Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНАЯ АВТОНОМИЯ ЖЕНЩИНЫ-МАТЕРИ И СЕПАРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ'

ЛИЧНОСТНАЯ АВТОНОМИЯ ЖЕНЩИНЫ-МАТЕРИ И СЕПАРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
398
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИНСТВО / МАТЕРИНСТВОВАНИЕ / СЕПАРАЦИЯ / СЕПАРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / СЕПАРАЦИОННАЯ ДИНАМИКА / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / СЕПАРАЦИЯ-ИНДИВИДУАЦИЯ / ЛИЧНОСТНАЯ АВТОНОМИЯ ЖЕНЩИНЫ-МАТЕРИ / МАТЕРИНСКО-ДЕТСКАЯ СЕПАРАЦИЯ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКАЯ СЕПАРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сорокина Екатерина Николаевна

В статье определяются границы феномена психологической сепарации, раскрывается ее сущность в качестве процесса, разворачивающегося в течение жизни. Психологическая сепарация выводится за пределы детско-родительского контекста (приводятся различные определения сепарации исследователями данного явления), а также рассматривается с позиции личностной автономии женщины-матери.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PERSONAL AUTONOMY OF THE MOTHER AND THE SEPARATION PROCESS: TOWARDS THE RESOLUTION OF THE PROBLEM

The article defines the boundaries of the phenomenon of psychological separation, represents its essence as a process that unfolds during life. Psychological separation is taken out of the child-parent context (various definitions of separation by researchers of this phenomenon are given) and is considered from the standpoint of the personal autonomy of a mother.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНАЯ АВТОНОМИЯ ЖЕНЩИНЫ-МАТЕРИ И СЕПАРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ»

3. Сорокина Е.Н. Проявление матерью черт эмоциональной зависимости в детско-родительских отношениях как фактор нарушения сепарационного процесса в диаде мать-дитя // Современная психология и педагогика: проблемы и решения / Сб. Ст. По материалам ХХХ1Х международной научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд. ООО «СибАК», 2020. - №10 (37). - С. 55-60

4. Сорокина Е.Н. Субъективное переживание состояния счастья и внутренней удовлетворенности женщины как фактор успешной сепарации с ребёнком // Современные исследования в психологии и педагогике. Экономика. Социология. Право: материалы международной научно-практической конференции (Новороссийск - Астрахань, 1 октября-8 октября 2020). - Саратов: Издательство ЦПМ «Академия Бизнеса», 2019. - С. 32-45

5. Сорокина Е.Н. Эмоциональная зависимость в материнстве и её влияние на сепарационный процесс с ребёнком // European Journal of Humanities and Social Sciences. - 2020. - №6. - С. 123-128

6. Харламенкова Н.Е., Кумыкова Е.В., Рубченко А.К. Психологическая сепарация: подходы, проблемы, механизмы. - М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2015. - 367 с.

7. Холлис Дж. Перевал в середине пути: как преодолеть кризис среднего возраста и найти новый смысл жизни. - М.: Когито-Центр, 2008. - 206 с.

8. Шадрина А. Дорогие дети: сокращение рождаемости и рост «цены» материнства в XXI веке. - М.: Новое литературное обозрение, 2017. - 392 с.

Психология

УДК 159.9

кандидат педагогических наук, соискатель ученой степени доктора наук Сорокина Екатерина Николаевна

Институт психологии творчества (г. Нижний Новгород)

ЛИЧНОСТНАЯ АВТОНОМИЯ ЖЕНЩИНЫ-МАТЕРИ И СЕПАРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС: К

ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация. В статье определяются границы феномена психологической сепарации, раскрывается ее сущность в качестве процесса, разворачивающегося в течение жизни. Психологическая сепарация выводится за пределы детско-родительского контекста (приводятся различные определения сепарации исследователями данного явления), а также рассматривается с позиции личностной автономии женщины-матери.

Ключевые слова: материнство, материнствование, сепарация, сепарационный процесс, сепарационная динамика, самоактуализация, сепарация-индивидуация, личностная автономия женщины-матери, материнско-детская сепарация, детско-родительская сепарация.

