АКМЕОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
DEVELOPMENT ACMEOLOGY AND PSYCHOLOGY
УДК 159.923.2
ВОЗРАСТНЫЕ ЭТАПЫ ПРОЦЕССА СЕПАРАЦИИ ОТ РОДИТЕЛЕЙ
Петренко Татьяна Васильевна — кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина, ул. Калинина, 13, г. Краснодар, Россия, 350044; e-mail: tan [email protected]
Сысоева Лидия Владимировна — ассистент кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина, ул. Калинина, 13, г. Краснодар, Россия, 350044; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ
В статье приведены результаты теоретического исследования, нацеленного на изучение возрастных этапов процесса сепарации от родителей. Показано состояние проблемы сепарации от родителей в отечественной и зарубежной психологии. Опираясь на отечественные и зарубежные теории периодизации развития личности, авторы выделяют особенности протекания сепарационных процессов на каждом возрастном этапе. Этапы выделены в соответствии с возрастными кризисами, каждый из которых рассматривается как очередная ступень сепарации. Обозначены сепарационные задачи, дано теоретическое обоснование пиков сепарационной активности в возрастные кризисы. Особое внимание уделяется изучению сепарационных процессов в студенческом возрасте, показывается их влияние на личностное, профессиональное самоопределение, становление субъектности, развитие личностной автономии. Подчёркивается важность разрешения сепарационных противоречий на каждом возрастном этапе как необходимого условия успешной социализации.
Ключевые слова: сепарация, возрастные кризисы, индивидуация, сепарационная активность, личностная автономия, субъектность, профессиональное самоопределение, личностное самоопределение, социализация.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема психологической сепарации сегодня затрагивает многие сферы жизни и деятельности человека и рассматривается в первую очередь в контексте детско-родительских отношений как необходимый атрибут взросления, становления личностной автономии. В психологической литературе под сепарацией (от лат. separates — «отдельный») подразумевается отделение, а в аспекте межличностных отношений — расставание с человеком, с которым установлены отношения доверия. В частности, это отделение взрослого ребёнка от родительской семьи, его становление как самостоятельной и независимой личности.
Изучению проблемы сепарации от родителей посвящены исследования таких зарубежных авторов, как Р. Джосселсон 1980; Д. Хоффман, 1984; М. Эл-лисон, Р. Сабателли, 1988; Р. Райан, Дж. Линч, 1989; Д. Лапсли и сотр., 1989, 1999, 2002; А. Баррера, 2011. В отечественной психологии в последние десятилетия учёные направили своё внимание на изучение отдельных аспектов данной проблемы.
В большинстве отечественных публикаций перечисляются клинические сложные случаи, связанные с проблемной сепарацией, описываются типы детско-родительских отношений в процессе семейной сепарации (А.Я. Варга, 2009; Т.Ю. Садовнико-ва, 2009; Н.М. Манухина, 2011; Т.И. Сытько, 2014; В.П. Дзукаева, 2016). При этом недостаточно внимания уделяется вопросу изучения социально-пси-
хологической природы этого явления, нет чёткого осмысления динамики сепарационных процессов, отсутствует единое определение понятия сепарации.
Одной из актуальных остаётся проблема изучения возрастных этапов сепарации. В зарубежной психологии этапы прохождения сепарации наиболее полно представлены в психоаналитическом направлении через периодизацию развития личности (М. Малер, Б. Файн, А. Фрейд, М. Кляйн, Д. Вин-никотт, Дж. Боулби, X. Кохут, П. Блос, О. Керн-берг). Большой вклад в решение данной проблемы вносят и труды отечественных учёных, посвящён-ные вопросам периодизации психического развития, возрастным кризисам (Л.С. Выготский, Д.Б. Элько-нин, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Л.Ф. Обухова, В.И. Слободчиков).
ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПОВ СЕПАРАЦИИ ОТ РОДИТЕЛЕЙ
Опираясь на отечественные и зарубежные теории периодизации развития личности, можно выделить особенности протекания сепарационных процессов на каждом возрастном этапе, отдельно рассматривая ярко выраженные кризисы.
