Научная статья на тему 'Формирование профессионального самоопределения личности при профильном обучении в системе непрерывного технического образования'

Формирование профессионального самоопределения личности при профильном обучении в системе непрерывного технического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1581
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобриков В. Н.

Проведен терминологический анализ понятий «самоопределение личности», «жизненное самоопределение», «профессиональное самоопределение». Сформулировано рабочее определение профессионального самоопределения личности. Предложены пути повышения педагогического руководства профессиональным самоопределением личности в условиях профильного обучения в системе непрерывного технического образования. Установлено, что профессиональное самоопределение как один из компонентов развития личности целесообразно формировать на основе индивидуализации и дифференциации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Professional Self-determination of an Individual through Specialised (Profile) Training within the System of Continuous Technical Education

A terminological analysis of the notions «self-determination of an individual», «self-determination in life», «professional self-determination» has been carried out, a working definition of professional selfdetermination of an individual given. The article proposes the relevant means of improving pedagogical guidance of the professional self-determination.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионального самоопределения личности при профильном обучении в системе непрерывного технического образования»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ШШ1Ш

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПРИ ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

В.Н. Бобриков, исполнительный директор Центра довузовской подготовки Кузбасского государственного технического университета, доцент

Сегодня перед вузами стоит задача самостоятельного выявления и изучения спроса на специалистов различного профиля на рынке труда. Вуз должен стать механизмом, который, используя научные методы и анализ состояния отечественной экономики в разных ее аспектах, способен определить новые ценностные ориентиры системы образования, осуществить интеграцию требований рынка труда и образовательного процесса, ликвидировав тем самым разрыв между содержанием образования и практической деятельностью. Особое значение в этих условиях приобретает работа по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению учащейся молодежи.

Профессиональное самоопределение молодежи — это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ ее самореализации, достигаемой благодаря согласованию внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, что позволяет подготовить человека в будущем к перемене профессии, адаптации к жизни и профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики. Профессиональное становление охватывает весь жизненный и трудовой путь человека. Приобретение образования, специальности, соответствующей квалификации является важнейшим фактором, определяющим социальную мобильность молодежи.

В образовательных учреждениях, ориентированных на технический профиль, названная проблема занимает особенно важное место. Знание специфики и основ современного производства не только помогает молодежи овладеть в дальнейшем той или иной инженерной специальностью, но и делает ее профес-

сионально мобильной, что становится важной чертой всесторонне развитой личности. Вряд ли человеку принесет удовлетворение трудовая деятельность, если он не нашел свое профессиональное призвание.

По мнению С.Н. Чистяковой, одного из авторов Концепции системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ (Ярославль, 1993), подготовка школьников к самоопределению должна быть основана на учете не только индивидуальных особенностей самоопределяющегося человека или особенностей профессии, но и возможных изменений качеств человека и условий труда по данной профессии, требований профессии и изменений в самом обществе. Она считает, что необходимо делать акценты на идее подготовки специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, готового самостоятельно проектировать и реализовать свои образовательные и профессиональные ценности (потребности, знания разного уровня и направленности); человека, способного к образованию и развитию на протяжении всей жизни, к адаптации в быстро меняющейся реальности (см.: Чистякова С.Н. Актуальные проблемы педагогического сопровождения социально-профессионального самоопределения школьников в современных условиях // Система профессиональной ориентации молодежи в Кузбассе: Тез. Всерос. науч.-практ. конф. Кемерово, 2001. С. 9—10).

Сравнительный анализ применения понятия «самоопределение личности» в педагогических, психологических и социологических исследованиях показал, что чаще всего оно наделяется признаком, указывающим на связь с определенными сферами деятельности в жизни.

© В.Н. Бобриков, 2003

№ 1, 2003

Существует жизненное, профессиональное, социальное, религиозное, ролевое самоопределение.

Н.М. Шахмаев рассматривает самоопределение как переход выпускника из «ведомого» в активного члена общества, характеризуемого «единством усвоения социального опыта и активности самой личности» (Шахмаев Н.М. Учителю о дифференцированном обучении: Метод. рекомендации. М., 1989. С. 12—13).

Для нашего исследования большое значение имеет понятие «жизненное самоопределение». За основу мы взяли точку зрения В.И. Журавлева, который представляет его как «процесс происходящих на границе школьного и послешкольно-го периодов перемен общественного положения выпускника, регулируемых педагогическими и социальными факторами, процесс, характеризующийся определенными признаками. В этом процессе перехода выпускника в систему производственной деятельности сочетается профессиональная ориентация с социальной, педагогическая с правовой и т.д.» (Журавлев В.И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Л., 1973. С. 36).