Annotation. The article defines the boundaries of the phenomenon of psychological separation, represents its essence as a process that unfolds during life. Psychological separation is taken out of the child-parent context (various definitions of separation by researchers of this phenomenon are given) and is considered from the standpoint of the personal autonomy of a mother.

Keywords: motherhood, mothering, separation, separation process, separation dynamics, self-actualization, separation-individuation, personal autonomy of a mother, maternal-child separation, child-parental separation.

Введение. Исследование вопросов материнства актуального времени, значимых аспектов становления интегративной целостности личности женщины-матери с необходимостью подводит нас к осмыслению вопроса о личностной автономии как таковой, а также исследованию процесса психологической сепарации в целом.

Традиционно понятие сепарации чаще всего рассматривается в контексте процесса формирования личности ребенка и обретения им все большей автономии от матери. Тем не менее, феномен сепарации не ограничивается детско-родительским контекстом: исследователи говорят о психологической сепарации как феномене межличностных отношений [3]; изучают механизмы психологической сепарации [11], определяют проблемное поле исследования феномена сепарации [5] и т.д.

Изложение основного материала статьи. Этапы сепарации-индивидуации в раннем возрасте представлены в исследованиях М. Малер, Дж. Мак-Девитт [6]. Авторы выделяют несколько фаз в процессе детско-материнской сепарации-индивидуации, соотнося их с витальными потребностями ребенка [7]: нормальная аутическая фаза (0-1 мес.); нормальная симбиотическая фаза (1-5 мес.); фаза сепарации-индивидуации (5-36 мес.), включающая в себя субфазы: субфазу дифференциации (5-9 мес.); субфазу практики (9-15 мес.); субфазу воссоединения (15-24 мес.); субфазу консолидации объектов (24-36 мес.). Рождение личности - итог завершения прохождения фаз сепарации-индивидуации, выделенных М. Малер.

Исследование фаз сепарационного процесса находим в работах таких исследователей, как П. Блос [1], а позднее - R. Josselsson [13]. Так, авторы вводят понятие вторичной сепарации, которую рассматривают как многоэтапный процесс, проходящий также в подростковом, юношеском возрасте. Период вторичной сепарации-индивидуации включает такие подфазы: дифференциации, то есть отделения от родительских фигур; практики - как возможности социального эксперимента с другими людьми и с самим собой в новых ситуациях; воссоединения - где происходит актуализация противоречий, при которой подросток стремится к независимости, и одновременно - регрессирует к детской" зависимости от родительских фигур; консолидации, когда формируется способность целостного восприятия родителей" во всем многообразии их противоречивых черт, достоинств и недостатков, что помогает перестроить детско-родительские отношения в сторону большего равенства. Завершение вторичной сепарации-индивидуации - параллельные процессы: отделение от родителей, обретение независимости, выстраивание собственной" идентичности, интеграция личной истории.

В подходе американских исследователей Б. Уайнхолда и Д. Уайнхолд [10] сепарация рассматривается как четыре стадии взаимоотношений, на каждой из которых происходит постепенное отделение ребенка от родителей, формирование его автономии. Интересно, что процесс сепарации, согласно модели супругов Уайнхолд, охватывает возраст от 0 до 12 лет. Первая стадия (0-9 мес.) - стадия созависимости или симбиотическая (мать и ребенок). Позитивный опыт взаимодействия ребенка и родителей помогает решить

главную задачу стадии - обретение связи и создание доверия, без чего невозможно полноценное развитие личности и дальнейшая сепарация. Вторая стадия (от 12 до 36 мес.) - стадия противозависимости (контрзависимости), на которой происходит первый опыт отделения от родителей: ребенок стремится исследовать мир, проявляя первые требования и желания. В случае, если вторая стадия успешно завершается к трем годам, ребенок оказывается готов перейти к следующей - стадии независимости (от 3 до 6 лет). На этом этапе автономия ребенка распространяется на разные жизненные и деятельностные сферы, при сохранении связи с родителями. Четвертая стадия (от 6 до 12 лет) - взаимозависимости. Отношения с окружающими на этом этапе строятся по дихотомическому принципу «поиск близости - стремление к отдалению». В результате ребенок обретает важную способность «двигаться вперед и назад между соединением и отдалением, не испытывая при этом какого-либо дискомфорта» [10, с. 46].

