Научная статья на тему 'ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ МОЛОДЁЖИ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА'

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ МОЛОДЁЖИ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
268
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭТНОИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Моторина Полина Алексеевна, Джембек Юлия Игоревна, Ефремова Анастасия Владимировна

Статья посвящена проблеме этнической идентичности современной молодёжи. Также рассматривается процесс этнической идентичности как отнесение себя к определённой этнической общности, так и как формирование представления о своей группе, «образ мы». Авторы отмечают, что многообразие определений этнической идентичности свидетельствует о сложной природе изучаемого феномена. Кроме того, подчёркивается, что этническое самосознание молодежи подвержено трансформации в зависимости от социально-политических, экономических и культурных условий жизнедеятельности этноса. Также в статье представлено исследование, целью которого было выявить особенности этнической идентичности молодежи, проживающей в г. Лесосибирске (Россия) и г. Шардара (Казахстан). В нем при помощи различных методик проводится анализ полученных результатов. В результате исследования авторы пришли к выводу, что большинство испытуемых идентифицируют себя со своей этнической группой и обладают средним уровнем толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Моторина Полина Алексеевна, Джембек Юлия Игоревна, Ефремова Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC IDENTITY OF YOUTH AS A PROBLEM OF MODERN SOCIETY

The article is devoted to the problem of ethnic identity of modern youth. The process of ethnic identity is also considered as the attribution of oneself to a certain ethnic community, and as the formation of an idea of one's group, the "image of us". The authors note that the diversity of definitions of ethnic identity indicates the complex nature of the phenomenon under study. In addition, it is emphasized that the ethnic identity of young people is subject to transformation depending on the socio-political, economic and cultural conditions of the ethnos. The article also presents a study aimed at identifying the peculiarities of the ethnic identity of young people living in Lesosibirsk (Russia) and Shardara (Kazakhstan). It analyzes the results obtained using various techniques. As a result of the study, the authors concluded that most of the subjects identify themselves with their ethnic group and have an average level of tolerance.

Текст научной работы на тему «ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ МОЛОДЁЖИ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА»

Вторая категория детей - это дети, у которых симбиотическая фаза протекала слишком хорошо, в следствие чего, она затягивается. Мама продолжает понимать ребенка без слов, ему просто нет необходимости развивать свою активность, символизировать образ матери - она присутствует всегда. Ребенок остается частью матери, ему не нужно отделяться, не нужно развивать речь, ведь его и так понимают. Сепарация не происходит, и речевое развитие ребенка задерживается.

Выводы. На данном этапе исследования, опираясь на теоретический обзор российских исследователей, на психоаналитические теории, на результаты беседы и видеонаблюдения за ребенком, последующие консультации с родителями, на которых были проверены выдвинутые в исследовательской части гипотезы, можно подтвердить описанными теориями и практическими примерами гипотезу о том, что между сепарационным процессом и речевым развитием ребенка имеется тесная взаимосвязь. Если по каким-либо причинам сепарация ребенка от матери не происходит, либо происходит слишком рано, это оказывает влияние на речевое развитие ребенка, вызывая нарушения речи. Решение сепарационных задач, переход на новую стадию в этом процессе стимулирует потребность в общении и речевое развитие ребенка. Для благополучного развития ребенка, в том числе и речевого, ему необходимо прожить период слияния с матерью, получить опыт безусловного принятия угадывания своих потребностей и желаний и их удовлетворения. Однако в какой-то момент мать немного отдаляется. Она продолжает заботиться о ребенке, но иногда исчезает, а потом появляется снова, перестает понимать ребенка без слов, немного задерживает удовлетворение его потребностей. Так ребенок начинает замечать мать, признавать ее и своею отдельность, осознавать свои потребности, желания, которые сперва становятся репрезентациями во внутреннем мире ребенка, а затем принимают форму слова.

Литература:

1. Винникотт Д.В. Переходные объекты и переходные явления: исследование первого «не-я» - предмета [Текст]. / Пер. с англ. / Антология современного психоанализа. - Т. 1 / Под ред. А.В. Россохина. - М.: ИПРАН, 2000. - 488 с.

2. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. - М.: Класс, 2007. - 80 с.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

4. Гринберг Л. Введение в работы Биона: Группы, познание, психозы, мышление, трансформация, психоаналитическая практика / Л. Гринберг, С. Дарио, Т. д. Б. Элизабет. / пер. с англ. - М.:"Когито-Центр", 2018. - 158 с.

5. Кинодо Ж.-М. Приручение одиночества. Сепарационная тревога в психоанализе - М.: "Когито-Центр", 2008. - 253 с.

6. Кляйн М. Развитие в психоанализе / Кляйн М., Айзекс С., Райвери Дж. - М.: Академический Проект, 2001. - 512 с.

7. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 1986. - 136 с.

8. Малер М. Психологическое рождение человеческого младенца. Симбиоз и индивидуация. / Пер. с англ. Малер М., Пайн, Ф., Бергман. А. - М.: "Когито-Центр", 2011. - 413 с.

9. Разенкова Ю.А. Трудности развития общения у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья: выявление, предупреждение и коррекция: Монография. - М.: Полиграф сервис, 2017. - 198 с.

10. СКПА: сайт. - Ставрополь, 2022. - URL: http://www.srpa.ru/biblioteka/biblioteka-on-line/261-paolo-fonda-qsindrom-czeplyaniyaq.html (Дата обращения: 03.02.2022).

11. Электронная библиотека: сайт. - Москва, 2022. - URL: http://psychlib.ru/mgppu/eit/EIT-001-.HTM#$p1. (Дата обращения: 23.01.2022).

Психология

УДК 159.9

студент Моторина Полина Алексеевна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск); студент Джембек Юлия Игоревна Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск); студент Ефремова Анастасия Владимировна Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск)

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ МОЛОДЁЖИ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация. Статья посвящена проблеме этнической идентичности современной молодёжи. Также рассматривается процесс этнической идентичности как отнесение себя к определённой этнической общности, так и как формирование представления о своей группе, «образ мы». Авторы отмечают, что многообразие определений этнической идентичности свидетельствует о сложной природе изучаемого феномена. Кроме того, подчёркивается, что этническое самосознание молодежи подвержено трансформации в зависимости от социально-политических, экономических и культурных условий жизнедеятельности этноса. Также в статье представлено исследование, целью которого было выявить особенности этнической идентичности молодежи, проживающей в г. Лесосибирске (Россия) и г. Шардара (Казахстан). В нем при помощи различных методик проводится анализ полученных результатов. В результате исследования авторы пришли к выводу, что большинство испытуемых идентифицируют себя со своей этнической группой и обладают средним уровнем толерантности.

Ключевые слова: идентичность, этническая идентичность, самоидентификация, толерантность, интолерантность, этноидентичность.

Anmtation. The article is devoted to the problem of ethnic identity of modern youth. The process of ethnic identity is also considered as the attribution of oneself to a certain ethnic community, and as the formation of an idea of one's group, the "image of us". The authors note that the diversity of definitions of ethnic identity indicates the complex nature of the phenomenon under study. In addition, it is emphasized that the ethnic identity of young people is subject to transformation depending on the socio-political, economic and cultural conditions of the ethnos. The article also presents a study aimed at identifying the peculiarities of the ethnic identity of young people living in Lesosibirsk (Russia) and Shardara (Kazakhstan). It analyzes the results obtained using various techniques. As a result of the study, the authors concluded that most of the subjects identify themselves with their ethnic group and have an average level of tolerance.

Key words: identity, ethnic identity, self-identification, tolerance, intolerance, ethno-identity.

Введение. «Этническая идентичность - составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности» [7, С. 7].

Проблема формирования и трансформации этнической идентичности в условиях межэтнического взаимодействия является значимой для современной науки, о чем свидетельствует неослабевающий интерес отечественных и зарубежных исследователей к данной теме. Среди них - Лебедева Н.М., Солдатова Г.У., Стефаненко Т.Г., Хотинец В.Ю., Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Андерсон Б., Хобсбаум Э., Геллнер Э. и другие.

