сейчас процессу отношений с этим ребёнком"; "я не сравниваю одного ребёнка с другим, различаю, что со старшим я могу уже общаться вот так, ожидать от него одного эмоционального и поведенческого отклика, а с младшим я строю систему взаимодействия иначе, в зависимости от его возраста и индивидуальных особенностей"; "каждый из них - дети, муж, мама - имеет свои особенности, и мои отношения с ними также разные, адаптивные контексту ситуации".
Как отмечают Н.Е. Харламенкова, Е.В. Кумыкова, А.К. Рубченко, "История детско-родительских отношений, как и отношений с обществом в целом, характеризуется явным парадоксом, состоящим в том, что глубина и возможное развитие диады или триады наблюдаются только в том случае, когда участники этого процесса стремятся к собственной автономности и независимости" [6, с. 18]. Таким образом, мы можем говорить о том, что материнская сепарация является не только условием построения триады, но и изначальной диады (физическая диада складывается, в любом случае, во внутриутробный период, но формирование психофизиологической диады после родов обусловлено предшествующей сепарацией женщины-матери от собственной матери). В случае, если первичная диада женщины-матери и ребенка складывается неблагополучно, то дальнейший процесс сепарации также будет нарушаться: выйти из слияния нельзя, если оно не сложилось и не пережило развитие. В этом контексте также интересно замечание Джеймса Холлиса, анализирующего глубину и длительность супружеских связей, который пишет, что с наступлением кризиса среднего возраста человеку приходится искать замену модели взаимного слияния, вследствие того, что отношения быстро истощаются и исчерпывают себя [7, с. 84]. Это, на наш взгляд, может быть хорошей иллюстрацией кризиса длительного диадического слияния (стадия созависимости) матери и ребенка: рано или поздно отношения слияния истощают и исчерпывают как себя, так и обоих участников этих отношений.
Если вспомнить, что диада "мать-дитя" определяется как психофизиологическое единство, где адаптивной средой для ребенка является мать, то можно говорить о том, что длительные диадические отношения истощают мать, ведут к материнскому эмоциональному выгоранию, являясь, наряду с бытовыми и коммуникативными проблемами, его значимым фактором.
Выводы. Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:
1. Переход от диадической модели отношений к триадической их модели мы считаем необходимым условием функциональной сепарации.
2. Говоря о сепарации, мы понимаем ее не только как сепарацию-индивидуацию ребенка, но и как процесс, длящийся в течение всей жизни.
3. Обязательным условием успешных триадических отношений (триада) должна быть сложившаяся диада (диадические отношения).
4. Диадические отношения (первичная диада) складываются в период внутриутробного развития ребенка и, в норме, продолжаются после его рождения. С рождением ребенка происходит новый виток формирования диады - не только как физиологической (которая складывается естественно), но как психофизиологической (которая складывается в результате сонастройки импринтинга и сонастройки матери и ребенка в послеродовой период.
5. Условием успешного формирования диады женщины-матери и ее ребенка является предшествующие успешные диадические отношения женщины-матери с ее собственной матерью, впоследствии трансформировавшиеся в триаду.
6. Разрушение диадических отношений и формирование триады в детском возрасте влияет на способность человека (в детстве или во взрослом возрасте) устанавливать и развивать отношения, выходящие за рамки парной динамики.
7. Задержка в диадических отношениях с ребенком (где мать является психофизиологической адаптивной средой для ребенка) истощает женщину-мать, является значимым фактором материнского эмоционального выгорания.
Литература:
1. Бриш К.Х. Терапия нарушений привязанности: от теории к практике / Пер. с нем. - М.: Когито-Центр, 2014. - 316 с.
2. Сорокина Е.Н. К проблеме девиации материнского отношения в контексте нарушений сепарационного процесса // Вопросы девиантологии. - 2020. - №3(4). - С. 38-45
3. Сорокина Е.Н. Проявление матерью черт эмоциональной зависимости в детско-родительских отношениях как фактор нарушения сепарационного процесса в диаде мать-дитя // Современная психология и педагогика: проблемы и решения / Сб. Ст. По материалам ХХХ1Х международной научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд. ООО «СибАК», 2020. - №10 (37). - С. 55-60
4. Сорокина Е.Н. Субъективное переживание состояния счастья и внутренней удовлетворенности женщины как фактор успешной сепарации с ребёнком // Современные исследования в психологии и педагогике. Экономика. Социология. Право: материалы международной научно-практической конференции (Новороссийск - Астрахань, 1 октября-8 октября 2020). - Саратов: Издательство ЦПМ «Академия Бизнеса», 2019. - С. 32-45
5. Сорокина Е.Н. Эмоциональная зависимость в материнстве и её влияние на сепарационный процесс с ребёнком // European Journal of Humanities and Social Sciences. - 2020. - №6. - С. 123-128
6. Харламенкова Н.Е., Кумыкова Е.В., Рубченко А.К. Психологическая сепарация: подходы, проблемы, механизмы. - М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2015. - 367 с.