Этапы прохождения ребенком процессов сепарации в отечественной психологии описываются в рамках концепций периодизации развития и возрастных кризисов (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Л.Ф. Обухова, В.И. Слободчиков, К.Н. Поливанова, Т.В. Драгунова).

Так, Д.Б. Эльконин пишет о «критическом возрасте», используя термины «расчленение», «выделение Я», «расщепление». Кризис автор понимает как пик сепарационной активности, когда ребенок экспериментирует с границами собственных возможностей, определяет меру дозволенного, отделяется от матери, а в более старшем возрасте - и от других значимых взрослых. Д.Б. Эльконин подчеркивает сепарационную значимость возрастных кризисов: «Может быть, кризис трех лет и кризис одиннадцати лет следует называть кризисами самостоятельности или эмансипации от взрослых?» [12].

Ряд исследователей рассматривают вопросы сепарации в контексте возрастного, личностного и социального становления юношей и девушек, входящих в самостоятельную жизнь, взрослость, оставляющих родительскую семью. Так, периодизация этапов сепарации, представленная в модели Ю.В. Потаповой, А.Ю. Маленовой [5] предполагает не только этапы, связанные с детским и подростковым возрастом, но и стадию создания собственной семьи. В упомянутой модели выделены такие этапы: первый - полное единство матери и ребенка (перинатальный и постнатальный период). Второй - этап биологической сепарации, когда ребенок обретает способность прожить без непосредственной близости к телу матери (первичное разделение). Третий - двигательная сепарация: ребенок становится способен самостоятельно перемещаться и исследовать мир. Четвертый - коммуникативная сепарация: расширение коммуникативных контактов ребенка со сверстниками и взрослыми за пределами семейного круга (дошкольный и младший школьный возраст). Пятый - когнитивная сепарация в подростковом периоде, которая предполагает развитие способности самостоятельно мыслить и принимать решения, оперировать собственными ценностями. Также авторы выделяют шестой, заключительный, этап - этап социальной сепарации, предполагающий отделение при проживании, обретение материальной независимости и создание собственной семьи.

Отметим, что подобный взгляд на сепарацию, как только на процесс возрастного развития личности ребенка и даже молодого человека нам представляется усеченным. На наш взгляд, вопрос сепарации носит более глубокий характер, включающий в себя ценностно-нормативные аспекты, готовность к формированию собственной аксиосферы, альтернативной родительской, и предполагает существование в философском, социальном, межличностном, внутриличностном и других значимых измерениях.

Нам представляется интересным посмотреть на вопрос сепарации как на один из ключевых аспектов личностного развития, необходимый этап и фактор достижения личностью интегративной целостности. Достижение интегративной целостности, как нам видится, с необходимостью строится на предшествующем этапе сепарации, а также - более раннем этапе холистической целостности (холистического слияния). Иными словами, нельзя выйти из симбиотической целостности матери и ребенка, если такая целостность не была сформирована после рождения ребенка (не произошла детско-материнская сонастройка как новое обретение диадической близости после этапа беременности, где такая близость была дана от природы). «После родов окситоцин способствует появлению у матери и малыша желания быть рядом друг с другом, а также чувства близости и расслабления, причем как у матери, так и у ребенка» [2, с. 37].

В свою очередь, процесс индивидуации, раскрытия своего личностного потенциала, невозможен без процесса сепарации, который представляется нам не как конечный по времени, достижимый к определенному возрасту, но нормативно проходящий свои витки развития в течение всей жизни человека («сепарация как пожизненный процесс»). Подтверждение своей мысли находим в работе «Психологическая сепарация: подходы, проблемы, механизмы» [11, с. 21] «сепарация представляет собой процесс, который охватывает всю жизнь человека, начиная с его рождения и заканчивая смертью. В динамике сепарации видится принципиальная невозможность завершить этот процесс на каком-либо этапе жизни, ведь человек как личность формируется и развивается в системе отношений с другими людьми». Добавим, что сепарация в этом контексте видится нам неразрывно связанной с процессами социализации и инкультурации (десоциализации, ресоциализации, декультурации, рекультурации), соединения и разъединения с различными социальными и культурными феноменами, системами, процессами, средами и т.д.

