Научная статья на тему 'Основные направления повышения качества воспитания детей в трудовой деятельности'

Основные направления повышения качества воспитания детей в трудовой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
830
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ВОСПИТАНИЯ / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕЛЬ "ЛЕСЕНКА УСПЕХА"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крылова Н. М.

Целью статьи является раскрытие ведущих направлений повышения качества воспитания детей в трудовой деятельности: внедрение программы системных знаний о труде; содействие восхождению ребенком от труда как предмета познания к труду как самодеятельности, т. е. превращению его в форму игры (исполнение дошкольником разных ролей (при самообслуживании, выполнении поручений, в ходе дежурства, в бригадной организации)); содействие росту профессионализма педагога на основе овладения им моделью «Лесенка успеха».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main trends in raising the standards children’s education in labor activity

The paper discusses the leading trends in raising the standards of the quality of labour education of children: implementation of the program of systemic knowledge of labour, promotion of the development of the attitude to labour as a subject of learning to that of labour as self-activity. According to this activity, labour becomes a form of play, the preschooler performing various roles, including self-service, fulfilling assignments, being on duty, in team organization. Such activities promote professionalism of the teacher as based on the model “Ladder of Success”.

Текст научной работы на тему «Основные направления повышения качества воспитания детей в трудовой деятельности»

Крылова Н.М.

кандидат педагогических наук, доцент Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

президент АНО «Дом радости» Санкт-Петербург, Россия

Основные направления повышения качества воспитания детей в трудовой деятельности

Аннотация: целью статьи является раскрытие ведущих направлений повышения качества воспитания детей в трудовой деятельности: внедрение программы системных знаний о труде; содействие восхождению ребенком от труда как предмета познания к труду как самодеятельности, т.е. превращению её в форму игры - исполнение дошкольником разных ролей (в самообслуживании, в поручении, в дежурстве, в бригадной организации). Содействие росту профессионализма педагога на основе овладения им моделью «Лесенка успеха». Восхождение и ребёнка, и взрослого на основе содействия друг другу приводит к удовлетворению главной потребности человека - самоутверждению - реализуемой при одновременном удовлетворении потребностей играть, познавать и общаться.

Ключевые слова: взаимосвязь труда и игры; модель профессионализма «Лесенка успеха».

Отечественная наука создала систему трудового воспитания. Поэтому важно строить педагогический процесс на основе научного наследия отечественной дошкольной педагогики (Т.А. Маркова, Г.Н. Година, В.И. Логинова, А.Д. Шатова, Р.С. Буре и др.) [1]. В 90 годы прошлого века и до 2010 года созданная система трудового воспитания оказалась невостребованной, т.к. трудовая деятельность дошкольника в детском саду была оценена как дань идеологической пропаганде социализма. Однако в ФГТ 2010 года -«труд» выделен как одна из образовательных областей социально-личностного развития дошкольника [2]. Учитывая богатое наследие отечественной науки, есть необходимость найти неизвестное в хорошо известном и определить основные направления повышения качества трудового воспитания.

I направление повышения качества воспитания детей в трудовой деятельности -

содействие осознанию педагогом специфики труда как деятельности человека на основе теории К.Маркса о труде, философии системно-структурного подхода к познанию данной деятельности человека. В.И. Логинова, разрабатывая программу системных знаний для дошкольников, заложила в основу научного содержания знаний понятие «труд» -целенаправленная деятельность человека по преобразованию предмета труда с помощью средств труда и трудовых действий в результат труда, удовлетворяющий какие-либо потребности человека [3]. Разработанная программа была включена в содержание «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду» (1984), редакторами которой были Р.А. Курбатова, Н.Н. Поддьяков [4]. Это содержание было включено в Программу Н.М. Крыловой «Детский сад - Дом радости» [5] и в технологию её внедрения в каждой возрастной группе детского сада (соавтор сценариев В.Т. Иванова), которая издаётся с 1990 года и по настоящее время, например, «Маршрутные листы» - планирование на учебный год ежедневной работы с детьми седьмого года жизни» [6].

