Научная статья на тему 'Особенности профессионального самоопределения современных старшеклассников'

Особенности профессионального самоопределения современных старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1223
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК КАК СУБЪЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / TEENAGER AS A SUBJECT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TRAINING / CAREER GUIDANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бесклубная А. В.

Статья посвящена современным аспектам самоопределения подростков. Особо акцентируется ряд направлений, способствующих разрешению практических вопросов профессионального самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бесклубная А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SENIOR SCHOOLCHILDREN PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION TODAY

The article is devoted to modern aspects of teenagers' self-determination. The author focuses her attention on a number of guidelines which contribute to the solution of practical questions in professional self-determination

Текст научной работы на тему «Особенности профессионального самоопределения современных старшеклассников»

УДК 378.1

ПЕДАГОГИКА

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

© 2011 А.В.Бесклубная

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

Статья поступила в редакцию 01.03.2011

Статья посвящена современным аспектам самоопределения подростков. Особо акцентируется ряд направлений, способствующих разрешению практических вопросов профессионального самоопределения.

Ключевые слова: подросток как субъект профессионального самоопределения, психолого-педагогическая подготовка, профориентация.

В «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования Министерства образования РФ» (2002 г.) отмечается, что основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. В документе отражено, что в системе образования должны быть созданы условия для реализации старшими школьниками своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Приоритетной ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы. Профиль обучения предопределяет профессиональный выбор учащихся, от которого в немалой степени зависят и успешность учения в старших классах, подготовка школьников к переходу на следующую образовательную ступень, и в целом к будущей профессиональной деятельности. Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных учреждениях привела к нарушению преемственности между школой и вузом, породила многочисленные подготовительные отделения вузов, репетиторство, платные курсы и др. Профильное обучение обладает большим смыслообразующим потенциалом, так как предоставляет обучающимся возможность определить свое место в мире профессий, оценить свои профессиональные способности, найти личностный смысл в профессиональной деятельности1.

Профильное обучение — это средство дифференциации и индивидуализации обучения,

Бесклубная Антонина Вячеславовна, преподаватель кафедры педагогики и психологии. E-mail: 4013@bk. ru 1 Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Проф-ориентология: Теория и практика. - М.: 2006. - С.3 - 5.

позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования2. Профильное обучение решает задачу поэтапной адаптации и подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению, формирования у них осознанного выбора дальнейшей сферы деятельности.

Исследованию проблем формирования профессионального самоопределения старших школьников в отечественной психологической и педагогической науках всегда уделялось большое внимание. Разработка методологических и теоретических основ профориентации представлена в работах П.П.Блонского, С.И.Вершинина, В.И.Журавлева, Е.А.Климова, Н.Н.Чистякова, Т.Шацкого и др. Отечественные исследователи рассматривают формирование профессионального самоопределения личности не как единичный акт выбора, а как длительный процесс ее становления в рамках будущей профессиональной деятельности (А.Г.Асмолов, Н.Э.Касаткина, Е.А.Климов, И.С.Кон, Т.В.Кудрявцев, Н.С.Пряжников, Н.Чистякова, Т.И.Шалавина и др.). Социальные аспекты профессионального самоопределения личности рассматриваются в работах Л.А.Амировой, В.М.Архипова, В.Г.Афанасьева, В.В.Бахарева, Л.П.Буевой, В.И.Журавлева, Э.Ф.Зеер, М.В.Кушнир, В.Н.Шубкина, В.А.Ядова и др.3.

2 Там же. - С.3

3 Тупикина Г.Г. Формирование профессионального самоопределения старших школьников в процессе профильного обучения: Дис. ... к. пед. наук. - Кемерово: 2006. - С.10.

Педагогика

Обозначим психолого-педагогические положения, которые являются основополагающими в нашем исследовании: 1) профессиональное становление личности имеет историческую и социокультурную обусловленность; 2) ядром профессионального становления является развитие личности в процессе профессионального обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности; 3) процесс профессионального становления личности индивидуально своеобразен, неповторим, однако в нем можно выделить качественные особенности и закономерности; 4) профессиональная жизнь позволяет человеку реализовать себя, предоставляет личности возможности для самоактуализации; 5) индивидуальная траектория профессиональной жизни человека определяется нормативными и не нормативными событиями, случайными обстоятельствами, а также иррациональными влечения ми человека; 6) знание психологических особенностей профессионального развития позволяет человеку осознанно проектировать свою профессиональную биографию, строить, творить свою историю4.

Концептуальным понятием нашего исследования является профессиональное самоопределение, которое трактуется как самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессионального труда, а также нахождение смысла выполняемой деятельности в конкретной социально-экономической ситуации5. Переход к профильной школе делает формирование профессионального самоопределения старших школьников многоэтапным: выбор профиля обучения, проверка правильности выбора профиля обучения и как результат выбор профессии6.

