Научная статья на тему 'Взаимосвязь принципа преемственности с частнометодическими принципами обучения русскому языку'

Взаимосвязь принципа преемственности с частнометодическими принципами обучения русскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЕ И ЧАСТНОМЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладченко Виктория Евгеньевна

Рассматривая классификацию общедидактических и частнометодических принципов обучения, автор особое внимание уделяет преемственности и ее связи с частнометодическими принципами обучения русскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь принципа преемственности с частнометодическими принципами обучения русскому языку»

инертностью, устойчивостью в стремлениях и настроении, слабым внешним выражением эмоций, низким уровнем психической активности. Меланхолик - слабый тип темперамента, которому свойственны замедленность движений, сдержанность моторики и речи, низкий уровень психической активности, легкая ранимость, склонность глубоко переживать даже незначительные события, преобладание отрицательных эмоций, сенситивность.

Наследственность как фактор эмоциональной устойчивости была исследована многими психологами, изучающими базовые эмоции, которые пришли к выводу, что наследственность и генетическая структура играют важную роль в возникновении эмоций. Г. Айзенк и Г. Вильсон [5] считают, что развитие происходит в соответствии с заложенной генетической структурой и в результате приобретения опыта корректируется способность к эмоциональной устойчивости.

Подводя итог, необходимо отметить, что в профессиональной деятельности музыканта-исполнителя благоприятен высокий уровень

эмоциональной устойчивости, поскольку эмоциональные переживания, полученные в результате исполнения музыкальных произведений влияют на психофизиологическое состояние музыканта. Развитие данного качества будет способствовать успешному преодолению трудностей, деструкти-рующих психическое состояние музыканта в процессе исполнения музыкальных произведений.

Литература

1. Экспериментальная психология / ред.-сост. П. Фресс, Ж. Пиаже. М., 1975. С. 133-142.

2. Левитов Н. Д. О психических состояниях. М., 1964. С. 103.

3. Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968.

4. Сиротин О. А. К вопросу о психофизиологической природе эмоциональной устойчивости спортсменов // Вопросы психологии. 1973. № 1. С. 129-133.

5. Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность. М., 2000.

M. E. KYVICHKO. PSYCHO-PHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS OF EMOTIONAL STABILITY

OF MUSICIANS IN PROFESSIONAL WORK

Paper is about emotional factors, which influence on professional work of the musician and his mental condition. Emotional stability acts as the instrument of adapting psychophysiology of the musician to professional work. Key words: emotional stability, psycho-physiological features, temperament.

В. Е. ГЛАДЧЕНКО

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ С ЧАСТНОМЕТОДИЧЕСКИМИ ПРИНЦИПАМИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Рассматривая классификацию общедидактических и частнометодических принципов обучения, автор особое внимание уделяет преемственности и ее связи с частнометодическими принципами обучения русскому языку.

Ключевые слова: общедидактические и частнометодические принципы обучения, принцип преемственности.

В дидактике преемственность трактуется как опора на пройденное, использование и дальнейшее развитие имеющихся у обучаемых знаний и умений, при котором в сознании создаются разнообразные связи, образующие систему прочных знаний.

А. Н. Щукин в «Лингводидактическом энциклопедическом словаре» принципы обучения называет базисной категорией методики, методическим отражением законов и закономерностей, определяющих требования к системе обучения в целом и ее отдельным компонентам - целям, содержанию, средствам и методам обучения [1]. М. Р. Львов к принципам обучения относит «основные, исходные теоретические положения, определяющие выбор методов, приемов, других средств

обучения» [2]. Это определение считаем аксиомой, так как в основе учения находятся принципы обучения.

Их теоретическим обоснованием занимались исследователи разных научных направлений, среди них: дидакты: Я. А. Коменский, И. Г. Песта-лоцци, К. Д. Ушинский, М. Н. Скаткин, Ю. К. Ба-банский, А. Н. Щукин; методисты: А. В. Текучев, М. Р. Львов, Л. П. Федоренко, Е. С. Антонова и др. В своих работах они раскрывают систему принципов обучения и дают их характеристику.

