Научная статья на тему 'Взаимосвязь профильной и профессиональной подговки учащихся в США и России'

Взаимосвязь профильной и профессиональной подговки учащихся в США и России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФИЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / КАРЬЕРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / РЫНОК ТРУДА / КЛЮЧЕВЫЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ОЦЕНИВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пальянов Михаил Павлович, Демченко Анна Ростиславовна, Семина Ольга Алексеевна, Беловолов Валерий Александрович

В статье освещена проблема несостоятельности современной российской системы образования в плане удовлетворения кадровых потребностей рынка труда. Корень данной проблемы усматривается в недостаточной развитости взаимосвязи профильной и профессиональной подготовки учащихся. С целью повышения эффективности такого взаимодействия предложено обратиться к перспективному опыту США в соответствующей сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пальянов Михаил Павлович, Демченко Анна Ростиславовна, Семина Ольга Алексеевна, Беловолов Валерий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь профильной и профессиональной подговки учащихся в США и России»

УДК 37.072

Пальянов Михаил Павлович

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией сравнительного анализа образовательных систем и международных программ Института развития образовательных систем Российской академии образования, sibinedu@tspu.edu.ru, Томск

Демченко Анна Ростиславовна

Кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник учреждения Российской академии образовании «Институт развития образовательных систем», annarost707@ yandex.ru, Томск

Семина Ольга Алексеевна

Старший преподаватель кафедры иностранных языков Сибирского государственного индустриального университета, Новокузнецк

Беловолов Валерий Александрович

Доктор педагогических наук, профессор НГПУ, ИВИ ВВ МВД России, journal.nspu@ mail.ru, Новосибирск

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФИЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОВКИ УЧАЩИХСЯ В США И РОССИИ

Palianov Mikhail Pavlovich

Doctor of pedagogy, professor, Head of the Laboratory for the Comparative Analysis of Educational Systems and the International Programs, Russian Academy’s of Education Institute for the Development of Educational Systems, sibinedu@tspu.edu.ru, Tomsk

Demchenko Anna Rostislavovna

Candidate of Pedagogy, chief research scholar, Institute of Educational Systems Development, Russian Academy of Education, sibinedu@tspu.edu.ru, Tomsk

Semina Olga Alexeevna

Senior Teacher, Foreign Languages Department, Siberian State Industrial University, Novokuznetsk

Belovolov Valery Aleksandrovich

Doctor of Pedagogic, proffesor NSPU, NMI of IT MIA, journal. nspu@mail, Novosibirsk

INTERCONNECTION BETWEEN SPECIALIZED AND PROFESSIONAL EDUCATION IN THE USA AND IN RUSSIA

Сложившаяся на сегодняшний день политика в сфере российского профессионального образования оказалась не достаточно эффективной, что проявляется в существенном ослаблении профессиональной школы, системы развития персонала предприятий; разрушении связей между общим, профессиональным образованием и трудом. Помимо этого неблагоприятная

ситуация в большинстве отраслей экономики отрицательно сказывается на профессиональном уровне работников. Под влиянием этих факторов рынок профессий и рынок образовательных услуг в России практически оказались разбалансированными.

Данная ситуация обусловлена наличием ряда проблем в отечественной системе образования: недостаток взаимодействия с работодателями и другими организациями, принимающими участие в профессиональной подготовке учащихся; отсутствие учебных программ, на основе которых можно было бы осуществлять качественное профильное обучение на высоком уровне; слабая ориентированность на формирование у учащихся умения успешно осуществлять профессиональную ориентацию. Показателями сложившейся ситуации является то, что большинство выпускников общеобразовательных и профессиональных учреждений России неадекватно оценивают свою профессиональную перспективу и не обладают умениями в сфере построения собственной профессиональной карьеры, не получают достаточно информации о потребностях рынка труда, не имеют ценностных представлений о профессиональной деятельности. Вышеуказанные затруднения учащихся влияют на их выбор жизненного пути, что в целом отражается на ситуации на российском рынке труда. Наличие данных проблем в отечественной системе образования обусловило необходимость проведения сравнительно-педагогического анализа опыта реализации взаимосвязи профильной и профессиональной подготовки учащихся в образовательных учреждениях России и США.

Результаты исследования ценностных ориентаций учащихся США, показали, что для старшеклассников приоритетными ценностями являются: личная свобода, индивидуальные права, свобода самовыражения. В американской культуре права личности существенно превалируют над ее обязанностями перед обществом. При этом, такие ценности, как социальная ответственность, патриотизм, нравственное и уважительное отношение к старшим, желание выполнять любую «грязную, но оплачиваемую работу», соблюдение законов и др. доминируют, менее предпочтительна альтруистическая деятельность и помощь ближнему. В России же отмечается нравственная дезориентация молодежи; её отрицательное отношение к рабочим специальностям; слабая развитость умений планирования собственной профессиональной карьеры.