Тема этнической идентичности представляет собой одно из значимых явлений социальной реальности и социокультурной теории. В области межнациональных отношений, в процессах глобализации и растущей общественной маневренности общества происходят значимые коррективы: активное взаимодействие культур (особенно в поликультурных обществах) поднимает актуальность вопроса о сохранении традиционной этнической идентичности. В последнее время учеными отмечается увеличение количества людей, которые отождествляют себя одновременно с разными этническими культурами и языками, помимо своего родного.

В различных теоретических источниках национальная самоидентификация рассматривается с двух позиций: с одной стороны, это маркер, указывающий на принадлежность человека к определенной национальной группе, с другой, - процесс отождествления себя с этой группой. Национальная идентичность включает в себя весь набор представлений человека о своей нации, а также чувства и намерения, связанные с этими представлениями. Национальная самоидентификация входит в национальную идентичность и является ее ядром.

Идентичность в рамках психологической концепции рассматривалось, прежде всего З. Фрейдом. Следует отметить, что одним из значимых исследований об этничности и этнической идентичности является труд З. Фрейда «Групповая психология и анализ Эго». Ученый впервые вводит понятие идентичность и рассматривает идентификацию как «бессознательную эмоциональную связь ребенка с родителями», как «механизм восприятия между индивидуумом и социальной группой» [1, С. 109].

В своей статье «Этническая идентичность: подходы к проблеме» Е.О. Хабенская также отмечает, что многообразие определений этничности (этнической идентичности) в рамках различных теоретических подходов, свидетельствует не только о сложной природе изучаемого феномена, но и указывает на ограничения возможностей применяемой методологии. В исследовании феноменов этнической идентичности применяется обширный диагностический инструментарий: различные личностные и ситуационные тесты, лабораторный эксперимент, методы опроса, включая анкетирование, интервьюирование, социометрию, шкальные измерительные методики и др.

Л.Н. Гумилев рассматривал этнос как, прежде всего природное явление. В его понимании этнос - это тот или иной коллектив людей (динамическая система), противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам («мы» и «не мы»), имеющий свою особую внутреннюю структуру и оригинальный стереотип поведения. При этом Гумилев считал, что этнический стереотип поведения не передается по наследству, а усваивается ребенком в процессе культурной социализации и является довольно прочным и практически неизменным в течение всей жизни человека [2, С. 173].

Тенденции глобализации оказывают явное влияние на формирование этнической идентичности и этнического самосознания, и как следствие, на характер межэтнических взаимоотношений. Этническая идентичность является динамичным образованием и может подвергаться трансформации [3, С. 191].

Изложение основного материала статьи. В связи с актуальностью проблемы мы организовали экспериментальное исследование, направленное на изучение этнической идентичной молодежи, проживающей в г. Лесосибирске (Россия) и г. Шардара (Казахстан). Выборка представлена молодыми людьми в возрасте 15-19 лет в количестве 45 человек: из них - 15 человек - русские (проживают в РФ), 15 человек - казахи (проживают в Казахстане) и 15 человек-русские (проживают в Казахстане).

В качестве диагностического инструментария мы использовали следующие методики: «Типы этнической идентичности» (авторы - Г.У.Солдатова, С.В. Рыжова) [5, С. 258]; Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (авторы -Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова) [4, С. 59]; Методика изучения представлений о признаках родства с казахским народом (автор - Т.Г. Стефаненко) [6, С. 186].

Анализируя результаты исследования, полученные с помощью методики «Типы этнической идентичности», мы пришли к выводу, что по шкале «Этнонигилизм», означающей отход от собственной этнической группы и поиск устойчивых социально-психологических ниш не по этническому признаку, у 60% испытуемых казахов, 93% испытуемых русских из Казахстана и 73% тестируемых русских из России выявлен низкий и пониженный уровень. При этом, по данной шкале только у 7% казахов обнаружен высокий уровень и у 7% русских (проживающих в Казахстане) выявлен повышенный уровень. Следовательно, большинство испытуемых идентифицируют себя со своей этнической группе.

