Научная статья на тему 'Взаимосвязь проектов современного трудового воспитания дошкольников - воплощение методологиии, теории и технологии системно-деятельностного подхода'

Взаимосвязь проектов современного трудового воспитания дошкольников - воплощение методологиии, теории и технологии системно-деятельностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
776
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПРОГРАММА СИСТЕМНЫХ ЗНАНИЙ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ О ТРУДЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ РАЗНЫМ ВИДАМ ТРУДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крылова Наталья Михайловна

Рассматриваются методологические основы трудового воспитания, объединенные проектами, отражающими программно-целевые, технологические и контрольно-оценочные компоненты данного процесса; раскрываются закономерности профессиональной деятельности, обеспечивающей инновационное внедрение воспитателем программы и технологии в практику работы с детьми

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь проектов современного трудового воспитания дошкольников - воплощение методологиии, теории и технологии системно-деятельностного подхода»

УДК 373.035.3

Крылова Н.М.

Взаимосвязь проектов современного трудового воспитания

дошкольников - воплощение методологиии,

теории и технологии системно-деятельностного подхода

Рассматриваются методологические основы трудового воспитания, объединенные проектами, отражающими программно-целевые, технологические и контрольно-оценочные компоненты данного процесса; раскрываются закономерности профессиональной деятельности, обеспечивающей инновационное внедрение воспитателем программы и технологии в практику работы с детьми

Ключевые слова: иерархическая система, программа системных знаний для дошкольников о труде, инновационный подход к обучению разным видам труда.

В период перестройки (1990-2000 гг.) многим казалось, что в отечественной педагогической науке вопросы трудового воспитания дошкольников - это советская пропаганда. Наша же позиция все эти годы базируется на понимании, что любое общество строится трудом, отношение к труду - мерило нравственной воспитанности. Поэтому система средств трудового воспитания, сформулированная в 80-е годы В.И. Логиновой [8], стала разрабатываться нами (Н.М. Крыловой) сначала как одним из исследователей ленинградской научной школы В.И. Логиновой [9], а потом была продолжена самостоятельно (с 1985-2016) в должности доцента кафедры дошкольной педагогики ПГГПУ [8; 9].

Система трудового воспитания разрабатывалась автором одновременно с другими направлениями личностного развития ребенка (познавательного, нравственного, физического, эстетического и др.), определяющими целостный, интегральный подход к всестороннему изучению дошкольника как неповторимой индивидуальности на основе поиска взаимосвязей и взаимосодействия научных теорий (В.С. Мерлина [11], А.В. Запорожца [1] и др.).

Изучение взаимодействия, условий взаимопроникновения научных идей в практику дошкольного образования привело к созданию иерархически взаимосвязанных между собой проектов: Программы «Детский сад -Дом радости» [5], Технологии «Дом радости» [б] и Инноватики «Лесенка успеха» [3] на уровнях методологии, теории и технологии системно-деятельностного подхода.

Iпроект - Программа научных (системных) знаний о труде как о деятельности для дошкольников разных возрастных групп -была разработана в научной школе В.И. Логиновой (Л.М. Мишарина, С.Ф. Сударчи-кова, Н.М. Крылова) и была включена Н.М. Крыловой в Программу «Детский сад -Дом радости» (2005, 2013, 2015).

II проект - Технология «Дом радости» разрабатывается с 1973 г. Н.М. Крыловой (соавтор сценариев В.Т. Иванова). Цель технологии - содействовать овладению дошкольником: во-первых, программой системных (научных) знаний о труде как о деятельности; во-вторых, умением самостоятельно выполнять им программные виды труда; в-третьих, игровыми формами самоорганизации как своего труда (например, «поручением» или «дежурством»), так и менеджерскими умениями организовывать

труд других - «бригадиром» или «участником бригады», когда труд из предмета познания превращается в форму самовыражения человеком своей неповторимости (философия перехода «содержания» в «форму» и обратно).

III проект - Инноватика профессионализма воспитателя «Лесенка успеха» (1990-2012) разрабатывается Н.М. Крыловой в соответствии с научной школой И.С. Ладенко [7] и Г.П. Щедровицкого [13] как наука о закономерностях «выращивания» профессионализма у дошкольных специалистов, овладевающих мыследеятельностью и интеллектуальной культурой.

В 90 годы ХХ века и до 2010 года созданная отечественными учеными и практиками система трудового воспитания в большинстве программ дошкольного воспитания и образования оказалась невостребованной, поскольку данное направление в детском саду было оценено как дань идеологической пропаганде социализма, а страна взяла другой курс развития. Однако, учитывая достойное научное наследие XX века, возникает необходимость современным ученым и практикам дошкольного воспитания найти в истории неизвестное в хорошо известном и раскрыть возможности включения богатых достижений в этой области в современную теорию и практику детского сада.

В научной школе В.И. Логиновой определены основные средства трудового воспитания детей дошкольного возраста.