Одним из приоритетных направлений модернизации российской системы образования должна стать деятельность по повышению эффективности её профориентационной работы. Целью профориентации школьников является формирование осознанного профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и потребностям общественности в кадрах. К основным задачам профориентации следует отнести: максимальное информирование учащихся о мире и требованиях профессий к личности; активизацию познавательной деятельности учащихся в поиске «своей» профессии; создание условий для прак-

тической пробы сил в различных видах деятельности; формирование профессиональной направленности личности, общественно значимых мотивов выбора профессии; проведение профессиональных консультаций, оказание помощи учащимся в оценке своих способностей и качеств, применительно к конкретным видам трудовой деятельности; формирование профессионального намерения и оказание помощи в его реализации; анализ адаптиро-ванности выпускников школы в профессиональных учебных заведениях и на производстве, изучение эффективности всей профориентационной работы [1]. Для осуществления повышения эффективности профориентационной деятельности отечественная система образования нуждается в согласовании профориентационных программ служб занятости с программами отделов образования; взаимодействии с работодателями и различными образовательными учреждениями при разработке данных программ; в наличии специально подготовленных педагогических кадров для их реализации.

С целью преодоления имеющихся затруднений целесообразным представляется обращению к положительному опыту профориентационной работы, которая проводится в образовательных учреждениях США. Данная работа носит вариативный характер, некоторые её этапы сохраняются независимо от типа образовательного учреждения или законодательства того или иного штата. Сначала учащихся постепенно знакомят с миром профессионального труда, выявляют их основные склонности и способности в динамике, на основе чего выстраиваются долгосрочные прогнозы выбора ими профиля дальнейшего обучения. Затем ученикам предлагают попробовать свои возможности в том или ином направлении профессиональной или учебной деятельности.

В качестве одного из наиболее позитивных моментом в профориентационной деятельности образовательных учреждений США можно назвать наличие внешних связей с профессиональными учебными заведениями и предприятиями внутри городов и штатов. Расширение поля такого взаимодействия позволяет не только предоставлять учащимся большую информацию о профессиональной деятельности и потребностях работодателей, но и успешно осуществлять профессиональные пробы для них на предприятиях. При этом профессиональные пробы стимулируют развитие адекватной оценки учащимися собственного уровня готовности к избираемой профессии, способствуют реализации принципа свободного профессионального выбора, носят диагностический и обучающий характер [2]. Установление связей между учебными заведениями и предприятиями организуется в рамках социального партнерства.

Социальное партнерство - это особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, который предусматривает согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса. Установление связей с социальными партнерами позволяет образовательному учреждению иметь полную информацию о рынке

труда (качественных и количественных показателях его кадровых потребностей); обеспечивать учет требований работодателей к содержанию подготовки специалистов (квалификационные характеристики); эффективно корректировать и разрабатывать учебные программы и материалы; расширять возможности для организации профессиональной практики учащихся, стажировки преподавателей; расширять возможности трудоустройства выпускников; обеспечивать возможность разработки совместных коммерческих проектов для пополнения внебюджетных фондов образовательных учреждений (курсы дополнительной профессиональной подготовки, повышения квалификации и т. д.).

В системе образования США при помощи социальных партнеров функционирует так называемый институт наставничества (на основе экономической поддержки предприятия, пожертвований родительского комитета, школьных попечителей, за счет привлечения необходимых кадров, через взаимодействие с «Центром профессиональной поддержки штата», и пр.).

В результате сравнительно-педагогического анализа подготовки выпускников образовательных учреждений к занятости на рынке труда был выявлен ряд общих и специфических черт, присущих образовательным системам США и России.

В США в рамках работы по профессиональному самоопределению учащихся осуществляется построение их личной профессиональной перспективы, ценностно-смысловые компоненты которой в процессе обучения могут быть изменены и дополнены на основе результатов соответствующей индивидуальной диагностики, а также с учетом условий рынка труда. В определении приоритетных факторов, влияющих на профессиональный выбор, оказывают помощь педагогические и психологические службы внутри внешкольных общественных организаций. Процесс профессионального самоопределения учащегося на разных этапах обучения фиксируется в специальной таблице принятия решений - «портфолио». Поиск способов расширения выбора профессий происходит при поддержке консультативной службы «Guidance», родительского комитета учебного заведения и Национального совета по координации и профессиональному самоопределению молодежи [3].