Новорождённость и младенчество. Период от рождения до трёх месяцев рассматривается учёными как период полного слияния ребёнка с матерью. Ребёнок ещё не способен дифференцировать себя как отдельную личность. По мнению А. Фрейд, важным фактором сепарации на этом этапе является формирование «первичных отношений с матерью по опорному типу», эмоционально окрашенная энергетическая наполненность материнского образа [1, с. 8].
Сепарационный кризис нарастает к окончанию младенческого периода (кризис одного года). Как указывает Л.С. Выготский, происходит разделение предметной и социальной среды, что приводит к субъективации желаний [2]. На первый план выдвигаются желания самого ребёнка, при этом разрушается прежняя парадигма «пра мы». Исследователи выделяют следующие кризисные проявления в поведении ребёнка: упрямство, отказ подчиняться взрослым, особая чувствительность к наказанию, непереносимость слов «нет», «нельзя», противоречивость в поведении [11]. М. Малер характеризует этот этап (9—15 месяцев) как субфазу практики, в которой двигательные возможности ребёнка растут, позволяя ему постигать окружающий мир и удаляться от матери [9]. Необходимым ресурсом является на-рциссическая подпитка матери, что формирует у ребёнка полноценную адекватную самооценку, закладывает фундамент уверенности, самодостаточности и в то же время сглаживает протестность в поведении.
Раннее детство. Через предметное освоение, приобретение навыков использования предметов ребёнок продолжает решать сепарационные задачи, настаивая на своём праве действовать с предметами так, как хочется ему. Ребёнок постигает мир предметов, в котором он всё ещё зависит от матери, но уже экспериментирует со свободой. М. Малер характеризует данный этап как субфазу воссоединения [9]. Аг-
рессивные импульсы ребёнка направлены на мать она — объект ненависти и любви, с ней разрешается конфликт противоречивых устремлений, которые направлены на способность и возможность отделиться (движение «к» матери и «от» матери). Можно сказать, что сепарационная активность разворачивается в потребностно-мотивационной сфере. Ребёнок вычленяет свои желания, пытается воздействовать на взрослого через аффекты [2].
Кризис трёх лет. Данный кризис, на наш взгляд, сопряжён с самой высокой сепарационной активностью. Л.С. Выготский описывает этот кризис как «семизвездье симптомов» (негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протестность, обесценивание, деспотизм) [2]. Т.В. Гуськова отмечает характерные симптомы кризиса: стремление к самостоятельности, нетерпимое отношение к опеке взрослого; острая аффективная реакция на критику в свой адрес со стороны значимых близких; острая потребность в оценке взрослого [4]. Как отмечает Д.Б. Эльконин, через позицию «Я сам» происходит отделение от взрослого [15]. М. Малер считает, что итогом прохождения всех фаз сепарации — индиви-дуации (к 2—3 годам) — является интеграция положительных и отрицательных репрезентаций «Я» и объекта, что ведёт к восприятию ребёнком матери и себя как целостных и независимых друг от друга существ, обладающих как хорошими, так и плохими качествами. По мнению М. Малер, это и определяет психологическое рождение личности [9].
Дошкольное детство. Первый серьёзный сепарационный кризис преодолён. Ребёнок в полной мере стремится реализовать потребность в самостоятельности, автономии, общаясь со сверстниками, где и реализуется опыт успешной сепарации. Как отмечает Е.О. Смирнова, ребёнок спорит с другими детьми, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет, ведёт себя естественно, раскованно [11]. Ребёнок учится искать компромисс, приобретает умение отдавать, делиться, в то же время он учится проявлять лидерство, инициативу, конкурировать, соперничать, противостоять. Важная задача развития — прийти к интеграции умения делать и то и другое.
В психоанализе в этот период завершается эди-пальный конфликт: благодаря третьему объекту — отцу — происходит перестройка инфантильных диадических отношений ребёнка и матери, что способствует дальнейшей сепарации-индивидуации (Ф. Тайсон, Р. Тайсон, Ф. Дэвидс, Е. Крампе, М. Ди-амонд, М. Таргет, П. Фонаги, М. Маркс, И.М. Кадыров). Ребёнок принимает родителей как супружескую чету, не являясь более третьим лишним в их отношениях.