Исследователи вопросов сепарации отмечают, что процессы сепарации актуальны именно во взаимоотношениях с матерью, которая на самом деле является значимой фигурой и «самым важным законодателем» и в детские, и в юношеские годы (А.Я. Варга, Ю.В. Потапова, И.А. Челядинская, А.О. Широка). Ее влияние велико, эмоциональная связь с детьми не ослабевает, в отличие от связи с отцом, отношения с которым, в силу различных обстоятельств, могут быть достаточно дистанцированы, поверхностны, противоречивы [9, с. 133]. Это, по нашему убеждению, приводит к тому, что одним из значимых моментов, актуализирующих вопросы сепарации в жизни уже взрослой женщины, оказывается ее вхождение в материнство, где происходит ее неизбежная идентификация с собственной матерью (а также с различными измерениями материнского мифа: архетипическим, социальным, родовым, семейным) [8].

Нам представляется актуальным рассмотрение процесса сепарации с позиции личностного становления женщины-матери как того «краеугольного камня», с которого начинается жизненный путь и становление личности каждого человека (коль скоро каждый человек - ребенок своей матери). Именно мать становится той «матрицей», формирующей базу системы привязанности человека, закладывающей основу как его личности, представлений о самом себе, так и «рабочих моделей» его межличностного взаимодействия [2, с. 39].

«Материнский» аспект сепарации неразрывно связан с «семейным» ее аспектом: критериями успешности сепарационного процесса у взрослых людей традиционно считаются такие факторы как создание

собственной семьи, раздельное проживание с родителями, способность принимать автономные жизненные решения. Отметим, что подобный взгляд на «семейный аспект» проблемы сепарации представляется нам достаточно узким: как показывает практика, не всегда физическая сепарация с родителями (обретение собственного жилья, переезд в другой город, страну) обеспечивает взрослых детей достаточным уровнем внутренней автономии. С другой стороны, традиционный уклад жизни общества «нашей части света» обладает некоторыми культурными особенностями, в рамках которых совместное со старшим поколением проживание может не быть критерием, свидетельствующим о незавершенном процессе сепарации от них.

Говоря о сепарационном процессе в контексте автономии личности (и интегративной целостности личности женщины-матери), рассмотрим различные аспекты сепарации, ее элементы, ее типы и т.д.

Латинский корень термина «сепарация» (лат. separatio) - отделение. Психологическая сепарация -термин, предложенный М. Малер [7] для описания двух взаимосвязанных процессов, постепенно разворачивающихся в ходе психического развития: ухода от объекта или прекращения с ним каких-либо отношений. По нашему мнению, еще одним взаимосвязанным процессом в этом аспекте является сближение; так, сепарация представляется нам процессом не только отделения, но и сближения, причем последнее находится с первым в ситуации диалектического взаимодействия; также данные процессы можно рассматривать как фазы сепарации, происходящей в течение всей жизни человека.

Нам представляется важным то, являются ли процессы сближения-отдаления управляемыми. Мы рассматриваем сепарацию, в межличностном ее измерении (для отношений разного уровня и разного порядка), как своего рода «управляемую дистанцию». Кроме того, при управлении процессами сближения-отдаления важны исходные характеристики межличностного взаимодействия: уровень связанности (слияния, отождествления) акторов взаимодействия (сюда можно отнести и родственные связи), характер субординации акторов, уровень личностного и социального отождествления с партнером по взаимодействию и т.д.

В психоаналитическом смысле (З. Фрейд и последователи) сепарация представляет собой интрапсихический процесс, входящий в структуру сепарации-индивидуации, благодаря которому индивид приобретает чувство себя как самостоятельной и независимой от объекта целостности.

Еще одной составляющей сепарации является переживание, которое сопровождает этот процесс, и выражается в разных чувствах и эмоциях, проявляется на когнитивном уровне в виде знания и оценки, ведь опираясь на мышление, рефлексию, человек познает свое «Я» в мире бытия, формирует собственное независимое отношение к другим людям, различным жизненным ситуациям [11, с. 79]. По нашему мнению, речь, фактически, идет о самоактуализации личности («познает свое Я в мире бытия», «формирует свое собственное независимое отношение к другим людям»), которую мы рассматриваем как ключевой аспект сепарации женщины-матери и предлагаем практические коучинговые модели (нейрографика, нейропластика, нарратив, мультиролевая модель, богобан), как методы инициирования и наработки навыка рефлексии, осознанного выстраивания ее характера и хода, что, в конечном счете, способно привести женщину-мать к самоактуализации, способствовать движению к интегративной целостности и, соответственно, - все более высоким уровням психологической сепарации.