И.С. Кон рассматривает профессиональное самоопределение как «многомерный и многоступенчатый процесс». Это и серия задач, «которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определенного периода времени». Это и процесс принятия решений, «посредством которых индивид формирует и оптимизирует баланс своих предпочтений и склонностей, с одной стороны, и потребностей существующей системы общественного разделения труда — с другой». Наконец, это и «процесс формирования индивидуального стиля жизни». Но одновременно И.С. Кон характеризует профессиональное самоопределение как самоограничение (см.: Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980. С. 138—139).

Выбор специальности, той или иной сферы деятельности требует отказа от многих других видов деятельности. И.С. Кон подчеркивает, что ценностные

ориентации (осознание социальных ценностей, знание того, что индивид хочет для себя) созревают и осознаются позже, чем интересы и способности, которые формируются параллельно и взаимосвязаны (см.: Кон И.С. Категория «Я» в психологии // Психол. журн. 1981. № 3. С. 25—38).

Интересным представляется мнение Сигэкадзу Фукуямы (Япония), который понимает способность к самоопределению как синтез трех факторов: самоанализа, анализа профессий, профессиональных проб. Через их динамику и формируется способность к профессиональному самоопределению (см.: Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации / Под ред. Е.Н. Жильцова, Н.Н. Нечаева. М., 1989. С. 21).

С.Н. Чистякова и М.Л. Кондюрина рассматривают профессиональное самоопределение как один из элементов профессионального развития человека, включающий в себя «профессиональную направленность (интересы, склонности, способности, мотивы, знания, умения) и самосознание (соотнесение личностью своих представлений об избираемой профессии со своими возможностями)» (Чистякова С.Н., Кондюрина М.Л. Методика профессиональной ориентации школьников. Петрозаводск, 1991. С. 106).

А.А. Филиппов и Л.Л. Кондратьева под профессиональным самоопределением понимают одну из форм социализации личности, которая связана с осознанием ею своих возможностей (см.: Филиппов А.А., Кондратьева Л.Л. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение личности // Активность личности в общении и профессиональное самоопределение. М., 1976. С. 66—67).

Т.В. Кудрявцев и В.Ю. Шегурова профессиональное самоопределение считают этапом профессионального развития, на котором происходит профессиональное становление личности (см.: Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопр. психологии. 1983. № 2. С. 49).

Все приведенные определения имеют некоторые отличия, что не является противоречием в силу того, что речь идет о

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

научном термине, который на разных этапах научного развития выражает и реализует ту или иную ступень движения науки, и естественно, что определение не может быть рассмотрено как вполне законченное, но на какой-то данный момент оно может быть зафиксировано как сложившееся.

Вполне закономерно, что понятие «профессиональное самоопределение» не является застывшим, оно развивается по мере того, как меняется наше представление о его сущности, как воздействуют на него субъективные и объективные факторы. Вместе с тем анализ литературы позволяет выделить ряд общих положений самоопределения, которые важны для нашего исследования:

— личность является как объектом, так и субъектом профессионального самоопределения;

— цель профессионального самоопределения — это определение себя в сфере труда и профессии;

— профессиональное самоопределение — это часть развития личности, которая находится в прямой зависимости от сознания и самосознания.

Анализ вышеизложенных подходов позволил нам сформулировать рабочее определение: профессиональное самоопределение личности — это сложный процесс принятия решений, обусловленный деятельностью субъекта, в ходе которого обеспечивается самостоятельно обоснованный выбор профессии.

Теоретический анализ, проведенный нами, показал, что количество публикаций по данной тематике относительно профессионального самоопределения старших школьников явно преобладает, хотя в настоящее время, с учетом изменившихся социально-экономических условий, наблюдается перемещение центра тяжести профориентационных воздействий со старших классов на начальное и среднее звено. Проблема психологически и физиологически обоснованного профессионального самоопределения уступает место исследованиям педагогических и социально-экономических условий в выборе профессии. Недостаточно исследованы психофизиологические основы саморегуляции учащихся в процессе

учебного труда, вопросы самосознания и его динамики в ходе трудового воспитания и обучения, а также проблемы волевого самоконтроля деятельности.