Проанализировав результаты исследования, мы пришли к выводу, что по шкале «Этническая индифферентность», означающей размывание этнической идентичности, выраженную в неопределенной этнической принадлежности, для 13% казахов, 27% русских из Казахстана, 13% русских из России характерен пониженный уровень. Также по данной шкале у 40% казахов, 33% русских из Казахстана, 20% русских из России выявлен повышенный и высокий уровень. Следовательно, у половины тестируемых неопределенность этнической принадлежности.

Мы констатируем, что по шкале «Норма (Позитивная этническая идентичность)», означающей позитивное отношение к своему народу и другим народам, у 13% казахов, у 40% русских из Казахстана, у 54% русских из России выражен средний и повышенный уровень. При этом, у 87% казахов, у 60% русских из Казахстана, у 40% русских из России установлен высокий уровень. Следовательно, большинство испытуемых относятся позитивно ко всем этническим группам. Следует отметить, что у 7% русских из России выявлен пониженный уровень. Это означает, что у тестируемых отсутствуют положительные эмоции к другим народам.

Проанализировав результаты по шкале «Этноэгоизм», означающей напряженность и раздражение в общении с другими представителями этнических групп, для 87% казахов, 87% русских из Казахстана, 80% русских из России характерен низкий и пониженный уровни. При этом, по данной шкале только у 13% казахов, у 13% русских, у 20% русских из России обнаружен средний уровень. Следовательно, большая часть испытуемых не чувствуют негативные эмоции находясь рядом с представителями других народов.

Мы констатируем, что по шкале «Этноизоляционизм», характеризующуюся в убежденности превосходства своего народа, у 100% казахов, у 100% русских, у 93% русских из России установлен низкий и пониженный уровни. При этом, лишь 7% тестируемых русских из России имеют средний уровень. Следовательно, большинство испытуемых не возвышают свою этническую группу над другими группами.

Анализируя результаты по шкале «Этнофанатизм», выраженную в готовности идти на любые действия во имя этнических интересов, у 67% казахов, у 83% русских из Казахстана, у 40% русских из России выявлен низкий и пониженный уровни. Также, 33% казахов, 7% русских, 60% русских из России имеют средний и повышенный уровни. Следовательно, большинство казахов и русских из Казахстана не ставят этнические интересы выше прав человека. Также большая часть русских из России готова идти на любые действия ради этнических интересов.

Таблица 1

Результаты диагностики молодежи по методике ««Типы этнической идентичности» (авторы - Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова)

Ур. Казахстан Россия

Казахи (%) Русские (%) Русские(%)

1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6

Низкий 60 0 0 60 60 40 80 0 0 47 80 73 60 0 0 60 47 7

Пониж. 0 13 0 27 40 27 13 27 0 40 20 20 13 13 7 20 47 33

Средний 33 47 0 13 0 33 0 40 13 13 0 7 27 67 7 20 7 47

Повыш. 0 27 13 0 0 0 7 20 27 0 0 0 0 20 47 0 0 13

Высокий 7 13 87 0 0 0 0 13 60 0 0 0 0 0 40 0 0 0

Анализируя результаты исследования, полученные с помощью методики «Индекс толерантности», проведенную среди казахского населения города Шардара Республики Казахстан, мы пришли к выводу, что у 80% исследуемых казахов установлен средний уровень толерантности. Для них характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. У 20% выявлен высокий уровень толерантности. Это свидетельствует о том, что эти представители обладают выраженными чертами толерантной личности.

Проанализировав результаты исследования по этой же методике, проведенной среди русского населения города Шардара Республики Казахстан, мы отмечаем, что у 60% испытуемых выражен средний уровень толерантности, а у 40% выявлен высокий уровень толерантности. Им свойственно вести себя в одних ситуациях толерантно, а в других могут проявлять интолерантность.

Мы констатируем, что по методике «Индекс толерантности», проведенной среди русского населения города Лесосибирска Российской Федерации, у всех испытуемых выявлен средний уровень толерантности.

