Научная статья на тему 'Взаимосвязь профессиональной идентичности и креативности у студентов-психологов'

Взаимосвязь профессиональной идентичности и креативности у студентов-психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC
368
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Психолог
ВАК
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КРЕАТИВНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СТУДЕНТА / СФОРМИРОВАННАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ВЕРБАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ / ОБРАЗНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ / МОРАТОРИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧОСТЬ / VERBAL CREATIVITY / FORMED PROFESSIONAL IDENTITY / STUDENT`S PROFESSIONAL IDENTITY / PROFESSIONAL EDUCATION / STUDENTS / CREATIVITY / PROFESSIONAL IDENTITY / NON-VERBAL CRAETIVITY / MORATORIUM OF PROFESSIONAL IDENTITY / VAGUE PROFESSIONAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Матюшина Марина Александровна

Статья посвящена анализу взаимосвязей профессиональной идентичности студентов-психологов и креативности на разных курсах обучения. Предметом исследования является взаимосвязь профессиональной идентичности и креативности у студентов-психологов. Цель исследования заключается в выявлении структуры взаимосвязей статусов профессиональной идентичности и параметров креативности у студентов-психологов на разных курсах обучения. В исследовании приняли участие 124 студента-психолога Новосибирского государственного технического университета и Сибирского государственного университета путей сообщения 1,2,3,4 курсов обучения. В ходе сбора данных использовался следующий психодиагностический инструментарий: тест невербальной креативности Е.П. Торренса; тест «Диагностика вербальной креативности» Ч.Медника); методика изучения статусов профессиональной идентичности А.А. Азбель и А.Г. Грецова; методика изучения профессиональной идентичности Л.Б. Шнейдер. Полученные данные обрабатывались с помощью методов математической обработки результатов, а именно коэффициента ранговой корреляции Спирмена, H-критерий Крускала-Уоллиса, U-критерий Манна-Уитни. В статье представлены результаты корреляционного анализа. Исследование показало наличие достоверных связей между параметрами вербальной креативности (уникальность) и неопределенным статусом профессиональной идентичности; между параметрами образной креативности (сопротивление замыканию) и сформированным статусом профессиональной идентичности; между параметрами образной креативности (разработанность и сопротивление замыканию) и навязанным статусом профессиональной идентичности. Было выявлено, что структуры взаимосвязей статусов профессиональной идентичности и параметров креативности различаются у студентов разных курсов. К старшим курсам взаимосвязи статусов профессиональной идентичности и параметров креативности усиливаются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Матюшина Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION BETWEEN PROFESSIONAL IDENTITY AND CREATIVITY OF STUDENTS OF PSYCHOLOGICAL DISCIPLINES

This article is dedicated to the analysis of interrelation between professional identity and creativity of the students of psychological disciplines at different stages of educational process. The subject of this research is the correlation of professional identity and creativity of the students of psychological disciplines. The goal consists in determination of the structure of interrelation between the statuses of professional identity and creativity parameter of the students at different stages of educational process. The conducted survey included 124 students of psychological disciplines from Novosibirsk State Technical University and Siberian State Transport University of 1st, 2nd, 3rd and 4th years of education. For data collection, the author used the following psychodiagnostic tools: E. P. Torrance’s test of nonverbal creativity; S. Mednick’s test for “Diagnostics of Verbal Creativity”; A. A. Azbel’s and A. G. Gretsov’s methodology for studying the statuses of professional identity; L. B. Schneider’s methodology for studying professional identity. The research demonstrates the presence of correlations between the parameters of verbal creativity (uniqueness) and vague status of professional identity parameters of imagery creativity (resistance to reservations) and formed status of professional identity; parameters of imagery creativity (development and resistance to reservations), and imposed status of professional identity. It was determined that the structures of interrelation between the statuses of professional activity and creativity parameters differ among the students of different years of education. The senior students show stronger correlations between the statuses of professional identity and creativity parameters.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь профессиональной идентичности и креативности у студентов-психологов»

Психолог

Правильная ссылка на статью:

Матюшина М.А. — Взаимосвязь профессиональной идентичности и креативности у студентов-психологов // Психолог. - 2020. - № 3. DOI: 10.25136/2409-8701.2020.3.32745 URL: https;//nbpublish.com'llbrary_read_article.ptp? id=32745

Взаимосвязь профессиональной идентичности и креативности у студентов-психологов

Матюшина Марина Александровна

ассистент, кафедра Психологии и педагогики, Новосибирский государственный технический университет 630073, Россия, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Карла Маркса, 20

И m.a.matyushina@gmail.com

Статья из рубрики "Профессиональная психология"

DOI:

10.25136/2409-8701.2020.3.32745

Дата направления статьи в редакцию:

29-04-2020

Аннотация.

Статья посвящена анализу взаимосвязей профессиональной идентичности студентов-психологов и креативности на разных курсах обучения. Предметом исследования является взаимосвязь профессиональной идентичности и креативности у студентов-психологов. Цель исследования заключается в выявлении структуры взаимосвязей статусов профессиональной идентичности и параметров креативности у студентов-психологов на разных курсах обучения.В исследовании приняли участие 124 студента-психолога Новосибирского государственного технического университета и Сибирского государственного университета путей сообщения 1,2,3,4 курсов обучения. В ходе сбора данных использовался следующий психодиагностический инструментарий: тест невербальной креативности Е.П. Торренса;тест «Диагностика вербальной креативности» Ч.Медника); методика изучения статусов профессиональной идентичности А.А. Азбель и А.Г. Грецова; методика изучения профессиональной идентичности Л.Б. Шнейдер.Полученные данные обрабатывались с помощью методов математической обработки результатов, а именно коэффициента ранговой корреляции Спирмена, H-критерий Крускала-У оллиса, U-критерий Манна-Уитни. В статье представлены результаты корреляционного анализа. Исследование показало наличие достоверных связей между параметрами вербальной креативности (уникальность) и неопределенным статусом профессиональной идентичности; между параметрами образной креативности (сопротивление замыканию) и сформированным статусом профессиональной идентичности; между параметрами образной креативности (разработанность и сопротивление замыканию) и навязанным статусом профессиональной

идентичности.Было выявлено, что структуры взаимосвязей статусов профессиональной идентичности и параметров креативности различаются у студентов разных курсов. К старшим курсам взаимосвязи статусов профессиональной идентичности и параметров креативности усиливаются.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, креативность, студенты, профессиональное обучение, профессиональная идентичность студента,

сформированная профессиональная идентичность, вербальная креативность, образная креативность, мораторий профессиональной идентичности, неопределенная

профессиональная идентичость

Совет Европы ключевыми компетенциями современного сотрудника назвал умение использовать новые технологии, способность эффективно организовывать собственные способы обучения, гибкость, адаптивность, способность принимать собственные решения отличные от уже существующих-^.

Таким образом, от современного выпускника требуется не только академическая подготовка, но и стремление преобразовать, улучшить, оптимизировать существующие способы выполнения деятельности, способы работы и т.п. В результате развития профессионального Я происходит расширение субъектного пространства, формируется и совершенствуется индивидуальный стиль деятельности, а также повышается креативность.

Креативность в профессиональной деятельности возможна только тогда, когда сформирована позиция субъекта труда, когда человек осознает, чем он занимается, как он делает свою работу, как можно выполнить ее лучше, когда поняты и приняты профессиональные ценности, другими словами, когда сформирована профессиональная идентичность.

В исследованиях С.Дж. Доллингер и С.К. Доллингер выявили, что студенты со сформированным статусом и статусом моратория идентичности имели более креативные, более богатые, многомерные продукты деятельности, нежели студенты с диффузной или

несформированной идентичностью Таким образом, мы видим, что уже в

студенчестве обнаруживается взаимосвязь идентичности и креативной составляющей.

Ч. Танг и С.Е. Науманн обнаружили, что и высокие уровни командной и экспертной идентичности положительно взаимосвязаны как с радикальной (способность придумывать нечто принципиально иное и оригинальное), так и с преобразующей (способность разрабатывать уже существующую идею оригинальным нестандартным способом) креативностью. Они предполагают, что идентификация себя со своей профессиональной командой и с занимаемой должностью служат основой для развития

креативности и активного ее использования -8,9].