Мало исследований, посвященных анализу влияния различных факторов (как отдельных, так и комплексных) на динамику профессионального самоопределения на разных возрастных этапах, в том числе в переломные для молодежи жизненные периоды. Недостаточно изучен вопрос о механизмах формирования профессионального самоопределения у школьников. Данные, имеющиеся в литературе, позволяют установить, что содержание профессионального самоопределения представляет собой этапы, совпадающие во времени с соответствующими стадиями профессионального становления личности.

Анализ показывает, что повышение эффективности педагогического руководства профессиональным самоопределением учащихся должно осуществляться в следующих взаимосвязанных направлениях:

— улучшения психологической и физиологической просвещенности учащихся, самопознания и самосовершенствования;

— развития личности нового типа, способной адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры;

— формирования способности учащихся приобретать адекватное представление об избираемой профессиональной деятельности и собственных возможностях.

Речь идет о специальной организации деятельности учащихся, включающей: получение знаний о себе (образ «Я»), о мире профессионального труда (анализ профессиональной деятельности); соответствие знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности (профессиональная проба).

В заключение терминологического анализа можно сделать некоторые выводы, наиболее значимые для нашего исследования.

1. Профессиональное самоопределение рассматривается в связи с проблемой формирования человека как субъекта профессиональной деятельности.

№ 1, 2003

2. Эффективность процесса профессионального самоопределения обусловлена степенью соответствия психологических, психофизиологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности и сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.

Анализ научной литературы свидетельствует о том, что педагогическое руководство профессиональным самоопределением достаточно глубоко освещено в трудах различных авторов. В меньшей степени представлены вопросы профессионального самоопределения в условиях профильного обучения в общеобразовательной школе, и еще меньше — проблемы профессионального самоопределения на инженерные профессии. Эту проблему значительно обострили преобразования, происходящие в нашей стране; они потребовали ее теоретического и практического обновления на базе современной педагогической технологии, включая использование компьютерной техники.

Нами было проведено исследование профессиональных намерений и успешности профильного обучения старшеклассников в образовательных учреждениях Центра непрерывного образования Кузбасского государственного технического университета. Оно показало, что школа, несмотря на проводимую работу по подготовке учащихся к выбору профессии, не всегда достигает нужных результатов, поскольку нет системы, последовательности в работе, подбора действенных методов профориентационной деятельности, не учитываются, как правило, индивидуальные возрастные особенности, личность школьника не является субъектом профессионального выбора. Полученные материалы свидетельствуют о том, что использование только социально-педагогических методов имеет ограниченные возможности при проведении профориентационной работы. Выбор учащимися профильного класса, типа профессиональной деятельности, а затем и конкретной профессии — процесс сложный, иерархически организо-

ванный со связями взаимозависимости и соподчинения между ее отдельными элементами, включающими различные качества личности и индивидуальные особенности организма человека.

Результаты эксперимента наиболее четко обозначили ряд проблем, реализацию которых необходимо обеспечить в дальнейшей работе:

— педагогическое руководство профессиональным самоопределением старшеклассников в условиях профильного обучения в современной социально-экономической обстановке недостаточно эффективно, так как в полной мере не учитываются индивидуальные психофизиологические особенности ученика, а диагностика не занимает должного места в числе методов руководства;

— личность школьника не является субъектом профессионального самоопределения, так как ученик имеет возможность обучаться только по профилям, которые реально обеспечивает школа; при этом в воспитательно-образовательном процессе не учитываются в должной мере способности и интересы учащихся.

Мы рассматриваем профессиональное самоопределение как профессиональный динамический процесс, характерный для всех этапов жизни человека и осуществляемый в системе воспитательно-образовательной работы. На первоначальном этапе, связанном с эмоционально-образным восприятием, свойственным детям старшего дошкольного возраста, формируются первые трудовые умения в доступных видах деятельности. Далее начальная школа (I ступень) обозначает роль труда в жизни человека и общества, работает на интерес к профессиям родителей и ближайшего окружения.

II ступень обучения в школе имеет оттенок личной направленности: у учащихся 5—7-х классов появляются профессиональные намерения, идет осознание своих способностей, интересов, общественных ценностей. Задачей школы, семьи является побудить учащихся к включению в деятельность, согласованную с профилем продолжения образования в старших классах и будущей профессиональной деятельностью.

Учащиеся 8—9-х классов находятся на этапе развития профессионального

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

самосознания, соотнесения своих интересов и реальных возможностей. Мы считаем целесообразным на этом этапе для более успешного в последующем выбора профиля создавать элективные, пропедевтические курсы, помогающие выбору, или вводить углубленное изучение предметов.