Определение сепарации, по А. Лэнгле (австрийский психолог, логотерапевт, автор экзистенциального анализа), заключается в умении находить аутентичную дистанцию в каждой конкретной ситуации в отношениях с разными людьми, иметь возможность выбирать от близости до независимости [4]. В определении А. Лэнгле находим подтверждение собственным представлениям о сепарации не только как о длящемся в течение жизни, но и управляемом контекстуально процессе («близость-независимость»).

Данное определение кажется нам важным, поскольку делает акцент на управляемости (межличностной, внутренне-межличностной, внутриличностной) дистанции в зависимости от контекста. В материнстве это оказывается особенно важно, поскольку процесс взаимодействия матери и ребенка оказывается очень динамичным в силу ряда причин: динамика развития ребенка (смена возрастных этапов); разнообразие запросов ребенка к матери (поддержать, направить, утешить, выставить границу, скорректировать поведение, обучить и так далее); социальный контекст (взаимодействие дома в бытовом контексте, взаимодействие в рамках образовательного учреждения, взаимодействие в контексте широкого социума (аэропорт, торговый центр, кафе - где представлены интересы других людей, включенных в ситуацию)); контекст задачи, которую ставит перед собой мать (научить ребенка, дать ребенку урок, укрепить связи между членами семьи в совместном досуге, снять эмоциональное напряжение, повеселиться, утвердить иерархический порядок в семье, пополнить свой эмоциональный ресурс и т.д.).

В зависимости от актуального контекста, женщина-мать может увеличивать или сокращать дистанцию с ребенком и другими участниками ситуации (супруг, собственные родители, подруга, педагог, другие дети и так далее). Если это изменение сепарационной дистанции происходит неосознанно, то женщина-мать легко попадает под влияние эмоционального заражения от ребенка, под влияние эмоционального поля окружающих людей, в те или иные семейные (родовые) симбиотические переплетения, динамики, что мешает ей оставаться во взрослой позиции и качественно выполнять материнский труд (давать ребенку поддержку, занимать позицию ведущего взрослого в отношениях привязанности, сохранять широкое видение контекста ситуации и помнить о стратегических задачах воспитания (привить самостоятельность, например, а не просто тактически решить проблему и быстрее одеть самой ребенка в садик)).

Соответственно, рассматривая сепарацию в контексте материнствования, мы видим этот процесс как принципиально динамичный, "пульсирующий" и контекстно-управляемый женщиной (в случае достижения ею интегративной целостности личности, выхода в высокий уровень самоактуализации и внутренней психологической сепарации). Таким образом, женщина-мать одновременно находится под влиянием (проживает) несколько сепарационных динамик, которые оказываются чаще всего взаимозависимыми, но, тем не менее, должны быть разведены.

Выводы. Подводя итог размышлений по теме сепарационного процесса в контексте личностной автономии женщины-матери, делаем такие выводы:

1. Сепарационные процессы "ребенок-мать" и "мать-ребенок" взаимосвязаны; причем материнская сепарация (сепарация матери от ребенка) должна находиться в фокусе исследовательского внимания, поскольку представляет собой сложный процесс, влияющий на прохождение сепарации ребенком.

2. Сепарация - процесс, длящийся в течение всей жизни человека. Таким образом, говоря о "завершенной сепарации" или "пройденной сепарации", имеем в виду не итог процесса (который по определению не может быть полностью завершен), а определенный сепарационный виток.

3. Детско-родительская сепарация имеет этапы, которые разные исследователи определяют по-разному. В статье мы приводим этапы по М. Малер, П. Блос, Б. и Д. Уайнхолдам, Д.Б. Эльконину, Ю.В. Потаповой и А.Ю. Маленковой.

4. Сепарацию мы рассматриваем в следующих коммуникативных контекстах: внутриличностный, внутренне-межличностный, межличностный.