Несмотря на то, что современным студентам намного проще добывать информацию, совмещать работу и учебу, у студентов возникают сложности с внедрением в профессиональную среду, им неоткуда узнавать профессиональные нормы и ценности. Современный процесс обучения не в полной мере способствует формированию чувства принадлежности к конкретной профессии.

Вопрос изучения профессиональной идентичности остается одним из самых актуальных в наше время. Профессиональная идентичность как комплексное понятие исследовалось

многими отечественными учеными (Л.Б. Шнейдер, Е.П. Ермолаева, Д.И. Завалишина, Н.С. Пряжников, Ю.П. Поваренков и др.). Остается открытым вопрос о том, когда начинается процесс формирования профессиональной идентичности и когда профессиональная идентичность может быть достигнута. Е.П. Ермолаева исходит из того, что профессиональная идентичность - это продукт длительного личностного и профессионального развития, который складывается только на достаточно высоких уровнях овладения профессией и выступает как устойчивое согласование основных элементов профессионального процесса, а именно согласование реальных и идеальных

профессиональных образов «Я»[2].Схожа позиция и И.Ю. Хамитовой, полагающей, что на процесс профессиональной идентичности индивиду требуется не менее четырех лет. Таким образом, даже после завершения профессионального обучения он может не достигнуть уровня окончательно сформировавшейся («устойчивой») профессиональной идентичности.

Однако, по мнению Л.Б. Шнейдер и последователей процесс становления профессиональной идентичности начинается задолго до получения профессионального образования, и в общем виде профессиональная идентичность может сформироваться

еще в период обучения в вузе i51.

Мы также разделяем идею о том, что процесс становления профессиональной идентичности начинается не тогда, когда человек уверенно чувствует себя в определенном профессиональном поле, а именно тогда, когда начинается процесс вхождения в профессию - профессиональное обучение. Следовательно, представляется возможным изучение профессиональной идентичности студентов.

При анализе отечественной и зарубежной научной литературы мы выявили разные подходы к изучению профессиональной идентичности. А именно в отечественной психологии большее внимание уделяется вопросу становления профессиональной идентичности (Л.Б. Шнейдер, Е.П. Ермолаева, Е.А. Карпова, Т.Г. Кукулите), другими словами процессу перехода от несформированной профессиональной идентичности к устойчивой позитивной профессиональной идентичности, в то время как исследования в зарубежной психологии в большей степени связаны с изучением усложнения структуры профессиональной идентичности, при этом наличие сформированной идентичности пре дпола га е тс я а приорно.

В соответствии с методикой изучения статусов профессиональной идентичности, предложенной А.А. Азбель и А.Г Грецовым, можно выделить четыре стадии профессиональной идентичности, на которых находится человек в процессе профессионального выбора:

1) неопределенная профессиональная идентичность: выбор жизненного пути не сделан, четкие представления о карьере отсутствуют, но человек даже и не ставит перед собой такую проблему;

2) навязанная профессиональная идентичность: человек имеет сформированные представления о своем профессиональном будущем, но они навязаны извне (например, родителями) и не являются результатом самостоятельного выбора;

3) мораторий (кризис выбора) профессиональной идентичности: человек осознает проблему выбора профессии и находится в процессе ее решения, но наиболее подходящий вариант еще не определен;

4) сформированная профессиональная идентичность: профессиональные планы

определены, что стало результатом осмысленного самостоятельного решения».

Л.Б. Шнейдер выделяет особый тип идентичности - псевдоидентичность, под которой подразумевает «стабильное отрицание своей уникальности или, напротив, её амбициозное подчёркивание с переходом в стереотипию, а также нарушение механизмов идентификации и обособления в сторону гипертрофированности, нарушения временной связи жизни, ригидность Я-концепции, болезненное неприятие критики в свой адрес,

низкая рефлексия» с- 89].

Таким образом, актуальность и недостаточный уровень разработанности теоретического и практического аспектов вопроса взаимосвязи креативности и профессиональной идентичности студентов-психологов обусловили выбор темы исследования.