Опыт реформирования школьных программ в США показал, что целесообразным является создание программ, основанных на принципах обязательности, специализации, дифференциации и интеграции. При реализации таких программ основную массу учащихся приобщают к общим знаниям, тогда как специальные подпрограммы удовлетворяют интересы и развивают способности отдельных групп школьников.

В США распределение учащихся по профилям происходит на основе единого тестирования, подготовка к которому начинается ещё в начальной школе [4]. В России же подготовка к единому государственному экзамену (ЕГЭ) реализует один из этапов профильной подготовки в старших классах и влияет на конструирование индивидуального учебного плана. При этом ЕГЭ как одна

из форм итоговой школьной аттестации на сегодняшний день не гарантирует свободу выбора при поступлении выпускника в вуз. Один из существенных недостатков ЕГЭ состоит в том, что экзамен принимают на местах в школе, что повышает риск возникновения списывания, подтасовки работ и т. п.

Сравнительно-педагогический также анализ позволил установить, что теоретико-методической основой профильной и профессиональной подготовки учащейся молодежи в США является концепция ключевых, базовых навыков (квалификаций). Эта же концепция оказывает всё большее влияние на построение обучения в отечественной системе образования и является выражением общемировой тенденции. В США данная концепция разрабатывается в рамках теории «Образование для карьеры». Под «ключевыми навыками», определяющими успех на рынке труда (навыками готовности к занятости, навыками выживания на рабочем месте) понимаются, прежде всего, умение учиться, наличие необходимого уровня профессиональной подготовки (профессионализм); управление собой: самооценка, постановка целей, планирование карьеры и т. п.; навыки общения и установления эффективных взаимоотношений с людьми и др.

Под «ключевыми квалификациями» понимаются профессионально важные качества и индивидуальные типы профессионального поведения, являющиеся основой широкого круга профессий и не теряющие своего значения при изменении технологии производства. Ключевые квалификации называют также функциональными, к ним относятся абстрактное теоретическое мышление, способность к планированию сложных технологических процессов, творческие и прогностические способности, способность к самостоятельному принятию решений, коммуникативные способности. Практические пути формирования базовых, ключевых навыков находят свое выражение как в допрофессиональной, так и в профессиональной подготовке молодежи.

В процессе сравнительно-педагогического анализа был выделен ряд общих тенденций современной практики профориентационной деятельности в рамках профильной подготовки учащихся в России и США. Во-первых, это введение в процесс обучения специальных профориентационных курсов, основной целью которых является подготовка учащихся к вступлению в мир труда. Во-вторых, это организация производственной практики для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений, что является выражением отмеченной выше тенденции интеграции обучения и производительного труда. В-третьих, большое внимание уделяется экономической подготовке учащихся, а также их подготовке к предпринимательской деятельности. В-четвертых, имеется сходство методики профильной подготовки в России и США (широкое применение активных методов обучения, метода практико-ориентированных проектов).

Установлено, что основным назначением профилизации обучения на старшей ступени общеобразовательной школы и в США и в России является ориентация образования на индивидуализацию обучения, соединенного

с процессом социализации обучающихся в реальных условиях рыночных отношений, что должно повысить конкурентоспособность выпускников общеобразовательных учреждений на рынке труда. Как в России, так и в США обучение попадает под влияние общемировых тенденции и строится с учетом принципов региональное™, вариативности, индивидуализации обучения, свободы выбора.

В ходе сравнительно-педагогического анализа выявлен ряд различий в подготовке молодежи к занятости на рынке труда в России и США. Организация профильной подготовки в США обеспечивается индивидуальным учебным планом обучающегося, который содержит фиксированный перечень обязательных учебных курсов и возможность выбора из множества практико-ориентированных курсов в течение всего периода обучения, в то время как в российских школах преобладает углубленное изучение предметов, обеспечивающее фундаментальную подготовку учащихся по основным предметам.

Основными направлениями подготовки выпускников школ в США являются: обучение навыкам эффективного поведения в условиях рынка труда; формирование умения построения собственной профессиональной карьеры; создание устойчивых связей с социальными партнерами; обеспечение преемственности общего и профессионального образования. Показательны следующие различия: в США 70% выпускников школ получают начальное и среднее профессиональное образование, в России - 85% выпускников поступают в вузы. Выбор профессии учащимися в США соответствует их профилю обучения в школе, а в России зависит от мнения родителей, друзей, СМИ.

В США социально-экономическое и педагогическое окружение ориентирует учащихся на получение профессиональной подготовки; обязательную производственную практику на малых предприятиях в течение учебного года; включение учащихся в основные сферы деятельности (образовательную, производственно-практическую, социально-активную, культурно-досуговую) с формированием соответствующих квалификаций; российские же школьники ориентированы главным образом на получение высшего образования.