1 средство - формирование системных знаний о труде (на уровне обобщенных представлений). Н.М. Крыловой была заложена единая логика, выстроенная посредством раскрытия ребенку трех видов закономерностей.

Первая закономерность связана с пониманием специфики труда как системы взаимосвязанных компонентов (1 задумка + 2 предмет + 3 средства + 4 последовательность + 5 результат).

Вторая закономерность отражает сущность разделения труда в обществе - связи между людьми разных профессий внутри предприятия(фабрики, завода, детского сада, фермы и т.д.): один специалист формулирует замысел будущей продукции (архитектор, модельер, заведующая детским садом и т.п.), другой отвечает за выбор материала (прораб, кладовщик, ветеринар и т.д.); третий подбирает инструменты (механик доильных аппаратов, помощник повара и т.д.); четвертый (их может быть много, соучастников преобразования - закройщик, швея, гладильщица и т.д.; каменщик, стекольщик, электрик и другие строители, повар и др.) создает продукт; пятая ступенька обозначает оценку продукции потребителями и самооценку труда всеми участниками производства, присваивается фирменный знак предприятия.

Третья закономерность объясняет связи, возникающие в обществе между разными видами труда, которые осуществляются людьми разных профессий в городе и в селе, на заводах и на фабриках, в разных городах и странах. Для ребенка старшего дошкольного возраста открывается знание: любой предмет, который он держит в руках, создан людьми разных профессий, работающих как в России, так и в других странах: одни создают продукты для питания, другие - машины для создания этих продуктов, третьи - одежду, даже кондитер участвовал в создании, например, самолета, т.к. конструкторы лакомились пирожными, у них создавалось хорошее настроение, и они радостно придумывали машину, и т.д.

Эти открытия объясняют дошкольнику главное в жизни общества: каждый человек, не испытывая потребности в труде как в деятельности для самоутверждения своей индивидуальности (в отличие от игры, общения и познания), обязан трудиться. Более того, в соответствии с теорией П.В. Симонова, если выбор профессии будет соответствовать его потребностям как индивидуальности само-

утверждаться, играя, общаясь и познавая, то тогда его трудовая деятельность в обществе вызовет в нем эмоцию радости, т.е. удовольствия, что и станет стимулом саморазвития [12].

2 средство - обучение детей дошкольного возраста умению самостоятельно и творчески сделать то, чему они научились, осуществляя каждый вид программной трудовой деятельности (самообслуживание, хозяйственно-бытовой, ручной или художественный труд). В соответствии с теорией А.А. Люблинской, этот путь овладения каждым уровнем развития начинается с уровня узнавания, потом ребенок поднимается к

уровню воспроизведения под руководством наставника, далее - к уровню самостоятельности и восходит через экспериментирование к уровню творчества [10]. Этот уровень умений определяется в современной лексике как компетентность исполнителя (ребенка или взрослого). Технология обучения каждому виду труда для качественного внедрения Программы «Детский сад - Дом радости» потребовало разработки новой науки - Ин-новатики, названной «Лесенка успеха». Ограничимся в тезисах представлением модели Инноватики и кратким объяснением символа «ступеньки»:

«ЛЕСЕНКА УСПЕХА»

Лесенка воспитателя

Очарованный зритель

Дирижер

«Вкусный» собеседник

Артист

Лесенка ребенка

Артист

Заботливый исполнитель

«Вкусный» собеседник

Очарованный зритель

• нижняя ступенька условно соотносится с первым средством трудового воспитания, связанным с формированием системой знаний о труде взрослых, являющихся образцом для подражания;

• вторая ступенька соотносится со вторым средством трудового воспитания - обучением каждого воспитанника программным видам труда (от уровня узнавания к уровню воспроизведения под руководством, далее к уровню самостоятельного выполнения и, наконец, к творческому труду);

• третья ступенька обозначает форму диагностики достижения уровня самостоятельности в исполнении ребенком программного вида труда. Показателем самостоятельности является возможность ребенком осуществить перенос освоенной им деятельности при не-

посредственном участии взрослого в условия выполнения ее в коллективе (традиционное название - фронтальная форма - занятие -«общий труд» или в нашей интерпретации -«репетиция оркестра», когда каждый музыкант индивидуально выучил свою партию, а теперь с дирижером и артистами оркестра репетирует);

• четвертая ступенька - самая высокая -соотносится с третьим средством трудового воспитания - самостоятельный труд детей. Это - разные формы организации и самоорганизации труда, в которых ребенок исполняет разные игровые роли, т.е. когда труд из предмета познания переходит в форму самовыражения индивидуальностью своей неповторимости, а именно в игру, в познание, в общение («я сам хочу и могу о себе

позаботиться»; «я хочу и могу выполнить поручение»; «я - дежурный, обязан позаботиться о других»; «я - «бригадир», должен сыграть роль менеджера, организатора труда бригады и т.д.).