Таблица 2

Результаты диагностики молодежи по методике «Индекс толерантности» (авторы - Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова)

Высокий (%) Средний (%) Низкий (%)

Казахи 20 80 0

Русские (Казахстан) 40 60 0

Русские(Россия) 0 100 0

Проанализировав результаты исследования по методике изучения представлений о признаках родства с казахским народом, мы отмечаем, что большинство тестируемых русского населения, считает, что основными признаками, которые роднят их с казахами являются местожительство, природа и территория. Следует отметить, что ни один из исследуемых не отметил вариант «з) эпос предания и сказки». Следовательно, эпос не роднит казахский народ с испытуемыми.

Таблица 3

Результаты методика изучения представлений о признаках родства с казахским народом

(автор - Т. Г. Стефаненко)

Вариант ответа Кол-во ответов %

а) обычаи, обряды, традиции; 2 14.29%

б) черты характера, психология; 3 21.43%

в) песни и танцы; 2 14.29%

г) язык; 6 42.86%

д) местожительство; 12 85.71%

е) исторические судьбы, прошлое; 3 21.43%

ж) внешность; 4 28.57%

з) эпос, предания, сказки; 0 0%

и) природа, пейзаж, географическое пространство (территория); 9 64.29%

к) литература; 3 21.43%

л) что-то другое; 3 21.43%

м) ничего не роднит. 0 0%

Выводы. В процессе социализации происходит раскрытие личностного потенциала, обретение тех качеств и свойств личности, которые необходимы для установления новых контактов в обществе: человек становится востребованным и толерантным, что способствует поиску собственного «Я» в коллективе, идентификация других за счет оценочного компонента, на фоне чего происходит формирование этнической идентичности личности.

Признание факта этнической принадлежности незначимым, прямо связано с низким уровнем социальной интолерантности и непринятия индивидуальности. Это доказывает, что люди с таким стилем этноидентичности больше внимания уделяют не типическим, а индивидуальным особенностям окружающих, а их толерантность распространяется не только на представителей других этносов, но и любых других социальных групп.

Таким образом, этническая идентичность складывается в процессе развития человека и социализации в обществе. Этническая идентичность современной молодёжи формируется в условиях этнического и культурного разнообразия. Знакомясь с новым культурологическим, этническим материалом, молодые люди осознают, что необходимы поиски себя среди других людей, своей уникальности, непохожести.

Мы можем сказать, что этническая идентичность приобретается не путем каких-то личных усилий, а с рождения или через воспитание с раннего детства в определенной этнической среде. Состояние этнокультурной идентичности достигается

через созданную народом социокультурную сферу, через осознание уникальности и неповторимости своего этноса, его культуры.

Литература:

1. Адорно, Т.В. Проблемы философии морали / Т.В. Адорно. - Москва: Республика, 2010. - 238 с.

2. Гумилев, Л.Н. Этносфера: история людей и история природы: Этногенез и биосфера Земли / Л.Н. Гумилев. -Москва: Прогресс, 1993. - 306 с.

3. Михайлова, М.А. Этнокультурная идентичность в условиях культурной глобализации / М.А. Михайлова // Вестник БГУ. - 2013. - № 14. - С. 191-196.

4. Психодиагностика толерантности / Солдатова Г.У., Кравцова О.А., Хулаев О.Е., Л.А. Шайгерова // Психологи о мигрантах и миграции в России: инф.-аналит бюллетень. - Москва: 2002. - № 4. - С. 59-65.

5. Рыжова, С.В. Этническая идентичность в контексте толерантности / С.В. Рыжова. - Москва: Альфа, 2011. - 280 с.

6. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология: практикум / Т.Г. Стефаненко. - Москва: Аспект Пресс, 2006. - 208 с.

7. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология: учебник для вузов / Т.Г. Стефаненко. - 4-е изд., испр. и доп. - Москва: Аспект Пресс, 2009. - 368 с.