II направление - содействие пониманию воспитателем потребностно-информационной теории эмоций П.В. Симонова. В соответствии с его теорией главная потребность человека - самоутверждаться, через одновременное удовлетворение потребностей играть, общаться и познавать. Эта теория определяет для педагога специфику подхода к трудовой деятельности дошкольника, особенно мальчиков. В соответствии с данной теорией педагог открывает, что труд как деятельность у человека есть, а потребность трудиться отсутствует. Труд только тогда доставляет человеку радость, когда удовлетворяется по-

требность в самоутверждении, а для этого труд должен быть организован взрослым в форме игры, познания и общения [7].

III направление - содействие пониманию модели профессионализма «Лесенка успеха», разработанной для воспитателей Н.М. Крыловой [8]. «Лесенка успеха» является одновременно и мониторингом динамики восхождения ребёнком и педагогом к новым уровням взаимоотношений, к новым ролям в каждом виде и в каждой форме труда.

"ЛЕСЕНКА УСПЕХА"

Лесенки воспитателя Лесенка ребенка

Ар,тси,

Очарованный зритель

cüüiiCiibiwK

т

Забом/шпый менояшпне/

IL

"Вкусный" собеседник

Очароап

-pUHifJH,

Нижняя ступенька обозначает реализацию 1 средства трудового воспитания - содействие ребёнку в овладении системными знаниями о труде. Воспитатель берёт на себя роль артиста. Здесь мы не рассматриваем тот аспект, что освоение системы знаний тоже представляет собой четырёхступенчатое восхождение к высшим уровням освоения их дошкольником (это другая система в системе).

Вторая ступенька обозначает динамику индивидуального подхода к каждому воспитаннику: содействие восхождению ему от уровня узнавания (а), к уровню воспроизведению под руководством воспитателя (б), к уровню самостоятельности (в), к уровню творчества (г).

На третьей ступеньке педагог осуществляет диагностику овладения ребёнком трудом на уровне самостоятельности (образно говоря «репетиция перед концертом»). На четвертой ступеньке труд из предмета познания превращается в форму самореализации себя как личности. Поскольку у ребёнка потребности трудиться нет, профессионализм педагога заключается в организации детского труда таким образом, чтобы воспитанник удовлетворял главную потребность человека - самоутверждаться, познавая, общаясь и играя разные роли (исполнитель поручения, дежурный, бригадир, бригада). Таким образом, уже более 25 лет тому назад в отечественной науке была выстроена система трудового воспитания на основе методологических позиций, которые до сих пор современны: деятельностный и системно-структурный подходы, информационная теория эмоций, нейрофизиологический подход к внедрению гендерного подхода и др.). В течение четверти века система трудового воспитания внедряется в дошкольные учреждения России, которые работают на основе Программы и Технологии «Детский сад -Дом радости», а также изучают Инноватику «Лесенка успеха». Именно научно-методическая система из трёх взаимосвязанных проектов обеспечивает высокий уровень качества трудового воспитания дошкольников.

[1] Логинова В.И. Трудовое воспитание - в кн. «Дошкольная педагогика» /под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология. Изд-во «Просвещение», М. 1983. С.225-271

[2] Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, Регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010 г Министерства юстиции РФ).

[3] Логинова В.И. Формирование системности знаний у детей дошкольного возраста: дис. докт. пед. наук. Ленинград, 1984. - 444 с.

[4] Типовая программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. Р.А. Курбатовой, Н.Н. Поддьякова. - М.: Просвещение, 1984. - 175 с. - В нацзаг.: НИИ дошкольного воспитания АПН СССР.

[5] Крылова Н.М. Детский сад - Дом радости: Программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности /Перм.гос.пед.ун-т. - Пермь, 1985. - 448 с.

[6] Крылова Н.М. Детский сад - Дом радости. Подготовительная группа. Маршрутные листы для специалиста по дошкольному образованию - перспективное планирование на учебный год ежедневной работы с детьми седьмого года жизни: Н.М. Крылова, В.Т. Иванова; Перм.гос.пед. ун-т. - Пермь, 2012. - 224 с.

[7] Симонов П.В. Избранные труды в 2-х томах. Том 1. Мозг: эмоции, потребности, поведение; Наука, 2004. - 440 с.

[8] Крылова Н.М. Лесенка успеха, или три грани научно-методической системы детского сада. -М.: ТЦ, Сфера, 2012. - 128 с. (Библиотека журнала «Управление» ДОУ»). (4)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.