Научная статья на тему 'Проблемы профессионального самоопределения молодежи'

Проблемы профессионального самоопределения молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2798
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / РЫНОК ТРУДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семина Ольга Алексеевна, Клименко Наталья Сергеевна

В статье рассматриваются противоречия при решении вопросов профессионального самоопределения; факторы, организационно-педагогические и социально-педагогические условия профессионального самоопределения, а также предпосылки его формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семина Ольга Алексеевна, Клименко Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы профессионального самоопределения молодежи»

РАЗДЕЛ IV

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ личности

УДК 378.14

Семина Ольга Алексеевна

Старший преподаватель Сибирского государственного индустриального университета, [email protected], Новокузнецк.

Клименко Наталья Сергеевна

Старший преподаватель Сибирского государственного индустриального университета, Новокузнецк

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

Syomina Olga Alekseevna

Senior Lecturer in Siberian State Industrial University, [email protected], Novokuznetsk

Klimenko Natalia Sergeevna

Senior Lecturer in Siberian State Industrial University, Novokuznetsk

PROBLEMS OF VOCATIONAL SELF-DETERMINATION OF YOUNG PEOPLE

Одной из причин безработицы среди молодых людей является слабая подготовка обучающихся к труду за время обучения в школе, а также получение выпускниками профессий, зачастую не соответствующих требованиям рынка и регионов. Молодежь сталкивается с тем, что рынок труда в России весьма далек от норм социально ориентированного рынка труда и партнерских отношений между работодателем и работником, соискателем работы и государством.

Рынок труда зависит от государственной политики занятости, уровня развития страны, того или иного региона, демографической ситуации. Кроме того, особенностью рынка труда является то, что регуляторами здесь помимо обычных макро- и микроэкономических факторов являются факторы социальные и социально-психологические, факторы культуры. Рынок труда отличается тем, что на нем в качестве товара выступают физические, интеллектуальные и эмоциональные способности людей.

Адаптация к условиям рыночной экономики требует от молодежи прогнозирования своего развития, а также прогнозирования изменения общества в постоянно меняющейся реальности. В современных условиях именно прогностичность профессионального самоопределения становится важнейшим условием ее эффективности [6].

Устремленность в будущее становится основной направленностью личности и проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания, интересов, планов юношества.

Актуальность проблемы формирования профессионального самоопределения усугубляется следующими объективными причинами: отсутствие должной кадровой политики в регионах; отсутствие профессиональных перспектив у значительной части выпускников общеобразовательных школ.

Образование всегда ориентировано на заказ государства, оно является одним из видов услуг для населения. Прежде всего в этом заинтересованы родители, которые возлагают большие надежды на профессиональное оказание услуг, ориентированных на качественный образовательный результат.

Поэтому управленцев интересует проблема, связанная с формированием профессионального самоопределения молодежи. Решение вопросов профессионального самоопределения связано с разрешением следующих противоречий: между уровнем сформированных перспектив и необходимостью реального профессионального выбора; между существующим уровнем социальной адаптации старшеклассников и требованиями рынка труда и образовательных услуг; между необходимостью подготовки обучающихся в условиях средней школы к осуществлению профессионального самоопределения и отсутствием эффективных региональных образовательных технологий личностно-ориентированного самоопределения [1; 5].

До сих пор нет целостного системного исследования теории и практики профессионального самоопределения школьников как фактора развития личности, не разработаны организационно-педагогические условия профессионального самоопределения как фактора развития личности обучающегося с учетом региональных особенностей России.

В ходе опытно-экспериментальной работы были выявлены факторы, затрудняющие профессиональное самоопределение подрастающего поколения. К ним относятся: нечеткость личностных ориентиров; неподготовленность к ситуации выбора; неспособность к рациональному сочетанию общеобразовательной подготовки с процессами самообразования и самопознания в целях профессионального роста, планирования карьеры и развития личности [7].

В процессе исследования были рассмотрены следующие вопросы: теоретико-методологические основы профессионального развития личности школьника; теоретико-педагогические основы взаимодействия развития, обучения и профессионального самоопределения школьника; организационно-педагогические условия профессионального самоопределения обучающихся в процессе дополнительного образования.

Теоретико-методологические основы профессионального развития личности школьника включают: сущность профессионального самоопределения личности, социально-профессиональное самоопределение современного выпускника, влияние рынка на профессиональное самоопределение личности.

