Разные виды жизнедеятельности дошкольника - благоприятные условия для становления и амплификации развития его умения философствовать
Крылова Наталья Михайловна
Пермский Государственный Гуман.-Педагогический Университет
Ключевые слова:
философия, философствование, самосознание, предметное сознание, виды жизнедеятельности дошкольника
АННОтация: Целью статьи является информация о внедрении научного открытия Н.Н. Поддьякова в практику работы специалистов с дошкольниками для обогащения развития у них умения философствовать.
Философия и философствование отражают содержание самосознания человека. Самосознание, возникая у ребёнка в 3 года, становится, образно говоря, «рулём» самоуправления его жизнью как интегральной индивидуальности. Однако у дошкольных специалистов-практиков понимание взаимосвязи между развитием и саморазвитием предметного сознания и самосознания дошкольника, а также об обучении философии и философствованию воспитанника детского сада остаётся «белым пятном».
Главной школой образования дошкольника, формой, в которой происходит амплификация развития предметного сознания и самосознания в их взаимосвязи, в программе «Детский сад -Дом радости» нами определена повседневная жизнь - разные виды жизнедеятельности малыша: умывание, одевание, прием пищи, прогулка и т.д., а не «занятие-урок» [1].
Огромный вклад в теоретическое понимание сути работы в этом направлении внесли открытия, сделанные в ХХ веке Н.Н. Поддьяковым, обобщенные им в монографии «Психическое развитие и саморазвитие ребёнка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты» [2].
Важный результат любого вида деятельности — знания, в ней добытые. С одной стороны, расширяется объём и углубляется точность знаний об окружающем мире — первая группа знаний, названных Н.Н. Поддьяковым «ясными». Вместе с тем, впервые в своих публикациях 80-90-х годов XX в. ученый привлек внимание к тому, что в процессе познавательной, мыслительной деятельности возникает и вторая группа знаний, еще не совсем ясных, незавершенных, гипотетических, но чрезвычайно значимых для всегопоследующего развития человека. В терминологии «Дома радости» такие знания стали обозначаться нами (Н.М. Крыловой) как «избыточная информация».
Таким образом, Н.Н. Поддьяков сфокусировал наше внимание на том, что принципиально отличает дошкольную педагогику от школьной: для обогащения умственного развития и саморазвития ребенка особое значение имеют именно не совсем ясные знания, а в нашей метафорической терминологии «Дома радости» - «избыточная информация». В момент демонстрации «избыточной информации», когда, например, взрослый изображает, будто рассуждает сам с собой о чём-то, никто не принуждает ребенка к мыслительной деятельности, запоминанию, не определяет ни порядка, ни объема добываемых знаний и умений. Всё запоминается им само собой, непроизвольно. Это так называемый «институт стихийного обучения», в котором не происходит переутомления ребенка, так как он также непроизвольно, по мере наступления усталости, «отключается» сам. Свобода выбора позволяет ребенку осуществлять поиск информации, нужной ему, в соответствии со своими интересами и желанием. Постоянный переход у ребенка любого возраста в разных видах его жизнедеятельности неясных знаний в ясные, открытие им самостоятельно и под руководством взрослого в ясных знаниях неясности, в известном неизвестное — вот путь бесконечности познания, который открывается ему в «Доме радости» [3].
Поэтому процесс познания развивается как бы с двух сторон: с одной - организуется взрослым, в соответствии с нашей программой системных знаний о предметном мире и мире деятельности взрослого (включая и математическую, экологическую и другие стороны познаваемого мира), а с другой — происходит активное самопознание в любом виде самостоятельной деятельности, что приводит к формированию двух взаимосвязанных систем знаний: системы системных знаний (на уровне обобщенных представлений) и системы систематизированных знаний.
«Системными» - научными - знаниями владеет специально подготовленный воспитатель с высоким уровнем образования. Он содействует (на основе авторской технологии-сценария) овладению ребенком программным содержанием посредством целенаправленно организованного обучения в разных формах. Воспитатель использует также и общение в разные режимные моменты самообслуживания, и организацию наблюдения, и специальные формы обучения разным видам деятельности, которые могут быть усвоены только в процессе занятий (математические знания, грамматические явления, обобщенные способы конструирования, знания о социальных отношениях и др.).
«Систематизированные» (ассоциативные, ситуативные) знания и умения, как правило, открываются ребенку без специального обучения в повседневном общении с взрослыми и между собой, в играх, наблюдениях, во время слушания книг, радио, просмотра кинофильмов, телевизионных передач. Вместе с тем, со старшими дошкольниками в «Доме радости» проводится целенаправленная систематизация представлений на занятиях как фронтальных формах организации обучения (беседы, «посиделки», «философские игры» и др.). Благодаря разработанной авторской технологии-драматургии педагог готовит к ним индивидуально каждого воспитанника (с учетом его интересов) и ещё привлекает его родителей, раскрывая возможности их содействия ребёнку в познании новой области. В результате у детей возникают вопросы, отражающие уровень развития их предметного сознания и самосознания.
Важно специально подчеркнуть, что обе системы знаний не могут формироваться у дошкольника успешно через цикл занятий. Главный метод обогащения познавательного развития воспитанника как «старта» и «финиша» для философствования — это содействие накоплению им опыта индивидуальным путем в разнообразных видах деятельности. А на занятиях этот опыт, приобретаемый как самостоятельно, так и совместно с взрослым, под его руководством будет обобщаться и систематизироваться. Только при этом условии будут сохраняться и обогащаться развитие и саморазвитие каждого воспитанника как индивидуальности.
Обе системы знаний являются бесконечно развивающимися: включают две зоны — зону устойчивых, стабильных, проверяемых — ясных — знаний и зону знаний неясных — догадок, гипотез, глобального представления. Обе зоны знаний чрезвычайно важны, но, в соответствии с открытием Н.Н. Поддьякова, предпочтение в технологии «Дома радости» отдается второй зоне - зоне неясных знаний.
Зону неясных знаний можно сравнить с клумбой, в которой сеются семена разных растений, а их всхожесть и темп развития зависят от того, насколько взрослый сумеет поддержать самодеятельность познания воспитанников, особенно в процессе философствования ребёнка, начиная с младшей группы.
Список литературы:
Х.Крылова Н.М. 2015. Детский сад - Дом радости: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТЦ Сфера. 352 с.
2.Поддьяков Н.Н. 2013. Психическое развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты. М.: Обруч. 192 с.
3.Крылова Н.М. 2013. Вместо послесловия. Как реализуются открытия Н.Н. Поддьякова в практической организации жизни детей. Из опыта Программы «Детский сад - Дом радости» // Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребёнка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты. М.: Обруч. С. 179-190.