Младший школьный возраст. Резкая смена социальной ситуации развития, приобретение нового статуса ученика, другая мера ответственности — всё это приглушает процессы сепарации в данный период. Однако на начальном этапе младшего школьного возраста кризис семи лет в полной мере представлен как кризис взросления. Как отмечает Л.С. Выготский, желание быть взрослым и соответственно вос-
приниматься сказывается на появлении в поведении ребёнка гримасничания, манерности, нарочитой взрослости [2]. К.Н. Поливанова отмечает ряд трудностей во взаимодействии родителей с ребёнком: у него появляется негативное отношение к правилам, отрицание родительских требований, нежелание подчиняться [7]. В то же время усилия ребёнка направлены на приобретение новых знаний, умений, и ему нужен «надёжный тыл»; взрослый (учитель, родитель) выступает как носитель опыта, знаний, поэтому в общении с близкими явления негативизма сглаживаются. В психоанализе на этом этапе происходит крушение иллюзий относительно родительского могущества (Ф. Тайсон, Р. Тайсон, 1990). Сепарацион-ные процессы разворачиваются через появляющийся интерес к другим взрослым, которые наделяются безусловным авторитетом.
Подростковый кризис (12—13 лет). К этому возрасту накоплен багаж знаний, умений, подросток чувствует свою компетентность в некоторых сферах и готов всё это применять в отношениях с другими, настаивает на праве действовать самостоятельно. Подростковый кризис, пожалуй, является тем рубежом в процессе сепарации-индивидуации, когда отделение от родителей и приобретение собственной уникальности, целостности становятся неотъемлемой частью развития личности. Происходит отчуждение от родителей, от мира взрослых и поиск себя в среде сверстников. В.С. Мухина отмечает тенденцию отчуждения подростков от мира взрослых как важную составляющую взросления, «изживания своей зависимости от родителей и от взрослых в целом» [6, с. 438]. Подросток противопоставляет себя другим взрослым, авторитет которых теперь не признаётся. И снова наблюдаются две противоборствующие тенденции в решении сепарационных задач. С одной стороны, противостояние миру взрослых, с другой — потребность в принятии, признании взрослыми и перестройке отношений «на равных», возникновение чувства взрослости (Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова). В конечном итоге необходимая интеграция помогает подростку в будущем приобрести умение противостоять любому авторитету и в то же время выстраивать отношения с позиции «на равных».
Подростковый возраст (14—17 лет). Процессы сепарации снова разворачиваются в социальной среде, через сверстников. Это новый этап социализации, в процессе которого подросток обретает опыт автономного взаимодействия. А.Е. Личко, М.Р. Гинзбург, В.С. Мухина отмечают стремление подростка к единению со сверстниками, поскольку именно с ними он может реализовать себя как личность, самоутвердиться, построить модель «взрослых» отношений. С одной стороны, прослеживается тенденция слияния с себе подобными, с другой — желание подчеркнуть свою уникальность, индивидуальность. Конечная интеграция — рождение собственной уникальности и в то же время определение своего места среди других.
В психоанализе подростковый возраст рассматривается как период вторичной сепарации-ин-дивидуации ребёнка, завершением которого яв-
ляются отделение от родителей, формирование собственной идентичности и интеграция личной истории [10].
Юношеский (студенческий) возраст (18—25 лет).
На начальном этапе этого возраста сепарационная активность снижается. Юноша испытывает настоятельную потребность в родительской любви, заботе. Все эти специфические преобразования отношений обусловлены социальной ситуацией развития: поступление в средние или высшие учебные заведения, адаптация к новым условиям, возрастание требований окружающего мира к студенту как человеку взрослому и самостоятельному. Преподаватель, родитель, значимый взрослый выступают в важном качестве наставника, учителя, который поможет овладеть будущей профессией, освоить опыт автономного поведения. Л.С. Выготский, Е.И. Головаха, К. Левин, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Д.Б. Эльконин представляют этот возрастной период как особый этап планирования, построения целостного замысла жизни, в метафорическом аспекте — это «встреча со взрослостью». Ю.В. Потапова и И.А. Челядинская рассматривают юношеский (студенческий) возраст как особый период, когда человек, достигший взрослости, всё ещё полностью зависит от родителей, получает от них материальную помощь, нуждается в их поддержке [8].