Объект исследования - профессиональная идентичность студентов. Предмет исследования - взаимосвязь профессиональной идентичности и креативности у студентов-психологов.

Цель исследования - выявить структуру взаимосвязей статусов профессиональной идентичности и параметров креативности у студентов-психологов на разных курсах обучения.

Нами выдвинуты следующие гипотезы.

1. Существует взаимосвязь между креативностью и статусами профессиональной идентичности, а именно:

- существует положительная взаимосвязь между параметрами вербальной креативности и неопределенным статусом профессиональной идентичности;

- существует положительная взаимосвязь между параметрами образной креативности и сформированным статусом профессиональной идентичности;

- существует отрицательная взаимосвязь между параметрами образной креативности и навязанным статусом профессиональной идентичности.

2. Существуют различия в структурах взаимосвязей креативности и статусов профессиональной идентичности у студентов, обучающихся на разных образовательных ступенях, а именно:

- у студентов, обучающихся на более высоких образовательных ступенях количество взаимосвязей параметров креативности и сформированного статуса профессиональной идентичности больше, чем у студентов, обучающихся на более низких образовательных ступенях;

- у студентов, обучающихся на более высоких образовательных ступенях сила взаимосвязей параметров креативности и статусов профессиональной идентичности выше, чем у студентов, обучающихся на более низких образовательных ступенях.

В исследовании были использованы следующие методы: анализ научной литературы, психологическое тестирование, методы математической обработки результатов (коэффициент ранговой корреляции Спирмена, Н-критерий Крускала-У оллиса, и-критерий Манна-Уитни).

Психологическое тестирование проводилось с использованием следующих методик.

Для определения уровня креативности:

• Тест невербальной креативности Е.П. Торренса;

• Тест «Диагностика вербальной креативности» Ч.Медника);

Для изучения сформированности профессиональной идентичности студентов:

• Методика изучения статусов профессиональной идентичности А.А. Азбель и А.Г. Грецова;

• Методика изучения профессиональной идентичности (МИПИ) Л.Б. Шнейдер.

В исследовании приняли участие 124 студента-психолога Новосибирского государственного технического университета и Сибирского государственного университета путей сообщения разных курсов обучения: 1 курс n = 28; 2 курс n = 38, 3 курс n = 30, 4 курс n = 28.

По результатам методики изучения профессиональной идентичности у студентов 1,2,3 курсов доминирующим статусом является мораторий профессиональной идентичности, у студентов 4-го курса доминирующим статусом является достигнутая профессиональная идентичность. Результаты методики А.А. Азбель и А.Г. Грецова демонстрируют, что доминирующим статусом в группе 1-го курса является сформированная идентичность, а у групп 2,3,4 курсов - мораторий профессиональной идентичности. Млжно предположить, что такой результат вызван идеализированным представлением о своем будущем. Наименее выраженным статусом во всех группах является навязанный статус профессиональной идентичности. При этом в группе 2-го курса средние значения выше, чем в остальных.

Обратим внимание на результаты исследования вербальной креативности. Средние показатели оригинальности находятся на низком уровне за исключением группы 3-го курса (ниже среднего). Средние показатели уникальности находятся на среднем уровне, за исключением 4-го курса (уровень выше среднего). Показатели продуктивности у групп 1 и 4 курсов - уровень выше среднего, у групп 2 и 3 курсов - средний уровень.

По результатам исследований образной креативности средние показатели продуктивности и оригинальности находятся на среднем уровне, за исключением 3-го курса (уровень ниже среднего). Показатели разработанности находятся на высоком уровне у всех групп, кроме группы 2-го курса (средний уровень). У групп 1 и 4 курсов средние значения параметра сопротивление замыканию находятся на высоком уровне, у группы 2-го курса на среднем уровне, у группы 3-го курса - уровень выше среднего.

Обратимся к результатам корреляционного анализа Спирмена, результаты на общей выборке отображены в таблице 1.