А. В. Текучев в качестве общедидактических принципов обучения выделяет следующие: научность; систематичность и последовательность; связь теории с практикой; взаимосвязанность различных разделов, входящих в состав школьного

№ 3 (54), 2014

"Трибуна молодого ученого" д

курса русского языка (грамматики с орфографией, пунктуацией, лексикой и т. д.); сознательность, активность; наглядность, прочность и доступность; индивидуальный подход к учащимся; преемственность в преподавании русского языка между разными звеньями средней школы [3] [курсив наш - В. Г.]. Эти принципы являются обязательными и считаются базисными категориями методики русского языка.

Наибольший интерес для нашего исследования представляет принцип преемственности, который состоит в последовательности, систематичности расположения материала, в опоре на изученное и на достигнутый учащимися уровень языкового развития, в согласованности ступеней и этапов учебно-воспитательной работы [2]. Соблюдение данного принципа является важным условием успешного преподавания русского языка и связывает его с частнометодическими принципами обучения языку, к которым А. В. Текучев отнес взаимозависимость изучения языка и развития мышления; взаимозависимость изучения грамматического строя языка и усвоения навыков литературного чтения; взаимообусловленность изучения грамматики и усвоения речевых навыков и т. д.

На основе теории закономерностей усвоения родного языка Л. П. Федоренко вывела частноме-тодические принципы обучения родному языку [4]. Охарактеризуем их.

Принцип внимания к материи языка предполагает зависимость развития речи учащегося от «натренированности мускулатуры органов речи», определяет обучение произносительной стороне языка.

Педагог должен постоянно развивать артикуляционные и интонационные навыки детей, следить за произношением слов, формировать правильную речь. Такая работа должна проводиться на протяжении всего времени обучения, что позволяет говорить о преемственности.

Принцип понимания языковых значений предполагает установление точного лексического значения слова в тексте.

Для этого могут быть использованы разные виды упражнений. Например, для младших школьников дается такое задание: «По иллюстрациям в учебнике определить лексическое значение слов», а для пятиклассников предлагается работа с толковым словарем. Например: «Что обозначают слова дубрава, луг, проталина? Найдите в толковом словаре лексическое значение этих слов. Что нового вы узнали об этих словах?» Такая работа проводится как в младших классах, так и в среднем звене школы. Это свидетельствует о преемственности в преподавании.

Принцип оценки выразительности речи предполагает усвоение эмоциональных средств выразительности, развитие стилистических навыков у обучаемых. Для этого необходимы знания учащихся о стилях языка. Например, пятиклассникам

предлагается ряд высказываний, объединенных общей темой «Солнце». Школьникам необходимо определить, какие из них относятся к разговорному, художественному и научному стилям речи:

1) С утра было светло и тихо. Низкое солнце блестело ослепительно. Белый, холодный туман затоплял реку. Белый дым таял в солнечных лучах над крышами изб и уходил в бирюзовое небо (И. Бунин).

2) Солнце - это небесное светило, раскаленное плазменное тело шарообразной формы, вокруг которого обращается Земля и другие планеты.

3) - Какой сегодня солнечный день!

- Да, прекрасная погода, чтобы пойти в лес, не так ли?

Принцип развития чувства языка предполагает умение запоминать звучащую в окружающей среде речь, подражать говорящему / учителю, поэтому речь педагога должна быть образцом для обучаемых.

Навыки употребления единиц языка развиваются на протяжении всех лет обучения в школе, что свидетельствует о взаимосвязи рассмотренного частнометодического принципа с принципом преемственности.

Принцип координации устной и письменной речи устанавливает прямую связь между устными и письменными речедвижениями.

У обучаемых сначала формируются навыки устных высказываний, а потом они применяют их в письменной речи. Например, в 4 классе дети составляют устный рассказ на тему «Мой режим дня», а в 5 классе - пишут сочинение «Как проводят выходные дни члены моей семьи».

Принцип убыстрения темпа обучения предполагает, чем лучше развита речь учащихся, тем легче и быстрее он усваивает новую информацию и тем самым совершенствует свою речь.

Эти принципы являются теоретической базой для развития методики русского языка, методики развития речи, так как способствуют созданию у учащихся элитарной речевой среды.