Теоретико-педагогические основы взаимодействия развития, обучения и профессионального самоопределения школьника представляют: развитие содержания понятия «ЛИЧНОСТЬ» в психологии и теории развития личнос-

ти; соотношение обучения и развития личности школьника; источники и базовые механизмы развития, саморазвития и самоопределения личности [3].

Организационно-педагогические условия профессионального самоопределения обучающихся в процессе дополнительного образования включают: профильное обучение как основа профессионального самоопределения старшеклассников; центр допрофессионалыюго образования как основа формирования личностного профессионального самоопределения; профессионально-ориентированные проекты как средство профессионального самоопределения старшеклассников; особенности функционирования и управления современной образовательной системой, обеспечивающей личностное развитие и профессиональное самоопределение.

К организационно-педагогическим условиям профессионального самоопределения относятся:

- непрерывное изучение психологических, социально-экономических, морально-нравственных факторов, влияющих на формирование и развитие личности подростка, с целью эффективной организации образовательно-воспитательного процесса;

- изучение формирования жизненных установок, профессиональных интересов у современных школьников;

- организация центров допрофессионального образования для реализации проектов, позволяющих осуществить углубленную подготовку школьников к выбору профессии, оказывать молодежи помощь в трудоустройстве;

- осуществление взаимодействия учебных заведений и работодателей в допрофессиональной подготовке (организация рабочих мест для профессионального обучения школьников с последующим приемом на работу) [7].

Социально-педагогические условия профессионального самоопределения связаны с:

- целенаправленным совместным воздействием семьи, образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, здравоохранения и культуры, центров допрофессиональной подготовки на воспитание трудолюбия и профессионального самоопределения школьников;

- организацией непрерывного процесса профессионального самоопределения, включающего в себя: профориентацию, профконсультации, профессиональный выбор, профессиональное самосовершенствование;

- осуществлением дифференциации и вариативности обучения в старших классах, позволяющих обеспечить раннюю специализацию обучения по типам профессий;

- анализом востребованности профессий на предприятиях региона проживания школьников в процессе допрофессионального обучения, ознакомления учащихся с основами рыночной экономики;

- созданием условий для разностороннего развития творческих способностей учащихся на основе личностно-ориентированного обучения.

На основании анализа теоретических и практических исследований нами выявлены следующие предпосылки формирования профессионального самоопределения:

- возникновение новой социально-психологической ситуации, которая способствует появлению новых форм хозяйствования и рынка труда, росту потребности и интересов личности;

- внедрение в жизнь новых структур образования, форм и методов обучения, пересмотр содержания образовательных программ, позволяющих создать базу для получения дальнейшего образования с учетом профессиональных потребностей и интересов учащихся [7].

Проблема выбора профессии всегда была актуальна для молодежи в начале сложного и непростого пути личностного и профессионального самоопределения. Достойная работа дает человеку большие возможности: она позволяет ему раскрыться, самореализовать себя, проявить свою индивидуальность, создает финансовую основу благополучия личности, поддерживает психическое здоровье и, что очень важно, - дает ощущение нужности обществу, удовлетворенности жизнью. Ученые убедились в том, что люди, достигшие профессиональных вершин, сделавшие карьеру, живут намного дольше тех, кто неудачлив в работе.

Получается, что правильный выбор профессии - один из значимых факторов успешности в жизни человека [8].

Профессиональное самоопределение - процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ его реализации, достигаемой благодаря согласованию внутриличностных и социально-профессиональных потребностей и является важной составляющей частью жизненного самоопределения [5].

Профессиональное самоопределение - управляемый процесс. Главная цель профессионального самоопределения - постепенное формирование у молодежи внутренней готовности осознанно и самостоятельно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (личностного, жизненного, профессионального) [6].

Необходимо изучение оценочных суждений обучающихся о качествах своей личности, их профессиональных намерений и мотивации выбора профессии, удовлетворенности уже избранной и осваиваемой профессией и учебой в профессиональном заведении.

Трудности, возникающие при выборе профессии 9 и 11 -ти классника-ми связаны с малой информированностью о профессиях - 48%; несформи-рованностью механизмов выбора профессии - 30%; отсутствием знаний о собственных возможностях - 22%.

Результаты анкетирования, в которых приняло участие более 2000 выпускников 9 и 11 классов школ Сибирского региона показали, что достаточно полно представляют себе профессиональный выбор - 20%, средне -27%о, слабо - 37%), вообще не представляют - 8%о [2; 7].