На III ступени, когда идет процесс уточнения социально-профессионального статуса, на наш взгляд, условия профильной дифференциации наилучшим образом помогают решать задачу профессионального самоопределения. Методы педагогического руководства на этом этапе, как показали результаты нашего эксперимента, были более эффективны, когда в экспериментальных школах использовалась поэтапная комплексная диагностика, которая позволяла корректировать и контролировать профессиональные намерения и планы. Появилась возможность оценки, особенно с помощью вариативной части базисного плана, результатов достижений в избранном профиле и сфере профессиональной деятельности, самоподготовке к ней и саморазвитию.

Образование по выбору расширяло возможности социально-профессиональной адаптации через спецкурсы, профессиональные пробы, профили обучения, индивидуальные и групповые занятия, элективные курсы. В ходе эксперимента была подтверждена актуальность курсов, предметов, тренинговых занятий, психологических служб с целью нравственной активизации личности и ее коммуникативных качеств в рамках подготовки к профессиональной карьере и жизненному самоопределению.

Мы убеждены, что все это возможно, если для учащихся созданы условия в воспитательно-образовательном процессе, если школьники систематически участвуют в различных видах познавательной, игровой, общественно полезной, трудовой деятельности.

Рассматривая профессиональное самоопределение как один из компонентов развития личности, мы считаем, что его целесообразно формировать в общеобразовательной школе на основе индивидуализации и дифференциации. Профильное обучение, в нашем восприятии — вид

дифференцированного обучения в старших классах, предполагает углубленное изучение как предметов стандарта образования, так и новых учебных курсов, соответствующих профилю и обеспечивающих допрофессиональную подготовку с целью выбора будущей сферы деятельности.

Наше утверждение основано на понимании дифференциации как учета индивидуальных особенностей учащихся, когда они группируются для обучения по отличающимся друг от друга учебным планам и программам и когда обучаются в рамках индивидуальных часов по индивидуальным планам и программам за счет вариативной части базисного учебного плана с целью профессионального самоопределения. Идеи индивидуализации и дифференциации позволили нам создать широкий веер возможностей в выборе профилей для технического вуза.

Мы полагаем, что каждое образовательное учреждение должно самостоятельно выбирать формы дифференциации, которые зависят от его собственных возможностей и того вуза, с которым оно взаимодействует, его базы, потребностей региона, государства и общества в целом. Необходимо создавать условия, при которых профили формируются не по предложению администрации образовательного учреждения, а в зависимости от способностей и возможностей учащихся, запросов семьи и потребностей государства и общества.

Содержание процесса профессионального самоопределения состоит не только в направленности личности школьника на выбор сферы профессиональной деятельности, но и в поиске адекватных внутренних, психофизиологических оснований для этого выбора.

Дифференцированный подход в процессе профессионального самоопределения к выбору профиля обучения в общеобразовательной школе позволял более полно учитывать интересы и склонности учащихся, связывать познавательные интересы с профессиональными, формировать профессиональную направленность личности. Использование индивидуального и дифференцированного подходов расширяло возможности старшеклассника для творческого поиска, про-

№ 1, 2003

верки интересов в различных видах учебной и практической деятельности в условиях профильного обучения. Выбирая профиль, школьник выбирал область, которая наиболее соответствует его индивидуальным особенностям и интересам. При реализации дифференцированного подхода мы учитывали многообразие интересов и способностей учащихся.

Разрабатывая содержание индивидуализации и дифференциации педагогического руководства профессиональным самоопределением, выбирая их пути и средства, мы исходили из того, что профессиональное самоопределение в условиях профильного обучения удачно сочетает в себе совокупность воспитательных и обучающих воздействий, обеспечивающих в большей степени самостоятельный выбор сферы деятельности, а также из того, что базисный учебный план создает предпосылки к тому, чтобы профессиональное самоопределение было ядром воспитательно-образовательного процесса. А это наиболее значимо на

III ступени школьного образования в новых социально-экономических условиях.

При моделировании процесса профессионального самоопределения нами принималась установка не на профессиональную среду, к которой надо приспособить человека, а на человека, на поиск той профессиональной среды, которая в наибольшей степени соответствует его способностям, возможностям, интересам, где он будет более успешным с учетом физиологической цены деятельности. При этом наиболее соответствующими современным задачам школы являются диагностические, технические, действенно-практические методы. Исследование показало, что это самые эффективные формы и методы, создающие школьникам условия для активного восприятия, практического освоения и эмоционального переживания процесса профессионального самоопределения.