Вслед за Л. П. Федоренко, Е. С. Антонова в качестве частнометодических принципов обучения называет принципы лингвистики: лексико-семан-тический, структурно-семантический и системно-функциональный, - которые способствуют формированию речемыслительных умений, связанных с текстом [5]. Так, изучение любой языковой единицы опирается на ее лексическое значение, которое определяется в контексте, при этом важно учитывать не только внешнюю сторону языковой единицы, но и внутреннюю, т. е. значение морфем слова. Например, суффикс -чик, -щик указывает, что слово относится к мужскому роду. Говоря о системно-функциональном принципе, мы подразумеваем, что использование той или иной языковой единицы определяется и стилем речи. Например, в разговорном стиле может употребляться сниженная лексика, а в книжном - устойчивые словосочетания.

Таким образом, без слушания текстов, чтения их не может сформироваться языковое чутье, выразительность речи учащихся, грамматический строй их языка, поэтому М. Р. Львов предлагает «общие установки» (частнометодические), которые действуют на всех ступенях обучения: усвоение языковых умений и навыков (чтение, письмо, выразительность речи); изучение языковой теории и опора на нее в процессе выработки умений и навыков (грамматика, фонетика, элементы лексикологии и пр.); повышение познавательной активности и самостоятельности школьников в учебном процессе, развитие их мышления [6].

Мы разделяем мнение ученого и считаем, что в реализации принципа преемственности существует несколько направлений:

- связь одной лингвистической дисциплины с другой (культура речи и риторика, филологический анализ текста и лингвистический и др.);

- связь с другими разделами, темами (лексики и орфографии, морфемики и морфологии, пунктуации и синтаксиса и др.);

- связь изучаемого материала с предшествующим в пределах одной темы (при формировании коммуникативных умений) [7].

Так, в 3 и 4 классах формируются следующие коммуникативные умения: подобрать заголовок к тексту, составить план, определить тип текста, отредактировать / исправить написанное. А в 5 классе уже преобладают умения вдумываться в тему текста и подчинять ее основной мысли, умение собирать и систематизировать материал, строить текст определенного жанра и типа, правильно выражать свои мысли и редактировать. Отметим, что подбор заголовок - это и есть умение определять тему текста, а составление плана - это умение систематизировать. Таким образом, работа над

коммуникативными умениями начинается уже в начальной школе (линейно-ступенчатый и концентрический принципы обучения) и продолжается в 5 классе при написании изложения и сочинения. На лицо преемственность изучаемого материала с предшествующим в пределах одной темы [8].

Как видим, принцип преемственности предполагает определенную стыковку программ начальных классов и среднего звена не только при изучении отдельных грамматических тем, но и при формировании коммуникативных умений школьников. Несоблюдение перечисленных установок ведет к нарушению преемственности и связи между общедидактическими и частнометоди-ческими принципами обучения.

Литература

1. Щукин А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь. М., 2008. С. 239-240.

2. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М., 1988. С. 152; 150.

3. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. М., 1980. С. 35-52.

4. Федоренко Л. П. Закономерности усвоения родной речи: учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. М., 1984. С. 25-28.

5. Львов М. Р. Проблемы преемственности и перспективности в обучении русскому языку // Преемственность и перспективность в обучении русскому языку: сб. ст. М., 1982. С. 6.

6. Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход. М., 2007. С. 268-269.

7. Горобец Л. Н., Гладченко В. Е. Принцип преемственности в обучении: историческая ретроспектива // Материалы международной науч.-практич. конф. Тула, 2013. С. 37-44.

V. E. GLADCHENKO. INTERRELATION OF THE PRINCIPLE OF CONTINUITY WITH CUSTOMACTIONS PRINCIPLES OF TRAINING IN RUSSIAN

Considering the classification all-didactic and customactions learning principles, the author pays special attention to continuity and its relationship with customactions principles of teaching the Russian language. Key words: all-didactic and customactions principles of training, principle of continuity.

В. С. МАЗНИЧЕНКО СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ ИЗУЧЕНИЯ

В статье рассматриваются функции инновационных социальных сетей, основным пространством которых является пространство Интернет.

Ключевые слова: социальные сети, функции, типология социальных сетей, инновационные социальные сети.

В современной науке анализируется феномен социальных сетей в Интернет как предмет социологических исследований: предлагается определение данного социального факта, рассматриваются качества и функции инновационных социальных сетей.

Результаты многочисленных исследований свидетельствуют, что социальными сетями уже охвачено более половины всех пользователей Интернета. В России этот показатель пока меньше мирового, но он стремительно растет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.