Анализ исследований, проводимых в области изучения развития анатомических и физиологических особенностей детей дошкольного возраста, позволяет констатировать, что им доступны разные виды труда. Исключение составляет труд в природе на уровне самостоятельности, поскольку слишком велика ответственность человека за жизнь представителей природы. Поэтому не может быть дежурства дошкольника в мире природы. Ребенок может учиться способам ухода за растениями и животными при непосредственном контроле со стороны взрослого. Но заповедь «не навреди» должна убедить всех: забота о растительном и животном мире - обязанность кого-то одного из взрослых, и даже не каждого сотрудника, ибо все живое чувствует того, кто его понимает и любит. В период дошкольного детства главное - содействовать ребенку в познании законов этого мира, в умении видеть в нем красоту гармонии, мастерство взрослых в уходе за живым.

3 средство - переход ребенком от познания труда как деятельности в игровую форму его исполнения (труд из предмета познания превращается в форму саморазвития человеком себя как индивидуальности). Именно играя, осуществляя заботу (о себе или о других), исполнитель трудовой обязанности может познавать окружающий мир и свои возможности, преодолевать возникающие трудности, достигать трудом таких результатов, которые удовлетворяют потребности тех, для кого они создавались и благодаря которым создатель продукции самоутверждается. Исполняя с удовольствием разные роли (исполнитель поручения, дежурный, бригадир или участник совместного труда), дошкольник переживает эмоцию радости -

удовольствия, т.к. самоутверждается как индивидуальность, овладевает умением организовывать как свою трудовую деятельность, так и деятельность других, что и создает основу и средство саморазвития человека.

Итак, важно понять, что система трудового воспитания в отечественной педагогике - это богатейший кладезь для всестороннего воспитания дошкольника. Она имеет замечательные традиции: методологию, теорию, технологию и практику трудового воспитания как систему. Но наступило новое время. Необходимо определить, с нашей точки зрения, основные направления повышения качества трудового воспитания дошкольников.

I направление - содействие осознанию педагогом специфики труда как деятельности человека на основе теории К. Маркса о труде, философии системно-структурного подхода к познанию данной деятельности человека. В научной Школе В.И. Логиновой заложено в Программу образования дошкольников научное содержание знаний о труде, поэтому образование дошкольника определяет система системных знаний.

II направление - содействие пониманию воспитателем потребностно-информацион-ной теории эмоций П.В. Симонова. В соответствии с данной теорией педагог открывает, что труд как деятельность у человека есть, а потребность трудиться отсутствует. Труд только тогда доставляет человеку радость, когда удовлетворяется потребность в самоутверждении, а для этого детский труд должен быть организован взрослым в форме игры, познания и общения.

III направление - содействие пониманию воспитателем модели «Лесенки успеха». Она не только объясняет закономерности динамики восхождения ребенком к уровню самодеятельности в труде, но и одновременно является мониторингом динамики восхождения ребенком и педа-

гогом к новым уровням взаимоотношений, к новым ролям в каждом виде и в каждой форме труда.

В течение четверти века система трудового воспитания внедряется в дошкольные учреждения России, работающие по

список ЛИТЕРАТУРЫ

Программе «Детский сад - Дом радости». Именно научно-методическая система трех взаимосвязанных проектов обеспечивает высокий уровень качества трудового образования дошкольников в этих образовательных организациях.

1. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Системный подход к определению предмета дошкольной педагогики // Основы дошкольной педагогики. М., 1980. С. 41-46.

2. Крылова Н.М. «Лесенка успеха», или Три грани научно-методической системы детского сада. 2 изд. СПб., 2013. 240 с.

3. Крылова Н.М. «Лесенка успеха», или Три грани научно-методической системы детского сада. М.: ТЦ Сфера, 2012. 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).

4. Крылова Н.М. Детский сад - Дом радости: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. 3 изд., перераб. и доп. М.: ТЦ Сфера, 2015. 352 с.

5. Крылова Н.М. Детский сад - Дом радости: Программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности / Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 1985. 448 с.

6. Крылова Н.М., Иванова В.Т. Дом радости. Технология внедрения Программы (64 тома для воспитателей младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп детских садов) / Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 1991. 2015.

7. Ладенко И.С. Методы моделирования и организации интеллектуальных систем. Новосибирск, 1987. 64 с.

8. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. Ч. 1. М., 1983. С. 189-230.

9. Логинова В.И. Формирование системности знаний у детей дошкольного возраста: дис. ... д-ра пед. наук. Л., 1984. 444 с.

10. Люблинская А.А. О построении метода изучения умственного развития детей // Вопросы мышления детей. Л., 1962.

11. Мерлин В.С. Психология индивидуальности / под ред. Е.А. Климова. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 448 с.

12. Симонов П.В. Избранные труды в 2 т. Т. 1. Мозг: эмоции, потребности, поведение. М.: Наука, 2004. 440 с.

13. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М.,1995. 800 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.