Нами было установлено, что индивидуальный и дифференцированный подходы с помощью поэтапной комплексной диагностики способствуют успешности выбора профиля обучения старшеклассником. При этом мы исходили из общеизвестной предпосылки, что профильное обучение не является средством выбора

отдельной профессии, а обеспечивает адаптацию учащихся к типам будущей профессиональной деятельности.

Все вышеизложенное позволило сформулировать следующие основные условия реализации дифференцированного и индивидуального педагогического руководства профессиональным самоопределением старшеклассников, обучающихся в профильных классах.

1. Профессиональное самоопределение старшеклассников в профильных классах должно осуществляться в процессе поэтапного диагностического изучения школьников с учетом комплекса социально-экономических, психологопедагогических и медико-физиологических факторов.

2. Определение механизма наполнения вариативной части базисного учебного плана общеобразовательной школы в условиях профильного обучения в системе непрерывного технического образования заключается в отборе предметов по желанию не администрации школы и педагогического коллектива, а ученика, т.е. не ученик подгоняется под учебный план, а, наоборот, на основе комплексной диагностики в учебные планы включаются предметы исходя из потребностей, интересов, склонностей и способностей ученика.

3. Обеспечение комплекса активных средств обучения направлено на формирование и развитие профессионального самоопределения школьников, позволяющего соотнести личностные качества и требования профессиональной деятельности. Таким образом, обеспечиваются поэтапный контроль и коррекция планов и намерений ученика.

Результаты нашего исследования показали, что важным условием формирования профессионального самоопределения учащихся в процессе непрерывного технического образования является их диагностика, позволяющая специалистам школьных центров диагностики и консультации давать научно обоснованные, достоверные рекомендации.

Распознавание индивидуальной неповторимости каждого учащегося — одна из труднейших задач для учителя школы и преподавателя вуза, работающих в системе профильного обучения. В докладе на юбилейной научной сессии,

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

посвященной 85-летию Психологического института им. Л.Г. Щукиной, М.К. Ка-бардов отметил: «Знание дифференциальной психологии поможет педагогу разобраться в развитии индивидуальности школьника и разработать педагогические мероприятия по оптимизации учебного процесса. И таким образом обеспечить наилучший жизненный старт каждому ребенку» (Кабардов М.К. Система «учитель — метод — ученик»: дифференциально-психологические и психофизиологические аспекты // Докл. юбил. науч. сессии, посвящ. 85-летию Психол. ин-та им. Л.Г. Щукиной. М., 1999. С. 129).

Не менее важным условием и перспективным направлением для современной школы является профильная дифференциация учащихся, способствующая

самоутверждению старшеклассников, развитию адекватной самооценки в соответствии с выбираемой профессией, требующая организации профориентационной работы с учетом индивидуальных особенностей школьников. Она способствует эффективности профессионального самоопределения, делает его более адекватным интересам личности, обеспечивает здоровье выпускника ценой оптимального напряжения в процессе обучения.

В ходе проведенного исследования нами были предложены пути и средства профессионального самоопределения старшеклассников в условиях профильного обучения в системе непрерывного технического профессионального образования, которые представлены на схеме.

Создание информационной основы для выбора профессии

Диагностика интересов, склонностей, профессионально важных качеств школьника

Создание условий для самовыражения и самоутверждения в профессиональном выборе

Формирование обоснованной устойчивой системы мотивов выбора профессии

Развитие адекватной самооценки и самопознания в соответствии с избираемой профессией

Базисный учебный план (вариативная часть).

Дифференциация и индивидуализация.

Профильные предметы. Спецкурсы.

Индивидуальные и групповые занятия.

Сотрудничество с семьей

Включение школьников в различные виды деятельности, способствующие развитию профессиональных интересов и склонностей

Профессиональная консультация

Пути и средства профессионального самоопределения старшеклассников в условиях профильного обучения

Через главную стратегию в современном образовании, через образование по выбору, через профильное обучение школа может оказывать влияние на развитие возможностей учащихся, способствующих адаптации к новым социально-экономическим отношениям. Жизнь убеждает, что наиболее успешны те люди, которые занимают-

ся профессиональной деятельностью, в наибольшей степени соответствующей их природным задаткам, склонностям, способностям, характеру. Поиски современных и эффективных форм и методов профессионального самоопределения учащихся имеют большое значение для теории и практики обучения и воспитания.

Поступила 02.12.02.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.