5. Дистанция как элемент сепарационного процесса поддается осознанному управлению в контексте дихотомии "близость-независимость" (А. Лэнгле) или, пользуясь нашими терминами, "сближение-отдаление".

6. Сепарация - контекстуальный процесс: можно говорить об акторах сепарации, о контексте сепарации (внутриличностный и межличностный, социальный, культурный, коммуникативный и т.д.). Тема сепарационного контекста требует дальнейшей разработки.

7. Важной составляющей сепарации является переживание, сопровождающее этот процесс («сепарационное переживание»), и требующее рефлексии.

8. Актуальность темы материнско-детской сепарации подчеркивается, среди прочего, тем, что с материнско-детской сепарации начинается сепарация личности вообще, в частности - сепарация личности будущей женщины-матери.

Итак, в данной статье мы попытались определить границы феномена психологической сепарации, раскрыли ее сущность в качестве процесса, разворачивающегося в течение жизни, вывели ее за пределы детско-родительского контекста (привели определения сепарации исследователями данного явления), а также рассмотрели сепарацию с позиции личностной автономии женщины-матери.

Литература:

1. Блос П. Психоанализ подросткового возраста. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2010. - 272 с.

2. Бриш К.Х. Терапия нарушений привязанности: от теории к практике / Пер. с нем. - М.: Когито-Центр, 2014. - 316 с.

3. Дитюк А.А. Психологическая сепарация как феномен межличностных отношений: к проблеме определения понятия // Бюллетень Южноуральского государственного университета. Серия Психология. -2015. - №8(3). - С. 98-102

4. Дубинская В.В. Сепарация // Журнал практического психолога. - 2010. - №6. - С.73-90

5. Маленова А.Ю. Феномен сепарации: определение проблемного поля исследования / А.Ю. Маленова, Ю.В. Потапова // Вестник Омского университета. Серия: Психология. - 2013. - № 2. -С. 41-48

6. Малер М., Мак-Девит Д. Процесс сепарации-индивидуации и формирование идентичности // Психоаналитическая хрестоматия. Классические труды / ред. М.В. Ромашкевич. - М., 2005. - 360 с.

7. Малер М.С., Пайн Ф., Бергман А. Психологическое рождение человеческого младенца: симбиоз и индивидуация / Пер. с англ. - М.: Когти-Центр, 2011. - 413 с.

8. Сорокина Е.Н. Материнский миф "нашей части света": ретроспективный анализ // Обзор педагогических исследований. - 2021. - №2.

9. Сысоева Л.В., Петренко Т.В. Проблема сепарации от родителей в русской семье: социокультурный и психологический аспекты // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2016. -№ 62. - C. 126-134

10. Уайнхолд Б. Освобождение от созависимости / Б. Уайнхолд, Д. Уайнхолд. - М.: Класс, 2002. - 224 с.

11. Харламенкова Н.Е., Кумыкова Е.В., Рубченко А.К. Психологическая сепарация: подходы, проблемы, механизмы. - М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2015. - 367 с.

12. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2001. - 416 с.

13. Josselsson R. Ego development in adolescence. In J. Adelson (Ed.) / R. Josselson. Handbook of Adolescent Psychology. - New York: Wiley, 1980. - P. 188-210.

Психология

УДК 378.2

кандидат психологических наук, доцент Фёдоров Александр Фёдорович

Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых (г. Владимир), Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Москва)

ОПТИМИЗАЦИЯ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К

ТРУДУ

Аннотация. Объектом исследования является семья. Семья является тем первичным коллективом, в котором начинается и происходит формирование многих важных личностных отношений. Целью исследования являлось определение основных социально-психологических закономерностей формирования отношения к труду в семье. Основными методами получения эмпирической информации являются стандартизованные интервью с родителями осужденных, а также наблюдение за наследуемыми семьями. При проведении групповых дискуссий среди родителей осужденных выяснилось, как важно внимательно относиться к их психологическим особенностям. В работе по оптимизации социально-психологических влияний семьи выявлено, что в целенаправленной деятельности семьи по формированию отношения к труду проявляются пять функциональных компонентов, аналогичных компонентам педагогической деятельности: гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный и организаторский. Исследование выявило роль различных социально-психологических условий, способствующих эффективности выявленных целенаправленных влияний: ценностно-ориентационного единства семьи, согласованности понимания,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.