Таблица 1 - Значимые взаимосвязи статусов профессиональной идентичности и

параметров креативности, р <0,01

Вербальная оригинальность Вербальная уникальность Образная разработанность Сопротивление замыканию

МИПИ -0,27 -0,36

Сформированный статус 0,25

Неопределенный 0,28

статус

Навязанный статус -0,24 -0,25

Мы видим положительную взаимосвязь неопределенного статуса профессиональной идентичности и вербальной уникальности. Можно предположить, что в данном случае вербальная уникальность выступает защитным механизмом для преодоления неудовлетворенности по поводу выбора профессии.

Отрицательные взаимосвязи между навязанным статусом профессиональной идентичности и разработанностью и сопротивлением замыканию можно объяснить тем, что у студентов, выбравших профессию под влиянием родных и близких, нет потребности в проработке своих решений.

Чем больше выражен сформированный статус профессиональной идентичности, тем выше уровень сопротивления замыканию, то есть студенты не стремятся принимать быстрые и очевидные решения, остаются открытыми новому дольше.

Отрицательные взаимосвязи между показателем МИПИ и параметрами вербальной креативности можно объяснить следующим образом. Профессия психолога предполагает конструктивное общение с абсолютно разными людьми. Как следствие этого студенты со сформированной профессиональной идентичностью предпочитают идти по пути наименьшего сопротивления, чтобы оставаться понятными остальным.

Для изучения изменений в структуре взаимосвязей обратимся к результатам корреляционного анализа Спирмена на каждом курсе (Таблицы 2-4).

Таблица 2 - Значимые взаимосвязи статусов профессиональной идентичности и параметров креативности в группе 1 курса, р <0,05

Вербальная уникальность Образная разработанность Сопротивление замыканию

Сформированный с та тус -0,37

Неопределенный с та тус 0,42

Мораторий -0,4 -0,39

В структуре взаимосвязей группы 1-го курса мы видим схожую с общей выборкой картину. А также отрицательные взаимосвязи между мораторием профессиональной идентичности и разработанностью и сопротивлением замыканию. В ситуации кризиса профессиональной идентичности, когда нет четкого образа желаемого будущего, а цели не определены, студенты предпочитают более простые, ненасыщенные деталями решения, что снижаетощущение неопределенности по поводу профессионального будущего.

Таблица 3 - Значимые взаимосвязи статусов профессиональной идентичности и параметров креативности в группе 2 курса, р <0,05

Вербальная оригинальность Вербальная уникальность

МИПИ -0,43

Неопределенный статус 0,37

В группе 2-го курса мы также наблюдаем положительную взаимосвязь неопределенного

статуса профессиональной идентичности и параметра вербальной креативности -оригинальность. Мы считаем, что вербальная оригинальность помогает студентам снизить неудовлетворенность и тревогу от состояния неопределенности профессионального будущего и настоящего.

Таблица 4 - Значимые взаимосвязи статусов профессиональной идентичности и параметров креативности в группе 3 курса, р <0,01

Вербальная уникальность Образная продуктивность Образная разработанность Сопротивление замыканию

Сформированный с та тус 0,45 0,55 0,62

Мораторий -0,46

Неопределенный с та тус 0,37

Навязанный с та тус 0,48

В группе 3-го курса мы видим положительные взаимосвязи между сформированным статусом профессиональной идентичности и параметрами образной креативности: продуктивность, разработанность и сопротивление замыканию. Студенты-третьекурсники, у которых сформирована профессиональная идентичность, продуцируют большое количество вариантов, отличающихся высокой степенью детализации. При этом можно отметить баланс, при котором, несмотря на растущую продуктивность, они способны долгий период времени раздумывать над наиболее интересными и оригинальными идеями.

Также обнаруживается положительная взаимосвязь навязанного статуса профессиональной идентичности и только образной продуктивности. В данном случае можно говорить о том, что студенты могут создать большое количество продуктов, но все они будут заданными извне, то есть неоригинальными, клишированными.

Таблица 5 - Значимые взаимосвязи статусов профессиональной идентичности и параметров креативности в группе 4 курса, р <0,01

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вербальная продуктивность Вербальная уникальность Образная оригинальность

Мораторий -0,48 -0,48

Навязанный с та тус -0,39

Мы видим, что в группе 4-го курса не обнаружено положительных взаимосвязей между сформированным статусом профессиональной идентичности и параметрами креативности.