7. Холлис Дж. Перевал в середине пути: как преодолеть кризис среднего возраста и найти новый смысл жизни. - М.: Когито-Центр, 2008. - 206 с.
8. Шадрина А. Дорогие дети: сокращение рождаемости и рост «цены» материнства в XXI веке. - М.: Новое литературное обозрение, 2017. - 392 с.
Психология
УДК 159.9
кандидат педагогических наук, соискатель ученой степени доктора наук Сорокина Екатерина Николаевна
Институт психологии творчества (г. Нижний Новгород)
ЛИЧНОСТНАЯ АВТОНОМИЯ ЖЕНЩИНЫ-МАТЕРИ И СЕПАРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС: К
ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
Аннотация. В статье определяются границы феномена психологической сепарации, раскрывается ее сущность в качестве процесса, разворачивающегося в течение жизни. Психологическая сепарация выводится за пределы детско-родительского контекста (приводятся различные определения сепарации исследователями данного явления), а также рассматривается с позиции личностной автономии женщины-матери.
Ключевые слова: материнство, материнствование, сепарация, сепарационный процесс, сепарационная динамика, самоактуализация, сепарация-индивидуация, личностная автономия женщины-матери, материнско-детская сепарация, детско-родительская сепарация.
Annotation. The article defines the boundaries of the phenomenon of psychological separation, represents its essence as a process that unfolds during life. Psychological separation is taken out of the child-parent context (various definitions of separation by researchers of this phenomenon are given) and is considered from the standpoint of the personal autonomy of a mother.
Keywords: motherhood, mothering, separation, separation process, separation dynamics, self-actualization, separation-individuation, personal autonomy of a mother, maternal-child separation, child-parental separation.
Введение. Исследование вопросов материнства актуального времени, значимых аспектов становления интегративной целостности личности женщины-матери с необходимостью подводит нас к осмыслению вопроса о личностной автономии как таковой, а также исследованию процесса психологической сепарации в целом.
Традиционно понятие сепарации чаще всего рассматривается в контексте процесса формирования личности ребенка и обретения им все большей автономии от матери. Тем не менее, феномен сепарации не ограничивается детско-родительским контекстом: исследователи говорят о психологической сепарации как феномене межличностных отношений [3]; изучают механизмы психологической сепарации [11], определяют проблемное поле исследования феномена сепарации [5] и т.д.
Изложение основного материала статьи. Этапы сепарации-индивидуации в раннем возрасте представлены в исследованиях М. Малер, Дж. Мак-Девитт [6]. Авторы выделяют несколько фаз в процессе детско-материнской сепарации-индивидуации, соотнося их с витальными потребностями ребенка [7]: нормальная аутическая фаза (0-1 мес.); нормальная симбиотическая фаза (1-5 мес.); фаза сепарации-индивидуации (5-36 мес.), включающая в себя субфазы: субфазу дифференциации (5-9 мес.); субфазу практики (9-15 мес.); субфазу воссоединения (15-24 мес.); субфазу консолидации объектов (24-36 мес.). Рождение личности - итог завершения прохождения фаз сепарации-индивидуации, выделенных М. Малер.
Исследование фаз сепарационного процесса находим в работах таких исследователей, как П. Блос [1], а позднее - R. Josselsson [13]. Так, авторы вводят понятие вторичной сепарации, которую рассматривают как многоэтапный процесс, проходящий также в подростковом, юношеском возрасте. Период вторичной сепарации-индивидуации включает такие подфазы: дифференциации, то есть отделения от родительских фигур; практики - как возможности социального эксперимента с другими людьми и с самим собой в новых ситуациях; воссоединения - где происходит актуализация противоречий, при которой подросток стремится к независимости, и одновременно - регрессирует к детской" зависимости от родительских фигур; консолидации, когда формируется способность целостного восприятия родителей" во всем многообразии их противоречивых черт, достоинств и недостатков, что помогает перестроить детско-родительские отношения в сторону большего равенства. Завершение вторичной сепарации-индивидуации - параллельные процессы: отделение от родителей, обретение независимости, выстраивание собственной" идентичности, интеграция личной истории.
В подходе американских исследователей Б. Уайнхолда и Д. Уайнхолд [10] сепарация рассматривается как четыре стадии взаимоотношений, на каждой из которых происходит постепенное отделение ребенка от родителей, формирование его автономии. Интересно, что процесс сепарации, согласно модели супругов Уайнхолд, охватывает возраст от 0 до 12 лет. Первая стадия (0-9 мес.) - стадия созависимости или симбиотическая (мать и ребенок). Позитивный опыт взаимодействия ребенка и родителей помогает решить