Как отмечает Г.В. Миронова, к сущностным характеристикам развития личности в юношеском возрасте относится образование субъектности как основания и условия самореализации [5]. А.А. Дер-кач определяет субъектность как свойство, обеспечивающее способность человека к преобразовательной деятельности, «а также потребность и необходимость в такой деятельности» [3, с. 16]. Формирование субъектной позиции, на наш взгляд, и является инициирующим фактором сепарационной активности, когда юноша стремится преобразовать внутреннее и внешнее пространство, перестроить общение с родителями, окружающими людьми на равных, строит субъект-субъектное взаимодействие через преодоление объектности, а значит, и зависимости от внешних условий.
К 23—25 годам сепарационная активность значительно повышается. Это период конфронтации и окончательного отделения от родителей, начало самостоятельной жизни. Получение знаний в сфере будущей профессии, приобретение собственного опыта — всё это способствует возникновению желания поступать по-своему, не опираясь больше на родительский опыт. При наличии внутренней готовности молодой человек стремится отделиться от родителей и приобрести функциональную независимость, чему способствует окончание вуза, начало трудовой деятельности, самостоятельной жизни. При этом важна и родительская готовность «отпустить» взрослеющего ребёнка в самостоятельную жизнь [13]. На данном этапе только взаимное переосмысление задач взросления, раскрытие личностных ресурсов для новых целей поможет родителям и взрослеющему ребёнку разрешить сепарационный конфликт и перейти на новый партнёрский уровень взаимодействия [12].
Становится очевидным, что пик сепарационной активности приходится на период окончания юношеского (студенческого) возраста. Большинство исследователей определяют этот период как нормативный кризис перехода от юношества к ранней взрослости, когда молодой человек завершает обучение и сталкивается с первыми трудностями самостоятельной жизни (Г. Шихи, Э. Эриксон, Г.С. Абрамова, О.В. Хух-лаева, В.И. Сободчикова).
Неизбежно возникающий кризис отражает кардинальные изменения социального пространства: поиск стабильного места работы, адаптация к коллективу, встреча спутника жизни, с которым позднее сформируются стабильные, устойчивые близкие отношения, начало семейной жизни. Основное противоречие этого периода — готовность биологическая, физическая, мотивационная к вступлению во взрослую жизнь, но психологическая незрелость и как итог — неготовность брать на себя ответственность за принимаемые решения [14]. Если на предшествующих этапах задачи взросления, сепарации решались успешно, то, как правило, такая психологическая готовность и способность к личностной автономии у молодого человека уже сформирована. В противном случае своевременно не завершённая сепарация мешает дальнейшему личностному, профессиональному развитию человека, становясь для него своего рода конфликтогеном.
ВЫВОДЫ
Сепарация от родителей не происходит одномоментно; этот процесс развернут во времени, включает в себя определённые возрастные этапы, на каждом из которых решаются специфические задачи взросления. Наблюдается определённое чередование периодов высокой сепарационной активности — кризис трёх лет, подростковый кризис, кризис перехода к ранней взрослости — и периодов низкой сепарационной активности. Обозначенные ярко выраженные кризисы в полной мере являются кризисами взросления, или сепарационными кризисами. Разрешение сепарационных противоречий (сближение — отдаление, движение «к» и «от»), интеграция разнонаправленных движений на каждом возрастном этапе способствуют своевременному взрослению, формированию личностной автономии, способности к сепарации в отношениях с другими, успешной социализации. Представленная модель позволяет определить специфические задачи сепарации на каждом этапе, составить концептуальное обоснование «трудных» периодов развития с точки зрения сепарационной активности, продумать ряд психолого-педагогических условий для решения сепарационных задач как в родительской семье, так и в общественных институтах.