Отрицательные взаимосвязи между мораторием профессиональной идентичности и параметрами вербальной креативности: продуктивность и уникальность говорят нам о том, что у студентов с выраженным мораторием профессиональной идентичности блокируется креативная составляющая. Здесь важно учитывать, что 4-ый курс является выпускным, а значит, вопросы относительно профессионального будущего стоят наиболее остро. Это косвенно подтверждается исследованиями А.М. Ариас, Е.А.

Карповой, Т.Г. Кукулит-^. В данном случае креативность представляется помехой в профессиональном самоопределении.

Обощая данные эмпирического исследования отметим:

1. Были выявлены особенности взаимосвязей статусов профессиональной идентичности и параметров креативности у студентов-психологов. Как и предполагалось, структуры взаимосвязей статусов профессиональной идентичности и параметров креативности различаются у студентов на разных образовательных ступенях. К старшим курсам взаимосвязи статусов профессиональной идентичности и параметров креативности становятся более сильными. К 3-ему курсу наблюдается самое большое количество взаимосвязей, а также положительные взаимосвязи между сформированным статусом и параметрами образной креативности.

2. Результаты корреляционного анализа на общей выборке показали наличие положительной взаимосвязи между параметрами вербальной креативности (уникальность) и неопределенным статусом профессиональной идентичности; положительной взаимосвязи между параметрами образной креативности (сопротивление замыканию) и сформированным статусом профессиональной идентичности; отрицательной взаимосвязи между параметрами образной креативности (разработанность и сопротивление замыканию) и навязанным статусом профессиональной идентичности.

Таким образом, выдвинутые ранее гипотезы подтвердились, цель работы достигнута. Полученные данные позволяют глубже понять особенности взаимосвязи профессиональной идентичности и креативности студентов-психологов, а также открывают перспективы дальнейших исследований данной проблемы. Результаты исследования могут быть использованы преподавателями и службами психологического сопровождения студентов в целях помощи процессу формирования прфессиональной идентичности современного писхолога.

Библиография

1. Ариас А.-М., Е.А. Карпова, Т.Г. Кукулите Динамика профессиональной идентичности студентов вуза (психологический анализ) // Проблемы педагогики и психологии. -2016. - №3. - С.241-253.

2. Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность // Психологический журнал. - 2001. - Т.22. - №4. - С.51-59.

3. Петрова В.Н. Организация трудовой деятельности. - Томск: Издательский дом Томского государственного университета, 2014. - 128 с.

4. Поваренков Ю.П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности. Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества // Сборник научных трудов. - Ярославль : ЯГПУ, 2003. - С. 154-163.

5. Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теории и методы диагностики. - М.: МПСИ, 2007. - 128 с.

6. Dollinger S.J. Much more than selfies: Autophotography, individuality and creativity // Cambridge handbook of creativity and personality research, 2017. - P. 323-353.

7. Dollinger, S.J., DollingerS.M., Centeno L. Identity and creativity // Identity: An International Journal of Theory and Research, 2005. - №5. - P. 315-339.

8. Tang C.Y., ShangJ.M., NaumannS.E., Zeditwiz M. How team identification and expertise identification affect R&D employees' creativity // Creativity and Innovation Management, 2014. - №3. - P.276-289.