Целостную содержательно-процессуальную модель профессионального самоопределения личности как многоэтапного процесса обосновал Н.С.Пряжников: 1) осознание ценности общественного полезного труда и необходимости профессиональной подготовки (ценностно-нравственная основа самоопределения); 2) ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда; 3) общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессио-

4 Игумнова О.В., Кундозерова Л.И. Применение профессиональных проб в условиях предпрофильной подготовки // Педагог: наука, технология, практика. - 2006. - № 1 - 2 (20 - 21). - С. 53 - 54.

5 Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов.- М.: 2003.- С.10 - 16.

6 Тупикина Г.Г. Формирование профессионального са-

моопределения старших школьников в процессе профильного обучения: Дис. ... к. пед. наук. Кемерово, 2006. С.10.

нальной цели-мечты; 4) определение ближайших целей как этапов и путей к дальней цели;

5) информирование о профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства;

6) представление о препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей, а также значение своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив; 7) наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределению; 8) начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов по принципу обратной связи7.

Данная модель разрешает рассматривать профессиональное становление старшеклассника как продуктивный процесс развития и саморазвития личности, освоения и самопроектирования профессионально ориентированных видов деятельности, определение своего места в мире профессий, реализации себя в профессии и самоактуализации своего потенциала для достижения вершин профессионализма. Позволяет педагогу, школьному психологу проектировать работу по психолого-педагогическому сопровождению профессионального становления старшеклассника. Психолого-педагогическое сопровождение в соответствии с концепцией Э.Ф.Зе-ер мы определяем как процесс создания условий и возможностей для продуктивного решения задач профессионального развития и саморазвития личности, профессионального самоопределения и самореализации, оказание психологической поддержки и помощи человеку в преодолении деструктивных тенденций личностного и профессионального развития.

Результаты исследований Т.В.Васильевой,

B.С.Волошина, А.Я.Журкиной, Т.Г.Мухиной,

C.Н.Чистяковой и др. позволяют рассматривать метод профессиональных проб как ведущее условие эффективного осуществления психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. Профессиональные пробы - соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности в процессе профиспытания; моделирующий элемент конкретного вида профессиональной деятельности, имеющий завершенный процесс, способствующий сознательному, обоснованному выбору профессии. Реализация метода профессиональных проб в условиях профильной подготовки позволяет выделить следующие ее позитивные характеристики: 1) комплексность, 2) наглядность и убедительность полученных результатов, 3) оптимальное взаимодействие

7 Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Проф-ориентология: Теория и практика.... - С.3 - 5.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 13, №2(4), 2011

учащихся с педагогами в ходе создания практической ситуации8. О.В.Игумнова, Л.И.Кундо-зерова и др. отмечают, что вопросы организации профессиональных проб остаются еще в стадии разрешения. Одна из причин наличия такой ситуации нам видится в том, что проф-проба - явление не совсем обычное для средней школы9. По нашему мнению данное положение обусловлено тем, что обозначенный метод эффективен в условиях практической деятельности; подразумевает организацию учебно-трудовой деятельности старшеклассников непосредственно в условиях производства или максимально приближенных к ним. Однако, среднее образовательное учреждение в настоящих условиях, как правило, не располагает соответствующей материально-технической базой, не имеет взаимосвязей с учебными или производ-

ственными учреждениями. Тем не менее, переход системы образования от принципа «образование на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь», активное развитие системы профиль но-го образования, необходимость выбора индивидуальной траектории образования, динамично изменяющиеся социальные и экономические условия обусловливают актуальность применения профессиональных проб в условиях профильной подготовки старшеклассников.

8 Мухина Т.Г. Начальная общепедагогическая подготовка как средство формирования у старшеклассников профессионального интереса к педагогической деятельности (на материале профильных педагогических классов): Дисс...канд. пед.наук. - Н.Новгород: 2003. - С. 74 - 75.

9 Игумнова О.В., Кундозерова Л.И. Применение профессиональных проб.... - С. 53 - 54.

SENIOR SCHOOLCHILDREN PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION TODAY

© 2011 A.V.Besklubnaya Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering

The article is devoted to modern aspects of teenagers' self-determination. The author focuses her attention on a number of guidelines which contribute to the solution of practical questions in professional self-determination

Key words: teenager as a subject of professional self-determination; psychological and pedagogical training; career guidance.

Antonina Vyacheslavovna Besklubnaya, Senior Lecturer, Pedagogics and psychology department. E-mail: 4013@bk. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.