В последнее время изменились отношения между системой профессионального самообразования и сферой занятости. В связи с этим необходимо искать новые формы взаимодействия сферы образования и экономики, то есть внедрение профильного обучения в старшей школе необходимо рас-

сматривать в общей системе прогнозирования, развития производственных ресурсов региона - важнейшего принципа социально-экономической политики государства. Назрела необходимость в активном повороте государственных предприятий и бизнеса в сторону среднего и профессионального, а также дополнительного образования.

Профессиональная ориентация - это целенаправленная деятельность общеобразовательной школы по подготовке учащихся к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах различных сфер производственной деятельности.

Профильная школа через структуру профилей призвана оказать прямую помощь учащимся в обоснованном решении ими проблемы профессиональной направленности. Опыт профильного обучения позволяет достаточно обоснованно утверждать: причины, тормозящие процесс формирования профессиональной направленности учащихся - это отрицательное отношение к труду, слабое знание учебного материала, отсутствие сведений о профессиях, а также несформированность профессиональных интересов, склонностей, наконец, отсутствие возможностей проверить себя практически.

Предпрофильная подготовка и профильное обучение через предметы, представленные углубленными курсами, предполагают получение большего объема знаний, улучшение качества усвоения учебного материала и дальнейшее обучения в учебных заведениях с учетом их профиля.

В ходе нашего исследования выбору будущей профессии способствовало также изучение элективных курсов, которые мы реализовывали с обучающимися учреждений общего и начального профессионального образования в течение нескольких лет, учитывая возрастные особенности, интерес, желание и способности молодежи. Содержание программ элективных курсов способствовало информированию обучающихся о профессиях, рынке услуг и труда, выбору личностной профессиональной перспективы, умению оценивать свои возможности, рефлексировать, презентовать себя, свою профессию и быть конкурентоспособным на рынке труда.

Библиографический список

1. Влазнев, А. И. Профильное обучение: варианты решения [Текст] !

A. И. Влазнев, В. А. Филимонов // Профильная школа. - 2004. - № 2. - С. 39-42.

2. Иванова, В. С. Профессионально-образовательные стратегии выпускников школ Томской области: (результаты социол. мониторинга за 2006 год) [Текст] /

B. С. Иванова. - Томск: Изд-во Томского областного центра проф. ориентации молодежи и псих, поддержки населения, 2006. - 98 с.

3. Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентнос-тный подход [Текст] / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2005. -216 с.

4. Модернизация российского образования: ресурсный потенциал и подготовка кадров [Текст] / под ред. Т. Д. Клячко. - М.: ГУ-ВШЭ, 2002. - 181 с.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПОДРОСТКОВОЙ.

5. Новиков, А. М. Профессиональное образование в России [Текст] / А. М. Новиков. - М.: ИЦП НПО РАО, 1997. - 254 с.

6. Пряжников, Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Н. С. Пряжников. - М.: Изд. центр «Академия», 2008. - 300 с.

7. Пальянов, М. П. Профессиональные намерения выпускников общеобразовательных школ и учреждений профессионального образования [Текст] / М. П. Пальянов, О. А. Семина, Т. Е. Панкратова, Л. А. Новикова. - Томск: STT, 2009. - 124 с.

8. Чистякова, С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников [Текст] / С. Н. Чистякова. -М.: Академия, 2005. - 128 с.

УДК 378.2.5

Волкова Ирина Викторовна

Соискатель кафедры социальной педагогики и психологии Владимирского государственного педагогического университета, социолог отдела по воспитательной работе со студентами Ковровской государственной технологической академии им. В. А. Дегтярева, [email protected], Ковров

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПОДРОСТКОВОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ В ПРОФИЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

Volkova Irina Viktorovna

Post-graduate student of the department ofsocial pedagogics and psychology of the Vladimir State University of Humanities, sociologist of the department of pedagogical work with students the state Technological Acamedy him (it). V. A. Degtjareva of Kovrov, [email protected], Kovrov

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF TEENAGER NEGLECT PREVENTION IN AN OCCUPATIONAL CAMP

В современном обществе особую тревогу вызывает растущее число безнадзорных детей и подростков (по статистическим данным, их количество в РФ составляет от 2 до 5 млн.).

Подростковая безнадзорность - это особая социальная ситуация развития, которая характеризуется отсутствием контроля и надзора со стороны взрослых (в первую очередь родителей), нарушениями межличностных отношений в семье и школе, преобладанием бессодержательного времяпрепровождения, включенностью в асоциальные референтные группы.

В Законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [4] безнадзорный подросток - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.