Психология

УДК 159

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры общей психологии и психологии личности Петрова Нина Федоровна

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); магистрант 2-го курса Ляшова Виктория Александровна

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей самоотношения личности с разным уровнем тревожности. Раскрываются основные подходы в исследовании самоотношения. Представлена структура самоотношения по С.Р. Пантелееву. Подробно описаны виды самоотношения: позитивное и негативное. Обозначены различия между тревогой и тревожностью, а также описано влияние уровня тревожности на самоотнощение личности. Целью исследования является выявление особенностей самоотношения личности с разным уровнем тревожности. Разработано и проведено диагностическое исследование, направленное на изучение самоотношения и уровней тревожности студентов, а также выявление влияния уровня тревожности на самоотношение личности. Исследование проводилось на базе ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» города Ставрополь. Опираясь на результаты исследования, был сделан вывод о том, что разный уровень тревожности может оказывать влияние на особенности самоотношения личности. Самоотношение и тревожность находятся в тесной связи друг с другом, так как уровень тревожности может оказывать влияние на личность и на ее отношение к себе.

Ключевые слова: самоотношение, тревожность, личность, самопонимание, самоинтерес.

Annotation. The article is devoted to the study of the peculiarities of the self-attitude of a person with different levels of anxiety. The main approaches in the study of self-attitude are revealed. The structure of self-relation according to S. R. Panteleev is presented. The types of self-attitude are described in detail: positive and negative. The differences between anxiety and anxiety are indicated, and the influence of the level of anxiety on the self-image of the personality is described. The purpose of the study is to identify the features of the self-attitude of a person with different levels of anxiety. A diagnostic study was developed and conducted aimed at studying students' self-attitude and anxiety levels, as well as identifying the influence of anxiety levels on personality self-attitude. Based on the results of our research, we can conclude that different levels of anxiety can affect the characteristics of a person's social attitude. Self-attitude and anxiety are in close connection with each other, as the level of anxiety can have an impact on the personality and on its attitude towards itself.

Key words: self-attitude, anxiety, personality, self-understanding, self-interest.

Введение. Формирование представлений о самом себе играет ключевую роль в становлении личности. Фундаментальными условиями успешной адаптации и социализации человека являются согласованность и непротиворечивость отношения к себе. Самоотношение влияет не только на самореализацию и самоактуализацию личности, но также на ее жизненную позицию, именно поэтому для того чтобы разобраться в поведении личности необходимо изучить и понять данный психологический феномен.

Самоотношение и тревожность находятся в тесной связи друг с другом, ведь разный уровень тревожности можем оказывать влияние на личность, следовательно, и на ее отношение к себе.

Например, при высоком уровне тревожности можно говорить о понятии «тревожного самосознания», такое состояние характеризуется низкой способностью к принятию себя, человек не ощущает себя полноценным. Внутри личности начинает возникать конфликт: «Я не могу принять себя таким, какой я есть, а, следовательно, не могу адекватно оценивать себя, свои достоинства или недостатки». И чем сильнее выражен этот конфликт, чем он глубже, тем больше человек склонен к самообвинению [3; 61.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изложение основного материла статьи. В настоящие время нет единого термина для обозначения феномена «самоотношение», так как он рассматривается не только с разных сторон, но и в рамках разных подходов. В своих работах зарубежные авторы при описании феномена «самоотношение» используют такие термины как «самопринятия», «самоуважения», «самооценка» и «самоотношение». Отечественные авторы в основном, описывая данную проблему, применяют следующие термины: «глобальная самооценка», «самопринятие», «самоуважение», «самоотношение».

Такие авторы исследований как К. Роджерс, В.В. Столин, Е.Т. Соколова, С.Р. Пантелеев и т.д. не смотря на разные мнения насчет структуры этого феномена, выделяют общие его элементы:

• эмоционально-ценностный (аутосимпатия);

• эмоционально-оценочный (самоуважение).

Можно сказать, что они в основном описывают отдельные компоненты самоотношения, принимая их за единую структуру, но на самом же деле самоотношение является многокомпонентным психологическим образованием.

Именно поэтому нам представляются наиболее интересными взгляды авторов А.И. Слепуховой, Н.В. Калининой, которые на основе воззрений С.Р. Пантелеева, который определил самоотношение как проявление обобщенного смысла собственного «Я», которое отражает степень положительного или отрицательного отношения к своей личности [5, С. 284].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.