БЛАГОДАРНОСТИ
Статья подготовлена в рамках исследования, осуществляемого при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект
№ 16-16-23003 а(р)) и администрации Краснодарского края.
ССЫЛКИ
[1]. Бриш К.Х. Терапия нарушений привязанности. От теории к практике. — М.: Когито-центр, 2012.— 316 с.
[2]. ВыготскийЛ.С. Лекции по педологии. — Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2001.— 304 с.
[3]. Деркач А.А. Профессиональная субъектность как психолого-акмеологический феномен // Акмеология. 2015. № 2. — С. 8-23.
[4]. Гуськова Т.В. Психологический анализ кризиса трёх лет: Дис. ... канд. психол. наук. — Москва, 1988.— 167 с.
[5]. Миронова Г.В. Сущность и содержание развития личности в период ранней юности (15-20 лет) // Акмеология. 2014. № 1. — С. 51-56.
[6]. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. — М.: Академия, 2011.— 655 с.
[7]. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. — М.: Издательский центр, 2000.— 184 с.
[8]. Потапова Ю.В. Использование категориально-системной методологии для анализа ситуации сепарации // Вестник Омского университета. 2013. № 4. — С. 248-252.
[9]. Процесс сепарации-индивидуации и формирование идентичности / М. Малер; Дж. Мак-Девитт // Психоаналитическая хрестоматия. Классические труды / Под ред. М.В. Ромашкевича. — М.: Геррус, 2005.— 431 с.
[10]. Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. — Екатеринбург: Деловая книга, 1998.— 528 с.
[11]. Смирнова Е. О. Психология ребёнка от рождения до 7 лет. — М: ШКОЛА ПРЕСС, 1997.— 384 с.
[12]. Сысоева Л.В., Петренко Т.В. Проблема сепарации от родителей в русской семье: социокультурный и психологический аспекты // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: Сборник статей по материалам LXII международной научно-практической конференции.— 2016. № 3(60). — С. 126-134.
[13]. Сысоева Л.В., Петренко Т.В. Стиль семейного воспитания как фактор формирования личностной автономии в студенческом возрасте // Современная наука: опыт, проблемы и перспективы развития: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. 2015. — С. 76-82.
[14]. Чернобровкина С.В. Кризис юности у студентов как кризис взросления // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2014. № 1. — С. 24-31.
[15]. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МПО «МОДЭК», 2001.— 416 с.
AGE STAGES OF THE PROCESS OF SEPARATION FROM PARENTS
Tatyana V. Petrenko, Candidate of Psychological
Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology of Kuban State Agrarian Uni-
versity, 13 ul. Kalinina, Krasnodar, 350044 Russia, e-mail: [email protected]
Lidia V. Sysoyeva, Assistant of the Department of Pedagogy and Psychology, Kuban State Agrarian University, 13 ul. Kalinina, Krasnodar, 350044 Russia, e-mail: [email protected]
ABSTRACT
The article presents the findings of a theoretical research aimed at examination of age-related stages of the process of separating from parents. The status of the problem of separation from parents in the national and international psychology has been shown. Basing on the domestic and foreign theories of perio-dization of personal development, the authors identify special features of separation processes at every age stage. The stages are identified according to age-related crises each of which is seen as another separation stage. Separation goals have been set, the separation activity peaks at age crises have been theoretically justified. Particular attention is paid to the study of separation processes at the student's age. The impact of these processes on personal and professional self-determination, establishment of subjectivity, and development of personal autonomy has been shown. The authors emphasize the importance of resolving the contradictions of separation at each age stage, which is the prerequisite for successful socialization.
Key words: separation, age crises, individuation, separation activity, personal autonomy, subjectivity, professional self-determination, personal self-determination, socialization.
REFERENCES
[1]. Brisch K.H. Terapija narushenij privjazannosti. Ot teorii k praktike. [Treating attachment disorders. From theory to theraphy.]. Moscow, Kogito-centr, 2012.— 316 s.
[2]. Vygotsky L.S. Lektsii po pedologii. [Lectures on pedology.]. Izhevsk, Izdatel'skij dom Udmurtskij universitet, 2001. 304 s.