Выявлено, что имеющая место во всем мире современная тенденция введения альтернативного оценивания в образовании, дополняющего стандартизированное тестирование, получила распространение и в США. В настоящее время американскими учеными достаточно хорошо раскрыта и обоснована необходимость аутентичного оценивания, и осуществляются дальнейшие поиски путей сохранения баланса между двумя направлениями. В последние годы в США значительное распространение получила технология оценивания эффективности обучения в форме портфолио. Определено, что в США данный метод относят к одному ряду с оцениванием на основе результатов и используют, в основном, при оценивании приобретенных квалификаций: академических, профессиональных и универсальных социальных.

В практике реализации профессионального образования в России и США также имеется ряд общих тенденций. В первую очередь, это введение широкого базового профессионального обучения, что способствует формированию как профессиональных, так и ключевых квалификаций, необходимых современному работнику. Для обеих стран на настоящем этапе характерно укрупнение профессиональных областей, объединяющих группы специальностей. Подготовка учащихся в системе профессионального образования осуществляется по широким профессиональным направлениям, что способствует формированию их профессиональной мобильности, а также создает возможность трансформировать полученные навыки в случае изменения содержания труда. При этом в профессиональном образовании обеих стран наблюдается тенденция увеличения объема общеобразовательной подготовки, что также является выражением общемировой тенденции.

Подготовка выпускников системы профессионального образования к трудоустройству в США осуществляется с помощью фиксации результатов обучения, практики отслеживания трудоустройства выпускников, усиление связей работодателей с образовательными учреждениями, значительное влияние социальных партнеров на политику и содержание профессиональной подготовки молодежи (профессиональные программы, деятельность консультативных комитетов, ресурсных центров, специальных лабораторий и др.) Данные особенности американской системы профессионального образования в виду своей эффективности представляют значительный адаптационный потенциал для внедрения в российскую систему образования.

В результате сравнительно-педагогического анализа выявлено, что в качестве адаптационного потенциала для повышения эффективности взаимосвязи профильной и профессиональной подготовки в России целесообразно заимствовать из соответствующего опыта США следующие организационно-педагогические условия: проектирование непрерывного образовательного процесса «школа - профессиональное образование» с учетом спроса и предложения на рынке труда; ориентированность образовательного процесса на формирование готовности выпускников образовательных учреждений планировать свою профессиональную карьеру; расширение и углубление взаимодействия образовательного учреждения и социальных партнёров, обеспечивающие преемственность и интеграцию уровней профильного и профессионального образования; формирование профессионального самоопределения учащихся с учетом их индивидуальных возможностей и склонностей, а также требований рынка труда (это возможно за счет наличия малого количества профилей в школе, практико-ориентированных элективных курсов, непрерывного психологопедагогического сопровождения профессиональной ориентации учащихся); вовлечённость учащихся в производственный процесс предприятия, в реальные отношения между работодателем и работником.

Включение элементов практической деятельности в процесс профильной и профессиональной подготовки особенно эффективно в плане формирова-

ния у учащихся опыта производственной и предпринимательской деятельности, повышения степень их готовности к выходу на рынок труда, развития активность в поиске рабочего места и конкурентоспособности на рынке труда.

Таким образом, опыт осуществления взаимосвязи профильной и профессиональной подготовки в США представляет значительный адаптационный потенциал для российской системы образования, который целесообразно использовать при разработке подходов к организации и осуществлению взаимосвязи профильной и профессиональной подготовки в российской системе образования.

Перспективным, на наш взгляд, является дальнейшее изучение использования опыта США в области взаимосвязи профильного и профессионального обучения при подготовке конкурентоспособных специалистов и педагогических кадров для обеспечения данной взаимосвязи.

Библиографический список

1. Пальянов, М. П. Профессиональное образование в России и за рубежом [Текст]: Коллективная монография / А. Д. Копытов, М. П. Пальянов, А. К. Кусаи-нов и др. - Томск: Изд-во STT. - 2009. - 224 с.

2. Arnove, R. F. Comparative and international education society (CIES) facing the twenty-first century: challenges and contributions // Comparative Education Review. -Vol. 45. - № 4. - 2001. - P. 477 - 503.

3. Cray, K, Herr, E. Other ways to win: creating alternatives for high school graduates. - Thousand Oaks, California: Corwin Press, Inc. A Sage Publications Company, 2000. - 198 p.

4. Meier, D. Will standards save public education? / Ed. by Coehen J. and Rogers J. - Boston, MA: Beacon Press, 2000. - 89 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.