9. Tang C.Y.,Naumann S.E.,The impact of three kinds of identity on research and development employees

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Данная статья выполнена на тему, которая актуальна в теоретическом отношении. Это связано с тем, что процесс формирования профессиональной идентичности у психологов имеет многочисленные отклонения от традиционных траекторий освоения других профессий. Именно у психологов чаще отмечаются случаи разочарования в профессии, профессионально-психологическая деструкция личности, эмоциональное выгорание и т.п. При этом креативности в структуре такой деятельности необходимо уделять особое внимание, поскольку от нее зависит профессиональная успешность психолога. В статье отмечается, что креативность в профессиональной деятельности возможна только тогда, когда сформирована позиция субъекта труда, когда человек осознает, чем он занимается, как он делает свою работу, как можно выполнить ее лучше, когда поняты и приняты профессиональные ценности, другими словами, когда сформирована профессиональная идентичность. С таким пониманием процесса формирования креативного потенциала личности психолога следует согласиться. По мнению автора, вопрос изучения профессиональной идентичности остается одним из самых актуальных в наше время. Поэтому в тексте проведен критический анализ литературных данных, который позволил выявить разные концепции авторов по поводу формирования идентичности. Так, например, Е.П. Ермолаева исходит из того, что профессиональная идентичность - это продукт длительного личностного и профессионального развития, который складывается только на достаточно высоких уровнях овладения профессией и выступает как устойчивое согласование основных элементов профессионального процесса, а именно согласование реальных и идеальных профессиональных образов «Я». Но автор в качестве методологического основания руководствуется концепцией Л.Б. Шнейдера, который считает, что процесс становления профессиональной идентичности начинается задолго до получения профессионального образования, и в общем виде профессиональная идентичность может сформироваться еще в период обучения в вузе. Собственно, на основании этой концепции и построено все исследование по выявлению взаимосвязи профессиональной идентичности и креативности у студентов-психологов. Объектом исследования определена профессиональная идентичность студентов, а предметом исследования- взаимосвязь профессиональной идентичности и креативности у студентов-психологов. Цель исследования - выявить структуру взаимосвязей статусов профессиональной идентичности и параметров креативности у студентов-психологов на разных курсах обучения. С такими формулировками можно согласиться. Но в тексте не обоснована научная новизна исследования, хотя для этого в статье имеются все необходимые предпосылки. Стиль изложения текста научно-исследовательский. Выполнен критический анализ литературных данных, имеются собственные умозаключения, показана организация исследования и его методика. На основе валидных методов получены данные, которые были подвергнуты соответствующей статистической обработке. Все это очень важно Структура статьи соответствует общепринятым требованиям к изложению научных текстов. За исключение отсутствия выводов, которые необходимо сформулировать при доработке. Для формулировки выводов данных по тексту вполне достаточно. Материал статьи должным образом иллюстрирован. Но в заголовках таблиц необходимо указать обозначения количественных показателей

(критериев). Содержание статьи свидетельствует о том, что имеется положительную взаимосвязь неопределенного статуса профессиональной идентичности и вербальной уникальности. Автор считает, что в данном случае вербальная уникальность выступает защитным механизмом для преодоления неудовлетворенности по поводу выбора профессии. Автор отмечает, что в ситуации кризиса профессиональной идентичности, когда нет четкого образа желаемого будущего, а цели не определены, студенты предпочитают более простые, ненасыщенные деталями решения, что снижает ощущение неопределенности по поводу профессионального будущего. В группе 2-го курса была установлена положительную взаимосвязь неопределенного статуса профессиональной идентичности и параметра вербальной креативности - оригинальность. Интерпретируя полученные данные, автор отмечает, что что вербальная оригинальность помогает студентам снизить неудовлетворенность и тревогу от состояния неопределенности профессионального будущего и настоящего. Отмечается также, что студенты-третьекурсники, у которых сформирована профессиональная идентичность, продуцируют большое количество вариантов, отличающихся высокой степенью детализации. При этом имеет место баланс, при котором, несмотря на растущую продуктивность, они способны долгий период времени раздумывать над наиболее интересными и оригинальными идеями. Достоинством статьи следует считать наличие в них компетентных умозаключений, объясняющих выявленные взаимосвязи. Например, автор пишет, что «Отрицательные взаимосвязи между мораторием профессиональной идентичности и параметрами вербальной креативности: продуктивность и уникальность говорят нам о том, что у студентов с выраженным мораторием профессиональной идентичности блокируется креативная составляющая». В данном случае интерпретация имеет прямое отношение к психологическим механизмам формирования выявляемых взаимосвязей. Это важно в теоретическом отношении и свидетельствует о компетентности автора. Заключение и выводы в статье отсутствуют. При доработке текста этот недостаток целесообразно устранить, чтобы статья приобрела законченный вид. Библиографический список состоит из литературных источников по теме исследования и поэтому каких-либо возражений не вызывает. После доработки, статья может быть рекомендована к опубликованию в научном журнале, поскольку она вызовет интерес у читающей аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.