[3]. DerkachA.A. Professional'naja subjektnost kak psi-hologo-akmeologicheskij fenomen. [Professional subjectivity as a psycho-acmeological phenomenon.]. Akmeologija [Akme-ology], 2015, № 2, S. 8-23.
[4]. Guskova T.V Psihologicheskij analiz krizisa treh let: diss... kand. psihol. nauk. [Psychological analysis of the crisis of three years' age: Cand. psychol. sci. diss.]. Moscow, 1988. 167 s.
[5]. Mironova G.V. Sushhnost i soderzhanie razviti-ja lichnosti v period rannej junosti (15-20 let). [The essence and content of personality development during early adoles-
cence (15-20 years of age).]. Akmeologija [Akmeology], 2014, № 1, S. 51-56.
[6]. Muhina V.S. Vozrastnaja psihologija. Fenomenologi-ja razvitija. [Age-related psychology. Phenomenology of development.]. Moscow, Akademija, 2011.— 655 s.
[7]. Polivanova K.N. Psihologija vozrastnyh krizisov. [Psychology of age crises.]. Moscow, Izdat. centr, 2000. 184 s.
[8]. Potapova Ju.V. Ispol'zovanie kategorial'no-sistem-noj metodologii dlja analiza situacii separacii. [Applying of categorical-system methodology to analyze the separation situation.]. Vestnik Omskogo universiteta [Bulletin of Omsk University], 2013, № 4, S. 248-252.
[9]. Process separacii-individuacii i formirovanie iden-tichnosti. [The Separation-Individuation Process and Identity Formation.]. M. Maler, J. Mcdavitt. Psihoanaliticheskaja hres-tomatija. Klassicheskie trudy, pod red. M.V. Romashkevicha [Psychoanalytic reader. Classical Works, ed. M.V. Romash-kevich.], Moscow, 2005.— 431 s.
[10]. Tyson P., Tyson R. Psihoanaliticheskie teorii razvitija. [Psychoanalytic theories of development]. Ekaterinburg, Delovaja kniga, 1998. 528 s.
[11]. Smirnova E.O. Psihologij a rebenka ot rozhdenij a do 7 let. [The psychology of the child from birth to 7 years old.]. Moscow, ShKOLA PRESS, 1997.— 384 s.
[12]. SysoyevaL.V., Petrenko T.V. Problema separacii ot roditelej v russkoj sem'e: sociokul'turnyj i psihologicheskij as-pekty. [The problem of separation from their parents in the Russian family: socio-cultural and psychological aspects]. Lich-nost', sem'ja i obshhestvo: voprosy pedagogiki i psihologii: sb. st. po mater. LXII mezhdunar. nauch. — prakt. konf. [Person, family and society: questions ofpedagogy and psychology. Collection of articles on the materials of LXII Int. scientific-practical. Conf.], 2016, no. 3(60). S. 126-134.
[13]. SysoyevaL.V., Petrenko T.V. Stil' semejnogo vospi-tanija kak faktor formirovanija lichnostnoj avtonomii v stu-dencheskom vozraste. [The style of family upbringing as a factor of personal autonomy in the student's age.]. Sovremen-naja nauka: opyt, problemy i perspektivy razvitija: materialy Mezhdunarodnoj (zaochnoj) nauchno-prakticheskoj konfer-encii. [Modern science: experience, problems and prospects of development. Materials of International (correspondence) scientific-practical conference], 2015. S. 76-82.
[14]. Chernobrovkina S.V Krizis junosti u studentov kak krizis vzroslenija. [Youth crisis of students as crisis of maturation.]. Vestnik Omskogo universiteta. Serija «Psihologija». [Bulletin of Omsk University. «Psychology» series], 2014, № 1. S. 24-31.
[15]. Elkonin D.B. Psihicheskoe razvitie v detskih vozrastah: izbrannye psihologicheskie trudy pod red. D.I. Fel'dshtejna. [Mental development in childhood: Selected psychological works, ed. D.I. Feldstein.]. Moscow, Mosk-ovskij psihologo-social'nyj institut, Voronezh, MPO «MOD-JeK», 2001.— 416 s.